ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО, АГРАРНОЕ ПРАВО
О НЕОБХОДИМОСТИ БИОПЕРЕХОДОВ ДЛЯ ОЛЕНЬИХ СТАД В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Филант Константин Геннадьевич
канд. юрид. наук, заведующий сектором политической географии, ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», 629008, Россия, ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, д. 73
E-mail: [email protected]
ABOUT THE NECESSITY OF BIO-CROSSINGS FOR REINDEER HERDS IN THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS OKRUG
Konstantin Filant
candidate ofjuridical sciences, head of the Division ofpolitical geography, Arctic Research Center of the Yamal-Nenets autonomous district, 629007, Russia, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Salekhard, Respubliki St., 73
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основания и необходимость правового регулирования организации биопереходов для животных (как диких животных, так и домашних животных) через линейные объекты транспортной и промышленной инфраструктуры.
ABSTRACT
The article presents the basis and necessity of legal regulation of the organization of bio-crossings for animals (both wild and domestic animals) through the linear objects of transport and industrial infrastructure.
Ключевые слова: биопереходы, объекты линейной инфраструктуры, оленеводство; коренные малочисленные народы Севера; автомобильные дороги; автозимники; традиционная хозяйственная деятельность.
Keywords: bio-crossings, linear infrastructure, reindeer husbandry, indigenous peoples of the North; roads; winter roads; traditional economic activities.
Вопросы организации безопасности дорожного движения, возмещения ущерба, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, с участием как диких, так и домашних животных, реализации положений ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животным мире», в части осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранение путей миграции объектов животного мира [29], пробелы и коллизии законодательства, связанные с ними, неоднократно рассматривались правоведами и специалистами в сферах экологии, природоохраны, сельского хозяйства, дорожно-строительной отрасли и многими другими [7, 9]. Связано это, прежде всего, с увеличением количества транспортных средств в Российской Федерации (56616354 в 2015 г.), увеличением количество лиц, получающих право на управление транспортными средствами (1871928 в 2015 г.), развитием отгонного скотоводства, числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) связанных с наездом на гужевой транспорт (49 в 2015 г., 25 в 2016 г.) или животное (521 в 2015 г.,
286 в 2016 г.), расширением вмешательства промышленного и сельскохозяйственного производства в окружающую природную среду [2]. (По 2016 году данные представлены за период январь - сентябрь 2016 г., статистика по количеству транспортных средств в Российской Федерации и количеству лиц, получивших право на управление транспортными средствами в 2016 г. не представлены).
При этом, разнообразные меры по снижению ДТП, связывают, прежде всего, только с дикими животными и автомобильными дорогами, такие как установка предупреждающих дорожных знаков 1.27 «Дикие животные», установка зеркал для отпугивания диких животных, возведение ограждений от диких животных, расчистку леса с целью улучшения видимости, уменьшение стада диких животных, снижение скоростного режима в местах пересечения автомобильных дорог естественных путей миграции диких животных, сооружение биопереходов (зверо-переходов, скотопрогонов, экодуков) в местах есте-
ственной миграции диких животных [10, 32]. Предложения по мерам предупреждения и снижения ДТП с участием домашнего скота, ограничиваются установкой предупреждающих дорожных знаков 1.26 «Перегон скота», 3.8 «Движение гужевых повозок запрещено» и организацией скотопрогонов [16].
Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ведомственными правовыми актами, в том числе ГОСТами и СНИ-Пами, вопросы безопасности дорожного движения в местах обитания диких животных или ведения отгонного скотоводства, оставлены вне правового регулирования или недостаточного регламентированы [27, 3, 4, 22, 21]. В настоящее время основными правовыми актами, направленными на заполнение указанных правовых коллизий и пробелов правового регулирования являются Распоряжение Федерального дорожного агентства от 12 января 2011 г. № 13-р «Об издании и применении ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», Приказ Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2014 г. N 333 «Об утверждении Свода правил «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», Распоряжение Федерального дорожного агентства от 21 июля 2009 г. № 252-р «Об издании и применении ОДМ 218.2.001-2009 «Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур на автомобильных дорогах общего пользования с учетом региональных условий (дорожно-климатических зон)», Приказ Минсельхозпрода РФ от 10 апреля 2000 г. № 282 «Об утверждении Положения о специализированных отрядах» [17, 14, 18, 15].
Вместе с тем, указанные правовые акты практически не содержат всего перечня мер по организации безопасности дорожного движения и снижения количества ДТП связанного с участием как диких, так и домашних животных, реализации положений Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животным мире», в том числе определения порядка и согласования мест переходов для животных через линейные объекты транспортной и промышленной инфраструктуры, не учитывают физиологических особенностей животных, а кроме того, не учитывают специфику Ямало-Ненецкого автономного округа, как и других субъектов Российской Федерации арктической зоны или в которых развито отгонное оленеводство. Вне правового регулирования остались вопросы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и субъектами гражданского общества, при решении вопросов обустройства мест для преодоления животными объектов транспортной и промышленной инфраструктуры [9, 13].
За прошедшие десятилетия территория ЯмалоНенецкого автономного округа значительно изменилась за счет создания линейных объектов транспортной и промышленной инфраструктуры. В отличие от иных субъектов Российской Федерации, это не только автомобильные дороги, в общепринятом их понимании, а прежде всего автозимники и объекты
линейной инфраструктуры нефти-газовой промышленности (нефти и газопроводы), железнодорожного транспорта. Изменения привычного для ведения домашнего отгонного оленеводства природного ландшафта в значительной степени затрудняет перекочевки (каслание) многотысячными стадами домашнего северного оленя. Автозимники, снегозащитные ограждений и снежные валы, образуемые вдоль обочин автомобильных дорог и автозимников при проведении снегоочистки, наземные и надземные нефти и газопроводы, зачастую делают не возможным прохождения их оленьим стадом и аргишем (олений обоз из тонких, узких саней, перевозящий людей и (или) какие-либо грузы).
Вместе с тем, СТО НОСТРОЙ 2.25.28-2011 «Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 6. Возведение земляного полотна в зоне вечной мерзлоты», ВСН 137-89. «Ведомственные строительные нормативы. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР», Методические рекомендации по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог на снеговом и ледяном покрове в условиях строительства БАМ, принятые Минтрансом СССР еще в 1975 году, СНиП 2.05.06 -85 «Магистральные трубопроводы», СНиП 32-01-95 «Железнодорожные дороги колеи 1520 мм» и многие другие СНиПы и ГОСТы, не содержат положений обязывающих принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности движения и эксплуатации, а также каких либо технических решений обеспечивающих беспрепятственные переход животными за исключением рекомендательных норм: «На путях сезонной миграции диких животных следует проектировать участки пути на эстакадах или в тоннелях для организации пропуска миграционных потоков».
Кроме того, оленеводство для многих представителей коренных малочисленных народов Севера это, прежде всего не экономическая деятельность, а образ жизни, способ жизнеобеспечения связанный с культурой, нравственными основами, обычаями, традициями, религиозными взглядами, самоидентификации как этноса [11, 31, 24], охрана и развитие которых, как федеральным законодательством, так и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, признаются одним из приоритетных направлений государственной политики [30, 26, 28, 25, 5, 6].
Таким образом, решение вопросов безопасности дорожного движения, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, с участием как диких, так и домашних животных, реализации положений ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животным мире» [29], развития и безопасности отгонного скотоводства, защиты и сохранения традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера и иных защищаемых государством малочисленных этнических групп, должно осуществляется комплексно, не ограничиваясь исключительно введением обязательности обустройства биопереходов (зверопереходов, скотопрогонов, экодуков) на автомобильных дорогах.
Необходимы легализация и правовое закрепление в российском законодательстве уже существующих технических решений обустройства биопереходов (зверопереходов, скотопрогонов, экодуков) через все линейные объекты транспортной и промышленной инфраструктуры, установление порядка определения и согласования мест обустройства и типа пере-
ходов для животных через линейные объекты транспортной и промышленной инфраструктуры, правовая регламентация взаимодействия и взаимной ответственности органов государственной власти, местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и субъектами гражданского общества, при решении указанных вопросов.
Список литературы:
1. ВСН 137-89. «Ведомственные строительные нормативы. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР» // СПС КонсультантПлюс.
2. Госавтоинспекция: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 31.10.2016).
3. ГОСТ Р 52289-2004. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» // СПС Консультант-Плюс.
4. ГОСТ Р 52290-2004. «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» // СПС КонсультантПлюс.
5. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.06.2016 г. N° 34-ЗАО «Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе»; «Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа», № 4, май-июнь, 2016.
6. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2006 г. № 49-ЗАО «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» // СПС КонсультантПлюс.
7. Иванова Ю.В. России нужен цивилизованный федеральный закон о животных [Интервью с Д.Б. Гороховым] // Адвокат. 2015. N 9. С. 18 - 30.
8. Интегринова Т.П., Миронова Н.И., Соколов Д.В., Стародубровская И.В. Некоторые вопросы землепользования в зонах отгонного животноводства Северного Кавказа // Труды географического общества республики Дагестан. - 2012. - № 40. - С. 36-48.
9. Кадыров Э.Т. Домашний скот на пригородных дорогах как опасная дорожная обстановка // Известия Кыргызского государственного технического университета им. Раззакова. - 2013. - № 29. - С. 42-46.
10. Когда в Ленинградской области появятся зверопереходы через шоссе / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vecherka-spb.ru/2016/08/01/na-perekrestke-dvux-mirov/ (дата обращения: 31.10.2016).
11. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве / Монография. - М.: Инфра-М, 2010. - 560 с.
12. Методические рекомендации по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог на снеговом и ледяном покрове в условиях строительства БАМ, принятые Минтрансом СССР еще в 1975 году // СПС КонсультантПлюс .
13. Набиева У.Н. Культурно-географические аспекты традиционного природопользования республики Дагестан // Юг России: экология, развитие. - 2009. - № 3. - С. 9-13.
14. Приказ Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2014 г. N 333 «Об утверждении Свода правил «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями» // СПС КонсультантПлюс.
15. Приказ Минсельхозпрода РФ от 10 апреля 2000 г. № 282 «Об утверждении Положения о специализированных отрядах» // СПС КонсультантПлюс.
16. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС КонсультантПлюс.
17. Распоряжение Федерального дорожного агентства от 12 января 2011 г. № 13-р «Об издании и применении ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» // СПС КонсультантПлюс.
18. Распоряжение Федерального дорожного агентства от 21 июля 2009 г. № 252-р «Об издании и применении ОДМ 218.2.001-2009 «Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур на автомобильных дорогах общего пользования с учетом региональных условий (дорожно-климатических зон)» // СПС КонсультантПлюс.
19. СНиП 2.05.06 - 85 «Магистральные трубопроводы» // СПС КонсультантПлюс.
20. СНиП 32-01-95 «Железнодорожные дороги колеи 1520 мм» // СПС КонсультантПлюс.
21. СП 48.13330.2011 «СНиП 12.01-2004. Организация строительства» // СПС КонсультантПлюс.
22. СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги» // СПС КонсультантПлюс.
23. СТО НОСТРОЙ 2.25.28-2011 «Строительство земляного полотна автомобильных дорог. Часть 6. Возведение земляного полотна в зоне вечной мерзлоты» // СПС КонсультантПлюс.
24. Удалова И.В. Ориентация на традиционный образ жизни как основа сохранения коренных малочисленных народов Севера // Регионы России для устойчивого развития: Образование и культура народов Российской Федерации. / Сб. статей и выступлений. - Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2010. - С. 994-953.
25. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.1998 г. № 56-ЗАО // СПС КонсультантПлюс.
26. Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
27. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
28. Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
29. Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животным мире» // СПС КонсультантПлюс.
30. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
31. Харючи С.Н. Правовые проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера России. Автореф. дис...канд. юр. наук. Тюмень. 2009. С. 3-4.
32. Шаповалов А.Л., Бондар Т.В. Обоснование организации биопереходов для животных // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. - 2011. - № 52. - С. 182-185.