Научная статья на тему 'О необходимости энергосбережения в бюджетной сфере (на примере СибГАУ)'

О необходимости энергосбережения в бюджетной сфере (на примере СибГАУ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котолкян М. А., Латышенко Г. И.

Рассматривается необходимость энергосбережения в бюджетной сфере и применение мер по снижению энергопотребления в СибГАУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости энергосбережения в бюджетной сфере (на примере СибГАУ)»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 338.45

М. А. Котолкян Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

О НЕОБХОДИМОСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

(на примере СибГАУ)

Рассматривается необходимость энергосбережения в бюджетной сфере и применение мер по снижению энергопотребления в СибГАУ.

Общество в целом и каждый человек в отдельности не могут обходиться без потребления энергии. Потребление энергоресурсов в мире непрерывно повышается. Человечество ещё, по крайней мере, 50 лет сможет обеспечить значительную часть своих потребностей в различных видах энергии за счет ископаемых энергоресурсов. И даже страшно представить, что будет потом! Весь мир уже задумывается над проблемой энергосбережения и поиска альтернативных источников энергии.

Современная российская экономика энергорасто-чительна, что ощутимо снижает ее конкурентоспособность. Удельная энергоемкость российской экономики по сравнению с экономиками индустриально развитых стран мира, к сожалению, остается весьма высокой. С учетом паритета покупательной способности данный показатель вдвое превышает аналогичный показатель в США, в 2,3 раза - в целом по мировому сообществу и в 3 раза - в развитых странах Европы и в Японии [1].

Нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны. По оценке, до 2015 г. темпы снижения энергоемкости при отсутствии скоординированной государственной политики по энергоэффективности могут резко замедлиться. Это может привести к еще более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны.

Для того чтобы стабилизировать ситуацию была разработана энергетическая стратегия России на период до 2020 г. Цель энергетической стратегии - максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны [1].

В 2009 г. вступил в силу ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон устанавливает основные принципы регулирования потребления энергии с тем, чтобы повысить его эффективность и, в том числе, стимулировать экономию потребления энергоресурсов. Наиболее важные нормы предусмотренные законом касаются энергосбережения в бюджетной сфере и в ЖКХ [2].

Согласно данным, приведенным в энергетической стратегии России до 2020 г., потенциал энергосбережения в нашей стране оценивается в 360-430 млн т. у. т., что соответствует всей экспортируемой из России нефти и нефтепродуктов. Около трети этого потенциала сосредоточено в топливно-энергетическом

комплексе, столько же в сфере промышленности и строительства, а потенциал бюджетной сферы составляет 4-5 % [1].

Сложна ситуация, связанная с бюджетными организациями. Они теряют около 40 % потребляемых энергоресурсов и абсолютно не заинтересованы в политике энергоэффективности, так как потери компенсируются за счет средств бюджета.

Таким образом, основной задачей государства в области повышения энергоэффективности является снижение бюджетных расходов на финансирование энергетических затрат организаций и учреждений в бюджетной сфере.

СибГАУ является государственным образовательным учреждением, финансируемым за счет федерального бюджета. Все меры, предусмотренные законодательством в области энергосбережения, актуальны для руководства и коллектива университета.

В рамках данного исследования в СибГАУ, был проведен анализ потребления энергоносителей, в результате которого получены следующие данные. В 2009 г. электроэнергии было потреблено около 5 млн кВт • ч, а в 2010 году данный показатель снизился и составил 4,5 млн кВт • ч но, не смотря на экономию, из-за роста тарифов на электроэнергию в стоимостном выражении данный показатель увеличился более чем на 6 %.

Потребление остальных видов энергии в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилось, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В целом расходы университета в 2010 г. увеличились более чем на 21 % по сравнению с предыдущим периодом.

Нами был проведен неофициальный «рейд» по учебным корпусам СибГАУ, в ходе которого были выявлены следующие проблемы: в университете до сих пор не назначены лица, ответственные за энергосбережение; сотрудники университета не отключают освещение в светлое время суток (в аудиториях и кабинетах закрыты жалюзи и работают все осветительные приборы); в корпусе «Н» рекламный щит закрывает оконные проемы, что снижает уровень освещенности в коридорах; не возможно зонированно отключать светильники, так как все они подключены к единому выключателю; отсутствуют индивидуальные тепловые пункты, позволяющие регулировать температуру воздуха в помещениях университета.

Для снижения энергопотребления в СибГАУ возможно использование следующих типовых мер [3]. Оптимизация системы освещения за счет установки нескольких выключателей и деления площади осве-

Секция «Экономика и бизнес»

щения на зоны, что позволит сэкономить от 10 до 15 % осветительной электроэнергии. Для экономии тепловой энергии предлагается автоматизация систем теплоснабжения зданий посредством установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). С учетом того, что данное мероприятие необходимо внедрить не только в учебных корпусах, но и в общежитиях, на спортивных и культурных объектах, во вспомогательных и обслуживающих подразделениях университета, это позволит сэкономить от 20 до 30 % потребления тепловой энергии. Предполагается снизить на 10-20% потребление горячей воды за счет автоматизации регулирования системы горячего водоснабжения, предлагаемыми к установке ИТП. Также предлагается применение экономичной водоразборной арматуры в общежитиях и в душевых во Дворце водного спорта.

Предлагаемые мероприятия СибГАУ обязан будет осуществить путем заключения перфоманс-контрактов с энергосервисной компанией (ЭСКО).

Федеральным законом № 261 установлена обязательная норма снижения энергопотребления бюджетных организаций: 3 % ежегодно (15 % за 5 лет) [2]. При снижении потребления энергоресурсов бюджет-

ные организации поощряются возможностью распоряжаться бюджетными средствами, сэкономленными сверх установленного снижения.

Таким образом, сэкономленную на энергосбережении сумму, СибГАУ может направлять на оплату услуг ЭСКО, а также на повышение заработной платы сотрудников и улучшение материально-технической базы университета.

Библиографические ссылки

1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р).

2. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г.

3. Методические материалы по вопросам энергосбережения (для бюджетных учреждений), Министерство промышленности и энергетики Красноярского края.

© Котолкян М. А., Латышенко Г. И., 2011

УДК 336.14

А. М. Кривошеина Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматриваются причины отставания России от мировых лидеров в области научных исследований и инноваций. Приведены некоторые проблемы, которые препятствуют развитию ракетно-космической отрасли.

В основе эффективной экономики страны, наряду с природными и трудовыми ресурсами, лежит научно-технический потенциал. В течение последнего десятилетия экономика многих стран развивается по инновационному пути, тем самым формируется эффективная система взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом.

Затрудненное развитие инновационной деятельности в России - очевидно. Достаточно большое количество показателей отдаляют Россию от мировых лидеров в области научных исследований и инноваций. Это обусловлено в первую очередь влиянием экономического кризиса на научно-исследовательскую сферу и инновационную деятельность.

Влияние кризиса проявилось, во-первых, в сокращении расходов частного сектора на исследования и разработки. К концу декабря 2009 г. расходы частных компаний на реализацию инновационных проектов сократились почти на 80 % с начала кризиса, бизнес-ангелов - на 50 %, венчурных фондов - на 40 %.

Во-вторых, произошли изменения в кадровой ситуации, характеризующейся резко усилившимся оттоком кадров из науки, причем как исследователей, так и прочих категорий занятых. Нисходящая тенденция численности научных кадров наблюдается с 1992 года по настоящий момент времени. В 2010 г. по сравнению с предыдущим годом число исследователей со-

кратилось на 4,2 %, а общее число сотрудников, занятых исследованиями и разработками - на 5 %. Общий отток за представленный период времени составляет около 58 % от численности 1992 г. На сегодняшний день не удалось прекратить прогресс этой тенденции, не говоря уже о том, чтобы выйти на уровень показателя 1992 г. На наш взгляд, большое значение для развития научных исследований и инноваций имеет и возрастная структура научных кадров. По результатам 2010 г. основная масса исследователей приходится на возрастную категорию от 50 до 59 лет. А самый ценный и продуктивный слой ученых и научно-производственных специалистов в возрасте от 30 до 50 лет составляет не более 17 % [1].

В-третьих, кризис оказал существенное влияние на бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В 2011 г. планируется дальнейшее сокращение расходов - на 7,5 млрд руб. по сравнению с 2010 г. [2].

В результате - на сегодняшний день Россия по научным исследованиям и инновациям отстает от мировых лидеров. Фонд информационных технологий и инноваций опубликовал рейтинг 40 стран и регионов мира по развитию инноваций. В итоговой таблице Россия заняла только 35-е место. Можно еще много говорить о низких показателях, но полезнее будет разобраться с причинами сложившейся ситуации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.