ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ
МОНГОЛИИ
Б. Юндэндорж,
адъюнкт Московского Университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — Уголовное право и криминология
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется деятельность административных органов Монголии по предупреждению правонарушений против несовершеннолетних и рассматриваются проблемы, возникающие в сфере данной деятельности.
Ключевые слова: административные органы Монголии, защита законных прав и интересов несовершеннолетних, система защиты детей, предупреждение правонарушений и преступлений против несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних
ABOUT SOME QUESTIONS OF THE PREVENTION OF
THE OFFENCES AGAINST MINORS IN ACTIVITY OF ADMINISTRATIVE BODIES OF MONGOLIA
B. Jundendorzh,
the graduated in a military Аcademy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article activity of the administrative bodies of Mongolia under the prevention of offenses against minors is analyzed and the problems arising in sphere of given activity are considered.
Keywords: the administrative bodies of Mongolia, the protection of legitimate rights and interests of the minors, the system of protection of children, the prevention of offenses and crimes against minors, the commissions on affairs of the minors
Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних, защита их законных прав и интересов являются одним из основных направлений государственной деятельности Монголии. Это особенно актуально в современных условиях, когда построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни предполагают признание приоритета общечеловеческих ценностей, прежде всего, жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, прав и интересов личности. Однако, обострение не-
гативных явлений в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни Монголии, резкая дифференциация населения по уровню материального обеспечения отрицательно влияют на формирование подрастающего поколения.
В этой связи вызывает тревогу тот факт, что жертвами различных преступных посягательств часто становятся именно несовершеннолетние, так как они были и остаются самыми незащищенными, наиболее уязвимыми членами общества, и перед го-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
сударством стоит важная задача защитить права и интересы населения, в том числе детей и женщин.
В данной статье мы анализируем деятельность административных органов Монголии1 по предупреждению правонарушений против несовершеннолетних и рассматриваем проблемы, возникающие в сфере данной деятельности.
Безусловно, государство и общество озабочены проблемами преступности против несовершеннолетних и зашиты детей от преступных посягательств, принимая меры для их решения. В частности, Монголия ратифицировала2 конвенции ООН «О правах ребенка» (1990 г.), «О защите де-тей»(1993 г.) и др., в связи с чем активизировался процесс имплементации международных норм, принципов и стандартов в области защиты детей во внутреннее законодательство Монголии. С этого момента предупредительная деятельность по защите несовершеннолетних от преступных посягательств начала реализовываться в соответствии с международными стандартами.
В новой демократической Конституции Монголии 1992 года указано: «...интересы семьи, материнства, младенчества, ребёнка защищаются государством»3 и отражены несколько принципиальных норм по защите интересов ребёнка. С целью импле-ментации выше названных международных норм, в 1996 году в Монголии утвержден закон «О защите прав детей»4, где прописана система защиты прав ребёнка. В соответствии с этим законом в центре внимания государства становится социальная политика, на первом месте которой — права ребёнка и семьи5. Также процесс защиты интересов несовершеннолетних от преступных посягательств в Монголии регулируется иными законами: Уголовным, Уголовно-процессуальным, Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексами, законами «О Суде», «О Прокуратуре», «Об Адвокатуре», «О Защите прав детей», «О Труде» и многими другими постановлениями Правительства, ведомственными приказами, применяемыми в соответствии с перечисленными законами.
Одной из важных проблем, решаемых Монгольским государством, является защита интересов детей, составляющих 38 % от общего населения страны6, но реализация законодательства, в котором отражены меры государственных и муниципальных органов по предупреждению и защите несовершеннолетних от преступных посягательств, не всегда является удовлетворительной. Мы считаем, что это связано с объективными и субъективными факторами проводимой государством политики по
предупреждению правонарушений против детей, подверженных обнищанию, бродяжничеству, всяким преступным посягательствам. Причины — в микросреде, слабом надзоре со стороны родителей и школы, семейном насилии, но главная причина: с одной стороны, недостаточная реализация действующего законодательства, с другой — неудовлетворительная деятельность административных органов по реализации государственной политики по предупреждению и защите несовершеннолетних от правонарушений и преступных посягательств.
Теоретически и методологически нами ставится вопрос, является ли предупреждение правонарушений против несовершеннолетних одним из главных в деятельности административных органов. Проблема предупреждения правонарушений против несовершеннолетних имеет многосторонний, комплексный характер. В ее реализации играют важную роль исполнительные органы Монголии7. К решению этого вопроса можно подойти с точки зрения иных отраслей юриспруденции — «криминологии», «деликтологии», «виктимологии», но мы стремились подойти комплексно.
В традиционных криминологических учениях зачастую говорится о важной роли административных органов государства в деятельности по предупреждению преступления и правонарушения против несовершеннолетних.
В некоторых законодательных актах Монголии узаконено, что функция непосредственного руководства организацией по предупредительной работе возлагается на административные органы и внештатные советы, комитеты при них. Монголия — одна из стран, которая придает большое значение административным органам, их исполнительной роли в деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений.
Научные сотрудники и практические работники с различными воззрениями критикуют предупредительную работу административных органов Монголии по предупреждению правонарушений, в том числе предупредительную работу по защите несовершеннолетних от правонарушений, совершаемых против них, оценивая ее не на должном уровне и отмечая не соблюдение законодательных актов и слабую координацию (взаимосвязь) между административными органами8.
Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что в деятельности административных органов Монголии необходимо:
1. Достигнуть единства действующих законодательных актов, так как в настоящее время меры
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
по предупреждению правонарушений против несовершеннолетних регулируются правовыми актами, являющимися источниками нескольких отраслей права (уголовного, административного, муниципального, полицейского, уголовно — процессуального, административно — процессуального, уголовно — исполнительного и др.), поэтому и возникают правовые коллизии, отрицательно влияющие на предупредительную деятельность административных органов. Ныне в стране действуют около 60 законов, законодательных актов по защите прав и интересов несовершеннолетних от правонарушений. В последнее время вносились поправки в Уголовный и Уголовно — процессуальный кодексы, законы «О предупреждении преступлений», «О защите прав детей», «О борьбе с семейным насилием», но некоторые из них противоречат друг другу. Например, из-за совпадения признаков объективных сторон некоторых составов преступлений и правонарушений, а именно: предусмотренных статьей 123 Особенной части Уголовного кодекса Монголии «Принуждение к развратным действиям»9, с признаками правонарушений, предусмотренных законами Монголии: «О защите прав детей», «О борьбе с семейным на-силием»10, а также с административным правонарушением, предусмотренным статьей 41 Закона «Об административной ответственности» Монголии11, возникают затруднения в правильной квалификации деяний и вменении соответствующих санкций, а также — в устранении причин совершения преступлений и правонарушений против несовершеннолетних.
В последнее время Монголия еще более углубляет деятельность по правовой реформе, ведет систематизацию законодательства, ведется работа над редакцией нового кодекса о налагании административного взыскания, об ответственности. Но вопрос систематизации законодательства, касающегося защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждения правонарушений, совершенных против них, должным образом до конца не решен и находится в центре внимания общества и государства.
2. Усовершенствовать механизм реализации действующего законодательства.
В законодательство Монголии включены правовые нормы, обязывающие административные органы решать вопросы, касающиеся защиты прав и интересов несовершеннолетних от преступных посягательств, совершенных против них, но реализация данных норм в настоящее время находится не на должном уровне. Полной реализации этих норм препятствуют неблагоприятные экономические и
социальные условия, сложившиеся в стране. Также в законодательных актах не решен вопрос контролирующего субъекта. Так, одной из внесенных законодателями поправок к новому Уголовному кодексу Монголии (2002 года) является «назначать несовершеннолетним другие наказания, кроме лишения свободы»12 (это — принудительные меры воспитательного воздействия, отсрочка исполнения судебного приговора о лишения свободы). Именно здесь не отражен субъект, который должен осуществлять контроль над реализацией данной нормы.
За 8 лет, с момента вступления в силу Уголовного кодекса Монголии (2002 г.) до настоящего времени, так и не была организована специальная воспитательная организация, куда можно было бы направлять несовершеннолетних при применении к ним принудительных мер воспитательного характера.
По нашему мнению, такие меры наказания, налагаемые на несовершеннолетних, как принудительные меры воспитательного воздействия, отсрочка исполнения судебного приговора о лишении свободы, должны осуществляться как неотъемлемая часть предупредительной деятельности административных органов. По опыту некоторых стран (Новой Зеландии, Филиппин, Таиланда и др.) возможно принятие иных многосторонних мер кроме перечисленных в Уголовном кодексе Монголии.
3. Координировать деятельность, касающуюся вопросов защиты прав несовершеннолетних.
По закону Монголии «Об административно — территориальных единицах и их управлении»13 полномочия в отношении защиты интересов детей и семьи должны осуществлять руководители столицы Монголии (Улан — Батора), аймаков («аймак» с монгольского — область), районов (административные единицы городов), сомонов («сомон» с монгольского сельская административная единица аймаков).
Ныне в Монголии действуют около 20 государственных, более 220 общественных (из них активно действующих — 70) организаций14. Но из-за их несогласованной деятельности результаты малоэффективны и отрицательно влияют на деятельность административных органов по предупреждению преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних.
Существующие до 1990 -х годов при городском, аймачном, районном, сомонном исполнительных управлениях Народного Депутатского Хурала комиссии по делам несовершеннолетних вели деятельность по борьбе с безнадзорностью детей, защите их прав, предупреждению правонарушений15.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
Хотя они и не входили в систему Министерства вну-тренных дел, деятельность их была тесно связана с детской службой милиции. «Детская служба» милиции была создана Приказом Министерства внутренних дел МНР от 5 сентября 1949 г. №1069 «О создании в составе отдела охраны общественного порядка при государственном управлении милиции детской службы», в обязанности которой входило обеспечение защиты интересов детей и их правильного воспитания, а при отделе борьбы с преступностью Государственного милицейского управления была создана служба по борьбе с беспризорностью и правонарушениями детей16. В переходные годы, годы правовой реформы данные комиссии перестали существовать. Несмотря на это, с помощью Детского фонда ООН при административных управлениях — в районах Баянгол и Багануур Улан-Батора, в аймаке Хэнтий с сентября 2006 года в виде эксперимента начал реализовываться проект по созданию «Комитета по делам несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности»17. С 2008 года по инициативе и просьбе местных управлений в аймаках Убс, Кобдоский, Центральный, Хубсугул дополнительно организованы аналогичные комитеты. По итогам 2009 года выяснилось, что в связи с организацией указанных комитетов при административных органах, вопросы несовершеннолетних стали находиться в центре внимания заинтересованных органов. В настоящее время обсуждается вопрос о возможности создания комиссий по всей стране, как самостоятельных организаций с единым руководством, наделив их функциями для решения вопросов как несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, так и несовершеннолетних, потерпевших от преступлений.
4. Информационное и кадровое обеспечение.
В начале 1990-х годов, в связи с развитием в стране демократии и переходом на рыночную экономику, в деятельности милиции Монголии произошли немалые перемены, в том числе была обновлена структура детской службы милиции. Так, в 1997 году был создан «Отдел по профилактике детской преступности»18, а в 2001 году — «Отдел по профилактике преступлений»19 и «Детское отделение» при нём.
Согласно действующему законодательству в Монголии работу с несовершеннолетними, совершившими преступления и правонарушения или пострадавшими от них, осуществляют инспекторы по делам несовершеннолетних, дознаватели, следователи полиции, адвокаты, прокуроры, судьи, а также
педагоги, психологи, социальные работники. До сих пор ещё не искоренены такие недостатки, когда дознаватели или следователи не способны общаться с ребёнком в соответствии с его возрастными особенностями, а адвокаты не в состоянии оказать юридическую помощь так, чтобы возникло доверие к ним со стороны детей.
При ГУП (Главное Управление Полиции) Монголии в 2005 году создано Управление по обеспечению общественного порядка, в штат которого входит отделение по работе с несовершеннолетними, состоящее из трёх человек: начальника, старшего инспектора и инспектора (до этого данные обязанности исполнял один инспектор), осуществляющего методическое руководство всей работой по делам несовершеннолетних и оценивающего деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних всех подразделений полиции Монголии. Ранее, в 80-х годах ХХ века «детская служба» подчинялась непосредственно начальнику полиции подразделений, позже входила в штат Уголовной полиции, а в настоящее время входит в штат отдела охраны общественного порядка подразделений полиции и подчиняется отделению по работе с несовершеннолетними Управления по обеспечению общественного порядка ГУП Монголии, а также отделу «Общественных связей» столичного управления полиции. В столичном управлении полиции города Улан — Батора в штат отдела «Общественных связей» входят два инспектора по делам несовершеннолетних, на которых возлагаются обязанности организовывать и координировать работу по предупреждению преступности несовершеннолетних, по защите их от преступных посягательств, оценивать работу инспекторов по делам несовер шеннолетних подразделений столицы. Кроме того, в каждом аймачном, районном отделах полиции работают от одного до четырёх инспекторов по делам несовершеннолетних.
Неоднократные организационно — штатные мероприятия свидетельствуют об активном поиске целесообразных организационных форм, которые могли бы обеспечить наиболее полную реализацию уголовной политики Монголии в отношении несовершеннолетних. Однако, по- нашему мнению, деятельность «детской службы» в связи с этим ослабла и заключается в исполнении инспекторами по делам несовершеннолетних отдельных поручений начальников различных подразделений, при этом у них остается мало времени на выполнение основных должностных обязанностей. Аналогичные ситуации сложились в администрациях городов, райо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
нов и сомонов, где специалистов по работе с детьми не хватает, и они выполняют не свойственные им функции. Всё это является одной из причин осуществления деятельности административных органов по предупреждению преступности несовершеннолетних, защите их от преступных посягательств не на должном уровне.
Только с 2010 года в Центре информационных исследований ГУП Монголии начали исследовать информацию о совершенных за определенный период правонарушениях, в том числе в отношении несовершеннолетних. А до этого не представлялось возможным проводить тщательное исследование преступлений и правонарушений против несовершеннолетних, выявлять причины, факторы, обрабатывать информацию. Например, согласно бюллетеню 2011 года Центра информационных исследований ГУП Монголии, количество совершенных правонарушений против прав ребёнка (указанных в законе «О защите прав детей» Монголии) и решаемых органами полиции в 2008 году — 76, в 2009 году — 1, в 2010 году — 120, что говорит о недостаточном выявлении всех случаев нарушений прав и интересов детей. Сегодня в Монголии нет отдельной организации, занимающейся статистикой детских преступлений и правонарушений.
Таким образом, необходимо улучшать деятельность административных органов Монголии по предупреждению правонарушений против несовершеннолетних путем совершенствования правовой среды, улучшения координации соответствующих органов, создания учреждений, охватывающих все административные единицы страны и ведущих комплексную работу по защите прав и интересов детей.
В дальнейшем, в рамках единой системы защиты детей, в Монголии должен быть создан административный орган, объединяющий правоохранительные и органов социальной защиты, деятельность которого будет направлена на предупреждение преступлений и правонарушений против несовершеннолетних, а также на воспитание и перевоспитание несовершеннолетних, совершивших преступления, и их социализацию.
Литература:
1 Национальное управление по защите детей в составе рабочей службы вице Президента Монголии, Совет по урегулированию предупредительной деятельности от преступлений на территории страны, Столичное управление по работе детей и молодежи при администрации столицы, социальные отделы
при администрациях городов, районов, сомонов и др.
2 Конвенция ООН «О правах ребенка». Сборник международных актов о правах человека. Улан-Батор. 1998, с.123
3 Конституция Монголии. 1992, Гл 2. Ст. 16. П.11
4 Закон о защите прав детей Монголии. Улан-Батор, 1996.
5 Ребёнок и законность// Учебное пособие для юристов. Под ред. Ч. Онорбаяра. Улан-Батор, 2008, С. 5.
6 Бюллетень Национального органа статистики Монголии, 2010.
7 В Монголии по функциям и полномочиям выделяют следующие исполнительные органы: -Высшее государственное исполнительное: Правительство, центральные административные (исполнительные): Министерства, агентства и управления, муниципальные администрации (столичная, аймачные, районные, сомонные).
8 См. Программу стратегии деятельности и перестройки устройства Национального управления по защите детей. // Приложение Постановления Правительства №197от 09.29. 2004.
9 Уголовный кодекс Монголии. Улан-Батор, 2002.
10 Закон о борьбе с семейным насилием. Улан-Батор,2004.
11 Закон об административной ответственности Монголии, Улан-Батор, 1992.
12 Ст. 62, п.62.1., 62.2, 69.1., 69.2. Уголовного кодекса Монголии
13 Закон об административно-территориальных единицах и их управлении. Улан-Батор, 2008.
14 Информация МЮ и ВД Монголии, 2010.
15 Устав Комиссии по делам несовершеннолетних. Указ Президиума Великого Народного Хурала МНР. №137, 1964.
16 Из доклада Д.Дагвадоржа, посвященного к 50- летию создания Детской службы. Архивный материал. ГУП Монголии. Улан-Батор, 1999.Т.1. С. 2-3.
17 Жейн С Ким, Р.Оюунбилэг. Обзор отчета Комитета по делам несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Улан-Батор, 2009.//www.uшcef/org/mongoHa
18 Приказ ГУП МЮ и ВД Монголии от 24 мая 1997 г., №107
19 Приказ ГУП МЮ и ВД Монголии от 6 апреля 2001г., №А/11
20 Бюллетень Центра информационных исследовании ГУП Монголии, 2011 г.