Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА" СИСТЕМЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА" СИСТЕМЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП "ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА" / СИСТЕМА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА / СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин Алексей Васильевич, Табурчак Алексей Петрович, Петров Валерий Станиславович

Представлены результаты исследования процессов реализации принципа "формирования программы стимулирования труда" системы научного управления Ф. Тейлора, сформированного для управления предприятиями как социально-экономическими системами микроэкономического уровня, применительно к современной макроэкономической системе социально-экономического развития на уровне государства (национальной экономики). Продемонстрированы особенности реализации принципа "программы стимулирования труда" при осуществлении процессов управления социально-экономическим развитием России, как в условиях номинальной экономической стабильности, так и в объективно кризисных условиях хозяйствования. Проанализированы проблемы реализации принципа "формирования программы стимулирования труда" при управлении национальной социально-экономической системой в современных условиях, и сформулированы предложения по обеспечению его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тебекин Алексей Васильевич, Табурчак Алексей Петрович, Петров Валерий Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO IMPLEMENT THE PRINCIPLE OF "FORMATION OF A LABOR INCENTIVE PROGRAM" OF F. TAYLOR'S SCIENTIFIC MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN CONDITIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article presents the results of a study of the processes of implementing the principle of "formation of a labor incentive program" of the F. Taylor scientific management system, formed to manage enterprises as socio-economic systems of the microeconomic level, in relation to the modern macroeconomic system of socio-economic development at the state (national economy) level. The features of the implementation of the principle of the "labor incentive program" in the implementation of the processes of managing the socio-economic development of Russia both in conditions of nominal economic stability and in objectively crisis conditions of management are demonstrated. The problems of implementation of the principle of "formation of the labor incentive program" in the management of the national socio-economic system in modern conditions are analyzed, and proposals are formulated to ensure its implementation.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА" СИСТЕМЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 330.338

A.V.Tebekin, A.P.Taburchak, V.S. Petrov

ON THE NEED TO IMPLEMENT THE PRINCIPLE OF "FORMATION OF A LABOR INCENTIVE PROGRAM" OF F. TAYLOR'S SCIENTIFIC MANAGEMENT SYSTEM IN MODERN CONDITIONS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article presents the results of a study of the processes of implementing the principle of "formation of a labor incentive program" of the F. Taylor scientific management system, formed to manage enterprises as socioeconomic systems of the microeconomic level, in relation to the modern macroeco-nomic system of socio-economic development at the state (national economy) level. The features of the implementation of the principle of the "labor incentive program" in the implementation of the processes of managing the socio-economic development of Russia both in conditions of nominal economic stability and in objectively crisis conditions of management are demonstrated. The problems of implementation of the principle of "formation of the labor incentive program" in the management of the national socioeconomic system in modern conditions are analyzed, and proposals are formulated to ensure its implementation.

Keywords: the principle of "formation of a labor incentive program", F. Taylor's scientific management system, modern conditions, socio-economic development.

А.В.Тебекин1, А.П. Табурчак2, В.С. Петров3

О НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА" СИСТЕМЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Представлены результаты исследования процессов реализации принципа "формирования программы стимулирования труда" системы научного управления Ф. Тейлора, сформированного для управления предприятиями как социально-экономическими системами микроэкономического уровня, применительно к современной макроэкономической системе социально-экономического развития на уровне государства (национальной экономики). Продемонстрированы особенности реализации принципа "программы стимулирования труда" при осуществлении процессов управления социально-экономическим развитием России, как в условиях номинальной экономической стабильности, так и в объективно кризисных условиях хозяйствования. Проанализированы проблемы реализации принципа "формирования программы стимулирования труда" при управлении национальной социально-экономической системой в современных условиях, и сформулированы предложения по обеспечению его реализации.

Ключевые слова: принцип "формирования программы стимулирования труда", система научного управления Ф. Тейлора, современные условия, социально-экономическое развитие.

1 Тебекин А.В., профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России; профессор кафедры Социокультурного проектирования и развития территорий Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, г. Москва

Tebekin A.V., Professor of the Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia; Professor of the Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Doctor of Engineering, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Moscow

E-mail: tebekin@g,ail.com

2 Табурчак А.П., Декан факультета экономики и менеджмента, заведующий кафедрой бизнес-информатики, доктор экономических наук, профессор; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)", г. Санкт-Петербург

Taburchak A.P., Deсan of the Faculty of Economics and Management, Head of the Department of Business Informatics, Doctor of Economics, Professor; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State Technological Institute (Technical University)", Saint-Petersburg

E-mail: ta@inbox.ru

3 Петров В.С., доцент кафедры экономики и управления, кандидат экономических наук; Московский международный университет, г. Москва

Petrov V.S., Associate Professor of the Department of Economics and Management, PhD in Economics; Moscow International University, Moscow

E-mail: petrovvs@yandex.ru

РСН: 10.36807/2411 -7269-2021-4-27-13-27

Введение

Сформировавшаяся в последние десятилетия в национальном хозяйстве система государственного квази-монополистического капитализма [25], именуемого также блатным капитализмом (и даже блатным феодализмом [2]), обнажила серьёзные проблемы обеспечения процессов эффективного социально-экономического развития как в период номинальной экономической стабильности (являющейся на самом деле длительной стагнацией, которая может продлиться ещё длительное время [16], [55]), так и в период разразившегося экономического кризиса (на фоне других государств) [37].

При этом реализуемая в национальном хозяйстве модель экономики не только снижает уровень конкурентоспособности Российской Федерации в международном сопоставлении [34] в результате разрушения внутристрановой конкуренции, но и подрывает мотивацию для возрождения условий реализации принципа справедливой конкуренции в национальной экономике.

В этой связи в интересах повышения эффективности процессов социально-экономического развития возрастает необходимость поиска путей действенного стимулирования труда всех участников производственно-хозяйственной деятельности, занятых в отечественной экономике.

Цель исследования

Таким образом, целью представленных исследований является поиск путей повышения производительности труда в национальной экономике в интересах повышения эффективности её развития за счёт реализации действенных технологий стимулирования труда.

Методическая база исследований

Методическую базу представленных исследований составили известные научные труды по проблемам мотивации и стимулирования труда персонала таких авторов как Аширов Д.А. [7], Генкин Б.М. [17], Захарова Т.И. [29], Маслов Е.В. [31], Тейлор Ф.У. и др.

Основное содержание исследований

В основу исследования путей повышения производительности труда в национальной экономике в интересах повышения эффективности её развития за счёт реализации действенных технологий стимулирования труда был положен принцип "формирования программы стимулирования труда" системы научного управления Ф. Тейлора (Рис. 1), рассматриваемый с точки зрения особенностей его применения в современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации.

1. Разделение труда

Должно осуществляться не только на уровне мастерской (цеха), но и на уровне руководящих эшелонов управления предприятием

2. Измерение труда

Должно быть проведено расчленение производственных операций и поминутная регистрация их выполнения

3. Задачи - предписания

Должны быть определены не только нормы выполнения работ, но и представлены инструкции по их осуществлению

4. Программы стимулирования

Люб ой эле мент труда (любая работа) имеет свою цену, от которой зависит зарплата работника. Объединенные в программу цены на элементы труда формируют систему стимулирования для работников

5. Труд - индивидуальная деятельность

Утверждает, что работа в группа делает сотрудника о менее продуктивным

6. Мотивация

Личная заинтересованность работника в результатах труда является движущей силой для его работы на благо организации

7. Учет индивидуальных особенностей мотивации

Рабочие трудятся за вознаграждение в настоящем, менеджеры работают за вознаграждение в будущем

8. Подход к менеджменту

Опирается на использование авторитарных методов управления, по которым должны быть усилены организационные правила.

стандарты, регламентирование труда

9. Роль профсоюзов

В рассматриваемой системе отношений профсоюзы оцениваются как абсолютно бесполезный социальный институт

10. Развитие управленческого мышления

Утверждает, что из управленческой практики должны быть выведены определенные законы

Рис. 1 - Состав и характеристика принципов системы научного управления Ф.

Тейлора

Источник: Тебекин А.В, Петров В.С., Табурчак А.П., Реализация принципа измерения труда системы Ф. Тейлора в современной системе социально-экономического развития государства // Экономический вектор. 2020. № 2(21). С. 5-11.

Представленные результаты исследования проблем и перспектив реализации принципа "формирования программы стимулирования труда" системы научного управления Ф. Тейлора в современных условиях социально-экономического развития Российской

Федерации (блок 4, Рис. 1) являются логическим продолжением авторских исследований принципа разделения труда [36] (блок 1, Рис. 1), принципа измерения труда [38] (блок 2, Рис. 1), принципа "задача-предписание" (блок 3, Рис. 1) системы научного управления Ф. Тейлора.

Напомним, что, согласно системе научного управления Ф. Тейлора, принцип "формирования программы стимулирования труда" формулируется как "любой элемент труда (любая работа) имеет свою цену, от которой зависит зарплата работника". При этом "объединённые в программу цены на элементы труда формируют систему стимулирования для работников".

Сопоставим содержание этого принципа с фактическими реалиями стимулирования труда в современных условиях социально-экономического развития в Российской Федерации.

Начнём с того, что в Российской Федерации в современных условиях наблюдается аномально низкая для мировой практики доля малого и среднего бизнеса на фоне крупного бизнеса сточки зрения вклада в ВВП страны (Рис. 2).

Доля малых и средних предприятий в ВВП

21%

58%

48% 51% 53%

58% 58% 59% 60% 60% 61% 63%

68%

79%

42%

52% 49% 47%

42% 42% 41% 40% 40% 39% 37%

32%

ч-0

& .У

Г X У X ✓ ✓ X *

в*

* ж

Крупный бизнес ■ Малые и средние предприятия

Источник: Российская венчурная компания

Рис. 2 - Вклад в ВВП различных стран мира крупного бизнеса, с одной стороны, и

малого и среднего бизнеса, с другой стороны Источник: Доля малых и средних предприятий в ВВП cтpaн. https:// yandex.ru/search/?lr=216368&text=доля малых и средних предприятий в ввпcTpaH&src=suggest_B.

В авторской интерпретации аномальное соотношение в России доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны на фоне вклада крупного бизнеса было описано перевёрнутой пирамидой экономики (Рис. 3), демонстрирующей диаметрально противоположный подход относительно моделей экономик других стран (Рис. 4).

Крупный бизнес

Средний бизнес

Рис. 3 - Перевёрнутая пирамида российской экономики, демонстрирующая соотношение долей малого, среднего и крупного бизнеса в ВВП страны Источник: Тебекин А.В. Причины неудач и неиспользованные перспективы реализации экономических косыгинских реформ // Журнал исторических исследований. 2017. Т. 2. № 2. С. 14-30.

Средний бизнес

Крупный бизнес

Рис. 4 - Классическая пирамида экономики, демонстрирующая соотношение долей малого, среднего и крупного бизнеса в ВВП подавляющего большинства стран мира

Источник: Тебекин А.В. Причины неудач и неиспользованные перспективы реализации экономических косыгинских реформ // Журнал исторических исследований. 2017. Т. 2. № 2. С. 14-30.

Ключевые проблемы российской экономики, демонстрируемые моделью перевёрнутой пирамиды (Рис. 3), как было установлено в ранее проведённых исследованиях, заключаются в следующем.

Во-первых, это неустойчивость конструкции, когда любые неудачи производственно-хозяйственной деятельности квази-монополий крупного бизнеса (в части конструктивного экономического развития) вверху пирамиды (а практически весь крупный бизнес, составляющий 70% национальной экономики, контролируется государством) не могут быть поддержаны бизнес-решениями (в первую очередь, инновационными) малого и среднего бизнеса внизу пирамиды (Рис. 3). Как следствие - при отсутствии справедливой конкуренции в национальной экономике наблюдается отсутствие процессов экономического развития, продолжающееся уже не первое десятилетие, заложенное в самой отечественной модели государственного квази-монополистического капитализма [30]. Не случайно Министерство экономического развития Российской Федерации как главный государственный орган, отвечающий за экономическое развитие страны, но по сути дела, сводящий свою деятельность до уровня "бюро статистики и прогнозов", предсказало пять лет назад отечественной экономике ещё 20 лет стагнации [33], что подтверждается и текущими прогнозами [16].

Как следствие, страна, фактически утратив в 1990-е гг. самостоятельность в сфере производства средств производства [54], что являлось (и является) одной из ключевых частей гибридной войны против России [6], так и не решив проблему импортозамещения ни в 2000-е гг. [11], ни в 2010-е гг. [27], по настоящее время находится в постоянном

стрессовом состоянии от перманентного ожидания санкций Запада [15], главная цель которых - препятствовать приходу на российский рынок высоких технологий. Только за 2020 г. (с 05.01 2020 г. по 10.01 2021 г.), согласно докладу "Санкции против России: взгляд в 2021 год", подготовленному Российским советом по международным делам, было выделено 93 санкционных эпизода (при очевидном лидерстве США - 47 санкций и ЕС - 22 санкции непосредственно и ещё 14 опосредованно) [13].

В условиях отсутствия справедливой внутристраной конкуренции, вследствие засилья в экономике государственных квази-монополий, такие осколки разрабатываемой Правительством РФ Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. ("Стратегии-2030") как "дофинансирование проектов Sukhoi Superjet и МС-21" в рамках направления "Новая высокотехнологичная экономика" вряд ли будут иметь коммерческий успех, связанный с высокотехнологичным прорывом в отечественной экономике, поскольку производство и Sukhoi Superjet, и МС-21 более чем на 70% зависит от импортных поставок комплектующих [28]. В частности, что касается МС-21, то вследствие зависимости от импорта (притом, что по официальным заявлениям доля импортных комплектующих в этом самолёте не превышает 40% [28]), начало серийного производства этого магистрального самолёта перманентно переносится с 2017 г. [20] теперь уже на 2025 г.

Таким образом, тормозом развития отечественной экономики является неспособность отечественных монополий (заложенная в отечественной экономической модели государственных квази-монополий, где Федеральная антимонопольная служба фактически признала государство главным врагом конкуренции [18]) самостоятельно осуществлять высокотехнологичное производство без подпитки импортными поставками из-за рубежа.

Во-вторых, анализируя перевёрнутую пирамиду российской экономики (Рис. 3), необходимо отметить, что огромное давление верхних этажей пирамиды, в первую очередь на малый бизнес, приводит к тому, что своим "остриём" перевёрнутая пирамида частично затупляется (малый бизнес уходит в банкротство [10]), а частично "уходит под землю" (т.е. в зону серой теневой экономики [24]).

На тему того, как власть загоняет малый и средний бизнес в тень, достаточно красноречиво высказалась на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в начале июня 2021 г. бизнес-омбудсмен Анастасия Татулова. Рассуждая на тему того, как административное давление на бизнес и несоразмерные штрафы, предъявляемые фискальными структурами, вынуждают бизнес уходить в тень, она заявила буквально следующее: "если ты серый, тебя никто не трогает. Чёрный - тебя никто не видит. Как только ты платишь налоги, к тебе приходят все, кому не лень" [3].

Резюмируя многочисленные проблемы малого и среднего бизнеса в России, А. Татулова, как уполномоченная по защите малого бизнеса на ПМЭФ-2021, заключила: "У нас тотальный кризис доверия власти и бизнеса. От этого исходят очень многие проблемы. Вы (власть - прим. авторов) на нас плюёте ... как с убогими с нами разговариваете.... А мы вас ненавидим. Это плохо для нас, для вас, для страны" [3].

Теперь рассмотрим проблемы перевёрнутой пирамиды российской экономики (Рис. 3) исключительно с точки зрения вопросов стимулирования труда.

Если говорить о крупном бизнесе, аффилированном с властью как де-юре, так и де-факто, то в условиях государственного квази-монополистического капитализма он живёт по принципу приватизации прибыли и национализации убытков. При этом прибыль, большая часть которой должна принадлежать государству, имеющему контрольный пакет в таких компаниях, уходит исключительно частным лицам, а все убытки ложатся на плечи государства, потребителей или работников компаний.

Достаточно показательным в этом смысле выглядит сравнительная статистика доходов членов правления ПАО "Газпром" в пандемийный и допандемийный периоды в сравнении с экономическими показателями деятельности компании (Рис. 5).

700%

600%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

500%

400%

300%

200%

100%

Доходы членов правления -100% «Газпрома»

Рис. 5 - Сравнительная статистика экономических показателей деятельности ПАО "Газпром" в пандемийный период (1 полугодие 2020 г.) по сравнению с аналогичным до-пандемийным периодом (1 полугодие 2019 г.).

Источник: Доходы членов правления "Газпрома" выросли на 33% в первом полугодии. https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/08/13/836613-dohodi-chlenov-pravleniya-gazproma-virosli-na-33-v-i-polugodii.

При этом эксперты, отмечая рост доходов членов правления пао "газпром" на 1/3 в 1 полугодии 2020 г. (составивший более миллиарда рублей на 14 человек [1]), когда чистый убыток компании составил 277,0 млрд руб., по сравнению с 1 полугодием 2019 г., когда чистая прибыль компании составляла 371,1 млрд руб. [23], недоумевают: почему доходы увеличиваются только у членов правления пао "газпром", если газ общий, а "газпром" - народное достояние? [1].

Ранее проведённые исследования, например, показывали, что по компании "роснефть" за первый квартал 2019 г. Доходы членов правления выросли почти в 2 раза, в то время как чистый долг компании по состоянию на конец первого квартала 2019 г. Составил по данным интерфакса $43,9 млрд.

Возвращаясь к событиям середины 2020 г. (разгар первой волны пандемии covid-19), уместно вспомнить, как крупнейшие отечественные корпорации нивелировали убытки за счёт сокращения зарплаты сотрудников и увеличения цен для потребителей (благо квази-монополии могут себе это позволить, невзирая на претензии правительства о "нахлобучивании государства" [8] и призывы власти к тому, что "делиться надо" [9] с государством).

Так, в пао "газпром" в первой половине 2020 г. Было зафиксировано, по сообщениям сми [23], сокращение заработной платы на 17%, а в пао "роснефть" с октября 2020 г. Было произведено сокращение заработной платы и рабочих часов у четырёх пятых сотрудников, чтобы сэкономить на фонде оплаты труда порядка 5 млрд руб. [35]. При этом годовой доход главы компании, по оценкам экспертов [35], примерно равен сумме экономии на зарплате 80% сотрудников компании.

Разумеется, в подобных условиях речь идёт не о стимулировании труда сотрудников, а наоборот об их демотивации и о возрастании уровня агентских конфликтов между работодателями и работниками по найму.

Не менее серьёзным агентским конфликтом в деятельности крупного бизнеса в россии является несовпадение интересов государства и руководителей крупных компаний, подконтрольных государству, и, следовательно, призванных отстаивать эти интересы. Речь идёт о завышении операционных расходов и капитальных затрат,

осваиваемых через многочисленные создаваемые промежуточные подконтрольные структуры, и о "погремушках" руководства компаний, являющих собой по сути непрофильные активы. Достаточно вспомнить футбольный клуб "зенит", являющийся дочерней компанией пао "газпром" с бюджетом на сезон 2020-2021 гг. В 17,5 млрд руб.

Для сравнения сезонный бюджет футбольного клуба "зенит":

- превышает расходную часть бюджета 2021 г. Еврейского автономного округа в 1,17 раза (14,9 млрд руб.);

- сопоставим с годовым бюджетом республики калмыкия (19,85 млрд руб.);

- составляет более половины годовых бюджетов таких регионов как ненецкий автономный округ (22,2 млрд руб.), республика алтай (25,2 млрд руб.), республика адыгея (27 млрд руб.), карачаево-черкессия (30,11 млрд руб.);

- составляет более трети (или практически равен трети) годовых бюджетов ещё 19 регионов страны, таких как: костромская область (35,3 млрд руб.), республика северная осетия - алания (37,75 млрд руб.), республика тыва (38,1 млрд руб.), магаданская область (39,0 млрд руб.), орловская область (39,8 млрд руб.), республика мари-эл (39,9 млрд руб.), новгородская область (41,1 млрд руб.), республика мордовия (41,9 млрд руб.), республика хакасия (42,5 млрд руб.), псковская область (43,6 млрд руб.), кабардино-балкария (44,8 млрд руб.), чукотский автономный округ (49,4 млрд руб.), тамбовская область (51,4 млрд руб.), ивановская область (52,7 млрд руб.), смоленская область (53,7 млрд руб.), астраханская область (54,6 млрд руб.), город севастополь (54,6 млрд руб.), республика карелия (55,7 млрд руб.), курганская область (57,6 млрд руб.) [12].

Приведённый пример наглядно демонстрирует масштабы "гаваней" использования фактически государственных средств в частных целях.

Примером "добрых отношений" топ-менеджмента госкомпаний со стейкхолдерами от государства можно считать решение минфина и центробанка фактически списать ранее предоставленный (в 2008 г.) Пао "сбербанк" бюджетный кредит в размере 150 млрд руб.

Технологически такая операция, заключавшаяся в получении согласия минфина и центробанка включить сумму кредитного долга в основной капитал пао "сбербанк" и дающая возможность списать долг, совершенно не нова. Собственники нередко прибегают к такой технологии, чтобы помочь компании, находящейся в сложных финансовых условиях, избежать банкротства.

Но в данном случае речь идёт о компании, чистая прибыль которой за 2019 г. Составила 870,1 млрд руб. Т.е. "сбербанк" был вполне в состоянии рассчитаться с бюджетным долгом. И для бюджета страны это было очень важно, особенно в условиях планирования минфином секвестировать (со ссылкой на кризис) на ближайшие три года большинство статей бюджета страны (кроме социальных выплат) на 10% на общую сумму 4,7 трлн руб.

Вольность, с которой руководители государственных компаний обращаются с прибылью этих компаний в частных интересах, привела к тому, что для ограничения этих вольностей и соблюдения законных интересов государства как собственника компаний было подписано распоряжение правительства рф, в соответствии с которым "с 1 июля 2021 года все госкомпании россии должны будут направлять на выплату дивидендов не менее половины своей скорректированной чистой прибыли" [42].

Не лучше обстоит дело и с капитальными затратами.

Несмотря на то, что даже президент страны призывал в своё время "газпром" не строить дворцы (речь тогда шла о дальнем востоке) [14], сегодня мы узнаём о том, что "газпром" собирается построить второй по высоте небоскрёб в мире [4]. Притом, что один небоскрёб (лахта центр) у "газпрома" уже есть.

Надо сказать, что неоправданные капитальные затраты характерны и для других государственных структур. Так, согласно ранее проведённым исследованиям [39], именно "десятилетиями "не замечаемые" непомерные расходы пенсионного фонда россии на самообслуживание (на строительство и содержание роскошных зданий пенсионного фонда во всех регионах страны [5])", свидетельствующие, наряду с "выводом средств из системы пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды" [39], о "фактическом провале управления системой пенсионного обеспечения государства" [39], а отнюдь не только старение населения, привели к злополучной пенсионной реформе.

Это что касается приватизации доходов и прибыли.

Что же касается национализации убытков, то здесь уместно вспомнить, что ещё в докризисный 2019 г. (первое полугодие) суммарный долг 10 государственных российских компаний россии по данным рбк (рис. 6) был на триллион рублей больше, чем сумма средств фонда национального благосостояния (фнб) на тот момент.

Сколько должны кредиторам крупные государственные компании в России

По итогам первого полугодия 2019 года

Чистый долг

Роснефть

Нефть и газ

Газпром

Нефть и газ

РЖД

Транспорт

Транснефть

Нефть и газ

Россети

Электроэнергетика

Р3,5 трлн

Р2,6 трлн

Р1,3 трлн

| Р534,2 млрд Р498,1 млрд

О А К* Щ Р344 млрд

Оборона и машиностроение

Ростелеком

Связь / интернет

| Р209,1 млрд | Р132,8 млрд | Р129/1 млрд | Р83,5 млрд Объединенная авиастроительная корпорация

Славнефть

Нефть и газ

РусГидро

Электроэнергетика

АЛРОСА

Алмазы

Чистый долг/ЕВ1Т0А

3,8 1,5 5,0 2,0 3,0 6,8 4,5 3,3 2,5 1,3

Источник: (^еЛп^у, подсчеты РБК

РБК, 2019

Рис. 6 - суммарный долг 10 государственных российских компаний на первое полугодие 2019 г. По данным рбк Источник: долги госкомпаний оказались на триллион руб. Больше фнб. Как с этим жить? Https://quote.rbc.ru/news/article/5ae098a62ae5961b67a1c3a9.

По данным других источников долги "роснефти" (суммарный объём обязательств, включая кредиторскую задолженность и отложенные обязательства по налогам) на начало 2019 г. Составляли около половины (47%) бюджета российской федерации или более четверти (27%) золотовалютных резервов центробанка [22]. А по состоянию на 1 марта 2020 г. Суммарный долг "роснефти" и "газпрома" оценивался как равный сумме фнб [21]. Эксперты отмечают, что некогда прибыльные компании "газпром" и "роснефть" превратились в глубоко убыточные [32].

В целом, как отмечалось в исследованиях, "топ-менеджмент (крупных российских компаний - прим. Авторов) при поддержке бизнеса государством (крупных госкомпаний -прим. Авторов) богатеет даже при убыточной деятельности фирм".

Таким образом, агентские конфликты топ-менеджмента и государства в крупных отечественных компаниях приводят к тому, что существующие подходы к стимулированию труда в интересах повышения эффективности развития национальной экономики принципиально проигрывают стимулам, связанным с освоением доходов и приватизации прибылей управляемых компаний в личных и групповых интересах.

По этой же причине (одной из нескольких) огромным спросом в стране пользуются направления образования и рабочие места, связанные с государственной службой. Поскольку госслужба рассматривается большинством претендентов не как служба отечеству, а как возможность получить административный ресурс для "дополнительного заработка".

Достаточно ярко на эту тему высказалась на пмэф-2021 омбудсмен малого и среднего бизнеса а. Татулова: надзорных ведомств., наверно, мафия бессмертна, но, ... на что направлен kpi? ... - kpi людей направлен на выявленные нарушения, ... т.е. Люди получают бонус с суммы собранных штрафов, ... так это же просто доходная статья бюджета. Либо давайте мы признаемся в этом честно, либо нам надо прямо завтра убить все эти гильотины." [3].

Возможно, эта проблема не была бы столь заметна в рамках национальной экономики, если бы не огромные масштабы верхнего уровня перевёрнутой пирамиды российской экономики (рис. 3).

По причине крайне малых масштабов деятельности среднего и малого бизнеса в национальной экономике (рис. 2) возникают трудности со стимулированием труда персонала и на этих уровнях перевёрнутой пирамиды (рис. 3). По этой же причине выпускники образовательных учреждений стремятся устроиться чиновниками, так как в постоянно сокращающемся малом и среднем бизнесе работу найти гораздо сложнее [26].

На эту проблему также недавно обращала внимание на пмэф-2021 омбудсмен а. Татулова: "и в малом, и в среднем бизнесе люди не могут платить такой налог на фот .у нас. ндфл платит не человек ... его платит предприниматель ... суммарно предприниматель сейчас платит с зарплаты 43%" [3].

Т.е. Из-за непомерной нагрузки на фонд оплаты труда (и непрерывно и несоразмерно растущей налоговой нагрузки [51]) структуры малого и среднего бизнеса не могут реализовать нормальную систему стимулирования труда работников.

В результате представители среднего и малого бизнеса в россии, как показали ранее проведённые исследования, уходят в теневую экономику, следуя постулату эрнандо де сото, который, характеризовал теневую экономику как "прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения своих целей" [19].

Впрочем, указанный постулат э. Де сото в полной мере отражает и причины неработоспособности традиционных программ стимулирования труда, присущих нормальным условиям ведения хозяйственной деятельности, в крупном российском бизнесе.

Монополизм крупного бизнеса, проецируемый государством, и приводящий к сокращению малого и среднего бизнеса, нашёл отражение и в статистике поступательного сокращения в стране количества юридических лиц и их территориально обособленных подразделений, после 2007 г. Попытка росстата переписать эту статистику путём перехода с оквэд на оквэд-2 оказалась несостоятельной и даже парадоксальной.

Несмотря на то, что в 2017 г., когда количество организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) в результате их перегруппировки выросло за год более чем на 25%, ввп страны (с учётом инфляции) практически не рос и не растёт.

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведённые исследования показывают, что реализация принципа "формирования программы стимулирования труда" системы научного управления Ф. Тейлора для эффективного развития экономики, с одной стороны, необходима, а, с другой стороны, затруднительна в реализации при современной модели государственно-монополистического капитализма.

Эти затруднения связаны с тем, что принцип "рост результатов - рост вознаграждения" (в рамках "белой" экономики), заложенный в традиционные программы стимулирования труда по Ф. Тейлору, замещается более привлекательными для руководителей компаний, как крупного, так и среднего и малого бизнеса, схемами (Рис. 7).

Рис. 7 - Соотношение идеальных и фактических программ стимулирования труда в современных социально-экономических условиях

Источник: Составлено авторами.

Следовательно, обязательным условием для реализации принципа "формирования программы стимулирования труда" системы научного управления Ф. Тейлора для обеспечения эффективного развития национальной экономики является отказ от существующей модели государственно-монополистического капитализма.

Список использованных источников

1. "Газпром", это же общий газ! Но почему доходы увеличиваются только у вас?

- https://life.ru/p/1340147 (дата обращения: 27.06.2021).

2. "Блатной феодализм" довёл страну до ручки. Михаил Делягин: Россию захлестывает одичание. - https://svpressa.ru/society/article/269368/ (дата обращения: 27.06.2021).

3. "Вы на нас плюёте и разговариваете с нами, как с убогими. А мы вас ненавидим": Анастасия Татулова рассказала о реальных бедах бизнеса на ПМЭФ. -https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/tatulova-531172/ (дата обращения: 27.06.2021).

4. "Газпром" решил построить в Петербурге второй по высоте небоскрёб в мире.

- https://www.rbc.ru/business/25/05/2021/60ad28409a79478bc7ea6dfc (дата обращения: 27.06.2021).

5. 84 шикарных "дворца" Пенсионного Фонда + адреса и телефоны. -https://zen.yandex.ru/media/arhdesign/84-shikamyh-dvorcapensionnogo-fonda--adresa-i-telefony-5fa5712447a34812ce651546 (дата обращения: 27.06.2021).

6. Анисимов Е.Г., Тебекин А.В. О фронтах гибридной войны в экономическом и геополитическом пространстве // Журнал исследований по управлению. - 2020. - Т. 6. -№ 5. - С. 60-74.

7. Аширов Д.А. Стимулирование предприятия / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, 2018. (гриф) - 237 с.

8. Белоусов заявил о "нахлобучивании" государства металлургами на 100 млрд.

- https://www.rbc.ru/business/31/05/2021/60b3dc129a7947f1cbf45323 (дата обращения: 27.06.2021).

9. Белоусов об изъятии 500 млрд рублей у бизнеса: "Делиться надо". Помощник президента уверяет, что это нужно не для выполнения майского указа. -https://www.vedomosti.rU/business/articles/2018/08/10/777883-delitsya-nado (дата обращения: 27.06.2021).

10. Бизнес-омбудсмен предупредил о риске "массового банкротства" взявших льготные кредиты компаний. - https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/409645-biznes-ombudsmen-predupredil-o-riske-massovogo-bankrotstva-vzyavshih-lgotnye (дата обращения: 27.06.2021).

11. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы / монография // Институт нового индустриального развития (ИНИР) им. С.Ю. Витте. - СПб., 2015. - 171 с.

12. Бюджеты регионов в 2021 г.: стратегии дефицита. - https://nacexpert.ru/wp-content/uploads/2021/01/Доклад_бюджеты_19012021_compressed1.pdf (дата обращения: 27.06.2021).

13. В России подсчитали количество введённых против неё западных санкций. -https://rg.ru/2021/02Z15/v-rossii-podschitali-kolichestvo-vvedennyh-protiv-nee-zapadnyh-sankcij.html (дата обращения: 27.06.2021).

14. Владимир Путин призвал "Газпром" не строить "дворцы" на Дальнем Востоке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- https://www.kommersant.ru/doc/3374191 (дата обращения: 27.06.2021).

15. Восемь лет санкций против России. Главное. -https://www.rbc.ru/politics/18/04/2021/5bffb0f09a79470ff5378627 (дата обращения: 27.06.2021).

16. ВШЭ: Россию ждут 15 лет безнадёжной стагнации. -https://newizv.ru/news/economy/19-04-2021/vshe-rossiyu-zhdut-15-let-beznadezhnoy-stagnatsii (дата обращения: 27.06.2021).

17. Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. - 8-е изд., пересм. и доп. - Москва: Норма, 2009. - 462 с.

18. Государство и госкомпании контролируют 70% российской экономики. ФАС признала государство главным врагом конкуренции. -https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki (дата обращения: 27.06.2021).

19. Де Сото Эрнандо. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире: [Исслед. нелегал. экономики в Перу: Пер. с англ.] / Эрнандо Де Сото; [Авт. введ. М.В. Льоса]. - М.: Catallaxy, Б. г. (1995). - 319 с.

20. Денис Мантуров: серийное производство самолёта МС-21 начнётся в 2017 году. - https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!denis_manturov_seriynoe_proizvodstvo_samoleta_ms21_nachnetsya_v_2017_g odu (дата обращения: 27.06.2021).

21. Долг "Роснефти" и "Газпрома" равен всему Фонду национального благосостояния РФ. - https://gordonua.com/blogs/rabinovich/dolg-rosnefti-i-gazproma-raven-vsemu-fondu-nacionalnogo-blagosostoyaniya-rf-1497261.html (дата обращения: 27.06.2021).

22. Долги "Роснефти" составляют половину бюджета РФ. -https://zen.yandex.ru/media/id/5d6000a4ba281e00ad6e6c3b/dolgi-rosnefti-sostavliaiut-polovinu-biudjeta-rf-5e01f6e81ee34f00aef6ad4f (дата обращения: 27.06.2021).

23. Доходы членов правления "Газпрома" выросли на 33% в первом полугодии. -https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/08/13/836613-dohodi-chlenov-pravleniya-gazproma-virosli-na-33-v-i-polugodii (дата обращения: 27.06.2021).

24. Егорова А.А., Тебекин А.В. Структуралистские факторы распространения "серой" теневой экономики // Журнал экономических исследований. - 2019. - Т. 5. - № 3. - С. 69-81.

25. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А., Анализ перспектив создания нового индустриального общества второго поколения в России в современных условиях // Журнал экономических исследований. - 2021. - Т. 7. - № 2. - С. 3-14.

26. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А., Современные проблемы развития предпринимательства в России и потенциальные пути их решения // Транспортное дело России. - 2020. - № 5. - С. 76-83.

27. Жигулин В.Г., Тебекин А.В., Научно-практические проблемы импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий. В сборнике: О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере информационно-

коммуникационных технологий. Сборник материалов Межведомственной научной конференции / Российская таможенная академия, 2016. - С. 81-91.

28. Застряли за границей. Почему "Суперджет" и МС-21 никогда не станут полностью российскими. - https://lenta.ru/articles/2016/11/21/avia_problems/ (дата обращения: 27.06.2021).

29. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. ЕАОИ, 2008. - 216 с.

30. Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Проблемы и перспективы использования положений школы предпринимательства Йозе-фа Шумпетера для развития современного менеджмента // Транспортное дело России. -2021. - № 2. - С. 69-77.

31. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учебное пособие / Е.В. Маслов. - Новосибирск, 2001. - 309 с.

32. Миллер и Сечин превратили прибыльные компании "Газпром" и "Роснефть" в глубоко убыточные, с долгом в 769 млрд рублей. -https://finance.rambler.ru/business/45247977/?utm_content=finance_media&utm_medium=read _more&utm_source=copylink (дата обращения: 27.06.2021).

33. Минэкономразвития предсказало 20 лет стагнации в экономике. -https://www.rbc.ru/economics/20/10/2016/580881679a79476604f15ff6 (дата обращения: 27.06.2021).

34. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Использование проектного подхода при определении уровня национальной конкурентоспособности в сфере экономического развития // Журнал исследований по управлению. - 2020. - Т. 6. -№ 3. - С. 77-86.

35. Обыкновенный капитализм. Приватизация прибыли и национализация убытков. - https://drugros.ru/stati/obyknovennyi-kapitalizm (дата обращения: 27.06.2021).

36. Петров В.С., Тебекин А.В. Реализация принципа разделения труда системы научного управления Ф. Тейлора в современной системе социально-экономического развития государства // Экономический вектор. - 2019. - № 4(19). - С. 5-12.

37. Петров В.С., Табурчак А.П., Тебекин А.В. Влияние глобального экономического кризиса на параметры экономического прогноза и планирование бюджета Российской Федерации // Журнал экономических исследований. - 2020. - Т. 6. - № 5. - С. 40-49.

38. Петров В.С., Табурчак А.П., Тебекин А.В. Реализация принципа измерения труда системы Ф. Тейлора в современной системе социально-экономического развития государства // Экономический вектор. - 2020. - № 2(21). - С. 5-11.

39. Петров В.С., Тебекин А.В. Анализ структуры расходов средств федерального бюджета Российской Федерации // Транспортное дело России. - 2021. - № 1. - С. 17-21.

References

1. "Gazprom", this is common gas! But why are incomes increasing only with you? -https://life.ru/p/1340147 (date accessed: 27.06.2021).

2. "Thug feudalism" brought the country to the handle. Mikhail Delyagin: Russia is overwhelmed by savagery. - https://svpressa.ru/society/article/269368/ (date accessed: 06.27.2021).

3. "You spit on us and talk to us as if we were poor. And we hate you": Anastasia Tatulova spoke about the real troubles of business at SPIEF. -https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/tatulova-531172/ (date accessed: 06.27.2021).

4. Gazprom decided to build the second tallest skyscraper in the world in St. Petersburg. - https://www.rbc.ru/business/25/05/2021/60ad28409a79478bc7ea6dfc (date accessed: 27.06.2021).

5. 84 luxurious "palaces" of the Pension Fund + addresses and telephones. -https://zen.yandex.ru/media/arhdesign/84-shikarnyh-dvorcapensionnogo-fonda--adresa-i-telefony-5fa5712447a34812ce651546 (date accessed: 27.06.2021).

6. Anisimov E.G., Tebekin A.V. On the fronts of a hybrid war in the economic and geopolitical space // Journal of Management Research. - 2020. - Vol. 6. - No. 5.- P. 60-74.

7. Ashirov D.A. Promotion of the enterprise / YES. Ashirov. - M.: Prospect, 2018. (stamp). - 237 p.

8. Belousov announced that metallurgists were "pressing on" the state for RUB100 billion. - Https://www.rbc.ru/business/31/05/2021/60b3dc129a7947f1cbf45323.

9. Belousov on the seizure of 500 billion rubles from business: "It is necessary to share". The presidential aide assures that this is not needed to fulfill the May decree. -

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/08/10/777883-delitsya-nado (date accessed: 27.06.2021).

10. The business ombudsman warned about the risk of "mass bankruptcy" of companies that took soft loans. - https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/409645-biznes-ombudsmen-predupredil-o-riske-massovogo-bankrotstva-vzyavshih-lgotnye (date accessed: 27.06.2021).

11. Bodrunov S.D. Theory and practice of import substitution: lessons and problems / monograph // Institute of New Industrial Development (INIR) named after S. Yu. Witte. - SPb., 2015. - 171 p.

12. Regional budgets in 2021: deficit strategies. - https://nacexpert.ru/wp-content/uploads/2021/01/Report_budgets_19012021_compressed1 .pdf (date accessed: 27.06.2021).

13. Russia has counted the number of Western sanctions imposed on it. -https://rg.ru/2021/02/15/v-rossii-podschitali-kolichestvo-vvedennyh-protiv-nee-zapadnyh-sankcij.html (date accessed: 27.06.2021).

14. Vladimir Putin called on Gazprom not to build "palaces" in the Far East. -https://www.kommersant.ru/doc/3374191 (date accessed: 27.06.2021).

15. Eight years of sanctions against Russia. The main thing. -https://www.rbc.ru/politics/18/04/2021/5bffb0f09a79470ff5378627 (date accessed: 27.06.2021).

16. HSE: Russia will face 15 years of hopeless stagnation. -https://newizv.ru/news/economy/19-04-2021/vshe-rossiyu-zhdut-15-let-beznadezhnoy-stagnatsii (date accessed: 27.06.2021).

17. Genkin B.M. Economics and Sociology of Labor / B.M. Genkin. - 8th ed., Rev. and add. - Moscow: Norma, 2009. - 462 p.

18. The state and state-owned companies control 70% of the Russian economy. FAS recognized the state as the main enemy of competition. -https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki (date accessed: 27.06.2021).

19. De Soto Hernando. Another way: Invisible revolution in the third world: [Issled. illegal. economy in Peru: Per. from English] / Hernando De Soto; [Ed. entered M.V. Llosa]. - M.: Catallaxy, B. g. (1995). - 319 p.

20. Denis Manturov: serial production of the MC-21 aircraft will begin in 2017. -https://minpromtorg.gov. ru/press-

cen-

tre/news/#!denis_manturov_seriynoe_proizvodstvo_samoleta_ms21_nachnetsya_v_2017_godu (date accessed: 27.06.2021).

21. The debt of Rosneft and Gazprom is equal to the entire National Welfare Fund of the Russian Federation. - https://gordonua.com/blogs/rabinovich/dolg-rosnefti-i-gazproma-raven-vsemu-fondu-nacionalnogo-blagosostoyaniya-rf-1497261.html (date accessed: 27.06.2021).

22. Rosneft's debts account for half of the RF budget. -https://zen.yandex.ru/media/id/5d6000a4ba281e00ad6e6c3b/dolgi-rosnefti-sostavliaiut-polovinu-biudjeta-rf-5e01f6e81ee34f00aef6ad4f (date accessed: 27.06.2021).

23. Incomes of members of the Gazprom Management Committee grew by 33% in the first half of the year. - https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/08/13/836613-dohodi-chlenov-pravleniya-gazproma-virosli-na-33-v-i-polugodii (date accessed: 27.06.2021).

24. Egorova A.A., Tebekin A.V. Structuralist factors in the spread of the "gray" shadow economy // Journal of Economic Research. - 2019. - Vol. 5. - No. 3. - P. 69-81.

25. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Analysis of the prospects for creating a new industrial society of the second generation in Russia in modern conditions // Journal of Economic Research. - 2021. - T. 7. - No. 2. - P.3-14.

26. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Modern problems of entrepreneurship development in Russia and potential ways to solve them // Transport business in Russia. -2020. - No. 5. - P. 76-83.

27. Zhigulin VG, Tebekin AV, Scientific and practical problems of import substitution in the field of information and communication technologies. In the collection: On the problems of import substitution in customs authorities and new developments in the field of information and communication technologies. Collection of materials of the Interdepartmental Scientific Conference. Russian Customs Academy. - 2016. - P. 81-91.

28. Stuck abroad. Why "Superjet" and MS-21 will never become completely Russian. -https://lenta.ru/articles/2016/11/21/avia_problems/ (date accessed: 27.06.2021).

29. Zakharova T.I., Gavrilova S.V. Labor motivation Activities: Educational-methodical complex. - M.: Publishing house EAOI, 2008. - 216 p.

30. Ignatieva A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Khoreva A.V. Problems and prospects of using the provisions of the school of entrepreneurship of Joseph Schum-peter for the development of modern management // Transport business in Russia. - 2021. -No. 2. - S. 69-77.

31. Maslov E.V. Enterprise personnel management [Text]: textbook / E.V. Maslov. -Novosibirsk, 2001. - 309 p.

32. Miller and Sechin turned profitable companies Gazprom and Rosneft into deeply unprofitable ones, with a debt of 769 billion rubles. -https://finance.rambler.ru/business/45247977/?utm_content=finance_media&utm_medium=read _more&utm_source=copylink (date accessed: 27.06.2021).

33. The Ministry of Economic Development predicted 20 years of stagnation in the economy - https://www.rbc.ru/economics/20/10/2016/580881679a79476604f15ff6 (date accessed: 27.06.2021).

34. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Khoreva A.V. Using the project approach in determining the level of national competitiveness in the field of economic development // Journal of Management Research. - 2020. - Vol. 6. - No. 3. - P. 77-86.

35. Ordinary capitalism. Privatization of profits and nationalization of losses. -https://drugros.ru/stati/obyknovennyi-kapitalizm (date accessed: 27.06.2021).

36. Petrov V.S., Tebekin A.V. Implementation of the principle of division of labor of F. Taylor's scientific management system in the modern system of socio-economic development of the state // Economic vector. - 2019. - No. 4(19). - P. 5-12.

37. Petrov V.S., Taburchak A.P., Tebekin A.V. The impact of the global economic crisis on the parameters of the economic forecast and budget planning of the Russian Federation // Journal of Economic Research. - 2020. - Vol. 6. - No. 5. - P. 40-49.

38. Petrov V.S., Taburchak A.P., Tebekin A.V. Implementation of the principle of measuring the labor of F. Taylor's system in the modern system of socio-economic development of the state // Economic vector. - 2020. - No. 2(21). - P. 5-11.

39. Petrov V.S., Tebekin A.V. Analysis of the structure of expenditures of the federal budget of the Russian Federation // Transport business in Russia. - 2021. - No. 1. - P. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.