Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ'

О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ»

рссцентнын метод анализа ночв. Минск, 1978, с. 152.

8. Большаков В. А., Данилов В. Ф.— В кн.: Рентгено-флюоресцентный метод анализа ночв. Минск, 1977, с. 51.

9. Гольдштейн М. М., Гильберт Э. Н., Юделевич И. Т.— Жури, а нал ит. химии, 1983, т. 38, № 6, с. 1056.

10. Гриффит X., Надь А. 3., Бакош Л.— Завод, лаб., 1983, № 8, с. 45.

11. Дмитриев М. Т.— Атом, энергия, 1965, т. 19, № 1, с. 97.

12. Дмитриев М. Т.— В кн.: Радиоизотопные средства контроля и автоматизации технологических процессов в промышленности. М., 1972, с. 176.

13. Дмитриев М. Т. В кн.: Физико-химические методы исследования окружающей среды. М., 1980, с. 3.

14. Дмитриев М. Т., Григорьева Ф. М,— Гнг. и сан., 1978, № 7, с. 65.

15. Дмитриев М. Т., Григорьева Ф. М,— Там же, № 10, • с. 52.

16. Дмитриев М. Т., Григорьева Ф. М.— Там же, 1979, № 9, с. 53.

17. Дмитриев М. Т., Григорьева Ф. М,— Там же, 1980, № 7, с. 52.

18. Дмитриев М. Т., Григорьева Ф. М,— Там же, № 12, с. 52.

19. Дмитриев, М. Т., Китросский И. А,— Там же, 1966, X? 7, с. 54.

20. Дмитриев М. Т., Шевколович Ю. В.— В кн.: Всесоюзная науч. конф. по применению изотопов и излучений. Труды. М., 1968, с. 135.

21. Дмитриев М. Т. и др.— В кн.: Современные проблемы гигиенической регламентации и контроля качества окружающей среды. М., 1981, с. 111.

22. Иваненко В. В., Метелев А. Ю,— Журн. аналит. химии, 1983, т. 38, № 5, с. 862.

23. Кахана М. И,— Завод, лаб., 1964, № 4, с. 433.

24. Неман Е. П. Рентгенорадиометрический метод опро-

бования месторождений цветных и редких металлов. Л., 1978.

25. Лосев Н. Ф. Количественный рентгеноспектральный флуоресцентный анализ., М., 1969, с. 212.

26. Международная программа по безопасности химических веществ. Женева, 1984.

27. Новиков Ю. В. и др.— Гиг. и сан., 1973, № 6, с. 70*

28. Применение поглощения и испускания рентгеновских лучей./Либхавскн X. А., Пфейфер Г. Г., Уинслоу Э. Г. и др. М., 1964.

29. Ширяева М. Б,— Журн. аналит. химии, 1983, т. 38, № 6. с. 984.

30. Якубович А. Л., Зайцев Е. И., Пржиялговский С. М. Ядерно-физические методы анализа минерального сырья. М„ 1969, с. 110.

31. Ahmad S., Chandhary M. S.— J. radioanalyt. Chem,, 1983, v. 78, p. 375.

32. Ahmad S., Chandhary M.S., Qureshi J. H.— Ibid., 1981, v. 67, p. 119.

33. Arikan P., Al kan J.— Ibid., p. 403.

34. Bem H., Holzbecher J., Ryan D. E.— Analyt. chim. Acta, 1983, v. 152, p. 247.

35. Beurlon G.— J. radioanalyt. Chem., 1983, v. 77. p. 123.

36. El Nimr T., De Corte F.— Ibid., 1981, v. 67, p. 421.

37. Girey E. /.— Ibid., p. 367.

38. Griffin H. C., Copeland R. A., Epstein P.— Radio-chem. radioanalyt. Lett., 1981, v. 50, p. 67.

39. Mantel M.— Analyst, 1983, v. 108, p. 1190.

40. Ozek F., Ortaovali A. Z.— J. radioanalyt. Chem., 1981, v. 67. p. 375.

41. Parry S. J.— Analyt. Proc., 1982, v. 19, p. 90.

42. Parwate D. V., Mukerjee S. K., Gard A. N.— J. Indian chem. Soc., 1983, v. 60, p. 490.

43. Rautanen J., Rosenberg R. J.— radioanalyt. Chem., 1983, v. 79, p. 129.

44. Stockman H. W.— Ibid., v. 78, p. 307.

Поступила 13.12.84

За рубежом

УДК 813/.в14:001}:008

Б. Стефанов

О НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧАХ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ

Медицинская академия, Высший медицинский институт, Плевен (НРБ)

Для достижения своей цели (сохранение, укрепление и улучшение здоровья человека) гигиеническая наука должна выполнить ряд задач, которые по существу являются ее основными подцелями. Как цель, предмет и главный метод, так и задачи гигиенической науки специфичны, чем она и отличается от других наук. '

В гигиенической литературе (преимущественно в учебниках и руководствах) задачи гигиены определяются различным образом. В ряде случаев нечетко разграничиваются задачи от цели и предмета гигиенической науки. Большинство авторов считают, что задача гигиены — сохранение здоровья путем оптимизации окружающей среды (а это скорее ее цель). Р. Д. Габович 11], описывая предмет гигиены, фактически перечисляет ее задачи.

В современной болгарской литературе 121 задачи гигиены формулируются следующим образом: изучение влияния факторов внешней среды на развитие, здоровье и работоспособность людей; разработка гигиенических норм и требований к факторам внешней среды, режимам труда, отдыха, быта, питания и обучения; разработка мероприятий по оптимизации положительного действия факторов внешней среды на организм и предотвращению их возможного отрицательного действия, а также мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма путем рационального питания, массовой физкультуры, использования санитарно-курортных факторов и др. Участие в научном обосновании и разработке законов и правительственных постановлений и

распоряжений, обеспечивающих внедрение в жизнь достижений гигиенической науки.

В аналогичной последовательности задачи гигиены представлены и Р. Д. Габовичем 11], хотя -автор считает их предметом гигиены, Б. Славков 13) считает, что имеются три основные задачи: изу-4> чение факторов внешней среды и их влияния на организм человека, нормирование факторов к 4 среде и внедрение нормативов и мероприятий. Становится понятным, что реализация цели гигиенической науки включает следующие этапы: изу-• чение факторов среды — изучение их влияния на организм человека — нормирование — внедрение нормативов, требований и мероприятий в практику общества. Принимая по существу последовательность этапов, дефинированных указанными авторами, считаем возможным выразить несогласие с некоторыми формулировками и предложить соответствующие уточнения и дополнения.

Прежде всего считаем, что изучение факторов не является задачей гигиены. Фактически гигиени-<0 ческая наука никогда не занималась этим. Факторы окружающей среды в зависимости от их природы являются объектом изучения физики, химии, биологии, социологии и других научных дисциплин. В этом отношении деятельность гигиены ограничивается определением уровня фактора и продолжительности его воздействия. В сущности гигиеническая наука не изучает самих факторов окружающей среды, а интересуется только некоторыми их количественными параметрами, благодаря которым можно сделать научную экспертизу и гигиеническую оценку среды с точки зрения здоровья ^ человека. Это соображение позволяет нам сформулировать первую задачу следующим образом: осуществление гигиенической оценки (и условий) окружающей среды.

Наряду с состоянием условий окружающей (точнее жизненной) среды большое значение для здоровья человека имеют и процессы питания, обучения, труда, отдыха и др. Нет сомнений, что при их нерациональной организации возникает возможность неблагоприятного воздействия на ф состояние человеческого здоровья. Это обязывает (одновременно с гигиенической оценкой среды) изучать и эти процессы. Следовательно, вторую задачу гигиенической науки можно определить так: изучение процессов (питание, труд, отдых и др.), которые имеют существенное отношение к здоровью человека.

Указанные две задачи не являются самоцелью. Необходимость их выделения связана со сложностью следующей задачи, состоящей в изучении ^ изменений в организме. В известном смысле они являются ее предпосылками. Со своей стороны третья задача является основой для следующей (нормирование). Мы подчеркиваем логическую зависимость и последовательность задач, так как она имеет не только гносеологическое, но и эвристическое значение и позволяет логически прогнозировать будущие задачи гигиенической науки.

По нашему убеждению, гигиеническая наука должна изучать не только и не столько «влияние (или воздействие) факторов среды на организм», а взаимодействие в системе «жизненная среда — человек», которое определяет здоровье человека Это, как мы считаем, является предметом гигиены [4, 51. Отсюда следует, что понятие с более узким содержанием («влияние») должно быть заменено более универсальным понятием «взаимодействие», которое точнее представляет цель и предмет гигиенической науки. Тогда задачи будут направлены на более полное выяснение взаимных связей в диалектическом единстве «жизненная среда — человек», что раскрывает новые возможности для дальнейшего развития гигиенической науки. На основе вышесказанного предлагаем сформулировать третью задачу гигиены следующим образом: изучение изменений в организме человека при его взаимодействии с жизненной средой (факторы и процессы). Основной задачей гигиены практически все авторы считают гигиеническое нормирование. Современная гигиеническая наука регламентирует не только количественные характеристики факторов среды, но и элементы режима труда, отдыха, питания. Поэтому считаем правильным определять эту задачу как «разработка нормативов по отношению к факторам и процессам в жизненной среде».

Предлагаемое некоторыми авторами положение о необходимости участия гигиенистов в законодательной деятельности и внедрении достижений в практику общества, как мы считаем, не должно входить в задачи гигиенической науки. Она разрабатывает научные нормативы, обосновывает правила, требования и мероприятия. Будут ли включены они в законодательном акте, в какой степени и объеме, на каком этапе общественного развития — это вопросы вне возможностей и компетенции гигиены, вопросы социальные, политические, экономические. В нашем социалистическом обществе действительно есть реальные предпосылки, чтобы все было ориентировано на здоровье. Действительно, к разработке законов и постановлений привлекаются выдающиеся специалисты гигиенической науки. Но это — деятельность государственных и политических организаций, а не конкретная задача науки. Научные работники должны быть н общественниками. Для них, конечно, небезразлично, будут ли их научные разработки внедрены в практике или нет. Но вряд ли целесообразно вменять в обязанности гигиенической науки то, что является объектом деятельности политехнических и общественных органов.

По нашему мнению, задачи гигиенической науки не исчерпываются гигиеническим нормированием во всех его разновидностях. Целью этой науки является не только сохранение и укрепление здоровья человека. На наш взгляд, здоровье нужно еще стимулировать, развивать, совершенствовать. Как присущее, иманентное состояние человека, оно является высшей ценностью, максимальной свободой и организованностью его орга-

низма как индивидуума и личности. Гигиеническая наука призвана разработать научные основы сано-генеза. В современных условиях эта наука должна иметь подчеркнуто активный характер. Нужно учить людей не только тому, что они не должны делать, чтобы сохранить здоровье, но и тому, что они должны делать, чтобы его совершенствовать. Поэтому цель гигиены нужно расширить, в ее задачах (как основных подцелях) должно быть видно развитие и перспективы гигиенической науки. По нашему мнению, необходимо выделить отдельную задачу, в которой был бы отражен активный характер и будущее гигиены. Предлагаем эту новую задачу сформулировать так: разрабатывать методы, подходы и мероприятия для повышения адаптационных возможностей организма человека к новым условиям жизненной среды, увеличения его адаптивного резерва, стимулирования и развития здоровья.

Таким образом, на наш взгляд, задачи современной гигиенической науки следующие: 1) осуществлять гигиеническую оценку факторов (и условий) жизненной (окружающей) среды; 2) изучать процессы (питание, труд, отдых и др.), которые имеют существенное отношение к здоровью человека;

3) изучать изменения в организме человека при его взаимодействии с жизненной средой (факторы и процессы); 4) разрабатывать нормативы по отношению к факторам и процессам в жизненной среде; 5) разрабатывать методы, подходы и меро-^ приятия для повышения адаптационных возможностей организма человека к новым условиям жиз-ненной среды, увеличения его адаптивного резерва, стимулирования и развития здоровья. ж Возможно, что некоторые аспекты представлен- ^ ных задач гигиены являются дискуссионными. Однако, по нашему мнению, в данном виде они Ш достаточно полно и точно отражают состояние, развитие и будущее гигиенической науки.

Литература

1. Габович Р. Д. Гигиена. М., 1982.

2. Димчев Д., Янев Б., Бояджиев Вл., Боцов Д. Хигиена. София, 1982.

3. Славков Б. Хигиена. София, 1973.

4. Стефанов Б,— Хиг. и здрав., 1983, № 5, с. 375—380. ^

5. Стефанов Б. Теоретнко-методологични основн на хиги-енната наука. Дис. докт. София, 1984.

Поступила 27.03.8

Дискуссии и отклики читателей

УДК 614.3/.7:34 (47 + 57)

Б. А. Курляндский

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМИРОВАНИЕМ

Московское научно-производственное объединение НИИ органических полупродуктов и красителей

Совершенствование Государственного санаторного законодательства в СССР обусловило повышение требований к санитарной охране производственной и окружающей среды. Особое значение эти требования приобрели с введением ГОСТов и выпуском на их основе директивных документов Минздрава СССР «О порядке рассмотрения и согласования проектов нормативно-технической документации органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы». Обязательность выполнения требований, заложенных в этих документах, обусловила необходимость разработки ПДК для каждого вещества, применяемого в народном хозяйстве (ГОСТ 1.26—77).

Столь высокий уровень санитарного законодательства потребовал интенсификации работ по установлению санитарных нормативов и соответственно совершенствования методологии и организации их обоснования. Несмотря на определенные

сдвиги в интенсификации гигиенического нормирования 12—51, существующие методические и организационные подходы все еще не соответствуют ^ требованиям промышленности по полному обеспечению санитарными нормативами.

Так, по Всесоюзному объединению промышленности красителей и полупродуктов (Союзанил-пром) только для строящихся и вводимых в одиннадцатой пятилетке объектов определения ПДК в воздухе рабочей зоны в соответствии с ГОСТом 1.26—77 требуют 637 веществ, причем в это число не включены вещества с не установленными ПДК, но уже ряд лет применяемые на производствах. • Если исходить из принятого минимума времени (около 2 человеко-лет), необходимого для установления одной ПДК в воздухе рабочей зоны при условии обеспечения работ методом химического определения, то для решения проблем одиннадцатой пятилетки только по Союзанилпрому понадобится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.