£ реальных и потенциальных угро3 общественному трализация вызовов общественной безопасности ® порядку, недопущение устрашения населения каки- и нормализация криминологической обстановки в ми-либо приёмами и способами, оперативная ней- случае её осложнения
^ Список литературы
к 1. Капитонова, Е. А. Особенности противодействия терроризму на транспорте // Национальная без-
8 опасность в современной России: стратегия противодействия экстремизму и терроризму и перспективы пре-
(£ одоления глобальных проблем : материалы Всероссийской научной конференции в 2-х томах. Саранск, 20-21
ёгд октября 2016 г. - Саранск: ИП Афанасьев В.С., 2016. - С. 219-231.
й 2. Откуда взялся автомобильный терроризм? И как выжить при атаке [Эл. ресурс] // Сайт «RTVI». - Ре-
^ жим доступа: https://rtvi.com/broadcast/2819-otkuda-vzyalsya-avtomobil'nyiy-terrorizm_-i-kak-vyijit'-pri-takoy-н
<3 atake (дата обращения: 22.09.2017).
h
g 3. Гепнарова, Ольга [Эл. ресурс] // Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа:
^ https://ru.wikipedia.org/wiki/Гепнарова,_Ольга (дата обращения: 22.09.2017).
§ 4. Гасанова, Д. Автомобильный терроризм в Испании [Эл. ресурс] // Сайт «Главная трибуна России.
¡^ Федеральная электронная газета». - 2017. - 22 авг. - Режим доступа: http://www.grtribune.ru/home/politicrevi 8 ew/9998-2017-08-22-04-44-44.html (дата обращения 21.09.2017).
В 5. Ващенко, В., Крючков, И. Как спастись: чему учат теракты в Испании [Эл. ресурс] // Сайт «ГазетаЛш». -
^ 2017. - 8 авг. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2017/08/18/10837406.shtml (дата обращения 20.09.2017).
6. Юшина, Ю. В., Евтушенко, И. И. О совершенствовании мер уголовно-правового противодействия престу-<2 плениям террористической и экстремистской направленности // Общество и право. - 2016. - № 3 (57). - С. 84-88. g 7. Australia's Strategy for Protecting Crowded Places from Terrorism. - Canberra: ANZCTC, 2017. - 18 p.
н 8. Регулирование скорости имеет решающее значение для спасения человеческих жизней, а города становят-
« ся более удобными для проживания [Эл. ресурс] // Сайт Всемирной организации здравоохранения. - Режим до-О ступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2017/speed-management-cities/ru/ (дата обращения: 21.09.2017). я 9. Экс-главу ГУ МВД Москвы допросили по делу о захвате заложников в банке [Эл. ресурс] // Сайт «РИА «Ново-
н сти». - 2017. - 28 авг. - Режим доступа: https://ria.ru/incidents/20170828/1501214210.html (дата обращения 19.09.2017). ^ 10. Гайдукевич, Д. Автомобильный теракт: как спастись [Эл. ресурс] // Сайт «Авто Mail.Ru». - Режим до-
ступа: https://auto.mail.ru/article/65912-avtomobilnyi_terakt_kak_spastis/ (дата обращения 20.09.2017).
11. Скребец, Е. С. Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 3 (29). - С. 66-70.
12. Тагиров, З. И. Европейский союз: терроризм: ситуация и тренд (на материалах отчёта TE-SAT 2017) : аналитический обзор с методическими рекомендациями. - М., 2017. - 72 с.
13. Коноплева, А. А., Никитина, Л. Н., Чудина-Шмидт, Н. В. Анализ социокультурных и психологических предпосылок развития экстремизма в Крымском федеральном округе // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 53-60.
14. Французская полиция назвала новые типы терактов, угрожающих Европе [Эл. ресурс] // Сайт «Newsru.com». - 2017. - 17 сен. - Режим доступа: http://www.newsru.com/world/17sep2017/frterra.html (дата обращения 18.09.2017).
© Буткевич С. А., 2017
УДК 343. 97
В. Б. Клишков, В. В. Пасынков, Е. В. Стебенева
КЛИШКОВ, Владимир Борисович, начальник кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: [email protected].
KLISHKOV, Vladimir Borisovich, head of the chair сriminology of St.- Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law, the assistant of professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Tel. 744-70-19. E-mail: [email protected].
ПАСЫНКОВ, Вячеслав Владимирович, доцент кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: [email protected].
PASYNKOV, Vyasheslav Vladimirovich, the assistant of professor of chair сriminology of St.- Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law, the assistant of professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Tel. 744-70-19. E-mail: [email protected].
СТЕБЕНЕВА, Елена Викторовна, доцент кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: [email protected].
STEBENEVA, Elena Victorovna, the assistant of professor of chair criminology of St.- Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Tel. 744-70-19. E-mail: [email protected].
Криминологический мониторинг: значение, этапы, методика Criminological monitoring: importance, stages, methods
В статье рассматривается содержание криминологического мониторинга как основы анализа состояния преступности и прогнозирования криминогенной ситуации, методика его проведения и основные этапы.
Ключевые слова: криминологический мониторинг, анализ преступности, криминологические индикаторы.
The article discusses the criminological content of the monitoring framework for the analysis of the crime situation and forecasting the crime situation, its methodology and main stages.
Keywords: criminological monitoring, crime analysis, criminological indicators.
Комплексное изучение преступности как социального явления, анализ и прогнозирование криминологических процессов являются важным звеном в единой структуре государственного управления. Анализ количественных и качественных характеристик преступности даёт представление о ситуации, связанной с распространением и тенденциями противоправного поведения, что позволяет оперативно реагировать на выявленные неблагоприятные особенности.
В настоящее время предупреждение преступности на основе изучения криминогенной ситуации и социальных явлений, тесно связанных с преступностью, приобретает всё большую актуальность и востребованность. Благодаря объективному и полному криминологическому мониторингу становится возможным не только осуществить анализ состояния преступности, но и спрогнозировать тенденции развития криминогенной ситуации в перспективе.
Криминологический мониторинг находит применение повсеместно и затрагивает в изучении не только основные показатели преступности, но и административную практику, оперативную обстановку, экономические, политические процессы в обществе, негативные социальные явления, оказывающие непосредственное влияние на преступность.
При проведении криминологического мониторинга немаловажным являются исследование общественного мнения, складывающейся социально-психологической обстановки в обществе, уровня социальной напряжённости среди населения. В совокупности это предопределяет перечень мониторинговых показателей, показатели которых требуется учитывать при проведении исследования данного вида.
Деятельность по криминологическому мониторингу следует разделить на три основных этапа.
Первый этап заключается в сборе основных показателей, требуемых для последующего обобщения, анализа состояния преступности. Данную работу следует начать с определения мониторинговых индикаторов, к которым можно отнести следующие.
1. Статистические учеты преступности.
Основной массив информации по данному виду мониторингового индикатора формируется в информационном центре (на региональном уровне) и в Главном информационно-аналитическом центре МВД России (на федеральном уровне). Указанные
субъекты учёта и анализа преступности осуществляют обеспечение статистической, оперативно-справочной, розыскной, оперативной, криминалистической, архивной и научно-технической информацией; руководство, планирование, координацию и контроль процессов создания, внедрения, использования, развития в системе МВД России современных информационных технологий, автоматизированных информационных систем (АИС) и интегрированных банков данных (ИБД) оперативно-справочного, розыскного, оперативного и криминалистического назначения, информационно-вычислительных сетей общего пользования.
Структурные подразделения информационных центров формируют, учитываю и хранят определённые виды информации о преступности, что является основанием их дифференциации по направлениям деятельности.
В отделах статистики осуществляется постановка на централизованный учёт преступлений и лиц, их совершивших, где объектами учёта являются:
- преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения;
- материальный ущерб, причинённый преступлениями, и обеспечение его возмещения;
- потерпевший;
- судебное решение по уголовному делу.
Основанием для постановки на учёт преступлений и лиц, их совершивших, и коррекции данных (в рамках отчётного периода) являются документы первичного учёта (статистические карточки) (далее - ДПУ).
Отдел оперативно-справочной информации предоставляет при обращении к пофамильному оперативно-справочному учёту следующие сведения на лицо:
- о наличии (отсутствии) судимости;
- о привлечении к уголовной ответственности;
- о прекращении уголовного дела по нереаби-литирующим основаниям;
- о месте отбытия наказания;
- об объявлении в розыск;
- о выдворении (депортации) иностранного гражданина или лица без гражданства;
- об установлении административного надзора
и др.
Отдел криминалистических учётов полиции ведёт криминалистические учёты: автоматизирован-
СО
а>
0 т
X S
я
С
р
И
3
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X S
03
а> р
о
ее
ш т
02
У=\
Р
О о о
я
S №
On
К> О
^ ные информационно-поисковые системы (АИПС) «АБД-Центр», состоящую из двух подсистем - «Лица» С? и «Преступления»; АИПС «Реестр лиц, подвергнутых ^ задержанию»; АИПС «Адмпрактика» и др. (о[ Таким образом, изучение статистических учётов
я позволяют выявить основные количественные и ка-§ чественные показатели преступности: уровень, динаса мику, структуру, объём, цену преступлений; уровень ^ латентности преступлений, степень виктимности и р? преступной активности отдельных групп населения и т.п., что необходимо для последующего оценивания н криминогенной ситуации в стране, регионе. ^ 2. Данные оперативной обстановки.
рс В сфере оперативной служебной деятельности ев источниками информации по данному виду мони-ни торингового индикатора является криминальная о ситуация на уровне страны, региона, города и эф-§ фективности работы, в т.ч. подразделений уголов-гс ного розыска территориальных органов (по линии ^ борьбы с преступными посягательствами против це личности, незаконным оборотом оружия и нарко-ет тических средств, по предупреждению и раскрытию ^ имущественных преступлений, включая карман-тнк ные кражи, хищения автотранспорта, культурных и ^ исторических ценностей, работа с неформальными к молодежными организациями, розыскная деятель-ни ность, этническая (иностранная) и организованная сте преступность). Ю Также при анализе необходимо учитывать объ-
екты посягательств, формы и методы совершения преступлений, совершение повторных преступлений, рецидивов.
В сфере оперативно-розыскной деятельности необходимо подвергать анализу информацию, содержащуюся в делах оперативного учёта (при наличии доступа к сведениям, составляющим государственную тайну); об организованных преступных группировках, сообществах и их лидерах.
В совокупности данная информация представляет основу для проведения оперативно-криминологического мониторинга.
3. В сфере административной практики.
Данный вид мониторингового индикатора позволяет определить виды административных правонарушений; лиц, совершающие административные правонарушения; места совершения административных правонарушений, что необходимо для отслеживания тенденций правонарушений в целом.
4. Эффективность применения законодательных норм.
Данный показатель требуется учитывать с целью выявления пробелов в законодательстве, устаревших и недействующих нормативных правовых актов и правовых норм; устранение пробелов законодательства, противоречий и устаревших норм, регулирующих сферу внутренних дел; создание эффективного механизма нормотворческого процесса, учитывающего потребности в правовом регулировании общественных отношений в сфере внутренних дел; определение эффективности правового регулирования отдельных направлений деятельности; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектами ведомственного нормотворчества и правоприменительной практики.
Использование при криминологическом мониторинге показателей правоприменения позволя-
ет в дальнейшем осуществлять совершенствование нормативно-правового регулирования; информационную поддержку планирования нормотворческой деятельности на основе автоматизации и интеграции процессов сбора, обобщения и анализа информации о совершенствовании законодательства и правоприменительной практики в сфере противодействия преступности и др.
В органах внутренних дел согласно Приказу МВД России от 20 октября 2011 г. № 1090 «Вопросы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» создана автоматизированная аналитическая информационная система мониторинга нормативного правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России - АИС «Мониторинг».
Данная система представляет собой объединённый информационный фонд, сформированный в виде предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере внутренних дел, аналитических материалов и научных исследований, обращений граждан, содержащих в себе предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы сферы внутренних дел, что немаловажно при планировании и координации деятельности по профилактике преступности на федеральном и региональном уровне.
5. Социально-экономическая обстановка в стране (регионе).
К мониторинговым индикаторам данного вида следует отнести информацию об экономических процессах, происходящих на территории страны (региона), в т.ч. о количестве промышленных и сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, объектах инфраструктуры, их дислокации, что позволяет оценить степень и виды занятости населения в производстве и обслуживании. Данные показатели позволяют соотнести уровень занятости и безработицы населения, что необходимо для выявления корреляционной зависимости корыстных преступлений, преступлений экономической направленности.
Временным наставлением по службе штабов органов внутренних дел, утверждённым Приказом МВД России от 12 февраля 1997 г. № 86 [2], также предписывается оценивать такие факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние правопорядка, как социально-политическая ситуация, экологическая обстановка; данные, характеризующие демографическую ситуацию, миграционные процессы и их причины.
Опрос экспертов из числа субъектов статистического учёта (сотрудники штабных подразделений, информационного центра, следователи, дознаватели, работники прокуратуры, подразделения Росстата) показал, большинство (64%) считает, что приоритетными при анализе состояния преступности являются данные, характеризующие социально-экономическое положение, демографическую ситуацию.
При исследовании социально-экономической обстановки учитываются такие показатели, как алкоголизация и наркотизация населения.
Уровень алкоголизации населения оценивается на основе собранной информации:
- из медицинских учреждений (поликлиник, стационаров, центров) по количеству обратившихся за помощью по лечению алкогольной зависимости, по количеству лиц в состоянии алкогольного опьянения, доставленных для оказания медицинской помощи;
- из статистических данных по совершению преступлений, административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения;
- об обороте алкогольной продукции (производство, продажа, потребление) и др.
Для оценивания уровня наркотизации населения, согласно Постановлению Правительства от 20 июня 2011 г. № 485 «Об утверждении положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации» [1], осуществляется анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Анализ наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данных научных и социологических исследований с учётом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
При проведении анализа уровня наркотизации также должно осуществляться исследование незаконного оборота наркотиков через рассмотрение социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов. Мониторинг наркоситуации осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, который формируется на указанных уровнях.
6. Изучение общественного мнения.
Общественное мнение оценивается путем применения:
- контент-анализа средств массовой информации за определённый период;
- опроса, анкетирования граждан по уровню доверия, удовлетворённости граждан работой правоохранительных органов по профилактике и борьбе с преступностью;
- изучения заявлений, жалоб, обращений граждан в правоохранительные органы.
Результаты проведённого исследования общественного мнения показывают психологическую обстановку в обществе, уровень социальной напряженности и протестной активности.
Социальная напряжённость отражает такое состояние общества, которое характеризуется неудовлетворенностью той или иной сферой жизни, отсутствием доверия к государственной власти, по-
явлением ощущением опасности и незащищённости от преступных посягательств. Социальная напряжённость имеет определённый уровень протестной активности, характеризующийся готовностью перейти к активным действиям (митингам, пикетам и др.); насыщенностью конфликтными и кризисными ситуациями, непредсказуемыми по своим последствиям и по воздействию на социальные процессы. В этом случае правоохранительным органам приходится иметь дело не с самим конфликтом, а с его тяжелыми криминальными последствиями. Учитывая, что запаздывание с необходимыми мерами обусловлено в первую очередь тем, что кризисные, конфликтные ситуации порой имеют длительный, затяжной, скрытый характер, повышается актуальность проведения мониторинга социальной напряжённости, являющегося первым признаком складывающейся негативной ситуации [4] .
Выявление социальной напряжённости в той или иной сфере и повышение уровня протестной активности позволяют своевременно скоординировать деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступных проявлений, тем самым предвосхитить негативные тенденции криминогенной ситуации в стране или регионе.
Кроме того, изучение общественного мнения позволяет выявить основные криминогенные факторы, которые, по мнению граждан, оказывают влияние на преступность в регионе, в стране. Так, например, по результатам проведенного в ходе исследования опроса 200 граждан, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, выяснено, что большинство опрошенных относят к причинам преступности в регионе недостаточно высокий уровня качества жизни, низкую оплату труда (42 %); психологию правового нигилизма (28 %). [5, с. 136]
7. Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел.
Данный мониторинговый показатель заключается в комплексном анализе деятельности органов внутренних дел, направленном на получение полного и объективного представления о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, причинах изменений в криминальной ситуации, а также выявление наиболее характерных недостатков в организации и практике оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел с целью выработки и осуществления адекватных мер по совершенствованию его работы. Следует учитывать состояние правопорядка на федеральном и региональном уровнях, результаты оперативно-служебной деятельности, эффективность использования сил и средств [2].
Данное исследование осуществляется в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, производства предварительного расследования; профилактической деятельности среди несовершеннолетних; лиц, ранее судимых; злоупотребляющих алкогольными напитками; лиц с немедицинским употреблением наркотических средств и т.п.
Так, например, оценка результатов деятельности территориального органа МВД России базируется на следующих показателях:
- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
СО
а>
0 т
X
X
я
С
р
И кт-
1
П
а> т
р у р
п о
ког
го
у
X
X и
а> р
о
ите
а> т
о:
Й
Р
О о о
я №
к» о
с
см
ЧС
£
и и с с о
Рч
а т е
ите
с р
е в и
н
^
8
огк
с
г р
& р
е т е
С
т-к
н а
О
к и н т с е
да
- выявление, раскрытие и расследование преступлений;
- розыск лиц;
- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
- обеспечение правопорядка в общественных местах;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
- охрана имущества и объектов, в т.ч. на договорной основе;
- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
- осуществление экспертно-криминалистиче-ской деятельности [3].
Второй этап проведения криминологического мониторинга преступности и мер её профилактики заключается в обработке, анализе результатов изучения мониторинговых индикаторов.
Анализ в зависимости от поставленных целей криминологического мониторинга может подразделяться на следующие виды [2]:
- текущий анализ (за сутки, неделю, месяц), который должен обеспечивать потребности оперативного управления, повседневной организации работы личного состава органа внутренних дел. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные правонарушения и преступления, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств, осуществляются другие управленческие мероприятия;
- анализ нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), при котором выявляются возникающие в оперативной обстановке отклонения от сложившихся тенденций в состоянии правопорядка, динамике и структуре преступности, исследуются причины произошедших изменений во взаимосвязи с эффективностью работы органа внутренних дел. Он является основой для внесения необходимых корректив в оперативно-служебную деятельность на предстоящий период. На его базе готовятся аналитические документы о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью, информация в инстанции, разрабатываются планы мероприятий;
- анализ за длительный период (более года), основное назначение которого выявить тенденции, характерные для состояния преступности на обслуживаемой территории и эффективности деятельности органа внутренних дел, с целью использования полученных выводов при разработке комплексных и целевых программ борьбы с преступностью;
- внеочередной анализ, представляющий собой разновидность анализа за отчётный период, осуществляемый по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случае возникновения необходимости проведения заседа-
ния коллегии, совещания и других организационных мероприятий;
- проблемный анализ, предназначенный для изучения отдельных проблем и вопросов организации борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, в качестве которых могут быть причины низкой раскрываемости тех или иных преступлений, роста уличной, рецидивной либо подростковой преступности, существенного снижения темпов прироста или сокращения числа зарегистрированных преступных посягательств конкретного вида, распространенности преступлений, связанных с наркотиками, совершенных с применением огнестрельного оружия, и т.п.;
- сравнительный анализ, проводимый в целях выявления причин существенных различий в конечных результатах оперативно-служебной деятельности двух и более органов внутренних дел, работающих в схожих условиях.
Выходным результатом по данному этапу будут являться аналитические обзоры, статистические справки, отчёты, проблемные записки, на основании которых необходимо разрабатывать руководящие инструкции, приказы, распоряжения по повышению эффективности профилактической деятельности органов внутренних дел, и правоохранительных органов в целом.
Третий этап криминологического мониторинга преступности и мер её профилактики заключается в подведении итогов, выводах и реализации в практической деятельности в виде:
- оценки криминологической ситуации (в стране, регионе);
- планирования либо корректировки уже осуществляемых мероприятий по профилактике преступности;
- расстановки (корректировки расстановки) сил и средств по профилактике преступности;
- подготовки руководящих направлений деятельности (концепции, директивы, приказы и т.п.).
На данном этапе также осуществляется прогноз тенденций преступности и криминогенной обстановки в масштабах страны или отдельно взятого региона.
Прогнозирование преступности, результатом которого является криминологический прогноз, даёт возможность представить вероятные изменения в состоянии преступности на предстоящий период и на этой основе разработать и осуществить необходимые меры предупредительного характера, нейтрализовать, минимизировать негативное влияние детерминирующих преступность факторов.
Прогноз может осуществляться с использованием методов [2]:
- моделирования, т.е. на основе установленных зависимостей между криминогенными факторами строится математическая модель, позволяющая сделать выводы об ожидаемых изменениях в преступности;
- экспертных оценок, когда за основу прогноза берётся мнение специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте;
- экстраполяции, заключающийся в изучении прошлого развития криминальной ситуации и перенесении выявленных при этом закономерностей на предстоящий период, в т.ч. с применением метода расчёта геометрической средней колебаний динамического ряда.
Локтионов О.В. Применение программно-конфигурируемых сетей для построения сетей связи...
На основании проведённого исследования мони- тенденций преступности; криминогенных факторов; С торинговых показателей преступности и связанных с связанных с преступностью социальных явлений и н
ней негативных социальных явлений, анализа крими- процессов позволяют осуществлять прогнозирова- в
ногенной обстановки и прогноза тенденций состояния ние развития криминогенной ситуации и планиро- а преступности также разрабатывается законодательная вание мер противодействия общественно опасным К
основа, регламентирующая деятельность правоохра- деяниям. В связи с этим трудно переоценить зна- -
нительных органов по профилактике и борьбе с пре- чимость разработки методики проведения крими- Т
ступностью на федеральном и региональном уровнях. нологического мониторинга преступности и мер её Й
У
ние преступности является одной из приоритетных тивному исследованию преступности в современном С
В заключение следует отметить, что исследова- предупреждения, что способствует полному и объек-
задач криминологии. Комплексный анализ основных обществе. °
3
„ у
Список литературы и
в р
вочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01 февраля е
т
1. Об утверждении положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации : Постановление Правительства от 20 июня 2011 г. № 485 [Электронный ресурс] // Доступ из спра-
2017 года).
2. Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел : Приказ МВД России от 12 февраля 1997 г. № 86 - М.: МВД России, 1997. [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01 февраля 2017 года).
3. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040. [Электронный ресурс] // Доступ из справочно- § правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01 февраля 2017 года). №
4. Типовая методика мониторинга социальной напряжённости и протестной активности граждан. - М.: 4 МВД России, 2012. - 27 с. 7
5. Криминологический мониторинг состояния преступности и мер по её предупреждению на федераль- 3 ном и региональном уровне : методические рекомендации / Алиев Я.Л., Клишков В.Б., Пасынков В.В. и др. - 0 СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - C.136, 155 с. 7
© Клишков В.Б., Пасынков В.В., Стебенева Е.В., 2017
У=\
Р
о о о
УДК 004.4: 004.7
О. В. Локтионов
ЛОКТИОНОВ Олег Викторович, начальник центра информационных технологий, связи и защиты информации Главного управления МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Адрес: Россия, 191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская д. 19. Тел. 573-32-39, 911-925-52-59.
LOKTIONOV Oleg Viktorovich, head of the center for information technology, communications and information protection of the Main Directorate of the MIA of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region, Address: Russia, 191123, St. Petersburg, st. Zaxarevskaya str., 19. Tel.: 573-32-39, 911-925-52-59.
Применение программно-конфигурируемых сетей для построения сетей связи специального назначения
The use of software defined networking for communication networks special purpose
В статье проанализированы недостатки существующих сетей связи специального назначения, имеющих многоуровневую и многопротокольную архитектуру. Показано, что одним из перспективных направлений развития этих сетей является переход к новой концепции сетевой архитектуры - концепции программно-конфигурируемых сетей. В статье излагается вариант применения программно-конфигурируемых сетей для построения сетей связи специального назначения.
Ключевые слова: сеть связи специального назначения, стек протоколов TCP/IP, сетевое оборудование, программно-конфигурируемая сеть, технология виртуализации.
The article analyzes the shortcomings of the existing communication networks of a special purpose with multilevel and multi-Protocol architecture. It is shown that one of perspective directions of development of these networks is the transition to the new concept of network architecture - the concept of software defined networking. The article describes the application of software defined networking to build networks of special purpose.
Keywords: network special purpose TCP/IP networking, software defined networking, virtualization technology.