Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обращение граждан / прокуратура / нарушение прав / защита прав и свобод граждан / жалобы граждан / citizens' appeal / prosecutor's office / violation of rights / protection of citizens' rights and freedoms / citizens' complaints

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С Д. Кагирова

В настоящей статье ставится вопрос о работе прокуратуры с обращениями граждан. Значимость обращений граждан прежде всего определяется тем, что они гарантированы Конституцией Российской Федерации. Статья 33 Основного закона закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В статье приведена статистика обращений в связи с нарушениями с сфере ЖКХ, жилищного и бюджетного законодательства, в сфере пенсионного страхования, а также выявлены некоторые недостатки ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С Д. Кагирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2500-1000-2024-12-1-124-127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO APPEAL TO THE PROSECUTOR'S OFFICE

This article raises the question of the prosecutor's office's work with citizens' appeals. The importance of citizens' appeals is primarily determined by the fact that they are guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. Article 33 of the Basic Law establishes the right of citizens of the Russian Federation to apply personally, as well as to send individual and collective appeals to state and local government bodies. The article provides statistics on appeals in connection with violations in the field of housing and communal services, housing and budget legislation, in the field of pension insurance, and also identifies some shortcomings of the Federal Law "On the procedure for considering appeals from citizens of the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ»

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЩЕНИЯ В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ

С.Д. Кагирова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-1-124-127

Аннотация. в настоящей статье ставится вопрос о работе прокуратуры с обращениями граждан. Значимость обращений граждан прежде всего определяется тем, что они гарантированы Конституцией Российской Федерации. Статья 33 Основного закона закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В статье приведена статистика обращений в связи с нарушениями с сфере ЖКХ, жилищного и бюджетного законодательства, в сфере пенсионного страхования, а также выявлены некоторые недостатки ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ключевые слова: обращение граждан, прокуратура, нарушение прав, защита прав и свобод граждан, жалобы граждан.

Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 определяет прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, которые осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Обращения граждан являются одной из форм защиты своих прав и свобод, позволяют восстановить нарушенные права и свободы, выявить потребности и проблемы, возникшие в обществе и государстве. Можно сказать, что обращения граждан - это одна из форм участия населения в управлении государством и обществом. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении подчеркнул значение права граждан Российской Федерации на обращение как важного средства осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, одной из форм их участия в управлении делами государства и местном самоуправлении, инструментом взаимодействия личности и публичной власти. Согласно ст.ст. 2, 15, 17, 18 и 45 Конституции Российской Федерации, законодатель обязан установить эффективный механизм его реализации и защиты. В органах прокуратуры, в соответствии с их полномочиями, раз-

решаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации свидетельствует о росте числа обращений, направленных в органы прокуратуры. За минувшие два десятилетия зарегистрировано свыше восьмидесяти миллионов заявлений от граждан. В крайнем отчетном периоде, зафиксированном в 2020 году, общее число обращений достигло отметки в 4 794 660. При этом, значительная доля -1 158 365 человек, предпочли донести свои проблемы и вопросы через прямой контакт, посетив личные приемы представителей прокуратуры.

Анализ обращений показывает, что чаще всего обращения связаны с нарушением трудовых прав, прав несовершеннолетних и предпринимателей, бюджетного законодательства, жилищного законодательства, в сфере ЖКХ, в сфере пенсионного обеспечения, жалобы на действие судебных приставов-исполнителей, по вопросам безопасности дорожного движения.

Выступая на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Генеральный прокурор И.В. Краснов отметил: «Несмотря на снижение на 8% числа жалоб о нарушениях закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, они составляют треть от всех

разрешенных прокурорами обращений. Всего в результате проверки доводов заявителей вскрыто более 480 тыс. нарушений законов, что потребовало внесения свыше 355 тыс. актов прокурорского реагирования».

В ходе анализа результатов деятельности прокуратуры Удмуртской Республики, выполненного на основании рассмотрения заявлений от населения, выявилась аналогичная закономерность.

Результаты рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений прокуратурой Удмуртской Республики за 2019 год и январь-декабрь 2020 года

Прокурор Удмуртской Республики А.Ю. Николаев отметил: «В 2020 году в органы прокуратуры республики поступило более 33 тысяч обращений, более 7 тысяч посетителей принято на личном приёме, в том числе, с использованием режима видео-конференц-связи.

В основном население республики беспокоят социальные и экономические проблемы - вопросы соблюдения трудового и жилищного законодательства, защиты прав и интересов несовершеннолетних, много жалоб поступает на нарушения в сфере ЖКХ, исполнительного производства, на действия и решения правоохранительных органов».

Статья 3 Федерального закона № 59-ФЗ посвящена правовому регулированию правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан [1]. Исходя из ч.1 ст.3 правовую основу института обращений граждан составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иные федеральные законы.

Следует подчеркнуть, что, согласно ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Хотя Федеральный закон № 59-ФЗ носит название «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч.3 ст.1 данного закона учитывает указанное выше

положение и прямо предусматривает, что установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

К международно-правовым документам, регулирующим право граждан на обращение, относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, и др.

Институт обращений граждан находит свое отражение в федеральных конституционных законах и в федеральных законах.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как основополагающий нормативный правовой акт определяет понятие, виды обращений граждан, порядок их рассмотрения. Но существует целый ряд федеральных конституционных и федеральных законов, в которых содержатся специальные правила по рассмотрению обращений. На них действие данного закона не распространяется. Такими законами являются следующие: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1 -ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Специальный порядок рассмотрения обращений предусматривают все процессуальные кодексы: ГПК, АПК, УПК, КАС и КОАП.

Федеральный закон № 59-ФЗ в ч.2 ст.3 закрепил за субъектами Российской Федерации полномочие по принятию законов и иных нормативных актов, в которых могут содержаться нормы о защите права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные вышеуказанным Федеральным законом.

В качестве примера можно привести такие законы субъектов Российской Федерации, как Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан», Закон Орловской области от 2 ноября 2013 г. № 1554-ОЗ «О дополнительных гарантиях реализации граждан на обращение в Орловской области» и др.

Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил это право субъектов РФ в п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. № 19-П: взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 1 и ст. 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не препятствуют введению законами субъекта Российской Федерации в целях защиты конституционного права граждан на обращение положений, которые дополняют федеральные гарантии данного права и не предполагают возложение новых обязанностей на физических и юридических лиц.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 содержит норму, которая является правовой основой для работы прокуроров с обращениями. Заявления и жалобы, иные обращения в органах прокуратуры должны рассматриваться в порядке и сроки, которые определены федеральным законодательством.

Обращения, поступающие в органы прокуратуры, требуют внимания к деталям, прописанным в Федеральном законе № 59-ФЗ, что представляет основу для регулирования процесса рассмотрения.

На основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иного федерального законодательства была разработана Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45. Но, как показывает анализ этого документа, имеется ряд положений Инструкции, которые расходятся с Федеральным законом № 59-ФЗ.

Например, Федеральный закон так определяет обращения гражданина: это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления». Инструкция же дает более краткое определение обращения: это изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство. Следует отметить, что в Инструкции содержится еще один вид обращения: ходатайство, то есть просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод. Кроме того, не указаны субъекты, которые обязаны рассматривать обращения.

Для согласования нормативных актов, в частности инструкций, с положениями Федерального закона № 59-ФЗ, требуется их адаптация и модернизация.

Следует обратить внимание на Указание Генпрокуратуры России от 06.03.2020 № 137/9 «О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»: «Работу с обращениями считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности, руководствоваться при ее организации требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» и от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора», уделяя повышенное внимание срокам и качеству разрешения обращений».

Данное руководство подчеркивает ключевую роль, которую прокуратура выполняет в защите конституционных прав граждан, особенно в контексте обращений. Среди основных задач, возложенных на прокурорские органы, выделяется гарантирование использования населением информационно-телекоммуникационных инноваций и специа-

лизированного программного обеспечения для того, чтобы их запросы были услышаны. Отдельное внимание обращено на необходимость прозрачности в обработке этих обращений. Прокуратура также обязана стремиться к тому, чтобы права и законные интересы людей, подвергшихся нарушениям, были восстановлены в полной мере.

Анализ Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» показывает, что ряд его положений требует в дальнейшем корректировки. Декларативный характер ряда норм данного закона, неполное регулирование порядка рассмотрения обращений граждан влияют на механизм реализации конституционного права на обращение граждан.

Следует обратить внимание на некоторые положения Федерального закона, нуждающиеся, представляется, что в совершенствовании.

«Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государствен-

ный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов». «В течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное обращение подлежит обязательной регистрации».

Исследование процедур регистрации выявило систематические задержки, связанные с выходными и праздничными нерабочими днями, которые препятствуют соблюдению установленного трехдневного регламента. По этой причине кажется разумным рекомендовать отсчет времени, отведенного на регистрацию документации, исключительно в рабочие дни. Этот подход позволит избежать конфликтов с Федеральным законом № 59-ФЗ и правилами трудового кодекса, гарантируя защиту прав как обращающихся граждан, так и сотрудников правительственных структур либо муниципальных учреждений, задействованных в процессе обработки заявлений.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

ON SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO APPEAL TO THE PROSECUTOR'S OFFICE

S.D. Kagirova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article raises the question of the prosecutor's office's work with citizens' appeals. The importance of citizens' appeals is primarily determined by the fact that they are guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. Article 33 of the Basic Law establishes the right of citizens of the Russian Federation to apply personally, as well as to send individual and collective appeals to state and local government bodies. The article provides statistics on appeals in connection with violations in the field of housing and communal services, housing and budget legislation, in the field of pension insurance, and also identifies some shortcomings of the Federal Law "On the procedure for considering appeals from citizens of the Russian Federation".

Keywords: citizens' appeal, prosecutor's office, violation of rights, protection of citizens' rights and freedoms, citizens' complaints.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.