ния я санитарной охране водоемов — 26,4%. У педиатров, усовершенствующихся по гигиене детей и подростков, самый низкий процент правильных ответов — 20,2%.
Среднее число правильных ответов колеблется по циклам от 5,0 до 13,5 при весьма малой ошибке (ш=±0,37— 0,94) и сравнительно большом среднем квадратическом отклонении (о=2,3—5,7), что объясняется неоднородным составом врачей по стажу, по месту и условиям работы и т. п., но такие составляющие, как высшее санитарно-гигиеническое образование и тестовые карты, являются постоянными у всех спрошенных.
Недостаточная подготовка санитарных врачей по коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков выявлена а вопросах, относящихся к проведению предупредительного санитарного надзора. Большинство санитарных врачей не только не выявляет «симптомы» нарушения санитарных норм, ГОСТов в проектах «для постановки обоснованного гигиенического диагноза», но даже не владеет достаточными навыками «чтения» проектов. Большие затруднения возникают у врачей-курсантов и при решении задач по курсам «гигиена водоснабжения» и «санитарная охрана водоемов». Санитарные врачи по гигиене детей и подростков не умеют использовать данные о состоянии здоровья и физическом развитии детей для оценки эффективности осуществляемых мероприятий.
Приведенные результаты оценки базисного уровня знаний врачей-курсантов убеждают в том, что с рекомендациями В. Д. Черненко, М. П. Воронцова и М. В. Кривоно-сова согласиться нельзя. Их предложение оставить государственный экзамен только по «гигиене» с использованием билетной системы, при которой в каждом билете содержатся три вопроса (по коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене труда) и ситуационная задача, не позволит' достоверно и объективно оценить уровень знаний и умений выпускников вуза. Даже на основании трех вопросов по одному предмету (в чем нас убеждает дидактика высшей школы) этого нельзя сделать объективно. Поэтому объединение в одном экзамене трех самостоятельных предметов уменьшает достоверность и объективность оценки знаний по крайней мере в 3 раза. Экзамены по так называемым узким гигиеническим дисциплинам должны остаться самостоятельными. Вряд ли возможно на современном уровне медицинских знаний проверить наличие «клинического мышления» у выпускника лечебного факультета, задав ему один вопрос по терапии, один по хирургии и один по акушерству и гинекологии. Аналогичная ситуация невозможна и на санитарно-гигиенических факультетах.
Так называемое «гигиеническое мышление» у будущих санитарных врачей должно в основном формироваться на
кафедре общей гигиены, где студенты получают основополагающие понятия по предмету. Дальнейшее обучение профильным гигиеническим дисциплинам позволяет углублять, конкретизировать знания и навыки, шлифовать «гигиеническое мышление». Общая гигиена для студентов санитарно-гигиенических факультетов призвана выполнять роль пропедевтики.
Введение ситуационных задач в билеты государственных экзаменов по гигиеническим дисциплинам является крайне необходимым. Следует только добавить, что их можно использовать не только на государственных, но и на сессионных экзаменах, в любого рода рубежных видах знаний студентов. Это дает возможность корректировать учебный процесс, контролировать, как формируется у будущего санитарного врача «гигиеническое мышление», не относя его выявление на государственные экзамены.
Усовершенствование методов и форм обучения на гигиенических кафедрах медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей, в том числе разработка тестов для текущего, рубежного и заключительного контроля знаний студентов, курсантов, создание банков ситуационных задач по курсам гигиенических дисциплин требуют серьезной методической работы преподавательского состава, которая может быть выполнена при объединении усилий всех заинтересованных кафедр. Последующее издание таких материалов было бы полезно не только для проверки знаний студентов, но и для самоконтроля санитарных врачей.
Выводы. 1. Современная система подготовки врачей-специалистов требует совершенствования форм контроля знаний. Применение тестового контроля дает существенные преимущества, обеспечивающие: а) более глубокую объективную оценку знаний и умений и исключение субъективизма; б) экономию учебного времени; в) возможность проведения анализа учебного процесса с целью его оптимизации.
2. Государственные экзамены на санитарно-гигиенических факультетах по всем гигиеническим дисциплинам следует проводить раздельно с применением тестов и ситуационных задач.
3. Совершенствование методов и форм обучения санитарному делу врачей возможно при объединенных усилиях преподавателей медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей. Разработка тестов для базисного, рубежного и заключительного контроля знаний с созданием соответствующих банков ситуационных задач является неотложной и первостепенной задачей.
Поступила 21.12.81
УДК «14.7:М1-074
\Л. И. Медведь\, Е. И. Спыну, Р. Е. Сова
ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ1
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Существующие принципы оценки опасности химического окружения человека базируются на сравнении уровня воздействия каждого фактора с гигиеническими нормативами, изолированных воздействий в отдельных средах. Между тем в связи с интенсивной химизацией промышленности и сельского хозяйства человек подвергается воздействию все более многочисленных факторов окружающей среды. В этом плане выдвигаемая Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигиным концепция установления максимально допустимой нагрузки (МДН) всего многообразия факторов
1 Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигнна. — «Гигиена и санитария», 1981, К» 2, с. 57—62.
окружающей среды отвечает насущным требованиям теории и практики гигиенической науки.
Авторами поставлена чрезвычайно сложная задача — разработать теорию и методы установления МДН, что обеспечило бы единое гигиеническое нормирование факторов окружающей среды и интегральный подход к оценке ее качества. В рассматриваемой работе определены принципы и указаны возможные подходы к установлению МДН. Сложность задачи обусловливает целесообразность обсуждения и конкретизации ряда положений.
Основываясь на опыте гигиены применения пестицидов (Л. И. Медведь), мы предлагаем следующую схему оценки опасности химического загрязнения окружающей среды (см. таблицу).
Поэтапная схема оценки опасности загрязнения окружающей среды пестицидами
Тип действия Критерий оценки опасности Формулы расчета критерия
Изолированное Комплексное Отношение уровня загрязнения отдельной среды к гигиеническому нормативу пестицида в данной среде Отношение суммарной фактической дозы вещества, поступающей из разных сред, к его максимально допустимой дозе с, ПДК,-1
Комбинированное Суммарная фактическая нагрузка пестицидами с учетом характера их комбинированного действия к 2 <— 1 ФНП1+ а/л (ФНП, + ФНП„
Сочетанное Отношение фактической нагрузки химическим, физическим, биологическим факторами к МДН п 2 фН,.МДН-1 ¿=1
Первый этапом является принятое в настоящее время сопоставление уровня загрязнения отдельных объектов окружающей среды (воздух, вода, продукты питания) с ► гигиеническими нормативами допустимого содержания пе-тстнцидов в соответствующих средах. Однако в то время, [ как при оценке действующих уровней различных пестнци-| дов в сравнении с ПДК для отдельных сред наблюдается относительное благополучие, ряд работ по изучению состояния здоровья сельского населения (Л. И. Медведь и I соавт.; Б. Пакканьелла и соавт.), показывает наличие не-I! благоприятных сдвигов. Авторы связывают это с комплексным и комбинированным воздействием пестицидов в ! районах их интенсивного применения.
Установлена возможность биоконцентрации пестицидов |в конечных звеньях воздух — почва — пищевые и водные [экологические цели, что может приводить к поступлению 1в организм человека сравнительно высоких доз препаратов при содержании их в начальных звеньях на уровне [гигиенических нормативов. Отсюда принцип второго эта-| па — учет суммарной дозы пестицида, фактически поступающей в организм человека из всех сред (£>ф) и сопоставление ее величины с максимально допустимой суточной дозой для человека (£>м):
является интегральным критерием степени безопасности пестицида для человека, отражающим биологическую активность вещества с учетом его токсичности, возможности вызывать так называемые отдаленные и побочные последствия и сравнительной чувствительности в системе животное — человек. Подходы к установлению и использованию £>„ при комплексном гигиеническом нормировании предложены нами (Е. И. Спыну и Л. Н. Иванова; Е. А. Антонович) и широко используются в гигиене применения пестицидов. К настоящему моменту обоснованы £>„ более чем 60 пестицидов.
Накоплен опыт экспериментального изучения комплексного действия пестицидов (Р. Д. Габович; Е. И. Спыну и соавт.; Г. А. Войтенко) который свидетельствует о том, что наиболее частым эффектом является суммация.
В то же время практически не осуществлялся учет количеств пестицида, комплексно поступающих в организм из всех сред, хотя именно эта величина реально отражает качество окружающей среды относительно данного препарата. Расчет Дф проводим по формуле:
Дф = 2 о,, 1=1
где £>< — количество препарата, поступающего в организм , из ¿-той среды (воздуха, воды, пищи).
Опасность загрязнения оценивается по величине фактической нагрузки пестицидом (ФНП), рассчитываемой как отношение Йф к соответствующего препарата:
ФНП, = 0^.0-'
Следующий, третий этап — оценка опасности комбинированного воздействия пестицидов. Проведенный Ю. С. Каганом обзор результатов изучения комбинированного воздействия пестицидов показывает, что суммационный эффект регистрируется преимущественно при комбинации препаратов одного химического класса. Для химических веществ, относящихся к разным классам, возможны все три типа комбинированного действия — суммирование, потенцирование, антагонизм. Отсюда формула для определения фактической нагрузки комбинацией пестицидов примет вид: к
ФНП2= 2 ФНП1+(ФНПг+ФНП„).а;п.
¿-1
где ФНП( — фактическая нагрузка £-м пестицидом (£=1.....к);
ФНП, ФНПП — фактические нагрузки пестицидами, эффект комбинации которых существенно отличается от суммарного; а1п — коэффициент комбинированного действия соответствующих препаратов.
Уровень и характер воздействия химических веществ на человека, как отмечают Г. И. Сидоренко и М. А. Пини-гин, существенно зависит от региональных природно-климатических факторов.
Такая трансформация химического воздействия наблюдается и для пестицидов. Более того, в большинстве случаев их первичное воздействие сказывается на различных экосистемах и уже опосредовано — на человеке. Указанное подчеркивает актуальность учета принципа региональности не только на конечном этапе — при оценке воздействия химического вещества на человека, но и при изучении судьбы препарата в окружающей среде от момента его внесения до полного исчезновения.
Показано существенное влияние на величину остатков пестицидов в растениях и почве, а также на миграцию их в отдельных экосистемах вида растений (химические и биохимические особенности), типа почв (структура, минеральный состав и др.), климатических параметров и др.— всего более 50 параметров. Выявление количественных закономерностей, отражающих причинно-следственные связи системы пестицид — окружающая среда позволило синтезировать ряд математических моделей (Е. И. Спыну и Л. Н. Иванова). Использование их позволяет рассчитать дифференцированные гигиенические регламенты условий применения пестицидов для различных регионов страны.
На четвертом этапе оценивается опасность сочетанного воздействия на организм химических, физических и биологических факторов окружающей среды. Именно для оценки степени опасности воздействия всего многообразия факторов Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигин предлагают использовать МДН в качестве интегрального критерия. В то же время авторы отмечают невозможность установить МДН вообще для неограниченного числа физических, химических и биологических факторов и их сочетаний в реальной жизни. Поэтому представляется необходимой раз-
работка полной классификации вредных факторов окружающей среды с целью выявления наиболее встречающихся факторов и их сочетаний, представляющих, по мнению специалистов, реальную опасность для окружающей среды и здоровья населения. Именно в отношении этих факторов могла бы оцениваться фактическая нагрузка для тех или иных контингентов.
Основой такой классификации должны послужить в первую очередь результаты многолетних наблюдений санитарно-эпидемиологических станций и гигиенических институтов, характеризующие основные вредные факторы, воздействующие на работающих и население в данном регионе. Такая классификация в виде ранжированного ряда по степени опасности факторов могла бы явиться основой для реализации принципа приоритетности токсиколого-гигиени-ческих исследований, выдвинутого Г. И. Сидоренко и М. А. Пинигиным.
Вместе с тем, как отмечено группой экспертов ВОЗ, «... слишком мало известно о том, каково комбинированное воздействие на состояние здоровья различных биологических, химических, физических и психосоциальных факторов. До настоящего времени были получены лишь ограниченные сведения о синергических реакциях, возникающих в результате взаимодействия разных производственных факторов, а также вследствие взаимодействия последних с факторами непроизводственного характера».
Таким образом, наряду с дальнейшей теоретической разработкой вопроса уже сегодня имеются все предпосылки для осуществления практической оценки опасности комплексного и комбинированного действия пестицидов на организм человека. Проведенный нами анализ показал, что реальная доза поступления в организм человека большинства хлор- и фосфорорганических пестицидов менее соответствующих £>„, т. е. фактическая нагрузка отдельными пестицидами составляет менее 1 (ФНП<1). В то же время оценка комбинированного поступления пестицидов, одновременно регистрируемых в рационе населения (Smith и Sandi; Е. А. Антонович), показала превышение допустимого уровня нагрузки в 4—5 раз (ФНПе >4).
УДК 613.644-07:615.47
В последние годы широкое применение в практике шу-мовиброизмерений получила комплектная автолаборатория «Виброшум-2». 5-летний опыт ее эксплуатации в нашем учреждении свидетельствует о несомненной удаче конструкторов. Размещение шумовибронэмерительной аппаратуры на базе автомобиля УАЗ-452А позволяет достаточно оперативно и качественно контролировать параметры шума и вибрации в соответствии с действующим ГОСТ и другой нормативной документацией. Наличие в комплекте радиостанций в значительной степени облегчает работу при замерах шума и вибрации от лифтов, вентиляторов и другого оборудования, встроенного в жилые, больничные здания, при определении зашумленности жилых кварталов. Мы по достоинству оценили эти и другие качества лаборатории при решении вопросов дальнейшего совершенствования санитарного контроля за выполнением мероприятий по борьбе с шумом и вибрацией.
Данный подход может быть использован для оценки других химических веществ при наличии сведений о величине их Du. Учитывая, что установление этой величины — процесс длительный и трудоемкий, нами разработан метод прогнозирования £>и для новых пестицидов, позволяющий расчитать по доступной информации интегральную характеристику опасности нового вещества (Е. И. Спыну и Р. Е. Сова, и др.).
Использование описанного подхода для интегральной оценки опасности химического загрязнения окружающей среды в различных регионах страны позволит выявить критические факторы, установить пути их воздействия на человека и на этой основе управлять качеством окружающей среды в целях обеспечения здоровья населения.
Литература. Антонович Е. А. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. М., 1977, вып. 11, т. 2, с. 8—14. Войтенко Г. А. — Гиг. и сан., 1978, № 3, с. 41—43. Габович Р. Д. — Там же, 1971, № 5, с. 82—84. Каган Ю. С. Общая токсикология пестицидов. Киев, 1981. Медведь Л. И. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. М., 1976, вып. 11, т. 1, с. 3—12.
Медведь Л. И., Ткач Л. И., Байда Л. К. — Гиг. н сан., 1981 № 2, с. 12—14.
Спыну Е. И., Сова Р. Е„ Болотный А. В. — Там же, 1975
№ 12, с. 15—17. Спыну Е. И., Болотный А. В., Сова Р. Е. — Там же, 1978 № 3, с. 83—86.
Спыну Е. И., Иванова Л. Н. Математическое прогнозирова ние и профилактика загрязнения окружающей среды пестицидами. М., 1977. Раннее выявление признаков нарушения здоровья, вызван
ного профессиональными вредностями. М., 1977. Накканьелла Б. и др. — Бюлл. ВОЗ, 1972, т. 45, № 2, с. 183-200.
Smith D. Е„ Sandi L. R. — Pesti. Sei., 1972, v. 3, p. 207—210
Поступила 15.10.81
Вместе с тем обнаружились и некоторые недостатки комплекта, которые отрицательно сказываются на оперативности сбора информации. Отдельные из них мы попытались устранить самостоятельно, внедрив ряд рационализаторских предложений. Это прежде всего касается повышения автономности измерительной аппаратуры. Заложенный в конструкцию лаборатории принцип проведения измерений предусматривает подключение аппаратуры к электросети цеха и получение информации с приборов, размещенных в салоне автомобиля. Датчики, установленные в различных точках цеха, подключаются к приборам посредством кабелей. В условиях высокой насыщенности производственных помещений технологическим оборудованием, внутрицеховым транспортом, большой протяженности изучаемого объекта такая схема не всегда удобна, связана с риском повреждения кабелей и может даже нарушить ритм производственных процессов. В большинстве случаев пред-
Из практики
А. И. Турянский, П. Ф. Тащи, Б. А. Стремоусов, А. Г. Третьяков,
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШУМОВИБРОИЗМЕРИТЕЛЬНОИ АППАРАТУРЫ
Ворошиловградская городская санэпидстанция