УДК 340
Матвеева Тамара Павловна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]
Павловская Юлия Владимировна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]
Кузнецова Наталья Александровна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]
Tamara P. Matveeva
Senior Lecturer, Vladimir Law Institute of Federal Service of Execution of Punishments [email protected]
Yuliya V. Pavlosvkaya
Senior Lecturer, Vladimir Law Institute of Federal Service of Execution of Punishments [email protected]
Natalya A. Kuznetsova
Senior Lecturer, Vladimir Law Institute of Federal Service of Execution of Punishments [email protected]
Актуальные вопросы
социальной поддержки многодетных семей
Topical issues
of social support for large families
Аннотация. Многодетная семья - это особая ячейка общества, которая относится к наиболее уязвимой категории населения. Часто такие семьи имеет существенные ограничения в доступе к жизненно важным благам, высокий уровень бедности, проблемы обеспечения жильем, качественной медицинской помощью, получения образования детьми. В данной статье авторы затронули вопросы, касающиеся льгот, предоставляемых многодетным семьям. Ими были проанализированы льготы по предоставлению земельных наделов, материнского капитала в разных регионах. Выявленные проблемы и неоднозначность их решения в различных регионах указывают на необходимость дальнейшего изучения и проработки уже принятых и принимаемых законодательных актов. В любом случае льготы должны улучшать жизнь многодетной семье, не создавая дополнительных забот.
Ключевые слова: многодетная семья, социальная поддержка многодетной семьи, материнский капитал, земельный участок, сертификат.
Annotation. A large family is a special unit of society that belongs to the most vulnerable category of the population. Often, such families have significant restrictions in access to vital benefits, high levels of poverty, problems of housing, quality health care, education for children. In this article, the authors raised issues related to the benefits provided to large families. They analyzed the benefits for the provision of land plots, maternity capital in different regions. The identified problems and the ambiguity of their solution in different regions indicate the need for further study and elaboration of already adopted and adopted legislation. In any case, benefits should improve the life of a large family without creating additional worries.
Keywords: large family, social support for a large family, maternity capital, land, certificate.
Наша страна как социальное государство должно в любой период развития большое внимание уделять материнству и детству. Ведь
дети - это будущее любой страны, а воспитание подрастающего поколения ложиться на плечи родителей. Несмотря на то, что государство
предпринимает определенные меры в области поддержки и стабильности многодетных семей, но не всегда прослеживается последовательность и четкость принимаемых законодательных актов. Сегодня в условиях демографического кризиса очень остро встает вопрос о значимости принимаемых и вводимых решений.
К сожалению, в законодательстве РФ нет точного определения понятия «многодетна семья». Указ Президента «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» [5] передает это решать регионам РФ с учетом национальных и культурных особенностей, а также демографического состояния региона.
Большинство субъектов РФ считают семью многодетной, если в ней воспитывается три и более ребенка в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на определенной территории. В некоторых регионах, таких, как республика Тыва, показатель многодетности до 2012 года был увеличен до 4 детей. Но с 2018 в республике Тыва, а также в Мордовии, Марий Эл статус многодетной семьи получают, как и во многих субъектах, при наличии в семье от трех малышей. Также существуют субъекты Федерации, которые определяют максимальный возраст ребенка до 16 лет, а 18 лет при условии получения основного общего образования. В законодательстве о многодетной семье нет четкого пояснения, до какого возраста детей семья может считаться многодетной, но при установлении статуса многодетной семьи учитываются все несовершеннолетние дети, проживающие совместно, даже если они родились в период предыдущего брака и остались с одним родителем. Так, например, в некоторых регионах многодетной считается семья, если старший ребенок учиться на дневном отделении ВУЗа и не достиг 23 лет, в Орловской области, например, к многодетной относится семья даже в том случае, когда сыну исполнилось 18 лет, и он проходит службу в армии. Но следует отметить, что не учитываются при определении статуса многодетных умершие дети, дети, находящиеся на полном государственном обеспечении и помощь государство предоставляет только родителям, у которых дети не достигли совершеннолетия. Это показывает, что требования к получению такого статуса устанавливаются индивидуально в каждом регионе страны. Отсюда возникает необходимость разработки единого документа, который подтверждал бы статус многодетной семьи.
Правовое регулирование статуса многодетных семей осуществляется как на федеральном уровне, так и на региональном, принятием отдельных социальных программ самими субъектами РФ.
Государство дало возможность матери посредством материнского капитала улучшить положение семьи, что повлияло на рождение второго или последующих детей, тем самым увеличив рождаемость в РФ и число многодетных семей.
Кроме того, ряд регионов гарантирует дополнительные выплаты за рождение 3 и последующе-
го ребенка, например, во Владимирской области эта выплата составит в 2019 году 57882 рублей. Но более высокая дополнительная выплата за третьего ребенка в 100000 рублей предусмотрена в Новосибирской области .
Одной из острых тем для многодетных семей в области предоставления льгот является сфера земельных отношений - предоставление государством земельных участков без очереди для хозяйственных нужд (сад, огород) или под строительство частного дома. Льгота о выделении земельного участка для многодетных семей была закреплена в 2011 году [2]. Но 1 марта 2015 года данная поправка в Земельный кодекс утратила силу [3]. Права на выделение земельных участков были возложены на региональные власти, и это позволило муниципалитету сузить круг желающих получить земельный надел. Претендентами стали лишь нуждающиеся многодетные семьи.
Для получения земельного участка, например, во Владимирской области, необходимо наличие в семье троих и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет, проживание и прописка всех членов семьи на территории региона не менее чем пяти лет, наличие официального брака между родителями, у семьи нет в наличии другой земля.
В других регионах - иные требования. Например, в Псковской области срок проживания в регионе для получения земельного участка всего один год, в Тюмени, Твери, Ростове-на-Дону -пять лет, Хабаровском крае и Челябинске - три, а вот жителям Санкт-Петербурга и Москвы и все десять. Есть и другие ограничения, установленные региональными законами. Так, для многодетной семьи, проживающей в Московской области, при получении земельного участка должны соблюдаться еще такие требования как: недолжно быть сделок по отчуждению или разделу земельных участков площадью более 0,06 га с момента вступления в силу Закона Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ. Еще одно из наиболее частых требований для получения земельного участка - многодетная семья должна стоять на учете как малоимущая, и как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то есть, на каждого члена семьи должно приходиться менее 12 кв. метров.
Это показывает, что региональным законодательством устанавливаются разные условия, на основании которых предоставляется земля многодетным семьям, так как федеральное законодательство не содержит конкретно какие категории должны подходить под эту льготу. Но следует отметить, что земля, на которую могут претендовать многодетные семьи выдается из государственного (муниципального) фонда, и данная процедура осуществляется без проведения торгов. Земельный участок многодетная семья может использовать для постройки дома, дачи или занятия фермерством, если нет свободных участков госфонда, то может быть рассмотрен вопрос о соответствующей компенсации. Но получение компенсации вместо земельного участка
установлено не во всех регионах. Так, к примеру, в Москве не допускается получение денег, а вот в Санкт-Петербурге - возможно.
Таким образом, требования для получения земли определяются соответствующим регионом. Кроме всего, учитывается количество детей в данной семье, и дата их рождения. При этом местные власти решают, где и какого размера будет земельный участок, на каких условиях он может передаваться семье. Обычно размер земельного участка варьируется в пределах 6-15 соток. По общему правилу многодетной семье предоставляется право на обеспечение земельным участком площадью, не превышающей 15 соток, то есть, установлен максимальный размер земельного участка, а вот минимальный размер может быть определен региональной властью. Но в любом случае земельный участок не может быть меньше 6 соток, в некоторых регионах 8-10 соток, но законодательство этого не определяет. Преимущество только в том, что земельный участок предоставляется многодетной семье бесплатно и, может быть, потом оформлен в собственность. Как правило, земля в большинстве субъектов выделяется вне черты города. После подачи заявления и принятия решения о постановке на учет право собственности на землю может быть получено многодетной семьей в течение года, в некоторых случаях может пройти больше времени. Но вот когда подойдет эта очередь, зависит от региона и от многих других причин. Так, в густонаселённых регионах очередь на получение земельного участка может подойти через несколько лет. И не учтено, что семья не виновата в том, что время шло, старший ребенок уже достиг совершеннолетия, а очередь не подошла, и льгота на получение земли отменена. В другом случае может быть предоставлен земельный участок в таком удалении от населенных пунктов, что для его обработки необходимы средства передвижения, да и в некоторых случаях нет никаких коммуникаций: света, воды и т.д. Кроме всего, чтобы построить дом должны быть средства, а у многих многодетных (малоимущих) семей их нет. В итоге, отдельные семьи просто отказываются от наделов, другие - принимают решение о продажи земельного участка, если это разрешено местной администрацией, но в данном случае продажа земли может быть только когда земля оформлена в собственность. Поэтому вопросы о выделении земельного участка должны быть проработаны до его получения.
Достаточно сложно решается вопрос о выделении земельного участка в крупных регионах, особенно городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), в виду отсутствия свободной земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности. А вот вопрос
Литература:
1. Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147.
о возможности получения вместо неполученного земельного участка денежной компенсации может быть решен только при соблюдении нескольких условий:
- наличия в том регионе, где выделена земля в семье три и более несовершеннолетних детей, брак родителей, воспитывающих детей официально зарегистрирован;
- у семьи нет земли в собственности. Но и это возможно не везде. Право на принятие решения о возможности вместо участка получение сертификата отдается региональной власти. И это хорошая льгота для многодетной семьи, поскольку сертификат может быть использован в качестве платежа по ипотеке или для покупки жилья. При отказе от земельного участка и оформлении компенсации семье требуется подготовить определенный пакет документов. Размер выплаты зависит от нескольких факторов:
- в соответствии с законодательством РФ количество квадратных метров, которые требуются на каждого члена семьи;
- состав многодетной семьи;
- средняя стоимость каждого квадратного метра в регионе.
Но и здесь есть свои подводные камни, так как четкости разъяснений в федеральных законах нет. И главное - родители должны подтвердить, что деньги будут использованы непосредственно на улучшение жилищных условий, то есть, полученные компенсационные выплаты имеют целевое назначение. И это еще не все. Владение земельным участком автоматически лишает многодетную семью очередности на улучшение жилищных условий. Снова возникает вопрос об изменении федерального законодательства.
Таким образом, государством разрабатываются определенные льготные программы как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые для семей определяют различные послабления. Многодетные семьи могут получить земельный участок от государства навсегда и безвозмездно, но такая льгота предусмотрена не для всех многодетных, а лишь для тех, кто подпадают под определенные условия, установленные законом. Государство старается стабилизировать многодетные семьи, но нет четкой системы социальной поддержки, а ведь многодетная семья - это важнейший социальный институт. Отсюда возникает необходимость официального закрепления статуса многодетной семьи на федеральном уровне, а также передача государственной поддержки многодетной семьи с регионального уровня на федеральный.
Literature:
1. Land code of the Russian Federation of October 25, 2001 № 136-FZ // Assembly of legislation of the Russian Federation of October 29, 2001 № 44 article 4147.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ [ред. от 07.03.2018] «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. № 1 (Ч. I), ст. 19.
3. Федеральный закон РФ от 14 июля 2011 г. № 138 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)» // Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 25, ст. 3531.
4. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 26 (Ч. I), ст. 3377.
5. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Российские вести», № 11, май 1992 г.
6. Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 № 710-136 «О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства и дополнительной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей». Ш1_ : //http://juresovet.ru/zemelnyj-uchastok-dlya-mnogodetnyx-semej/
7. Закон Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» Закон Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 26.05.2011 № 1/158-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. № 98. 04.06.2011.
8. Закон Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (принят постановлением ЗС Владимирской области от 26.09.2007 № 524).
2. Federal law of 29.12.2006 № 256-FZ [ed. from 07.03.2018] «On additional measures of state support for families with children» // Assembly of legislation of the Russian Federation of 1 January 2007 № 1 (part I) of article 19.
3. Federal law of the Russian Federation of July 14, 2011 № 138 «On amendments to article 16 of the Federal law «on promotion of housing construction» and the Land code of the Russian Federation (with amendments and additions)» // Meeting of the legislation of the Russian Federation of June 20, 2011. № 25, article 3531.
4. Federal law № 171-FZ of 23 June 2014 «On amendments to the Land code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation» (as amended) // The Assembly of legislation of the Russian Federation of 30 June 2014. № 26 (part I), of article 3377.
5. Decree of the President of the Russian Federation of may 5, 1992. № 431 «on measures for social support of large families» // Russian news, № 11, may 1992
6. Law of St. Petersburg from 06.12.2011 № 710-136 «On the provision of land for individual housing or suburban construction and additional measures of social support to citizens with three or more children». URL : http://juresovet.ru/zemelnyj-uchastok-dlya-mnogodetnyx-semej/
7. The law of the Moscow region of 01.06.2011 № 73/2011-0Z «About free providing the parcels of land to large families in the Moscow region» The Law of the Moscow region of 01.06.2011 № 73/2011-0Z «about free providing the parcels of land to large families in the Moscow region» (is accepted by the resolution of the Moscow region of 26.05.2011 № 1/158-P) // Daily news. Moscow Region. № 98. 04.06.2011.
8. Law of the Vladimir region of 02.10.2007 № 120-0Z «On social support and social services for certain categories of citizens in the Vladimir region» (adopted by the decree of the Vladimir region of 26.09.2007 № 524).