Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕПУТАТ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхуллин М.С.

В статье изложены некоторые аспекты совершенствования института юридической ответственности депутатов на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шайхуллин М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

деятельности предоставляет возможность следователю мгновенно выявлять признаки планируемого или осуществляемого противодействия, а также выявлять лиц, его планирующих или осуществляющих [2, с. 15], что, в свою очередь, предоставляя возможность пресечения возникновения оснований, предусмотренных ст.97 УПК РФ оперативными подразделениями, предопределяет в последующем возможность следователю тактически применить наиболее эффективную в создавшейся обстановке расследования меру пресечения в отношении обвиняемого/подозреваемого. Список использованной литературы:

1. Приказ МВД России №776, Минобороны России №703, ФСБ России №509, ФСО России №507, ФТС России №1820, СВР России №42, ФСИН России №535, ФСКН России №398, СК России №68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 №30544) // Справочная система «Консультант Плюс»: http://base.consultant.ru.

2. Тесников А.И. Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства о преступлениях, совершенных организованными группами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2002. 23 с.

3. Ткачук Т.А., Лапутина Е.А. Формирование доказательств с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности в условиях противодействия расследованию: целесообразность и особенности // Вестник Владимирского юридического института. 2018. №4 (49). С. 135-139.

© Ахметгалеев В.Р., 2022

УДК 347

Шайхуллин М.С.,

доктор юридических наук, профессор Уфимского юридического института МВД России,

г. Уфа, РФ.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация

В статье изложены некоторые аспекты совершенствования института юридической ответственности депутатов на муниципальном уровне.

Ключевые слова

Юридическая ответственность, депутат, местное самоуправление, гарантии реализации

По мнению Н.В. Витрука, установление института отзыва депутата служит гарантией усиления позитивной юридической ответственности [1], которая во многом проявляется в обязанности депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления принимать решения, совершать действия, отвечающие требованиям правовых актов, что обеспечивает алгоритм конструктивного взаимодействия населения и муниципальной власти. Если депутат или иное выборное лицо заблаговременно подаст заявление о досрочном прекращении своих полномочий, и оно будет удовлетворено муниципальным представительным органом, то компания по отзыву указанных лиц будет прекращена. Такой подход наблюдается в части 5 ст. 11 Закона Архангельской области № 194-11-ОЗ «О порядке голосования по отзыву депутата представительного органа муниципального образования...». Вместе с тем снижение рисков наступления ответственности, путем подачи заявления о досрочном прекращении депутатских полномочий явно сводит на нет усилия общественных групп, инициирующих отзыв выборных лиц местного самоуправления, которые несут организационные, материальные и финансовые затраты, возникающие в процессе инициирования указанной процедуры. Верховный суд Российской Федерации

придерживается позиции, согласно которой «в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов, злоупотребления своими полномочиями, невыполнения возложенных на них населением муниципального образования обязанностей, принятия противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач, непринятия мер по исполнению судебного решения органы местного самоуправления несут ответственность перед государством и населением». Это означает расширение, а не сужение круга субъектов, перед которыми ответственны эти органы и должностные лица. Представляется, что расширение круга субъектов юридической ответственности в этой части является правильным, поскольку многие внутригородские районные администрации обладают статусом не муниципальных образований, а муниципальных казенных учреждений, т.е. статусом муниципального учреждения, сформированного для решения вопросов местного значения. Часть 1 ст. 71 ФЗ № 131 закрепляет, что основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований. Выборочный метод исследования уставов муниципальных образований со статусом городского округа позволил выявить особенности правового закрепления оснований наступления ответственности депутатов, иных выборных лиц местного самоуправления. Так, в соответствии с Уставом города Мурманска должностные лица местного самоуправления, депутаты несут ответственность за надлежащее выполнение полномочий, возложенных на них соответствующими правовыми актами. В Уставе города Владимира, основания ответственности депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления дублируют положения части 1 ст. 71 ФЗ № 131. По Уставу города Чебоксары основаниями отзыва депутата, главы города являются их конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке. А это свидетельствует о расширении оснований привлечения к ответственности депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления, поскольку в действующей редакции части 2 ст. 24 ФЗ № 131 основаниями наступления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления выступают только их конкретные противоправные решения или действия (бездействия).... Анализ Устава города Ставрополя не предусматривает оснований отзыва депутатов, а нормативные положения в этой части ограничиваются тем, что население вправе отозвать только главу города (часть 2 ст. 81). Совсем иная картина наблюдается в Уставе города Курска, весьма подробно определяющего основания отзыва муниципальных депутатов, главы города. В частности к таким основаниям относятся: подтвержденное в судебном порядке противоправное решение, действие (бездействие) депутатов, главы города, нарушившие Конституцию Российской Федерации, нормы текущего законодательства, муниципальные нормативные правовые акты. Причем отзыв указанных лиц по иным основаниям не допускается. В целях эффективной реализации ответственности депутатов, должностных лиц на местном уровне в части совершенствования оснований ее наступления правотворческие органы муниципальных образований должны обеспечивать высокий уровень юридической техники издания правовых актов, в строгом соответствии с нормами федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации в области регулирования ответственности, анализируемых субъектов муниципального права.

Список использованной литературы: 1. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрука. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru

© Шайхуллин М.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.