Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AGRICULTURAL PRODUCER / AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION / AGRICULTURAL SECTOR OF ECONOMY / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холупко В.Э.

Указывается, что становление рыночных отношений в аграрном секторе экономики, многообразие направлений сельскохозяйственной деятельности свидетельствуют о развитии аграрных отношений, которое, в свою очередь, влечет усложнение правового инструментария, воздействующего на эти отношения и совершенствование нормативных правовых актов. Анализируются основные нормативные положения в сфере сельскохозяйственного производства с позиции правового обеспечения получения продукции растениеводства и животноводства. Автором дается анализ зарубежного и отечественного законодательства в сфере правового обеспечения производства сельскохозяйственной продукции. Формируется вывод о том, что существует ряд трудностей в анализе нормативов и регламентов в области производства сельскохозяйственной продукции, необходимых для соблюдения сельскохозяйственными производителями, поэтому необходимо усиливать и правовое направление по обеспечению функционирования основных отраслей сельскохозяйственного производства с закреплением в нормативных правовых актах понятийного аппарата по сельскохозяйственному производству. Кроме того, автором доказывается, что сочетание хозяйственной самостоятельности и локального регулирования с государственной поддержкой сельскохозяйственного производства будет способствовать возрождению села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Холупко В.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF LEGAL SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Points out that the formation of market relations in the agricultural sector of the economy, the diversity of areas of agricultural activity indicates the development of agricultural relations, which in turn entails the complication of legal instruments affecting these relations and the improvement of regulatory legal acts. The article analyzes the main regulations in the field of agricultural production from the position of legal support for obtaining crop and livestock products. The author analyzes foreign and domestic legislation in the field of legal support of agricultural production. The conclusion is formed that there are a number of difficulties in the analysis of standards and regulations in the field of agricultural production, necessary for compliance by agricultural producers. Therefore, it is necessary to strengthen the legal direction to ensure the functioning of the main branches of agricultural production with the consolidation of the normative legal acts of the conceptual apparatus for agricultural production. In addition, the author proves that the combination of economic independence and local regulation with state support for agricultural production will contribute to the revival of the village.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

УДК 349.42

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В.Э. ХОЛУПКО

(Гродненский государственный университет им. Янки Купалы)

Указывается, что становление рыночных отношений в аграрном секторе экономики, многообразие направлений сельскохозяйственной деятельности свидетельствуют о развитии аграрных отношений, которое, в свою очередь, влечет усложнение правового инструментария, воздействующего на эти отношения и совершенствование нормативных правовых актов. Анализируются основные нормативные положения в сфере сельскохозяйственного производства с позиции правового обеспечения получения продукции растениеводства и животноводства. Автором дается анализ зарубежного и отечественного законодательства в сфере правового обеспечения производства сельскохозяйственной продукции. Формируется вывод о том, что существует ряд трудностей в анализе нормативов и регламентов в области производства сельскохозяйственной продукции, необходимых для соблюдения сельскохозяйственными производителями, поэтому необходимо усиливать и правовое направление по обеспечению функционирования основных отраслей сельскохозяйственного производства с закреплением в нормативных правовых актах понятийного аппарата по сельскохозяйственному производству. Кроме того, автором доказывается, что сочетание хозяйственной самостоятельности и локального регулирования с государственной поддержкой сельскохозяйственного производства будет способствовать возрождению села.

Ключевые слова: сельскохозяйственный производитель, агропромышленное производство, аграрный сектор экономики, государственная поддержка.

Законодательство Республики Беларусь в области развития села и агропромышленного комплекса начало активно развиваться, появились новые направления правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных производителей Республики Беларусь, в связи с чем и повысилось внимание правоведов к аграрному сектору экономики [1]. В настоящей статье анализируются основные нормативные положения в сфере сельскохозяйственного производства с позиции правового обеспечения получения продукции растениеводства и животноводства.

Так, в Республике Беларусь параметры развития и механизмы регулирования сельскохозяйственного производства предусмотрены программными нормативными актами: Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы [2], Доктриной национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года [3], Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 года № 347 «О государственной аграрной политике [4] (далее - Указ № 347), Директивой Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 года № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли» [5] (далее - Директива № 6). И это естественно, так как национальные аграрные политики и программные документы в области государственного регулирования сельскохозяйственной деятельности имеются у каждого государства - члена Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС): Армении [6], Республике Казахстан [7], Кыргызской Республике [8] и Российской Федерации [9].

В отношении отдельных отраслей сельскохозяйственной деятельности получило развитие аграрное законодательство в Республике Беларусь. Так, имеются: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года № 205-З «О растительном мире» [10] (далее - Закон №250-З), Закон Республики Беларусь от 20 мая 2013 года № 24-З «О племенном деле в животноводстве» [11] (далее - Закон № 24-З), Закон Республики Беларусь от 2 мая 2013 года № 20-З «О семеноводстве» [12] (далее - Закон № 20-З), Закон Республики Беларусь от 2 июля 2010 года № 161-З «О ветеринарной деятельности» [13] (далее - Закон №161-З).

С точки зрения правового обеспечения получения продукции растениеводства необходимо сказать, что статья 1 Закона № 205-З хоть и дает понятие растительной продукции, под которой понимаются растения, их части и (или) продукты их жизнедеятельности, изъятые из среды произрастания и используемые в качестве сырья или в иных целях производства и потребления, но положения Закона № 205-З (статья 2) не применяются в отношении объектов растительного мира, культивируемых (выращиваемых, возделываемых) в целях получения продукции растениеводства (в том числе в плодовых, плодово-ягодных садах), в оранжереях, питомниках древесных, кустарниковых и иных растений.

Таким образом, Закон №205-З не регулирует вопросы обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, относящейся к растительной.

Закон № 20-З регулирует правовые вопросы семеноводства, направлен на создание условий для получения семян растений с наилучшими сортовыми и посевными качествами. В соответствии с Законом № 20-З Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь утверждает схемы производства

и обращения семян сельскохозяйственных растений, порядок их упаковки, маркировки, хранения и транспортировки семян, а также порядок ведения реестра производителей семян сельскохозяйственных растений.

Таким образом, на уровне законодательных актов Республики Беларусь имеются первоосновы правового регулирования производства сельскохозяйственной продукции в области растениеводства, которые заложены в Законе № 20-З. Кроме того, в рамках Евразийского экономического союза имеется также правовое регулирование в области растениеводства [14], так как в достижении эффективности ведения растениеводства, успехи которого отражаются и на результатах животноводства (себестоимость и качество кормов собственного производства), неоценимое значение имеет посевное качество семян и их сортовые достоинства. Поэтому государство осуществляет непосредственное управление семеноводством и прежде всего правовое регулирование отношений, возникающих в его сфере.

С точки зрения правового обеспечения получения продукции животноводства, необходимо сказать, что Закон № 161-З регулирует вопросы осуществления ветеринарной деятельности и профилактики болезней животных, вопросы правового регулирования производства продуктов животного происхождения в соответствии со статьей 4 Закона № 161-З отнесены также к полномочиям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Под продуктами животного происхождения в статье 1 Закона № 161-З понимается мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, яйца и яйцепродукты, продукция пчеловодства, шкура, шерсть, волосы, пушнина, пух, перо, эндокринные железы и внутренние органы, кровь, кости, рога, копыта, в том числе их части, а также продукты жизнедеятельности животных. Некоторые авторы, анализируя вопросы правового регулирования производства сельскохозяйственной продукции, из вышеназванного определения предлагают исключить рыбу [1].

В соответствии с Законом № 24-З определяются правовые и организационные основы племенного дела в животноводстве и направления на создание условий для получения и использования качественной племенной продукции (материала). В соответствии со статьей 6 Закона № 24-З к полномочиям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в области племенного дела относится установление требований к содержанию и кормлению племенных животных, племенных стад, определению их продуктивности, а также государственное стимулирование племенного животноводства путем финансирования части затрат на его ведение из бюджета.

Отраслевые параметры развития и механизмы правового регулирования агропромышленной деятельности и производства сельскохозяйственной продукции в государствах - членах Союза предусмотрены программными документами [15] в Республике Армения, в Республике Казахстан, в Российской Федерации, в Кыргызской Республике. Республика Беларусь также идет в направлении развития аграрного законодательства, пересматриваются и правовые нормы по вопросам производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных производителей. Так, в юридических нормах, закрепленных в Директиве № 6 [5] устанавливаются новые правовые ориентиры - цели дальнейшего развития не только села, но и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Для достижения целей Директивы № 6 министерствам и другим заинтересованным поручено обеспечить реализацию мероприятий по государственной поддержке по соответствующим направлениям, а самим сельскохозяйственным предприятиям - выполнять поставленные задачи в агропромышленном комплексе, в том числе в сфере внедрения новых производственных и управленческих технологий, совершенствования структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом почвенно-климати-ческих особенностей областей и специализации регионов, актуализации на постоянной основе отраслевых регламентов и нормативов при производстве сельскохозяйственной продукции с учетом модернизации и инновационного развития сельскохозяйственного производства.

В отношении повышения эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции установлены направления будущего изменения правового регулирования не только на уровне законодательных актов, но и, на наш взгляд, на уровне локального правотворчества. Так, правовое направление, указанное в абзаце 2 п. п. 1.1 Директивы № 6, по поддержанию стабильности в производстве сельскохозяйственной продукции в объемах, гарантирующих продовольственную безопасность страны зависит не только от соответствующих министерств, но и от самих сельскохозяйственных организаций. Реализация правового направления, указанного в абзаце 3 п. п. 4.1 Директивы № 6, по совершенствованию научно обоснованной структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом почвенно-климати-ческих особенностей областей и специализации регионов в животноводстве зависит, на наш взгляд, также и от самих сельскохозяйственных производителей. Так как специализация производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций зависит от природно-климатических и экономических условий, представляется важным установить механизм, закрепляющий параметры выбора сельскохозяйственной организацией направления деятельности, структуры и объема производства, с учетом государственных заданий и целевых программ по развитию отраслей.

Так, в структуре растениеводства высокий удельный вес занимают зерновые и зернобобовые культуры, а также кормовые культуры, что обусловлено специализацией сельского хозяйства республики главным образом на молочно-мясном животноводстве. Основными зерновыми культурами являются ячмень, рожь, тритикале, особое место занимают картофель и лен. Основные овощные культуры - морковь, свекла,

капуста [16]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо усиливать и правовое направление по обеспечению функционирования основных отраслей сельскохозяйственного производства с развитием новых инновационных подходов, свидетельствующих о том, что локальное регулирование лежит в основе и будущего нормативного правового регулирования данной отрасли общественных отношений. Сочетание же хозяйственной самостоятельности и локального регулирования с государственной поддержкой в части научного обеспечения, по нашему мнению, будет способствовать возрождению села.

В целях эффективного использования научного потенциала необходимы правовые исследования не только в аграрной сфере Республики Беларусь, но и в совместно участвующих в реализации аграрной политики государствах - членах Союза. Представлялось бы важным в перечень перспективных НИОКР в сфере АПК государств - членов ЕАЭС [17] включить темы по правовым исследованиям сферы производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В связи с этим приоритетной видится и реализация правового направления, указанного в абзаце 5 п. п. 1.1 Директивы № 6, по актуализации на постоянной основе отраслевых регламентов и нормативов при производстве сельскохозяйственной продукции с учетом модернизации и инновационного развития сельскохозяйственного производства.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2019 года № 314 «О комплексе мер по реализации Положений Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 года № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли» [18] поручено облисполкомам, Министерству сельского хозяйства и Национальной Академии наук осуществить анализ выполнения субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, технологических регламентов и нормативов при производстве сельскохозяйственной продукции, а также осуществить их совершенствование и довести до субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства. На наш взгляд, реализация данных мер была бы более точной при проработке формы исполнения данных мероприятий. Обязательность соблюдения отраслевых регламентов и нормативов при производстве сельскохозяйственной продукции установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2014 года № 399 «О некоторых вопросах нормирования и ответственности руководителей при производстве сельскохозяйственной продукции» (далее - постановление№ 399) [19], в соответствии с которым руководителям организаций, осуществляющих деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, предписано обеспечить их соблюдение. В случае несоблюдения отраслевых регламентов и нормативов к руководителям организаций предписано применять в установленном порядке меры дисциплинарного взыскания. Приложением к постановлению № 399 утвержден Перечень отраслевых регламентов, типовых норм и нормативов, которых порядка 90.

Таким образом, обязательность соблюдения отраслевых регламентов и нормативов установлена не только постановлением № 399, но и Директивой № 6. Для понимания правового характера обязательности соблюдения того либо иного акта необходимо обратиться к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» [20], который регулирует вопросы вступления в силу, действия, толкования и систематизации нормативных правовых актов, а также регламентирует их виды.

Сельскохозяйственным организациям предписано соблюдать типовые нормы и нормативы. В соответствии со статьей 21 Закона «О нормативных правовых актах» типовые утверждаемые нормативные правовые акты - нормативные правовые акты, определяющие единые подходы к правовому регулированию определенной сферы общественных отношений. Их юридическая сила определяется юридической силой нормативных правовых актов, которыми они утверждены. Таким образом, для сельскохозяйственных организаций типовые нормы и нормативы, должны быть утверждены нормативными правовыми актами либо ими являться, будучи отнесенными к техническим нормативным правовым актам, и в этом случае требования Директивы № 6 по их актуализацию на постоянной основе имели бы заметный правовой эффект действия норм права.

Для регулирования осуществления производства сельскохозяйственной продукции с правовой точки зрения могут быть приняты технические нормативные правовые акты, утверждающие и закрепляющие количественные и (или) качественные требования, показатели, нормативы, характеристики, правила, методики осуществления сельскохозяйственного производства, устанавливающие системы управления (менеджмента) труда. В настоящий момент Национальной академией наук Беларуси разработан и уточнен ряд отраслевых регламентов по возделыванию основных сельскохозяйственных культур, имеются сборники отраслевых регламентов [21], но так как некоторые отраслевые регламенты по нормативному обеспечению сельскохозяйственного производства начали разрабатываться еще в середине 90-х годов в соответствии с постановлениями коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [21], они требуют определенного пересмотра и утверждения актом, который придаст им обязательную юридическую силу. Поэтому существует ряд трудностей в анализе нормативов и регламентов в области производства сельскохозяйственной продукции, необходимых для соблюдения сельскохозяйственными производителями.

Таким образом, производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных коммерческих организаций носит в настоящий момент больше публичный характер, чем частно-правовой характер.

Причем, на наш взгляд, именно для развития частно-правового регулирования сельскохозяйственного производства, государство устанавливает определенные меры государственной поддержки, являющиеся по своей сути обеспечительными в отношении сельскохозяйственного производства. Одной из таких мер является Указ Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 года № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» [22], в соответствии с которым устанавливается государственная поддержка, конечно же, с учетом взятых Республикой Беларусь внешних обязательств по разрешенному уровню государственной поддержки аграрной отрасли в странах Евразийского экономического союза, нарушение которых может повлечь санкции [23]. В связи с этим Государственная программа развития аграрного бизнеса [2] также устанавливает пределы предоставления средств из бюджета на развитие сельскохозяйственного производства.

Новым правовым средством помощи сельскохозяйственным производителям явился и Указ Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 года № 323 [24], в соответствии с которым сельхозпроизводителей можно спонсировать по 31 декабря 2023 года без указания, на что потрачены деньги, с отнесением средств на внереализационные расходы, в которые можно включать направленные инвесторами на приобретение сырья, сельхозтехники, запчастей, строительство и покупку зданий и другого имущества, непосредственно связанного с производством сельхозпродукции. Деньги можно также направлять, на оплату работ, услуг по своевременной подготовке и проведению полевых работ, выполненных сторонними организациями и собственными силами для сельскохозяйственных товаропроизводителей на безвозмездной основе. Таким образом, государство определило целевые установки по обеспечению продовольственной безопасности, достижение которых будет невозможно без инициативной политики сельскохозяйственных организаций - производителей.

Деятельность же в области агропромышленного производства осуществляют различные субъекты, которые производят сельскохозяйственную продукцию, осуществляют рыбоводство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, предоставляют услуги в области растениеводства и животноводства, по обслуживанию сельского хозяйства, проводят научные исследования в области сельского хозяйства, а также граждане, ведущие личные (подсобные) хозяйства. Поэтому необходимо понимать, что включает в себя агропромышленное производство с учетом нового законодательного подхода к его обеспечению. С развитием законодательства и правовых исследований определение, которое ранее было дано в учебниках по аграрному праву, например, под редакцией Г.Е. Быстрова и М.И. Козыря [25] в части того, что агропромышленное производство названо производством продуктов питания сельскохозяйственными производителями, необходимо наполнять новым содержанием. Согласно новому содержанию законодательных актов следует, что правовое регулирование и государственная поддержка направлены прежде всего на агропромышленное производство, которое включает производство и реализацию не столько продуктов питания, сколько всей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Поэтому само понятие «сельскохозяйственного производства» и, соответственно, направления правового регулирования данной области должны быть четко раскрыты в нормативных правовых актах. Указ № 347 [4] определил государственную аграрную политику как одно из направлений внутренней политики Республики Беларусь, обеспечивающее стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельхозпроизводства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и господдержки агропромышленного комплекса, а также сформулировал ее цели и принципы (п. 1-3 Указа № 347).

Представляется, что в Указе № 347 могли бы быть закреплены некоторые положения института аграрного права «Правовое регулирование сельскохозяйственного производства», а также новые принципы его правового обеспечения. В связи с этим мы предлагаем дополнить пункт 3 Указа № 347 новым пунктом в следующей редакции: «3.4. Обеспечение развития самостоятельности и инициативы сельскохозяйственных производителей в сочетании с государственной поддержкой», а пункт 1 Указа № 347 дополнить подстрочным определением о том, что «<*>Под сельскохозяйственным производством понимается вид деятельности сельскохозяйственных производителей по производству или производству и переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства, направленный на достижение экономических и социальных результатов, обеспечивающих выполнение уставных и общегосударственных задач».

В действующем законодательстве понятие «сельскохозяйственная продукция» не раскрывается. Существуют только перечни продукции, относящейся к сельскохозяйственной, в которых названа как сельскохозяйственная продукция, так и продукты ее переработки, продовольственные товары и продукты питания. Мы соглашаемся с авторами [1], полагающими, что понятие «сельскохозяйственная продукция» является общим для обозначения всей продукции, выращенной или произведенной в сельском хозяйстве, которую в зависимости от отрасли сельского хозяйства классифицируют на продукцию растениеводства; продукцию животноводства. В свою очередь, каждый из видов включает в себя различные подвиды в соответствии с подотраслями сельского хозяйства. Также мы соглашаемся с авторами, полагающими, что ввод понятия «сельскохозяйственная продукция» путем приведения исчерпывающего перечня ее видов в приложении к закону, регулирующему аграрные отношения, либо к одному из действующих классификаторов является спорным.

В п. 1 Комплекса мер по реализации положений Директивы № 6 [18] указано, что необходимо обеспечить производство основных видов сельскохозяйственной продукции, в том числе молока, продукции выращивания скота и птицы. Таким образом, законодатель в некоторых случаях к сельскохозяйственной продукции относит не только продукцию, выращенную на земле, но и полученную в результате жизнедеятельности животных, а так же результаты ее первичной переработки.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: формирование единства нормативных правовых актов, регулирующих вопросы сельскохозяйственного производства и закрепление нового принципа правового регулирования, выраженного в сочетании государственного обеспечения сельскохозяйственного производства с самостоятельностью и инициативой сельскохозяйственных производителей, на наш взгляд будет способствовать осуществлению государственной аграрной политики и повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций - производителей сельскохозяйственной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чиж, И.М. О правовом понятии «производитель сельскохозяйственной продукции» / И.М. Чиж. - Право.Ьу - 2009. -№ 2. - С. 81-86.

2. О государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 16 июня 2014 года № 585 [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11 мар. 2016 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

3. Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 15 дек. 2017 г., № 962 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

4. О государственной аграрной политике [Электронный ресурс] :Указ Президента Респ. Беларусь от 17 июля 2014 г., № 347 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

5. О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли [Электронный ресурс] : Директива Президента Респ. Беларусь от 4 мар. 2019 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

6. Об обеспечении продовольственной безопасности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Армения от 5 июня 2002 г., № ЗР-338. - Режим доступа: Ьир8://Ьа8е.8рМогт.ш/8Ьс^_13ос^х?^п=22406. - Дата доступа: 10.10.2019.

7. О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 г., № 66 - Режим доступа: https://bestprofi.com /document/521053867;jsessionid=2157D46A78C1B3C45F22A6F130431591?0. - Дата доступа: 10.10.2019.

8. О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики [Электронный ресурс] : Закон Кыргызской Республики от 26 мая 2009 г., № 166 - Режим доступа: https://Ьase.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn =27987._- Дата доступа: 10.10.2019.

9. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс] : Федеральный Закон Российской Федерации от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902021785. - Дата доступа: 10.10.2019.

10. О растительном мире [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

11. О племенном деле в животноводстве [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 20 мая 2013 г., № 24-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

12. О семеноводстве [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 2 мая 2013 г., № 20-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

13. О ветеринарной деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 2 июля 2010 г., № 161-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

14. Перечень единых методов определения посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений, применяемых государствами - членами Евразийского экономического союза при обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: Решение Совета Евразийской Экономической комиссии, 18 апреля 2018 года № 40. - Режим доступа: https://mshp.gov.by/documents/plant/ seedZeabd721402db9e9c.html - Дата доступа: 10.10.2019.

15. Анализ мировых тенденций государственной поддержки сельского хозяйства [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/sxs/Documents/ - Дата доступа: 10.10.2019.

16. Структура сельского хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aw.Ьelal.Ьy/russian/prof/prof.htm#Production. - Дата доступа: 10.10.2019.

17. Перечень перспективных НИОКР в сфере АПК государств-членов ЕАЭС [Электронный ресурс] : рекомендация коллегии Евразийской экономической Комиссии от 8 июля 2015 года № 14. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/Pages/niokr.aspx. - Дата доступа: 10.10.2019.

18. О комплексе мер по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 21 мая 2019 г., № 314 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

19. О некоторых вопросах нормирования и ответственности руководителей при производстве сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28.04.2014 № 399 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

20. О нормативных правовых актах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г., № 130-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

21. Организационно-технологические нормативы возделывания кормовых и технических культур : сб. отраслевых регламентов / Нац. акад. наук Беларуси, науч.-практ. центр Нац. акад. наук Беларуси по земледелию ; рук. разраб.: Ф.И. Привалов [и др.]; под общ. ред. В.Г. Гусакова, Ф.И. Привалова. - Минск: Беларус. навука, 2012. - 469 с.

22. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь от 2 окт. 2018 г., № 399 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

23. Бубен, С.Б. Углубление интерграции как фактор устойчивого развития АПК госуадрств - членов ЕАЭС / С.Б. Бубен, М. Байгот // Весщ Нац. акад. навук Беларусь Серыя аграрных навук. - 2018. - Т. 56. - № 2. - С. 135-150.

24. Об изменении Указа Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь от 2 сентября 2019 года №323 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

25. Аграрное право : учеб. для вузов. / Под ред. проф. Г.Е. Быстрова, проф. М.И. Козыря. - М. : Юристъ, 2000. - 534 с.

Поступила 17.08.2019

ON SOME ISSUES OF LEGAL SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

V. HOLUPKO

Points out that the formation of market relations in the agricultural sector of the economy, the diversity of areas of agricultural activity indicates the development of agricultural relations, which in turn entails the complication of legal instruments affecting these relations and the improvement of regulatory legal acts. The article analyzes the main regulations in the field of agricultural production from the position of legal support for obtaining crop and livestock products. The author analyzes foreign and domestic legislation in the field of legal support of agricultural production. The conclusion is formed that there are a number of difficulties in the analysis of standards and regulations in the field of agricultural production, necessary for compliance by agricultural producers. Therefore, it is necessary to strengthen the legal direction to ensure the functioning of the main branches of agricultural production with the consolidation of the normative legal acts of the conceptual apparatus for agricultural production. In addition, the author proves that the combination of economic independence and local regulation with state support for agricultural production will contribute to the revival of the village.

Keywords: agricultural producer, agro-industrial production, agricultural sector of economy, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.