Научная статья на тему 'О необходимости подготовки будущих педагогов к консультативной работе с родителями'

О необходимости подготовки будущих педагогов к консультативной работе с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ / METHODOLOGICAL SUPPORT OF TEACHERS` ADVISORY ACTIVITY / ADVISORY WORK WITH PARENTS / ADVISORY SERVICES / THE TECHNIQUE OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR ADVISORY WORK WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманатиди Ксения Александровна

В статье обоснована необходимость оказания целенаправленной консультативной помощи родителям по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Доказана значимость разработки и внедрения новой научно обоснованной технологии подготовки будущих педагогов к консультативной работе с родителями, соответствующей требованиям времени, запросам социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NECESSITY OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR ADVISORY WORK WITH PARENTS

In the article the necessity of giving parents goal-oriented advisory help in the questions of child development and education is substantiated. The author proves the significance of development and adoption of new scientifically grounded technology of training future teachers for advisory work with parents that would meet modern requirements and social needs.

Текст научной работы на тему «О необходимости подготовки будущих педагогов к консультативной работе с родителями»

8. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь [Текст] / под ред. А.С. Белкина. - Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 1995. - 22 с.

9. Силина, С.Н. Профессиографический мониторинг становления специалиста в образовательном процессе пед. вуза [Текст]: дис... д-ра пед. наук / С.Н. Силина. - Екатеринбург, 2002. - 500 с.

10. Статистический словарь [Текст] / гл. ред. М.А. Королев. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 1989. - 27 с.

ББК 74р+74.205 УДК 378+37.064.1

К.А. АМАНАТИДИ

K. A. AMANATIDY

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ON THE NECESSITY OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR ADVISORY WORK WITH PARENTS

В статье обоснована необходимость оказания целенаправленной консультативной помощи родителям по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Доказана значимость разработки и внедрения новой научно обоснованной технологии подготовки будущих педагогов к консультативной работе

с родителями, соответствующей требованиям времени, запросам социума.

In the article the necessity of giving parents goal-oriented advisory help in the questions of child development and education is substantiated. The author proves the significance of development and adoption of new scientifically grounded technology of training future teachers for advisory work with parents that would meet modern requirements and social needs.

Ключевые слова: консультативная работа с родителями, консультационные услуги, научно-методическое сопровождение консультативной деятельности педагогов, технология подготовки будущих педагогов к консультативной работе с родителями.

Key words: advisory work with parents, advisory services, methodological support of teachers' advisory activity, the technique of training future teachers for advisory work with parents.

Важным показателем развития государственности в России в первом десятилетии XXI века является усиление внимания к семье, ее проблемам, роли в обществе. Совершенно не случайно 2008 год был объявлен Президентом России Годом семьи. Обращаясь к парламентариям, глава государства подчеркнул, что проведение в России Года семьи позволит объединить уси-

лия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. Особую ценность для нашего исследования представляет утверждение Президента РФ о том, что Год семьи призван создать новую философию взаимоотношений между семьей, государством и обществом.

Одним из важных направлений работы в 2008 году Дмитрий Медведев назвал создание всех необходимых условий для преодоления демографического кризиса в стране. По справедливому утверждению Президента, Год семьи «...станет основой для подготовки долгосрочной государственной политики в этой сфере, которую необходимо проводить комплексно, системно и разумно» [7].

Однако нельзя не отметить, что демографическая ситуация в разных регионах складывается по-разному. В Ханты-Мансийском автономном округе -Югре она существенно отличается от среднестатистической по России и по группе регионов со схожими географическими и социально-экономическими условиями. Югра - один из лидеров в Российской Федерации по таким показателям, как рождаемость и прирост населения: доля детей в возрасте от одного до шести лет в общей численности населения на треть больше, чем в России. Всё это ведет к опережающему росту спроса на услуги дошкольного образования и существенно обостряет проблему его доступности, актуализирует вопросы психолого-педагогической компетентности родителей.

В ХМАО - Югре очень остро стоит вопрос охвата детей дошкольного возраста дошкольными учреждениями: большое число детей до 5-7 лет не имеют возможности получить квалифицированные образовательные услуги. По данным, предоставленным нам специалистами методического центра МУ «Управление дошкольными образовательными учреждениями», на 1 января 2009 года очередь в детские сады по городу Сургуту составляла: для детей до 1 года - 2966 человек; с 1 года до 2 лет - 3231 человек; с 2 до 3 лет - 2305 человек; с 3 до 4 лет - 2000 человек; с 4 до 5 лет - 1017 человек. Вполне очевидно, что дошкольные образовательные учреждения города не могут охватить своими образовательными услугами 11519 детей.

Задачи развития, воспитания и обучения детей, особенно раннего дошкольного возраста, родителям приходится решать самостоятельно. Крайне редко это удается им сделать качественно и одинаково успешно.

Вполне закономерно возникает целый ряд проблем, связанных с поиском способов выхода из сложившейся ситуации, вариантов решения задачи создания детям равных условий для подготовки к обучению в школе. Педагогическая общественность и родители ищут ответы на вопросы о том, каким образом система дошкольного образования может оказать помощь семьям, в которых дети не имеют возможность посещать детские сады, но родители хотят обеспечить их полноценное развитие и воспитание? Эти острые, злободневные вопросы пытаются решать как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. Как представители педагогического сообщества, занимающие активную социальную и личностную позиции, мы не остались в стороне и попытались найти собственный выход из сложившейся ситуации. Результаты анализа научной литературы и опыта решения подобных задач

в других регионах и странах натолкнули нас на мысль об открытии стационарных консультационных пунктов, где родители имели бы возможность получать своевременную и квалифицированную помощь педагогов дошкольного об-

разования и студентов педагогического университета, будущих квалифицированных специалистов дошкольного образования.

Оказание подобного рода образовательных услуг родителям дошкольников, не имеющих возможность посещать дошкольные образовательные учреждения, со стороны педагогов дошкольных учреждений, специалистов органов управления образованием, студентов вуза, на наш взгляд, позволит сгладить остроту сложившейся социальной ситуации. Результаты проведенного нами опроса показали, что от подобного рода услуг не откажутся даже родители, отдающие предпочтение системе семейного воспитания и те, чьи дети уже посещают дошкольные образовательные учреждения. Выдвигая свои предположения, мы придерживались мнения о том, что между дошкольными образовательными учреждениями и родителями дошкольников, независимо от того, посещает ребенок детский сад или нет, должна существовать тесная и продолжительная по времени взаимосвязь, а студенты ещё на этапе вузовской подготовки могут и должны приобретать опыт взаимодействия с родителями дошкольников.

Как показывают результаты многолетних исследований, современная семья не может успешно решать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста изолированно от других социальных институтов. Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты деятельности по развитию, воспитанию, обучению, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами [5, с. 112]. Так, педагоги дошкольных образовательных учреждений более квалифицированно, чем родители, осуществляют целый спектр образовательных услуг, среди которых можно выделить: обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития дошкольников; осуществление коррекционной работы; приобщение детей к общечеловеческим ценностям [4, с. 75-80]. Одним из продуктивных способов оказания помощи семье в воспитании детей, на наш взгляд, может явиться тесное сотрудничество педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей ребёнка-дошкольника, не посещающего образовательное учреждение. Для решения этой задачи могут применяться разнообразные формы работы, среди которых педагогическое консультирование родителей педагогами-практиками, а также студентами педагогического вуза будет играть доминирующую роль. Говоря о включении в эту работу студентов вуза, мы учитывали факт, что в полной мере переложить решение обозначенной задачи на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений не представляется возможным ввиду их серьезной служебной загруженности. Реальными субъектами рассматриваемого процесса могут выступить студенты педвуза. Решать поставленные задачи они могут в рамках своей общественно педагогической практики, волонтерского движения и других форм внеаудиторной работы.

Однако следует отметить, что если вопросы психологического консультирования, психотерапевтической помощи, консалтинга в менеджменте, консультационной деятельности в социальной работе выступают предметом многочисленных исследований на конкретнонаучном и междисциплинарном уровне, то педагогическое консультирование остается мало-разработанной областью научного знания.

Педагогическое консультирование, по мнению М.Н. Певзнер, может рассматриваться как область педагогического знания, граница которой очер-

чивается следующими объектами исследования: во-первых, сопровождение ребенка в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью

и личностным развитием в целом; во-вторых, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического персонала, в том числе консультирование по проблемам организационного развития образовательных учреждений; в-третьих, оказание консультационных услуг различным субъектам социума, участвующим в развитии, обучении и воспитании детей (родители воспитанников, учащихся, различные группы населения, потребители образовательных услуг) [3, с. 114].

Учитывая, что педагогическое консультирование является новой формой работы с родителями, мы организовали изучение готовности педагогов-практиков и студентов к осуществлению консультационной деятельности. Результаты диагностики показали, что большинство педагогов-практиков, а тем более студентов вуза оказались не готовы к осуществлению нового для них вида образовательных услуг. Вызвано это тем, что ни в высшей, ни в средней профессиональной школе подготовкой такого рода специалистов (педагогов-консультантов) не занимаются. Недостатки подготовки педагогов к консультативной работе с родителями можно обнаружить в их практической деятельности. Так, организуя работу с родителями, зачастую педагоги дошкольных учреждений выпускают из поля зрения элемент привлекательности формы, при помощи которой происходит общение педагога с семьей. А между тем практикой разработано и апробировано достаточно много новых, интересных, а главное привлекательных форм взаимодействия педагогов образовательных учреждений с родителями детей разного возраста, акцентирующих внимание на возрастном цензе участников образовательного процесса. Мы имеем в виду привлекательность для родителей деятельностных форм взаимодействия с педагогами вместо прослушивания «скучного», необходимого, на взгляд педагогов, теоретического материала той или иной консультации [2, с. 34]. Педагоги не всегда обращают внимание на то, как они доносят информацию до родителей, что именно им предлагают, имеется ли обратная связь. Сегодня в каждой группе детского сада имеется стенд «Консультации для родителей», полка

с папками-передвижками, большим количеством напечатанных консультаций и т.п., но, как показывает практика, обращаться к такому «молчаливому» источнику знаний родители не всегда считают нужным и полезным. Поэтому решение задачи подготовки студентов педвуза к консультативной работе с родителями представляется нам сегодня крайне актуальным.

Анализ сложившегося демографического положения в Югре и существующей системы дошкольного образования, характерным минусом которой является нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, дает нам основания говорить о необходимости оказания помощи родителям, дети которых не посещают детские сады, в виде нового вида образовательных услуг -педагогического консультирования. В свою очередь, будущие педагоги нуждаются в приобретении опыта по оказанию подобного рода услуг и работе с дополнительным контингентом взрослых. Подготовка будет заключаться в формировании профессиональной компетентности, которая необходима пе-даго гу- ко н сул ьтанту.

Осуществление педагогами консультативной работы с родителями де-

тей предполагает наличие у первых соответствующих профессиональных компетенций. В структуре профессиональной компетентности педагогов по осуществлению консультативной деятельности мы, на основании положений В.С. Лазарева, считаем возможным выделить мотивационный, когнитивный, ориентировочный и операциональный компоненты [2, с. 15-17]. Но формирование названных компонентов должно осуществляться целенаправленно, поэтапно в процессе обучения будущих педагогов в вузе при изучении всего комплекса дисциплин профессиональной образовательной программы, а способы этой подготовки должны иметь деятельностный характер, что на данный момент, как показали результаты нашего анализа, не реализуется. Сказанное позволяет утверждать, что сегодня назрела реальная необходимость разработки и внедрения новой научно обоснованной технологии или системы подготовки будущих педагогов к консультативной работе с родителями, которая будет соответствовать требованиям времени, запросам социума.

Литература

1. Бобиенко, О. Ключевые профессиональные компетенции специалиста / О. Бобиенко // Новое знание. - 2003. - № 1. - С. 15-17.

2. Лазарев, В.С. Принципы и процедуры определения требований к результатам инновационного образования на основе компетентностного подхода. Методические рекомендации [Текст] / В.С. Лазарев, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева. - М., 2006. - 63 с.

3. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования [Текст] / пер. с англ. Т.К. Круг-ловой. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 144 с.

4. Педагогическое консультирование [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева, В.Н. Аверкин, А.Г. Ширин, А.В Петров; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.

5. Психология родительства [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.

6. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

7. Селиверстова, И. О доступности дошкольного образования. Результаты мониторинговых обследований как основание для принятия управленческих решений [Текст] / И. Селиверстова // Дошкольное образование. - 2007. - № 11. - С. 13-21.

8. www.semya2008.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.