Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИКА / ОПЫТ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупов Заур Усманович

Статья посвящена актуальным проблемам предупреждения преступлений в зарубежных странах. При подготовке исследования были использованы зарубежные и отечественные труды по криминологии, социологии, психологии, девиантологии, уголовному праву, посвященные профилактике новых форм преступности. В статье проанализирована практика предупреждения преступлений в зарубежных странах и предложены рекомендации, направленные на минимизацию преступных деяний. Обсуждение и заключения: в статье представлен комплекс профилактических и корректирующих мероприятий, направленных на переориентацию антиобщественных взглядов и установок (противоправных поступков) в направлении спортивной, творческой, научной, предпринимательской и иной социально полезной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN BUILDING A CRIME PREVENTION SYSTEM

The article is devoted to the actual problems of crime prevention in foreign countries. In preparing the study, foreign and domestic works on criminology, sociology, psychology, deviantology, and criminal law devoted to the prevention of new forms of crime were used. The article analyzes the practice of crime prevention in foreign countries and offers recommendations aimed at minimizing criminal acts. Discussion and conclusions: the article presents a set of preventive and corrective measures aimed at reorienting antisocial attitudes and attitudes (illegal acts) in the direction of sports, creative, scientific, entrepreneurial and other socially useful activities.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_10_120 УДК 343.2 ББК 67.408

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

INTERNATIONAL EXPERIENCE ON BUILDING A CRIME PREVENTION SYSTEM

ЮСУПОВ Заур Усманович,

аспирант кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А, Кадырова». 366007, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Бульвар Дудаева, 17. Е-mail: z.ysupov@mfil.ru; YUSUPOV Zaur Usmanovich,

Postgraduate student of the Department of Criminal Law, Process and National Security FGBOU HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov". 17 Dudaev Boulevard Ave., Grozny, Chechen Republic, 366007. E-mail: z.ysupov@mfil.ru

Краткая аннотация: статья посвящена актуальным проблемам предупреждения преступлений в зарубежных странах. При подготовке исследования были использованы зарубежные и отечественные труды по криминологии, социологии, психологии, девиантологии, уголовному праву, посвященные профилактике новых форм преступности. В статье проанализирована практика предупреждения преступлений в зарубежных странах и предложены рекомендации, направленные на минимизацию преступных деяний. Обсуждение и заключения: в статье представлен комплекс профилактических и корректирующих мероприятий, направленных на переориентацию антиобщественных взглядов и установок (противоправных поступков) в направлении спортивной, творческой, научной, предпринимательской и иной социально полезной деятельности.

Abstract: the article is devoted to the actual problems of crime prevention in foreign countries. In preparing the study, foreign and domestic works on criminology, sociology, psychology, deviantology, and criminal law devoted to the prevention of new forms of crime were used. The article analyzes the practice of crime prevention in foreign countries and offers recommendations aimed at minimizing criminal acts. Discussion and conclusions: the article presents a set of preventive and corrective measures aimed at reorienting antisocial attitudes and attitudes (illegal acts) in the direction of sports, creative, scientific, entrepreneurial and other socially useful activities.

Ключевые слова: преступление, преступность, система, профилактика, опыт, зарубежные страны.

Keywords: crime, criminality, system, prevention, experience, foreign countries.

Для цитирования: Юсупов З.У. Международный опыт по построению системы предупреждения преступности // Аграрное и земельное право. 2022. № 10(214). С. 120-123. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_120

For citation: Yusupov Z.U. International experience in building a crime prevention system // Agrarian and Land Law. 2022. No. 10(214). pp. 120-123. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_10_120.

Статья поступила в редакцию: 13.06.2022

По информации, представленной Организацией Объединенных Наций, преступность в мире под конец прошлого века приобрела новые формы, определенную масштабность, отточенность. Почва для борьбы с преступностью образовалась из-за деструктивных последствий военных событий, террористических актов, разрушения существовавшего ранее миропорядка, а также из-за уязвимости государств с разрушающейся экономикой или новообразованных независимых стран. За предшествующие 2-3 десятилетия в большей части таких государств показатели преступности возросли, причем львиную долю преступлений насильственной направленности совершалось именно в странах с переходной экономикой. Даже в странах с процветающей экономикой отмечается рост определенных видов преступности, в особенности имеющих отношение к применению высоких технологий. При этом в странах, входящих в состав Евросоюза (Испания, Дания, Швеция, Финляндия, Ирландия и пр.) общая численность совершенных зафиксированных преступлений за время с 2000 по 2013 годы уменьшилась или не возросла1. В число наиболее опасных глобальных тенденций эволюции криминальной деятельности входит незаконный оборот наркотических веществ и оружия. Было установлено, что в 2020 году общее производство опиума возросло в половину прежне-

1 Информационная сеть ООН по вопросам преступности и правосудия: http://www.uncjin.org, "StatisticsuSurveysofCrimeTrendsandOperationsofCrim-inalJusticSysrems"

го, а в Исламской Республике Афганистан - в два раза. Статистика, представленная специалистами из ООН, свидетельствует о том, что общий доход от незаконной торговли наркотиками составляет 400 млрд. американских долларов ежегодно, а это -8% всей международной торговли. Все больше тревожит вновь возникшая опасность, сопряженная с употреблением жителями ряда стран синтетических наркотических веществ, о чем можно судить по росту ежегодно изымаемого объема таких наркотиков, составляющему 16-18%. Происходит расширение рынка нелегальной торговли огнестрельным оружием, составляющей 40% всей мировой продажи оружия. У специалистов из ООН большую озабоченность, отраженную в соответствующей документации, вызывает упрочение транснациональной преступностью своих позиций, становящейся все более изощренной и расширяющей круг своей деятельности (помимо традиционно осуществляемой торговли человеческим ресурсом, наркоторговли, незаконного отмывания денег и пр.). К примеру, организованная преступность способна уже нарушить работу высших органов государственной власти, международных финансовых учреждений и пр. Она проникла практически во все уголки мира. Проявления транснациональной преступности можно наблюдать не только в государствах с переходной экономикой, но и в процветающих странах. Например, в соответствии с информацией, предоставляемой Английской национальной службой по состоянию преступности, потери для страны, связанные с нелегальной торговлей наркотических веществ, в последнее время возрастают и исчисляются в 50 млрд. фунтов стерлингов.

Как свидетельствуют многие юридические источники, изданные за рубежом, нынешнее государство защищает себя от преступности в основном через деятельность органов правопорядка и судебных органов. Данная официальная система противодействия преступности работает на достижение двух целей: удержания граждан от правовых нарушений и задержания, наказания и перевоспитания нарушителей закона. Действия руководства стран направлены на всемерное повышение результативности этой системы посредством следующих мер: усиления правоохранительных органов; урегулирования работы органов уголовного правосудия; недопущения того, чтобы лица, совершившие незначительные проступки, попадали под действие системы борьбы с преступностью; ужесточения наказаний за тяжкие преступные деяния и увеличения спектра мер уголовного наказания лиц, осуществивших преступление повторно. К примеру, изданный в 2004 году в США Федеральный закон «О контроле над насильственной преступностью и о правоохранительных органах» предполагает увеличение количества полицейских; увеличение количества тюрем и иных мест заключения; увеличение числа преступлений, за совершение которых преступники подлежат лишению жизни; запрет на пользование 19 видами полуавтоматического огнестрельного оружия. Для реализации этих мер до 2020 года государство выделило 30,2 млрд. американских долларов, распределив их следующим образом: на органы правоприменения - 13,5 млрд., на места заключения - 9,8 млрд., на профилактическую деятельность - 6,9 млрд1.

Между тем к официальной системе противодействия преступности (системе уголовного правосудия), как считают ученые-криминологи, приобщается также система неофициальных методов контроля общества над преступностью. В качестве таких неофициальных рычагов общественного контроля выступает комплекс мер, которые принимают родители, учебные заведения, религиозные организации и прочие общественные институты для того, чтобы привить подрастающему поколению законопослушность, подчинить поведение граждан в обычной жизни системе установленных правил и обеспечить защиту человека и собственности через общепринятые меры предосторожности и безопасности. С точки зрения результативности обе системы находятся в прямой зависимости друг от друга. Если бы не принимались неофициальные меры общественного контроля, то официальная система борьбы с преступностью очень скоро бы увязла в бесчисленности разного рода преступлений и потеряла бы свою эффективность. В свой черед, отсутствие системы уголовного правосудия, заключающейся в неизбежности следования наказания за преступлением, обусловило бы постоянное игнорирование законности и стабильности мер, принимаемых неофициальной системой борьбы с преступностью.

Правительства стран помимо принятия более жестких силовых мер противодействия преступности в последнее время стали все больше использовать метод стимулирования неофициальной системы общественного контроля через взывание к долгу родителей, преподавателей, других представителей социальных институтов оказывать содействие усилению законности. Такие меры есть частью общей профилактики преступности. Правительства пришли к пониманию необходимости поощрения неофициальных мер контроля, осознав тот факт, что возможности системы уголовного правосудия в плане предупреждения преступности не безграничны. Как свидетельствуют исследования ООН, защита от преступности, осуществляемая официаль-

1Никифоров А. В. США, Закон «О контроле над насильственной преступностью»//Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с пре-

ными (силовыми) методами обходится в половину всего объема затрат, которые несет в себе преступная деятельность.

В докладе, представленном генеральным секретарем ООН 10 Конгрессу ООН по профилактике преступности и обращению с преступниками, задача упреждения преступности объявляется первостепенной как для каждого отдельного государства, так и для всего мирового сообщества. Вместе с тем правительства большинства государств озаботились превенцией преступности не так уж давно, если быть точнее, то последние два десятилетия. В ряде государств, среди прочего в западноевропейских странах, в США, Канаде, Австралии были учреждены национальные советы и организации для координирования всех усилий, прилагаемых в данной сфере, для увязывания осуществляемых в ней научных исследований. В ряде стран были созданы особые органы, призванные решать зарождающиеся проблемы, сопряженные с преступностью, среди прочего с преступностью транснационального типа.

В странах, занимающих ведущее положение в мировой экономике, с руки их правительств реализуются различные программы по упреждению преступности на общинном уровне. Среди них можно отметить, к примеру, французские инициативы «бонмезон», английские программы «безопасный город», итальянские антимафиозные программы, осуществляемые посредством обучения представителей молодого поколения в Палермо, американские программы, заключающиеся в дежурстве в районе проживания и поддержании гражданами правового порядка. Данные программы непосредственно и заметно воздействуют на многочисленные стороны обыденной жизни граждан этих стран.

Произошел ощутимый рост количества разрабатываемых учеными научных работ и исследований в сфере профилактики преступности, обусловивший общеизвестность этой темы, во всяком случае, намного большую, чем во времена двадцатилетней давности. Выдвинуто много новых идей и доктрин, оказывающих благотворное содействие созданию, реализации и оцениванию программ по профилактике преступности. Например, в Нидерландах и Англии проводились серьезные теоретические исследования, затрагивающие тему взаимной связи между, так сказать, основными факторами преступности (социальная необеспеченность, дискриминационные проявления и пр.) и естественно проявляющимися ситуативными возможностями для осуществления преступных деяний. Предложенные концепции, в частности «рецидивная виктимизация» (определен факт того, что преступления осуществляются по отношению к определенной малой части населения), «горячие точки» (определен факт того, что в определенных точках преступления осуществляются наиболее часто) посодействовали сосредоточению ситуативной профилактики на областях, в которых она может дать наиболее ощутимый желаемый результат. Делу содействовала также публикация множественных результатов выполненных оценок, большая часть из которых указывает на очевидное, иногда и значительное снижение уровня преступности.

Стоит несколько слов сказать и о международных конференциях, посвященных проблемам безопасности в городской местности, которые были проведены в первые годы второго десятилетия нынешнего века. Исследования зарубежных криминологов свидетельствуют о том, что в наибольшей мере преступность наносит вред малоимущим категориям горожан. Осенью 2001 года в столице Франции провели вторую Международную конференцию по безопасности, наркотическим веществам и профилактике преступности в черте городов. В этой конференции участвовало более 1600 человек, среди прочего градоначальники, главы полиции, руководители учреждений социального развития, и представители правительств ряда государств. На конференции был принят план действий, состоящий из семи поэтапных шагов. В нем были обозначены цели и задачи профилактики преступности. В частности, в перечень запланированных целей, должных быть реализованными до 2013 года, вошло: а)удвоение количества государств, в которых созданы национальные органы профилактики преступности; б)удвоение количества городов, численностью населения более 250000 человек, в которых учреждены органы профилактики преступности; в)определение способов вовлечения граждан в работу превентивной деятельности всех уровней; г) расходование 10% всего объема бюджетных средств, выделенных в последнее время на профилактическую деятельность, на выявление и оценивание мер, обеспечивших реализацию запланированного результата; д)существенное увеличение ассигнований, предусмотренных для реализации экономико-социальных и городских нужд, в особенности для молодежи, объективно находящейся в группе риска. Тем не менее лишь первая и вторая цель были реализованы за 2002-2003 гг. Несмотря на отсутствие точных статистических данных, часть экспертов уверяет, что увеличения ассигнований, предназначенных для реализации экономико-социальных и городских потребностей, не произошло. Более того, в некоторых странах они были снижены. Наряду с этим,

ступностью. 2012.№4. С.14.

многие государства проявляют максимум усердия в деле сокращения уровня преступности. В частности, руководство Великобритании в 2020 году запланировало в трехгодичном бюджете сумму, равную 450 млн. американских долларов, на реализацию испытанно эффективных концепций профилактики преступности. Сформирована общенациональная платформа с сосредоточением в ней инициатив отдельных граждан, предприятий, руководства страны и специалистов, исходя из которых должна осуществляться разработка типовых программ. В последние годы как никогда масштабно реализуется стратегия поддержки мегаполисов, повышения уровня жизни в них и создания условий для безопасного существования горожан. На особом счету стоят специальные программы, призванные предупредить насилие в молодежной среде. Эти программы реализуются в следующих направлениях: 1)меры противодействия правовым нарушениям, совершаемым молодежью из групп национальных меньшинств; 2)меры упреждения отсеивания из учебных заведений юношей и девушек из группы риска и оказание им помощи в поиске работы; 3)меры обеспечения здорового жизненного старта детям и молодым людям.

В Канаде в 2004 году был учрежден Национальный центр по предупреждению преступности, чтобы повысить уровень общественной безопасности посредством нахождения причин, из-за которых дети, молодые и взрослые люди вовлекаются в преступный мир. Политика центра диктовала необходимость учреждения общинного инвестиционного и мобилизационного фондов (что и было сделано) и составления программ налаживания партнерских связей для профилактики преступности с привлечением частного сектора, а также целенаправленную деятельность по правовоспитанию населения.

Специальные комитеты предупреждения преступности в ООН функционируют уже 50 лет. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 01.12.1950, каждое пятилетие должны проводиться международные конгрессы, посвященные этой теме, являющиеся по сути площадками, на которых происходит обмен политическими установками, активизация противодействия преступности и ее профилактики. «Рейтинг» этих форумов, если можно так выразиться, действительно высок и они обрели определенную значимость, о чем можно судить по количеству государств, принимающих в них участие.

Программа ООН в сфере предупреждения преступности и уголовного правосудия дает миру всеобъемлющую концепцию, объединяющую в себе составляющие правовой деятельности, профилактики преступлений и оперативные меры. В 2000 году была принята и открыта для подписания Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Она совместно с прикрепленными к ней протоколами образует общую правовую базу для межгосударственного взаимодействия в деле противодействия глобальной трансграничной преступности1.

В перечень проблем, тревожащих мир в разрезе профилактики преступлений, входит организованная преступность, коррупционные проявления и торговля людьми. Данные проблемы отражены в программах, реализуемых по линии Программы ООН в сфере предупреждения преступности и уголовного правосудия, как наиболее актуальные. Исходя из результатов, полученных в ходе международных исследований вопросов транснациональной преступности, вырабатываются механизмы, позволяющие прояснить суть этих проблем. Центр по международному предупреждению преступности провел экспериментальный анализ, называемый «Форма ООН для оценки транснациональной организованной преступности», в ряде государств, среди прочего в Германии, Австралии, Италии, Колумбии, Канаде, Нидерландах, Российской Федерации, на Барбадосе и т.д. В ходе этого анализа Центр попытался собрать информацию о деятельности организованных преступных групп с целью более действенного их устранения.

Даже краткий обзор проводимой за рубежом профилактической деятельности показал, что во многих странах повышается внимание к превентивным подходам в борьбе с преступностью, и они находят свое закрепление. Зарубежная практика предупреждения преступности должна найти свое отражение и в российской действительности.

Библиография:

1. Информационная сеть ООН по вопросам преступности и правосудия: http://www.uncjin.org, "StatisticsuSurveysofCrimeTrendsan-dOperationsofCriminalJusticSysrems".

2. Никифоров А. В. США, Закон «О контроле над насильственной преступностью» // Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. 2012. № 4. С. 14.

References:

1. UN Crime and Justice Information Network: http://www.uncjin.org, "StatisticsuSurveysofCrimeTrendsan-dOperationsofCriminalJusticSysrems".

2. Nikiforov A.V. USA, the law "On the control of violent crime" // Criminological and criminal-legal ideas of combating crime. 2012. No. 4. p. 14.

1ЩедринН.В.Указ. соч. -С.126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.