Научная статья на тему 'О некоторых законодательных актах о труден его охране'

О некоторых законодательных актах о труден его охране Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терехова В. А.

С 01.09.2007 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», а также в Трудовой кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Внесение соответствующих изменений позволяет упорядочить действующий порядок расчетов по оплате труда и ужесточить требования к должностным лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых законодательных актах о труден его охране»

15 (207) - 2007

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ О ТРУДЕ И ЕГО ОХРАНЕ

В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

C01.09.2007 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», а также в Трудовой кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с этими изменениями установлен новый минимальный размер оплаты труда — 2 300 руб. (действующий в настоящее время МРОТ — 1 100 руб.). Новый МРОТ законодательно устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека.

Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ предусматривает использование МРОТ для регулирования оплаты труда и определения величины пособий по временной нетрудоспособности. Во всех остальных случаях закон вводит прямой запрет на применение МРОТ для расчетов по оплате труда. На сегодняшний день пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 1 МРОТ за полный календарный месяц, если размер страхового стажа работника не превышает шести месяцев. Такой порядок выплаты пособия предусмотрен в тех случаях, если болезнь или травма сотрудника связана с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением, а также при нарушении режима или неявке на прием ко врачу в установленный срок.

В организациях, применяющих специальные налоговые режимы, пособие по временной нетрудоспособности состоит из двух частей — за счет средств фонда социального страхования РФ выплачивается пособие в размере 1 МРОТ за полный

календарный месяц, а остальная часть — за счет собственных средств организации.

Таким образом, для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, повышение МРОТ дает возможность уменьшить сумму пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются за счет собственных средств.

Субъектам РФ дано право устанавливать региональный МРОТ, если они не получают дотации из федерального бюджета (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ). Этот показатель используется только для установления оплаты труда и не действует в отношении пособий по временной нетрудоспособности, но он обязателен для всех работодателей данного субъекта РФ. Однако начиная с 01.09.2007 региональный МРОТ будет устанавливаться специальным региональным соглашением в зависимости от социально-экономических условий и величины прожиточного минимума в этом субъекте РФ (ст. 133.1 ТК РФ). Региональное соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, которое может быть заключено между работодателями и полномочными представителями работников. Указанное соглашение может быть не только двусторонним, но трехсторонним, если речь идет о соглашениях с полным или частичным финансированием из соответствующего бюджета. В этом случае к соглашению присоединяется орган исполнительной власти или местного самоуправления. Разработкой региональных соглашений о региональном МРОТ будет заниматься трехсторонняя комиссия, в состав которой включаются представители профсоюзов, работодателей и органов исполнительной власти (ст. 47 ТК РФ).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правом устанавливать региональный МРОТ могут воспользоваться все субъекты РФ, а предложение о присоединении к региональному соглашению официально публикуется вместе с текстом соглашения.

Если работодатель в течение 30 календарных дней не дает письменный мотивированный отказ на предложение о присоединении к региональному соглашению, то считается, что он согласен с региональным МРОТ.

Следовательно, месячная заработанная плата работников на территории субъекта РФ, которые полностью отработали норму рабочего времени и выполнили свои трудовые обязанности, не может быть ниже регионального МРОТ с момента официального опубликования регионального соглашения. Однако положения о региональном МРОТ не распространяется на бюджетные организации.

При отказе от присоединения к региональному соглашению работодатель должен направить такой отказ в письменной форме в исполнительный орган субъекта РФ, а копия отказа должна быть передана в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости.

Наряду с изменениями в Федеральном законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ, о которых говорилось ранее, внесены изменения в ТК РФ. В соответствии с ними максимальный размер заработной платы ТК РФ не ограничивается, а месячная заработная плата работника, который отработал полностью норму рабочего времени и трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ). С 01.09.2007 определение МРОТ, данное в ст. 129 ТК РФ, исключается из ТК РФ. Следовательно, минимальный размер тарифных ставок и окладов уже не будет ограничен величиной МРОТ. В то же время в новом Федеральном законе от 20.04.2007 № 54-ФЗ ст. 5 установлено, что после 01.09.2007 не допускается снижение тарифных окладов, должностных окладов, ставок заработной платы и

15 (207) - 2007

компенсационных выплат. Кроме того, не может быть снижена величина доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера.

Поправки, внесенные новым законом в Кодекс РФ об административных правонарушениях, связаны с изменением минимального размера штрафа за нарушение законодательства о труде и об охране труда. С 01.09.2007 минимальный размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц организации и на индивидуальных предпринимателей за нарушение трудового законодательства, увеличится с пяти до десяти МРОТ. В соответствии с п. 1 ст. 527 Кодекса РФ об административных правонарушениях минимальный размер штрафа составляет 50 МРОТ, а для юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ.

Однако вместо штрафа на организацию может быть наложено приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Внесение соответствующих изменений позволяет упорядочить действующий порядок расчетов по оплате труда и ужесточить требования к должностным лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение трудового законодательства.

Литература

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

2. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ.

3. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.