Научная статья на тему 'О необходимости организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов'

О необходимости организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ржевская Светлана Владимировна

Представлены подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при реализации образовательных программ высшего профессионального образования. Особое внимание уделено методам оценки усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов»

© С.В. Ржевская, 2011

УДК 378.022 С.В. Ржевская

О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕА УДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Представлены подходы к организации самостоятельной работы обучающихся при реализации образовательных программ высшего профессионального образования. Особое внимание уделено методам оценки усвоения знаний.

Ключевые слова: образование, знание, понимание, применение информации, анализ, синтез, самостоятельная работа, ступени усвоения, оценка знаний, самоконтроль.

^федеральные государственные образо-^*вательные стандарты предусматривают при усвоении образовательных программ изучение учебных дисциплин с целью подготовки специалистов к выполнению своих функций, решению специфических профессиональных задач, формирования естественнонаучной картины мира, освоения научного метода, развития познавательной потребности студентов, воспитания таких личностных их качеств как целеустремлённость, воля, принципиальность.

При этом усвоение знаний можно представить как шесть иерархических ступеней, каждая из которых подразделяется на группы, конкретизирующие и раскрывающие эти ступени.

Первая ступень - знание - рассматривается как узнавание, запоминание и воспроизведение информации. Нет другого пути запоминания информации, кроме взаимосвязи суждений, отношений, преобразований. Знание основывается на фактах и является методом присвоения информации или владения теорией. Категории знания включают: факты, терминологию, способы представления понятий и явлений, тенденции развития, хронологию, последовательность событий, классификацию, критерии, методологию, общие и абстрактные понятия, теорию, принципы обобщения.

Вторая ступень - понимание - рассматривается как знание, которое позволяет вступить в коммуникацию и пользоваться имеющейся информацией. Понимание - более высокая ступень усвоения, чем простое знание. Оно обнаруживается в интерпретации смысла текста, в умении схватить основной смысл параграфа, перенести математи-

ческие символы в вербальные, использовать полученные данные для определения следствий и т.д.

Академик Павлов говорил: «Когда образуется связь, т.е. то, что называется ассоциацией, это и есть, несомненно, знание дела, знание определенных отношений внешнего мира, а когда вы в следующий раз пользуетесь им, то это называется «пониманием», т.е. пользование знаниями, приобретенными связями есть понимание».

Третья ступень - применение - рассматривается как умение применять информацию (правила, методы, общие понятия) в новой ситуации без подсказки.

Четвертая ступень - анализ - рассматривается как знание, позволяющее делить информацию на части и устанавливать взаимозависимость между ними. Анализ включает умения определить элементы, составляющие данное содержание, выяснить зависимость между отдельными частями и элементами.

Пятая ступень - синтез - рассматривается как знание, позволяющее реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец. Синтез предполагает творческую переработку информации, в результате чего вырабатывается общий план действия, создается новое целое, разрабатывается информация, объясняющая явление или событие.

Шестая, наивысшая ступень усвоения -оценка - позволяет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала. Это - новый шаг в овладении знаниями, характеризующийся проникновением в суть предмета, явления.

Таблица 1

Сравнительная характеристика ступени усвоения знаний и существующей балльной системы итоговой оценки

10-балльная шкала оценки Ступень усвоения, % Основные показатели ступени усвоения Сущест- вующая шкала оценки

1 балл. Очень слабо ~ 1 Присутствовал на занятии, слушал, записывал под диктовку преподавателя и товарищей, переписывал с доски и т.п. 3 балла. Удовлетворительно

2 балла. Слабо 2 .. 4 Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде; скачал работу в Интернете или переписал из какого-то сборника То же

3 балла. Посредственно 5 .. 9 Запомнил большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) «

4 балла. Удовлетворительно 10 . .. 16 Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, и т.п., однако затрудняется что-либо объяснить «

5 баллов. Недостаточно хорошо 17 . .. 25 Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез 4 балла. Хорошо

6 баллов. Хорошо 26 . .. 30 Отвечая на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. 4 балла. Хорошо

7 баллов. Очень хорошо 37 . .. 49 Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее в простейших случаях То же

8 баллов. Отлично 50 . .. 64 Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет 5 баллов. Отлично

9 баллов. Прекрасно 65 . .. 81 Легко выполняет практические задания на уровне «Переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности 5 баллов. Отлично

10 баллов. Великолепно 82 . .. 100 Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков 5 баллов. Отлично

Примечание - Под «Переносом» понимается положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым. «Перенос» характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления.

Перечисленные ступени представляют этапы, Сравнительная характеристика показателя

которых достигает учащийся по мере овладения ступени усвоения и существующей балльной сис-

опытом в данном предмете. темы представлена в табл. 1.

Используемые в практике высшей школы методы контроля степени усвоения знаний - экза-

мен, тестирование - как правило, не дают возможности выявить реальную её оценку, так как по основным показателям усвоения 5-6 баллов 10-балльной шкалы переводятся в 5 баллов существующей. Однако представляется возможным повысить как реальную степень усвоения, так и точность ее оценки при использовании механизма уже заложенного в программы обучения, а именно - самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса и предусмотрена в учебных планах и рабочих программах учебных дисциплин; она планируется и осуществляется под контролем кафедр, УМК по специальности и Совета факультета.

Самостоятельная работа студентов - форма организации учебного процесса, обеспечивающая познавательную, исполнительскую, творческую активность и самостоятельность студентов и создающая базу непрерывного самообразования, повышения квалификации, а если нужно - возможность переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом. Это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.

Познавательная самостоятельность учащихся имеет четкую целевую направленность на обеспечение трех составных элементов качества знаний:

- полнота и глубина усвоения фактического материала по теме;

- осознанность, гибкость и конкретность в толковании материала;

- действенность знаний, умение применять знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями, что обеспечит требуемое качество знаний.

В целом внеаудиторную самостоятельную работу студентов можно разделить на работу с лекционным материалом, подготовку к практическим занятиям и лабораторным работам, оформление полученных результатов, и, собственно самостоятельную практическую работу. При этом организация такой работы по конкретной дисциплине должна осуществляться без участия преподавателя, но под его контролем. Все необходимые исходные данные для выполнения работ студент может получить во время аудиторных занятий и в часы консультаций, но при её выполнении в мак-

симальной степени обеспечиваются самостоятельность студента и создаются условия для проявления им инициативы.

Результаты такой работы в наибольшей мере могут отразить ступень усвоения информации, а по ее видам может быть определена, например, итоговая оценка знаний со следующим рейтингом:

Вид внеаудиторной самостоятельной работы: Количество баллов в итоговой оценке

- самостоятельная работа с лекционным материалом; 40

- самостоятельная работа по подготовке к практическим занятиям и лабораторным работам, оформление полученных результатов; 30

- самостоятельная практическая работа 30

Практика такой итоговой оценки знаний в целом получила достаточно широкое распространение. Однако на сегодняшний день отсутствуют в достаточном объеме требования к выполнению этих видов внеаудиторной самостоятельной работы, что не позволяет адекватно проводить их оценку.

К обсуждению предлагается опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, накопленный при ее организации по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов».

1. Самостоятельная работа с лекционным материалом

Самостоятельная работа студентов с лекционным материалом играет наиболее значительную роль в усвоении знаний, так как именно она может обеспечить до пяти вышеперечисленных ступеней этого усвоения. Эта работа в полном объеме включает:

- работу с конспектом лекций;

- самоконтроль по усвоению лекционного материала;

- оформление отчета о самостоятельной работе с лекционным материалом для участия в рейтинге.

1.1. Требования к работе с конспектом лекций

Конспект служит основой качественного усвоения лекционного материала, но не как приспособление для фиксации содержания лекции, а как инструмент для усвоения этого содержания в бу-

дущем. Для решения этой задачи конспект лекций должен обеспечить возможности:

а) дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию);

б) работать над содержанием записей - сопоставлять отдельные части, выделять основные идеи, делать выводы;

в) сокращать время на нахождение нужного материала в конспекте;

г) сокращать время, необходимое на повторение изучаемого и пройденного материала, и повышать скорость и точность запоминания.

Выполнение пунктов «в» и «г», при работе над конспектом должно проявляться в виде карандашных пометок, например:

/ - прочитать // - законспектировать

еще раз первоисточник

= - это важно [ - сделать выписки

!! - очень важно [ ] - выписки сделаны

! - смело ?? - надо посмотреть,

не совсем понятно s - слишком Щ - основные опреде-

сложно ления

? - непонятно и Д - не представляет

требует уточнения интереса

Для конспектирования следует рекомендовать тетради большого формата - для удобства и свободы в рациональном размещении записей на листе, а также отдельные разлинованные в клетку листы, которые можно легко и быстро соединить и разъединить. Запись на одной стороне такого листа позволит при проработке материала разложить на столе нужные листы и, меняя их порядок, сближать во времени и пространстве различные части дисциплины, что дает возможность студентам легче сравнивать, устанавливать связи, обобщать материал.

Наивысшей оценки заслуживает конспект, в котором студент применил принцип дистантного конспектирования, позволяющий отдельные блоки информации при записи разделять и по горизонтали, и по вертикали: отдельные части текста выделяются отчетливыми пробелами - это вертикальное членение; по горизонтали материал делится на зоны полями: | - конспектируемый текст, || - собственные заметки, вопросы, условные знаки и ||| - последующие дополнения, сведения из других источников.

Однако при любом способе конспектирования следует требовать на листе оставлять свободную площадь для последующих добавлений, заметок - либо широкие поля, либо чистые страницы, что при подготовке к тестам, экзаменам даст возможность вписывать дополнительную, пояс-

няющую информацию. Такие добавления или заметки также могут служить элементом контроля со стороны преподавателя.

В конспекте необходимо требовать наличия рубрикации, т.е. нумерации или обозначения всех его разделов, подразделов и более мелких структур, так как это оказывает огромную помощь в понимании логики излагаемого материала. При этом одновременно с конспектированием как бы составляется план текста. Важно, чтобы каждая новая мысль, аспект или часть лекции были обозначены своим знаком (цифрой, буквой) и отделены от других.

К объему собственно конспекта не следует предъявлять дополнительных требований. Студентам следует лишь рекомендовать выполнять основной принцип конспектирования - писать не все, но так, чтобы сохранить всё действительно важное и логику изложения материала, что при необходимости позволит полностью «развернуть» конспект в исходный текст по формуле «конспект + память = исходный текст». Однако при конспектировании студенты обязательно должны любым способом отмечать слова-ориентиры, например помогающие осознать более важную информацию («в итоге», «в результате», таким образом», «резюме», «вывод», «обобщая все вышеизложенное» и т.д.), или сигналы отличия, т.е. слова, указывающие на особенность, специфику объекта рассмотрения («особенность», «характерная черта», «специфика», «главное отличие» и т.д.). Если в течение лекции предлагается графическое моделирование, то опорная схема должна быть записана крупно, свободно, так как скученность и мелкий шрифт затрудняют ее понимание.

На особом контроле должны находиться показатели внимания студентов к учебной информации. Такими показателями могут служить вопросы к лектору. Предлагается во время лекции находить и отмечать те аспекты лекции, которые могут стать «зацепкой» для вопроса, а затем формулировать вопросы, записывая их на поля конспекта, выделенные для этого.

С целью установления обратной связи о содержании учебной информации и степени усвоения ее студентами рекомендуется на лекции проводить упражнение на рефлексию работы студента.

Задание состоит в том, чтобы дописать «неоконченное предложение»на выделенном для этого поле конспекта:

- Я научился

- Я узнал, что .;

- Я нашел подтверждение тому, что ..

- Я обнаружил, что

- Я был удивлен тем, что

- Мне было интересно потому, что

- Мне нравится, что

- Мне не нравится, потому что

- Я был разочарован тем, что ...

Полноту усвоения знаний в значительной степени определяют духовное и физическое здоровье студентов. Его контроль помогает установить взаимопонимание лектора с каждым индивидуумом. Для диагностики эмоционального фона занятий и определения уровня интереса к дисциплине целесообразно студентам предложить вести дневник настроения (табл. 2).

Таблица 2

Фиксацию настроения в таком дневнике целесообразно выполнять, используя соответствие типу настроения цвету/номеру:

№ Тип настроения Цвет

1 восторженное красный

2 теплое оранжевый

3 светлое желтый

4 спокойное зеленый

5 грустное синий

6 тревожное фиолетовый

7 уныние черный

1.2. Требования к организации самоконтроля по усвоению лекционного материала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самоконтроль - контроль над самим собой, своим поведением, своей работой

Целью самоконтроля по усвоению лекционного материала является реализация двух первых ступеней этого усвоения - знания и понимания. Осуществление самоконтроля - это реализация канала «обратной связи» в информационном потоке

Таблица 3

Протокол реализации самоконтроля

(дата)

усвоения, а в связи с тем, что календарный план лекций не всегда соответствует полному охвату всех вопросов дисциплины, самоконтроль может отразить выполненный объем самостоятельной работы студента, соответствующий рабочей программе.

Для организации самоконтроля по усвоению лекционного материала целесообразно разработать вопросы, для ответов на которые будут нужны как конспект лекций, так и рекомендуемый базовый учебник.

При разработке вопросов их следует объединять в группы, соответствующие дидактическим единицам (ДЕ) - структурным элементам обязательных компонентов содержания дисциплины, описанным в ГОС, а при отсутствии в ГОС содержания дисциплины в качестве дидактических единиц следует принимать разделы или темы утвержденной учебной программы дисциплины. При этом ГОС задает требования к минимальному уровню освоения ДЕ через описание итогового уровня качества подготовки специалистов через результаты процесса познания («иметь представление...», «знать...», «уметь...» и др. ). Уровень сложности вопросов (задач) должен соответствовать уровню качества подготовки, определяемого ГОС. Оптимальным является выделение 4-12 дидактических единиц по дисциплине.

Объектом реального измерения знаний является знание дисциплины по тем ДЕ, которые устанавливает ГОС, или в случае отсутствия ДЕ в ГОС - учебная программа дисциплины. Освоение ДЕ - выполнение не менее половины заданий раздела.

Ответы на вопросы для самоконтроля студентам целесообразно рекомендовать давать в отдельной тетради - Дневнике самоконтроля. При этом результаты самоконтроля будут наиболее эффективны, если он проводится регулярно и не позднее одного-двух дней после прослушивания лекционного материала. В такой тетради следует потребовать наличие Протокола реализации самоконтроля (табл. 3), то есть анализа времени, затраченного на самоконтроль, так как скорость ответов на поставленные вопросы будет напрямую зависеть от качества конспекта студента, его базового образования и времени, прошедшего после

номер вопроса (затраченное время, мин.

Дневник настроения

Дата заня- тия Личное настроение на занятии Настроение в группе, кажется, было На настроение учебной группы повлияло

в начале в кон- це

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13

лекции. Такой протокол, кроме того, обеспечит возможность непрерывного и оперативного контроля со стороны преподавателя за ходом выполнения этой работы.

Самоконтроль может позволить перейти к следующим ступеням усвоения - пониманию и анализу. Признаками такого перехода являются возникшие авторские варианты совершенствования предложенных вопросов или дополнительные вопросы, углубляющие знание, что также может учитываться при использовании рейтинговой оценки знаний.

1.3. Отчет о самостоятельной работе с лекционным материалом

Для участия самостоятельной работы с лекционным материалом, выполненной студентом, в рейтинге необходимо в установленные сроки представлять преподавателю на проверку:

- конспект лекций;

- дневник самоконтроля.

2. Требования к самостоятельной работе по практическим занятиям и лабораторным работам

2.1. Общие положения

Лабораторные работы и практические занятия по дисциплине “Материаловедение” выполняются студентами параллельно с прослушиванием лекционного материала.

Порядок выполнения лабораторных и практических работ включает:

получение темы лабораторной или практической работы в соответствии с учебным рабочим планом специальности;

ознакомление с соответствующими источниками, формирующими четкое представление о необходимости определения данного физического или потребительского свойства для правильного выбора и использования материала в инженерной практике и устанавливающими порядок проведения испытаний (расчетов) и оформление полученных знаний в виде рабочей заготовки формы отчета, включающей все его структурные элементы;

получение допуска к работам на основе предъявления преподавателю рабочей заготовки формы отчета и ответов на контрольные вопросы;

проведение необходимых испытаний (расчетов);

окончательное оформление отчета по выполненной работе объемом не более 10 страниц; защита результатов работы.

Защита лабораторных работ включает:

представление к сроку в соответствии с учебным рабочим планом специальности отчета по выполненной работе;

краткое (в течение 3 минут) устное изложение содержания работы;

ответы на контрольные вопросы.

Все необходимые исходные данные для выполнения работ студент получает во время аудиторных занятий и в часы консультаций.

Эффективность самостоятельной внеаудиторной работы по практическим занятиям и лабораторным работам может быть оценена преподавателем и, если работа выполнена и отчет представлен до конца занятия, то исполнитель/исполнители может получить зачет по данной работе без её защиты.

2.2. Требования к структуре и оформлению отчета о выполненной лабораторной (практической) работе

Отчет о научно-исследовательской работе: Научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научноисследовательской работе (НИР), описывающей процесс или результаты научно-технического исследования или состояния научно-технической проблемы.

Содержание отчета о выполненной лабораторной (практической) работе определяется самим студентом в соответствии с описанием данной работы и с учетом рекомендованных источников.

Структурными элементами отчета являются:

1) титульный лист;

2) список исполнителей;

3) реферат;

4) содержание;

5) перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов;

6) введение;

7) основная часть;

8) заключение;

9) список использованных источников;

10) приложения.

Обязательные структурные элементы отчета выделены курсивом.

Изложение текста и оформление отчета выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32, ГОСТ 2.105 и ГОСТ 6.38.

3. Требования к самостоятельной практической работе

3.1 Содержание самостоятельной практической работы

Самостоятельная практическая работа направлена на достижение максимального усвоения

знаний и может обеспечить реализацию у студента высшие его ступеней - применение, анализ, синтез и оценку.

Содержанием самостоятельной практической работы по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» является изучение технологических процессов при изготовлении конструкционного элемента из вещества/сырья и их описание, которое должно продемонстрировать степень усвоения знаний.

Тему самостоятельной практической работы студент имеет право выбрать самостоятельно и утвердить у преподавателя в течение 1-й недели семестра, а на 2-й неделе - тема ему будет определена преподавателем.

При описании технологических процессов должны быть изложены:

- общие требования к их проведению;

- термины и определения;

- классификация (например, по основным типам сварных соединений с указанием требований к их конструктивным элементам и размерам);

- требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту и материалам, используемым в технологическом процессе;

- последовательность выполнения отдельных технологических операций с приведением при необходимости принципиальной технологической схемы;

- способы и/или приемы выполнения отдельных работ в технологических процессах;

- требования к технологическим режимам и другие нормы выполнения различного рода работ в технологических процессах;

- допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса;

- методы контроля качества;

- требования безопасности и/или охраны окружающей среды (для технологических процессов, проведение которых связано с риском техногенных катастроф, аварий, реальной или потенциальной опасностью для жизни или здоровья человека, возможностью загрязнения окружающей среды).

При описании требований безопасности к технологическим процессам необходимо указать:

- характеристики опасных и вредных воздействующих факторов данного технологического процесса или его отдельных операций (включая допустимые значения уровней каждого из воздействий);

- требования по снижению и/или локализации опасных и вредных воздействующих факторов технологического процесса;

- требования к применению средств индивидуальной и/или коллективной защиты при проведении технологического процесса (отдельных операций);

- требования к соблюдению санитарно-гигиенических правил;

- требования к наличию средств пожаротушения, технических средств противопожарной защиты. пожарной техники;

- требования к производственному персоналу;

- требования к устройству аварийной сигнализации, применению знаков безопасности и сигнальных цветов по ГОСТ 12.4.026.

При описании требований к охране окружающей среды для технологических процессов приводят требования к предотвращению или уменьшению вредных воздействий на окружающую среду путем:

- повторного использования отходов;

- очистки отходов и выбросов;

- дополнительного ограничения технологических режимов;

- ограничения применения в технологическом процессе материалов, опасных в экологическом отношении;

- установления предельно допустимых норм сбросов и выбросов;

- предотвращение аварийных сбросов (выбросов) и т.п.

Для процессов могут быть также представлены:

- порядок, методы и нормы выполнения работ в информационных технологиях;

- методы автоматизированного проектирования и проведения других работ по применению информационных технологий;

- методы блочно-модульного конструирования;

- иные методы (способы, приемы) и нормы (режимы) выполнения различного рода работ.

Студенты подбирают необходимую литературу для описания технологических процессов, получая консультации у преподавателя.

Студенты должны выполнить задания самостоятельной практической работы и сдать отчетный материал в установленные сроки, при необходимости представив результаты на практическом занятии.

Показателями результативности усвоения материала при его представлении могут служить

следующие слова, используемые студентами в представленных материалах:

Перед началом самостоятельной практической работы студентам следует рекомендовать ознакомиться с формами выполнения заданий, их краткой характеристикой и алгоритмом действий.

3.2 Формы выполнения заданий

Студентам можно предоставить возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей выбрать одну из следующих форм выполнения заданий самостоятельной работы:

- подготовка информационного сообщения;

- написание реферата;

- написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и т.д.);

- написание рецензии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- написание аннотации;

- изготовление информационной модели или блока моделей;

- составление сводной (обобщающей) таблицы по теме;

- составление опорного конспекта;

- составление глоссария;

- составление теста и эталона ответов к нему;

- составление схемы, иллюстрации (рисунка);

- составление кроссворда по теме и ответов к нему;

- научно-исследовательская деятельность;

- формирование информационного блока;

- создание материалов-презентаций.

Характеристики перечисленных форм выполнения заданий, содержание работ при их выполнении и критерии их оценки представлены ниже.

Особое место среди форм выполнения заданий самостоятельной работы занимает такая форма, как научно-исследова-тельская деятельность. Для ее выполнения предлагается значительно более широкий круг тем, например, в соответствии с шестым японским прогнозом развития науки, техники и технологии до 2025 г. (июнь 1997). Так в области «Материалы, вещества и обработка» основные тенденции, определенные этим прогнозом:

1) точный синтез и структурный контроль посредством манипуляций с атомами и молекулами;

2) включение программирования высокого уровня в проектирование материалов и обработку;

3) разработка материалов и процессов, связанных с мировыми проблемами.

Оценка выполненной самостоятельной практической работы в баллах проставляется преподавателем с учетом рейтинга форм его представления (табл. 4).

Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит рейтинговый показатель студента, который может учитываться при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.

Достигнутые цели Ключевые слова, характеризующие результативность усвоения материала

Умение анализировать - «по сравнению с .» - «по большей части .» - «с другой стороны .» - «интересен вопрос о ...» - «отсюда логически следует ...» - «.является оборотной стороной.» - «.подобным образом .» - «.в отличие от ...»

Умение осуществлять синтез - «предположим» - «составим» - «вероятно» - «представить себе» - «наоборот (напротив)» - «что, если.» - «можно ожидать» - «что касается .» - «хотелось бы знать»

Умение давать оценку - «как бы .» - «почему .» - «представляется излишним (неуместным)» - «согласно одной из точек зрения ...» - «самое лучшее» - «хуже всего» - «если.. .то.. .иначе...»

Навык применения - «отступая на минуту от .» - «хотелось бы .» - «связующей идеей является ...» - «если бы это было, то.. .или...» - «это имеет отношение к .» - «означает ли это ...»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.