Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОГО ПОДХОДА К СТАТУСУ И МЕРАМ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РФ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОГО ПОДХОДА К СТАТУСУ И МЕРАМ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ГАРАНТИИ / ЛЬГОТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябова Ольга Алексеевна, Рябов Павел Ричардович

Авторы статьи исследуют проблемные аспекты государственной поддержки многодетных семей в России. Отмечается отсутствие единого законодательства, регулирующего институт многодетной семьи, равно как и нормативно закрепленного понятия многодетной семьи. Указывается на многочисленные ограничения региональным законодательством прав многодетных семей на получение льгот и гарантий, связанные с отсутствием единого подхода, унифицирующего возможность получения комплекса поддерживающих мер каждой отдельно взятой многодетной семьей России. Сделанные авторами выводы, ставят своей целью обратить внимание на необходимость введения единого федерального законодательства, способствующего решению рассматриваемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED FOR A UNIFIED APPROACH TO THE STATUS AND MEASURES OF SUPPORT FOR A LARGE FAMILY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors of the article investigate the problematic aspects of state support for large families in Russia. It is noted that there is no unified legislation regulating the institution of a large family, as well as a normatively fixed concept of a large family. It is pointed out that there are numerous restrictions by regional legislation on the rights of large families to receive benefits and guarantees associated with the lack of a unified approach that unifies the possibility of obtaining a set of supportive measures for each individual large family in Russia. The conclusions made by the authors aim to draw attention to the need to introduce a unified federal legislation that contributes to solving the problems under consideration.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОГО ПОДХОДА К СТАТУСУ И МЕРАМ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РФ»

УДК 347.9

DOI 10.23672/SAE.2023.22.69.001

Рябова Ольга Алексеевна

старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России ^^^^2012@yandex.ru

Рябов Павел Ричардович

адвокат,

Адвокатская палата Московской области rich.riabov@yandex.ru

Olga A. Ryabova

Senior Lecturer of the Departments of Private Law Disciplines of the Faculty of Law and Management, Vladimir Law Institute Federal Penitentiary Service of Russia frau.lelya2012@yandex.ru

Pavel R. Ryabov

Lawyer,

Moscow Region Chamber of Advocates rich.riabov@yandex.ru

О необходимости единого подхода к статусу и мерам поддержки многодетной семьи в рф

On the need for a unified

approach to the status and measures of support for a large family in the russian federation

Аннотация. Авторы статьи исследуют проблемные аспекты государственной поддержки многодетных семей в России. Отмечается отсутствие единого законодательства, регулирующего институт многодетной семьи, равно как и нормативно закрепленного понятия многодетной семьи. Указывается на многочисленные ограничения региональным законодательством прав многодетных семей на получение льгот и гарантий, связанные с отсутствием единого подхода, унифицирующего возможность получения комплекса поддерживающих мер каждой отдельно взятой многодетной семьей России. Сделанные авторами выводы, ставят своей целью обратить внимание на необходимость введения единого федерального законодательства, способствующего решению рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: многодетная семья, меры государственной поддержки, гарантии, льготы, законодательство.

Annotation. The authors of the article investigate the problematic aspects of state support for large families in Russia. It is noted that there is no unified legislation regulating the institution of a large family, as well as a normatively fixed concept of a large family. It is pointed out that there are numerous restrictions by regional legislation on the rights of large families to receive benefits and guarantees associated with the lack of a unified approach that unifies the possibility of obtaining a set of supportive measures for each individual large family in Russia. The conclusions made by the authors aim to draw attention to the need to introduce a unified federal legislation that contributes to solving the problems under consideration.

Keywords: large family, measures of state support, guarantees, benefits, legislation.

Необходимость демографического роста и актуальность проблемы малодетности в современном обществе ставят перед государством необходимость сохранения народа, увеличение продолжительности жизни и обеспечение устойчивого естественного прироста численности населения Российской Федерации. Повышение рождаемости является одной из приоритетных государственных задач.

Достижение указанной цели становится вопросом будущего страны, поскольку невозможно переоценить необходимость всемерной поддержки института семьи с целью сохранения преемственности поколений, укрепления семейных ценностей, продолжения рода.

Многодетная семья, и это не вызывает сомнения, один из мощнейших ресурсов, призванных обеспечить улучшение демографической ситуации в стране. Централизованная помощь государства, направленная на поддержку, повышение уровня жизни и возможностей семьи, должна касаться в равной степени всех многодетных семей без исключения.

Однако следует отметить, что система поддержки многодетных семей на современном этапе в России является недостаточно эффективной. Основным нормативным актом на федеральном уровне, который регулирует оказание мер помощи многодетным семьям, является Указ Президента от № 431 от 05 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержки многодетных семей».

Остальное законодательство, регулирующее правовой статус многодетной семьи и определяющее меры поддержки указанным семьям, является региональным. Данное обстоятельство, учитывая особенности различных регионов России, в том числе, финансовые и социальные, является опасным фактором, который, в конечном итоге, приводит к нарушению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина [1].

Нарушение прав начинается уже на этапе признания семьи многодетной. Известным является факт, что регионы имеют разные подходы к определению многодетной семьи. В частности, количество детей и их предельный возраст для признания семьи многодетной в ряде регионов отличается. Считаем справедливым и конструктивным предложение С.Г. Долгова о закреплении в Семейном кодексе РФ (далее СК РФ) легального определения многодетной семьи [5] с той лишь оговоркой, что определение наряду с определением понятия семья (на настоящий момент указанный нормативный акт не содержит официального определения понятия семьи) должно содержаться в ст. 1 СК РФ. Появление такой дефиниции станет ключевой по отношению к положительному изменению подхода к системе поддержки многодетных семей в России.

Также, большую озабоченность вызывает то обстоятельство, что назначение мер поддержки многодетным семьям, выражающихся в предоставлении льгот и социальных выплат, отдано в исключительное ведение региональных властей. Указания федеральной власти носят рекомендательный порядок. Данный факт порождает множество нарушений в отношении многодетных семей, связанных с получением последними мер поддержки.

Одной из основных проблем является обусловленность получения льгот и выплат многодетными семьями фактором малообеспеченности. Если же многодетная семья не относится к категории малообеспеченных, то право на получение большинства мер поддержки у нее не возникает.

Так, в соответствие с п. 1 ст. 10 Закона Владимирской области от 02 сентября 2002 г. № 92-ОЗ, правом на государственную поддержку пользуются все многодетные семьи, однако, уже пунктом 2 названной статьи право многодетных семей на большинство мер поддержки ограничивается и обуславливается наличием у них статуса малоимущих (когда среднедушевой доход в семье на каждого ее члена не превышает установленного в регионе прожиточного минимума на душу населения), причем, необходимо отметить, что в разных регионах расчет среднедушевого дохода для получения льгот и гарантий разный, например, во Владимирской области одинарная величина, а в Архангельской области полуторная [3; 4].

Усматривается явное неравенство возможностей многодетных семей в разных регионах на получение мер поддержки. А такая мера, как предоставление многодетным семьям земельных участков во Владимирской области в собственность для

индивидуального жилищного строительства, зависит от того, является ли семья нуждающейся в улучшении жилищных условий, от количества детей в семье (даже при наличии у семьи статуса многодетной), от регистрации родителей в разных регионах и т.д. Похожие ограничения действуют практически в отношении всех мер поддержки многодетных семей.

Таким образом, отмечается отсутствие мер поддержки многодетным семьям только по признаку наличия статуса многодетной семьи, хотя подавляющее большинство многодетных семей России остро нуждаются в такой поддержке. Материальное обеспечение семей часто находится на грани, и лишь незначительная разница в доходах лишает их получения дополнительно статуса малоимущих и мер поддержки соответственно.

Подобная ситуация прослеживается и в большинстве других регионов России. Доступность мер поддержки многодетным семьям с минимальными ограничениями выявляется только в тех регионах, которые отличаются признаком финансовой устойчивости,

Также, в дополнение следует отметить, что при такой ограниченной поддержке многодетных семей в регионах, чиновники умудряются нарушить права указанных семей, позволяя себе трактовать имеющееся законодательство таким образом, чтобы отказать в предоставлении помощи. Складывающаяся ситуация является вопиющей и ставит необходимость изменения на федеральном законодательном уровне подхода к поддержке многодетных семей и требований к администрациям на местах.

Так, Анна Кузнецова (в 2021 году уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, ныне депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ) отметила, что необходимо ввести единое определение многодетной семьи, единый закон и единый формат поддержки многодетной семьи в России [7].

В России должна быть выстроена полноценная эффективная система поддержки многодетных семей как особенного института, основой которой должен стать Федеральный закон о многодетных семьях в РФ, который будет содержать унифицированное понятие «многодетная семья» и определение статуса таковой, безусловные и неограниченные какими-либо факторами, в том числе, экономическими и социальными, меры поддержки в виде предоставляемых льгот и социальных выплат семьям по принципу, «если семья имеет статус многодетной - государственная поддержка должна быть оказана в полном объеме».

Таким образом, будет ограничено влияние регионального признака на предоставление мер поддержки многодетным семьям и сделает помощь не формальной, а стабильной, справедливой и прозрачной.

Все многодетные семьи, для государства должны быть равны, с точки зрения оказываемых мер

поддержки, вне зависимости от индивидуальных социально-экономических факторов. Это должно стать отправной точкой будущего Федерального закона. Региональное же законодательство должно быть направлено на исполнение федерального и может дополнять последнее лишь с точки зрения улучшения положения многодетных семей, в случае наличия у конкретного региона дополнительных возможностей.

Важным аспектом такого законодательства должно стать установление взаимовыгодных отношений между многодетной семьей и государством. Семьи, взявшие на себя ответственность по воспитанию трех и более детей, дали возможность государству изменить демографическую

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: принята всеобщим голосованием 12.12 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе голосования 01.07.2020 // Гарант: справочная правовая система. URL : https://base.garant.ru/10103000 (дата обращения 28.03.2023).

2. Указ Президента РФ от 05 мая 1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» // Российская газета. 1992. № 11.

3. Закон Владимирской области от 02 сентября 2002 г. № 92-ОЗ «О мерах государственной поддержки многодетных семей во Владимирской области» // Гарант: справочная правовая система. URL : https://base.garant.ru/19318748/ (дата обращения 23.03.2023).

4. Закон Архангельской области от 05.12.2016 № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» // Гарант: справочная правовая система. URL : https://base.garant.ru/25143349 (дата обращения 23.03.2023).

5. Долгов С.Г. Многодетная семья: проблема понятия и правовые последствия / С.Г. Долгов // Юрист. 2020. № 9. С. 19.

6. Брылякова Е.С. Нормативное понимание категории «многодетная семья» и проблемы реализации гарантий / Е.С. Брылякова // Социальное и пенсионное право. 2022. № 4.

7. Выступление уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ А. Кузнецовой на XX съезде партии «Единая Россия». URL : https:// er.ru/activity/news/detskij-ombudsmen-predlozhila-vvesti-v-rossii-edinoe-opredelenie-mnogodetnoj-semi (дата обращения 02.04.2023).

проблему, а государство, в свою очередь, должно оказать эффективную помощь в обеспечении нормального развития и поддержки детям из многодетных семей. В условиях современных вызовов, связанных с нестабильной геополитической и экономической ситуацией, решение вопроса о долгосрочной правовой основе стабильности многодетной семьи является актуальной.

В 2017 году Президент РФ В.В. Путин своим Указом от 29 мая 2017 года № 240 объявил десятилетие детства. Полагаем, что создание правовой основы регулирования правового статуса и поддержки многодетных семей в виде Федерального закона в России стало бы прекрасным завершением объявленного периода.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by universal suffrage on 12.12 1993 with amendments approved during the voting on 01.07.2020 // Garant: reference legal system. URL : https://base.garant.ru/10103000 (date of the application 28.03.2023).

2. Decree of the President of the Russian Federation № 431 of May 05, 1992 «On measures of social support for large families» // Rossiyskaya Gazeta. 1992. № 11.

3. The Law of the Vladimir region of September 02, 2002 № 92-OZ «On measures of state support for large families in the Vladimir region» // Garant: reference legal system. URL : https://base.garant.ru/ 19318748 (date of the application 23.03.2023).

4. The Law of the Arkhangelsk region of 05.12.2016 № 496-30-OZ «On social support for families raising children in the Arkhangelsk region» // Garant: reference legal system. URL : https://base.garant.ru/ 25143349 (date of the application 23.03.2023).

5. DolgovS.G. Large family: the problem of the concept and legal consequences / S.G. Dolgov // Lawyer. 2020. № 9. P. 19.

6. Brylyakova E.S. Normative understanding of the category «large family» and the problems of the implementation of guarantees / E.S. Brylyakova // Social and pension law. 2022. № 4.

7. Speech of the Commissioner for Children's Rights under the President of the Russian Federation A. Kuznetsova at the XX Congress of the United Russia Party. URL : https://er.ru/activity/news/detskij-om-budsmen-predlozhila-vvesti-v-rossii-edinoe-opre-delenie-mnogodetnoj-semi (date of the application 02.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.