УДК 340
Матвеева Тамара Павловна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний uvpavlovskaya@mail.ru
Павловская Юлия Владимировна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний uvpavlovskaya@mail.ru
Кузнецова Наталья Александровна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний uvpavlovskaya@mail.ru
Tamara P. Matveeva
Senior Teacher of Department of Private-law disciplines, Vladimir Legal Institute Federal Penitentiary Service uvpavlovskaya@mail.ru
Yulia V. Pavlovskaya
Senior Teacher of Department of Private-law disciplines, Vladimir Legal Institute Federal Penitentiary Service uvpavlovskaya@mail.ru
Natalya A. Kuznetsova
Senior Teacher of Department of Private-law disciplines, Vladimir Legal Institute Federal Penitentiary Service uvpavlovskaya@mail.ru
Многодетная семья
и государство: проблемы и их решения
Large family
and the state:
problems and their solutions
Аннотация. В данной статье авторы, анализируя социальную политику государства, пришли к выводу, что для повышения демографического уровня государства разработаны меры стимулирования рождаемости и помощи многодетным семьям. Определенные льготы, пособия, субсидии являются стимулом для рождения 3-его и последующих детей. Система, предусмотренных социальных поддержек как на федеральном, так и на региональном уровне все равно не достаточно решает некоторые проблемы многодетной семьи. Не полностью решены проблемы с предоставлением жилья многодетным семьям. Четкая система социальной поддержки при этом не прослеживается. На примере отдельных регионов авторы обозначили проблемы, которые возникают именно на региональном уровне.
Ключевые слова: материнство и детство, социальная поддержка многодетной семьи, обеспечение жильем, материнский капитал, мало-обеспеченность, нормативно-правовая база.
Annotation. In this article, the authors, analyzing the social policy of the state, came to the conclusion that to increase the level of population of the state developed measures to stimulate the birth rate and assistance to families with children. Certain benefits, allowances, subsidies are an incentive for the birth of the 3rd and subsequent children. The system of social support provided both at the Federal and regional levels still does not sufficiently solve some problems of a large family. The problems of housing for large families have not been fully resolved. There is no clear system of social support. On the example of individual regions, the authors identified the problems that arise at the regional level.
Keywords: motherhood and childhood, social support for a large family, housing, maternity capital, poverty, regulatory framework.
Практически все страны мира проводят социальную политику, направленную на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
В 90-х годах прошлого века Россия оказалась в сложной демографической ситуации, системный
кризис привел к снижению рождаемости, низкому уровню жизни, увеличению смертности, и, следовательно, убыли населения.
В 2000-х годах увеличение рождаемости стало приоритетом социальной политики государства. Многодетная семья - реальный инструмент вы-
хода страны из демографической ямы. Поэтому, в настоящее время многодетность становится общественной ценностью.
Президент России Владимир Путин 29 мая 2017 года своим Указом объявил 2018-2027 годы Десятилетием детства [8]. По поручению Президента Правительство РФ разработало план мероприятий, направленных на поддержку рождаемости, улучшения качества жизни семей имеющих детей, многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также обеспечения их достойного уровня жизни, доступа к спорту, образованию, улучшению жилищных условий и многое другое.
Многодетная семья как особый социальный институт является наиболее уязвимой категорией населения. Часто такие семьи имеет существенные ограничения в доступе к жизненно важным благам, высокий уровень бедности, проблемы обеспечения жильем, качественной медицинской помощью , получения образования детьми .
В современных условиях кризисной экономики самостоятельно выйти из сложных жизненных ситуаций многодетная семья часто не может, поэтому помощь и поддержка со стороны государства очень важна.
Следует отметить, что жилищная проблема была и остается одной из острых проблем среди многодетных семей, которая на сегодняшний период так и не решена в стране в полном объеме.
Льгота государства многодетным семьям в плане получения жилья была определена законопроектом от 17 ноября 1999 года № 138-ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей» [2], но данный законопроект так и не был одобрен Президентом, хотя несколько раз обсуждался. Обоснованием о его отмене считалось, что все предлагаемые льготы уже содержаться в Указе Президента № 431 и законопроект не содержит ничего нового. И все же федеральный закон № 138-ФЗ был принят в 2011 году, но он лишь вносил отдельные дополнения в ранее принятые нормативные акты в вопросах получения земельных участков без торгов и передачи их в пользование субъектов РФ.
По нашему мнению, в Указе Президента № 431 кроме прочих льгот, предоставляемых многодетным семьям, содержались лишь нормы о содействии предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья, а также выделение земли для фермерства и предпринимательской деятельности. Но в данном акте не содержалось норм о выделении жилых помещений многодетным семьям. Нормы о закреплении земельных участков и содействия на них строительства содержал федеральный закон № 161-ФЗ от 24.07.2008 года [4]. Принятый же в 2011 году Федеральный закон № 138-ФЗ [5] определял общие принципы закрепления права на предоставление жилья, а установление льгот закрепля-
лось региональными нормативными актами. Законопроект о государственной поддержке многодетным семьям ранее содержал нормы о предоставлении жилья, но он так и остался законопроектом. Хотя в РФ и сформирована для поддержки многодетных семей достаточно большая нормативная база на федеральном и местном уровнях в виде законопроектов, федеральных программ и подпрограмм, но четкого понятия многодетности так и нет. Кроме всего нормативная правовая база о поддержке многодетным семьям трудна для понимания. Так, в зависимости от демографической ситуации каждый регион сам принимает решение о критериях определения понятия многодетности той или иной семьи и какие льготы ей положены. Так, например, для того, чтобы иметь право на получения жилья многодетная семья должна:
1. Нуждаться в улучшении жилищных условий, т.е. не иметь собственной жилой площади (недвижимости) или наличие недостаточных квадратных метров на каждого члена семьи;
2. Быть признана малоимущей, т.е. доход за один месяц, на каждого члена семьи, должен быть ниже размера прожиточного минимума в регионе проживания;
3. В течение 5 лет семьей не были ухудшены условия проживания;
4. Все члены семьи должны иметь постоянную прописку в данной местности;
5. Члены семьи должны иметь российское гражданство.
Следует заметить, что если семья имеет непригодные жилищные условия, которые не соответствуют правилам, установленным на одного члена семьи, то при наличии справки о ветхости или непригодности жилого помещения к проживанию, многодетная семья может претендовать на получение жилья по социальному найму или иного жилого помещения. В этом случае жилье семье должно быть предоставлено вне очереди. В других случаях, согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ [1, ст. 52] многодетная семья должна встать на учет для получения жилья или на учет для получения субсидии. Субсидия, предоставляемая государством на приобретение жилья, определяется в размере 30-50 % стоимости жилья, остальную сумму многодетная семья выплачивает самостоятельно. При оплате жилья многодетная семья может использовать не только накопленные денежные средства, и также использовать материнский капитал или оформить кредит. Таким образом, льготная ипотека может быть предоставлена многодетной семье как на федеральном, так и региональном уровне. С 2018 г. многодетные семьи могут участвовать в льготном ипотечном кредитовании по ставке в 6 %. Но, если семья участвует в программе субсидирования жилья, то она автоматически снимается с очереди на получение социальной квартиры; и еще, чтобы иметь эти права, необходимо: рождение 3-го или последующего ребенка после 1.01.2018 г., но до 31.12.2022 г.,
приобретение жилья на первичном рынке недвижимости, первичный взнос за счет собственных средств должен составлять не менее 20 % (включая МСК).
Льготный период при рождении 3-го и последующего ребенка определяется в 5 лет. После этого ставка возрастет, но будет рассчитываться по особой формуле: действовавшая в момент оформления кредита ставка ЦБ плюс 2 %. Если у семьи на этот момент есть ипотечный кредит, а в этот период у них рождается еще один ребенок, то родители могут оформить льготное рефинансирование данного займа.
Так, например, в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был разработан законопроект «О внесении изменений в ст. 57 Жилищного кодекса РФ» [1, ст. 57], который определял необходимость законодательного решения вопроса о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма многодетным семьям, согласно указания Президента РФ от 17 июля 2012 года № Пр-1809, а также во исполнение п. 1 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 года № 1119-р., но законопроект так и не был принят.
В настоящее время, действующий Жилищный кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями в 2017 году [1] каких-либо отдельных льгот для многодетных семей по предоставлению жилья вне очереди не предусматривает, но в некоторых регионах РФ многодетным семьям правительство предоставляет определенные условия для получения жилья.
Так, в соответствии с постановлением Правительства г.Москвы от № 248 [9] семье, воспитывающей 5 и более детей предоставляется жилье в малоэтажном секторе. Срок социального найма такого жилья длится до исполнения младшему ребенку 16-ти лет (18-ти для учащихся).
Или, например, Постановлением администрации области от 26.02.2017 № 164 было утверждено распределение субсидий, передаваемых бюджетам муниципальных образований на мероприятия по обеспечению жильем многодетных семей Владимирской области. Но, несмотря на действующие нормативные правовые акты в отдельных регионах, обстановка в плане строительства, получения жилья остается напряженной, что также влияет на демографическую ситуацию в регионе и в целом в стране. Так, Рязанский регион - это регион, где показатели рождаемости очень низкие. В силу этих и других причин правительство региона разрабатывает и принимает различные социальные привилегии для отдельных категорий граждан, в том числе и для многодетных семей. Такие как, Закон Рязанской области от 21.12.2016 № 91 - ОЗ «О мерах социальной поддержки населения Рязанской области», постановление Правительства Рязанской области от 29 мая 2007 года № 139 (с изменениями на: 19.12.2017) «Об утверждении порядка
предоставления мер социальной поддержки многодетных семей» и др. Несмотря на это, последние изменения законодательства предусматривают, что пособия многодетным семьям в 2019 году в пределах Рязанской области будут предоставляться только при подтверждении статуса малоимущих. Программы и подпрограммы приняты и в других регионах, но проблемы с жильем все еще существуют.
Таким образом, законодательно предусмотрены такие варианты помощи для многодетной семьи, как: жилищная субсидия на строительство дома, бесплатное социальное жилье по договору найма, социальные выплаты за счет областного и местного бюджетов; покупка древесины для собственных нужд до 200 куб. метров, предоставление государственной квартиры в собственность. Но, квартиры, предоставляемые семье в наем или собственность, должны иметь все необходимые коммуникации: свет, канализацию, отопление, что очень часто не выполняется местной властью некоторых регионов. Условия жилых помещений часто не соответствуют нормативам, не говоря уже об отоплении или газификации. Следует заметить, что в условиях дефицита бюджета всех уровней федеральные нормы и гарантии государственной поддержки семей с детьми на практике реализуются не полностью.
Но есть и положительные моменты. Так субсидии, полученные от государства, семья может перевести в счет погашения долга или процентов за жилье, купленное на собственные средства. Также, многодетная семья может рассчитывать (решение принимается местной администрацией) о дотации или беспроцентной ссуде на строительство дома и покупку стройматериалов или предоставлении льготного кредита, но следует заметить, что в государстве практически не строят квартиры специально для многодетных семей, отсюда, очереди на жилье очень большие.
Таким образом, как было рассмотрено выше, социальная политика государства направлена на оказание мер социальной помощи и поддержки многодетным семьям, а также для повышения демографического уровня государства. Государством разрабатываются определенные льготные программы как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые для семей определяют различные послабления. Государство, конечно же, предпринимает определенные меры для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей, но нет четкой системы социальной поддержки. Только учитывая всю специфику данной категории семьи, можно более эффективно распределить нужную помощь для поддержания стабильного положения в обществе многодетных семей, а также решить демографическую проблему в нашей стране. Всем семьям должны быть гарантированы выплаты независимо от предельного размера уровня доходов семьи, поэтому очень важно осмыслить положение многодетных семей в наше время, а также в решении улучшения их положения. Политика государства системы социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей должна быть
выстроена таким образом, чтобы она способствовала социальной защищенности этих групп граждан, стимулировала их экономическую активность, занятость, обеспечивала материаль-
Литература:
1. Жилищный Кодекс РФ (ФЗ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1(1 ч.). Ст. 14.
2. Федеральный закон от 17 ноября 1999 года № 138-Фз «О государственной поддержке многодетных семей» (не был одобрен).
3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ [ред. от 07.03.2018] «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. № 1(1 ч.). Ст. 19
4. Федеральный закон от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развития жилищного строительства» www.consultant.ru (дата сохранения 02.08. 2018)
5. Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.06.2011. № 25. Ст. 3531.
6. Федеральный закон от 23.05.2015 № 131-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей // Собрание законодательства РФ. 25.05.2015. № 21. Ст. 2983
7. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС. 14.05.1992. № 19. Ст. 1044.
8. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. 05.06.2017. № 23. Ст. 3309.
9. Постановление Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. № 248-ПП «О первоочередных мерах по обеспечению многодетных семей, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в малоэтажном жилищном фонде города Москвы». URL : http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=163898#046 0480181686475/
10. Закон Владимирской области от 2 октября 2007 г. № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» // Система ГАРАНТ. URL : http://base.garant.ru/19380573/ #ixzz5d9RTQemo
ное благополучие и стабильность. Поэтому можно утверждать, что необходимость в принятии федерального закона о многодетных семьях актуальна и на сегодняшний день.
Literature:
1. Housing Code of the Russian Federation (FZ of 29.12.2004 № 188-FZ (ed. of 28.12.2016) (ed. and EXT., joined. effective from 01.01.2017) // collected legislation of the Russian Federation. 03.01.2005. № 1(1 p.). Art. 14.
2. Federal law № 138-FZ of 17 November 1999 «On state support for large families» (was not approved).
3. Federal law of 29.12.2006 № 256-FZ [ed. from 07.03.2018] «On additional measures of state support for families with children» // Assembly of legislation of the Russian Federation. 01.01.2007. № 1(1 p.). Art. 19
4. Federal law of 24.07.2008 № 161-FZ «On promotion of housing construction». URL : www. consultant.ru ahhh! (date saved: 02.08.2018).
5. Federal law of June 14, 2011 № 138-FZ «On amendments to article 16 of the Federal law on promotion of housing construction» and the Land code of the Russian Federation // Assembly of legislation of the Russian Federation. 20.06.2011. № 25. Art. 3531.
6. Federal law of 23.05.2015 № 131-FZ «On amendments to articles 7 and 10 of the Federal law on additional measures of state support for families with children // Assembly of legislation of the Russian Federation. 25.05.2015. № 21. Art. 2983
7. Presidential decree of may 5, 1992 № 431 «On measures on social support of large families» // Vedomosti SND and sun. 14.05.1992. № 19. Art. 1044.
8. Decree of the President of the Russian Federation dated 29.05.2017 № 240 «On the Declaration of the decade of childhood In the Russian Federation» // Collection of Russian legislation. 05.06.2017. № 23. Art. 3309.
9. Resolution Of the government of Moscow of April 1, 2008 № 248-PP «On priority measures to ensure large families, consisting of housing, residential premises in the low-rise housing stock of the city of Moscow». URL : http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=163898 #0460480181686475/
10. The law of the Vladimir region of October 2, 2007 № 120-OZ «on social support and social services for certain categories of citizens in the Vladimir region» // System GUARANTOR. URL : http://base.garant.rU/19380573/#ixzz5d9RTQemo