Научная статья на тему 'СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА / СЕРТИФИКАЦИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / СБЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цебро Тимофей Вадимович

В статье рассматриваются вопросы реализации существующих механизмов и деятельности институтов государственного регулирования в области органического производства продукции в Республике Беларусь. Наряду с этим, анализируется существующая в стране система сертификации производимой продукции сельского хозяйства, а также возможности участия общественных организаций в создании и дальнейшем развитии органического производства. Автором проведен анализ существующих способов и методов государственного регулирования данной сферы производства. Содержится систематизация основных государственных органов, осуществляющих регулирование в области производства и обращения органической продукции, во взаимосвязи с направлениями их деятельности. Критическому анализу подвергнут перечень всех имеющихся организаций, аккредитованных в Республике Беларусь для сертификации произведенной продукции. Также в статье рассматривается имеющееся в настоящий момент в стране законодательство в сфере органического производства продуктов, с выдержками из декретов, законов и постановлений. Данная статья может быть полезной как для рассмотрения законодательной стороны органического производства, так и для эффективного управления практической деятельностью организаций и общественных объединений, желающих внести свой вклад в развитие органического производства в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цебро Тимофей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS AND INSTITUTIONS OF STATE REGULATION OF THE ORGANIC PRODUCTS MARKET IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article discusses the mechanisms and state regulation institutions’ activities in the sphere of organic production in the Republic of Belarus; and the agricultural products certification system existing in the country is analyzed, as well as the public organizations participation possibility in the creation and further development of organic production. The author analyzes the existing methods of this sphere state regulation. It contains the main state bodies systematization that regulate the production and circulation of organic products, in conjunction with their activities’ directions. The list of all existing organizations accredited in the Republic of Belarus for manufactured products certification was subjected to critical analysis. The article also examines the current organic food production legislation in the country, with excerpts from decrees, laws and regulations. This article can be useful both for considering the organic production legislative side, and for effective practical activities management of organizations and public associations wishing to contribute to the organic production development in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Цебро Т.В. Существующие механизмы и институты государственного регулирования рынка органической продукции в республике Беларусь // HumanProgress. 2021. Том 7, Вып. 1. С. URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_1/Tsebro.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.171.

УДК 332.025.12

СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Цебро Тимофей Вадимович

Аспирант

Гродненский государственный аграрный университет

tsebrotima@gmail.com

28, ул. Терешковой,

Гродно, Республика Беларусь, 230008

+375 (29) 789-57-99

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации существующих механизмов и деятельности институтов государственного регулирования в области органического производства продукции в Республике Беларусь. Наряду с этим, анализируется существующая в стране система сертификации производимой продукции сельского хозяйства, а также возможности участия общественных организаций в создании и дальнейшем развитии органического производства. Автором проведен анализ существующих способов и методов государственного регулирования данной сферы производства. Содержится систематизация основных государственных органов, осуществляющих регулирование в области производства и обращения органической продукции, во взаимосвязи с направлениями их деятельности. Критическому анализу подвергнут перечень всех имеющихся организаций, аккредитованных в Республике Беларусь для сертификации произведенной продукции. Также в статье рассматривается имеющееся в настоящий момент в стране законодательство в сфере органического производства продуктов, с выдержками из декретов, законов и постановлений. Данная статья может быть полезной как для рассмотрения законодательной стороны органического производства, так и для эффективного управления практической деятельностью организаций и общественных объединений, желающих внести свой вклад в развитие органического производства в Республике Беларусь.

Ключевые слова: рынок органической продукции; регулирование рынка; сертификация; производители органической продукции; сбыт. 1ЕЬ коды: Q57; Q58; R11.

Введение

В связи с многообразием субъектов и разновидностей экономических отношений, формирующих рынок органической продукции в Республике Беларусь, его регулирование отличается достаточно широким кругом вопросов. В целом можно отметить, что в Республике Беларусь давно налажена и эффективно работает система государственного регулирования и контроля на продовольственном рынке1, что позволяет ежедневно обеспечивать безопасность конвенциональных продуктов для населения. В то же время, комплексный механизм регулирования отечественного рынка органической продукции в настоящий момент только формируется.

Можно отметить, что при построении такого механизма активно участвуют как государственные органы, так и собственно производители таких продуктов и их общественные объединения. Кроме того, некоторую поддержку процессу в период становления оказывают международные органы и организации.

Целью настоящей статьи является анализ существующих в Республике Беларусь способов и методов государственного регулирования производства и обращения органической продукции.

1. Существующая государственная политика в области органической продукции

В общем виде согласно Закону «О производстве и обращении органической продукции» у органов государственного управления существует достаточно четкое разграничение полномочий согласно их управленческой иерархии (таблица 1) [1; 2].

1 О Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 дек. 2017 г. № 962 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр» Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2020.

О регулировании производства и обращения органической сельскохозяйственной продукции в государствах -членах Евразийского экономического союза и третьих странах: Доклад. 2020 М.: // Евразийская экономическая комиссия. 29 с.

О формировании и ведении реестра производителей органической продукции: Постановление государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 314 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2020.

Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 дек. 2016 г. № 1061 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2020.

2 О производстве и обращении органической продукции: Закон Республики Беларусь от 9 ноя. 2018 г. № 144 -З //

Табл. 1: Основные органы и направления государственного регулирования в области производства и обращения органической продукции в Республике Беларусь3

Органы государственного управления Перечень полномочий

Президент Определяет единую государственную политику; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Совет Министров Обеспечивает проведение единой государственной политики; утверждает государственные программы; обеспечивает развитие международного сотрудничества.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Проводит единую государственную политику; формируем государственные программы; участвует в разработке государственных стандартов Республики Беларусь, устанавливающих требования к органической продукции: утверждает, вводит в действие, изменяет, отменяет технические кодексы установившейся практики, устанавливающие требования к процессам производства органической продукции. Определяет по согласованию с НАН Беларуси перечни: средств, веществ или их сочетаний, разрешенных к применению в растениеводстве при производстве органической продукции; кормовых добавок минерального, микробиологического происхождения, микроэлементов, технологических кормовых добавок, разрешенных для кормления животных при производстве органической продукции; разрешенных к применению при производстве органической продукции веществ или сочетаний нескольких веществ растительного, животного, микробиологического происхождения, обладающих фармакологической или биологической активностью, для осуществления ветеринарных мероприятий. Организует обучение методам (способам) производства и обращения органической продукции подчиненными Министерству учреждениями образования. Осуществляет международное сотрудничество и иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Министерство здравоохранения Определяет пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства, допустимые для применения в производстве органической продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Государственный комитет по стандартизации Утверждает, вводит в действие, изменяет, отменяет государственные стандарты Республики Беларусь, устанавливающие требования к органической продукции. Устанавливает порядок формирования и ведения реестра производителей органической продукции4, а также обеспечивает его формирование и ведение. Устанавливает образец, описание знака «Органический продукт», порядок его нанесения и использования. Осуществляет иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

Местные исполнительные и распорядительные органы Разрабатывают мероприятия по организации и развитию производства и обращения органической продукции. Осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Национальная академия наук Республики Беларусь (НАН РБ) Осуществляет научно-методическую разработку методов и способов производства и обращения органической продукции с учетом соответствующих методик, применяемых в мировой практике. Оказывает консультационные услуги по вопросам, связанным с производством и обращением органической продукции. Участвует в разработке технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к органической продукции, процессам ее производства. Согласовывает перечни: средств, веществ или их сочетаний, разрешенных к применению в растениеводстве при производстве органической продукции.

Согласно указанной таблице, наиболее обширный перечень полномочий имеется у министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Именно данный государственный орган (совместно с НАН Беларуси) определяет технологические основы

Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2020.

3 Собственная разработка автора на основе Закона «О производстве и обращении органической продукции» [3].

4 Реестр производителей органической продукции появится в Беларуси. Госстандарт. Электронный ресурс. URL:https://gosstandart.gov.by/

органического производства и обеспечивает обучение конечных производителей органического продовольствия и сырья для его производства [2].

Полномочия по подтверждению органических технологий требованиям существующего законодательства определяет Государственный комитет по стандартизации, который вводит, изменяет, отменяет государственные стандарты Республики Беларусь, устанавливающие требования к органической продукции [3; 4].

Республика Беларусь присоединилась к Межгосударственному стандарту ГОСТ 339802016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», который признан в качестве государственного стандарта [5].

2. Система сертификации органической продукции в Республике Беларусь

В настоящее время сертификацию в республике проводят десять аккредитованных компаний, зарегистрированных в Европейском союзе (таблица 2).

Процедура сертификации является унифицированной для заявителей независимо от местоположения и страны регистрации, и не имеет национальных особенностей.

Средний срок получения сертификата составляет три-четыре года после первого обращения в компанию. Стоимость получения и продления сертификации различается, в том числе в зависимости от сертифицирующей компании и колеблется в пределах 250 - 1000 долл. США. Как утверждают производители, прошедшие сертификацию, самым бюджетным вариантом является привлечение компании «Органик Стандарт» (Украина).

Табл. 2: Список аккредитованных в Беларуси компаний по сертификации органического производства [6].

№ п/ п Название компании Страна Код сертификационного органа Направления сертификационных работ

1. ОрганикСтандарт Украина BY-BIO-108 A, B, C, D, E, F.

2. Ekoagros Литовская Республика BY-BIO-170 A, B.

3. Ecoglobe Республика Армения BY-BIO-112 A,B,D.

4. ABCERT AG Германия BY-BIO-137 A, D.

5. CERES - CERtification Of Environmental Standards, GmbH Германия BY-BIO-140 A, D.

6. Kiwa BCS Öko-Garantie GmbH Германия BY-BIO-141 A, D, E.

7. ControlUnionCertifications Нидерланды BY-BIO-149 B, C.

8. «Ecocert SA» Франция BY-BIO-154 A, D.

9. CCPBSrl Италия BY-BIO-102 A, D, E

10. A Cert European Organization for Certification S.A. Греция BY-BIO-171 A

Абревиатура направлений сертификационных работ, использованная в таблице 2 означает следующее:

A. Необработанная продукция растениеводства;

B. Живые животные и необработанная продукция животноводства;

C. Аквакультура и морские водоросли;

D. Переработанная сельскохозяйственная продукция для продуктов питания;

E. Переработанная продукция для корма;

F. Вегетативный и посадочный.

В настоящий момент в республике ведется работа по формированию национальной системы сертификации органического производства и продукции. В качестве органа по сертификации органической продукции и процессов ее производства аккредитован Научно-практический центр по продовольствию НАН Беларуси. Завершаются работы по аккредитации Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ) [5].

Сертифицированные производители получат право наносить знак «Органический продукт» на потребительскую или транспортную упаковку. При этом ТКП 580-2016 «Знак соответствия «Органический продукт» был разработан еще в 2016 г., в настоящее время в него вносятся некоторые уточнения и изменения.

Так, в рамках действующей государственной программы развития аграрного бизнеса на 2016-2020 гг. есть подпрограмма, согласно которой производители, в том числе и органической продукции, могут рассчитывать на выделение на конкурсной основе средств для посадки садов, строительства хранилищ [7].

Данный проект базируется на технологиях V технологического уклада и Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2019 г. № 301 «Об инновационных проектах» внесен перечень инновационных проектов, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь и финансируемых за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда [8].

В 2019 г. в Беларуси впервые был реализован проект Продовольственной сельскохозяйственной организации Объединенных Наций ^АО) «Телефуд», направленный на поддержку мелких фермеров в развитии органического производства [9].

3. Дополнительные регуляционные механизмы в области органического производства

Дополнительными регуляционными механизмами в республике являются несколько общественных организаций, в сфере внимания которых находится развитие органического производства (таблица 3).

Табл. 3: Общественные организации, занимающиеся вопросами органического производства5

№ п/п Наименование, интернет сайт Цель организации Направления деятельности в сфере органического производства

1 2 3 4

1. Учреждение «Центр экологических решений» https://www.eco idea.by/ru Популяризация экологически дружественного образа жизни и принципов устойчивого развития в Беларуси, расширение международного сотрудничества с целью сохранения окружающей среды Организация образовательных семинаров и тренингов (программа для производителей «Органик школа») для фермеров, консультации заинтересованных лиц; участие в разработке законодательной базы и ТНПА для сферы органического производства; издание методических пособий и руководств, организация учебных визитов в зарубежные страны [10]; организация научно-практических международных конференций по органическому сельскому хозяйству.

2. Учреждение «Агро-Эко-Культура» http://agracultur a.org/ Информирование общественности Беларуси о такой альтернативной области сельского хозяйства как органическое, и содействие ее развитию в нашей стране. Издание специализированной литературы; организация научно-практических международных конференций по органическому сельскому хозяйству; участие в разработке стратегических документов; проведение консультаций для фермеров и других заинтересованных лиц; организация обучающих семинаров и международных поездок; инициирование пилотных проектов по развитию органического хозяйства.

3. ОО «ЭкоДом» http://ecohome-ngo.by/ Продвижение экологически дружественного образа жизни и идей устойчивого развития Продвижение органического сельского хозяйства как наиболее экологически дружественного и устойчивого метода производства; проведение семинаров для фермеров, выпуск специальных изданий для производителей сельхоз. продукции, включая «Введение в Пермакультуру»; консультации и помощь в сертификации хозяйств; информирование о преимуществах органического сельского хозяйства и продуктах его производства, а также возможности их приобретения.

4. Товарищество Зеленая Сетка http://greenbelar ш.шЮ/ Совместное решение тех экологических проблем, которые невозможно решить по отдельности. Размещение преимущественно белорусских новостей по теме органического сельского хозяйства на «Зеленном портале».

5. Портал фермерского и ремесленного бизнеса «Тутейшаягасп адарка» http://robimraza m.by/ Содействие устойчивому развитию и экономическому росту территорий, стимулирование развития сектора зеленого сельского хозяйства, эффективного использования ресурсов и экологически безопасных решений. Создание консультационного центра зеленого сельского хозяйства; проведение серии семинаров и трансграничных мероприятий, включая международные и региональные форумы-ярмарки тренинги и пр.

Эксперты данных организаций активно контактируют с органами государственного управления и привлекаются для участия в рабочих группах по выработке национального законодательства в данной сфере. Кроме того, эти организации являются проводниками технологий и идей органического, экологического и этнокультурного характера. Как негосударственные организации они имеют возможность привлекать финансирование со

5 Собственная разработка автора на основе данных интернет-источников © Т.В.Цебро 6

стороны международных организаций и финансовых институтов для популяризации экологических идей и проведения образовательных проектов [8].

Специализированных государственных программ поддержки проектов по сбыту органической продукции в Беларуси нет. Для расширения внутреннего потребления и сбыта органических продуктов экологическое учреждение «Агро-Эко-Культура» в партнерстве с общественным объединением «Экодом», при поддержке «СоаШюпС1еапВаШс» проводят в г.Минске ярмарки органических и экологических продуктов «В гармонии с природой» [11].

Белорусским законодательством предусмотрена возможность производителей органической продукции объединяться на добровольных началах в общественные организации (объединения), ассоциации и союзы с правом установления дополнительных требований к органической продукции, процессам ее производства, обращению органической продукции6. Однако, действующих национальных и региональных объединений в стране пока нет.

Заключение

В общем виде, согласно Закону «О производстве и обращении органической продукции», существует достаточно четкое разграничение полномочий органов государственного управления согласно их управленческой иерархии [3].

Таким образом, при построении механизма и институтов регулирования рынка органической продукции активно участвуют как государственные органы, так и собственно производители данных продуктов и их общественные объединения. Кроме того, некоторую поддержку процессу в период становления оказывают международные органы и организации, имеющие опыт работы в данном направлении.

В итоге можно отметить, что для производства органической продукции в настоящий момент используется примерно 2100 га сертифицированных площадей, преимущественно фермерскими хозяйствами [12]. Существующая система государственного регулирования недостаточно сформирована, а государственные органы проявляют недостаточную инициативу в продвижении рынка органической продукции. В условиях становления и развития отечественной базы регулирования производства и обращения органической продукции, создания отечественных сертификационных органов, стоит отметить, что в подавляющем большинстве сертификацией данного вида деятельности на территории нашей страны, занимаются иностранные компании, имеющие опыт работы с законодательством

6 Об инновационных проектах: Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 301 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2020.

стран ЕС. Параллельно формируются общественные объединения как производителей, так и потребителей органической продукции, заинтересованных в популяризации производства и обращения данного вида продукции на территории нашей страны.

Литература

1. Батова, Н.Н. Организация сбыта органической продукции в Беларуси: фактические каналы и перспективные формы продвижения / Техника и технология пищевых производств: материалы XIII Междунар. науч.-техн. конф., 23-24 апреля 2020 г., в 2-х т.; редкол.: А.В. Акулич (отв. ред.) [и др.]. Могилев: «Могилевский государственный университет продовольствия», 2020. Т.2. С.: 314-315.

2. Тищенко, Т.Н.; Лобанова, И.В. Организационно-экономический механизм поддержки развития органического сельского хозяйства в Республике Беларусь / Проблемы экономики: сборник научных трудов. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусская сельскохозяйственная академия". 2016. №

2. С. 257-266.

3. Гануш, Г.И.; Синельников, В.Н. Адаптивные агроэкосистемы как приоритетное развитие «зеленой» экономики в Республике Беларусь / «Зеленая» экономика: проблемы и пути развития: материалы междунар. научно-практ. конф., Минск, 5 апр. 2017 г. отв. Н.Н. Батова. Минск: ООО «АЖУР Групп», 2017. С. 25-30.

4. Яковчук, В.И. Государственно-административное управление. Минск: Акад. упр при Президенте Респ. Беларусь, 2017. 381с.

5. Батова, Н.Н. Развитие концепции «зеленой» экономики / «Зеленая» экономика: проблемы и пути развития: материалы международной научно- практической конференции. Минск: ООО «АЖУР Групп», 2017. С.11-17.

6. Цебро, Т.В.; Дорошкевич, И.Н. Основные аспекты стандартизации и сертификации экологически чистой (органической) продукции в республике Беларусь // Научно-практические исследования. 2020. № 11-7 (34). С. 56-59.

7. Гусаков, В.Г.; Дереза Е.И. Аграрная экономика: термины и понятия: энцикл. справ.. Минск: Белорус. наука, 2008. 576 с.

8. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Минск: Армита-Маркетинг, 2002. 511 с.

9. FiBL & IFOAM - Organics International, 2018: The World of Organic Agriculture. Frick and Bonn. Electronic resource. URL: https://shop.fibl.org/

10. Цебро, Т.В.; Дорошкевич, И.Н. Международный опыт в сфере формирования и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

регулирования рынка экологически чистой продукции // Экономика. Бизнес. Финансы. 2020. № 7. С. 19-23.

11. Кухлей, Д.; Рымашевский, В. Поддержка производителей органической продукции: предпосылки, состояние и перспективы развития органического сельского хозяйства в Республике Беларусь. Минск. Институт развития и социального рынка в Беларуси и Восточной Европе при поддержке Посольства Великобритании в Минске. 2019. 66 с.

12. Производство органической продукции / Научные основы ведения сельского хозяйства Республики Беларусь. В 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В.Г. Гусаков (гл. ред) / Нац. акад. наук Беларуси, М-во сел. хоз-ва и продовольствия Республики Беларусь. Минск, Беларусская наука, 2020. 420 с.

MECHANISMS AND INSTITUTIONS OF STATE REGULATION OF THE ORGANIC PRODUCTS MARKET IN THE REPUBLIC OF

BELARUS

Timofey Tsebro

Graduate student, Grodno State Agrarian University Grodno, Republic of Belarus

Abstract. The article discusses the mechanisms and state regulation institutions' activities in the sphere of organic production in the Republic of Belarus; and the agricultural products certification system existing in the country is analyzed, as well as the public organizations participation possibility in the creation and further development of organic production. The author analyzes the existing methods of this sphere state regulation. It contains the main state bodies systematization that regulate the production and circulation of organic products, in conjunction with their activities' directions. The list of all existing organizations accredited in the Republic of Belarus for manufactured products certification was subjected to critical analysis. The article also examines the current organic food production legislation in the country, with excerpts from decrees, laws and regulations. This article can be useful both for considering the organic production legislative side, and for effective practical activities management of organizations and public associations wishing to contribute to the organic production development in the Republic of Belarus.

Keywords: organic products market; market regulation; certification; organic producers;

sales.

JEL codes: Q 57; Q 58; R 11.

References

1. Batova, N.N. Organization of sales of organic products in Belarus: actual channels and promising forms of promotion / Technique and technology of food production: materials of the XIII Intern. scientific and technical conf., 23-24 April 2020, in 2 volumes; editorial board: A.V. Akulich [and others]. Mogilev: "Mogilev State University of Food", 2020. Vol. 2. P.: 314-315.

2. Tishchenko, T.N.; Lobanova, I.V. Organizational and economic mechanism for supporting the development of organic agriculture in the Republic of Belarus / Problems of the economy: collection of scientific papers. Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Belarus, Educational Institution "Belarusian Agricultural Academy". 2016. No. 2. P.: 257-266.

3. Ganush, G.I.; Sinelnikov, V.N. Adaptive agroecosystems as a priority development of the "green" economy in the Republic of Belarus / "Green" economy: problems and ways of development: materials of the international scientific and practical conf., Minsk, 5 Apr. 2017 otv. N.N. Batova. Minsk: LLC "AZHUR Group", 2017. P.: 25-30.

4. Yakovchuk, V.I. Public administration. Minsk: Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, 2017. 381p.

5. Batova, N.N. Development of the concept of "green" economy / "Green" economy: problems and ways of development: materials of the international scientific and practical conference. Minsk: LLC "AZHUR Group", 2017. P.: 11-17.

6. Tsebro, T.V.; Doroshkevich, I.N. The main aspects of standardization and certification of environmentally friendly (organic) products in the Republic of Belarus // Scientific and practical research. 2020. No. 11-7 (34). P.: 56-59.

7. Gusakov, V.G.; Dereza E.I. Agrarian economy: terms and concepts: encyclopedia. reference .. Minsk: Belarusian Science, 2008. 576 p.

8. Knyazev, S.N. Management: art, science, practice. Minsk: Armita-Marketing, 2002. 511 p.

9. FiBL & IFOAM - Organics International, 2018: The World of Organic Agriculture. Frick and Bonn. Electronic resource. URL: https://shop.fibl.org/

10. Tsebro, T.V.; Doroshkevich, I.N. International experience in the formation and regulation of the market for environmentally friendly products // Economics. Business. Finance. 2020. No. 7. P.: 19-23.

11. Kuhlei, D.; Rymashevsky, V. Support for organic producers: preconditions, state and prospects for the development of organic agriculture in the Republic of Belarus. Minsk. Institute for Development and Social Market in Belarus and Eastern Europe with the support of the British Embassy in Minsk. 2019. 66 p.

12. Production of organic products / Scientific foundations of agriculture in the Republic of Belarus. At 2 pm Part 2 / editorial board: V.G. Gusakov (chief editor) / National Academy of Sciences of Belarus, Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Belarus. Minsk, Belarusian Science, 2020. 420 p.

Contact

Timofey Tsebro

Grodno State Agrarian University

28, Tereshkova Str., 230008, Grodno, Republic of Belarus

tsebrotima@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.