экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (59). - С. 56-61.
4. Педагогика профессионального образования: перспективы развития : монография. Кн. 3 / О.В. Алексеева, Н.А. Бурмистрова, В.Д. Васильева [и др.] ; под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск : Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. - 246 с. - ISBN 978-5-94301195-5.
REFERENCES:
1. Aradakhov, S.G. (2010), "Experimental substantiation of the contents and technique of basic training in mountain walking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62 No. 4, pp. 6-9.
2. Davydova, M.A. (2012), "Experimental substantiation of the pedagogical method of training testing in the process of educating students of the institutes of higher education specializing in sporting health-improving tourism",Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83 No. 1, pp. 58-63.
3. Nikulin, A.E. (2009), "Conception of the professional training of guides for ecological routes with active forms of tourist travelling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 59 No. 11, pp. 56-61.
4. Alexeeva O.V., Burmistrova N.A. and Vasilieva V.D. (2010), Pedagogics of the professional education: Prospects of development: Monograph, Book 3, Publishing House «SIBPRINT», Novosibirsk, Russian Federation, ISBN 978-5-94301-195-5
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:34
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Анатолий Анатольевич Бакин, кандидат юридических наук, кандидат медицинских наук, доцент,
Александр Александрович Смирнов, доктор экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
На основании криминологического анализа коррупционных процессов, происходящих в сфере физкультуры и спорта, авторы статьи раскрывают основные направления противодействия коррупции. Уточняются основные детерминанты коррупционных правонарушений и преступлений в области профессионального спорта. Значительное внимание уделяется общесоциальным, специально-криминологическим и индивидуальным мерам воздействия на коррупционные процессы, при этом авторы отстаивают точку зрения, согласно которой борьба с коррупцией в области спорта должна рассматриваться в рамках общего противодействия коррупции в стране. Обосновывается необходимость учета богатого отечественного и передового зарубежного антикоррупционного опыта.
Ключевые слова: коррупция, физическая культура и спорт, противодействие преступности, криминологическая профилактика.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p15-21
MAIN DIRECTIONS OF CORRUPTION MANAGEMENT IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Anatoly Anatolievich Bakin, the candidate of legal sciences, candidate of medical sciences, senior lecturer,
Aleksander Aleksanderovich Smirnov, the doctor of economical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Based on criminological analysis of corrupt processes occurring in the field of physical culture and sport, the authors reveal the main directions of anti-corruption management. The article specifies the main determinants of corruption crimes and law-breakings on the field of professional sport. A lot of attention is paid on common social, special criminological and individual methods of influence on the corruption process. Meanwhile, the authors stand on the position that struggle against corruption in the field of professional sport should be considered in frames of general anticorruption measures taken in Russia. Authors substantiate the necessity in taking into account vast domestic and foreign anticorruption experience.
Keywords: corruption, physical culture and sports, crime counteraction, criminological prevention.
В криминологической литературе для обозначения деятельности, направленной на устранение (нейтрализацию) причин и условий преступности (например, коррупционной, экономической и т.д.), как правило, используются следующие термины: «профилактика», «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «превенция». Некоторые криминологи эти понятия различают, подчеркивая их специфическое содержание, другие -отождествляют [4, с. 480-482]. Не вдаваясь в существо спора, можно отметить, что в принципе эти понятия некоторым образом взаимно дополняют друг друга.
Мы полностью разделяем мнение О.В. Старкова, что профилактика и предупреждение - понятие идентичные, так как предполагают криминологическое воздействие на общесоциальном и личностно-микросредовом уровнях, а пресечение и предотвращение действуют на стадии обнаружения умысла, приготовления к совершению преступления [11, с. 125-126].
Проблема профилактики коррупции занимает особое место в юридической науке. Важнейшим документом, устанавливающим правовые основы противодействия коррупции, является Конвенция ООН против коррупции, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31октября 2003 г. Далее, следует выделить «Глобальную программу против коррупции», подготовленную Комитетом ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности в июне 2001 г. [10].
Руководители страны, общественные и политические деятели неоднократно подчеркивали, что в современных условиях речь идет о системном подходе к противодействию коррупции, об изменении роли каждого конкретного гражданина в системе профилактики [3, с. 8; с. 3-4; с. 6]. Министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев абсолютно правильно указал, что «правопорядок в стране, надежная защита граждан от преступных посягательств могут быть обеспечены только совместными усилиями и государства, и общества» [13, с. 7].
Научно-практические работники констатируют, что за последнее столетие о коррупции написано необозримое количество литературы, однако феномен социальной деградации и коррозии государственной власти как «зловещий феникс встает на пути развития мирового сообщества, стран, народов, законодателей, правительств, правоохранительных органов и научных учреждений. Объяснение такой неиссякаемой национальной и мировой озабоченности очевидно: практических сдвигов в борьбе с коррупцией очень мало или почти нет, как в мире в целом, так и отдельных государствах, а особенно в нашей стране. Между декларациями властей об их честности, стремлении беспощадно
бороться с коррупцией и коррупционными реалиями существует огромная и все расширяющая пропасть, указывающая на непрекращающийся рост масштабов государственного лицемерия» [6, с. 99].
В.В. Лунеев предлагает условно разделить коррупцию на мелкую (низовую, повседневную) и крупную (вершинную, элитарную). По мнению данного автора, между ними нередко существуют отношения взаимной зависимости, обусловленности и общности централизованного, патерналистского, иного организационного или социальнопсихологического характера. Первая повседневно «высасывает» материальное благосостояние людей, вторая неустанно «заглатывает» огромные ресурсы государственной и частной экономики. Совместными «усилиями» они беспощадно разрушают правовые основы общества и государственную власть. Наличие стойких коррупционных процессов, отнесенных к разным формам (подвидам) убедительно свидетельствует о безразличии ряда должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу [12, с. 99].
В 2008 году Президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции (от 31 июля 2008 года № Пр-1568). В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» 13 апреля 2010 г. была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, а также внесены дополнения и пояснения в Национальный план противодействия коррупции. На сегодняшний день в каждом ведомстве изданы приказы о необходимости уведомления руководства в случае склонения сотрудников к коррупционным связям, утверждены Кодексы этики и служебного поведения сотрудников.
Статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» содержит перечень принципов, на которых должно основываться противодействие коррупции. По мнению В.В. Астанина, общеправовое значение имеют четыре принципа: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. В свою очередь, специальное правовое значение отводится следующим принципам: а) комплексному использованию политических, организационных, информационнопропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных ресурсов; б) приоритетному применению мер по предупреждению коррупции; в) сотрудничеству государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [1, с. 52].
Обращаясь непосредственно к проблеме коррупции в сфере спорта целесообразно сослаться на мнение Д. Пилипенко: «Спорт неуклонно развивается - не отстает от него и криминал. И ухищрения околоспортивных «деятелей» становятся все более изощренными. Самое неприятное, что взаимосвязь спорта и преступности оказывается настолько прочной, что уже не всегда можно четко разграничить, где заканчивается первое и начинается второе. Проблема преступности в спорте наболела до такой степени, что превратилась в общественную язву» [8, с. 6]. Коррупция в сфере физической культуры и спорта распространяется различными способами, среди которых все большее значение приобретают наравне с «классическими формами» и такие, как угрозы, шантаж, физическое насилие, в том числе заказные убийства.
Воздействие на коррупционные процессы является составной частью воздействия на преступность в стране в целом, и оно должно осуществляться комплексно на четырех взаимосвязанных уровнях - общесоциальном, региональном, групповом (на уровне конкретного коллектива) и индивидуальном.
При характеристике общесоциального воздействия на коррупцию следует исходить из общепринятого в криминологии положения о том, что данное направление представляет собой систему экономических, социальных, политических, идеологических, культурных и организационных мер, нацеленных на развитие экономики, повышение благосостояния народа, его культурного уровня создание благоприятных условий для труда, быта и отдыха всех граждан.
Однако в условиях мирового экономического кризиса едва ли можно ждать позитивных изменений в обозримом будущем. Так, дефицит российского бюджета с января (17,9 млрд. рублей) по февраль (106,6 млрд. рублей) 2012 г. вырос в семь раз и превысил отметку в 1,5% ВВП. По оценкам Счетной палаты масштабы хищений в 2011 г. превысили аналогичные показатели прошлого года и составили более 1 трлн. рублей, незаконный вывоз капитала «подскочил» до 950 млрд. рублей. Скачек цен на нефть (32%) ни как не сказался на экономическом росте и уровне жизни населения, более того, темпы промышленного производства в 2010-2012 гг. снизились с 8,2% до 4,7% [2].
К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют монографические исследования, посвященные моральной, правовой, уголовно-правовой и криминологической профилактике коррупции в сфере физкультуры и спорта, что затрудняет полноценный анализ рассматриваемой нами проблемы. Тем не менее, исходя из основных целей современной концепции борьбы с коррупцией, можно определить главные (применительно к противодействию рассматриваемого явления) направления. Среди них выделяются: устранение действия всех негативных факторов, порождающих коррупционные преступления и способствующие их совершению, а также выявление лиц, склонных к противоправному поведению, принятие к ним специальных мер (в том числе и воспитательного характера) в целях удержания от подобных деяний. В тоже время борьба с коррупцией в сфере спорта не может быть сведена лишь к выявлению и наказанию лиц совершивших коррупционные преступления. Прежде всего, требуется осуществление мер организационноправового характера. В этой связи особая роль отводится проведению криминологической антикоррупционной экспертизы проектов всех значимых законодательных и иных правовых актов в сфере физической культуры и спорта в целях недопущения в них положений, прямо или косвенно способствующих совершению преступлений. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Экспертиза проводится следующими субъектами: 1) прокуратурой Российской Федерации; 2) федеральным органом исполнительной власти Министерства юстиции; 3) органами, организациями, должностными лицами конкретного ведомства.
Далее следует сосредоточить максимум усилий на решение задач, обозначенных Национальной стратегией противодействия коррупции. Основными мерами организационно-правового характера в Стратегии названы:
- расширение системы правового просвещения населения;
- модернизация гражданского законодательства;
- дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
- совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
- разработка организационных и правовых основ антикоррупционного мониторинга.
Несколько конкретизируя указанные меры, обратимся к информационнопропагандистским формам противодействия коррупции, к которым относятся: пропаганда через средства массовой информации и интернет-издания нетерпимости к коррупции, информирование граждан о мерах, предпринятых в области борьбы с коррупцией, о привлечении к ответственности виновных. В данной группе мер также рассматриваются:
своевременное доведение до сведения неограниченного круга лиц принимаемых нормативных правовых актов по противодействию коррупции, разъяснение должностными лицами их значения и содержания. Большое значение имеет опубликование результатов научных исследований по коррупционным процессам в сфере физкультуры и спорта (например, социологических опросов), интервью с должностными и иными лицами.
Следующий аспект проблемы связан с активизацией деятельности правоохранительных органов. Несомненного внимания заслуживает опыт Сингапура (одного из мировых лидеров по борьбе с коррупцией), где с 1952 года действует Бюро по расследованию случаев коррупции. Методы работы бюро авторитарны: оно имеет право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых, вести расследование не только в отношении подозреваемого, но также его родственников и поручителей, проверять любые банковские и прочие счета, привлекать к суду любого гражданина независимо от его статуса. Таким образом, представляется весьма актуальным и целесообразным создание независимой комиссии (или введение института, так называемого, «независимого прокурора», как, например, в США, Гонконге, Малайзии и т.д.) или специального подразделения по борьбе с коррупцией, противодействию должностным преступлениям, выявлению и расследованию хищения бюджетных средств. Аналог «антикоррупционного комитета» мог бы функционировать и в рамках Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.
Следующая важная мера - создание комитета общественного контроля, формируемого на добровольных началах на основе квотного принципа по административнотерриториальному и отраслевому признакам, прообразом которого в советский период был комитет народного контроля. Он мог бы заниматься борьбой с проявлениями коррупции, бюрократизмом, посягательствами на все виды собственности, совершенствованием работы органов власти, проверкой исполнения принятых решений в органах государственной власти и местного самоуправления, контролем за соблюдением законодательства [5].
Необходимо акцентировать внимание на повышении уровня правосознания всех граждан Российской Федерации, на правовом воспитании спортсменов и должностных лиц, работающих в сфере физкультуры и спорта. Как считают ведущие специалисты в сфере противодействия коррупции, утверждению принципов честности и неподкупности в жизни общества и на государственной службе может способствовать целый ряд факторов: 1) законодательные меры; 2) правила и кодексы поведения; 3) религиозные, политические и социальные нормы и ценности общества, требующие, чтобы чиновники были бескорыстными, порядочными и честными людьми; 4) осознание высшими должностными лицами своей ответственности перед обществом; 6) серьезное отношение руководителей всех уровней к вопросам морали - как личной, так и общегосударственной [9, с. 124].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что коррупция представляет собой сложное, самовоспроизводящееся явление, истоки которого неразрывно связаны с укладом жизни любого государства. Борьба с коррупцией в сфере физкультуры и спорта должна стать постоянной функцией государственных структур, общественных организаций, рядовых граждан, в связи с чем необходимо создать экономические, социальнопсихологические и правовые механизмы противодействия распространению и самовос-производству коррупции.
«Спортивная коррупция» не ограничивается рамками криминальных деликтов, она влечет как уголовную, так и административную, гражданскую, дисциплинарную ответственность. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным тезис В.В. Лунеева о том, что основным критерием для установления уголовной ответственности в случае конфликта личных и служебных интересов должностного лица может быть открытость или чистота процесса принятия решения (т. е. когда должностное лицо не может принять
объективное решение по какому-либо вопросу, затрагивающему его финансовые или личные интересы, а также интересы его родственников и знакомых). Санкции же за не предоставление такой информации должны быть максимально строгими [7, с. 110].
Следует более активно использовать отечественный и зарубежный опыт, расширять международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики. В сфере физкультуры и спорта целесообразно создание системы антикоррупционного контроля, которая включала бы в себя парламентский, судебный, финансовый, ведомственный, общественный контроль, прокурорский надзор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астанин, В. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» / В.В. Астанин. - СПб. : Закон и Право, 2009. - 256 с.
2. Жуковский, В. Экономика страны стала хуже работать [электронный реcурс] //
URL : http://www.finam.ru/analysis/newsitem642AA/default.asp. - Дата обращения
30.03.2012.
3. Примаков, Е. 2011 год: взгляд в будущее // Российская газета. - 2012. - 16 января.
4. Президент Д. А. Медведев выступил с Посланием Федеральному Собранию // Российская газета. - 2011. - 23 декабря.
5. Юрий Чайка о наказании продажных чиновников, скрытых преступлениях и мониторинге Интернета // Российская газета. - 2012. - 12 января.
6. Криминология : учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. - М. : Норма, 2010. -
1008 с.
7. Кричевский, Н. За державу обидно [электронный ресурс] // URL:
http://www.itogi.ru/kapital/2012/7/174673.html. - Дата обращения 30.03.2012.
8. Лунеев, В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. - 2000. - № 4. - С. 101.
9. Пилипенко, Д. Преступления в спорте / Д. Пилипенко. - М. : Гелиос, 2007. -
256 с.
10. Проява, С. М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия : монография / С. М. Проява. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 159 с.
11. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В.С. Овчинский. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 640 с.
12. Старков, О.В. Криминопенология : учебное пособие / О.В. Старков. - М. : Экзамен, 2004. - 480 с.
13. Фалалеев, М. Защитить человека // Российская газета. - 2012. - 1 марта.
REFERENSES
1. Astanin V.V. (2009) Theoretical-practical comment for Federal Law «About anticorruption measures», December 25 2008 № 273-F3, Law and Right, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Jycovsky V. (2012), "Economy of the state goes to be worse", available at: http://www.finam.ru/analysis/newsitem642AA/default.asp (accessed 30 March 2012).
3. Primakov E. (2012) "2011 year: view on the future", Russian newspaper, January
16.
4. "President D. A. Medvedev make statements for Federal assembly", Russian newspaper, 2012, December 23.
5. "Juriy Chaika about punishment of corruption officials, hidden crimes and Internet monitoring", Russian newspaper, 2012, January 12.
6. Ed. Dolgova, A.I. (2010), Criminology: student book, Norma, Moscow, Russian
Federation.
7. Crichevsky N. (2012), "Hurt for state", available at: http://www.itogi.ru/kapital/2012/7/174673.html (accessed 30 March 2012).
8. Luneev, V.V. (2000), "Corruption: political, economic, administrative and legal problems", State and law, No. 4, pp. 101.
9. Pilipenko, D. (2007), Crimes in the sport, Gelios, Moscow, Russian Federation.
10. Proyava, S. M. (2008), Economization of corruption. Methods of struggle: monograph, UNITY-DANA, Moscow, Russian Federation.
11. Ed. Ovchinsky, V.S. (2004), International legal base of struggle with corruption and laundering unlegal profits: collection of documents, Infra-M, Moscow, Russian Federation.
12. Starkov, O.V. (2004), Criminology: student book, Examine, Moscow, Russian Federation.
13. Falalaev, M. (2011), "To protect human", Russian newspaper, March 1.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.093-053.2
МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ ОТБОРА ЮНЫХ ГОЛБОЛИСТОВ
Илья Исакович Бахрах, доктор медицинских наук, профессор,
Лариса Викторовна Виноградова, кандидат медицинских наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
Спортивный отбор является важным компонентом системы подготовки резерва для спорта высших достижений. Медицинский раздел спортивного отбора, как показывает многолетний опыт, достаточно эффективен. Ряд его принципиальных положений, методы исследования, критерии допуска к спортивной тренировке и оценки перспективности детей после определенной коррекции могут быть использованы в системе подготовки резерва для адаптивного спорта высших достижений. При спортивном отборе юных голболистов, кроме определения функционально-медицинского класса слепых и слабовидящих детей, необходимо с помощью комплекса современных клиникодиагностических методов исследования установить отсутствие психосоматических отклонений в состоянии здоровья, укладывающихся в определенные нозологические формы врожденных или приобретенных заболеваний, которые являются абсолютным противопоказанием к занятиям адаптивным спортом, оценить морфофункциональные особенности отдельных органов и систем. В статье рассматриваются медицинские критерии отбора на отдельных этапах спортивной подготовки юных голболистов, а также даются рекомендации о проведении системного анализа произошедших в микро, мезо и макроциклах адаптационных изменений нервной, вегетативных систем и опорнодвигательного аппарата с помощью компьютерных технологий. Предлагается использовать телеметрическую регистрацию различных показателей двигательной и вегетативных функций во время тестирования в лабораторных условиях, либо в естественных условиях спортивной деятельности.
Ключевые слова: голбол, слепые и слобовидящие дети, спортивный отбор.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p21-24
MEDICAL ASPECT OF THE SELECTION OF YOUNG GOALBALLISTS
Ilya Isakovitch Bahrah, the doctor of medical sciences, professor,
Larisa Viktorovna Vinogradova, the candidate of medical sciences, senior lecturer,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
Sport selection is an important component of the existing in the Russian Federation reserve training system for sport of high achievements. According to long-term experience, medical section of sport