Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ ШКОЛЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Й. ШУМПЕТЕРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ ШКОЛЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Й. ШУМПЕТЕРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / ШКОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / Й. ШУМПЕТЕР / ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А. В., Тебекин П. А., Егорова А. А.

Представлены результаты исследования возможностей использования положений школы предпринимательства Й. Шумпетера при формировании стратегий развития бизнеса в современных условиях преодоления глобального экономического кризиса. Показано, что в условиях формирования в стратегической перспективе концепции менеджмента на основе управления человеческим капиталом повысится актуальность использования основных положений школы предпринимательства семейства школ стратегического менеджмента, адаптированных к современным условиям, базирующихся на поиске и использование людей с развитыми предпринимательскими способностями, обладающими выделенным в процессе исследований набором качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ENTREPRENEUR IN THE PROVISIONS OF THE SCHOOL OF ENTREPRENEURSHIP J. SCHUMPETER AND ITS IMPORTANCE IN THE FORMATION OF BUSINESS DEVELOPMENT STRATEGIES IN MODERN CONDITIONS

The article presents the results of a study of the possibilities of using the provisions of the school of entrepreneurship of J. Schumpeter in the formation of business development strategies in the modern conditions of overcoming the global economic crisis. It is shown that in the context of the formation in a strategic perspective of the concept of management based on human capital management, the relevance of using the basic provisions of the school of entrepreneurship of the family of schools of strategic management, adapted to modern conditions, based on the search and use of people with developed entrepreneurial abilities, who have highlighted in the process of research a set of qualities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ ШКОЛЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Й. ШУМПЕТЕРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

электронный научно-экономическии журнал

DOI: 10.17747/2311-7184-2021-9-263-270 УДК 338

стр 263

Роль предпринимателя в положениях школы

и

предпринимательства И. Шумпетера

и его значение в формировании стратегий развития бизнеса в современных условиях

Тебекин А.В.,

доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, e-mail: Tebekin@gmail.com

Тебекин П.А., главный эксперт отдела сопровождения информационных коммуникаций АО «Альфа-Банк»

Егорова А.А., ведущий специалист отдела технического маркетинга ООО «Научно-технический центр «Ин-тайр»

Аннотация. Представлены результаты исследования возможностей использования положений школы предпринимательства Й. Шумпетера при формировании стратегий развития бизнеса в современных условиях преодоления глобального экономического кризиса. Показано, что в условиях формирования в стратегической перспективе концепции менеджмента на основе управления человеческим капиталом повысится актуальность использования основных положений школы предпринимательства семейства школ стратегического менеджмента, адаптированных к современным условиям, базирующихся на поиске и использование людей с развитыми предпринимательскими способностями, обладающими выделенным в процессе исследований набором качеств.

Ключевые слова: роль предпринимателя, школа предпринимательства, Й. Шумпетер, формирование стратегии, развитие бизнеса, современные условия.

The role of the entrepreneur in the provisions of the school of entrepreneurship J. Schumpeter and its importance in the formation of business development strategies in modern conditions

Tebekin A., Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Professor of the Department of Management of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, e-mail: Tebekin@gmail.com

Tebekin P., Chief Expert of the Information Communications Support Department, Alfa-Bank JSC

Egorova A., leading specialist of the department of technical marketing of LLC «Scientific and technical center» Intayr

Abstract: The article presents the results of a study of the possibilities of using the provisions of the school of entrepreneurship of J. Schumpeter in the formation of business development strategies in the modern conditions of overcoming the global economic crisis. It is shown that in the context of the formation in a strategic perspective of the concept of management based on human capital management, the relevance of using the basic provisions of the school of entrepreneurship of the family of schools of strategic management, adapted to modern conditions, based on the search and use of people with developed entrepreneurial abilities, who have highlighted in the process of research a set of qualities.

Keywords: the role of an entrepreneur, school of entrepreneurship, J. Schumpeter, strategy formation, business development, modern conditions.

Введение

Ожидаемо затягивающийся глобальный мировой экономический кризис 2020-х годов [26], по-прежнему сохраняет актуальной проблему его преодоления с минимальными потерями, в короткие сроки и с наибольшими конкурентными преимуществами на выходе [17], что возможно путем создания продуктивной стратегии развития бизнеса.

Проведенные исследования показывают, что в основе выхода из кризиса как мировой, так и национальной экономики будет лежать (ближе к 2030-м годам) эффективное использование человеческого капитала [24] (по аналогии с опорой в периоды выхода из мировых кризисов на развитие человеческих отношений в 1930-е годы [28] и культуры управления в 1980-е годы [31]), где одними из ключевых значений будут играть предпринимательские способности.

электронный научно-экономический журнал стр 264

Таким образом, исходя из прогнозируемых тенденций развития экономики целесообразно обратиться к опыту формирования стратегий развития с использованием положений школы предпринимательства Й. Шумпетера [3,36], сформировавшейся в середине XX века.

Цель исследования

Целью представленной работы является исследование возможностей и перспектив использования положений школы предпринимательства Й. Шумпетера при формировании стратегий развития бизнеса в современных условиях преодоления глобального экономического кризиса 2020-х годов в части решения проблемы поиска и использования людей с развитыми предпринимальскими способностями.

Методологическая основа и методическая база исследований

Методологическую основу исследований составили работы Й. Шумпетера [3, 34-36].

Методическую базу данных исследований составили известные труды, посвященные изучению положений научной школы предпринимательства Шумпетера Й. таких авторов, как Антипина Е.В. [4], Горбачева А.А., Ка-рабегович Д.Я. [5], Горелов Н.А. [6], Ефименко Т.И., Леоненко П.М. [10], Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. [l3], Тарануха Ю.В. [18], Хабыев Я. [32] и др.

Методическую базу исследований также составили авторские исследования положений научной школы предпринимательства Й. Шумпетера, получившие отражение в трудах, посвященных проблемам развития современного менеджмента в целом [11], оценке результатов реализации национальной стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года («Стратегии-2020») [21], а также перспектив реализации национальной стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года («Стратегии-2030») [16,20,22].

Основное содержание исследований

Данное исследование является логическим продолжением авторских работ, посвященных изучению семейства школ стратегического менеджмента в целом [19,30], состав которых представлен на рис.1, а также группе предписывающих школ стратегического менеджмента, включая: школу дизайна К. Эндрюса и А. Чандлера [8], школу планирования И. Ансоффа П. Лоранжа [9] и школу позиционирования М. Портера, Р Каца, Б. Джеймса и Дж. Куинна [14].

Рис. 1. Состав семейства научных школ стратегического менеджмента [30]

электронный научно-экономический журнал

стр 265

На предыдущих этапах авторских исследований научных положений школы предпринимательства Й. Шумпе-тера были детально проанализированы:

- экономические корни положений школы предпринимательства [11],

- вклад предпринимательских способностей в бизнес [11],

- роль предпринимателя в экономике [11],

- формирование стратегии бизнеса как процесса предвидения [11],

- сочетание понимания стратегии развития бизнеса как перспективы, ассоциативно связанной с основной идеей стратегии и с интуитивным выбором направления реализации процесса развития (видения), развивающее в положениях школы предпринимательства положения школы дизайна [11];

- формированию стратегии бизнеса на основе использования многофункциональной зрительной системы, объединяющей в себе комплекс взглядов процесс развития [11, 16,20-22], где взгляды «назад», «сверху», «вглубь», «вперед», «кроме того», «за» и «сквозь» в классической системе стратегического мышления как «зрения» школы предпринимательства (рис. 2) [13] дополнены авторским взглядом «снизу» (рис. 3) [11,16,22].

Рис. 2. Классическая система стратегического мышления как «зрения» школы предпринимательства [13]

Рис. 3. Модифицированная могофункциональная зрительнная система школы предпринимательства,

дополненная взглядом «снизу» [11]

Данное рассмотрение призвано обеспечить продолжение комплексного исследования возможностей использования положений школы предпринимательства Й. Шумпетера, основные положения которой представлены на рис. 4 [13], при формировании стратегий развития бизнеса в современных условиях преодоления глобального экономического кризиса. При этом указанная комплексность призвана обеспечить использование основных положений школы предпринимательства семейства школ стратегического менеджмента, адаптированных к современным условиям, в части решения проблемы поиска и использования людей с развитыми предпринимательскими способностями.

электронный научно-экономическии журнал

стр 266

Рис. 4. Состав основных положений научной школы предпринимательства Й. Шумпетера [13]

В этой связи, анализируя источники литературы, описывающие положения школы предпринимательства, следует согласиться с мнением Минцберга Г., который отмечает, что эти работы «представляют собой не более чем тонкий ручеек работ и исследований, редкие из которых достойны внимания критика» [13].

Одной из таких достойных работ, посвященных вопросам школы предпринимательства, по праву ситается статья Брэнсона Р [1], основанная на успешном опыте его предпринимательства в компаний Virgin Group.

Основные тезисы статьи Брэнсона Р. «Reflections of a Risk-Taker» [1], представляющей собой размышления о предпринимателе, и сопровождающие их комментариии авторов данной статьи c позиций современного менеджмента, требующего скорейшего преодоления кризиса 2020-х годов, представлены в табл.1.

электронный научно-экономическии журнал

стр 267

Таблица 1

Основные тезисы статьи Брэнсона Р. «Reflections of a Risk-Taker» [1] как размышлений о предпринимателе

№ Тезис Брэнсона Р. Авторский комментарий применительно к современным условиям бизнеса

1 «Самый большой риск для любого из нас - вложение денег в дело, в котором мы не разбираемся. Из всех основанных Virgin предприятий можно по пальцам пересчитать те, которые относились к совершенно новым для нас областям» [1]. С одной стороны, речь идет о том, что Брэнсон Р. как предприниматель отдает себе отчет о резком росте риска при переходе к совершенно новому делу (см., например, GAP-анализ [29]). С другой стороны, если перспективы отрасли достаточно высоки и превышают текущие успехи компании (см, например, матрицу McKinsey - General Electric [2]), то есть смысл развивать свой бизнес именно в этой сфере, считая, что от добра добра не ищут.

2 «Если мне необходимо было сделать обзор рынка или разработать масштабную стратегию, я никогда не обращался ни к чьим услугам. Я считаю, что лучший способ снижения риска для компании -изучение ее руководителями всех тонкостей нового дела» [1]. В этом тезисе Брэнсона Р. заложено несколько важных посылов. Во-первых, руководителю бизнеса как наиболее заинтересованной стороне не пристало относиться к процессу формирования стратегии с позиций управления «на расстоянии вытянутой руки». Во-вторых, обращение к сторонним услугам по вопросам разработки стратегии сопряжено с риском затягивания процесса во времени, поскольку руководителю понадобится время для осмысления чужих вглядов, мыслей, идей. При этом существует вероятность того, что проект стратегии, подготовленный сторонними консультантами, не будет принят руководителем организации. В-третьих, использование услуг сторонних разработчиков стратегии могут привести к риску утечки информации о бизнесе (ее состоянии, проблемах и перспективах развития).

3 «...Всегда существует запасной вариант. Сделки напоминают лондонские автобусы - если упустил один, всегда можно подождать другой» [1]. Фактически речь идет о том, что реализация процессов в рамках стратегии бизнеса всегда должна иметь множество вариантов [15,33], обеспечивая тем самым надежность эффективного осуществления этих процессов. Именно отсутствие таких запасных вариантов реализации бизнес-процессов зачастую рушит не только отдельные бизнес-структуры, но и срывает выполнение национальных проектов, программ и даже целых стратегий [21].

4 «По мере развития дела старайтесь не упускать из виду главного -контакта с клиентом» [1]. По сути, речь идет о классическом принципе взаимодействия с клиентом, заложенном, например, в японской концепции управления качеством КФН (качество, функциональность, наступательность) [27], и означающем итеративное приближение к ожиданиям клиента на каждом шаге реализации бизнес-процессов.

5 «[Наше] правило „тише едешь -дальше будешь" облегчает трудную задачу управления собственным делом очень большому числу руководителей и оберегает их нервную систему» [1]. Фактически речь идет о целесообразности опираться на принятие взвешенных управленческих решений [25], известных еще со времен Конфуция («держать два конца, но использовать середину» [12]), например, путем применения аналитического метода А. Гурвица [7], по сути успешно реализовавшегося при принятии коллективных решений Политбюро ЦК КПСС.

6 «Придерживайтесь. стратегии „покупать, а не создавать"» [1]. Фактически это довольно распространенная идеология представителей крупных компаний, ориентированных на приобретение бизнеса, который уже состоялся, минуя наиболее рисковые этапы его формирования [23]. Эта идеология созвучна с народной пословицей «Большая рыба поедает маленькую (The great fish eat up the small)»

7 «Оценив предстоящие затраты. и решившись вложить деньги, не осторожничайте. Действуйте решительно» [1]. Фактически речь идет о том, что нерешительность при реализации стратегии бизнеса не что иное как проявление слабости, которое на руку конкурентам.

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что в условиях формирования в стратегической перспективе концепции менеджмента на основе управления человеческим капиталом повысится актуальность использования основных положений школы предпринимательства семейства школ стратегического менеджмента, адаптированных к современным условиям, базирующихся на поиске и использование людей с развитыми предпринимательскими способностями, обладающими такими качествами, как: осторожное отношение к совершенно незнакомому бизнесу, опора при разработке стратегии на собственные силы, использование запасных вариантов реализации бизнес-процессов, максимальный перманентный контакт с клиентом, взвешенность при принятии управленческих решений, нацеленность на приобретение проверенного, хорошо зарекомендовавшего себя бизнеса, решительность при реализации стратегии бизнеса.

электронный научно-экономический журнал стр 268

Список литературы

1. Branson, R. «Reflections of a Risk-Taker.» The McKinsey Quarterly (Summer 1986: 13-18).

2. McKinsey Matrix/GE Business Screen. https://www.12manage.com/methods_ge_mckinsey.html

3. Schumpeter, J.A. The Creative Response in Economic History. Journal of Economic History (November 1947: 149-159).

4. Антипина Е.В. Инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпетера: теоретические аспекты [Текст] / Е.В. Антипина // Вестн. Российского экон. ун-та им. ПВ. Плеханова. 2014. № 10. С. 29-39.

5. Горбачева А.А. Теория предпринимательства Йозефа Шумпетера и ее применимость в российской практике / А.А. Горбачева, Д.Я. Карабегович. Текст: непосредственный // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 2. С. 31-35.

6. Горелов Н.А. Предприниматель - ключевая фигура в творческом наследии Й. Шумпетера (к 130-летию со дня рождения) // Российское предпринимательство. 2012. Том 13. № 09. С. 29-34.

7. Гурвиц А, Курант Р. Теория функций. М.: Наука, 1968, 648 с.

8. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Выбор подхода к формированию стратегии, обеспечивающей выход из глобального социально-экономического кризиса 2020 года. // Теоретическая экономика. № 5. 2020. Стр. 44-67.

9. Егорова А.А, Тебекин А.В., Тебекин П.А. Влияние школы планирования И. Ансоффа и П. Лоранжа на развитие современного менеджмента. // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2020. № 3. С. 118-129.

10. Ефименко Т.И., Леоненко П.М. Научное творчество Й.А. Шумпетера как инновационная деятельность и современность. // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2014 (23):81-90.

11. Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Проблемы и перспективы использования положений школы предпринимательства Йозефа Шумпетера для развития современного менеджмента. // Транспортное дело России. 2021. № 2. С. 69-77.

12. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М.: Восточная литература, 2001. 384 с.

13. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Пенри Минц-берг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. 367 с.

14. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Возможности использования положений школы позиционирования для решения проблем преодоления экономического кризиса 2020. // Транспортное дело России. 2020. № 5. С. 53-58.

15. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Формирование модели технологии реинжиниринга бизнес-процессов «реализация процессов должна иметь множество вариантов» как инструмента для внедрения в практику разработки и реализации программ развития. // Журнал исследований по управлению. 2021. Т. 7. № 4. С. 58-68

16. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Взгляд «снизу» на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. в части перспектив достижения национальной цели «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». // Эпомен. 2021. № 59. С. 72-92.

17. Основы антикризисного управления. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Учебник. / Тебекин А.В., Валявский А.Ю., Лукошевичус П.А., Манюшис А.Ю., Петров В.С. - Москва: Русайнс, 2020. 162 с.

18. Тарануха Ю.В. Шумпетерианская конкуренция как генератор перемен. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017; (5):3-20.

19. Тебекин А.В. Анализ влияния школы научного управления на развитие менеджмента: многоаспектный подход. // Стратегии бизнеса. 2019. № 1 (57). С. 13-23.

20. Тебекин А.В. Взгляд «вперед» как основа стратегического развития национальной экономики. // Журнал исследований по управлению. 2021. Т. 7. № 3. С. 3-11.

21. Тебекин А.В. Взгляд «назад» как фундамент стратегического развития управляемых социально-экономических систем. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 2 (54). С. 123-137.

22. Тебекин А.В. Взгляд «снизу» на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. в части перспектив достижения национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». // Журнал экономических исследований. 2021. Т. 7. № 3. С. 3-21.

23. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент Учебник для бакалавров / Москва, 2020. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).

24. Тебекин А.В. К вопросу о формировании концепции менеджмента 2030-х гг. // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2019. № 2. С. 168-176.

25. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений. Учебник / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.)

электронный научно-экономический журнал стр 269

26. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода из него. // Журнал экономических исследований. 2020. Т. 6. № 2. С. 52-71.

27. Тебекин А.В. Основы управления качеством продукции (менеджмент качества). Москва, 1999.

28. Тебекин А.В. Развитие прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы и его значение для современной экономики. // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 7. С. 58-67.

29. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2020. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).

30. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Влияние школ стратегического менеджмента и маркетинга на современное развитие подходов к управлению. // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2019. № 3. С. 14-23.

31. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Развитие концепций менеджмента в 1980-е годы. // Журнал исторических исследований. 2019. Т. 4. № 1. С. 14-22.

32. Хабыев, Якуп. Йозеф Шумпетер и современная предпринимательская экономика / Якуп Хабыев. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. С. 12-14. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6661/ (дата обращения: 30.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: перевод с английского / Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; [пер. Ю. Корнилович]. - [3-е изд.]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. 274 с.

34. Шумпетер Й. Наука и идеология // Философия экономики. Антология: пер. с англ. / под ред. Д. Хаусмана. -М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. 520 с.

35. Шумпетер Й.А. История экономического анализа = History of economic analysis: В 3 т. / Йозеф А. Шумпетер; Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова. - СПб.: Экон. шк. [и др.], 2001.

36. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер; [предисл. В.С. Автономова; пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко; пер. с англ. В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой, Е.И. Николаенко, И.М. Осадчей, И.С. Семе-ненко, Э.Г. Соловьева]. - М.: Эксмо, 2008. 864 с.

Literature

1. Branson, R. «Reflections of a Risk-Taker.» The McKinsey Quarterly (Summer 1986: 13-18).

2. McKinsey Matrix / GE Business Screen. https://www.12manage.com/methods_ge_mckinsey.html

3. Schumpeter, J. A. The Creative Response in Economic History. Journal of Economic History (November 1947: 149-159).

4. Antipina E. V. J. Schumpeter's Innovative Entrepreneurship Concept: Theoretical Aspects [Text] / E.V. Antipina // Vestn. Russian econ. un-ta them. G.V. Plekhanov. - 2014. - No10. - p. 29-39.

5. Gorbacheva A.A. The theory of entrepreneurship by Joseph Schumpeter and its applicability in Russian practice / A.A. Gorbacheva, D.Y. Karabegovich. - Text: direct // Russian Economic Bulletin. - 2020. - T. 3. No. 2. - p. 31-35.

6. Gorelov N.A. Entrepreneur is a key figure in the creative heritage of J. Schumpeter (to the 130th anniversary of his birth) // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2012. - Volume 13. - No. 09. - p. 29-34.

7. Hurwitz A., Courant R. Theory of functions. Moscow: Nauka, 1968, - 648 p.

8. Egorova A.A., Tebekin A. V., Tebekin P.A. Choosing an approach to formulating a strategy that provides a way out of the global socio-economic crisis in 2020. // Theoretical Economics. No. 5, 2020, pp. 44-67.

9. Egorova AA, Tebekin AV, Tebekin PA, The influence of the planning school of I. Ansoff and P. Lorange on the development of modern management. // Bulletin of the Moscow University of Finance and Law. 2020. No. 3. P. 118-129.

10. Efimenko T.I., Leonenko P.M. Scientific work of J.A. Schumpeter as innovation and modernity. // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences. 2014 (23): 81-90.

11. Ignatieva A. V., Mitropol'skaya-Rodionova N. V., Tebekin A. V., Khoreva A. V. Problems and prospects of using the provisions of the Joseph Schumpeter school of entrepreneurship for the development of modern management. // Transport business in Russia. 2021. No. 2. p. 69-77.

12. Lukyanov AE Lao-tzu and Confucius: Philosophy of Tao. - M.: Vostochnaya literatura, 2001. - 384 p.

13. Mintzberg G. Strategic Safari: A Tour of the Wilds of Strategic Management / Henry Mintzberg, Bruce Alstrand, Joseph Lampel; Per. from English - M.: Alpina Publisher, 2013. - 367 p.

14. Mitropolskaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Khoreva A.V. Possibilities of using the provisions of the positioning school to solve the problems of overcoming the economic crisis in 2020. // Transport business of Russia. 2020. No. 5. p. 53-58.

15. Mitropolskaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Khoreva A.V. Formation of a business process reengineering technology model «the implementation of processes should have many options» as a tool for implementation into the practice of developing and implementing development programs. // Journal of Management Research. 2021. Vol. 7. No. 4. P. 58-68

электронный научно-экономический журнал стр 270

16. Mitropolskaya-Rodionova N. V, Tebekin A. V, Khoreva A.V. A bottom-up view of the developed strategy for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030 in terms of the prospects for achieving the national goal of «decent, effective work and successful entrepreneurship». // Epomen. 2021. No. 59. p. 72-92.

17. Fundamentals of crisis management. (Postgraduate, Bachelor, Master). Textbook. / Tebekin A.V., Valyavsky A.Yu., Lukoshevichus G.A., Manyushis A.Yu., Petrov V.S. - Moscow: Rusays, 2020. - 162 p.

18. Taranukha Yu.V. Schumpeterian competition as a generator of change. Moscow University Bulletin. Series 6. Economy. 2017; (5): 3-20.

19. Tebekin A.V. Analysis of the influence of the school of scientific management on the development of management: a multidimensional approach. // Business strategies. 2019. No. 1 (57). p. 13-23.

20. Tebekin A.V. Looking «forward» as the basis for the strategic development of the national economy. // Journal of Management Research. 2021. T. 7. No. 3. p. 3-11.

21. Tebekin A. V. Looking back as the foundation for the strategic development of controlled socio-economic systems. // Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. 2021. No. 2 (54). p. 123-137.

22. Tebekin A.V. A bottom-up view of the developed strategy for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030 in terms of the prospects for achieving the national goal «Preservation of the population, health and well-being of people.» // Journal of Economic Research. 2021. Vol. 7. No. 3. P. 3-21.

23. Tebekin A.V. Innovation management. Textbook for bachelors / Moscow, 2020. Ser. 58 Bachelor. Academic course (2nd ed., Trans. And additional).

24. Tebekin A.V. On the formation of the concept of management in the 2030s. // Bulletin of the Moscow University of Finance and Law. 2019. No. 2. P. 168-176.

25. Tebekin A.V. Management decision making methods. Textbook / Moscow, 2020. Ser. 76 Higher Education (1st ed.)

26. Tebekin A.V. On the depth of the 2020 crisis for the global and national economies and ways out of it. // Journal of Economic Research. 2020. Vol. 6. No. 2. P. 52-71.

27. Tebekin A. V. Fundamentals of product quality management (quality management). Moscow, 1999.

28. Tebekin A.V. The development of applied directions of management in the 1930s and its importance for the modern economy. // Journal of Management Research. 2018. Vol. 4. No. 7. P. 58-67.

29. Tebekin A.V. Strategic management. Textbook / Moscow, 2020. Ser. 68 Vocational education (2nd ed., Trans. And add.).

30. Tebekin A.V., Tebekin P.A. The influence of schools of strategic management and marketing on the modern development of approaches to management. // Bulletin of the Moscow University of Finance and Law. 2019. No. 3. P. 14-23.

31. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Tebekin A.A. development of management concepts in the 1980s. // Journal of Historical Research. 2019. Vol. 4. No. 1. P. 14-22.

32. Khabyev, Yakup. Joseph Schumpeter and modern entrepreneurial economics / Yakup Khabyev. - Text: direct // Problems and prospects of economics and management: materials of the III Intern. scientific. conf. (St. Petersburg, December 2014). - St. Petersburg: Zanevskaya square, 2014. - p. 12-14. - URL: https://moluch. ru/conf/econ/archive/131/6661/ (date of access: 30.09.2021).

33. Hammer M. Corporate Reengineering: A Manifesto of a Business Revolution: Translated from English / Michael Hammer, James Champy; [per. Yu. Kornilovich]. - [3rd ed.]. - M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2010. - 274 p.

34. Schumpeter J. Science and Ideology // Philosophy of Economics. Anthology: per. from English / ed. D. Hausman. -M.: Publishing house of the Gaidar Institute, 2012. - 520 p.

35. Schumpeter J.A. History of economic analysis: In 3 volumes / Joseph A. Schumpeter; Per. from English ed. V.S. Avtonomova. - SPb.: Econ. shk. [et al.], 2001.

36. Schumpeter J.A. The theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy / J.A. Schumpeter; [foreword V.S. Avtonomova; per. with him. V.S. Avtonomova, M.S. Lyubsky, A. Yu. Chepurenko; per. from English V.S. Avtonomova, Yu.V. Avtonomova, L.A. Gromova, K.B. Kozlova, E.I. Nikolaenko, I.M. Osadchy, I.S. Semenenko, E.G. Solovyov]. - M.: Eksmo, 2008. - 864 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.