Научная статья на тему 'О необходимости разработки концепции современной уголовно-процессуальной политики Российской Федерации'

О необходимости разработки концепции современной уголовно-процессуальной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовное судопроизводство / уголовно-процессуальная политика / стратегия развития / уголовнопроцессуальное законодательство / criminal justice / criminal procedural policy / development strategy / criminal procedural law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Александрович Зайцев

Анализируются основные юридические источники, посвященные развитию российской уголовно-процессуальной политики, обобщаются сведения о развитии теоретической мысли по данному вопросу. Особое внимание уделено необходимости совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Дана общая характеристика отдельных стратегических проектов по развитию уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About necessity of development of the concept modern criminalprocedural policy Russian Federation

The article analyzes the main legal sources devoted to the development of the Russian criminal procedural policy, summarizes information on the development of theoretical thought on this issue. Particular attention is paid to the need to improve the criminal procedure legislation. The general characteristic of separate strategic projects on development of criminal legal proceedings is given

Текст научной работы на тему «О необходимости разработки концепции современной уголовно-процессуальной политики Российской Федерации»

УДК 343.1 Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

ББК 67.411

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАЙЦЕВ,

главный научный сотрудник отдела проблем уголовного судопроизводства Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируются основные юридические источники, посвященные развитию российской уголовно-процессуальной политики, обобщаются сведения о развитии теоретической мысли по данному вопросу. Особое внимание уделено необходимости совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Дана общая характеристика отдельных стратегических проектов по развитию уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, уголовно-процессуальная политика, стратегия развития, уголовно-процессуальное законодательство.

Annotation. The article analyzes the main legal sources devoted to the development of the Russian criminal procedural policy, summarizes information on the development of theoretical thought on this issue. Particular attention is paid to the need to improve the criminal procedure legislation. The general characteristic of separate strategic projects on development of criminal legal proceedings is given.

Keywords: criminal justice, criminal procedural policy, development strategy, criminal procedural law.

В Российской Федерации в последнее десятилетие происходят значительные изменения, связанные с существенным реформированием системы правоохранительных органов, бурным изменением законодательства, в том числе и уголовно-процессуального. Выступая в начале декабря прошлого года на IX Всероссийском съезде судей, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил наличие многочисленных изменений действующего законодательства и подчеркнул, что наше правовое поле меняется слишком быстро и, порой, несистемно. Подобная «скорость» изменений создает немало угроз в правоприменении.

О необходимости проведения серьезной реформы уголовной политики нашей страны неоднократно говорилось как ведущими учеными, так и представителями различных правоохранительных органов. Среди основных отличительных признаков современной уголовной политики отмечают ее «избирательность», «непоследовательность», «ненаучность», ангажированность1. К числу негативных факторов современной уголовной политики, дискредитирующих государство, относят и принятие теоретически непродуманных, лишенных доктринального содержания, не соответствующих современному уровню

научного развития решений в сфере борьбы с преступностью2.

Общепринято, что в систему уголовной политики Российской Федерации входит и уголовно-процессуальная политика, которая призвана определять стратегию, принципы, цели, задачи, основные направ-

1 Бабаев М.М., ПудовочкинЮ.Е. Проблемы российской уголовной политики. М., 2014. С. 102; Коробеев А. Современное состояние уголовно-правовой политики России и проблемы действия уголовного закона во времени // Уголовно право. 2012. № 5. С. 89.

ления деятельности правоохранительных и правоприменительных органов нашей страны по выработке и применению форм реализации норм уголовного права в сфере уголовного судопроизводства. Следует отметить, что различные аспекты государственной уголовно-процессуальной политики на фундаментальном уровне исследовались как в советский период3, так и в постсоветское время4.

В результате проведенных исследований были разработаны различные теоретические концепции модернизации уголовно-процессуальной политики Российской Федерации5. Разработчики данных концепций стремились определить значение уголовно-процессуальной политики, ее ценность, роль, назначение для права и государства.

В настоящее время на страницах различного рода юридических изданий, научных мероприятий происходит широкое обсуждение перспектив уголовно-процессуальной реформы. При этом подавляющее большинство ученых отмечают отсутствие четкой государственной научно обоснованной концепции осуществления уголовно-процессуальной политики, призывают к выработке новой стратегии развития уголовного судопроизводства.

Какова же реальная ситуация по выработке учеными и практиками совместной стратегии совершенствования различных отраслей права, в том числе и уголовного судопроизводства?

К сожалению, похвастаться в данном направлении по совместной работе особо нечем. Научные форумы, а также многочисленные исследовательские программы, как правило, осуществляются изолированно друг от друга. Об этом свидетельствуют и прошедшие в 2016 г. в ведущих российских образовательных и научно-исследовательских учреждениях различного уровня конференции, посвященные либо 20-летию с момента принятия УК РФ (где собираются специалисты в области уголовного права), либо 15-летию с момента принятия УПК РФ (где выступают ученые-процессуалисты) и т.п.

Редким исключением являются случаи, когда вместе собираются специалисты в области уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права и других отраслей права с целью выработки единой стратегии по применению и направлениям совершенствования российского законодательства. В качестве примера можно привести научный форум, который организовал и провел

Верховный Суд Российской Федерации в марте этого года по проблемам разработки стратегии развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Следует отметить, что специалисты в области уголовного права существенно опережают ученых-процессуалистов в рассматриваемой сфере деятельности. К примеру, экспертной рабочей группой по содействию реформам правосудия при Общественной палате РФ разработана и представлена еще в 2012 г. на VII Российском конгрессе уголовного права для широкого обсуждения Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации. В данном документе определены цели, задачи и основные направления уголовно-правовой политики, обеспечение условий и критерии ее эффективности, а также условия и предпосылки изменения уголовного законодательства. Особое место уделено определению сроков и ожидаемых результатов реализации Концепции уголовно-правовой политики.

К сожалению, следует констатировать, что в области уголовно-процессуального права только предстоит разработать и представить для широкого обсуждения Концепцию уголовно-процессуальной политики, в которой должны быть выработаны основные направления развития уголовного судо-

2 Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации: проблемы теории и практики. М., 2004. С. 129; Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Указ. соч. С. 7, 118, 119; Бойко А.И. Геополитика, идеология, преступность, правоохранительная деятельность // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4. С. 101; Побегайло Э.Ф. О серьезных перекосах осуществлении российской уголовной политики // Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели: Мат. VII Росс. конгресса уголовного права / Отв. ред. В.С. Комиссаров. М., 2012. С. 227.

3 Алексеев Н.С., Даев В.Г. Уголовно-процессуальная политика Советского государства на современном этапе // Правоведение. 1977. № 5. С. 96—104.

4 Шадрин В.С. Современная уголовно-процессуальная политика как часть правовой политики государства // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Саратов, 2006. С. 130—132; Смирнова И.Г. Уголовно-процессуальная политика: некоторые суждения о ее сущности, социальной обусловленности и месте в уголовной политике // Криминологический журнал. 2010. № 3. С. 61—67; Бочаров В.М. Современная уголовно-процессуальная политика: проблемы и перспективы развития // Современные проблемы уголовной политики: Мат. Всерос. науч.-практ. конф, 1 окт. 2010 г.: В 2 т. Т. I. / Под ред. А.Н. Ильяшенко. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2010. С. 35—45.

5 Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности. СПб: Изд-во «Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета», 2003; Малышева О.А. Уголовная политика: содержание и эффективность. Рязань, 2005; Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М.: Проспект, 2008.

производства, определены базовые принципы, составляющие основу уголовно-процессуального законодательства.

Следует более подробно остановиться на проблемах совершенствования уголовно-процессуального законодательства.

В настоящее время среди ученых-процессуалистов все больше сторонников позиции о том, что УПК РФ морально устарел. В его основе лежит многолетняя практика становления и развития уголовно-процессуального права России как советского, так и постсоветского периода. Принятые в последние годы новеллы весьма противоречивы и свидетельствуют о том, что российское уголовно-процессуальное законодательство развивается в отсутствие внятной правовой идеологии и единой стратегии правового строительства, уголовной политики.

Доминируют каноны и стереотипы советской теории уголовно-процессуальных доказательств; прослеживается тенденция к сохранению прежних представлений о доказывании. Сохраняют живучесть убеждения в самобытности российской правовой модели, чем оправдывается сохранение старых порядков и нежелание менять привычный образ мыслей. Ее представители резко выступают за монополию следователя на установление истины по уголовному делу, повышенную тайность досудебного доказывания, игнорирование принципа состязательности6.

Сложившаяся в современной России новая общественно-политическая, экономическая и правовая ситуация обусловливает необходимость не просто корректировки действующих механизмов правового регулирования правосудия по уголовным делам, но и существенной их модернизации по основным направлениям уголовно-процессуальной политики7.

В настоящее время образовалось три основных подхода относительно реформирования уголовно-процессуального законодательства. Одни ученые предлагают полностью реформировать действующее уголовно-процессуальное законодательство, разработать и принять абсолютно новый УПК РФ. Другие — склоняются к тому, чтобы не принимать новый УПК РФ, а издать действующий, но в новой, системно переработанной редакции. Третьи — перестать бесконечно и бессистемно реформировать уголовно-процессуальное законодательство, перейти к его стабилизации и основной акцент сделать на правоприменении.

Какие в последнее время предложены стратегические проекты продолжения судебной реформы?

В ходе проведения парламентских слушаний по поводу 15-летия принятия УПК РФ, состоявшихся в Совете Федерации 20 декабря 2016 г., была обсуждена стратегия совершенствования уголовного правосудия, отмечена необходимость принятия нового УПК РФ.

Впоследствии, на парламентских слушаниях, которые прошли в Совете Федерации 5 апреля 2017 г., прошло обсуждение разработанного по заказу Центра стратегических разработок доклада «Уголовная политика: дорожная карта (2017—2025 гг.)». В данном документе имеется специальный раздел, посвященный уголовному процессу, в котором отмечено, что призывов к его радикальному обновлению (за исключением Доктринальной модели УПК РФ, разработанной учеными Нижегородской школы процессуалистов, а также неопределенных предложений Верховного Суда РФ по принятию нового кодекса) практически не встречается. В связи с этим делается вывод о том, что данное обстоятельство свидетельствует в целом об удовлетворенности современными конструкциями уголовно-процессуального закона. Тем не менее, авторы обозначают два стратегических этапа развития уголовного судопроизводства на 2017—2025 гг.:

♦ 2017—2018 гг. — частные корректировки уголовно-процессуального законодательства, нацеленные на устранение так называемого обвинительного уклона в деятельности органов государственной власти;

♦ 2019—2025 гг. — обсуждение и возможная реализация крупных корректирующих шагов, направленных на совершенствование уголовного судопроизводства (среди них называется только пять направлений:

6 Барабаш А.С. Публичное начало российского уголовного процесса. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. С. 3-18; Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 20, 55; Пиюк А.В. Проблемы применения упрощенных форм разрешения уголовных дел в судопроизводстве Российской Федерации в свете типологии современного уголовного процесса. Томск, 2011. С. 43; Уголовный процесс. Проблемные лекции / Под ред. В.Т. То-мина, И.А. Зинченко. М.: Юрайт, 2013. С. 19, 32, 33.

7 Зайцев О.А. О необходимости модернизации уголовно-процессуальной политики в Российской Федерации // Современные проблемы уголовной политики: Мат. VI Междунар. науч.-практ. конф., 25 сентября 2014 г.: В 2 т. Т. I. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России. С. 18—23; Зайцев О.А. Основные направления совершенствования российского уголовно-процессуального законодательства // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 67—69.

1) единый Следственный комитет или сохранение status quo;

2) стадия возбуждения уголовного дела: сохранение или отмена;

3) деформализация за счет внедрения более простых способов фиксации;

4) расширение полномочий адвокатов;

5) расширение дискреции прокурора, внедрение принципа целесообразности)8.

Следует отметить, что данная Дорожная карта, наряду со стратегическим планом Правительства Российской Федерации, 30 мая 2017 г. представлены в администрацию Президента Российской Федерации. Результаты их рассмотрения до настоящего времени научной общественности не известны.

В заключение следует отметить, что новая уголовно-процессуальная политика должна, прежде всего, опираться на основополагающие идеи Концепции судебной реформы 1991 г., а также накопленный оте-

чественный опыт развития уголовно-процессуального законодательства. Необходимо учитывать не только возможности уголовно-процессуального регулирования, но и те ресурсы, которыми в целом располагает государство с учетом сложившихся исторических, культурных, социальных, политических предпосылок функционирования российского опыта. Уголовно-процессуальная политика должна осуществляться комплексно, системно, без хаотичной поспешности в изменении и дополнении действующего законодательства, подстегиваемой заинтересованными ведомствами. Главное при этом — тщательное обдумывание, теоретическое обоснование каждого шага, последовательность принимаемых решений в данном направлении.

8 Есаков Г.А., Долотов Р.О, Филатова М.А., Редчиц М.А., Степанов П.П., Цай К.А. Уголовная политика: дорожная карта (2017—2025 гг.). М.: Центр стратегических разработок, 2017. С. 52—55.

УДК 343.1 Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

ББК 67.411

КРИТИКА СОВРЕМЕННОГО УПК РФ: ОБОСНОВАННОСТЬ, НАУЧНОСТЬ, ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР

ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ БОЖЬЕВ,

главный научный сотрудник НИЦ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженные деятель науки Российской Федерации

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: [email protected];

БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ ГАВРИЛОВ, профессор кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: [email protected]

Аннотация. Представлены проблемные вопросы формирования современной доктрины досудебного производства; излагаются отдельные внесения в УПК РФ многочисленных изменений, а также законодательные предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: УПК РФ, уголовно-процессуальная политика, досудебное производство, следователь, процессуальные сроки, предъявление обвинения, протокольная форма расследования.

Annotation. The article considers the problematic issues of formation of the modern doctrine of pre-trial proceedings, sets out the separate listing in the code of criminal procedure numerous changes, as well as legislative proposals for its improvement.

Keywords: code of criminal procedure, criminal procedure policy, the pre-trial investigation, the procedural deadlines to the indictment, a Protocol form of investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.