Научная статья на тему 'Среднегодовые показатели потребности в дополнительном профессиональном образовании по вопросам геронтологии и гериатрии врачей-стоматологов учреждений здравоохранения системы ФМБА России'

Среднегодовые показатели потребности в дополнительном профессиональном образовании по вопросам геронтологии и гериатрии врачей-стоматологов учреждений здравоохранения системы ФМБА России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ВОЗРАСТ-АССОЦИИРОВАННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / AGE-ASSOCIATED DISEASES / ПРОГРАММЫ / ВРАЧИ-СТОМАТОЛОГИ / PROGRAM DENTISTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурцев Александр Константинович, Атуев А.У., Уйба В.В.

К настоящему времени в Российской Федерации достигнуты успехи в позиционировании как отдельного направления организации медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста. Однако на фоне стремительно развивающихся новых технологий в сфере профилактики патологического старения, возраст-ассоциированных заболеваний стратегия образования в области геронтологии и гериатрии требует новых подходов именно с позиции организации здравоохранения и общественного здоровья. Именно данная отрасль здравоохранения позволяет в сочетании с новыми педагогическими технологиями разрабатывать образовательные программы для специалистов той или иной области медицины (в нашем случае для врачей-стоматологов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурцев Александр Константинович, Атуев А.У., Уйба В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANNUAL AVERAGE REQUIREMENT FOR ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE AREAS OF GERONTOLOGY AND GERIATRICS DENTISTS HEALTHCARE INSTITUTIONS THE SYSTEM OF THE FMBA OF RUSSIA

To date the Russian Federation achieved success in positioning the organization of medical care of persons of elderly and senile age as a separate line. However, against the background of rapidly developing new technologies in the area of prevention of pathological aging, age-associated diseases education strategy in the field of gerontology and geriatrics requires new approaches it from the standpoint of the organization of health care and public health, since the health care industry allows in combination with the new pedagogical technologies to develop educational programs for specialists of a particular field of medicine, in our case as an example for dentists.

Текст научной работы на тему «Среднегодовые показатели потребности в дополнительном профессиональном образовании по вопросам геронтологии и гериатрии врачей-стоматологов учреждений здравоохранения системы ФМБА России»

РОССИЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2017; 21(3) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2802 2017; 21(3): 160-163 Оригинальная статья

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 614.252.2:616.31

Бурцев А.К.1, Атуев А.У.2, УйбаВ.В.1

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО ВОПРОСАМ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СИСТЕМЫ ФМБА РОССИИ

'ФГБУ ДПО ИПК ФМБА России, г. Москва

2ФГБУ «ГНЦ России ФМБЦ им. А.И. Бурназяна», ИППО, г. Москва

К настоящему времени в Российской Федерации достигнуты успехи в позиционировании как отдельного направления организации медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста. Однако на фоне стремительно развивающихся новых технологий в сфере профилактики патологического старения, возраст-ассоциированных заболеваний стратегия образования в области геронтологии и гериатрии требует новых подходов именно с позиции организации здравоохранения и общественного здоровья. Именно данная отрасль здравоохранения позволяет в сочетании с новыми педагогическими технологиями разрабатывать образовательные программы для специалистов той или иной области медицины (в нашем случае - для врачей-стоматологов).

Ключевые слова: образовательные технологии; возраст-ассоциированные заболевания; педагогические технологии; программы; врачи-стоматологи.

Для цитирования: Бурцев А.К., Атуев А.У., Уйба В.В. Среднегодовые показатели потребности в дополнительном профессиональном образовании по вопросам геронтологии и гериатрии врачей-стоматологов учреждений здравоохранения системы ФМБА России. Российский стоматологический журнал. 2017; 21(3):160-163. DOI 10.18821/1728—2802 2017; 21(3): 160-163

Burtsev A.K.1, Atuev A.U.2, Uyba V.V.1

THE ANNUAL AVERAGE REQUIREMENT FOR ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE AREAS OF GERONTOLOGY AND GERIATRICS DENTISTS HEALTHCARE INSTITUTIONS THE SYSTEM OF THE FMBA OF RUSSIA

'Institute IPK of FMBA of Russia, Moscow;

2«A.I. Bumazyan State scientific center of Russian center», IOPS, Moscow

To date the Russian Federation achieved success in positioning the organization of medical care of persons of elderly and senile age as a separate line. However, against the background of rapidly developing new technologies in the area ofprevention of pathological aging, age-associated diseases education strategy in the field of gerontology and geriatrics requires new approaches it from the standpoint of the organization of health care and public health, since the health care industry allows in combination with the new pedagogical technologies to develop educational programs for specialists of a particular field of medicine, in our case as an example for dentists.

Keywords: educational technology; age-associated diseases; educational technology; program dentists.

For citation: Burtsev A.K., Atuev I.V., Uyba V.V. The annual average requirement for additional professional education in the areas of gerontology and geriatrics dentists healthcare institutions the system of the FMBA of Russia. Rossiyskiy stomatologicheskiy zhur-nal. 2017; 21 (3): 160-163. DOI 10.18821/1728-2802 2017; 21 (3): 160-163.

For correspondence: BurtsevAleksandrKonstantinovich, PhD. Med. Sci., Vice-rector for General matters Additional post-graduate education, Institute of advanced training FMBA of Russia: E-mail: burtsev@medprofedu.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgments. The study had no sponsorship.

Received 20.01.17 Accepted 29.01.17

Введение

В области геронтологического образования в каждой из указанных групп потребителей образовательных услуг существуют как общие, так и характерные для каждой группы проблемы.

Наиболее значимые общие проблемы: 1) отсутствие единой стройной интегрированной системы геронто-логического образования; 2) организация различных тренингов, семинаров, школ и других форм информирования специалистов и населения о биомедицинских тех-

Для корреспонденции: Бурцев Александр Константинович, канд. мед. наук, проректор по общим вопросам ДПО ИПК ФМБА России: E-mail: burtsev@medprofedu.ru

нологиях в области профилактики старения и возраст-зависимых заболеваниях без привлечения лицензированных образовательных организаций; 3) длительный период от появления новых биомедицинских технологий в области профилактики старения и возрастзависи-мых заболеваний до включения соответствующих разделов в действующие образовательные программы; 4) недостаточное количество профессиональных педагогов различных уровней в области геронтологического образования и отсутствие стройной системы их подготовки.

Помимо общих проблем в работе с каждой группой потребителей образовательных услуг существуют важные аспекты, требующие оптимизации и модернизации [1-4].

Так, в области геронтологического образования для специалистов с медицинским, биологическим, фармацевтическим и другим профильным образованием, профессионально занимающихся различными проблемами старения, наиболее актуальны, на наш взгляд, следующие: отсутствие обязательной доди-пломной подготовки по вопросам геронтологии и гериатрии по большинству специальностей; недостаточная доля изучения проблем геронтологии и гериатрии в рамках последипломного образования; законодательная и юридическая неоформленность таких понятий, как «антивозрастные технологии», «антивозрастная медицина» и т. п., несмотря на широкий спектр именуемых подобных родом услуг на рынке предоставления различных услуг [5-7].

Результаты и обсуждение

Среднегодовая потребность врачей-стоматологов медицинских учреждений системы ФМБА России в повышении квалификации по вопросам геронтологии и гериатрии составляет 14 случаев обучения на 100 врачей, что включает в себя необходимость специализации (профессиональной переподготовки) - 0,7 случая, общего усовершенствования - 4,6 случая и в тематического усовершенствования - 8,7. Различия этого показателя у стоматологов разных специальностей достаточно умеренные: от 12,9 на 100 хирургов до 14,8 на 100 терапевтов.

Среднегодовая потребность в дополнительном профессиональном образовании врачей стоматологического профиля системы ФМБА России близка аналогичным показателям Москвы (табл. 1).

Потребность в специализации (профессиональной переподготовке) определяют в основном миграционные процессы из одной специальности в другую. Прямым подтверждением этих процессов стали показатели годовой потребности в специализации: самые высокие у стоматологов-хирургов (1,8 случая) и у терапевтов (0,9 случая на 100 специалистов). Одновременно установлено, что реже всего врачи-стоматологи меняют свою на специальность терапевта, чем объясняется самый низкий показатель потребности в переквалификации по терапевтической стоматологии (0,1 случая на 100 терапевтов).

Среднегодовой показатель потребности в общем усовершенствовании значительно выше аналогичного показателя в специализации (4,6 случая обучения

Таблица 1. Среднегодовые показатели потребности в различных видах дополнительного профессионального образования по геронтологии и гериатрии врачей-стоматологов Москвы

Число случаев обучения на 100 врачей данной специальности

Специалисты специализация (профессиональная переподготовка) общее усовер- шен-ствова-ние тематическое усовер-шенство-вание всего

Стоматологи-терапевты 0,1 4,3 9,2 13,6

Стоматологи-хирурги 1 3,1 9,6 13,7

Итого 0,6 3,7 9,4 13,6

Original article

на 100 врачей-стоматологов). Существенные отличия от среднего показателя отмечены у терапевтов (6,8 случая (самая высокая потребность)) и у хирургов (3,1 случая (самая низкая потребность)).

В тематическом усовершенствовании среднегодовая потребность составляет 8,7 случая повышения квалификации на 100 врачей-стоматологов. Самый высокий уровень потребности установлен у детских онкологов и хирургов (9,9 и 9,7 случая последипломного обучения на 100 врачей соответствующей специальности). Как уже отмечалось, в кругу стоматологов-терапевтов в учреждениях системы ФМБА России и Москвы потребность в тематическом усовершенствовании на момент обследования была ниже потребности в общем усовершенствовании (6,2 случая обучения на 100 врачей). Это самый низкий показатель потребности в тематическом усовершенствовании.

В контингентах стоматологов-терапевтов и врачей общей практики потребность в тематическом усовершенствовании составляет 9,2 и 8,7 случая обучения на 100 врачей соответствующей специальности.

Таким образом, сравнительный анализ показателей среднегодовой потребности врачей-стоматологов учреждений системы ФМБА России в дополнительном профессиональном образовании по геронтологии и гериатрии подтвердил целесообразность дифференцированного (применительно к специальностям) подхода к планированию повышения их квалификации.

Колебания годовых показателей потребности на 2010-2015 гг. и очень высокая потребность на 1-й год пятилетия свидетельствуют о многолетнем нереализованном спросе на обучение, недостаточном охвате специалистов повышением квалификации. Подобное положение обычно складывается при отсутствии обоснованных нормативов для текущего и перспективного планирования дополнительного профессионального образования, недостаточной мощности учебных баз для последипломной подготовки врачей, недостаточных организационных и управленческих решениях местного органа здравоохранения. Обеспечение органа управления здравоохранением Москвы дифференцированными показателями потребности в дополнительном последипломном образовании и пятилетним планом усовершенствования врачей стоматологического профиля позволит сделать реальные научно обоснованные шаги в оптимизации данного процесса.

В связи с этим необходимо разработать перспективный план подготовки врачей-стоматологов по вопросам геронтологии и гериатрии.

Разработка перспективного плана дополнительного профессионального образования врачей стоматологического профиля учреждений системы ФМБА России стала одной из основных задач настоящего исследования. Для ее решения были использованы: прогнозируемая на пятилетие (2015-2012 гг.) численность врачей-стоматологов в учреждениях ФМБА России; среднегодовые показатели потребности в основных видах дополнительного профессионального образования врачей-стоматологов.

Методом экстраполяции, исходя из тенденций изменения количества врачей-стоматологов за период

РОССИЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2017; 21(3) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1728-2802 2017; 21(3): 160-163

Оригинальная статья

Таблица 2. Среднегодовая прогнозируемая численность врачей стоматологического профиля учреждений системы ФМБА России на 2015-2019 гг. (абс.)

Специальность врача Среднегодовая прогнозируемая

численность врачей

Терапевтическая стоматология 2912

Хирургическая стоматология 403

Всего...

3315

Таблица 3. План ежегодного привлечения врачей-стоматологов учреждений системы ФМБА России к различным видам дополнительного профессионального образования по геронтологии и гериатрии (2015-2019)

Специаль-

Число врачей соответствующей специальности, подлежащих обучению на циклах усовершенствования (абс.)

ность врача-стоматолога специализация (профессиональная переподготовка) общее усовер-шенство-вание тематическое усовершенствование всего

Терапевтическая 3 125 268 396

стоматология

Хирургическая 4 12 39 55

стоматология

Всего... 7 137 307 415

2010-2014 гг., был сделан прогноз среднегодовой численности специалистов стоматологического профиля на 2015-2019 гг. (табл. 2).

Рассчитанные среднегодовые, дифференцированные по отдельным специальностям и видам дополнительного профессионального образования показатели потребности в повышении квалификации были использованы для определения числа специалистов стоматологического профиля, нуждающихся в различных видах последипломного обучения по вопросам геронтологии и гериатрии на центральных базах. Эти данные легли в основу разработки перспективного плана дополнительного образования на пятилетний (2015-2019) период (табл. 3).

В указанный пятилетний период (2015-2019) будут ежегодно нуждаться в усовершенствовании 415 врачей стоматологического профиля системы здравоохранения ФМБА России, в том числе в специализации (профессиональной переподготовке) - 7 человек, в общем усовершенствовании - 137 и в тематическом усовершенствовании - 307 человек.

Наиболее высокая (в абсолютных числах) нуждаемость в повышении квалификации отмечена у стоматологов-терапевтов, поскольку они являются самой многочисленной группой специалистов терапевтического профиля. Незначительное количество нуждающихся в усовершенствовании стоматологов-хирургов объясняется двумя причинами: общей малочисленностью этой категории специалистов (55 человек); большим числом среди них людей пенсионного возраста (свыше 20%), чью временную перспективу на продолжение трудовой деятельности прогнозировать весьма затруднительно. В этой связи врачей, достигших 60 лет, на повышение квалификации направ-

лять не планировали. Поскольку все врачи, завершившие 5-летнее обучение в вузе, в обязательном порядке проходят первичную специализацию в интернатуре (определенная часть - в ординатуре), такой вид обучения в рамках дополнительного профессионального образования, как специализация, выполняет в настоящее время задачу профессиональной переподготовки. И показатели потребности в специализации (переподготовке) характеризуют, в частности, миграционные тенденции переходов врачей-стоматологов из одной специальности в другую, а также степень их интереса к отдельным узким направлениям своей профессии. Количество врачей-стоматологов, ежегодно подлежащих повышению квалификации на циклах общего усовершенствования по вопросам геронтологии и гериатрии, варьирует от 9 стоматологов-хирургов до 125 специалистов по терапевтической стоматологии.

За пятилетие 2015-2019 гг. должны обучиться на центральных базах по всем видам дополнительного профессионального образования по вопросам геронтологии и гериатрии 3530 врачей стоматологического профиля учреждений здравоохранения системы ФМБА России, в том числе пройти переквалификацию - 130 человек, общее усовершенствование - 1155 и тематическое усовершенствование - 2245 врачей.

Количество врачей по отдельным специальностям, нуждающихся в различных видах повышения квалификации в 2015-2019 гг., представлено в табл. 4.

Перспективный план дополнительного профессионального образования - один из инструментов системы здравоохранения ФМБА России для улучшения последипломного обучения врачебных стоматологических кадров и поддержания их профессиональной компетенции в вопросах геронтологии и гериатрии на необходимом уровне.

Заключение

При использовании специально разработанного алгоритма на основе первичных материалов была определена 5-летняя и годовая потребность стоматологической службы учреждений здравоохранения системы ФМБА России в дополнительном профессиональном образовании по вопросам геронтологии и гериатрии. Интенсивные показатели потребности (число случаев обучения на 100 врачей) рассчитаны

Таблица 4. План дополнительного профессионального обучения врачей стоматологического профиля учреждений здравоохранения ФМБА России на период 2015-2019 гг.

Специальность врача-стоматолога

Число врачей соответствующей специальности, подлежащих обучению на циклах усовершенствования (абс.)

специализация (профессиональная переподготовка)

общее усовер-шенство-вание

тематическое усовершенствование

Терапевтическая стоматология

Хирургическая стоматология

15

20

625

60

1340

195

1980

275

Всего ...

35

685

1535

2255

на основную стоматологическую специальность по всем видам обучения (специализация, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование).

Анализ этих показателей выявил значительные отличия как по видам обучения (3,3 случая - для специализации; 23,1 - для общего усовершенствования; 43,3 - для тематического усовершенствования), так и по специальности (потребность в специализации терапевтов составила 0,5 случая на 100 терапевтов, а хирургов - 8,9 случая). Тем самым подтверждается оправданность определения дифференцированных показателей потребности в последипломном обучении.

Полученные плановые цифры количества врачей-стоматологов, подлежащих ежегодному обучению на центральных базах (415 человек), для органов здравоохранения местного и федерального уровней являются предметом серьезного анализа. Возможно, встанет вопрос о расширении существующих образовательных баз или о сокращении продолжительности циклов обучения или о принятии каких-либо других решений.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре. Школьные технологии. 2006; (5): 35-44.

2. Денисов И.Н., Куницына Н.М., Прощаев К.И., Фесенко В.В., Ва-равина Л.Ю., Фесенко Э.В., Люцко В.В. Особенности медико-социальной эффективности медицинской помощи пожилым людям в государственных и частных учреждениях здравоохранения. Современные проблемы науки и образования. 2012; 4: [электронный журнал].

3. Денисов И.Н., Куницына Н.М., Ильницкий А.Н., Фесенко В.В., Фесенко Э.В., Люцко В.В., Варавина Л.Ю. Маркетинг в здравоохранении и проблемы организации гериатрической службы. Современные проблемы науки и образования. 2012; 5: [электронный журнал].

4. Комаров Г.А. Об информационной политике, стратегии и безопасности системы здравоохранения Российской Федерации. Государственно-общественное управление здравоохранением

Original article

Российской Федерации / М.; 2003 г. Под общ. ред. А.Г. Саркисяна, Е.Б. Злодеевой. СПб.: Издательство Медицинская Пресса; 2004: 128-32.

5. Куницына Н.М. Некоторые вопросы управления амбулаторно-поликлиническими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь лицами пожилого и старческого возраста. Фундаментальные исследования. 2012; (1): 55-8.

6. Куницына Н.М., Прощаев К.И., Ильницкий А.Н., Юдина Е.В. Гериатрическая помощь в государственных и частных поликлиниках. Белгород: Ветразь; 2012.

7. Павлова Т.В., Бессмертный Д.В., Комисов А.А., Ильницкий А.Н., Куницына Н.М., Павлов И.А. Рак предстательной железы в структуре возрастной патологии. Фундаментальные исследования. 2012; (1): 81-4.

REFERENCES

1. Dakhin A.N. Educational competence: from existing knowledge to emerging innovative culture. Shkol'nye tekhnologii. 2006; (5): 3544. (in Russian)

2. Denisov I.N., Kunitsyna N.M., Proshchaev K.I., Fesenko V.V., Vara-vina L.Yu., Fesenko E.V., Lyutsko V.V. Peculiarities of medico-social efficiency of medical care for the elderly in public and private healthcare institutions. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 2012; 4: [electronic journal]. (in Russian)

3. Denisov I.N., Kunitsyna N.M. Ilnitskiy A.N., Fesenko V.V., Fesenko E.V., Lyutsko V.V., Varavina L.Yu. Marketing in health care and problems of the organization of geriatric services. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 5: [electronic journal]. (in Russian)

4. Komarov G.A. On Information Policy, Strategy and Security of the Health Care System of the Russian Federation. State-public Management of Health of the Russian Federation. [Ob informatsionnoy politike, strategii i bezopasnosti sistemy zdravookhraneniya Rossi-yskoy Federatsii. Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie zdra-vookhraneniem Rossiyskoy Federatsii] / Moscow; 2003. Eds A.G. Sarkisyan, E.B. Zlodeeva. St. Petersburg: Izdatel'stvo Meditsinskaya Pressa; 2004: 128-32. (in Russian)

5. Kunitsyna N.M. Some management clinics to provide medical care for persons of elderly and senile age. Fundamental'nye issledovani-ya. 2012; (1): 55-8. (in Russian)

6. Kunitsyna N.M. Proshchaev K.I., Il'nitskiy A.N., Yudina E.V. Geriatric Care in Public and Private Clinics. [Geriatricheskaya po-moshch' v gosudarstvennykh i chastnykh poliklinikakh]. Belgorod: Vetraz'; 2012. (in Russian)

7. Pavlova T.V., Bessmertnyy D.V., Komisov A.A., Il'nitskiy A.N., Kunitsyna N.M. Pavlov I.A. Prostate Cancer in the structure of age-related pathology. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; (1): 81-4. (in Russian)

Поступила 20.01.17 Принята в печать 29.01.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.