Юридические науки
УДК 351.83
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ
МИГРАЦИИ
В.А. Русак, Академия МВД Республики Беларусь (Минск, Беларусь), e-mail: [email protected].
Аннотация. В статье анализируется правоприменительная практика органов внутренних дел Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции.
Ключевые слова: органы внутренних дел, трудовая миграция, административная ответственность, депортация.
В связи с дальнейшим расширением сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией во многих сферах планируется также создание единого миграционного пространства, включающего в себя территории обеих сторон. Стоит отметить, что при этом иностранцы из третьих стран при наличии въездной визы одного из вышеуказанных государств получат возможность находиться и на территории сопредельного государства. Среди данной категории лиц значительную часть в количественном отношении занимают прибывающие, в первую очередь в Российскую Федерацию, трудящиеся-мигранты. В данной ситуации, получив отказ в предоставлении разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории одного государства, они будут иметь возможность поиска вакансий в другом государстве вышеуказанных сторон.
Это обстоятельство требует выработки комплекса совместных мер, направленных на усиление миграционного контроля и оптимизации миграционных потоков, а также совершенствования правоприменительной практики уполномоченных органов государственного управления каждой из стран Союзного государства, на которые возложена данная функция. Так, в Республике Беларусь контроль за миграционной ситуацией возложен на Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь [6].
Как известно, в текущий период времени в нашей стране довольно остро ощущается необходимость в привлечении трудящихся-мигрантов для заполнения имеющихся вакансий на рынке труда, имеющихся в различных отраслях, таких как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. Одним из способов их заполнения является реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь. В соответствии с ее отдельными положениями планируется увеличение сальдо внешней миграции в количестве не менее 60 тысяч человек, в первую очередь трудоспособного возраста [3].
Однако, при этом на основании анализа правоприменительной практики многих государств, активно использующих иностранную рабочую силу, стоит отметить, что при увеличении количества проживающих на их территориях иностранцев возрастает, в свою очередь, вероятность роста совершаемых ими правонарушений, в том числе и административных. Из спектра совершаемых ими правонарушений стоит отметить такие, как нарушение порядка осуществления иностранцами трудовой деятельности,
несоблюдение правил регистрации, перемещения и выбора места жительства, а также уклонение от убытия из страны пребывания по истечению срока занятия законной трудовой деятельностью.
В Республике Беларусь административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусматривается частью 1 статьи 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) [1]. Санкция данной статьи предусматривает такие виды взысканий, как предупреждение, штраф или депортацию. На основании статьи 6.11 КоАП депортация - это административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Республики Беларусь.
Порядок исполнения административного взыскания в виде депортации установлен как Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях(далее - ПИКоАП) [5], так и Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства [4]. В соответствии с последним нормативным правовым актом, депортация может осуществляться как в добровольном, так и принудительном (под конвоем) порядке. Как правило, депортация под конвоем применяется в отношении иностранцев, прибывших в нашу страну без документов, удостоверяющих личность, а также не имеющих средств для пребывания и последующего убытия к себе на родину. Для исполнения постановления о депортации в принудительном порядке данные лица размещаются в специальных местах для их содержания за счет республиканского бюджета. На основании части 3 статьи 20.2 ПИКоАП, при отсутствии возможности возмещения расходов со стороны депортируемых иностранцев их депортация также осуществляется за счет республиканского бюджета. Стоит отметить, что увеличение количества депортируемых под конвоем иностранцев может повлечь значительный ущерб бюджету страны.
Для минимизации последствий этого негативного явления целесообразным видится решение в предоставлении возможности депортированным иностранцам при отсутствии лиц, пригласивших таковых в Республику Беларусь, частично либо полностью возмещать расходы по их депортации за счет привлечения первых к оплачиваемой трудовой деятельности только на добровольной основе в рамках вакансий при наличии соответствующей квалификации. Стоит отметить, что в настоящее время такое привлечение к труду может осуществляться только в отношении лиц, подвергнутых административному аресту. Иностранные граждане и лица без гражданства, подвергнутые принудительной депортации и содержащиеся в специальных учреждениях до момента ее исполнения, такого права не имеют.
В соответствии с частью 1 статьи 14.7 ПИКоАП отсрочка, рассрочка исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде депортации составляет не более шести месяцев. Очевидно, что за этот период времени подвергнутый депортации иностранец имел бы возможность заработать определенное количество денежных средств, позволивших бы полностью либо частично возместить расходы по его убытию из Республики Беларусь.
Таким образом, для решения этой проблемы было бы целесообразно дополнить часть 2 статьи 18.8 ПИКоАП положением о возможности привлечения к труду подвергнутых принудительной депортации иностранцев с их добровольного согласия на период рассрочки либо отсрочки исполнения наложенного взыскания. При этом, в качестве поощрительных мер в данной ситуации стоило бы применить предоставление им права впоследствии на досрочное исключение из списка лиц, въезд которым в Республику
Беларусь запрещен или нежелателен, но не ранее одного года с момента убытия из страны.
Стоит отметить, что определенное количество иностранцев, подвергнутых принудительной депортации в Республике Беларусь, первоначально прибывает из Российской Федерации. Согласно Положению о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранец может быть депортирован из Республики Беларусь в государство, с территории которого он прибыл. С точки зрения оптимизации расходов по исполнению депортации в отношении иностранцев третьих стран в данной ситуации наиболее приемлемым видится решение о возложении данной процедуры на уполномоченные органы того государства, на территории которого был задержан иностранец. При отсутствии денежных средств на возмещение расходов по депортации у таких иностранцев целесообразно было бы создать совместный российско-белорусский депортационный денежный фонд.
Кроме того, в настоящее время в Республике Беларусь имеют место случаи с участием иностранцев, которые, будучи подвергнутыми административному взысканию в виде штрафа за совершенные ими административные правонарушения на ее территории, по истечению срока временного пребывания или проживания, в том числе ранее осуществлявшие трудовую деятельность, не могут законным путем убыть из нее в связи с неисполнением наложенной на них вышеуказанной санкции.
В соответствии с частью 2 статьи 1.4 КоАП, находящиеся на территории указанной страны иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено настоящей статьей.
Так, исходя из части 1 статьи 6.3 КоАП, штраф применяется в качестве основного административного взыскания. В соответствии с частью 1 статьи 6.5. данного нормативного правового акта, штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания. При этом часть 3 последней статьи предусматривает максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, в том числе и иностранца, не более пятидесяти базовых величин, а за нарушение им законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления - не более двухсот базовых величин. Стоит учесть, что для некоторых иностранцев, особенно из стран Средней Азии, подвергнутым штрафным санкциям, вышеуказанные суммы штрафов являются достаточно значительными, из-за чего они могут оказаться не в состоянии их оплатить. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 6.5 КоАП, когда иностранец признает себя виновным в совершении административного правонарушения и выражает согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда, в случае его причинения, в порядке, предусмотренном ПИКоАП, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение. Однако, иногда пребывающие на территории Республики Беларусь иностранцы, не желая покидать ее территорию, умышленно выражают свое несогласие в части своей вины за совершенное административное правонарушение, в связи с чем наложение в его отношении штрафа в
минимальном размере органом, ведущим административный процесс, становится невозможным.
Стоит отметить также ситуации, когда иностранец, не имеющий денежных средств на оплату штрафа на территории Республики Беларусь, желая выехать за ее пределы и впоследствии исполнить указанное взыскание из страны свой гражданской принадлежности, не может этого сделать. Связано это с тем, что в соответствии с абзацем седьмым части первой статьи 33 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», иностранцу может быть отказано в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь или в выезде из Республики Беларусь, если он был привлечен к административной ответственности на территории Республики Беларусь, до исполнения административного взыскания [2]. Кроме того, на основании решения об отказе в выезде из Республики Беларусь иностранец в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, может быть включен в Список лиц, которым отказано в выезде из Республики Беларусь. При этом, на основании части 1 статьи 15.3 ПИКоАП Республики Беларусь, штраф должен быть уплачен физическим лицом, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления - не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.
Таким образом, при неисполнении иностранцами административных взысканий в виде штрафа, целесообразно было бы дополнить Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях статьей, предусматривающей возможность замены данного взыскания на депортацию в период пребывания на территории нашей страны данных субъектов административной ответственности.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 №194-З.
2. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. N 105-З.
3. Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: указ Президента Респ. Беларусь от 11 августа 2011 г. N 357.
4. Об утверждении положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 15 марта 2007 г. N 333.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З.
6. Положение о Департаменте по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь: указ Президента Респ. Беларусь от 04 июня 2004 г. №268.
^ Rusak V.A. О nekotoryh voprosah pravoprimenitel'noj praktiki organov vnutrennih
del Respubliki Belarus' v sfere vneshnej trudovoj migracii II Nauka. Mysl'. - № 5-1. - 2016.
© В.А. Русак, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. This article analyzes the law-enforcement practice of internal affairs agencies of the Republic of Belarus in the sphere of external labour migration.
Keywords: internal affairs agencies, labor migration, administrative responsibility, deportation.
— • — Сведения об авторе
Виктор Анатольевич Русак, магистр юридических наук, старший преподаватель-методист отделения организации образовательного процесса факультета повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров, Академия МВД Республики Беларусь (Минск, Беларусь).
— • —
Подписано в печать 10.04.2016.
© Наука. Мысль, 2016.