Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМИ ФСИН РОССИИ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМИ ФСИН РОССИИ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ДОСЛЕДСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА / ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УИС / ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL PROCESS / STAGE OF INITIATION OF A CRIMINAL CASE / PRE-INVESTIGATION CHECK / VERIFICATION OF A REPORT ON A CRIME / CRIMINAL PROCEDURE POWERS OF CRIMINAL INVESTIGATION BODIES AND INSTITUTIONS / BODIES OF INQUIRY / BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черезов Александр Валентинович

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации уголовно-процессуальных полномочий органов и учреждений УИС в стадии возбуждения уголовного дела. В частности, рассмотрена проблема и дано определение компетенции органов дознания и предварительного следствия, предусмотренной УПК РФ. Исследован объем уголовно-процессуальных прав и обязанностей органов дознания и следствия, а также оперативных подразделений УИС в системе иных органов дознания и следствия. Проведен анализ порядка принятия решений уполномоченными должностными лицами ФСИН России при проверке сообщений о преступлениях, выражено мнение о том, что они вправе принимать только одно решение: о передаче сообщения о преступлении по подследственности и в исключительных случаях возбуждать уголовные дела в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ. Рассмотрены причины, на основании которых законодатель уменьшил полномочия оперативных подразделений ФСИН России как органа дознания. Рассмотрены актуальность применения ст. 157 УПК РФ в части возбуждения уголовных дел и проведения по ним неотложных следственных действий, а также роль начальников органов и учреждений УИС в их проведении. На основании рассмотренных проблем подведен итог о нечеткой регламентации процессуальных полномочий органов и учреждений ФСИН России в уголовно-процессуальном законе и подзаконных актах на стадии возбуждения уголовного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черезов Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF PROCEDURAL POWERS IMPLEMENTATION BY EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WHEN MAKING PROCEDURAL DECISIONS AT THE STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS

The article deals with the actual problems of implementation of the criminal procedure powers of the criminal procedure authorities and institutions at the stage of criminal proceedings. In particular, we consider the problem and the definition of the competence of bodies of inquiry and preliminary investigation under code of criminal procedure. The volume of criminal procedure rights and obligations of operational divisions of the criminal investigation department in the system of other bodies of inquiry and investigation is studied. The analysis of the procedure for decision-making by authorized officials of the Federal Penitentiary Service of Russia when checking reports of crimes is carried out. The reasons why the legislator reduced the powers of operational divisions of the Federal penitentiary service of Russia as a body of inquiry are considered. The relevance of the application of article 157 of the criminal procedure code of the Russian Federation in terms of criminal cases and conducting urgent investigative actions on them, as well as the role of the heads of criminal investigation bodies and institutions in their conduct, were reviewed. Based on the problems discussed, the author summarizes the lack of regulation of the procedural powers of the Federal Penitentiary Service bodies and institutions in the criminal procedure law and by-laws at the stage of initiation of a criminal case.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМИ ФСИН РОССИИ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА»

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.023 УДК 343.136

Черезов Александр Валентинович

преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: H-flex87@yandex.ru

Aleksander V. Cherezov

Lecturer of the Department of criminal procedure and criminalistics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: H-flex87@yandex.ru

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМИ ФСИН РОССИИ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации уголовно-процессуальных полномочий органов и учреждений УИС в стадии возбуждения уголовного дела. В частности, рассмотрена проблема и дано определение компетенции органов дознания и предварительного следствия, предусмотренной УПК РФ. Исследован объем уголовно-процессуальных прав и обязанностей органов дознания и следствия, а также оперативных подразделений УИС в системе иных органов дознания и следствия. Проведен анализ порядка принятия решений уполномоченными должностными лицами ФСИН России при проверке сообщений о преступлениях, выражено мнение о том, что они вправе принимать только одно решение: о передаче сообщения о преступлении по подследственности и в исключительных случаях возбуждать уголовные дела в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ. Рассмотрены причины, на основании которых законодатель уменьшил полномочия оперативных подразделений ФСИН России как органа дознания. Рассмотрены актуальность применения ст. 157 УПК РФ в части возбуждения уголовных дел и проведения по ним неотложных следственных действий, а также роль начальников органов и учреждений УИС в их проведении. На основании рассмотренных проблем подведен итог о нечеткой регламентации процессуальных полномочий органов и учреждений ФСИН России в уголовно-процессуальном законе и подзаконных актах на стадии возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: уголовный процесс, стадия возбуждения уголовного дела, доследственная проверка, проверка сообщения о преступлении, уголовно-процессуальные полномочия органов и учреждений УИС, органы дознания, органы предварительного следствия, подследственность.

SOME QUESTIONS OF PROCEDURAL POWERS IMPLEMENTATION BY EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WHEN MAKING PROCEDURAL DECISIONS AT THE STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS

Summary. The article deals with the actual problems of implementation of the criminal procedure powers of the criminal procedure authorities and institutions at the stage of criminal proceedings. In particular, we consider the problem and the definition of the competence of bodies of inquiry and preliminary investigation under code of criminal procedure. The volume of criminal procedure rights and obligations of operational divisions of the criminal investigation department in the system of other bodies of inquiry and investigation is studied. The analysis of the procedure for decision-making by authorized officials of the Federal Penitentiary Service of Russia when checking reports of crimes is carried out. The reasons why the legislator reduced the powers of operational divisions of the Federal penitentiary service of Russia as a body of inquiry are considered. The relevance of the application of article 157 of the criminal procedure code of the Russian Federation in terms of criminal cases and conducting urgent investigative actions on them, as well as the role of the heads of criminal investigation bodies and institutions in their conduct, were reviewed. Based on the problems discussed, the author summarizes the lack of regulation of the procedural powers of the Federal Penitentiary Service bodies and institutions in the criminal procedure law and bylaws at the stage of initiation of a criminal case.

Keywords: criminal process, stage of initiation of a criminal case, pre-investigation check, verification of a report on a crime, criminal procedure powers of criminal investigation bodies and institutions, bodies of inquiry, bodies of preliminary investigation.

© 2020 Черезов A. B.

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

Уголовный процесс в его практическом понимании начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Данную стадию именуют также доследственной проверкой, проверкой сообщения о преступлении, проверкой в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ. В основе указанной проверки лежит сообщение о преступлении, принятое и зарегистрированное уполномоченными лицами органов дознания и (или) предварительного следствия. Именно наличие данного сообщения дает право правоохранительным органам и возлагает на них обязанность провести комплекс проверочных мероприятий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении, а также о направлении этого сообщения по подследственности. Необходимо отметить, что решение о направлении сообщения по подследственности не является окончательным, поскольку здесь предполагается, что доследствен-ную проверку продолжит должностное лицо другого органа. Анализ результатов проверочных мероприятий позволяет следователю (дознавателю) принять одно из таких решений.

Статья 144 УПК РФ говорит о том, что органы предварительного следствия и дознания в лице уполномоченных должностных лиц обязаны принять сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему соответствующее решение в течение определенного срока. По нашему мнению, необходимо обратить внимание на фразу «в пределах компетенции, установленной УПК РФ», и выяснить ее значение. В самом кодексе определение понятия «компетенция» не дано.

Компетенцию толковый словарь С. И. Ожегова определяет как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, а также круг чьих-нибудь полномочий, прав [1, с. 549].

В юридической сфере компетенция подразумевает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) [2, с. 250].

Кроме того, ее можно определить как совокупность полномочий, прав и обязанностей органа международной организации, государственного органа, должностного лица, органа местного самоуправления, органов управления организаций, а также лиц, выполняющих управленческие функции [3, с. 508].

По нашему мнению, применительно к уголовно-процессуальному законодательству, в частности к ст. 144 УПК РФ, все вышеперечисленные определения требуют доработки, однако позволяют сделать некоторые общие умозаключения относительно указанного понятия. Под компетенцией мы будем понимать совокупность процессуальных полномочий должностных лиц одного из органов дознания (следствия), реализуемых в сфере его деятельности, которая определяет его место в системе органов дознания (следствия).

Необходимо отметить, что УПК РФ в большей мере предусматривает одинаковые права и обязанности для всех органов следствия и дознания в порядке расследования уголовных дел и про-ведениг процессуальных проверок, однако здесь присутствуют определенные исключения. Начнем с того, что само понятие «дознание» определяется как форма предварительного расследования, осуществляемая правомочными должностными лицами органа дознания или должностными лицами, уполномоченными начальником указанного органа, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. То есть по общему правилу орган дознания не имеет права расследовать уголовные дела, по которым обязательно проведение предварительного следствия. Таким образом, ч. 3 ст. 150 УПК РФ предусматривает разграничение компетенции между следствием и дознанием: там приведен перечень статей УК РФ, по которым проведение предварительного следствия необязательно. В рамках этой части указанной статьи по общему правилу органы дознания осуществляют свою деятельность по расследованию уголовных дел.

Необходимо отметить, что у разных силовых структур в России есть свои органы дознания, у которых имеется определенная сфера реализации их прав и обязанностей, то есть своя компетенция. В рамках уголовного процесса компетенция конкретных органов дознания (как и конкретных органов следствия), определяющая их место среди иных, указана в ст. 151 УПК РФ. Данная норма также содержит ряд правил, а также статей УК РФ, дела по которым вправе расследовать тот или иной орган дознания (следствия), то есть указанная статья задает определенные рамки работы органам следствия и дознания.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что компетенция органов дознания, как и органов следствия, определяется ч. 3 ст. 150 и ст. 151 УПК РФ. Соответственно, если определенный орган дознания (следствия) в ходе доследственной проверки придет к выводу о том, что преступление, сообщение о котором им проверяется, относится не к его компетенции, то согласно ч. 3 ст. 145 УПК РФ данный орган будет вынужден передать это сообщение по подследственности в соответствующий компетентный орган, который примет окончательное решение по указанному сообщению. Следовательно, некомпетентный орган не может принимать окончательные решения по материалам проверки, иначе это будет противоречить УПК РФ. Но тогда возникает вопрос: в какой момент орган дознания (следствия) должен понять, что сообщение о преступлении не относится к его компетенции, и кто именно должен принимать окончательное решение по этому сообщению? Вывод об этом можно сделать только после анализа сообщения о преступлении, а также сведений, получаемых в ходе проведения проверочных мероприятий, и дачи первоначальной квалификации проверяемого преступления.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон разрешает принимать для регистрации сообщения о преступлениях и проводить проверочные мероприятия уполномоченным лицам любых органов дознания и следствия, однако, принимать окончательные решения они вправе только в соответствии со своей компетенцией.

В связи с вышеизложенным рассмотрим проблематику проверки сообщений о преступлениях в уголовно-исполнительной системе. Статья 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» относит оперативные подразделения ФСИН России к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В свою очередь п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ относит эти подразделения ФСИН России к органам дознания. Однако у таких органов дознания круг полномочий весьма узок, поскольку уголовно-процессуальный закон не наделяет их правом расследовать уголовные дела в форме дознания в соответствии со ст. 151 УПК РФ. Следовательно, указанный орган может реализовывать иные процессуальные полномочия и проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, что указано в п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 40 УПК РФ. Данную деятельность уголовно-процессуальный закон не относит к компетенции определенных органов дознания, а регламентирует как общую для всех органов дознания.

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что по общему правилу такие органы дознания, как оперативные подразделения ФСИН России, имеют право принимать и регистрировать сообщения о преступлениях и даже проводить по ним проверочные мероприятия, однако решение по поступившему сообщению указанные органы могут принять только одно (промежуточное) - о направлении сообщения о преступлении по подследственности. Принимать решение о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела по общему правилу они не могут, поскольку не обладают соответствующей компетенцией, о которой говорится в ч. 1 ст. 144 УПК РФ.

В такой позиции законодателя, по нашему мнению, прослеживается определенная логика, ведь целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а одной из основных обязанностей ФСИН России является организация проведения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление. Таким образом, поступление сообщения о преступлении и проведение по нему доследственной проверки с принятием окончательного решения сотрудниками ФСИН России вызовет сомнения в объективности принятия такого решения, а также в этом будет усматриваться определенная заинтересованность должностных лиц УИС в вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В противном случае это укажет на ненадлежащее исполнение ими основных обязанностей по исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений. В связи с этим, по нашему мнению, оперативные подразделения ФСИН России не имеют права принимать окончательные решения по доследственной проверке.

Следует заметить, что из рассмотренного общего правила есть исключения. Как нами уже было сказано выше, к общей компетенции органов дознания относится проведение неотложных следственных действий в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ. Именно орган дознания

ТРИБУНА МОЛОйОГО УЧЕНОГО

вправе возбуждать уголовные дела, предварительное следствие по которым обязательно, и производить по ним неотложные следственные действия. Предполагается, что такие уголовные дела вправе возбуждать органы дознания только в том случае, если по ним необходимо провести неотложные следственные действия, то есть такие следственные действия, отлагательство проведения которых может привести к невозвратимой утрате доказательств. Во всех остальных случаях по общему правилу проводится доследственная проверка, материалы которой направляются по подследственности. Кроме того, п. 5 ч. 2 УПК РФ относит производство неотложных следственных действий к исключительной компетенции начальников учреждений и органов УИС. То есть эти должностные лица должны лично проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, никому не делегируя такие полномочия. Во всех остальных случаях, в частности проведения доследственных проверок, они выступают в качестве начальников органа дознания (п. 17 и п. 24 ст. 5 УПК РФ) и поручают производство проверочных мероприятий своим подчиненным из числа наиболее опытных и подготовленных работников.

Однако в указанном правиле существует определенная проблема, применимая к органам и учреждениям ФСИН России как к органам дознания, а именно: что им необходимо делать в случае сообщения о преступлении, по которому проведение предварительного следствия необязательно, но и непроведение неотложных следственных действий может привести к утрате доказательств?

В качестве варианта для разрешения данной проблемы можно предложить внести изменения в ч. 1 ст. 157 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Орган дознания при наличии признаков преступления, расследование которого не входит в его компетенцию, в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия».

С другой стороны, необходимо отметить, что внесение последних изменений в перечень проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 144 УПК РФ, в числе которых присутствуют также и следственные действия, компенсирует указанный нами недостаток и позволяет в стадии возбуждения уголовного дела обнаружить и зафиксировать следы преступления, а также доказательства, которые требуют незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. В связи с этим пропадает актуальность проведения неотложных следственных действий, требующих обязательного возбуждения уголовного дела в порядке ст. 157 УПК РФ.

По нашему мнению, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Компетенция (в уголовно-процессуальном понимании) является совокупностью процессуальных полномочий, прав и обязанностей должностных лиц определенного органа дознания (следствия), реализуемых в сфере его деятельности, которая определяет его место в системе органов дознания (следствия).

2. Сфера деятельности, в рамках которой осуществляют свои права и обязанности указанные органы дознания (следствия), определяется подследственностью (ст. 151 УПК РФ), то есть перечнем норм уголовного закона, предусматривающим преступления, которые расследуют те или иные органы.

3. Орган дознания (следствия), не обладающий компетенцией по принятию окончательного решения по сообщению о преступлении, обязан передать его по подследственности.

4. Оперативные подразделения ФСИН России относятся к органам дознания, но расследовать уголовные дела не имеют права, а могут лишь выполнять иные процессуальные полномочия и проводить неотложные следственные действия в порядке ст. 157 УПК РФ.

5. Право проведения неотложных следственных действий, предусмотренное п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, относится к исключительной компетенции начальников органов и учреждений УИС, и не может быть делегировано иным должностным лицам, например, их подчиненным.

6. В ходе доследственной проверки оперативные подразделения ФСИН России по общему правилу вправе принимать одно решение: передать сообщение о преступлении по подследственности, и лишь в исключительных случаях, когда есть необходимость проведения неотложных следственных действий по преступлениям, по которым производство предварительного следствия обязательно, указанные органы могут принимать решение о возбуждении уголовного дела. Однако актуальность этого правила в настоящее время сходит на нет.

Таким образом, в настоящее время уголовно-процессуальное законодательство имеет нечеткую регламентацию полномочий сотрудников учреждений и органов УИС в стадии возбуждения уголовного дела, что, несомненно, вызывает путаницу и ряд затруднений в ходе их реализации.

Библиографический список

1. Толковый словарь русского языка: около 100 ООО слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М., 2012. 1375 с.

2. Большой юридический словарь. М., 2001. 624 с.

3. Топорнин Б. Н. Юридическая энциклопедия. М., 2001. 1272 с.

References

1. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka: okolo 100 000 slov, terminov i frazeologicheskikh vyra-zhenii [Explanatory dictionary of the Russian language: about 100,000 words, terms and phraseological expressions]. Moscow, 2012, 1375 p. [in Russian],

2. Bol'shoi yuridicheskii slovar' [Big Law Dictionary], Moscow, 2001, 624 p. [in Russian],

3. Topornin B. N. Yuridicheskaya entsiklopediya [Legal encyclopedia]. Moscow, 2001, 1272 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.