Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / СИСТЕМА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ / ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупов Заур Усманович

В статье автором анализируется система профилактики и противодействия коррупции. В данной системе особое место занимает реализация правоохранительной политики, которая связана с применением мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечением исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений в будущем, в данном случае, преступлений коррупционной направленности. Автором раскрывается опыт противодействия на международном уровне. Сделан вывод о том, что основное назначение правоохранительной политики в сфере противодействия коррупции заключается в необходимости разработки своевременной и эффективной профилактической программы, направленной на предупреждение преступлений, коррупционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PREVENTION OF CORRUPTION CRIMES: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

In the article, the author analyzes the system of prevention and combating corruption. In this system, a special place is occupied by the implementation of law enforcement policy, which is associated with the use of state coercion measures against offenders, ensuring the execution of prescribed penalties (penalties), as well as the implementation of measures aimed at preventing future offenses, in this case, corruption-related crimes. The author reveals the experience of counteraction at the international level. It is concluded that the main purpose of law enforcement policy in the field of combating corruption is the need to develop a timely and effective preventive program aimed at preventing crimes of corruption orientation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_210 УДК 343.2

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ CORRUPTION CRIME PREVENTION SYSTEM: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

ЮСУПОВ Заур Усманович,

аспирант кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А, Кадырова». 366007, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. Бульвар Дудаева, 17. Е-mail: z.ysupov@mfil.ru;

YUSUPOV Zaur Usmanovich,

Postgraduate student of the Department of Criminal Law, Process and National Security FGBOU HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov". 17 Dudaev Boulevard Ave., Grozny, Chechen Republic, 366007. E-mail: z.ysupov@mfil.ru

Краткая аннотация: в статье автором анализируется система профилактики и противодействия коррупции. В данной системе особое место занимает реализация правоохранительной политики, которая связана с применением мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечением исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений в будущем, в данном случае, преступлений коррупционной направленности. Автором раскрывается опыт противодействия на международном уровне. Сделан вывод о том, что основное назначение правоохранительной политики в сфере противодействия коррупции заключается в необходимости разработки своевременной и эффективной профилактической программы, направленной на предупреждение преступлений, коррупционной направленности.

Abstract: in the article, the author analyzes the system of prevention and combating corruption. In this system, a special place is occupied by the implementation of law enforcement policy, which is associated with the use of state coercion measures against offenders, ensuring the execution of prescribed penalties (penalties), as well as the implementation of measures aimed at preventing future offenses, in this case, corruption-related crimes. The author reveals the experience of counteraction at the international level. It is concluded that the main purpose of law enforcement policy in the field of combating corruption is the need to develop a timely and effective preventive program aimed at preventing crimes of corruption orientation.

Ключевые слова: преступность, коррупция, коррупционная преступность, профилактика, система, отечественный опыт, опыт международного криминологического сообщества.

Keywords: crime, corruption, corruption crime, prevention, system, domestic experience, experience of the international criminological community.

Для цитирования: Юсупов З.У. Система профилактики коррупционных преступлений: отечественный и зарубежный опыт //Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 210-213. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_210.

For citation: Yusupov Z.U. Corruption crime prevention system: domestic and foreign experience//Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 210-213. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_210.

Статья поступила в редакцию: 01.10.2022

Общеизвестным есть то, что коррупция, в том числе вымогательство, - это одна из наиболее существенных проблем, способных затормозить политическое и экономико-социальное развитие, разрушить демократические и морально-нравственные устои. Как свидетельствуют данные, полученные в процессе опроса 30 тыс. человек из разных государств, ориентировочный уровень коррупции в среде политических деятелей перешел за 75% во всех уголках мира, а в южноамериканских странах и в Дальневосточном регионе уровень коррупции составил целых 90%[1]. Помимо этого, практический анализ, который провел Международный валютный фонд, показал, что в признанно коррумпированных государствах общий объем инвестиций практически на 5% ниже, чем в государствах, в которых коррупция не процветает. Вследствие продолжающейся глобализации рынков, которая сопровождается транснационализацией противоправной деятельности, коррупция становится международной.

В качестве части Глобальной программы ООН по противодействию коррупции производится поддержка стран в аспекте ее детектирования, упреждения и купирования. К примеру, осуществляется разработка механизмов, благоприятствующих большей открытости, прозрачности и отчетности по госзакупкам и межгосударственным коммерческим соглашениям. Помимо этого, людям, в обязанности которых входит разработка стратегии, судьям, прокурорам, сотрудникам органов правопорядка и финансовых органов предоставляется возможность пройти обучение. Запуск реализации первых программ уже произошел в Ливане и Венгрии.

В последнее время в мире происходит увеличение объема контрабандных перевозок мигрантов и торговля людьми, что делает неустойчивой миграционную политику, которая проводится в государстве, принимающем мигрантов, и нередко препровождается несоблюдением прав человека. Часто лиц, ставших жертвами торговли людьми, эксплуатируют как рабов по договорам, закабаляющим их, причем наиболее распространенным способом их эксплуатации является принудительная проституция. Контрабандный перевоз и торговля людьми превратились в основной источник доходов транснациональных и внутригосударственных преступных организаций.

Несмотря на то, что мировое сообщество проявляет большое внимание указанным проблемам, все же существуют и иные проблемы, являющиеся первоочередными для работников внутригосударственных и международных органов правопорядка и законодательных органов. Большинство стран в свою политику включает задачу решения вопросов, связанных с преступностью в городах, насилием и созданием безопасных условий жизни граждан. Особую важность получила проблема компьютерных преступлений. Способы уклонения от налогов с отмыванием денег в офшорах стали более масштабными, поскольку организованные преступные группы все более упорно хотят «узаконить» свои незакон-

ные доходы. В рамках Глобальной программы противодействия отмыванию денег и Офшорного форума ООН принимаются меры по борьбе с такими поползновениями.

По причине расширения и усиления в последние годы террористической деятельности, в Управлении по контролю над наркотиками и предупреждению преступности ООН было сформировано подразделение по упреждению террористических актов. Данный орган делает обзор и исследует тенденции террористической деятельности в мире, вводит наиболее приемлемые меры противодействия терроризму и делает известным и доступным многим опыт, полученный в данной сфере странами в пределах границ проектов научно-технического сотрудничества. С 2001 года и далее через каждый год этот орган ООН публикует результаты проведенного исследования вопросов терроризма.

По данным документации десятого Конгресса ООН по предупреждению преступности, в последнее время практическое применение доктрины профилактики преступности на международном уровне было несколько снижено и ограничилось только мерами безнаказательного свойства. Профилактика преступности стала восприниматься исключительно как ликвидация или ограничение действия причин преступности, среди прочего возможности осуществления преступлений. Подготовленный и измененный специалистами ООН в сентябре 2013 года в Буэнос-Айресе проект компонентов ответственной профилактики преступности, содержал в себе как доктринальные подходы, так и главные принципы, механизмы и способы профилактики преступлений[1]. В этом проекте указано, что профилактика преступлений - это политика и инициативы, призванные обеспечить защиту и безопасность без применения официальных мер наказания. Профилактика преступности должна распространяться на все виды преступлений, насилия, виктимизации и опасностей, а также принимать во внимание все растущую транснационализацию преступной деятельности. Беря в расчет вышесказанное, предусматриваются профилактические концептуальные направления, главным образом обращенные на: а)возможных нарушителей закона; б)криминогенные ситуации; в)возможных жертв. В политике профилактики преступности должна культивироваться разработка таких мер, как точное определение факта, программа действий, меры реализации и оценка действенности. На каждом из этих уровней следует использовать потенциал разных секторов и ключевых партнеров из общественности, в том числе отдельных физических лиц для формирования союза, способного реализовать эффективное управление и вырабатывать наилучшие практические методы.

За рубежом, в основном, действуют две формы профилактики преступности: социальное предупреждение и ситуативное. Меры социального предупреждения предполагают в первую очередь проявление внимания к подрастающему поколению, повышение способностей родителей в плане воспитания своих детей, создания условий для перехода ребенка к более сложной и многоаспектной системе их образования в первые годы жизни и укрепления физического и психологического здоровья, что в дальнейшем может обусловить существенное сокращение возможных опасностей, могущих привести к осуществлению правовых нарушений, преступных деяний. Также мерой социального предупреждения преступности является развитие общин. Согласно проведенным исследованиям в этой области, внушительное влияние местных общин способно как стимулировать, так и держать в узде преступность. Следовательно, существенной частью превентивной деятельности являются действия, нацеленные на повышение жизненного тонуса таких общин в экономическом аспекте и их социальную организованность, расширение сектора их услуг и обеспечение их большим потенциалом в плане развития, побуждение молодого поколения к пониманию значимости следования законам и развитие взаимосвязей между правоохранительными органами и населением.

Меры ситуативного предупреждения отличаются от социальной профилактики, ориентированной на торможение воздействия причин преступности, тем, что воздействуют в первую очередь на уменьшение возможностей для осуществления преступных деяний. В последние два десятилетия ситуативное предупреждение двигалось вперед семимильными шагами, что объясняется возрастанием частного сектора в области обеспечения правового порядка и производства средств поддержания безопасного состояния жизни. Данная форма предупреждения состоит в разворачивании - при содействии государственного аппарата - пропагандистских кампаний по превенции преступлений, в прилагаемых усилиях по оказанию воздействия на градостроительные проекты и застройки с целью формирования среды обитания, освобожденной от преступности, в концентрировании внимания на обнаружении и устранении возможностей для осуществления всяческих преступных деяний, к примеру, таких как бандитские налеты на банки, ограбления чьего-либо жилья, а в последние годы - и в воздействии на бизнес для видоизменения изготовляемых им изделий и корректировки оказываемых ими услуг, которые могут спровоцировать повышение уровня преступности. Сейчас в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Франция и пр., этот вид предупреждения приобрел статус элемента официальной стратегии противодействия криминальным вызовам.

Ранее уже говорилось, что в последнее время в ряде зарубежных стран было положено начало функционированию специальных госорганов, изучающих проблемы превенции преступности, разрабатывающих всевозможные проекты реализации мер по их устранению. Причем внимание заостряется на развитии партнерских отношений и взаимодействия между учреждениями, относящимися к разным социальным институтам общественных групп и населения. В русле многочисленных программ муниципалитетов западноевропейских, североамериканских, южноафриканских и восточноафриканских стран правоохранительные органы выступают в качестве основной составляющей партнерских отношений. Предупреждение преступности стало рассматриваться как ключевая предпосылка результативности деятельности сил правопорядка, а главной целью их деятельности было продекларировано налаживание доверительных отношений между полицией и населением, устранение социальной отчужденности, налаживание связей с жителями обслуживаемой территории, среди прочего с местными деловыми и промышленными кругами.

В частности, сейчас во Франции функционирует более тысячи советов местного уровня про превенции преступности. Членами этих советов являются лица, замещающие выборные муниципальные должности, местные представители разных министерств и ведомств (по жили щ-ному фонду, образованию, трудоустройству, юстиции и т.д.), а также частных организаций, в ведении которых находятся проблемы молодого поколения, наркотические вещества, преобразование исправительных учреждений. Такие муниципальные советы коллективно рассматривают

вопросы преступности, преимущественно факторы преступности, и разрабатывают меры по предупреждению различных правовых нарушений и преступных деяний. Еще совсем недавно в этой стране в обязанности правоохранительных органов не входило осуществление профилактических мер. Они занимались исключительно противодействием криминальным вызовам. Советы по профилактике преступности, функционирующие на регионально-локальном уровне, стали сотрудничать с полицией по вопросам выработки новых мер и методов, дающих возможность «ударить» по ситуациям, вызывающим или представляющим собой хорошие условия для реализации преступлений. При Генеральной директории Национальной полиции Франции был сформирован Субдиректорат, должный, к примеру: осуществлять разработку концептуальных методов и практических приемов превенции преступности; информировать людей о существующей проблеме преступности и привлекать их к профилактической деятельности; реализовывать профилактические меры по ходу всей своей деятельности и на всех ее уровнях. Этот орган всецело и на всех уровнях взаимодействует со структурами, являющимися субъектами превенции преступности. В соответствии со статистическими данными, представляющимися каждый год, в регионах, в которых работают муниципальные советы по предупреждению преступности, уровень преступности в среднем ниже (на 10%) уровня преступности в городах, в которых такие советы отсутствуют. По мнению ученых, такой показатель является многообещающим, поскольку данные структуры формировались, как правило, в тех городах, в которых наблюдался наибольший разгул преступности. Для Франции характерен высокий уровень вовлеченности граждан в превентивную деятельность, что объясняет наличие множества сообществ, в которые они вступают на добровольной основе с целью оказания помощи в противодействии преступности. Наилучшие результаты показывают кондоминиумы, в которые объединяются жители микрорайонов. Эти сообщества проводят всевозможные мероприятия по созданию безопасных условий для жизни людей. Сызмала в головах французов под влиянием школы, СМИ, семьи поселяется мысль о том, что к полиции необходимо относиться не иначе как уважительно и что ей следует помогать всеми возможными способами. Во всех отделениях полиции функционирует особый отдел по связям с общественностью. В районах, в которых были сформированы кондоминиумы, преступность пошла на спад, а взаимодействие граждан с правоохранительными органами дало возможность предупреждать различные преступления, в особенности бытовые.

Сравнительный анализ уровня преступности в передовых странах мира показывает, что в Японии он минимален. В этой стране уголовная политика практически не меняется на протяжении не менее чем 50 лет и направлена она большей частью на профилактику преступности и лишь в незначительной мере - на использование мер наказания. Ориентированность на предупреждение продиктована широким использованием социальных методов противодействия криминальным вызовам. Причем основные усилия, приложенные как в раннем предотвращении преступности, так и в обращении с нарушителями закона, выпадают на долю граждан страны («Белая Книга преступности», опубликованная Правительством Японии в 2020 году). Все подразделения уголовного правосудия направленны на профилактику, а привлечение граждан к предотвращению преступности и перевоспитанию нарушителей является обычной практикой в Японии. Во всех уголках страны работают «пункты связи с полицией», штат которых образуют среди прочего члены добровольных объединений граждан. Таких пунктов в стране около 700000. Действие каждого пункта распространяется на не менее чем 50 семей. Наибольшей по своему охвату и разветвленности среди аналогичных организаций, занимающихся предотвращением преступности и сотрудничающих с правоохранительными органами, является ассоциация граждан под названием «Федерация предупреждения преступности». Эта гражданская организация включает в себя 50 сообществ на префектном уровне, 1200 районных отделов при полицейских управлениях, 410000 местных отделений при отделениях полиции. Эти структуры реализуют разного рода мероприятия по предотвращению преступности лиц, не достигших возраста совершеннолетия. Они обязаны сообщать правоохранительным органам о произошедших преступлениях и нарушениях общественного порядка. Эти организации формируют внутри себя «отряды бдительности», которые патрулируют улицы в темное время суток, располагая при этом связью с ближайшими полицейскими участками. В масштабах указанного объединения граждан функционируют добровольные ассоциации (союзы) по предотвращению преступности, в состав которых входят лица (добровольцы) определенной профессии. Причем в основном объединяют эти союзы волонтеров, профессиональная деятельность которых протекает в сферах, являющихся наиболее незащищенными от преступности (комиссионная торговля, гостиничное дело, сфера обслуживания, сфера развлечений и пр.). На уровне префектур сформировано более 7,5 тыс. таких организаций. С целью освоения правонарушителями новых норм социальной жизни и контроля над их поведением была создана Добровольная служба пробации, состоящая из 500000 волонтеров. По данным официальной статистики и проведенных социологических исследований из числа всех правонарушителей, являющихся поднадзорными указанных союзов, только 23% совершили новые преступления, притом 16% стали нарушителями правил дорожного движения, а большая часть вообще ведет законопослушный образ жизни.

В США превентивная деятельность подразделяется на: общегосударственную (в виде правительственных проектов противодействия преступности и ее профилактики) и местного значения (в виде проектов на уровне штатов, прочих территориальных образований, работы органов местного самоуправления и общественных организаций, всевозможных служб социального содействия гражданам, превентивной работы правоохранительных органов, уголовного правосудия и участия населения в этой деятельности). Причем оба эти уровни криминологической превенции (федеральный и регионально-локальный) тесно взаимодействуют друг с другом. На общегосударственном уровне решаются вопросы содействия штатам и иным административно-территориальным единицам. Закон о борьбе с насильственной преступностью, вступивший в силу 2004 года, (который мы уже упоминали ранее), устанавливает особый титул «Предупреждение преступлений» и подтитул Совет «Унция превенции». Его председатель назначается главой государства, членами Совета являются Генеральный атторней и министры различных министерств: здравоохранения, образования, финансов, труда, жилищного строительства и городского развития, и пр. В обязанности Совета входит регулирование планирования, выработка полномасштабного перечня программ предотвращения преступности, содействие общинам и общественным организациям, контроль целевого использования бюджетных средств. Основные нынешние американские криминологические школы сформули-

ровали новую теорию, главной идеей которой является альтернатива уголовному правосудию - восстановительное правосудие. Суть нового подхода заключается в отходе от репрессивной системы правосудия (ретрибъютив джастис) и переходе к восстановительной юстиции (ресто-рейтив джастис). В соответствии с данной доктриной, не нужно полагаться на безусловную эффективность формальной реакции орган ов правопорядка на преступление. Напротив, ее необходимо сделать незначительной, придать преступности в сознании граждан менее драматичную форму, снизить ее драматизм с целью принятия участия в интеграции нарушителя закона в социальную систему тех социальных групп, в которых он существует и действует. Данная концепция в последнее время осуществляется наиболее энергично. Предпочтительными в ней являются принципы «компьюнти полисинг» - «общинной полицейской службы».

Ключевая идея концепции: основной задачей органов правопорядка есть действенная работа по предотвращению преступлений. Следуя примеру полиции Японии, правоохранительные органы США свои усилия направили на небольшие районы. Полиция старается привлечь население к процессу повышения комфортности его существования в районе, пытается внушить гражданам мысль о необходимости и возможности каждого гражданина внести свою лепту в дело предупреждения преступности. Образовавшееся доверие по отношению к полиции со стороны граждан и в обратном направлении положительно повлияло на раскрываемость преступлений и оповещаемость полиции о местопребывании правонарушителей. Работа полиции стала более эффективной, при этом она стала нести ощутимо меньшие потери. Чтобы приобщить граждан к работе по охране правового порядка, используются различные методы: выдается неоплачиваемая униформа современного типа; разными способами вознаграждается их участие в ней (начиная с поздравления с днем рождения в виде пересланной открытки и заканчивая награждением медалью или памятными знаками); организовываются неоплачиваемые завтраки, тусовки; выдаются денежные вознаграждения; о них говорят в СМИ; объявляются благодарности, к примеру, президентом страны. Все это дает им возможность ощутить свою значимость и потребность в проведении такой работы[2].

В таких странах, как США, Канада, Великобритания и ряде иных, приняты особые законодательные акты, посвященные правам и защите жертв преступных деяний. Относительно них всеми правоохранительными структурами ведется подробная статистика, что играет огромную роль при установлении социальных последствий совершенных преступлений и выработке превентивных мер на базе различных общегосударственных, государственно-общественных и частных программ. Только в Великобритании, к примеру, к 2020 году в системе Национальной организации поддержки жертв приняли активное участие более 16000 добровольцев, которые прошли курсы специального обучения умению работать с разными категориями потерпевших от преступлений. За все время функционирования системы более 1 млн. жертв преступлений получили требуемую помощь. Немалое количество таких потерпевших позже само стало волонтерами, что говорит об эффективности осуществляемой викти-мологической превенции.

Библиогра фия:

1. Информационная сеть ООН по вопросам преступности и правосудия: http://www.uncjin.org, "StatisticsuSurveysofCnmeTrendsandOperationsofCnmmaUus-

ticSysrems "

2. ИншаковС.М.Зарубежнаякриминология.-М.:Статус, 2013.-С.258.

References:

1. UN Crime and Justice Information Network: http://www.uncjin.org , "StatisticsuSurveysofCrimeTrendsandOperationsofCriminalJusticSysrems "

2. Inshakovs.M.Zarubezhnayakriminologiya.-M.:Status, 2013.-P.258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.