Научная статья на тему 'О необходимости формирования духовно-нравственного здоровья развивающейся личности'

О необходимости формирования духовно-нравственного здоровья развивающейся личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1229
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПОТЕНЦИАЛ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕЛЕСНОГО И ДУХОВНОГО / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТИКИ / ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / POTENTIAL / CULTURAL IDENTIFICATION / CORPORAL AND SPIRITUAL HEALTH INTERCOMMUNICATION / MORAL NORMS / ETHICS / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS INTERCOMMUNICATION / SPIRITUAL-MORAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева С. В.

В статье рассматривается необходимость формирования духовных, нравственно здоровых личностей, которые умеют преобразовать себя и Мир на принципах Добра, Взаимопонимания, Толерантности, Любви, Красоты, успешно раскрывают свой богатый потенциал. Общество нуждается в таких личностях. Подчеркиваются особенности новообразования юношеского возраста, процесс вхождения в культуру, культурная идентификация развивающейся личности. Рассматривается здоровье как категория духовная, взаимосвязь телесного и духовного состояний, соблюдение нравственных норм; акцентируется взаимосвязь этики, психологии и педагогики в формировании духовно-нравственного здоровья развивающейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NECESSITY OF THE SPIRITUAL-MORAL HEALTH FORMATION IN THE DEVELOPING PERSON

The article substantiates the necessity of spiritual, morally healthy person formation, who are able to transform themselves and the World on the principles of Good, Mutual Understanding, Tolerance, Love, Beauty, to expose successfully their rich potential. The society needs such people. New formation features of teenagers, culture entering process, cultural identification of the developing person are emphasized in the article. Health as spiritual category, corporal and spiritual health intercommunication, moral norms maintenance are considered. Ethics, psychology and pedagogics intercommunication in the spiritual-moral health formation in the developing person is given special attention in the article.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования духовно-нравственного здоровья развивающейся личности»

УДК 370.7 С.В. Тимофеева

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается необходимость формирования духовных, нравственно здоровых личностей, которые умеют преобразовать себя и Мир на принципах Добра, Взаимопонимания, Толерантности, Любви, Красоты, успешно раскрывают свой богатый потенциал. Общество нуждается в таких личностях. Подчеркиваются особенности новообразования юношеского возраста, процесс вхождения в культуру, культурная идентификация развивающейся личности. Рассматривается здоровье как категория духовная, взаимосвязь телесного и духовного состояний, соблюдение нравственных норм; акцентируется взаимосвязь этики, психологии и педагогики в формировании духовно-нравственного здоровья развивающейся личности.

Ключевые слова: здоровье, потенциал, культурная идентификация, взаимосвязь телесного и духовного, нравственные нормы, взаимосвязь этики, психологии и педагогики, духовно-нравственное здоровье.

S.V. Timofeeva

ABOUT THE NECESSITY OF THE SPIRITUAL-MORAL HEALTH FORMATION IN THE DEVELOPING PERSON

The article substantiates the necessity of spiritual, morally healthy person formation, who are able to transform themselves and the World on the principles of Good, Mutual Understanding, Tolerance, Love, Beauty, to expose successfully their rich potential. The society needs such people. New formation features of teenagers, culture entering process, cultural identification of the developing person are emphasized in the article. Health as spiritual category, corporal and spiritual health intercommunication, moral norms maintenance are considered. Ethics, psychology and pedagogics intercommunication in the spiritual-moral health formation in the developing person is given special attention in the article.

Key words: health, potential, cultural identification, corporal and spiritual health intercommunication, moral norms, ethics, psychology and pedagogics intercommunication, spiritual-moral health.

Общество нуждается сегодня в духовных, нравственно здоровых личностях, готовых и умеющих преобразовать, прежде всего, себя и Мир на принципах и ценностях Добра, Взаимопонимания, Толерантности, Любви, Красоты. В образовании сегодня «работает» перспективная «личностно-ориентированная образовательная модель», акцент в которой переносится на субъектность личности, ее индивидуальное развитие [1]. Личность, ее жизнь и здоровье объявляются главными ценностями образования.

Человек обладает мощнейшими ресурсами-резервами, богатым потенциалом, раскрыть и реализовать который он не успевает за свою короткую жизнь. Не успевает - потому как зачастую мало задумывается о собственной душевной реальности, о духовных и творческих измерениях жизни, о ценности экологии духа. И часто эволюционно важная жизненная задача развить, реализовать свой созидательный потенциал остается не выполненной, гармоничного раскрытия всех сфер личности не происходит, и скрытые резервы («второе дно» по Б.Д. Парыгину) остаются «спящими». Общество в итоге не дополучает наращивания своих составных частей - богатейших человеческих ресурсов. Подобная недальновидность замедляет раскрытие духовного, нравственного потенциала и нашей России в целом. Необходимо вести поиск оптимальных условий и средств развития здорового духовно-нравственного потенциала развивающейся личности. На важной, на наш взгляд, мысли настаивает М.М. Бахтин: «Человек никогда не совпадает с самим собой. К нему нельзя применить формулу тождества: А есть А, „.подлинная жизнь личности совершается как бы в точке... несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего того, что он есть как вещное бы-

тие...». М.М. Бахтин говорит о безграничной внутренней силе-сути Человека, находящейся внутри него самого. Это потенциал-ресурс, потенциальное, что постоянно вырастает из себя самого, трансцендирует за собственные границы-пределы «вещного бытия», развертывать в духовном, нравственном, творческом созидании. Восточная мудрость гласит: «Человек - это процесс».

Особенности развивающейся личности таковы, что на определенном возрастном этапе она открывает своё «Я», познает себя, отличается пластичностью, пытливостью ума, и «духовное все глубже проникает в душу» (В.И. Слободчиков), формируется система ценностей, идеалы, творческое мышление; происходит погружение в собственный внутренний мир, повышается уровень самооценки, растет самодостаточность; развивается интерес к собственным возможностям; вырабатывается способность к целеполаганию и упорство в достижении цели, преодолении жизненных трудностей, саморефлексия. Личность учится управлять собой, вырастает до «господина ситуаций и обстоятельств», усваивает нормы человеческих взаимоотношений. Осуществляется процесс вхождения в культуру, культурная идентификация, обретается «Образ Человеческий», идет духовный рост, «вырастание из себя вчерашнего», потенциальное становится актуальным, активизируется. И все чаще развивающаяся личность «не совпадает с самой собой», и все чаще она не есть «вещное бытие», а убегание-ускользание в метафизическое, духовное, Личность вырастает в Человека. Б.С. Братусь отмечает следующее: «.человек истинен не в модусе наличия, а в модусе возможности, долженствования, вернее сопряжения полюсов сущего и должного, наличного и возможного» [2], вещное и духовное бытие соседствуют рядом.

Мы склонны рассматривать здоровье как категорию, прежде всего, духовную, связанную с внутренней чистотой и гармонией личности. Здоровье есть единство, взаимосвязь телесного физического состояния и духовного, важен уровень нормы психического, душевно-духовного здоровья личности, соблюдение нравственных норм, высших этических законов - мыслить и делать добро, чистота мышления, проявление лучших качеств, умение человека сохранять всегда доброе, хорошее расположение духа, быть благодарным, нести окружающим радость и улыбку, сеять надежду и любовь, выражать позитивное отношение к окружающему, качество «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер).

Содержание таких наук, как этика, психология и педагогика, могут помочь в формировании духовнонравственного здоровья развивающейся личности, выражающегося в наличии позитивных качеств, адекватного поведения. Уровень духовного в личности формируется с помощью этики, ее принципов и постулатов. Этика, как философская наука о нравственной жизни и нормах морали, вбирает в себя богатейший нравственно-этический опыт всего человечества, является эффективным аксиологическим средством для развития самосознания личности, ее внутреннего строительства, творческого созидания, помогает в нравственной, этической ориентации, отвечает на смысложизненные вопросы (например: «Как жить, чтобы святу быть?» или «Что есть человек?». и многие другие); учит правильно относиться к Другому. Этика взывает к лучшим качествам, что есть в развивающейся личности, воспитывает ее, «оттачивает совесть» (В. Франкл), формирует духовно-нравственные качества, способствует развитию нравственного сознания [7]. Ученые справедливо отмечают интеграцию этики и психологии, педагог в своем общении со студентом применяет знание психологии возраста, его личностных особенностей, использует индивидуально-ориентированный подход. Органика этики и психологии в сфере внутреннего мира личности несомненна, дает возможность обозначить уровень нормального психологического развития, психологической нормы. «Этика. указует вектор нормального психологического развития», - утверждает Б.С. Братусь. С.Л. Рубиштейн пишет: «.Первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому и людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой» [6]. Мир людей, в который социализируется личность, есть мир общения, мир отношения к Другому.

Этика интегрирует и с педагогикой, являясь теоретической базой в сфере духовно-нравственного воспитания, духовной составляющей здоровья, обеспечивая педагогику этическими ориентирами-категориями. Этика побуждает личность к эмоциональному сосредоточению на нравственном смысле поступков (необходимо отметить взаимосвязь нравственного чувства и нравственного сознания), активизирует ценностноориентированное поведение, расширяет поведенческий репертуар, дает позитивный опыт личностного нравственного («философского», по М.М. Бахтину) поступка, ставит проблему выбора между Добром и Злом. В своих философских основах, как этика, так и психология, и педагогика устремлены к Человеку, они встречаются в его внутреннем духовном мире. Педагогика, опираясь на вскрытые этикой закономерности, указы-

вает на наиболее эффективные формы и методы воспитания. Возможности их взаимного обогащения несомненны. Этика связана с психологией в вопросах изучения эмоционально-чувственной сферы личности, мотивов ее поведения. Обнаруживая отклонение от норм морали и выясняя их причину, этика обращается к данным психологии, тесно взаимодействуя с ней.

Необходимо воспитывать в развивающейся личности ее здоровый дух, формировать лучшие качества, «В здоровом теле здоровый дух - великое благо», - размышляет Парацельс, «Здоровый дух образует здоровое тело», - говорит Учение Живой Этики. О выходе личности на качественно новый уровень сознания, когда Мир начинает звучать Гармонией, говорит в своем определении духовно-творческого потенциала личности В.В. Игнатова [3], подчеркивая особое отношение личности к миру, отношения гармонии: «Духовно-творческий потенциал. представляет ... совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств достижения личностью таких состояний сознания, которые гармонизируют отношение личности с окружающей действительностью». В динамичном определении заложен и «светится» позитивный результат развертывания (активизации) потенциала - момент Гармонии.

Обозначим те ценностные качества, которые необходимы личности для достижения здоровья и умения понимать людей. Эмпатия: сочувствие, сострадание, сопереживание. Сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним. Сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Учеными установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Необходимость развития эмпатии в качестве основы культуры мышления и взаимодействия с миром, умения понимать людей, как самих себя, которому надо учиться [4-5; 8]. Различают такие виды эмпатии, как эмоциональная (подражание моторным и аффективным реакциям другого человека); когнитивная эмпатия (базируется на интеллектуальных процессах - сравнение, аналогия); предикативная (способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях).

Формирование следующих качеств и свойств важно для эффективного межличностного взаимодействия, позитивных отношений и характеризует именно здоровую личность: эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувств, конфронтация, самопознание. Т.А. Верняева предлагает такие ценностные качества личности: доброжелательность, ответственность, оптимизм, любознательность, терпеливость, наблюдательность, внимательность, общительность, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, отзывчивость, интеллигентность, гибкость поведения, рефлексия, сензитивность, умение слушать, креативность, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, эмоциональная стабильность. Наличие столь богатого спектра личностных качеств обусловлено постоянным взаимодействием людей, различным уровнем их культуры, особенностями характера, темперамента, необходимостью ориентироваться на совместную работу в команде, сотрудничество. Ясно, что «центр тяжести» по созиданию качеств «падает» на личность, на ее понимание уровня своего психологического здоровья. Приведем и тезаурус духовно-творческих качеств (по В.В. Игнатовой) [3], который формируется в личности при освоении ею духовно-творческих ценностей [8]: оригинальность, нестандартность мыслей и взглядов; спонтанность, внезапность возникновения решения проблемы, вопроса; открытость ко всему новому и необычному; гибкость мышления; развитость сознания; устремленность; мудрость; осознавание соотношений идеального и реального в творчестве; одухотворенность; самозабвение; озарение; вдохновение; «просветление» как наступление полной ясности мыслей, сознания, чувств; внутренняя гармония; самоуглубленность; духовная неудовлетворенность; отзывчивость; великодушие; благородство; бескорыстие; личностная самобытность; созидание нового в себе, других людях или окружающем предметном мире; стремление к самообразованию; желание учиться под руководством «настоящих мастеров»; дерзание-стремление к благородному, высокому; любовь; духовно-творческое самовыражение - стремление к возможно полному выявлению и развитию личностных возможностей с нравственной точки зрения. Данные духовно-творческие качества наиболее полно характеризуют духовно-творческую личность, которая находится в процессе своего духовно-творческого развития, постоянно работает над собственным самосозиданием, и формирование качеств выступает творческой деятельностью такой личности, которая способна облагораживать и социальное пространство жизни.

Культура здоровья, физическая и психологическая составляющие человека отражают целостность его личности, потребность и желание совершенствовать себя. Один из классиков естественной медицины Ка-цудзо Ниши в течение нескольких лет работал над проблемой психологического здоровья. Приведем здесь его «Золотые правила здоровья», правила сильного человека, своеобразную психологию и методику здоровья. Система Ниши - это образ жизни, который вырабатывает привычку жить согласно естественным зако-

нам природы. Система Ниши создает в человеке установку на здоровье, рассматривает человека как единое Целое, неразрывно связанное с окружающим миром и Вселенной. Кроме того, она помогает сформировать три привычки, которые, как считал Поль Брэг, необходимы для достижения счастья: привычку к постоянному здоровью, привычку к постоянному труду и привычку к постоянному учению. Только сам человек может себя сделать здоровым и счастливым. Оптимизм и здоровье связаны самым тесным образом. Человеку необходимо создавать установку на собственное здоровье. Эффект безнадежности разрушает человека. В стрессовом состоянии (когда иммунная защита организма подавлена) человек более уязвим для болезней. Также и пессимистический стиль объяснения каких-либо неприятных событий в жизни очень влияет на общий уровень здоровья.

Для создания и укрепления высокой нервной силы Кацудзо Ниши рекомендует помнить следующее:

1. Не бегите от страха. Анализируйте его, воспринимайте только как физическое чувство. Страх, которому мы боимся взглянуть в глаза, способен убить нас. Не поддавайтесь своим страхам, думайте о них, как

о фильме, как о происходящем на экране. Того, что вы видите на экране, в действительности не существует. Страх придет и уйдет, как кадры на экране, если вы не будете его настойчиво удерживать.

2. Не живите в прошлом. Помните: никогда не поздно начать все сначала. Но для того, чтобы начать меняться, необходимо отпустить от себя прошлое, не живите с грузом прошлых потерь и неудач - это все уже ушло. Живите сегодняшним днем. Стройте свою жизнь на новых началах, отпустив от себя навсегда все негативное: пусть оно станет достоянием прошлого.

3. Не тратьте время на чувство жалости к себе. Это совершенно напрасная трата энергии. Жалость к себе, обиды заставляют двигаться по кругу, возвращаться вновь к одним и тем же горьким мыслям. Годами хранимое в душе чувство обиды может даже привести к раковому заболеванию. Глупо наказывать самих себя сейчас, если кто-то обидел вас в прошлом. Отпустите от себя прошлое через чувство прощения. Прощение - это прощание. С чувством горечи, обиды, ощущением боли. Прощание с ситуацией в целом. И, напротив, состояние непрощения фактически приводит к началу разрушительной деятельности в нас самих -годами накапливающиеся дурные мысли в конце концов обращаются против их хозяина.

4. Не зацикливайтесь на мыслях о плохом. Думайте и говорите о хорошем в вашей жизни. Поверните ваши мысли в позитивном направлении.

5. Планируйте на каждый день как можно больше дел, которые могли бы доставить вам удовольствие. Отводите время для театра, книг, дней рождения родственников, юбилеев, выставок. Не заставляйте себя веселиться до упаду - просто ходите туда.

6. Помогайте другим людям, и вы почувствуете, что вам становится легче.

7. Независимо от того, как вы себя чувствуете, держите голову высоко и ведите себя так, будто вы благополучный человек. Если вы действительно вооружены волей и стремлением преодолеть свои беды -поверьте, удача не заставит долго себя ждать.

Педагог способен внести коррективы в формирование духовно-нравственного здоровья развивающейся личности: показать вечные «точки выхода из наличного», «точки преодоления» себя вчерашнего, «точки сборки» прошлого опыта и опыта нового, сориентировать на готовность внутреннего роста. Задача педагога - научить личность ценить жизнь, проживать ее творчески, реализовывать свой потенциал максимально, постоянно улучшая себя, а значит и Мир вокруг. И главное: научить личность переживать и проживать жизнь, как Искусство, как неповторимость, Жизнь как «Событие».

Не следует зацикливаться и на своем телесном благополучии: фиксация на организме, на работе внутренних органов, даже на правильном питании (когда оно сегодня доступно не всем) несет повышенную тревожность, ведет к психосоматическим расстройствам. Телоцентризм наносит человеку только ущерб. Зацикленный на телесном благополучии не будет напрягаться ради близких людей, а тем более ради общего дела. Человеку следует вести здоровый образ жизни, больше думая о душевной составляющей: адаптация в среде, рациональное питание, двигательная активность, позитивная психологическая настроенность, психическая саморегуляция. Античный мудрец Сенека как-то сказал следующее: «Презрение к телу - вот истинная свобода человека» и Демокрит в том же контексте: «Человеку более приличествует обращать внимание на душу, чем на тело, ибо совершенство души может заменить немощность тела».

Только нравственно здоровый человек способен на созидательное, альтруистическое отношение к

Миру.

Литература

1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бонда-ревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д.: Учитель, 1999. - 560 с.

2. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности: психологические исследования / Б.С. Братусь. - М.: Знание. - 1985. - 64 с.

3. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности: моногр. / В.В. Игнатова. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2007. - 272 с.

4. Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Красноперова. - Красноярск, 2004. - 152 с.

5. Парошина, Р.А. Духовно-нравственное становление молодого человека как социально-педагогическая проблема / Р.А. Парошина // Будущее молодежи в Сибири: молодежная политика и образование. Исследования, опыт, рекомендации.- Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - Вып. № 1. - С. 312-330.

6. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопр. фил - 1989. -№ 4. - С. 89-95.

7. Тимофеева, С.В. Методологический потенциал этики / С.В. Тимофеева // PARADEIGMA. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2005. - № 16. - С. 96-108.

8. Тимофеева, С.В. Ориентирование студента на духовно-творческие ценности / С.В. Тимофеева, В.В. Игнатова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 132 с.

'--------♦------------

УДК 659 С. Ю. Пискорская, М.В. Савельева

ПРОДВИЖЕНИЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Актуальность темы связана с современными реалиями на рынке образовательных услуг, а именно с их разнообразием, вызывающим необходимость разъяснений по поводу видов, особенностей и качества услуг, оказываемых высшими учебными заведениями.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, выставочная деятельность.

S.Yu. Piskorskaya, M.V. Savelyeva HIGHER EDUCATION INSTITUTION PROGRESS AT THE EDUCATION SERVICE MARKET

The subject urgency is connected with modern realities at the education service market exactly with their variability, causing the necessity to interpret the sorts, peculiarities and quality of the services provided by higher education institutions.

Key words: the education service market, exhibition activity.

Во всем мире выставки, презентации и сопровождающие их мероприятия играют роль двигателя экономики, катализатора технического и коммерческого прогресса [1-2]. Не является исключением и сфера образования.

Участие в выставке - это комплексный инструмент, позволяющий образовательным учреждениям продвигать свои услуги, знакомиться с конкурентами, привлекать партнеров, оценить рынок и т.д. Каждая выставка является своеобразным срезом вполне конкретной рыночной ситуации, она дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков (выпускники школ, лицеев, колледжей), но и участвовать в выходе на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов. Важным моментом здесь выступает то, что выставочная деятельность играет большую роль в формировании «правильного» восприятия образовательного учреждения и оказываемых им услуг.

В качестве структурных элементов выставки выделим:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.