Научная статья на тему 'О некоторых вопросах обеспечения жильем сотрудников УИС'

О некоторых вопросах обеспечения жильем сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якимова М. А.

В данной статье рассказывается о порядке и особенностях реализации в УИС вновь принятой подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах обеспечения жильем сотрудников УИС»

Подполковник внутренней службы М. А. ЯКИМОВА, заместитель начальника отдела ФКУЦГИЖБО ФСИН России

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ СОТРУДНИКОВ УИС

В данной статье рассказывается о порядке и особенностях реализации в УИС вновь принятой подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы

Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем. Это касается как действующих сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), так и уволенных из указанных учреждений и органов с правом на пенсию.

По состоянию на 1 августа 2012 года в улучшении жилищных условий нуждались 17,7 тыс. семей сотрудников и пенсионеров УИС, из них более 7 тыс. не имели жилья для постоянного проживания. Кроме того, в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности УИС (далее - поселки) проживают и нуждаются

в предоставлении жилых помещений за их пределами более 26 тыс. семей.

За последние годы в российском законодательстве произошли изменения в области жилищного обеспечения, в соответствии с которыми Федеральная служба исполнения наказаний решает жилищные проблемы работников и пенсионеров УИС, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах ФСИН России до 1 марта 2005 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и входящая в ее состав подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - подпрограмма).

Учитывая ограниченные объемы бюджетного финансирования, выделяемые учреждениям и органам УИС на строительство (приобретение) жилых помещений, с 2000 года приоритетной формой обеспечения жильем граждан, уволенных со службы в УИС, является

предоставление им социальной выплаты (безвозмездной субсидии) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (далее - сертификат). Популярность данного способа обеспечения жильем в учреждениях и органах УИС подтверждается высоким процентом реализации (более 98,0 %) полученных сертификатов.

По итогам реализации в 2011 году федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы благодаря грамотно организованной работе Федеральная служба исполнения наказаний положительно отмечена государственным заказчиком подпрограммы (Минрегионразвития России).

Всего за годы реализации федеральной целевой программы «Жилище» обеспечено жильем около 11 тыс. семей сотрудников и пенсионеров УИС. При этом основной объем выданных сертификатов (более 97 %) приходится на долю граждан, уволенных со службы из учреждений и органов УИС.

В настоящее время для обеспечения сертификатами граждан, уволенных со службы и подлежащих увольнению в 2012-2015 годах, необходимо более 5,5 тыс. сертификатов (на что потребуется около 9,5 млрд рублей) для граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности УИС - более 26 тыс. сертификатов (на что потребуется около 44,46 млрд рублей).

К сожалению, указанным выше постановлением объемы финансирования, предусмотренные на реализацию подпрограммы в 2011-2012 годах, значительно меньше (в 4,3 и 2,8 раза соответственно), чем объемы финансирования в 2010 году.

В 2012 году выдан 501 сертификат, из которых, по состоянию на 1 августа 2012 года, реализован 331.

Однако, начиная с 2013 года, планируется увеличение финансирования подпрограммы, которое будет не ниже уровня финансирования 2010 года.

На протяжении 2011 года в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы» (далее - Правила), были внесены изменения.

В частности, предусмотрено, что впредь вместе с заявлением на участие в подпрограмме гражданин подает документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по утвержденной Правилами форме. При этом согласие на обработку персональных данных несовершеннолетних лиц подписывают их законные представители.

При получении сертификата его получатель должен представить справку об общей продолжительности военной службы (службы) с указанием основания планируемого увольнения с военной службы (службы) или выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения.

Следует обратить особое внимание на новую форму заявления на выдачу сертификата. Теперь к обязанности получателя сертификата относится предоставление следующих сведений:

наличие жилых помещений, занимаемых им и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности;

гражданско-правовые сделки, приведшие к отчуждению жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности;

получение им и членами его семьи средств (в том числе субсидии или социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом) из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета) на приобретение или строительство жилых помещений.

Согласие с заявлением за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи подписывают их законные представители (ранее заверялись подписи только совершеннолетних членов семьи).

При этом участник подпрограммы и члены его семьи нотариально подтверждают достоверность и полноту данных сведений.

Граждане должны понимать, что в случае выявления в представленных сведениях и документах, прилагаемых к заявлению, данных, не соответствующих действительности, они будут привлечены к ответственности (гражданской, уголовной, административной) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из наиболее сложных остается вопрос жилищного обеспечения пенсионеров и сотрудников, ранее проходивших и проходящих до настоящего времени службу в учреждениях УИС с особыми условиями хозяйственной деятельности и проживающих в поселках при данных учреждениях.

Впервые данная категория граждан была включена в число лиц, имеющих право на получение сертификатов, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 № 700, утвердившим подпрограмму «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Однако работа в данном направлении была начата только в 2006 году в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы». Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, предусматривала обеспечение государственными жилищными сертификатами граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2004 № 1291-р утвержден перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, из которых переселение граждан планируется осуществлять в рамках реализации подпрограммы. В данный перечень включены 120 поселков, расположенных в Республике Коми, Красноярском и Пермском краях, Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Свердловской и Тюменской областях.

С принятием указанных нормативных актов для сотрудников лесных исправительно-трудовых учреждений появилась реальная возможность участия в подпрограмме и получения сертификатов.

Следует отметить, что данные подразделения в большинстве своем являются градообразующими, в этих поселках отсутствуют другие предприятия и организации. В настоящее время в поселках проживает более 26 тыс. семей, в том числе более 13 тыс. семей граждан, уволенных из учреждений и органов УИС.

Особенно тяжелая ситуация складывается в поселках уже ликвидированных

или подлежащих ликвидации учреждений УИС, так как начиная с 1993 года средства федерального бюджета на решение жилищных вопросов проживающих в этих поселках граждан практически не выделялись. В настоящее время в таком положении оказалось более 1,2 тыс. семей.

Практически единственным вариантом решения жилищной проблемы для большинства граждан данной категории является предоставление субсидий (выдачи государственных жилищных сертификатов) за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.

Вместе с тем из общего количества выданных сертификатов значительную часть получает именно эта категория граждан.

Так, в 2011 году из 346 выданных ФСИН России сертификатов 116 сертификатов на сумму 224,3 млн рублей было выдано проживающим в поселках гражданам, изъявившим желание выехать после увольнения из учреждений за пределы данных поселков, в 2012 году из 496 выданных сертификатов - 188 сертификатов на сумму 394,15 млн рублей.

В соответствии с нормативными документами выдача жилищных сертификатов осуществляется в пределах выделяемых на эти цели финансовых средств. Из-за недостатка бюджетного финансирования заявки территориальных органов УИС на получение жилищных сертификатов обеспечиваются, к сожалению, не в полном объеме.

Принимая во внимание, что в связи с ликвидацией учреждений проживание в поселках сопряжено со значительными бытовыми трудностями (в особенности для пенсионеров УИС), ФСИН России прорабатывается вопрос с Минреги-онразвития России о дополнительном бюджетном финансировании для обеспечения сертификатами граждан - участников подпрограммы, проживающих в данных поселках.

С целью совершенствования работы по реализации программы «Жилище» на 2011-2015 годы 16 мая 2012 года утвержден приказ ФСИН России № 267 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам -участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы Жилище на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе», в котором установлен единый порядок формирования в учреждениях и органах УИС списков граждан, изъявивших желание стать участниками подпрограммы, а также граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности и изъявивших желание участвовать в подпрограмме.

Особое место отведено роли оперативных служб, к обязанностям которых относится проверка достоверности сведений, содержащихся в представляемых гражданами для участия в подпрограмме документах.

В приказе предусмотрено распределение лимитов бюджетных средств, выделенных территориальному органу ФСИН России, по учреждениям, подведомственным территориальному органу, пропорционально заявкам, представляемым данными учреждениями.

Кроме того, ранее действующая редакция приказа ФСИН России 2007 года № 287 дополнена порядком выдачи сертификатов гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности УИС.

Новым приказом учтено право граждан - участников подпрограммы, уволен-

ных из учреждений и органов УИС, проживающих в поселках ликвидированных и подлежащих ликвидации учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, на получение сертификатов в первоочередном порядке.

Предусмотрено право на получение социальной выплаты для граждан, проживающих в поселках, работающих (работавших) в учреждениях и органах УИС в соответствии с трудовым договором, в связи с чем количество граждан, которые могут претендовать на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы, увеличится практически на треть.

За годы реализации подпрограммы ФСИН России территориальными органами УИС накоплен большой опыт работы по данному направлению деятельности, установлено тесное взаимодействие

с федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством регионального развития Российской Федерации, ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», что является доказательством высокого профессионализма сотрудников, отвечающих за работу.

Благодаря такому сотрудничеству в настоящее время ФСИН России находится на первом месте по количеству получаемых сертификатов (около 50 % от получаемых всеми силовыми структурами), что, учитывая социальную значимость вопросов обеспечения жильем различных категорий граждан Российской Федерации, в том числе сотрудников ФСИН России, имеет немаловажное значение.

Надеемся, что подобная тенденция сохранится и в дальнейшем. ф

ФОТОАРХИВ

В апреле 2012 года ключи от квартир в реконструированном доме г. Ухты получили пенсионеры и действующие сотрудники Главного управления ФСИН России по Республике Коми.

Фото Д. Шулепова, 2012 год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.