Научная статья на тему 'О необходимости повышения квалификации врачей по программам профилактики возраст-ассоциированных заболеваний'

О необходимости повышения квалификации врачей по программам профилактики возраст-ассоциированных заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВОЗРАСТ-АССОЦИИРОВАННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / УРОВЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ADVANCED TRAINING / ASSOCIATED DISEASES / AGE / PREVENTIVE MEDICINE / LEVEL OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жабоева Светлана Леоновна, Радченко Ольга Рафаилевна

В работе представлен сравнительный анализ теоретических знаний врачей различных специальностей до и после повышения квалификации по специально-разработанной программе «Диагностика и профилактика преждевременного старения». Также проведен анализ зависимости уровня индивидуальных достижений врачей и специалистов от различных факторов. В ходе исследования были выявлены потребности врачей в повышении уровня профессиональной компетентности. Установлено, что система перспективного планирования повышения квалификации, а также маркетинг последипломных образовательных программ для врачей должны учитывать специализацию и гендерные особенности, а так же уровень личной заинтересованности слушателей курсов повышения квалификации. При этом однозначно установлен высокий уровень заинтересованности слушателей в повышении уровня компетентности в области маркетинговых знаний и навыков, психологии коммуникаций и инновационных технологий организации профилактических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жабоева Светлана Леоновна, Радченко Ольга Рафаилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About need of professional development of doctors according to programs of prophylaxis of assotsieted with the year diseases

Тhe comparative analysis of theoretical knowledge of various specialties doctors before advanced training according to programs «Diagnostics and Prevention of a premature aging» is provided in work. The analysis of dependence of doctors and specialists individual achievements level on various factors is also carried out. During the conducted research needs of doctors for increase of professional competence level have been revealed. It is established that system of advance planning of advanced training, and also marketing of postdegree educational programs for specialists shall consider specialization and gender features, and also the level of personal interest of students of advanced training. At the same time the high level of interest of listeners in increase of level of competence of area of marketing knowledge and skills, psychology of communications and innovative technologies of the organization of preventive services is unambiguously established.

Текст научной работы на тему «О необходимости повышения квалификации врачей по программам профилактики возраст-ассоциированных заболеваний»

УДК 614.2:37.042

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗРАСТ-АССОЦИИРОВАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

С.Л. Жабоева, О.Р. Радченко

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Казань, Россия, 420012

Аннотация. В работе представлен сравнительный анализ теоретических знаний врачей различных специальностей до и после повышения квалификации по специально-разработанной программе «Диагностика и профилактика преждевременного старения». Также проведен анализ зависимости уровня индивидуальных достижений врачей и специалистов от различных факторов. В ходе исследования были выявлены потребности врачей в повышении уровня профессиональной компетентности. Установлено, что система перспективного планирования повышения квалификации, а также маркетинг последипломных образовательных программ для врачей должны учитывать специализацию и гендерные особенности, а так же уровень личной заинтересованности слушателей курсов повышения квалификации. При этом однозначно установлен высокий уровень заинтересованности слушателей в повышении уровня компетентности в области маркетинговых знаний и навыков, психологии коммуникаций и инновационных технологий организации профилактических услуг.

Ключевые слова: повышение квалификации, возраст-ассоциированные заболевания, профилактическая медицина, уровень индивидуальных учебных достижений.

Медико-социальные проблемы, преследующие человечество в последние годы: сокращение численности и постарение населения, снижение уровня здоровья детей и молодежи, рост социально-значимой патологии и преждевременной смертности в трудоспособном возрасте, указывают на необходимость поиска новых путей решения. В свете происходящих изменений, одним из способов, призванных изменить сложившуюся ситуацию, является активное внедрение в повседневную жизнь концепции «единая профилактическая среда», а так же смена парадигмы здравоохранения с «болезнецентрической» на «здоровьецентриче-скую» [2; 7]. При этом, важным становится повышение квалификации специалистов со смещением акцента на подготовку по программам профилактической направленности (идентификация факто-

ров риска, адекватность диагностических процедур и раннее выявление заболеваний с их последующей коррекцией, работа по формированию здорового образа жизни, привлечение к диспансеризации и профилактическим осмотрам, корректность назначений медикаментозных средств и вмешательств, своевременность и достоверность информации и т.д.), особенно для врачей первичного звена здравоохранения — участковых терапевтов и врачей общей практики [1; 3—12].

Поэтому, одной из задач исследования являлось проведение сравнительного анализа уровня индивидуальных учебных достижений и мотивации к последипломному обучению врачей частных медицинских организаций.

Методы. Исследование проводилось на базе негосударственных медицинских организаций

----

( Клиника молодости и красоты», «Поликлиника — Спасение», Медицинский центр «Здоровье семьи») в 2013—2016 гг. Совместно с кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины Института повышения квалификации ФМБА России, г. Москва были проведены курсы тематического усовершенствования по программе «Диагностика и профилактика преждевременного старения» (очная форма обучения; 72 учебных часа). Были сформированы группы врачей-терапевтов, гинекологов, эндокринологов, врачей центров антивозрастной медицины и врачей-косметологов со средней численностью слушателей в группе 25 ± 3 человека. Всего прошло обучение 102 врача.

С целью изучения динамики изменения уровня знаний слушателей в области диагностики и профилактики преждевременного старения проведено входное и выходное тестирование всех слушателей курсов повышения квалификации (далее ПК).

Установлено, что индивидуальный уровень учебных достижений слушателей во всех областях теории и практики диагностики и профилактики преждевременного старения достоверно (р < 0,05) увеличился в 2,5—4 раза: по теории и терминологии, юридических вопросов и социальных проблем в геронтологии и гериатрии (рис. 1); диагностики и профилактики преждевременного старения (рис. 2). Для изучения соответствия содержания учебной программы тематического усовершенствования практическим потребностям врачей, после завершения обучения в группах слушателей было проведено анкетирование по специально разработанной анкете. Более 96% слушателей отметили, что содержание программы и учебных планов проведенного тематического усовершенствования соответствует профессиональным потребностям и интересам слушателей курсов.

Средний уровень ИДС слушателей, баллы

120 -

100 80 60 40 20

92

30

I

80

1 2 Входное тестирование

26

1

17

1

26

I

4 5 6

□ Выходное тестирование

0

Рис. 1. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей в области теории и терминологии геронтологии и гериатрии:

1 — геронтология и гериатрия; 2 — пожилой возраст; 3 — преждевременное старение; 4 — гериатрические синдромы; 5 — юридические вопросы; 6 — социальные проблемы

----—-

Средний уровень ИДС слушателей, баллы

120 -

95

12 3 4

■ Входное тестирование □ Выходное тестирование

Рис. 2. Динамика изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей в области диагностики и профилактики преждевременного старения:

1 — целевые значения АД; 2 — признаки преждевременного старения; 3 — изменения в гормональной и цитокиновой системах организма при преждевременном старении; 4 — профилактика преждевременного старения

Таким образом, достоверно установлено, что курсы тематического усовершенствования по программе «Диагностика и профилактика преждевременного старения» эффективны с точки зрения положительной динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей до и после ТУ (объективная оценка) и позитивной оценки слушателями учебных групп (субъективная оценка).

Отдельно был проведен опрос в отношении заинтересованности в повышении квалификации. Опрос проводился с использованием 100-бальной аналоговой шкалы, в которой 0 соответствовал полному отсутствию заинтересованности, 100 баллов — максимальной заинтересованности. При опросе учитывалась специализация опрашиваемого и гендерная принадлежность. Установлено, что мужчины проявляют достоверно более высокий уровень заинтересованности в повышении квалификации на уровне 95,2 ± 3,1 балла по сравнению с коллегами женщинами: 86,1 ± 2,3 баллов соответственно (р < 0,05). Явная зависимость была обнаружена между уровнем мотивации к последипломному повышению квалификации из карьерных

соображений (возможности служебного роста) и стажем работы по специальности (табл. 1).

Установлено, что зависимость мотивации к последипломному ПК из карьерных соображений (возможности служебного роста) отчетливо уменьшается по мере увеличения возраста, и только в пенсионной группе несколько увеличивается. При этом специалисты со стажем работы до 5 лет продемонстрировали максимальный уровень мотивации к последипломному повышению квалификации из карьерных соображений на уровне 89,4 ± ± 2,8 балла. В категориях специалистов со стажем работы 6—10, 11—15, 16—20, 21—25 лет этот показатель последовательно уменьшается: с 82,1 ± ± 2,7 баллов до 59,1 ± 2,2 баллов (различия между средними значениями при попарном рассмотрении категорий достоверны, р < 0,05).

Сохранение или улучшение материального благополучия выступает одной из ведущих мотиваций к повышению профессионального мастерства и не имеет статистически-значимых различий в зависимости от стажа работы по данным анкетирования (рис. 3). Установлено, что уровень моти-

----

папин к последипломному ПК из соображений сохранения или улучшения материального благополучия изменяется в узких пределах в зависимости от стажа работы по специальности: от 74,6 ± ± 2,2 балла для специалистов со стажем работы 16—20 лет до 80,4 ± 2,7 балла для специалистов

со стажем работы 6—10 лет. Различия между средними значениями при попарном рассмотрении категорий достоверны лишь в отдельных случаях ф < 0,05), чаще эти различия недостоверны ф > 0,05).

Таблица 1

Зависимость между уровнем мотивации к последипломному повышению квалификации из карьерных соображений (возможности служебного роста) и стажем работы

Стаж работы по медицинской специальности Уровень мотивации к повышению квалификации

До 5 лет 89,4 ± 2,8*

6—10 лет 82,1 ± 2,7*

11—15 лет 75,2 ± 2,6*

16—20 лет 68,5 ± 2,3*

21—25 лет 59,1 ± 2,2*

26—30 лет 50,5 ± 2,1*

31—40 лет 39,9 ± 1,9*

Более 40 лет 45,9 ± 2,4*

Примечание: *p < 0,05.

Уровень мотивации к ПК, ОУ и ТУ по 100 бальной аналоговой шкале

80,4

79,9

76,3

75,8

74,6

84 82 80 78 76 74 72 70 68 66

До 5 лет

6—10 лет 11—15 лет 16—20 лет 21—25 лет □ Стаж работы по специальности

Рис. 3. Зависимость между уровнем мотивации к последипломному повышению квалификации из соображений сохранения или улучшения материального благополучия и стажем работы.

В результате проведенного исследования были выявлены характерные особенности профессиональных потребностей врачей в повышении уровня личной компетентности и последипломном образовании. Установлено, что система перспективного планирования повышения квалификации,

а также маркетинг последипломных образовательных программ для специалистов должны учитывать специализацию и гендерные особенности, а также уровень личной заинтересованности потенциальных слушателей курсов ПК. При этом однозначно установлен высокий уровень заинтересо-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 107 ~

ванности слушателей в повышении уровня компетентности в области маркетинговых знаний и навыков, психологии коммуникаций и инновационных технологий организации профилактических услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко С.Н. Система обучения в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в медицинском вузе: автореферат дисс. ... д-ра мед. наук. М., 2013.

2. Бляхман Л.С. Национальное здоровье — ключевая проблема новой индустриализации // Проблемы современной экономики, 2015. № 3 (55). URL: http://m-economy.ru/art.php?nArtId=5477 (дата обращения 20.06.2016).

3. Бойцов С.А., Вылегжанин С.В., Гилеева Ф.А., Гулин А.Н. и др. Совершенствование профилактики хронических неинфекционных заболеваний в учреждениях здравоохранения // Профилактическая медицина. 2013. № 2. С. 3—12.

4. Воробьёва Е.В. Оценка мотивации достижения успеха в учебной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 1. URL: www.rae.ru/snt/? section=content&op=showarticle&article_id=1633 (дата обращения: 23.06.2016).

5. Калинина А.М., Бойцов С.А. Эффективное профилактическое консультирование пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска: основные принципы. Часть I // Профилактическая медицина. 2013. № 4. С. 8—12.

6. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М.: Экс-мо, 2010.

7. Комаров Ю.М. Современная демографическая ситуация: мифы и реальность // Вопросы врачебной практики. 2010. № 12. С. 28—35.

8. Шеметова Г.Н., Балашова М.Н., Рябошапко А.И. и др. Организация профилактической работы с населением: учебное пособие. Саратов: Изд-во СГМУ, 2014.

9. Радченко О.Р., Уразманов А.Р., Мусин Н.М. О подготовке медицинских кадров по программам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования основ здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-9. URL:: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view? id=36514 (дата обращения: 12.05.2016).

10. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

11. Стародубов В.И., Алексеенко С.Н., Соболева Н.П. Система образования в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2013. № 5-2. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op= show_article&article_id=10000838 (дата обращения: 23.12.2014).

12. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В., Красникова Н. В., Беляева Ю. Н. Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 7-1. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view? id=34412 (дата обращения: 10.05.2016).

ABOUT NEED OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF DOCTORS ACCORDING TO PROGRAMS OF PROPHYLAXIS OF ASSOTSIETED WITH THE YEAR DISEASES

S.L. Zhaboyeva, O.R. Radchenko

Federal public budgetary educational institution of the higher education «Kazan state medical university» of the Health Ministry of the Russian Federation Kazan, Russia, 420012

Annotation. ^e comparative analysis of theoretical knowledge of various specialties doctors before advanced training according to programs «Diagnostics and Prevention of a premature aging» is provided in work. The analysis of dependence of doctors and specialists individual achievements level on various factors is also carried out. During the conducted research needs of doctors for increase of professional competence level have been revealed. It is established that system of advance planning of advanced training, and also marketing of postdegree educational programs for specialists shall consider specialization and gender features, and also the level of personal interest of students of advanced training. At the same time the high level of interest of listeners in increase of level of competence of area of marketing knowledge and skills, psychology of communications and innovative technologies of the organization of preventive services is unambiguously established.

Key words: advanced training, age — the associated diseases, preventive medicine, level of individual educational achievements.

REFERENCES

1. Alekseenko S.N. Sistema obuchenija v oblasti pro-filaktiki zabolevanij i formirovanija zdorovogo obraza zhizni v medicinskom vuze: avtoreferat dis. d-ra med. nauk. Moskow, 2013.

2. Bljahman L.S. Nacional'noe zdorov'e — kljuche-vaja problema novoj industrializacii. Problemy sovremennoj jekonomiki, 2015, no. 3 (55). URL: http://m-economy.ru/ art.php?nArtId=5477 (data obrashhenija 20.06.2016).

3. Bojcov S.A., Vylegzhanin S.V., Gileeva F.A., Gulin A.N. i dr. Sovershenstvovanie profilaktiki hroni-cheskih neinfekcionnyh zabolevanij v uchrezhdenijah zdravoohranenija. Profilakticheskaja medicina, 2013, no. 2, pp. 3—12.

4. Vorob'jova E.V. Ocenka motivacii dostizhenija uspeha v uchebnoj dejatel'nosti. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 2006, no. 1. URL: www.rae.ru/snt/?section= content&op=showarticle&article_id=1633 (data obrashhenija: 23.06.2016).

5. Kalinina A.M., Bojcov S.A. Jeffektivnoe profilak-ticheskoe konsul'tirovanie pacientov s hronicheskimi nein-fekcionnymi zabolevanij ami i faktorami riska: osnovnye principy. Chast' I. Profilakticheskaja medicina, 2013, no. 4, pp. 8—12.

6. Klochkov A.K. KPI i motivacija personala. Polnyj sbornik prakticheskih instrumentov. Moscow, Jeksmo, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Komarov Ju.M. Sovremennaja demograficheskaja situacija: mify i real'nost'. Voprosy vrachebnoj praktiki, 2010, no. 12, pp. 28—35.

8. Shemetova G.N., Balashova M.N., Rjaboshapko A.I. i dr. Organizacija profilakticheskoj raboty s naseleniem: uchebnoe posobie. Saratov, Izd-vo SGMU, 2014.

9. Radchenko O.R., Urazmanov A.R., Musin N.M. O podgotovke medicinskih kadrov po programmam profi-laktiki neinfekcionnyh zabolevanij i formirovanija osnov zdorovogo obraza zhizni. Fundamental'nye issledovanija, 2014, no. 10—9. URL:: http://www.fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=36514 (data obrashhenija: 12.05.2016).

10. Rukovodstvo po medicinskoj profilaktike. Ed. R.G. Oganova, R.A. Hal'fina Moscow, GJeOTAR-Media, 2012.

11. Starodubov V.I., Alekseenko S.N., Soboleva N.P. Sistema obrazovanija v oblasti profilaktiki zabolevanij i formirovanija zdorovogo obraza zhizni v medicinskom vuze. Fundamental'nye issledovanija, 2013, no. 5-2. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_ id=10000838 (data obrashhenija: 23.12.2014).

12. Shemetova G.N., Rjaboshapko A.I., Gubano-va G.V., Krasnikova N.V., Beljaeva Ju.N. Profilakticheskaja rabota terapevta: formirovanie kompetencij. Fundamental'nye issledovanija, 2014, no. 7-1. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view? id=34412 (data obrashhenija: 10.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.