Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холупко В.Э.

Тема органического осуществления сельскохозяйственного производства очень актуальна в мире - все больше людей отдают предпочтение экологически чистым продуктам питания. В 1972 г. в Версале была основана Международная федерация органического сельскохозяйственного движения (IFOAM), поставившая своей целью распространение информации и внедрение органического сельского хозяйства во все страны мира. Автором проводится анализ законодательства Республики Беларусь и зарубежных стран, выделяются направления правового обеспечения развития органического сельскохозяйственного производства, делается вывод о необходимости развития национального законодательства и участия государства в первоначальном этапе становления данного инновационного направления в агропромышленном комплексе Республики Беларусь. Делаются выводы, что для развития органического сельского хозяйства в Республике Беларусь необходимо изучить опыт других стран мира и провести сравнительно-правовые научные исследования в данной области знаний, правовая основа же развития должна быть отражена в нормативных правовых актах и технических регламентах, необходимых для принятия на уровне Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Холупко В.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND FOREIGN COUNTRIES

The topic of organic agricultural production is very relevant in the world - more and more people prefer organic food. In 1972, the international Federation of organic agricultural movement (IFOAM) was founded in Versailles with the goal of spreading information and introducing organic agriculture in all countries of the world. The author analyzes the legislation of the Republic of Belarus and foreign countries, highlights the directions of legal support for the development of organic agricultural production, concludes that it is necessary to develop national legislation and state participation at the initial stage of the formation of this innovative direction in the agro-industrial complex of the Republic of Belarus. The author makes conclusions that the development of organic agriculture in Belarus it is necessary to study the experience of other countries and to carry out comparative legal research in the field of knowledge, legal framework development should be reflected in the regulatory acts and technical regulations (necessary for making at the level of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Belarus).

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

УДК 349.42 (476)

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В.Э. ХОЛУПКО (Гродненский государственный университет им. Я. Купалы)

Тема органического осуществления сельскохозяйственного производства очень актуальна в мире -все больше людей отдают предпочтение экологически чистым продуктам питания. В 1972 г. в Версале была основана Международная федерация органического сельскохозяйственного движения (IFOAM), поставившая своей целью распространение информации и внедрение органического сельского хозяйства во все страны мира. Автором проводится анализ законодательства Республики Беларусь и зарубежных стран, выделяются направления правового обеспечения развития органического сельскохозяйственного производства, делается вывод о необходимости развития национального законодательства и участия государства в первоначальном этапе становления данного инновационного направления в агропромышленном комплексе Республики Беларусь. Делаются выводы, что для развития органического сельского хозяйства в Республике Беларусь необходимо изучить опыт других стран мира и провести сравнительно-правовые научные исследования в данной области знаний, правовая основа же развития должна быть отражена в нормативных правовых актах и технических регламентах, необходимых для принятия на уровне Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, сельскохозяйственный производитель, агропромышленное производство, аграрный сектор экономики.

Введение. Сегодня органическое сельскохозяйственное производство является чрезвычайно популярным во всем мире и активно развивается. В настоящее время правовое регулирование и обеспечение производства органической продукции в Республике Беларусь находится на этапе становления, нормативно-правовая база регулирует лишь отдельные вопросы сферы органического сельского хозяйства. В Республике Беларусь производством органической сельскохозяйственной продукции занимаются более 20 организаций, включая фермерские и личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные и другие организации Брестской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областей. Зарегистрированы 7 организаций, которые аккредитованы в Европейском союзе по выдаче сертификатов на производство органической продукции, около 1,5 тыс. га сельскохозяйственных земель страны сертифицировано этими организациями [1].

В соответствии с пунктом 4 Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 года № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли» (далее - Директива № 6) [2], руководители сельскохозяйственных организаций обязаны принимать меры по увеличению объемов производства продукции по экологически чистым технологиям. Нормы Директивы № 6 содержат новое направление правового регулирования, связанное с экологически чистыми технологиями аграрного производства, в том числе с охраной природы и человека. В течение нескольких десятилетий химические способы защиты сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей признавались наиболее перспективными методами повышения продуктивности сельскохозяйственного производства. Это представление служило и одним из обоснований выделения значительных средств на производство пестицидов в ущерб развитию альтернативных, экологически чистых технологий ведения сельского хозяйства [3].

На наш взгляд, в соответствии с Директивой № 6 устанавливается новый вид ведения сельскохозяйственного производства, который носит название «экологическое (биологическое, органическое)» и, с учетом применяемых технологий, предполагает минимизацию использования удобрений, агрохимикатов и генетически модифицированных организмов в сельском хозяйстве.

Основная часть. Под экологически чистой технологией обычно понимается метод производства продукции при наиболее рациональном использовании сырья и энергии, который позволяет одновременно снизить объем выбрасываемых в окружающую среду загрязняющих веществ и количество отходов, образующихся при производстве и эксплуатации изготовляемых продуктов [4]. В нормативных правовых актах Республики Беларусь понятие «экологически чистых технологий» отсутствует.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова [5], органическое (экологическое, биологическое) сельское хозяйство - форма ведения сельского хозяйства, в рамках которой происходит сознательная минимизация использования синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок. Согласно принципам международного стандарта 14024:2018 «Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры» [6] термин «экологически чистый» редко применяется, используется в основном термин «органический», так как «экологический» применительно к сельскому хозяйству имеет более абстрактный характер и требует научного обоснования, поэтому видимо, и заменяется на альтернативный термин, имеющий аналог на международном уровне - «экологически предпочтительный» (распространенный зарубежный аналог - «environmentally preferable», «organic»),

характеризующий способ производства продукции с улучшенными экологическими характеристиками, обеспечивающий снижение воздействия на окружающую среду в ходе жизненного цикла.

Во многих странах мира, обращение органической продукции в области сельскохозяйственного производства связано с установлением определенных требований к технологии производства и реализации продукции, так как при несоблюдении технологии производства невозможно получить правовой статус производителя органической сельскохозяйственной продукции, который отражается на ее сертификации и маркировке. Так, согласно принципам вышеназванного Европейского стандарта [6] ссылка на органическое сельское хозяйство на этикетке (или в рекламе) допускаются только для продукции, удовлетворяющей требованиям производства и обработки, установленными законодательством. Кроме того, стандарт запрещает термины или практики в маркировке и рекламе, которые могут ввести в заблуждение потребителей, при использовании слов таких как: «био» или «эко». В отношении продуктов переработки нормативные акты некоторых государств содержат требования о том, чтобы 95% ингредиентов было органическим для того, чтобы продукт был маркирован как органический, а продукты, в которых по крайней мере 75% органических веществ, - могут быть обозначен, как: «С» - произведено с использованием органических технологий [7]. С позиции правовой защиты потребителя в актах законодательства должны быть установлены требования о том, куда и как могут быть предъявлены претензии по качеству органической продукции. Так, например, европейское законодательство устанавливает ряд требований к органическим этикеткам и порядок направления претензий, в том числе в орган по аккредитации и сертификации [8, с. 16].

Так как тема данного исследования заключается в изучении отношений, связанных с надлежащим соблюдением норм при производстве сельскохозяйственной продукции, в том числе органической продукции как отдельной разновидности сельскохозяйственного производства, нас интересовало изучение запрещающих и разрешающих норм при производстве сельскохозяйственной продукции. Было установлено, что Канадский органический стандарт [9] запрещает использование синтетических регуляторов роста и синтетических ветеринарных препаратов, в том числе антибиотиков, за исключением случаев, когда это прямо разрешено канадским законодательством. В США [8], использование нитратов или нитритов, добавленных во время процессов производства и обработки (за исключением вина), запрещено. Кроме того, для эффективной послеуборочной кампании и отдельного учета требуется, чтобы органические продукты не производились с использованием неорганических ингредиентов. Соответсвенно, нормы производства сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь должны включать не только меры по поддержке состояния почв, экосистем и людей, но и нормы-запреты, включающие:

- ограниченное использование химически синтезированных веществ и в непереработанном виде;

- запрет использования ГМО и их производных;

- запрет на использование продуктов или их ингредиентов, подвергнувшихся обработке с использованием ионизирующих веществ.

В Республике Беларусь запрещены химические удобрения и средства защиты при производстве органической продукции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 ноября 2018 г. № 144-З «О производстве и обращении органической продукции» (далее - Закон № 144-З) [10]. В законе установлены требования по определению перечня:

- средств, веществ или их сочетаний, разрешенных к применению в растениеводстве при производстве органической продукции;

- кормовых добавок, разрешенных для кормления животных при производстве органической продукции;

- веществ или сочетаний нескольких веществ растительного, животного, микробиологического происхождения, обладающих фармакологической или биологической активностью, для осуществления ветеринарных мероприятий.

Так как тема нашего исследования касается аграрного права, мы затрагиваем вопросы осуществления правового регулирования и обеспечения собственно сельскохозяйственной деятельности, поэтому необходимо обратиться к правовому понятию сельскохозяйственной продукции органического происхождения. Прежде чем перейти к рассмотрению понятия органического сельского хозяйства и особенностей его правового регулирования, необходимо отметить, что в Республике Беларусь законодательно закреплен данный термин и для правового понимания продукции, произведенной и выпущенной в обращение по экологически чистым технологиям, применяют термин: «органический». Так, в соответствии со статьей 1 Закона № 144-З [10], к органической продукции относятся - продукты растительного, животного и микробиологического происхождения, предназначенные для употребления человеком в пищу или использования в качестве корма для животных, продовольственное сырье, предназначенное для производства пищевых продуктов, семена, полученные в результате производства органической продукции. Под производством органической продукции понимается деятельность по созданию, переработке органической продукции с соблюдением требований к процессам производства органической продукции, установленных Законом № 144-З, техническими нормативными правовыми актами, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Таким образом, согласно белорусскому законодательству органическая продукция может производиться в различных сферах экономической деятельности, но полагаем, что в целях потребления населением экологически чистых пищевых продуктов, сохранения здоровья граждан требования к ее производству должны быть в первую очередь нормативно обеспечены в сельском хозяйстве.

Применительно к комплексной отрасли аграрного права, регулирующей общественные отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства [11] необходимо определить, что же относиться или может относиться к органической продукции в сфере сельскохозяйственного производства. Решение вопроса по определению органической продукции в сельском хозяйстве находится на одном уровне с решением вопроса о том, что же относится к «сельскохозяйственной продукции» как таковой. Отечественные ученые сферы аграрного права отмечали, что существует объективная необходимость закрепления в законодательстве понятия «сельскохозяйственная продукция» и принятии пакета законов, регулирующих отношения по производству, хранению, перевозке и реализации отдельных стратегически важных видов сельскохозяйственной продукции [12]. Нормативно-правовая база начала развиваться в первую очередь в сторону закрепления видов сельскохозяйственной продукции. Так, в отношении закрепления видов сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь для целей статистического учета действует постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 23 марта 2015 года № 14 «Об утверждении статистического классификатора СК 06.002-2015 «Сельскохозяйственная продукция» [13], в соответствии с которым к сельскохозяйственной продукции относятся: культуры злаковые, бобовые и семена масличных культур, культуры овощные и бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды, грибы, табак необработанный и махорка, прядильные и лубяные культуры, культуры кормовые, цветы и бутоны цветочные срезанные; семена цветов, фрукты, ягоды, семена, деревья, животные живые и продукция животноводства, молоко, яйца, продукция пчеловодства.

В Российской Федерации утверждены не только виды сельскохозяйственной продукции, но и виды продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства: мясо, рыба, мука, овощи и фрукты переработанные, продукты из картофеля, консервы, семена для промышленной переработки, красители, косточки плодовые, выжимки, растительные и животные масла и жиры, молочные продукты, корма, комбикорм и прочее [14].

Таким образом, по нашему мнению, к органической продукции в сфере сельскохозяйственного производства, следует относить продукты растительного и животного происхождения, являющиеся по своей сути продуктами первичной переработки, на основании которых создаются продукты растительного, животного и микробиологического происхождения и, в последующем, после промышленной переработки употребляются человеком в пищу, а также используются в качестве корма для животных. Следовательно, по своей правовой сути органическая продукция всегда связана с соответствием экологически чистым технологиям, устанавливающим требования к процессам ее производства, а определение органической продукции подразумевает, что таковой в будущем может быть вся сельскохозяйственная продукция. Данный вывод также подтверждается решением Конституционного суда Республики Беларусь 31 октября 2018 г. № Р-1148/2018 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О производстве и обращении органической продукции» [15], где обоснование принятия Закона базируется на создании условий для развития производства и обращения органической продукции в Республике Беларусь, сохранением и рациональным использованием природных ресурсов в процессе производства и обращения органической продукции, а также обеспечения населения органической продукцией.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование производства и обращения органической продукции имеет целью стимулировать потребление населением экологически чистых пищевых продуктов, повысить культуру здорового питания, что повлияет на состояние здоровья граждан, и направлено на реализацию положений Конституции, предусматривающих право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, а также гарантирующих право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья [16].

Таким образом, органическое сельское хозяйство выступает одной из форм практической реализации принципов устойчивого развития в аграрной области, объединяющее и гармонизирующее развитие экологической, экономической и социальной сфер общества. Требования к процессам производства и обращения органической продукции, как правило, во многих странах мира устанавливаются в стандартах, например, в стандарте Европейского союза по органическому производству и переработке для третьих стран на основе Европейских инструкций (ЕС) 834/2007 и более подробных правил применения (ЕС) 889/2008 [17]. Система международных стандартов в области органического сельского хозяйства включает в себя, как правило, стандарты для органического производства и переработки; стандарты наилучшей практики, стандарты по органическому сельскому хозяйству и праву, стандарты по аккредитации и маркировке. Кроме наличия стандартов, технических нормативных актов в европейских странах, состоящих в Международной федерации экологического сельскохозяйственного движения (ГРОЛМ) проводятся совместные правовые исследования [18], которые направлены на выявление и объяснение различных юридических вопросов, связанных с органическим сельскохозяйственным производством. Совместные правовые исследования в данной области дали вы-

сокие результаты, и мировая общественность приняла свод международных стандартов - Кодекс Алимента-риус (Guidelines for Organically produced food 1999/2001) [19], который был официально переведен на русский язык и содержит руководящие положения по производству, переработке, маркировке и сбыту органических пищевых продуктов.

Российский ученый К.В. Папенов отмечает, что «органическое сельское хозяйство, соответствуя критериям устойчивости аграрного сектора, является единственной системой хозяйствования, унифицированной в мировом масштабе путем четко определенных методов производства, требований к качеству произведенной продукции и установленных экологических ограничений» [20, с. 7]. На наш взгляд, для установления правового регулирования производства органической сельскохозяйственной продукции важно иметь сравнительный анализ отдельных государственных и частных источников права, имеющих международное значение, а также рекомендации ученых по вопросам исследуемой области.

Законодательные меры, конечно же, варьируются в зависимости от законодательной практики той или иной страны, а также от общей структуры законодательства. Например, в ряде стран СНГ разработка национального законодательства также началась с принятием законов об органическом сельском хозяйстве, в частности, в Молдавии, Грузии, Армении, Украине, Казахстане [21], а не с экостандартов. Разработка правовых документов должна осуществляться с точки зрения конечных пользователей. Применительно к сельскому хозяйству правовой термин «органический» должен не просто относиться к методам и способам производства, но и учитывать биоразнообразие, биологическую активность почвы, долгосрочное плодородие почвы, опору на возобновляемые ресурсы, сведение к минимуму всех форм загрязнения и тщательные методы обработки без химических веществ. В соответствии же со статьей 9 Закона № 144-З к полномочиям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [10] относится утверждение, введение в действие, изменение, отмена технических кодексов установившейся практики. То есть определен официальный правительственный орган, обладающий соответствующей юрисдикцией.

Как мы уже указывали ранее, так как правовое регулирование осуществления сельскохозяйственного производства и его перспективного направления органического сельского хозяйства затрагивает вопросы охраны окружающей среды, животных и растений, земли, обеспечения продовольственной безопасности, защиты здоровья человека, что регулируется различными отраслями права (аграрное, экологическое, гражданское право), в разработке стандартов должен участвовать ряд соответствующих экспертов.

В Республике Беларусь пока не утверждены национальные стандарты в области органического сельского хозяйства, как, например, в Российской Федерации, где во время подготовки Закона «Об органической продукции» [22] были подготовлены и приняты 3 национальных стандарта, 2 из которых введены в действие [23]. По нашему мнению, подобные стандарты в Республике Беларусь должны быть приняты с учетом правового анализа имеющейся правовой базы производства сельскохозяйственной продукции, статистики производителей органической сельскохозяйственной продукции, анализа спроса, а также с учетом применения инновационного опыта зарубежных стран. Использование стандартов Европейского союза при разработке национальных может быть полезно и с научной точки зрения, тем более, что многие основные стандарты по органическому сельскому хозяйству были переведены на русский язык [24].

Кроме того, на наш взгляд, перед разработкой стандарта разработчикам необходимо ответить на вопросы: какие нормы предусмотреть в качестве отражающих минимальные и максимальные требования и условия к осуществлению сельскохозяйственного, в том числе органического, производства, а какие нормы предусмотреть в качестве запрещающих. Например, в Австрии, одном из лидеров в Европе по уровню развития органического сельского хозяйства, правовое регулирование осуществляется на основе европейских регламентов и императивного законодательства страны [23]. Для установления правового регулирования органического сельского хозяйства также необходимо учитывать особенности не только его становления, но и уровень развития сельского хозяйства в целом, чтобы быть осуществимым. Например, установление нормы по 100%-му органическому корму как требования к органическому животноводству или использование только органических семян невозможно там, где развитие органического производства находится на ранней стадии. Конечно же, устанавливая требования к органическому сельскому хозяйству необходимо допускать возможность его эволюционирования с течением времени.

Правовой механизм производства и обращения органической сельскохозяйственной продукции в виде регламентов, стандартов должен включать не только экологические технологии, но и информационные технологии, которые должны дополнять друг друга, позволяя построить гармоничное сельское хозяйство в пределах нашей страны и нашей планеты. Например, внедряя электронные карты полей необходимо внедрять и программное обеспечение для работы с ними, а также с системами дифференцированного внесения органических веществ и удобрений, использовать высокоточное земледелие в сочетании с предварительным высокоточным агрохимическим обследованием и мониторингом.

Стандарты в области сельскохозяйственного производства, в том числе органического, на наш взгляд, должн содержать следующие разделы для развития и формирования рынка экологически чистой продукции:

1. Раздел «Общие положения», содержащий нормы, регламентирующие терминологию органического сельскохозяйственного производства.

2. Раздел, регламентирующий первичное (растениеводство и животноводство) и органическое сельскохозяйственное производство, который будет включать и регламентацию функций субъектов, компетентных контролировать первичное и органическое производство и регулировать применение как традиционных сельскохозяйственных препаратов, так и биологических, имеющих органическую природу.

3. Раздел, регламентирующий требования по периодам осуществления сельскохозяйственной деятельности до ее перехода на органический способ осуществления, включая использование посадочного материала и семян.

4. Раздел, регламентирующий направления охраны почв, водных ресурсов и окружающей среды при осуществлении органического производства.

5. Раздел, регламентирующий направления контроля обращеня органической сельскохозяйственной продукции и маркировки, в том числе содержащий положения о сертификации качества, рекламе.

6. Раздел, содержащий список запрещенных к применению веществ и препаратов в органическом сельском хозяйстве, требования к веществам и препаратам, которые помогают осуществлять борьбу с вредителями и болезнями.

7. Раздел, регламентирующий направления государственной поддержки сельскохозяйственных производителей органической сельскохозяйственной продукции.

8. Раздел, регламентирующий применение информационных технологий при производстве сельскохозяйственной продукции.

Как показывает опыт зарубежных стран, одним из факторов развития органического сельского хозяйства является наличие системы мер государственной поддержки предприятий, занимающихся производством органической сельскохозяйственной продукции [25, с. 54]. Государственная поддержка органического сельского хозяйства во многих странах представляет собой дотирование и субсидирование производства. Значимым фактором развития отрасли выступает и наличие спроса на органические продукты питания. В Республике Беларусь в ст. 14 Закона № 144-З установлены требования к процессам производства и обращения органической продукции. Финансирование производства и обращения осуществляется за счет средств производителей органической продукции, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках выполнения государственных программ в области производства и обращения органической продукции и других источников, не запрещенных законодательством.

Немаловажную роль играет правовое просвещение о наличии возможностей в Республике Беларусь для производства органической сельскохозяйственной продукции. В стране имеются общественные организации «Экодом», «Агракультура», которые занимаются просвещением в области органической продукции [26], на международном уровне Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство выполняет данные цели по внедрению экологически, социально и экономически обоснованных систем, основанных на принципах органического сельского хозяйства [27].

Во многих странах созданы институты по поддержке и способствованию участия общественности в процессе принятия решений, связанных с органическим сельским хозяйством. Например, в некоторых странах действуют консультативные, национальны советы и комиссии, состоящие из представителей различных министерств и других государственных органов, а также представителей частного сектора, включая ассоциации производителей, сертифицирующих организаций, потребителей и экологических групп [28]. В соответствии со ст. 21 Закона № 144-З в Республике Беларусь также могут быть созданы общественные организации (объединения), ассоциации и союзы производителей органической продукции, которые наделены правом устанавливать дополнительные требования к органической продукции, а также к имеющимся требованиям государственных стандартов и технических кодексов установившейся практики, к использованию знака «Органический продукт». Возможно, данные организации смогут осуществлять и мониторинг стандартов по органическому сельскому хозяйству, их своевременному дополнению и изменению.

Заключение. Таким образом, для правового регулирования производства органической сельскохозяйственной продукции должна существовать правовая основа в виде технических нормативных правовых актов, утверждающих и закрепляющих количественные и (или) качественные требования, показатели, нормативы, характеристики, правила, методики осуществления сельскохозяйственного производства, устанавливающие системы управления (менеджмента) труда. В настоящий момент Национальной Академией наук Беларуси разработан и уточнен ряд отраслевых регламентов по возделыванию основных сельскохозяйственных культур, имеются сборники отраслевых регламентов [29], полагаем такие же регламенты должны быть разработаны и по правовому регулированию органического сельскохозяйственного производства. В связи с этим полагаем, что требование абзаца 5 п.п. 1.1. Директивы № 6 [2] по актуализации на постоянной основе отраслевых регламентов и нормативов при производстве сельскохозяйственной продукции с учетом модернизации и инновационного развития сельскохозяйственного производства распространяется и на производство органической продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добровольная сертификация и новые требования к производству - новации закона о производстве и обращении органической продукции хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/ поуо8Й/оЬ8ЬсЬе8^еппо-ро1ШсЬе8к1е4-у-оЬ1а8Й-ргауа/2018/поуетЬег/31401. - Дата доступа: 21.11.2019.

2. О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли [Электронный ресурс]: Директива Президента Респ. Беларусь от 4 марта 2019 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

3. Руткевич, Т.С. Становление законодательства, регулирующего использование химических веществ в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] / Т.С. Руткевич. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/19905/1/9_% D1%80%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf. - Дата доступа: 21.05.2020.

4. Экологически чистая продукция: термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agricultural_terms.academic.ru/ 2260/%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D 0%98_%D0%A7%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%AF_%D0%A2%D0%95%D0%A5%D0%9D%D0%9E% D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF. - Дата доступа: 21.05.2020.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов. - Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/20147. - Дата доступа: 21.05.2020.

6. Об органическом производстве и маркировке органических продуктов и отмене постановления Совета (ЕС) № 834/2007 [Электронный ресурс] : Постановление Европ. парламента и Совета от 30 мая 2018 г., (ЕС) 2018/848. -Режим доступа: https://soz.bio/postanovlenie-es-2018-848-evropejskogo-parlamenta/. - Дата доступа: 21.05.2020.

7. Органическое сельское хозяйство и право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fao.org/3Za-i2718r.pdf. - Дата доступа: 21.05.2020.

8. Соколова, Ж.Е. Развитие мирового рынка продукции органического сельского хозяйства : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.14 / Ж.Е. Соколова. - М., 2013. - 383 л.

9 Развитие органического сельского хозяйства в мире и Казахстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fao.org/3/a-i5454r.pdf. - Дата доступа: 21.05.2020.

10. О производстве и обращении органической продукции [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 нояб. 2018 г., № 144-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

11. Сторожев, Н.В. Курс лекций по аграрному праву Республики Беларусь (общая часть) [Электронный ресурс] / Н.В. Сто-рожев, И.П. Кузьмич. - Режим доступа: https://law.bsu.by/pub/25/7548-4.pdf. - Дата доступа: 21.05.2020.

12. Чиж, И.М. О предмете договоров в сфере реализации сельскохозяйственной продукции [Электронный ресурс] / И.М. Чиж. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/19864/1/7_%D1%87%D0%B8%D0%B6.pdf. -Дата доступа: 21.11.2019.

13. Об утверждении статистического классификатора СК 06.002-2015 «Сельскохозяйственная продукция» [Электронный ресурс] : постановление Нац. стат. комитета Респ. Беларусь, 23 марта 2015 г., № 14 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

14. Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации, 25 июля 2006 г., № 458 (в ред. от 23.05.2019). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61854/9cb43f615ba3f9ac0df04fb598e35a6db4c93031/. - Дата доступа: 21.05.2020.

15. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О производстве и обращении органической продукции» [Электронный ресурс] : решение Конституц. суда Респ. Беларусь, 31 окт. 2018 г., № Р-1148/2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2019.

16. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. -Минск : Амалфея, 2005. - 48 с.

17. Стандарт Европейского союза по органическому производству и переработке для третьих стран на основе Европейских инструкций (ЕС) 834/2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://soz.bio/wp-content/uploads/2018/09/institut-yeticheskoy-i-yekologicheskoy-sertifikacii.pdf. - Дата доступа: 21.05.2020.

18. Organic agriculture and the law [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sozrf.ru/wp-content/uploads/2014/02/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D 0%B5%D0%BB%D1%8C%D1 %81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_en g.pdf. - Дата доступа: 21.05.2020.

19. Кодекс Алиментариус. Органические пищевые продукты / Пер. с англ. ; К 57 ФАО, ВОЗ. - М. : «Весь Мир», 2006. - 72 с.

20. Экономика природопользования : учеб. / Под ред. К.В. Папенова. - М. : ТЕИС, ТК Велби, 2010. - 928 с.

21. Навасардова, Э.С. Сравнительный анализ законодательства государств-членов ЕАЭС в области сельского хозяйства Законы об органике СНГ [Электронный ресурс] / Э.С. Навасардова, А.Н. Захарин // Киберленинка. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravitelynyi-analiz-zakonodatelstva-gosudarstv-chlenov-eaes-v-oblasti-organicheskogo-selskogo-hozyaystva/viewer. - Дата доступа: 21.05.2020.

22. Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : Закон Российской Федерации, 3 авг. 2018 г., № 280-З. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_304017/. - Дата доступа: 21.05.2020.

23. О межгосударственных стандартах органического сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/actions/Documents/%D0%9F%D1%80%D 0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%B D%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE% D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.pdf. - Дата доступа: 21.05.2020.

24. Органическое сельское хозяйство и право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fao.org/3/a-i2718r.pdf. - Дата доступа: 21.05.2020.

25. Харитонов, С.А. Организационно-экономические аспекты развития органического сельского хозяйства в России: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / С.А. Харитонов ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2013. - 187 л.

26. Органическое земледелие Беларуси на высшем уровне [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agracultura.org/event/konferencija-organicheskoe-i-ustojchivoe-selskoe-hozjajstvo-dlja-reshenija-globalnyh-problem/. - Дата доступа: 21.05.2020.

27. Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://soz.bio /. - Дата доступа: 21.05.2020.

28. Пешкова, А.В. Эффективность производства продукции органического сельского хозяйства : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.В. Пешкова ; Моск. гос. ун-т. - М., 2013. - 193 л.

29. Организационно-технологические нормативы возделывания кормовых и технических культур : сб. отраслевых регламентов / Нац. акад. наук Беларуси, Науч. практ. центр Нац. акад. наук Беларуси по земледелию ; рук. разраб.: Ф.И. Привалов [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Гусакова, Ф.И. Привалова. - Минск : Беларус. навука, 2012. - 469 с.

Поступила 08.06.2020

ON SOME THEORETICAL ASPECTS OF LEGAL REGULATION

OF ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND FOREIGN COUNTRIES

V. KHOLUPKO

The topic of organic agricultural production is very relevant in the world - more and more people prefer organic food. In 1972, the international Federation of organic agricultural movement (IFOAM) was founded in Versailles with the goal of spreading information and introducing organic agriculture in all countries of the world. The author analyzes the legislation of the Republic of Belarus and foreign countries, highlights the directions of legal support for the development of organic agricultural production, concludes that it is necessary to develop national legislation and state participation at the initial stage of the formation of this innovative direction in the agro-industrial complex of the Republic of Belarus. The author makes conclusions that the development of organic agriculture in Belarus it is necessary to study the experience of other countries and to carry out comparative legal research in the field of knowledge, legal framework development should be reflected in the regulatory acts and technical regulations (necessary for making at the level of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Belarus).

Keywords: organic agriculture, agricultural producer, agro-industrial production, agricultural sector of the economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.