Научная статья на тему 'О необходимости развития сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по оказанию правовой помощи в уголовном судопроизводстве'

О необходимости развития сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по оказанию правовой помощи в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / INTERNATIONAL LEGAL ASSISTANCE / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / INTERNATIONAL TREATY / ДВУСТОРОННИЙ ДОГОВОР / BILATERAL TREATY / ЗАПРОС / REQUEST / ПОРУЧЕНИЕ / ASSIGNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронова Анна Валентиновна

В статье рассматриваются условия и факторы, оказывающие влияние на развитие отношений по оказанию международной правовой помощи в уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миронова Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On enhancing cooperation between the Russian Federation and foreign nations to render legal assistance in criminal proceedings

The article discusses the issues of enhancing relations in the field of rendering international legal assistance in criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «О необходимости развития сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по оказанию правовой помощи в уголовном судопроизводстве»

УДК 343.1 ББК 67.410.21

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ

ГОСУДАРСТВАМИ ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

АННА ВАЛЕНТИНОВНА МИРОНОВА,

кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются условия и факторы, оказывающие влияние на развитие отношений по оказанию международной правовой помощи в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: международная правовая помощь, международный договор, двусторонний договор, запрос, поруче-

Annotation. The article discusses the issues of enhancing relations in the field of rendering international legal assistance in criminal proceedings.

Keywords: international legal assistance, international treaty, bilateral treaty, request, assignment.

Необходимость укрепления и развития межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью вызвана объективными условиями развития международного сообщества. В числе таких условий можно выделить развитие разнообразных видов миграции населения, интернационализацию преступных группировок, совершение одними и теми же лицами преступлений на территории двух и более государств, увеличение количества лиц, которые пытаются скрыться от органов предварительного расследования и суда за пределами государства.

Проблема объединения усилий разных государств по борьбе с преступлениями (в ходе уголовного преследования, обеспечения отправления правосудия) является понятной для большинства стран, которые заинтересованы в совместном поиске необходимых для этого эффективных правовых и организационных форм и средств.

Правовой основой международного сотрудничества в правоохранительной сфере являются многосторонние и двусторонние договоры об оказании правовой помощи [16, с. 42-44], которая может осу-

ществляться по гражданским, административным и уголовным делам. Российская Федерация является активным сторонником расширения международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, о чем свидетельствует длительный опыт такого сотрудничества — более 100 лет. Россия является участником 21 многостороннего договора [15], а также более 60 двусторонних договоров по вопросам оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключенных со странами разных континентов и разных правовых систем (Казахстан, Молдова, Япония, Индия, США, Канада, Монголия, Колумбия и др.). И тот факт, что еще более 20 двусторонних договоров по разным вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам [6; 10; 11] заключены, но пока не действуют, позволяет сделать вывод, что круг государств, показывающих свою готовность взаимодействовать в разрешении вопросов уголовного преследования, может расширяться. О возможностях развития рассматриваемых взаимоотношений свидетельствует и внесение их в концептуальные акты.

Расширение и развитие сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области оказания международной правовой помощи по уголовным делам является одним из направлений российской государственной политики, определенной в «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 [13].

В международных договорах содержатся как материальные нормы, в которых определены формы оказания правовой помощи, их объем и содержание, государственные органы и должностные лица, представляющие государства, так и некоторые процедурные вопросы, например, требования к оформлению документов, содержанию запроса (поручения) о правовой помощи и его исполнению, нормы о гарантиях в ходе оказания правовой помощи (гарантии безопасности лиц, прибывающих по запросу, расходы, связанные с оказанием правовой помощи; информационная поддержка, соблюдение суверенитета государства и др.).

Анализ международных и национальных правовых норм, определяющих основы, формы и методы международного сотрудничества по уголовным делам, позволяет выделить основные его направления.

1. Обмен информацией, в том числе оперативной, криминалистической, и иной правовой.

2. Исполнение запросов (поручений) о проведении оперативно-разыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий.

3. Оказание правовой помощи по уголовным делам (например, вручение документов, передача доказательств).

4. Выдача лица для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения приговора.

5. Заключение и реализация международных договоров в борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность.

6. Признание и исполнение решений компетентных органов иностранных государств по уголовным делам.

В реализации этих направлений успех сотрудничества зависит от согласованности действий, инициативности взаимодействующих сторон и взаимной поддержки [14, с. 140—141].

Кроме оказания международной правовой помощи в форме совершения процессуальных или иных юридически значимых действий по уголовному делу, Российская Федерация стремится к активному сотрудничеству в форме организационных и нормотворческих действий. К таким действиям относятся участие в разработке международных норм в области охраны правопорядка и обеспечения правосудия, проведение совместных научных исследований по проблемам борьбы с преступностью, обмен накопленным опытом, оказание материальной, технической помощи и экспертной поддержки.

В российском уголовном судопроизводстве нормы части пятой УПК РФ определяют порядок взаимодействия судов и органов уголовного преследования нашего государства с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ международными договорами Российской Федерации с другими государствами и общепризнанными нормами международного права могут быть установлены и иные правила, чем предусмотренные в УПК РФ.

Несмотря на понимание международным сообществом проблем борьбы с преступностью, приходится констатировать факт, что не только правовые, организационные и материально-технические средства могут их разрешить. Безусловно, сотрудничество государств в любой области, и тем более в правоохранительной, которая связана с серьезными ограничениями прав и свобод человека, должно осуществляться в режиме международной законности, то есть при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм. Однако международные события, происходящие на современном этапе, показывают, что для поддержания и развития международных отношений по оказанию правовой помощи необходимы не только международные договоры, закрепляющие формы и условия оказания правовой помощи, но и общие условия, например политические, экономические, культурные. Политические отношения между государствами оказывают непосредственное влияние на реализацию заключенных договоров. Так, даже подписанные и ратифицированные договоры не вступают в силу, если есть политические разногласия или другие спорные вопросы во взаимоотношениях между государства-

ми. И наоборот, политическая солидарность укрепляет правовые отношения. Не случайно международные договоры, заключенные Российской Федерацией с зарубежными государствами в период укрепления политических отношений, практически не содержат пределов оказания правовой помощи, если она будет осуществляться на основе принципа взаимности. В таких договорах после перечисления в них форм и объема правовой помощи следует формулировка о том, что возможно предоставление и иных видов помощи в соответствии с целями договора. Это делает перечень возможных форм оказания взаимной правовой помощи открытым [5; 7; 8; 9]. Если же обратиться к тексту договоров со странами, в отношениях с которыми возникали существенные разногласия, то в них закреплен достаточно ограниченный перечень форм правовой помощи (например, договоры, заключенные с некоторыми бывшими республиками, входящими в состав СССР [1; 2; 3; 4]). Поэтому для развития международных правовых отношений необходимо стремиться к политической стабильности.

Проблемы оказания международной правовой помощи в форме производства следственных и иных процессуальных действий, получения информации также обусловлены значительными расстояниями между государствами, необходимостью решения вопросов пересечения государственной границы и расходами, связанными с прибытием лиц для дачи показаний по запросам договаривающихся сторон. Решение подобных проблем может занимать долгие месяцы, отрицательно влияя на ход производства по уголовному делу. Существенно сократить сроки для получения показаний в рамках международного договора может расширение оснований для использования в уголовном судопроизводстве технологий видео-конференц-связи. Российская Федерация, к сожалению, не является участником Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959), открытого 8 ноября 2001 г, который ввел в практику международного сотрудничества в сфере уголовного процесса новый вид (форму) взаимной правовой помощи — слушание дела в режиме видеоконференции [12].

Как в отечественном, так и в зарубежном уголовном судопроизводстве правовые нормы по дан-

ному вопросу в основном относятся к деятельности судебных органов, а на этапе предварительного расследования практика применения видео-конфе-ренц-связи к настоящему времени еще не нашла широкого распространения. В УПК РФ нормы о видео-конференц-связи предполагают возможность ее применения лишь в ходе судебного производства и не содержатся в части, относящейся к международному сотрудничеству (ч. 4 ст. 240, ч. 6.1 ст. 241, ст. 278.1, 293, ст. ч. 2 ст. 389.12, ч. 8 ст. 389.13, ч. 2 ст. 399, ч. 2 ст. 401.13 УПК РФ и т.п.). Однако учитывая, что обеспечение личного присутствия участника уголовного судопроизводства (или нескольких участников), находящегося на территории иностранного государства может вызвать проблемы (финансовые, организационные, правовые), необходимо развитие применения видео-конференц-связи при производстве процессуальных действий в досудебном производстве.

Процедура применения видео-конференц-связи в досудебном производстве должна быть определена законодательно. Главный критерий, который поможет определять необходимость ее применения, должен быть обусловлен особой значимостью для доказывания по уголовному делу обстоятельств, которые предполагается получить с помощью технических средств связи, а также одновременно невозможность для допрашиваемого лица в силу объективных или субъективных причин непосредственно присутствовать в суде или в органе предварительного расследования. О возможности применения видео-конференц-связи необходимо указывать в двустороннем договоре об оказании правовой помощи по уголовным делам. Также существенным шагом на пути разрешения проблемы могло бы явиться внесение дополнения новой статьи в гл. 53 УПК РФ с названием «Использование видео-конференц-связи при исполнении договора об оказании правовой помощи по уголовному делу» с обязательной регламентацией вопросов основания для использования такой технологии, о чем указано выше, и процедуры ее применения. Процедура производства процессуального действия с использованием видео-конференц-связи должна максимально обеспечивать гарантии прав участника уголовного судопроизводства и законность. Поэтому норма, устанавливающая процедуру процессуального

действия с применением видео-конференц-связи, должна содержать указание на участников такого действия (допроса, очной ставки), среди которых должны быть уполномоченные должностные лица (следователь, прокурор) и лица, обеспечивающие защиту интересов лица (защитник или адвокат, законный представитель), обязанность удостоверения личности допрашиваемого лица и разъяснения прав участникам процессуального действия, продолжительность процессуального действия (в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства), форму фиксации хода процессуального действия и возможность ознакомления с результатами такой фиксации (например, протокола допроса с использованием видео-конференц-связи).

Применение технологий видео-конференц-свя-зи в досудебном производстве позволит в обоснованных с точки зрения закона ситуациях обеспечить оперативное выполнение необходимых процессуальных действий и избежать значительных расходов, связанных с явкой участников уголовного судопроизводства в орган предварительного расследования.

Литература

1. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.

2. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.

3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г.

4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г.

5. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.

6. Договор между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 19 марта 1996 г.

(Проект Федерального закона № 96036543-2 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы»).

7. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 октября 1997 г.

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21 декабря 1998 г.

9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 6 апреля 2010 г.

10. Договор между Российской Федерации и Аргентинской Республикой о выдаче от 12 июля 2014 г. (Проект Федерального закона № 892942-6 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче»).

11. Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 25 ноября 2014 г. (Проект Федерального закона № 929274-6 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам»).

12. Второй дополнительный Протокол к Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 182 (Страсбург, 8 ноября 2001 г.).

13. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации от 14 ноября 2013 г.

14. Миронова А.В., Селедникова О.Н. Дознание в органах внутренних дел: Курс лекций. Руза: Московский областной филиал МосУ МВД России, 2013.

15. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/ru/ activity/worldwide/russia_agreements.

16. Уголовный процесс. Общая часть: Курс лекций. — Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.

References

1. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Litovskoi Respublikoi o pravovoi pomoshchi i

pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim, semeinym i ugolovnym delam ot 21 iyulya 1992 g.

2. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Latviiskoi Respublikoi o pravovoi pomoshchi i pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim, semeinym i ugolovnym delam ot 3 fevralya 1993 g.

3. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Moldova o pravovoi pomoshchi i pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim, semeinym i ugolovnym delam ot 25 fevralya 1993 g.

4. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Latviiskoi Respublikoi o peredache osuzhdennykh dlya otbyvaniya nakazaniya ot 4 marta 1993 g.

5. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Islamskoi Respublikoi Iran o pravovoi pomoshchi i pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim i ugolovnym delam ot 5 marta 1996 g.

6. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Gruziei o peredache dlya otbyvaniya nakazaniya lits, osuzhdennykh k lisheniyu svobody ot 19 marta 1996 g. (Proekt Federal'nogo zakona № 96036543-2 «O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Gruziei o peredache dlya otbyvaniya nakazaniya lits, osuzhdennykh k lisheniyu svobody»).

7. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Kanadoi o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ot 20 oktyabrya 1997 g.

8. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Indiei o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ot 21 dekabrya 1998 g.

9. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Kolumbiei o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ot 6 aprelya 2010 g.

10. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsii i Argentinskoi Respublikoi o vydache ot 12 iyulya 2014 g. (Proekt Federal'nogo zakona № 892942-6 «O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Argentinskoi Respublikoi o vydache»).

11. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Ob»edinennymi Arabskimi Emiratami o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ot 25 noyabrya 2014 g. (Proekt Federal'nogo zakona № 929274-6 «O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Ob»edinennymi Arabskimi Emiratami o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam»).

12. Vtoroi dopolnitel'nyi Protokol k Evropeiskoi Konventsii o vzaimnoi pravovoi pomoshchi po ugolovnym delam ETS № 182 (Strasburg, 8 noyabrya 2001 g.).

13. Kontseptsiya obshchestvennoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii, utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii ot 14 noyabrya 2013 g.

14. Mironova A.V., Selednikova O.N. Doznanie v organakh vnutrennikh del: Kurs lektsii. Ruza: Moskovskii oblastnoi filial MosU MVD Rossii, 2013.

15. Ofitsial>nyi sait Ministerstva yustitsii Rossiiskoi Federatsii. URL: http://minjust.ru/ru/ activity/worldwide/russia_agreements.

16. Ugolovnyi protsess. Obshchaya chast': Kurs lektsii.—Ruza: Moskovskii oblastnoi filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2015.

Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Magister»). / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.