Канд. экон. наук Е. Б. Олейник В. А. Дорошенко В. В. Медведь
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА
Рассмотрены факторы, которые определяют инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса (ЛПК), обоснована необходимость значительного притока инвестиций в лесной комплекс ДВФО. Проанализирована структура источников финансирования. Выделены проблемы привлечения инвестиций в ЛПК и предложены меры по их решению.
Ключевые слова и словосочетания: лесопромышленный комплекс, производство лесопродукции, инвестиционный климат, приоритетные инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство.
В подпрограмму развития лесного комплекса, которая является составной частью общей программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 г., заложены следующие целевые показатели: объемы товарной продукции должны увеличиться в 3,5 раза, заготовка круглого леса - в 1,8 раза, а объем переработки доведен до 70%. Однако доля Дальневосточного федерального округа (ДВФО) в общем объеме заготавливаемой древесины в 2012 г. составляла лишь 15,2%, снизившись на 4,7% по сравнению с 2007 г., объем отгруженной продукции в 2012 г. в России в целом составлял 933 млрд рублей, а в ДВФО - 35 млрд рублей (3,75%)\
Несмотря на то, что доля лесопереработки в округе выросла в последние годы почти вдвое, составив в 2012 г. 41%, она значительно меньше показателей европейской части России, где перерабатывается 65% древесины.
Основная проблема низкой эффективности использования лесных ресурсов - слабый приток инвестиций (как российских, так и зарубежных). Вместе с тем в ДВФО имеются основные факторы, которые определяют инвестиционную привлекательность региона: значительные запасы лесных ресурсов, выгодное географическое положение региона, наличие сухопутных и морских транспортных путей, высокий уровень потенциального спроса на лесопродук-цию на внешнем и внутреннем рынке.
Для того чтобы выделить наиболее влиятельный фактор производства лесопродукции, на основании данных за 2000-2012 гг. по Приморскому и Ха-
1 Зубов А. Лесной комплекс Дальнего Востока заблудился в непроходимых дебрях экспортных пошлин // Дальневосточный капитал. - 2013. - 18 марта. - URL: http://www.zrpress.ru/markets/ dalnij-vostok_18.03.2013_59899 (дата обращения: 16.05.2013).
баровскому краям с помощью программного продукта МаШхег была построена модель множественной линейной регрессии:
У = 0,82 • х: + 0,67 • Х2 + 0,002 • Хз + 136,55, (2,08) (4,97) (3,20) где У - объем производства в стоимостном выражении;
х: - инвестиции;
х2 - стоимость основных фондов;
х3 - трудозатраты.
В скобках указаны расчетные значения критерия Стьюдента. Данная модель позволяет прогнозировать объемы производства лесопродукции в зависимости от основных факторов. Все факторы были приведены к одному показателю - миллионы долларов США по курсу Центрального банка РФ на 1 января соответствующего года. Каждый включенный в модель фактор значим по критерию Стьюдента (Гтабл = 1,79 для 10%-ного уровня значимости). Уравнение в целом значимо по критерию Фишера (^ф,акт = 81,6; ^табл = 3,59).
Все факторы положительно влияют на рост объема производства лесо-продукции, на что указывают знаки в уравнении. Однако коэффициент регрессии при факторе х1 самый высокий, т. е. увеличение на 1 млн долларов инвестиций дает самый высокий прирост объема производства лесопродукции, а следовательно, в увеличении инвестиций содержится наибольший потенциал развития ЛПК основных регионов-производителей лесопродукции ДВФО. На объемы инвестиций большое влияние оказывают кризисные явления в развитии лесопромышленного комплекса ДВФО.
В таблице представлена структура источников финансирования предприятий лесной отрасли Приморского и Хабаровского краев.
Источники финансирования предприятий ЛПК Приморского и Хабаровского краев* (в %)
Виды источников финансирования 2003 2008 2011
Собственные средства 74** 62 8 57 77 34
Кредиты банков 8 15 0 9 5 35
Заемные средства других организаций 10 16 6 29 3 31
Иностранные инвестиции 8 7 86 5 15 0
Доля ЛПК в общем объеме инвестиций в экономику края Нет данных 4,6 4,8 05 1,9
* Рассчитано по: Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL: http:// www.fedstat.ru/indicators (дата обращения: 27.05.2012); Лесопромышленный комплекс Приморского края. -Владивосток : Приморский краевой комитет государственной статистики, 2007-2012; Лесопромышленный комплекс края в современных экономических условиях : статистический сборник / Территориальный орган государственной статистики по Хабаровскому краю. - Хабаровск, 2007-2012.
Над чертой - Приморский край, под чертой - Хабаровский край.
Бюджетные средства с 2000 г. в ЛПК не направлялись совсем. Как видно из таблицы, прослеживается тенденция сокращения инвестиций совместных предприятий. Причина кроется в том, что структура экспорта в основном ори-
ентирована на сырье. Иностранные инвесторы склонны рассматривать ЛПК именно в этом аспекте и не заинтересованы инвестировать в развитие продуктов лесного производства с высокой добавочной стоимостью, создавая тем самым конкурентоспособную продукцию и рабочие места на территории российского Дальнего Востока.
В 2008 г. резко снизилась доля кредитов банков. В Хабаровском крае главным источником финансирования предприятий лесного комплекса оставались собственные средства. В Приморском крае наблюдалась иная ситуация: основным источником финансирования являлись иностранные инвестиции, банковские кредиты на развитие лесного комплекса не выделялись, резко сократилась доля собственных средств предприятий. В 2011 г. значительно сократилась доля ЛПК в общем объеме инвестиций в экономику как Приморского, так и Хабаровского края.
Проблема привлечения инвестиций - одна из ключевых экономических проблем развития ЛПК. Для привлечения инвесторов необходимо прежде всего создать благоприятный инвестиционный климат.
В последнее время на федеральном и региональном уровнях предприняты попытки улучшения инвестиционного климата в ДВФО в виде:
- административной поддержки: предоставление гарантий правительства региона (в частности, Хабаровского и Приморского краев) на получение кредитных ресурсов; выделение лесных участков без аукционов; снижение на 50% арендной платы за пользование лесными ресурсами;
- налоговых льгот по налогу на прибыль и на имущество на весь срок реализации инвестиционного проекта;
- развития государственно-частного партнерства в форме приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в области производства лесопродукции. В настоящее время почти половина всех проектов реализуется в ДВФО.
В 2007 г. был разработан и реализован механизм лесного государственно-частного партнерства (ГЧП). Государственно-частное партнерство - эффективный альянс, позволяющий максимально полно использовать возможности каждого из участников проекта при совокупном сокращении рисков. Однако на сегодняшний день в нормативных документах, регламентирующих инвестиционную деятельность в области лесных отношений, недостаточно четко прописаны сроки рассмотрения заявок на выделение инвестиций для реализации ПИП.
В Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» сказано, что основанием для отказа в утверждении заявки является ее несоответствие требованиям методических указаний. В свою очередь содержательная часть текста этих методических указаний сформулирована таким образом, что дает возможность должностным лицам принимать субъективные решения по отказу в утверждении заявки. Положение инвестора усугубляется по причине дублирования органами исполнительной власти своих полномочий. Так, например, экономическая часть концепции инвестпроекта проверяется минимум четыре раза: два раза - органами исполнительной власти субъекта Федерации и два раза - органами федерального уровня. Средний срок окупаемости ПИП составляет около 6 лет. Чем он меньше, тем проект эффективнее, но такой
подход невыгоден инвестору, так как он заинтересован в максимальном увеличении срока окупаемости с целью продления льготных условий.
Участие государства в проектах ГЧП не должно ограничиваться только предоставлением ресурсов. Общая схема ГЧП представлена на рисунке.
Рис. Схема государственно-частного партнерства в лесном секторе экономики
Сложившаяся ситуация в ЛПК сдерживает приток инвестиций, снижает их эффективность, провоцирует нелегальные лесозаготовки.
В связи с этим необходимо:
1. Создание системы инвестиционного обеспечения лесного комплекса при поддержке государства, в основе которой должно лежать согласованное планирование инвестиций на региональном и межрегиональном уровне, что поможет избежать конкуренции за инвестиции между регионами.
2. Совершенствование механизма софинансирования государством создания инфраструктуры для динамичного развития лесного комплекса. Существующие механизмы в виде инвестиционных фондов и субсидирования недостаточно эффективны, так как требуют сложных процедур согласования.
3. Совершенствование экономической и нормативно-правовой базы
ГЧП.
4. Улучшение инвестиционного климата региона. Для этого требуется реальная поддержка государства, а не только формальное создание зон территориального развития, а также создание с участием государства страховых инвестиционных фондов, благоприятного налогового режима, снижение тарифов на электрическую энергию и транспорт, предоставление достоверной и прозрачной информации о наличии лесных ресурсов и сроках окупаемости инвестиционных проектов.
5. Снижение процентных ставок по кредитам. Специфика лесоперерабатывающих производств такова, что срок окупаемости инвестиционных проектов составляет в среднем 7-8 лет. Зарубежные инвесторы требуют софинансирования со стороны российских банков как гарантии от возможных потерь. Российские банки предлагают инвестиционные кредиты на такой срок при процентной ставке не менее 13% (в международной практике эта ставка не превышает 6%).
6. Разработка лизинговой схемы привлечения инвестиций:
- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту интересов участников лизинговых сделок;
- создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования для лесопромышленного комплекса.
Все эти меры будут способствовать повышению эффективности лесоперерабатывающих производств Дальневосточного региона.
Список литературы
1. Зубов А. Лесной комплекс Дальнего Востока заблудился в непроходимых дебрях экспортных пошлин // Дальневосточный капитал. - 2013. -18 марта. - URL: http://www.zrpress.ru/markets/dalnij-vostok_18.03.2013_59899 (дата обращения: 16.05.2013).
2. Степанов В. И., Мезина Н. А. Отходы лесной промышленности и их использование в национальном хозяйстве // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 3 (45).