УДК 338.2
Е.Б. Дуплинская
О необходимости государственной поддержки развития малого бизнеса на региональном уровне
В статье рассмотрены ключевые проблемы развития малого бизнеса в России, который является двигателем развития экономики, конкурентоспособности страны и создателем рабочих мест. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, устанавливаются органами публичного управления федерального и регионального уровней. Для того чтобы малый бизнес полноценно развивался и выполнял свои функции, необходимы: нормативно-правовая база регулирования процессов развития; разработка и реализация мер государственной поддержки субъектов малого бизнеса; формирование у предпринимателей необходимых деловых качеств и мотивации; мониторинг состояния и динамики малого бизнеса на уровнях страны, регионов, муниципальных образований.
Обобщены и проанализированы формы государственной поддержки развития малого бизнеса. Несмотря на то, что инфраструктура поддержки субъектов малого бизнеса включает в себя центры, фонды и агентства по содействию, поддержке и развитию предпринимательства, технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации (в том числе коммерческие банки), развитию малого бизнеса в России препятствует ряд проблем. Для того чтобы созданное предприятие смогло выйти на рынок, закрепить на нем свои позиции и стать успешным, необходима помощь со стороны государства.
Государственное стимулирование развития малого бизнеса заключается не только в финансировании, но также в поддержке на законодательном уровне, создании инфраструктуры, введении налоговых и кредитных льгот и других преференциях. Одним из ключевых инструментов, способствующих развитию малого бизнеса, являются государственные программы. В условиях проводимых административной и бюджетной реформ актуализируются вопросы эффективности и результативности использования бюджетных средств. Государственные программы призваны повысить возможность достижения конкретных результатов и эффективность использования бюджетных средств.
Ключевые слова: предпринимательство, программно-целевой метод, публичное управление, реформирование, государственная программа.
Развитие малого бизнеса в России не в полной мере соответствует той модели, которая является оптимальной как с точки зрения предпринимателей, так и с позиции органов публичного управления. Для того чтобы малый бизнес полноценно выполнял свои функции, необходима реализация совокупности следующих направлений: совершенствование нормативно-правового регулирования; разработка и реализация мер государственной поддержки субъектов малого бизнеса; формирование у предпринимателей необходимых деловых качеств и мотивации; мониторинг состояния и динамики развития субъектов малого бизнеса на уровне каждого региона России.
Материальной основой развития любой сферы или отрасли экономики всегда являются деньги. В основе системы финансирования приоритетных отраслей экономики лежит нормативно-правовое регулирование. В 2007 г. был принят основополагающий документ, регулирующий деятельность предприятий малого бизнеса в России, - Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Данный закон регулирует отношения, возникающие между юри-
дическими лицами, физическими лицами, органами публичного управления в сфере развития малого и среднего предпринимательства; определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуру их поддержки, виды и формы поддержки.
К сожалению, данный нормативный правовой акт не решает такие проблемы как административные барьеры, участие предпринимателей в государственных или муниципальных конкурсах, трудности в создании производственной инфраструктуры. Как правило, субъектам малого предпринимательства сложно осуществлять деятельность ввиду многочисленных проверок и предписаний. К числу наиболее актуальных проблем развития предпринимательства в России следует отнести:
- недостаточную конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках;
- слабое участие в освоении передовых технологий и новых перспективных видов хозяйственной деятельности;
- неравномерное развитие по территории страны;
- ограниченное внедрение в практику новых научных достижений;
- несовершенство правовой базы;
- низкая эффективность деятельности;
- низкая доступность кредитных источников финансирования деятельности;
- коррупция в государственных и муниципальных органах власти и др.
В Российской Федерации установлены следующие критерии отнесения предприятия к малому и микропредпринимательству: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 и 15 чел. соответственно, выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за тот же период не должна превышать 400 и 60 млн р. соответственно [1].
Для сравнения, Комиссией ЕС было предложено относить к сектору малого и микропредпринимательства предприятия с годовой численностью работников не более 50 и 10 чел. соответственно и годовым оборотом или годовой совокупной стоимостью активов не более 10 и 2 млн евро соответственно [2]. Таким образом, критерии, применяемые в РФ, позволяют включить в группу малых предприятий хозяйствующие субъекты с численностью работников в два раза, а для микробизнеса - в полтора раза больше, чем в ЕС.
Совершенствование нормативно-правовой базы является основным шагом в управлении малым бизнесом и составляет предпосылку для решения ключевых вопросов. Государственные меры по укреплению конкурентоспособности малого бизнеса раскрыты в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 20132024 гг. [3]. В соответствии с данным документом предусмотрены следующие меры государственной поддержки: создание равных условий конкуренции для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица; разработка мер, направленных на развитие конкуренции и сокращение избыточного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках деятельности Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства; передача на аутсорсинг большинства обеспечивающих функций в центральном аппарате ФАС России; повышение вовлеченности предприятий малого и среднего бизнеса в кооперационные процессы деятельности субъектов естественных монополий; стимулирование вовлеченности предприятий малого и среднего бизнеса в выполнение государственного заказа.
Перечисленные меры должны повысить конкурентоспособность малого бизнеса за счет
расширения участия в высокотехнологичных процессах, кооперации с крупным бизнесом, развития государственно-частного партнерства. Реализация этих мер находится в компетенции органов публичного управления.
На уровне федеральной законодательной власти таким органом является Экспертный совет по вопросам предпринимательства, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и институтов развития, действующий в составе Комитета по экономической политике Государственной Думы РФ. В составе органов исполнительной власти решающее значение в регулировании вопросов развития малого бизнеса имеет Министерство экономического развития РФ, обладающее полномочиями по выработке государственной политики, направленной на организацию и поддержку малого предпринимательства на федеральном уровне. Основ ными инструментами поддержки малого бизнеса являются система кредитования, создание бизнес-инкубаторов, поддержка субъектов, ориентированных на создание инновационных продуктов и производящих товары и услуги на экспорт.
Если рассматривать мировую экономику в целом, то можно заметить, что малый бизнес всегда был неотъемлемым компонентом рыночной системы ведения хозяйства, поскольку здесь объективно существуют условия, благоприятные для его развития: региональная дифференциация рынка; необходимость определенного специализированного ремесла; важность персонального обслуживания клиентов; удобство обслуживания; цикличность спроса и т.п. Со второй половины ХХ столетия четко обозначается тенденция к росту роли и значения малого бизнеса в структуре экономики развитых стран. Рост волны малого предпринимательства характерен в первую очередь для США [4, с. 14; 5].
В последнее время на экономику России неблагоприятное воздействие оказали такие факторы как снижение экспорта нефти и сокращение инвестиционной активности. По прогнозам Министерства финансов РФ, санкции со стороны Евросоюза возможно приведут к сокращению прироста ВВП, однако у Правительства РФ накоплено достаточно средств для компенсации возможных потерь. Признавая наличие существенных положительных результатов в проведенной Правительством РФ работе, позволившей сохранить стабильность параметров федерального бюджета, несмотря на введение экономических санкций, состояние региональных бюджетов вызывает опасения [6].
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 24.04.2013 г. № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» поддержка малого предпринимательства по линии Минэкономразвития подразумевает поддержку муниципальных программ развития малого бизнеса. Подобного рода поддержку получают органы публичного управления, реализующие целевые программы, которые направлены на создание центров поддержки предпринимательства; создание бизнес-инкубатора; предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела; предоставление грантов на погашение первого взноса по уплате лизинговых платежей; проведение программ по обучению начинающих предпринимателей.
Административная реформа, реструктуризация бюджетного сектора, реформа местного самоуправления - это важнейшие реформы, тесно связанные между собой и в комплексе представляющие собой масштабную реформу публичного управления в РФ [7].
При финансировании отдельных отраслей экономики в последние годы активно применяется программно-целевой метод. Выбор этого метода обусловлен, прежде всего, его особенностями и преимуществами, позволяющими осуществлять полный цикл управленческого процесса - от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов. Программы содержат в себе механизм мониторинга, оценки, контроля и принятия решений и обеспечивают одновременное решение нескольких задач:
- планирование целей и желаемых результатов;
- расчет потребности ресурсов для каждого мероприятия в отдельности, для комплекса мероприятий по этапам реализации и в целом по программе на весь срок ее реализации;
- планирование деятельности исполнителей мероприятий в ключе программных задач и составление баланса ресурсов в системе стратегических целей;
- планирование ресурсов из различных источников в формате аналогичных программных целей.
Целевые программы ориентированы на достижение конкретных результатов в контексте
повышения эффективности использования бюджетных средств, создания действенных рычагов учета и контроля за ходом реализации программных мероприятий, выполнения принятых обязательств по финансированию программ [8].
Программа содержит механизм мониторинга на основе специально разработанной системы индикаторов оценки результативности и эффективности бюджетных расходов. Она дает возможность планировать государственный и муниципальный заказ, задания на средне- и долгосрочную перспективу с детализацией в бюджетном периоде, а также является доступным и понятным информационным ресурсом, который позволяет оценить расходы бюджета в конкретных результатах, получаемых за счет этих затрат [8].
По существу, программа - инструмент не только планирования, но и управления развитием, поскольку обеспечивает реализацию всех компонентов процесса управления: целеполага-ние; планирование деятельности и ресурсов; прогнозирование результатов; финансирование; мониторинг; учет и контроль; корректировку с учетом факторов влияния; нормативно-правовое и методическое обеспечение; информационное сопровождение процесса управления, достигаемых результатов [9]. В таблице представлены основные направления государственной поддержки, реализуемые Правительством НСО.
Рассматривая регион как экономическую подсистему в рамках всей экономики страны, для сегодняшних условий важным моментом в развитии предпринимательства должны стоять новые задачи в развитии и поддержке малого бизнеса. С целью получения положительного экономического эффекта должна проводиться эффективная государственная политика в области развития малого бизнеса в соответствии с новыми экономическими условиями, должен быть представлен комплекс мероприятий правового, экономического, социального, информационного, образовательного, организационного характера, направленных на обеспечение получения высоких экономических показателей в целом по стране и в каждом отдельном публично-правовом образовании [10].
В качестве основных причин необходимости государственной поддержки можно выделить следующие:
- высокая скорость функционального перераспределения по сравнению с крупным бизнесом;
- низкие издержки при реорганизации производства;
Направления государственной поддержки в рамках реализации государственной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 гг.»
Направления использования субсидий Преимущества Условия предоставления. Особенности распределения
Реализация бизнес-плана субъектов МСП в сфере бытового обслуживания 50 % от общих затрат по бизнес-плану но не более 300 тыс. р. (для малых инновационных компаний - не более 500 тыс. р.) Необходимость пройти обучение по бизнес-планированию
Производство(реализация) товаров, выполнение работ, оказание услуг 75 % затрат для МСП, у которых доля отгруженных товаров в общем объеме составляет не менее половины, 50 % затрат - доля менее 15 %. Общая сумма субсидий не должна превышать 5 млн р. для МСП с численностью работников не менее 50 чел. и 15 млн р. - 50 и более чел.
Регистрация товарного знака 50 % указанных затрат, но не более 75 тыс. р. Превышение уровня среднемесячной заработной платы одного сотрудника за предшествующий год по отношению к установленной величине прожиточного минимума за соответствующий отчетный период для всех систем налогообложения
Арендные платежи 50 % от величины арендной платы без НДС, но не более 250 р. за 1 м2 в месяц Выплачивается по предъявлении платежных документов об уплате арендных платежей
Участие в выставках или ярмарках 50 % затрат по участию в выставках или ярмарках, расходы по проезду к месту проведения мероприятия, по проживанию, но не более 350 тыс. р. в год Превышение уровня среднемесячной заработной платы одного сотрудника за предшествующий год по отношению к установленной величине прожиточного минимума за соответствующий отчетный период для всех систем налогообложения
Обучение работников на образовательных курсах 50 % от стоимости курса обучения,но не более 75 тыс. р. в год Обратиться в Департамент развития промышленности и предпринимательства
Примечание. Поддержка заключается в частичном компенс
- короткий временной интервал при создании нового продукта;
- малая вероятность перепроизводства в связи с изменившимся потребительским спросом.
Необходимо отметить недостаточное проведение мероприятий по поддержанию конкурентоспособности малого бизнеса со стороны органов публичного управления. Причинами такого негативного состояния в регионах являются:
- лоббирование интересов крупного бизнеса через органы публичного управления в регионе;
- недостаточное финансирование со стороны органов власти мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса;
- коррупция;
- недостаточно полная и экономически обоснованная разработка целевых программ развития малого бизнеса в регионе;
- неэффективное применение финансовой политики в регионе.
В ходе краткого анализа причин, тормозящих развитие малого и среднего бизнеса, можно определить основные мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне:
- систематический анализ эффективности целевых региональных программ развития малого бизнеса;
- выявление основных положительных и отрицательных факторов, влияющих на развитие малого бизнеса в регионе;
- анализ и принятие мер по формированию новой инфраструктуры развития бизнеса в регионе;
- формирование и проведение государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с новыми экономическими условиями;
- выявление скрытых источников дополнительного финансирования мероприятий поддержки малого бизнеса в рамках разработанных целевых программ;
- определение основных финансовых, экономических, социальных показателей развития малого бизнеса;
- определение основных показателей развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития региона;
- организация мероприятий по созданию специализированных центров оказывающих консультационные услуги субъектам малого предпринимательства в области налогов, бухгалтерского учета, права, организационных вопросов;
- формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что только эффективная, соответствующая реальной экономической обстановке, инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса способна оказать влияние на конкурентоспособность для вышеназванных субъектов экономических отношений, что будет способствовать экономическому росту каждого отдельного региона и всей экономики страны.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.03.2015).
2. Лимар О.Ф. Кшьшсна та яшсна характеристика суб'екпв малого тдприемництва в крашах Свро-пейського Союзу // Вюник Житомирського нащонального агроеколопчного унiверситету: Науково-теоре-тичний збiрник. 2011. № 2 (29). Т. 2. С. 149-155.
3. Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70323156 (дата обращения: 30.03.2015).
4. Current Economic Indicators. Dun & Bradstreet Corp. N.Y. URL: http://www.radas.ru/doc_x-d_103_ra-das.html (дата обращения: 06.03.2015).
5. Кудратов З.Г., Тошбаев Б.Б., БердиевГ.И. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых странах // Молодой ученый. 2015. № 1. С. 242-245.
6. Дуплинская Е.Б., Кобелева Е.П. Публичное управление в условиях экономических санкций: проблемы регионов // Экономика и социум: Электрон. журнал. № 2 (11). 2014. URL: http://iupr.ru/e_zhurnal_ economika_ i_socium _ 1_ 14 _2015_g_ (дата обращения: 04.04.2015).
7. Дуплинская Е.Б. Об оценке эффективности публичного управления // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» (Тамбов, 30 сентября 2013 г.). С. 50-51.
8. Баранова И.В., Пирогова Т.В., Леонов В.В. Оценка реализации целевых программ: методические подходы // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4. С. 32-37.
9. Дуплинская Е.Б. Бюджетная система и бюджетный процесс: Учеб. пособие. Новосибирск, 2014. 138 с.
10. Насонов В.В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике региона // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 403-405.
E.B. Duplinskaya State Support of Small Business at Regional Level
Abstract. The paper discusses the key problems of small business in Russia, which drives the economic development, competitiveness and creates new jobs. The conditions and procedures of the support of small businesses and the organizations which develop their infrastructure are established by the public authorities on federal and regional levels. In order for small businesses to develop and perform their functions properly it is necessary to provide: legislation regulating the process of their development; elaboration and implementation of measures of state support; development of the entrepreneurs' business skills and motivation; monitoring of the status and the dynamics of small businesses in the country, regions and municipalities. Different forms of state support of small business development are summarized and analyzed. Despite the fact that there is the infrastructure which is to support small businesses (centers, funds and agencies which promote and develop the entrepreneurship, technological and scientific clusters, business incubators, educational and business centers, leasing companies, counseling centers and other organizations, including commercial banks), the development of small business in Russia is blocked by a number of problems. In order for a new company to enter the market, strengthen its position and become successful, it needs state support. State stimulation of small business development does not include not only financing, but also a support at the legislative level, infrastructure development, introduction of tax allowances, credit incentives and other preferences. One of the key instruments to promote the development of small businesses is state programs. In the frameworks of the administrative and budgetary reforms the issue of budgetary efficiency is updated. Government programs are to improve the ability to achieve definite results and to increase the budgetary funds efficiency.
Key words: entrepreneurship; program-target method; public administration; reforming; state program.
Дуплинская Елена Борисовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» СГУПСа. E-mail: [email protected]