Научная статья на тему 'Групповая консультативная работа с родителями как модель общественного воспитания личности'

Групповая консультативная работа с родителями как модель общественного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1123
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА / РОДИТЕЛЬСКАЯ ГРУППА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ / FAMILY / UPBRINGING / GROUP CONSULTATIVE WORK / PARENT GROUP / ORGANIZATION OF SUPPORT TO PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юнусова Нафисахон Муродовна

В статье рассматривается модель групповой консультативной работы с родителями, преимущества которой по сравнению с индивидуальным консультированием отмечаются ведущими специалистами в области теории и практики семейного воспитания. Групповая работа с семьей рассматривается с точки зрения взаимодействия родителей и дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Group Consultative Work with Parents as a Model of Social Education of an Individual

The article describes a model of group consultative work with parents, the advantages of which compared with individual consulting are noted by leading specialists in the theory and practice of family education. Group work with the family is canvassed from the point of view of cooperation of parents and pre-school educational institutions.

Текст научной работы на тему «Групповая консультативная работа с родителями как модель общественного воспитания личности»

— 226~С НОМАИ донишгох )

Н.М. Юнусова

ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: семья, воспитание, групповая

консультативная работа, родительская группа, организация помощи родителям

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, и следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.

Поддержка семьи и усиление её воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней.

В Законе Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», в статье 12 отмечается, что педагоги, государственные органы, учреждения и другие организации, регулирующие вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей, должны «организовывать в учреждениях образования "Дни родителей" в целях оказания педагогической, психологической и

С _ УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ^' - 227 -

методической помощи родителям»; «организовывать и проводить другие мероприятия по вопросам обучения и воспитания детей, защиты их прав и интересов (1).

В связи с этим, необходима организация помощи родителям в воспитании детей, которую могут оказать профессиональные психологи, социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты. При этом особо отметим, что в консультациях специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания, некуда обратиться за советом: в стране до сих пор нет системы социально-педагогических консультаций, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированную помощь специалистов.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Это:

- наглядная пропаганда,

- посещение семей,

- родительские собрания,

- беседы и консультации,

- конференции родителей,

- устные журналы,

- анкетирование

- дни открытых дверей,

- круглые столы,

- организация клубов,

- организация деловых игр.

Как отмечалось выше, новые условия требуют новых подходов и методов работы с семьей, в том числе, групповых методов работы с родителями. Это связано с тем, что современная общественная и экономическая ситуация потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники - социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Большинство родителей осознают недостатки своего воспитания, но зачастую им не хватает элементарной педагогической

— 228- НОМАИ донишгох )

грамотности, чтобы решить эти проблемы. Конечно, можно индивидуально работать с каждой семьей, но, по нашему мнению, в таких случаях работа в группе и анализ семейных ситуаций помогает родителю взглянуть на себя со стороны, глазами других, и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают понимать собственные ошибки и стереотипы воспитания, которые не являются результатом их осознанного выбора, а обычно перенимаются либо по наследству от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Групповой подход может помочь людям поработать практически с любой потребностью. Одна из многих причин его популярности заключается в том, что групповой подход зачастую гораздо более эффективен, чем индивидуальное консультирование. Эта эффективность возникает из того факта, что участники группы могут отрабатывать новые навыки как внутри группы, так и в повседневных взаимодействиях во внешнем мире. Более того, члены группы (как и ее ведущий) многое получают благодаря инсайту и обратной связи других членов группы. Группа также предлагает множество возможностей для моделирования. Члены группы могут разобраться со своей проблемой, наблюдая за поведением других людей, которых заботит то же самое (2).

Группы оказывают очень сильное воздействие на взгляды людей, принятие решений и поведение (3).

Социально-педагогическое консультирование является одним из важнейших направлений социальной помощи родителям. Основной целью социально-педагогического консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. В ходе социально-педагогической консультативной работы человек получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым вйдением изменить свое отношение к происходящему, своему поведению.

Чтобы организовать социально-педагогическое консультирование с родителями в дошкольном образовательном учреждении, нужно знать:

1. Индивидуально-психологические особенности детей.

С УЧЕНЫЕ 3 А П И С К И 229 -

2. Проблемы, с которыми часто встречаются родители в дошкольном образовательном учреждении.

Общепринятый взгляд на семью подразумевает ее как систему, наличие в ней, кроме супружеской пары, еще и ребенка или детей. Семья является малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Системный подход предполагает признание семьи как единого целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей (4).

Р.И. Овчарова рассматривает семью как целостную систему. Именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть решены благодаря психокоррекции только ребенка или только родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы (5).

Решение задач обучения, воспитания, оказания консультационной помощи детям дошкольного возраста, имеющим проблемы в воспитании, а также их интеграции в образовательную и социальную среду является сложной и многогранной проблемой настоящего времени. Сегодня разрабатываются и внедряются различные варианты социально-педагогического консультирования родителей. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, и как отмечалось, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».

2. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - С. 6.

3.Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. Процессы, решения, действия. «Питер», 2003- С.27. 4.Эйдемиллер Э.Е., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.3-е изд. СПб.: Питер, 2002.

5.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М.:ЗАО "Институт психотерапии", 2003.

— 23°-Ç НОМАИ донишгох _ J

Групповая консультативная работа с родителями как модель общественного воспитания личности

Юнусова Н.М.

Ключевые слова: семья, воспитание, групповая консультативная работа, родительская группа, организация помощи родителям

В статье рассматривается модель групповой консультативной работы с родителями, преимущества которой по сравнению с индивидуальным консультированием отмечаются ведущими специалистами в области теории и практики семейного воспитания. Групповая работа с семьей рассматривается с точки зрения взаимодействия родителей и дошкольных образовательных учреждений.

Group Consultative Work with Parents as a Model of Social Education of an Individual

Yunusova N.M.

Key words: family, upbringing, group consultative work, parent group, organization of support to parents

The article describes a model ofgroup consultative work with parents, the advantages of which compared with individual consulting are noted by leading specialists in the theory and practice of family education. Group work with the family is canvassed from the point of view of cooperation of parents and pre-school educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.