Научная статья на тему 'Оценка преемственности в работе врачей-онкологов с врачами общей практики и гериатрии и разработка модели её совершенствования'

Оценка преемственности в работе врачей-онкологов с врачами общей практики и гериатрии и разработка модели её совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНКОЛОГИЯ / ГЕРИАТРИЯ / ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ / ЗНАНИЯ ВРАЧЕЙ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ONCOLOGY / GERIATRICS / GENERAL PRACTICE DOCTOR / CONTINUITY OF OBSERVATION / KNOWLEDGE OF DOCTORS / EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трифонова Наталья Юрьевна, Шеховцов Сергей Юрьевич

Цель исследования: оценить уровень взаимосвязи и преемственности в работе врачей различных специальностей в вопросах гериатрии. Материалы и методы. В работе применялись методы статистического анализа, социологический опрос, метод экспертной оценки с привлечением руководителей базовых медицинских организаций. Результаты. Изучение уровня взаимосвязи врачей различных специальностей в вопросах гериатрии способствовало созданию модели непрерывного обучения врачей-онкологов вопросам геронтологии и гериатрии, что привело к согласованной работе специалистов-онкологов с врачами других специальностей. Выводы. Разработанная структурно-функциональная модель внедрения единой кредитно-трансферной системы (ЕКТС) в образовательную деятельность курсов повышения квалификации (ПК) и тематческого усовершенствования (ТУ) в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы является малозатратной и результативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трифонова Наталья Юрьевна, Шеховцов Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of continuity in the work of doctors with General practitioners and geriatrie development of the model for improvement

Objective: to assess the level of relationship and continuity in the work of doctors of various specialties in geriatrics. Materials and methods. In the work we applied the methods of statistical analysis, survey, expert assessment method with participation of the heads of basic health organizations. Results. A study examining the relationship of doctors of various specialties in geriatrics contributed to the creation of model of postgraduate training of oncologists in the field of gerontology and geriatrics, which led to coordinated work of specialists-oncologists with doctors of other specialties. The conclusions. The developed structural-functional model of postgraduate education in the field of gerontology and geriatrics for specialists of oncology service is low-cost and effective.

Текст научной работы на тему «Оценка преемственности в работе врачей-онкологов с врачами общей практики и гериатрии и разработка модели её совершенствования»

Перейти в содержание Вестника РНЦРР МЗ РФ N14. Текущий раздел: Организация здравоохранения

Оценка преемственности в работе врачей-онкологов с врачами общей практики и гериатрии и разработка модели её совершенствования

Трифонова Н.Ю.1'2, Шеховцов С.Ю.32

1 Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава РФ 123995, Москва, ул. Баррикадная, д.2/1.

2ФГУП «Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в

сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

125438, г. Москва, Пакгаузное шоссе, д.1,к.1.

3ФГБУ "МНИОИ им. П.А. Герцена" Минздрава России

125284, г. Москва, 2-й Боткинский проезд, д.3.

Полный текст статьи в PDF: http://vestnik.rncrr.ru/vestnik/v14/papers/shehovtsov2_v14.pdf Адрес документа для ссылки: http://vestnik.rncrr.ru/vestnik/v14/papers/shehovtsov2_v14.htm Статья опубликована 25 декабря 2014 года

Информация об авторах:

Трифонова Наталья Юрьевна - д.м.н., Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава РФ - профессор кафедры медицинского права, общественного здоровья и управления здравоохранением. 123995, Москва, ул. Баррикадная, д.2/1, тел.: +7 (499) 252-2104, ведущий научный сотрудник отдела Информатизации и организации здравоохранения на транспорте ФГУП «Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»; 125438, Москва, Пакгаузное шоссе, д.1,к.1, тел: +7 (499) 152-2737, [email protected].

Шеховцов Сергей Юрьевич - к.м.н., зам. главного врача. Московского научно-исследовательсткого онкологического института им. П.А. Герцена. г. Москва, 125284, 2-й Боткинский проезд, д.3. тел.: 8-903-111-35-89. [email protected]

Контактное лицо:

Трифонова Наталья Юрьевна, [email protected].

Резюме

Цель исследования: оценить уровень взаимосвязи и преемственности в работе врачей различных специальностей в вопросах гериатрии.

Материалы и методы. В работе применялись методы статистического анализа, социологический опрос, метод экспертной оценки с привлечением руководителей базовых медицинских организаций. Результаты. Изучение уровня взаимосвязи врачей различных специальностей в вопросах гериатрии способствовало созданию модели непрерывного обучения врачей-онкологов вопросам геронтологии и гериатрии, что привело к согласованной работе специалистов-онкологов с врачами других специальностей.

Выводы. Разработанная структурно-функциональная модель внедрения единой кредитно-трансферной системы (ЕКТС) в образовательную деятельность курсов повышения квалификации (ПК) и тематческого усовершенствования (ТУ) в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы является малозатратной и результативной.

Ключевые слова: онкология, гериатрия, врач общей практики, преемственность наблюдения, знания врачей, модель образования.

Evaluation of continuity in the work of doctors with General practitioners and geriatrie development of the model for improvement Trifonova N. Y.1,2, Shehovzov S. Y.3,2

1Russian Medical Academy of Postgraduate Education Ministry of Health of the Russian Federation.

2 Federal State Unitary Enterprise "All-Russian Research Institute of Railway Hygiene of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-being".

3 P.Hertsen Moscow Scientific Research Institute of Oncology of the Hertsen Federal Medical Research Centre of the Ministry of Health of the Russian Federation

Summary

Objective: to assess the level of relationship and continuity in the work of doctors of various specialties in geriatrics.

Materials and methods. In the work we applied the methods of statistical analysis, survey, expert assessment method with participation of the heads of basic health organizations. Results. A study examining the relationship of doctors of various specialties in geriatrics contributed to the creation of model of postgraduate training of oncologists in the field of gerontology and geriatrics, which led to coordinated work of specialists-oncologists with doctors of other specialties.

The conclusions. The developed structural-functional model of postgraduate education in the field of gerontology and geriatrics for specialists of oncology service is low-cost and effective. Keywords: Oncology, geriatrics, General practice doctor, continuity of observation, knowledge of doctors, educational model

Оглавление: Введение

Результаты и обсуждение Выводы

Список литературы Введение

Здоровье - одно из необходимых и важнейших условий активной, творческой полноценной жизни человека и общества. Важным критерием общественного здоровья является уровень заболеваемости населения, который может привести к нетрудоспособности, падению уровня рождаемости, росту показателей смертности, инвалидности и преждевременному уходу из жизни, что, в свою очередь, ведет к значительным демографическим и экономическим потерям (Преображенский и др., 2007; Gurwitz, Avorn, 1991; Моисеев, 2008; Beckett, et al., 2008; Cleland, et al., 1994; Routledge, et al., 2004).

Острая проблема современного общества - злокачественные новообразования (ЗНО). По различным данным ежегодно в человеческой популяции регистрируют до 20 млн. случаев злокачественных новообразований, из них в развитых странах - 48% (Mjorndal, et al., 2002; Burgess, et al., 2005; Мохов, 2005; Остроумова, 2004).

В связи с этим возникла необходимость обоснования модели организации последипломного повышения квалификации специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии на основе имеющихся данных о взаимосвязи врачей различных специальностей.

Результаты и обсуждение

Специализированный опрос врачей-онкологов онкодиспансеров и поликлинической службы показал, что уровень их взаимодействия с врачами общей практики в несколько раз превосходит аналогичный уровень взаимодействия с врачами-гериатрами (78 и 89 % против 12 и 22 % соответственно, p<0,05) (рис. 1).

100 90 80 70 60 50 40

х

е

10 30 о

о

гй

20 10 о

78

22

12

Врачи-онкологи онкодиспансеров I Взаимодействие с врачами общей практики

Врачи-онкологи поликлинической службы I Взаимодействие с врачами-гериатрами

Рисунок 1. Зависимость уровня взаимодействия врачей-онкологов с врачами общей практики и врачами-гериатрами от звена онкологической службы.

Как видно из рисунка 1, врачи-онкологи поликлинической службы более активно сотрудничают как с врачами общей практики, так и с врачами-гериатрами, по сравнению с врачами-онкологами онкодиспансеров (р<0,05).

Опрос специалистов онкологической службы - слушателей курсов ПК и ТУ в отношении заинтересованности в повышении уровня личной компетентности в области геронтологии и гериатрии позволил выявить ряд закономерностей. Опрос проводился с использованием 100-бальной аналоговой шкалы, в которой 0 соответствовал полному отсутствию заинтересованности, а 100 баллов - максимальной заинтересованности.

Установлено, что врачи-онкологи онкодиспансеров и поликлинической службы проявляют достоверно более высокий уровень заинтересованности по сравнению со средним медицинским персоналом соответствующих учреждений (р<0,05). При этом врачи-онкологи поликлинической службы достоверно более заинтересованы в повышении личной компетентности в области геронтологии и гериатрии по сравнению с врачами-онкологами онкодиспансеров (р<0,05). В первых четырех категориях (врачи-онкологи онкодиспансеров, врачи-онкологи поликлинической службы, средний медперсонал онкодиспансеров и средний персонал поликлинической службы) женщины явно более тяготеют к новым профессиональным знаниям и навыкам по сравнению с коллегами-мужчинами: 86, 89, 70, 77 баллов против 75, 84, 65, 73 баллов соответственно, р<0,05 (рис. 2).

Sfi 89

8Ь 84 _

lililí

Врачи-онкологи Врачи-онкологи Средний Средний Работники

онкодиспансеров поликлинической медперсонал медперсонал учреждений службы онкодиспансеров поликлинической соцзащиты и

службы соцобеспечения

■ Мужчины «Женщины

Рисунок 2. Зависимость общего уровня заинтересованности специалистов различных подразделений онкологической службы в повышении личного уровня компетентности в области геронтологии и гериатрии от пола.

Одновременно показано, что работники учреждений соцзащиты и соцобеспечения проявляют достоверно более низкий уровень заинтересованности по сравнению со специалистами других опрошенных категорий (мужчины - 50 баллов, женщины - 51 балл, p<0,05). В то же время, достоверных различий в уровне заинтересованности по гендерному признаку в этой категории курсантов не обнаружено (p>0,05).

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены характерные особенности общего невысокого уровня информированности специалистов различных звеньев онкологической службы в области геронтологии и гериатрии. Установлено, что в последипломный период определяющими факторами в показателях ОУИ являются самообразование и повышение квалификации на курсах ПК и ТУ. В то же время, наличие гериатрических программ в додипломной подготовке специалистов онкослужбы сегодня не оказывает существенное влияние на ОУИ в этой специальной области знания. Доказана важность гериатрических знаний практического врача-онколога в области полиморбидности патологии для клинического выбора индивидуальной программы онкологической помощи пациенту. Выявлен низкий уровень взаимодействия врачей-онкологов с врачами-гериатрами. При этом однозначно установлен высокий уровень заинтересованности специалистов онкологической службы в повышении уровня компетентности в области геронтологии и гериатрии.

В рамках работы разработана и предложена структура процесса повышения квалификации.

Интеграция образовательной системы России в Болонский процесс предусматривает адаптацию к Европейской кредитно-трансферной системе (ЕКТС). Анализ ситуации показал, что для внедрения в последипломные образовательные программы по геронтологии и гериатрии кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОУП) необходимы особые научно обоснованные организационно-педагогические подходы, которые не изменяют основные идеи Болонского процесса, но учитывают специфику повышения квалификации специалистов онкологической службы.

КМСОУП - модель организации учебного процесса, которая базируется на модульных технологиях обучения и системе образовательных (зачетных) единиц (кредитов). По своей сути КМСОУП является одним из основных компонентов, наряду с информационными пакетами и ключевыми документами, структурно-функциональной модели ЕКТС.

Корректный подход к внедрению модели ЕКТС в курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы определил разработку модели, которая описывает процедуру на качественном уровне и способствует внедрению практических аспектов. При разработке модели внедрения ЕКТС в образовательную деятельность на курсах ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы нами предложена нисходящая стратегия проектирования (сверху вниз). Такая стратегия предусматривает определение больших блоков модели, характеристика которых определяется общими целями процедуры, с последующим рассмотрением элементов.

Разработанная обобщенная структурно-функциональная модель внедрения ЕКТС в образовательную деятельность курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы представлена на рисунке 3.

Модель описывает логически обоснованную последовательность этапов внедрения ЕКТС, основывается на существенной нормативно-правовой базе и учитывает опыт отечественных и зарубежных высших учебных заведений (ВУЗ). Модель является универсальной, поскольку может быть применена к курсам ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов любого подразделения онкологической службы, вне зависимости от содержательного наполнения курсов и формы организации учебного процесса. Основные блоки модели являются этапами процедуры внедрения ЕКТС: подготовительный, технологический, апробации и внедрения КМСОУП.

Нормативно-

правовое обеспечение (нормативные

акты, методические рекомендации относительно внедрения ЕКТС)

Ч=>

П од гото в ител ь н ы й

этап

Технологический этап

Анализ опыта отечественных и зарубежных ВУЗов по внедрению ЕКТС

Этап апробации

Внедрение КМСОУП

Рисунок 3. Структурно-функциональная модель внедрения ЕКТС в образовательную деятельность курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы.

Подготовительный этап. Целью этапа является принятие обоснованного решения о целесообразности и возможности внедрения ЕКТС в образовательную деятельность ВУЗа и его нормативное оформление.

Содержание подготовительного этапа составляют:

1) системный анализ проблемы;

2) научное обоснование целесообразности и возможности внедрения ЕКТС;

3) формирование у сотрудников ВУЗа позитивного отношения к проблеме;

4) решение ученого совета;

5) издание приказа руководителя ВУЗа о стратегии внедрения ЕКТС.

Технологический этап. Целью этапа является разработка условий и норм внедрения ЕКТС в ВУЗе.

Содержание технологического этапа составляют:

1) выбор и определение педагогических показателей учебного процесса;

2) разработка видов обеспечения учебного процесса;

3) формирование системы педагогического контроля;

4) разработка процедуры оценивания.

Важнейшим педагогическим компонентом учебного процесса является форма обучения. В нашем исследовании мы внедрили КМСОУП в модель традиционной очной формы обучения, которая имела следующие параметры: объем учебной нагрузки - 72 часа, 2 кредита ЕКТС (кредит ЕКТС принимали равным 36 часам), полная продолжительность курсов ПК или ТУ - 2 недели.

Изучив позитивный отечественный и зарубежный опыт внедрения ЕКТС, мы разработали, экспериментально апробировали и внедрили инновационную модель, суть которой составляет комбинированная очно-дистанционная форма обучения (рис. 4).

Структура модели, параметры и содержание этапов учитывают особенности последипломной подготовки специалистов различных подразделений онкологической службы, нацелены на эффективное использование учебного времени, повышение доступности курсов ПК и ТУ для специалистов сельской местности и отдаленных регионов страны: объем учебной нагрузки - 72 часа, 2 кредита ЕКТС. Параметры и содержание этапов:

1 этап. Организационно-установочная сессия. Основная, с точки предоставления слушателям учебной информации.

Параметры этапа: очный, 1 неделя, 1 кредит, 36 часов.

2 этап. Управляемая самостоятельная работа слушателя. Параметры этапа: дистанционный, 4 недели, 0,5 кредита, 18 часов.

3 этап. Зачетная сессия (итоговая). Не содержит занятий информационного типа. Включает мероприятия, которые дают возможность сделать выводы об успешности ПК или ТУ. Параметры этапа: очный, 3 дня, 0,5 кредита, 18 часов.

(очный).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 неделя \ 1 кредит ЕКТС \ 36 часов.

2 этап (дистанционный).

4 недели \ 0,5 кредита ЕКТС \ 18 часов.

(очный).

3 дня \ 0,5 кредита ЕКТС \ 18 часов.

Рисунок 4. Новая структурная модель курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы.

В предложенной структурной модели на основе очно-дистанционной формы обучения полностью реализуются принципы кредитности и модульности, удачно объединены преимущества очного и дистанционного обучения.

Основным преимуществом очно-дистанционной формы обучения является наличие в ее структуре дистанционного этапа ПК, что позволяет организовать качественную и эффективную самостоятельную работу слушателей без отрыва от профессиональной деятельности в структурных подразделениях онкологической службы.

На технологическом этапе внедрения ЕКТС разрабатываются не только формы обучения, но и организации учебного процесса: виды учебных занятий, самостоятельная работа, практическая подготовка и контрольные мероприятия. На этом же этапе внедрения ЕКТС уточняются либо разрабатываются все виды обеспечения учебного процесса ПК: нормативное, кадровое, информационное и коммуникационное.

Нормативное обеспечение включает две группы документов. К первой группе относятся документы, регламентирующие учебный процесс в высшей школе и при дополнительном профессиональном образовании (законы, положения) и нормативные акты Министерства образования и Министерства здравоохранения, касающиеся организации учебного процесса при ПК и ТУ.

Ко второй группе нормативных документов относятся документы, которые разрабатываются непосредственно в ВУЗе, на базе которого проводятся курсы ПК и ТУ. Эти документы опираются на соответствующие документы первой группы и учитывают, во-первых, особенности соответствующего ВУЗа и, во-вторых, особенности ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для работников онкологической службы.

Нами разработаны следующие документы, относящиеся ко второй группе:

1. Положение об организации учебного процесса в кредитно-модульной системе при организации курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для работников онкологической службы.

2. Рабочие учебные программы для различных категорий слушателей (врачи-онкологи, средний медперсонал онкологической службы, работники учреждений соцзащиты и соцобеспечения).

3. Рабочие учебные и учебно-тематические планы для отдельных категорий слушателей.

4. Форма индивидуального плана повышения квалификации слушателя.

Дополнительно разработаны различные протоколы и ведомости, которые также

относятся к этой группе нормативных документов:

1. Ведомость результатов всех видов педагогического контроля.

2. Зачетная ведомость.

3. Протокол заседания комиссии по результатам защиты слушателями выпускной работы (реферата).

4. Ведомость учета успешности ПК слушателями.

Основным нормативным документом, который определяет порядок и организацию внедрения ЕКТС в ВУЗе, является соответствующее положение. Нами разработано положение о внедрении ЕКТС в курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для работников онкологической службы, структура которого представлена на рисунке 5.

Кадровое обеспечение внедрения ЕКТС также является первоочередной задачей второго этапа. Автор выступил в роли координатора ЕКТС, в задачи которого входило сопровождение внедрения ЕКТС в учебный процесс курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для работников онкологической службы, координация действий и контроль за результатами.

Особую роль в ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для работников онкологической службы играет аппарат кураторов-тьюторов. Они непосредственно руководят учебной работой слушателей, проводят инструктивно-методические и другие занятия, принимают участие в разработке учебных программ и планов, контролируют

выполнение слушателями индивидуальных планов повышения квалификации, организуют педагогический контроль, оценивают успешность повышения квалификации слушателями. Кураторы-тьюторы назначаются руководителем курсов ПК и ТУ из числа преподавателей с высоким уровнем педагогического мастерства, организаторских способностей, знающих основы психолого-педагогической работы со взрослыми слушателями на основе принципов андрагогики.

Впервые нами разработано «Положение о кураторе-тьюторе курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для работников онкологической службы», организована система их подготовки на основе постоянно действующего методологического семинара.

к А

• Введение.

•Основные термины, понятия и их определение.

• Принципы. •Общие положения.

• Формы обучения и организации учебного процесса.

• Педагогический контроль. •Оценивание результатов.

• Контроль за индивидуальным планом повышения квалификации слушателя.

I

Форма учебного плана.

Форма учебно-тематического плана.

Комплект форм документов учета.

Форма рецензии на выпускную работу (реферат)

слушателя.

Основная часть

Рисунок 5. Структура положения о внедрении ЕКТС в курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы.

Таким образом, основу кадрового обеспечения внедрения ЕКТС в курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы составляют: координаторы ЕКТС, кураторы-тьюторы и преподаватели-тьюторы.

Основной элемент информационного обеспечения - информационные пакеты всех уровней.

Информационный пакет курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы является справочником для слушателей, партнеров, преподавательского состава учреждений-партнеров. Информационный пакет способствует прозрачности учебных программ, помогает куратору-тьютору ориентировать слушателей в выборе и изучении соответствующих программ. Информационные пакеты ежегодно обновляются.

Содержание информационного пакета курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы:

1) полное название, адрес, контактная информация организатора курсов;

2) общая характеристика курса ПК и ТУ;

3) контактная информация координатора ЕКТС;

4) характеристика графика учебного процесса;

5) требования, процедура и сроки регистрации слушателей;

6) информация о стоимости и условиях проживания, медицинском обслуживании и страховании;

7) информация о внеучебной деятельности и досуге.

Информационный пакет курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы содержит общее описание учебного подразделения, основные направления научно-исследовательской работы, перечень и характеристику программ ПК и ТУ, описание методик и технологий обучения, форм и условий проведения контрольных мероприятий, описание системы оценивания и регистрации успешности слушателя.

В структуру информационного обеспечения курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы входят как самостоятельные компоненты методического и дидактического обеспечения.

В структуру технологического этапа модели внедрения ЕКТС входят как самостоятельные компоненты системы педагогического контроля и оценивания.

Таким образом, технологический этап структурно-функциональной модели внедрения ЕКТС в курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы очерчивает содержание необходимых существенных изменений в традиционной системе ПК и ТУ и обеспечивает переход на принципиально новую систему организации учебного процесса - кредитно-модульную.

Этап апробации структурно-функциональной модели внедрения ЕКТС в курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы реализован нами в виде педагогического эксперимента.

Объектом педагогического эксперимента по внедрению ЕКТС в курсы ПК и ТУ является процесс повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы, а предметом - организационно-педагогические условия перехода от курсовой к кредитно-модульной системе организации учебного процесса.

Цель педагогического эксперимента: проверить в условиях реального учебного процесса целесообразность и возможность перехода системы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы на ЕКТС.

Продолжительность организованного эксперимента составила 2,5 года: с января 2012 года по июнь 2014 года.

В ходе эксперимента сформированы экспериментальные группы ПК и ТУ из специалистов онкологической службы (категории слушателей курсов ПК). Часть из них проходила ПК и ТУ по очной форме обучения, часть - по очно-дистанционной форме. В том числе:

1. Врачи-онкологи - 162 человека (очная форма обучения);

- 155 человек (очно-дистанционная форма обучения).

2. Средний медперсонал - 157 человек (очная форма обучения);

- 155 человек (очно-дистанционная форма обучения).

3. Работники учреждений социальной защиты и социального обеспечения

- 149 человек (очная форма обучения);

- 158 человек (очно-дистанционная форма обучения). Всего: 736 человек.

Выводы

Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель внедрения ЕКТС в образовательную деятельность курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы является существенным компонентом теории и

практики внедрения ЕКТС в курсы ПК и ТУ, проверена в педагогическом эксперименте, показала положительные результаты внедрения и может быть рекомендована к применению в системе ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы.

Анализ результатов эксперимента в условиях реального учебного процесса показал:

1) безусловную целесообразность и возможность перехода системы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы на ЕКТС;

2) эффективность очно-дистанционной формы обучения и ее преимущества перед очной формой обучения на курсах ПК и ТУ.

Список литературы:

1. Преображенский Д.В., Сидоренко Б.А., Вышинская И.Д. Хроническая сердечная недостаточность у лиц пожилого и старческого возраста: особенности патофизиологии и медикаментозного лечения. // Клиническая геронтология. 2007. № 6. С. 33-44.

2. Gurwitz J.H., Avorn J. The ambiguous relation between aging and adverse drug reactions. // Ann. Intern. Med. 1991. Vol. 114. P. 956-966.

3. Моисеев В. С. Клиническая фармакология в гериатрии. // Клиническая фармакология и терапия. 2008. № 4. С. 62-67.

4. Beckett N.S., Peters R., Fletcher A.E,. et al. Treatment of hypertension in patients 80 years of age or older. // N. Engl. J. Med. 2008. Vol. 358. P.1887-1898.

5. Cleland C., Gonin R., Hatfield A. Pain and its treatment in metastatic cancer. // N. J. Engl. Med. 1994. Vol. 330. P. 592-596.

6. Routledge P.A., O'MahonyM.S., Woodhouse K.W. Adverse drug reactions in elderly patients. // Br. J. Clin. Pharmacol. 2004. Vol. 57. P.121-126.

7. Mjorndal T., Boman M.D., Hagg S. et al. Adverse drug reactions as a cause for admissions to a department of internal medicine. // Pharmacoepidemiol. Drug Saf. 2002. Vol.11. P.65-72.

8. Burgess C.L., Holman C.D., Satti A.G. Adverse drug reactions in older Australians, 19812002. // Med. J. Aust. 2005.Vol. 182. P. 267-270.

9. Мохов А.А. Проблемы судебного разбирательства дел о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни гражданина при оказании медицинской помощи // Мед. право. 2005; №4. С. 42-45.

10. Остроумова О.Д. Особенности лечения сердечно-сосудистых заболеваний в пожилом возрасте // Сердечн. недостаточн. 2004. № 2.C. 98-99.

ISSN 1999-7264 © Вестник РНЦРР Минздрава России © Российский научный центр рентгенорадиологии Минздрава России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.