Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правоохранительные органы / преступность / преступление / профилактика преступность / борьба с преступностью / причины преступности / условия преступности / противодействие преступности / противоправные деяния / law enforcement agencies / crime / crime / crime prevention / crime control / causes of crime / conditions of crime / crime prevention / illegal acts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахманкин Егор Александрович, Тищенко Юрий Юрьевич, Трофимова Наталья Николаевна

В статье идет речь о необходимости организационного обеспечения системы профилактики противоправных деяний. По мнению авторов, причинный комплекс противоправных деяний все чаще выступает в качестве проблемы воспроизводств а условий, способствующих совершению противоправных деяний. Таким образом, анализу должны подвергаться социальные механизмы, посредством которых воспроизводятся условия, способствующие противоправным деяниям. Авторы делают вывод о необходимость разработки концепции профилактической работы каждого правоохранительного органа, каждой службы, каждого подразделения, ответственного за определенную линию работы, а также о разработке комплекса типовых проектов подразделений, обеспечивающих профилактику для различных условий и организационных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рахманкин Егор Александрович, Тищенко Юрий Юрьевич, Трофимова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NEED FOR ORGANIZATIONAL SUPPORT SYSTEMS OF PREVENTION OF ILLEGAL ACTS

The article deals with the need for organizational support of the system of prevention of illegal acts. According to the authors, the causal complex of illegal acts is increasingly acting as a problem of reproduction of conditions conducive to the commission of illegal acts. Thus, the social mechanisms through which conditions conducive to illegal acts are reproduced should be analyzed. The authors conclude that it is necessary to develop a concept of preventive work for each law enforcement agency, each service, each unit responsible for a certain line of work, as well as to develop a set of standard projects of units providing prevention for various conditions and organizational structures.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_138 УДК 349

О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ ABOUT THE NEED FOR ORGANIZATIONAL SUPPORT SYSTEMS OF PREVENTION OF ILLEGAL ACTS

РАХМАНКИН Егор Александрович,

старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета, Владимирский юридический институт ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: extreme_xl@bk.ru;

ТИЩЕНКО ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: yutish@list.ru;

ТРОФИМОВА Наталья Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник учебного отдела Университета ФСИН России. 196602, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Сапёрная, 34. E-mail: trof011@mail.ru;

RAKHMANKIN Egor Alexandrovich,

Senior Lecturer of the Department of Regime Organization and Supervision of the Faculty of Law of the VUI FSIN of Russia.

600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: extreme_xl@bk.ru;

TISHCHENKO Yuriy Yu.,

Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: yutish@list.ru;

TROFIMOVA Natalia Nikolaevna,

Head of the Educational Department of the University of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Candidate of Law, Associate Professor.

196602, Russia, St. Petersburg, Sapernaya str., 34.

E-mail: trof011@mail.ru

Краткая аннотация. В статье идет речь о необходимости организационного обеспечения системы профилактики противоправных деяний. По мнению авторов, причинный комплекс противоправных деяний все чаще выступает в качестве проблемы воспроизводства условий, способствующих совершению противоправных деяний. Таким образом, анализу должны подвергаться социальные механизмы, посредством которых воспроизводятся условия, способствующие противоправным деяниям. Авторы делают вывод о необходимость разработки концепции профилактической работы каждого правоохранительного органа, каждой службы, каждого подразделения, ответственного за определенную линию работы, а также о разработке комплекса типовых проектов подразделений, обеспечивающих профилактику для различных условий и организационных структур.

Abstract: The article deals with the need for organizational support of the system of prevention of illegal acts. According to the authors, the causal complex of illegal acts is increasingly acting as a problem of reproduction of conditions conducive to the commission of illegal acts. Thus, the social mechanisms through which conditions conducive to illegal acts are reproduced should be analyzed. The authors conclude that it is necessary to develop a concept of preventive work for each law enforcement agency, each service, each unit responsible for a certain line of work, as well as to develop a set of standard projects of units providing prevention for various conditions and organizational structures.

Ключевые слова: правоохранительные органы, преступность, преступление, профилактика преступность, борьба с преступностью, причины преступности, условия преступности, противодействие преступности, противоправные деяния.

Keywords: law enforcement agencies, crime, crime, crime prevention, crime control, causes of crime, conditions of crime, crime prevention, illegal acts.

Для цитирования: Рахманкин Е.А., Тищенко Ю.Ю., Трофимова Н.Н. О необходимости организационного обеспечения системы профилактики противоправных деяний // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 138-140. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_ 138.

For citation: Rakhmankin E.A., Tishchenko Yu.Yu., Trofimova N.N. About the need for organizational support systems of prevention of illegal acts//Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 138-140. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_138.

Статья поступила в редакцию: 22.07.2023

Как известно, преступность всегда достаточно быстро реагирует на повышение правоохранительными органами уровня противодействия ей, а иногда принимает заранее упреждающие меры, способные оказывать достойное сопротивление выработанным мерам профилактики совершения противоправных деяний. Именно поэтому для обеспечения качественной профилактики преступности имеется необходимость развертывания качественного профилактического комплекса, способного на решение криминологических задач.

Последовательный подход к постановке указанных задач должен исходить из всей полноты и комплексности ситуации, которая в своем завершенном виде должна представлять собой единство уровней, рассматривающих причинный комплекс и в целом противоправные деяния.

Причинный комплекс противоправных деяний все чаще выступает в качестве проблемы воспроизводства условий, способствующих

Уголовно-правовые науки

совершению противоправных деяний. Таким образом, анализу должны подвергаться социальные механизмы, посредством которых воспроизводятся условия, способствующие противоправным деяниям. В данном случае, особое значение приобретает задача, связанная с совершенствованием указанных механизмов, что предполагает использование и внесение корректировок в различные социальные программы с учетом необходимости решения криминологических задач. Следует согласиться с мнением Р.В. Жубрина, отмечающего, что исследуя закономерности противоправного поведения, мы можем выделить общественные сферы, требующие приоритетного внимания в целях ограничения возможностей для возникновения и реализации противоправного умысла [3, с. 628].

Рассматривая сложившуюся ситуацию в организации профилактики противоправных деяний, следует отметить, что она характеризуется явным несоответствием между объектом профилактики и традиционными формами организации. Содержанием данного несоответствия, на наш взгляд, выступает то, что криминологическая сфера стала самостоятельной сферой социального регулирования, требующей выработки системы мер, как в масштабе страны, так и на различных уровнях ее организации. Однако, нельзя не отметить существующую в стране стратегию криминологической политики, которая приводит нас к тому, что предпринимаемые правоохранительными органами усилия, в целом направлены решение уже имеющихся проблем, без концентрации на их зарождение и причинный комплекс. При таком положении дел, прежде всего, продолжается воспроизводство негативных явлений и факторов им способствующих.

В современных условиях не совсем правильно говорить об отсутствии в стране профилактического комплекса мероприятий, о незавершенности его построения. Следует больше рассматривать проблемы, препятствующие его эффективному функционированию. Проведенные ранее исследования по данной тематике, свидетельствуют об отсутствии в стране единого субъекта, обеспечивающего организацию профилактики совершения противоправных деяний. В настоящее время различные правоохранительные органы решают каждый на своем уровне криминологические задачи, которые организационно так не объединены. Отсутствует организационный центр, который бы управлял, координировал и направлял усилия органов государственной власти на решение таких проблемных вопросов, разрабатывал бы концепцию развития криминологической политики страны и на всех ее уровнях, а также осуществлял бы контроль за реализацией намеченных мероприятий. При таком подходе, одной из причин слабой эффективности проводимой профилактики можно назвать «стихийность», то есть функциональную ориентацию профилактической работы, не выходящую за пределы решения межведомственных задач. В результате этого проводимый комплекс профилактических мероприятий не образует пока целостной и последовательной системы. Полагаем, что сложившаяся ситуация обусловлена тем, что многие годы значение профилактики противоправных деяний обеспечивалось только на словах, а практически система мер профилактики не создавалась. Следует выделить точку зрения А.А. Новицкого, который совершенно справедливо отмечает, что разработка и внедрение современных методов профилактики и борьбы с преступной деятельностью поможет разрешить рассматриваемую проблему только при всесторонней поддержке государства [5, с. 279].

Вопрос об организации системы профилактики на уровне страны в целом был поставлен и разрабатывался учеными более 40 лет назад, но до настоящего времени не нашел своего применения. Однако существующая необходимость формирования системы профилактики в нашей стране все еще обсуждается. Как показывает опыт ранее проведенных исследований, решение указанной задачи не может быть достигнуто отдельными совершенствованиями текущего законодательства. Прежде всего, речь должна идти о разработке целостной системы профилактики противоправных деяний в стране, которая бы включала в себя в качестве составляющих: оптимальную организационную структуру; единую общегосударственную программу решения криминологических задач; систему научно-методического обеспечения.

Полагаем, что решением указанных задач должно обеспечиваться единым субъектом управления по вопросам профилактики противоправных деяний. Однако при существующей ситуации ни один из правоохранительных органов не станет брать на себя такую ответственную функцию, поскольку каждое ведомство и так занимается профилактикой преступлений в пределах своей компетенции при наличии автономной профилактической системы. По нашему мнению, всем указанным субъектам должны быть предметно определены задачи в сфере профилактики противоправных деяний.

В нашем обществе достаточно давно сложилось ошибочное мнение о том, что ответственность за многогранный комплекс профилактических мероприятий, связанных с предупреждением совершения противоправных деяний несут лишь органы внутренних дел, которые фактически и регулярно стали отвечать за осложнение криминологической ситуации в стране, а также за негативные тенденции развития отрицательных социальных явлений. Нам же представляется, что основной целью и задачей органов внутренних дел является именно противодействие преступности. В этой связи органы внутренних дел постоянно ведут поиск путей создания своей системы профилактики противоправных деяний, а также поиск возможностей оказания влияния на других субъектов, которые должны принимать участие в профилактической деятельности.

В сложившейся ситуации полагаем, что функции органов внутренних дел в рассматриваемой сфере должны быть ориентированы только на взаимосвязь с основным комплексом решаемых ими оперативно-служебных задач, поскольку данное ведомство не сможет обеспечить решение всего комплекса социально-криминологических задач, основными субъектами которых оно не выступает. В данном случае функции ведомственной профилактики могут заключаться в разработке постановочных вопросов и рекомендаций, в обеспечении взаимодействия и оказания практической и методической помощи другим субъектам профилактики в решении совместных задач, которые данным субъектам конкретно не определены и не поставлены для исполнения, но от их слаженной работы зависит конечный результат.

На сегодняшний день система профилактики органов внутренних дел является функциональной, но не организационной системой профилактики противоправных деяний, поскольку профилактика преступлений выступает одной из важнейших сторон деятельности всех служб и подразделений МВД России. Однако данная сторона объективно не может быть организационно объединена в едином органе, поскольку очевид-

но, что объединение усилий, касающихся профилактики совершения преступлений происходит на уровне, ведомства, службы, подразделения. В данном случае, заслуживает внимания точка зрения С.В. Габеева, который утверждает, что невозможно из одного федерального центра управлять всеми профилактическими мероприятиями в масштабах страны, координировать деятельность государственных органов власти с органами местного самоуправления и общественностью на местах [2, с. 14]. Таким образом, организационное выделение функций профилактики в относительно самостоятельную службу следует рассматривать как организацию основного объема деятельности по решению комплекса профилактических задач в пределах определенной службы или нескольких служб. Именно поэтому в органах внутренних дел отсутствует и не может быть создана единая самостоятельная служба профилактики противоправных деяний.

Подводя итоги высказанным нами соображениям, отметим, что решение проблемы трансформации организационной и функциональной структуры многих правоохранительных органов видится в повышении целевой направленности действующей организационной системы, включающей в себя многие службы различных правоохранительных органов. Прежде всего, речь должна идти о разработке концепции профилактической работы каждого правоохранительного органа, каждой службы, каждого подразделения, ответственного за определенную линию работы, а также о разработке комплекса типовых проектов подразделений, обеспечивающих профилактику для различных условий и организационных структур. Полагаем, что только в этом случае каждый орган и служба будут иметь четкое представление о необходимости выполнения ими конкретных профилактических задач, разработает конкретные планы свое деятельности и наметит пути их реализации.

Библиография:

1. Боголюбова Т.А. Предупреждение преступности: современный взгляд на проблему. Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 4. С. 112-116.

2. Габеев С.В. Основные направления оптимизации предупредительно-профилактических мер в борьбе с преступностью в России на современном этапе. Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 3. С. 12-16.

3. Жубрин Р.В. Предупреждение преступности на современном этапе развития российского общества: понятие, содержание, принципы. Всероссийский криминологический журнал. 2016. № 4. С. 627-637.

4. Ларичев В.Д. Общесоциальное предупреждение преступности: Что это, вид криминологического предупреждения преступности или просто поступательное развитие общества? Общество и право. 2011. № 1. С. 130-133.

5. Новицкий А.А. Профилактика преступлений в Российской Федерации. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020.№ 11. С. 276-279.

References:

1. Bogolyubova T.A. Crime prevention: a modern view of the problem. Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2014. No. 4. pp. 112-116.

2. Gabeev S.V. The main directions of optimization of preventive and preventive measures in the fight against crime in Russia at the present stage. Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2018. No. 3. pp. 12-16.

3. Zhubrin R.V. Crime prevention at the present stage of development of Russian society: concept, content, principles. All-Russian Criminological Journal. 2016. No. 4.

pp. 627-637.

4. Larichev V.D. General social crime prevention: What is it, a type of criminological crime prevention or just the progressive development of society? Society and law. 2011. No. 1. pp. 130-133.

5. Novitsky A.A. Crime prevention in the Russian Federation. Skif. Questions of student science. 2020. No. 11. pp. 276-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.