Научная статья на тему 'Модель организации последипломного образования заведующих отделениями стоматологических поликлиник'

Модель организации последипломного образования заведующих отделениями стоматологических поликлиник Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / КОМПЕТЕНЦИИ. / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ / MANAGERIAL SKILLS / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ. / DENTAL CLINICS / ЗАВЕДУЮЩИЕ ОТДЕЛЕНИЯМИ / DEPARTMENT HEADS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стасевич Наталья Юрьевна, Алейников Андрей Сергеевич, Вильк Михаил Франкович

Актуальность. В значительной мере на уровень стоматологической заболеваемости (или стоматологического здоровья) населения влияет профессионализм врачей соответствующего профиля. Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации, в соответствии с приказом Минздрава России от 3.07.2002 г. № 210, напрямую увязывает эти аспекты. Учитывая ведущую роль последипломного образования в совершенствовании профессиональной компетенции специалиста, основное внимание направлялось на изучение организации, планирования, структуры системы дополнительного образования и социально-демографических факторов, влияющих на процесс повышения квалификации врачей-стоматологов и, в частности, заведующих отделениями стоматологических учреждений столицы. Цель работы: обосновать необходимость организации последипломного образования заведующих отделениями стоматологических поликлиник. Методы проведения: социологический (метод тест-опроса), экспертной оценки, непосредственного наблюдения, статистический, графический. Результаты работы. Итоговая оценка специальных управленческих компетенций заведующих стоматологическими терапевтическими отделениями составляет 45,2%, что свидетельствует о серьезных пробелах в знаниях основ планирования и организации деятельности стоматологической поликлиники. Анализ практики последипломного образования, результаты специальных опросов показали, что к наиболее эффективным видам относятся повышение квалификации, а также общее и тематическое усовершенствование. Разработанная новая модель организации последипломного повышения квалификации, а также общего и тематического усовершенствования заведующих отделениями стоматологических поликлиник на основе экспериментальной профессиональной программы повышения квалификации, компетентностного подхода к содержательной части учебного процесса, очно-дистанционной формы обучения, достаточно эффективна с точки зрения: положительной динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей до и после обучения (объективная оценка); позитивной оценки слушателями учебных групп (субъективная оценка). Выводы. Апробация новой модели организации последипломного повышения квалификации заведующих отделениями стоматологических поликлиник при очно-дистанционной форме обучения реализована нами в виде педагогического эксперимента. Продолжительность организованного эксперимента составила 2 года: с января 2012 года по декабрь 2013 года. Эксперимент проводился на основе изучения индивидуальных учебных достижений слушателей и успешности при обучении. Установлено, что уровень индивидуальных учебных достижений слушателей курсов повышения квалификации и тематического усовершенствования во всех областях теории и практики управления и организации работы отделения стоматологической поликлиники увеличился в 2,5-5,3 раза. Область применения. Основной областью применения полученных данных является образовательная деятельность в высших учебных заведениях на факультетах последипломной подготовке и переподготовки по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стасевич Наталья Юрьевна, Алейников Андрей Сергеевич, Вильк Михаил Франкович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE ORGANIZATION OF POSTGRADUATE EDUCATION DEPARTMENT HEADS DENTAL CLINICS

Background. The level of dental morbidity (i.e. dental health) is greatly affected by dentists’ competence. According to Order #210 of the Ministry of Health of Russia as of 03.07.2002 the concept of human resources policy in the Russian healthcare links together all those aspects. Considering the leading role of postgraduate training in improvement of professional competence of specialists the focus was placed on studying organization, planning and structure of the system of extended education as well as social and demographic factors that affect the process of futher professional development of dentists including department heads of Moscow dental clinics. The purpose of the study was to substantiate the necessity of postgraduate training for department heads of dental clinics. Methods: sociological (questionnaire), expert review, direct observation, statistical, graphic analysis. Results. Final evaluation of specific managerial competences of therapeutic department heads of dental clinics was 45.2% which suggests serious gaps in knowledge about planning and organizing work of dental clinic. Analysis of postgraduate training practice, results of special surveys showed high efficiency of futher professional development and general and thematic advanced training. The developed new organizational model of postgraduate professional development including general and thematic advanced training for department heads of dental clinics is based on the experimental program of postgraduate training, competence approach to the contents of educational process, and resident-distance training. It showed its efficiency in terms of positive dynamics of individual achievements of students before and after the training course (objective evaluation); positive feedback from the trainees (subjective evaluation). Conclusions. The developed new organizational model of resident-distance postgraduate professional development for department heads of dental clinics was implemented as a pedagogical experiment. The experiment lasted for 2 years: from January 2012 to December 2013. The experiment was based on studying individual achievements of students and their educational success. The analysis showed that the level of individual achievements of students of postgraduate professional development courses including general and thematic advanced training related to all aspects of theory and practice of organization and management of departments in dental clinics increased by 2.5-5.3 times. Scope of application. The main scope of application of the received data is educational activity of faculties of postgraduate training on Public Health at medical universities.

Текст научной работы на тему «Модель организации последипломного образования заведующих отделениями стоматологических поликлиник»

Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»

ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654 http://vestnik.mednet.ru

15.04.2015 г.

Стасевич Н.Ю.1, Алейников A.C.2, Вильк М.Ф.2

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВЕДУЮЩИХ ОТДЕЛЕНИЯМИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛИКЛИНИК

1 ГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава РФ, Москва

2 ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Москва

Stasevich N.Y.\ Aleynikov A.S.2, Wilk M.F.2

ORGANIZATIONAL MODEL OF POSTGRADUATE TRAINING FOR DEPARTMENT HEADS OF DENTAL CLINICS

1 Russian Medical Academy of Postgraduate Training, Moscow

2 All-Russia Research Institute of Railway Hygiene, Moscow

Контактная информация: Стасевич Наталья Юрьевна, email: [email protected]

Contacts: Natalya Stasevich, email: [email protected]

Резюме. Актуальность. В значительной мере на уровень стоматологической заболеваемости (или стоматологического здоровья) населения влияет профессионализм врачей соответствующего профиля. Концепция кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации, в соответствии с приказом Минздрава России от 3.07.2002 г. №210, напрямую увязывает эти аспекты. Учитывая ведущую роль последипломного образования в совершенствовании профессиональной компетенции специалиста, основное внимание направлялось на изучение организации, планирования, структуры системы дополнительного образования и социально-демографических факторов, влияющих на процесс повышения квалификации врачей-стоматологов и, в частности, заведующих отделениями стоматологических учреждений столицы.

Цель работы: обосновать необходимость организации последипломного образования заведующих отделениями стоматологических поликлиник.

Методы проведения: социологический (метод тест-опроса), экспертной оценки, непосредственного наблюдения, статистический, графический.

Результаты работы. Итоговая оценка специальных управленческих компетенций заведующих стоматологическими терапевтическими отделениями составляет 45,2%, что свидетельствует о серьезных пробелах в знаниях основ планирования и организации деятельности стоматологической поликлиники. Анализ практики последипломного образования, результаты специальных опросов показали, что к наиболее эффективным видам относятся повышение квалификации, а также общее и тематическое усовершенствование.

Разработанная новая модель организации последипломного повышения квалификации, а также общего и тематического усовершенствования заведующих отделениями стоматологических поликлиник на основе экспериментальной

профессиональной программы повышения квалификации, компетентностного подхода к содержательной части учебного процесса, очно-дистанционной формы обучения, достаточно эффективна с точки зрения: положительной динамики изменения уровня индивидуальных учебных достижений слушателей до и после обучения (объективная оценка); позитивной оценки слушателями учебных групп (субъективная оценка).

Выводы. Апробация новой модели организации последипломного повышения квалификации заведующих отделениями стоматологических поликлиник при очно-дистанционной форме обучения реализована нами в виде педагогического эксперимента. Продолжительность организованного эксперимента составила 2 года: с января 2012 года по декабрь 2013 года. Эксперимент проводился на основе изучения индивидуальных учебных достижений слушателей и успешности при обучении.

Установлено, что уровень индивидуальных учебных достижений слушателей курсов повышения квалификации и тематического усовершенствования во всех областях теории и практики управления и организации работы отделения стоматологической поликлиники увеличился в 2,5-5,3 раза.

Область применения. Основной областью применения полученных данных является образовательная деятельность в высших учебных заведениях на факультетах последипломной подготовке и переподготовки по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».

Ключевые слова: профессиональные знания; компетенции; управленческие навыки; стоматологические клиники; заведующие отделениями.

Abstract. Background. The level of dental morbidity (i.e. dental health) is greatly affected by dentists' competence.

According to Order #210 of the Ministry of Health of Russia as of 03.07.2002 the concept of human resources policy in the Russian healthcare links together all those aspects. Considering the leading role of postgraduate training in improvement of professional competence of specialists the focus was placed on studying organization, planning and structure of the system of extended education as well as social and demographic factors that affect the process of futher professional development of dentists including department heads of Moscow dental clinics.

The purpose of the study was to substantiate the necessity of postgraduate training for department heads of dental clinics.

Methods: sociological (questionnaire), expert review, direct observation, statistical, graphic analysis.

Results. Final evaluation of specific managerial competences of therapeutic department heads of dental clinics was 45.2% which suggests serious gaps in knowledge about planning and organizing work of dental clinic.

Analysis of postgraduate training practice, results of special surveys showed high efficiency of futher professional development and general and thematic advanced training.

The developed new organizational model of postgraduate professional development including general and thematic advanced training for department heads of dental clinics is based on the experimental program of postgraduate training, competence approach to the contents of educational process, and resident-distance training. It showed its efficiency in terms of positive dynamics of individual achievements of students before and after the training course (objective evaluation); positive feedback from the trainees (subjective evaluation).

Conclusions. The developed new organizational model of resident-distance postgraduate professional development for department heads of dental clinics was implemented as a pedagogical experiment. The experiment lasted for 2 years: from January 2012 to December 2013. The experiment was based on studying individual achievements of students and their educational success.

The analysis showed that the level of individual achievements of students of postgraduate professional development courses including general and thematic advanced training related to all aspects of theory and practice of organization and management of departments in dental clinics increased by 2.5-5.3 times.

Scope of application. The main scope of application of the received data is educational activity of faculties of postgraduate training on Public Health at medical universities.

Keywords: professional knowledge; competence; managerial skills; dental clinics; department heads.

Введение. Эффективная деятельность медицинских организаций во многом зависит от правильной организации работы именно заведующих стоматологических поликлиник, которая обеспечивается четким ритмом и слаженностью в работе, систематическим повышением квалификации сотрудников [1,2,3,4,5].

Стоматологическая помощь является наиболее востребованной населением и занимает второе место по обращаемости за амбулаторно-поликлинической помощью. Классификатор предоставляемых услуг специалистами данного профиля насчитывает свыше 338 наименований. Гражданские иски, обусловленные ненадлежащим качеством оказанной стоматологической помощи по данным Бюро судебно-медицинской экспертизы департамента здравоохранения г. Москвы за последние десять лет возросли в 2,5 раза [6,7,8,9]. Данная информация свидетельствует о широком спектре вопросов, связанных с повышением квалификации заведующих отделениями стоматологических клиник по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения». Проблемы знаний вопросов правового регулирования и организационных основ данных специалистов в последние годы объективно выдвинулись на первый план и являются одним из важных элементов системы управления персоналом.

Результаты и обсуждение. Для реализации цели исследования применялся системный подход, в основе которого лежала разработка взаимосвязанных источников сбора первичной информации, позволяющей дать объективную основу для разработки эффективных форм организации последипломного обучения и обосновании рекомендаций по совершенствованию организации последипломной подготовки заведующих стоматологическими отделениями отделениями.

Планирование последипломного обучения заведующих отделениями предполагает предварительный анализ фактического состояния этого этапа образования на конкретной территории и по конкретным профилям врачебных специальностей. Для количественной и качественной характеристики состояния последипломной подготовки заведующих используются показатели объёма и охвата их последипломным образованием.

Полученные материалы показывают, что 83,0% заведующих за период своей профессиональной деятельности хотя бы 1 раз повышали квалификацию. 17% оставили этот вопрос без ответа. Проходили последипломное обучение 4 и более раз 29,3% заведующих, 3 раза - 16,5%, 2 раза - 16,2% и усовершенствовались 1 раз 21,0% (рис. 1).

90 ВО 70 ^ 60 50 40 -30 -20 10 О

29,3

16,6

16,2

21

1 раз

2 раза

3 раза

4 раза

17

нет ответа проходили

Рис. 1. Распределение заведующих отделениями по числу случаев повышения квалификации за весь период профессиональной деятельности (в %)

Одной из причин несвоевременного прохождения цикла усовершенствования может быть возраст врача. С одной стороны у специалистов предпенсионного и пенсионного возраста снижена мотивация к

последипломному обучению, с другой стороны руководители медицинских организаций не заинтересованы направлять на учёбу эту категорию врачей. Для подтверждения гипотезы о взаимосвязи возраста заведующих отделений с охватом их последипломной подготовкой по всем специальностям и возрастным группам был рассчитан ранговый коэффициент корреляции (Спирмена).

Установлено, что у заведующих терапевтическими, ортопедическими отделениями и отделением стоматологии общей практики имеет место тесная, обратная зависимость между возрастом заведующих и охватом их последипломным образованием (г.= -0,77; р= -0,71;г = -0,88; г=- 0,77). Среди отделений по этим специальностям с увеличением возраста достоверно уменьшается охват последипломным обучением (р = 0,05).

Одним из наиболее эффективных видов последипломного образования является ординатура. По своему содержанию, объёму учебной программы она сочетает в себе и специализацию, и общее усовершенствование. Однако, большая продолжительность обучения (два года) и относительно высокая себестоимость препятствуют её широкому распространению.

В работе изучена организационная составляющая деятельности заведующего отделения. Результаты исследования показали, что при росте числа должностей врачей-стоматологов, объем работы заведующего отделением возрастает.

Структура времени, затрачиваемого на выполнение профессиональных обязанностей данными специалистами, по приоритетным функциям управления имеет следующую характеристику: «контроль» 61,8±0,14% всего рабочего времени, «координация»-15,2±0,13%, «организация» 11,6±0,12%.

Результаты, проведенного исследования свидетельствуют, что 67,70% бюджета времени заведующим отделением затрачивается на планирование, организацию, контроль лечебно- диагностического процесса Анализ регулирования деятельности отделения заведующей достаточно сложен, так как невозможно выделить некоторый нормативный способ его осуществления.

Итоговая оценка знаний управленческих компетенций заведующих отделениями составляет 40,9%, данный показатель свидетельствует о серьезных пробелах в основах планово-экономической и финансовой деятельности стоматологической поликлиники; порядке исполнения хозяйственных и трудовых договоров.

Необходимость и актуальность разработки новой модели организации повышения квалификации (ПК) заведующих отделениями стоматологических поликлиник базируется на изучении особенностей их профессиональных обязанностей и соответствующих компетентностных потребностей, личной заинтересованности и мотивированности в повышении уровня личной компетентности в определенных областях знаний и умений.

Опрос заведующих отделениями стоматологических поликлиник и врачей-стоматологов из резерва на пост заведующего сооответствующих отделений, - слушателей курсов ПК, тематического усовершенствования (ТУ) и общего усовершенстовавния (ОУ), в отношении заинтересованности в повышении квалификации, усовершентсвовании позволил выявить ряд закономерностей. Опрос проводился с использованием 100-бальной аналоговой шкалы, в которой 0 соответствовал полному отсутствию заинтересованности, а 100 баллов -максимальной заинтересованности. При опросе учитывался клинический профиль специалиста и его пол.

Установлено, что заведующие стоматологическими отделениями с клинической специализацией терапевт, ортопед, ортодонт проявляют достоверно более высокий уровень заинтересованности в повышении квалификации и усовершенствовании по сравнению со стоматологами общей практики и детскими терапевтами ф<0,05). При этом врачи-ортопеды мужчины продемонстрировали максимальную заинтересованность в повышении квалификации и усовершенстовании на уровне 92,9±3,0 балла. В категориях ортопеды, ортодонты мужчины явно более тяготеют к новым профессиональным знаниям и навыкам по сравнению с коллегами женщинами, которые выполняют обязанности заведующих отделений стоматологических поликлиник: 89,2±2,8, 92,9±3,0, баллов против 82,1±2,4, 84,0±2,4, баллов соответственно, p<0,05.

В тоже время, в категориях терапевты, стоматологи общей практики и детские терапевты женщины-руководители продемонстрировали достоверно более высокий уровень заинтересованности в повышении квалификации и усовершенствовании по сравнению с коллегами мужчинами: 90,2±2,9, 81,5±2,2, 83,6±2,3 баллов против 79,1±1,8, 70,1±1,4, 75,5±1,6 баллов соответственно, p<0,05 (рис. 2).

120

Е11Ю

о

х л и О

г ё з |

то

ш X I- га = Ж

■ £ 1 5

!5 8! щ

-I

80

60

40

20

90,2

92 9

79Д

Терэлеат Хирург

Ортопед Ортодонт Стоматолог Детский Детский

обшей терапевт хирург практики

I Мужчины ■ Женщины

Рис. 2. Распределение общего уровня заинтересованности заведующих отделениями стоматологических поликлиник в повышении квалификации и усовершенствовании с разной первоначальной клинической специализацией среди мужчин и женщин

Выявленные закономерности позволяют заключить, что модель организации повышения квалификации и усовершенствования заведующих отделениями стоматологических поликлиник должна учитывать возможность развития у слушателей курсов ПК, ОУ и ТУ всех перечисленных видов компетенций и, в первую очередь, нормативно-правовой, коммуникативной и компетенции в сфере эффективного менеджмента и лишь во вторую очередь - компетенции в сфере клинических знаний и навыков. Именно такая весовая зависимость в распределении учебной нагрузки в наибольшей степени будет отвечать реальным потребностям заведующих отделениями стоматологических поликлиник, как современных менеджеров сферы здравоохранения среднего звена.

Изучив позитивный отечественный и зарубежный опыт внедрения новых образовательных технологий и подходов к организации учебного процесса при последипломном ПК, ОУ и ТУ, мы разработали, экспериментально апробировали и внедрили новую модель организации последипломного образовательного процесса для слушателей категории «Заведующие отделениями стоматологических поликлиник», суть которой составляет возможность использования как очной, так и комбинированной очно-дистанционной формы обучения.

Структура модели, параметры и содержание этапов учитывают особенности последипломной подготовки заведующих отделениями стоматологических поликлиник, нацелены на эффективное использование учебного времени, повышение доступности курсов ПК, ОУ и ТУ для специалистов.

Параметры модели при очной форме обучения:

2недели, 2 кредита, 72 часа.

Параметры модели при очно-дистанционной форме обучения:

1 этап. Организационно-установочная сессия. Основная с точки предоставления слушателям учебной информации.

Параметры этапа: очный, 1 неделя, 1 кредит, 36 часов.

2 этап. Управляемая самостоятельная работа слушателя.

Параметры этапа: дистанционный, 20 недель, 4 кредита, 144 часа.

3 этап. Зачетная сессия. Не содержит занятий информационного типа. Включает мероприятия, которые дают возможность сделать выводы об успешности ПК или ТУ.

Параметры этапа: очный, 1 неделя, 1 кредит, 36 часов.

В предложенной модели на основе очно-дистанционной формы обучения объединены преимущества очного и дистанционнного обучения, реализуются принципы кредитности и модульности.

Главным преимуществом очно-дистанционной формы обучения является наличие в ее структуре дистанционного этапа ПК, что позволяет организовать эффективную самостоятельную работу слушателей без отрыва от профессиональной деятельности в отделениях стоматологических поликлиник.

Основой новой модели организации образовательного процесса является вновь разработанная нами экспериментальная «Профессиональная программа повышения квалификации слушателей категории «Заведующие отделениями стоматологических поликлиник»».

В исследование было включено 156 заведующих отделениями (врачей из резерва на должность заведующего) стоматологических поликлиник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью изучения динамики изменения уровня знаний заведующих отделениями стоматологических поликлиник. проведено входное (до начала обучения) и выходное (в конце обучения) тестирование всех слушателей курсов ПК и ТУ. Эксперимент проводился на основе изучения индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) и успешности при ПК и ТУ.

Установлено, что уровень ИДС слушателей курсов ПК и ТУ во всех областях теории и практики управления и организации работы отделения стоматологической поликлиники увеличился в 2,5-5,3 раза. На нижеприведенных рисунках видно, что уровень индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) достоверно (р<0,05) увеличился в области:

1. Эффективного менеджмента в отделении стоматологической поликлиники (рис. 8);

2. Нормативно-правового обеспечения деятельности ЛПУ (рис. 9);

3. Психологии управления персоналом (рис. 10);

4. Инноватики в организации лечебно-профилактических мероприятий в отделении стоматологической поликлиники.

Выводы. Разработанная, апробированная и внедрённая новая модель организации последипломного образования заведующих отделениями стоматологических поликлиник базируется на разработанных профилях базовых компетенций (нормативно-правовой и социальный; эффективного менеджмента; коммуникативный; клинических навыков и знаний), которые составляют ядро содержательной части профессиональной программы ПК, а также изучении особенностей их профессиональных обязанностей и личной заинтересованности в повышении уровня личной компетентности в определенных областях знаний и умений.

Установлено, что уровень ИДС слушателей курсов ПК и ТУ во всех областях теории и практики управления и организации работы отделения стоматологической поликлиники увеличился в 2,5-5,3 раза. Уровень индивидуальных учебных достижений слушателей (ИДС) достоверно (р<0,05) увеличился в области: эффективного менеджмента в отделении стоматологической поликлиники; нормативно-правового обеспечения деятельности ЛПУ; психологии управления персоналом; инноватики в организации лечебно-профилактических мероприятий в отделении стоматологической поликлиники.

Список литературы

1. Авксентьева М.В. Принятие управленческих решений в здравоохранении на основе клинико-экономического анализа: Экономика здравоохранения. 2003; (2):44-48.

2. Акопян А.С., Дергисова Р.Г., Шиленко Ю.В. Управление экономикой медико-производственного комплекса. Экономика здравоохранения. 2002; (7):9-13.

3. Акопян А.С., Райсберг Б.А., Шиленко Ю.В. Проблемы структурного реформирования здравоохранения: отношение руководителей и специалистов. Проблемы управления здравоохранением. 2002; (4):26-32.

4. Вялков А.И. О задачах по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2001-2010 годы. Экономика здравоохранения. 2001; (4):5-9.

5. Вялков А.И. Новые технологии управления в системе здравоохранения регионального и муниципального уровней. Проблемы управления здравоохранением. 2002; (6):5-8.

6. Вялков А.И. О реализации плана действий Минздрава России по реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на

среднесрочную перспективу до 2004 года: Проблемы управления здравоохранением. 2002; (2): 5-24.

7. Дубинин С.А., Гуров А.Н. Некоторые положения экономической теории развития здравоохранения. Экономика здравоохранения. 2002; (5):29-33.

8. Комаров Ю.М. Экономика как внешняя среда здравоохранения: оценка медицинского персонала: Экономика здравоохранения. 2003; (5):37-40.

9. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. Москва: ОЛМА-ПРЕСС "Звездный мир"; 2002. 320 с.

References

1. Avksent'eva M.V. Prinyatie upravlencheskikh resheniy v zdravookhranenii na osnove kliniko-ekonomicheskogo analiza [Management decisions in health care using clinical and economical analysis]. Ekonomika zdravookhraneniya 2003; (2):44-48. (In Russian).

2. Akopyan A.S., Dergisova R.G., Shilenko Yu.V. Upravlenie ekonomikoy mediko-proizvodstvennogo kompleksa. [Economic management of health and production complex]. Ekonomika zdravookhraneniya 2002; (7):9-13. (In Russian).

3. Akopyan A.S., Raysberg B.A., Shilenko Yu.V. Problemy strukturnogo reformirovaniya zdravookhraneniya: otnoshenie rukovoditeley i spetsialistov. [Problems of healthcare structural reforming: an attitude between managers and professionals]. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2002; (4):26-32. (In Russian).

4. Vyalkov A.I. O zadachakh po realizatsii Kontseptsii razvitiya zdravookhraneniya i meditsinskoy nauki v 2001 - 2010 goda [On the problems in implementation of the Concept of health care and medical science development in 2001-2010]. Ekonomika zdravookhraneniya 2001; (4):5-9. (In Russian).

5. Vyalkov A.I. Novye tekhnologii upravleniya v sisteme zdravookhraneniya regional'nogo i munitsipal'nogo urovney. [New management technologies in regional and municipal healthcare systems]. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2002; (6):5-8. (In Russian).

6. Vyalkov A.I. O realizatsii plana deystviy Minzdrava Rossii po realizatsii programmy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektivu do 2004 goda [On implementation of the Ministry of Health of the RF Plan "On realization of the Program of social and economic development of the Russian Federation in medium-term period until 2004"]. Problemy upravleniya zdravookhraneniem 2002; (2):5-24. (In Russian).

7. Dubinin S.A., Gurov A.N. Nekotorye polozheniya ekonomicheskoy teorii razvitiya zdravookhraneniya. [Some issues of the economic theory of healthcare development]. Ekonomika zdravookhraneniya 2002; (5):29-33. (In Russian).

8. Komarov Yu.M. Ekonomika kak vneshnyaya sreda zdravookhraneniya: otsenka meditsinskogo personala [Economy as an environment for health care: assessment of medical personnel]. Ekonomika zdravookhraneniya 2003; (5):37-40. (In Russian).

9. Novik A.A., Ionova T.I. Rukovodstvo po issledovaniyu kachestva zhizni v meditsine. [Guidelines on studying life quality in medicine]. Moscow: «OLMA-PRESS Zvezdnyy mir»; 2002. 320 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.