Научная статья на тему 'О некоторых вопросах обеспечения качества подготовки (из опыта вуза)'

О некоторых вопросах обеспечения качества подготовки (из опыта вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЦЕНТР НЕЗАВИСИМОГО ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА / ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА / HIGHER EDUCATION QUALITY / INFORMATION-EDUCATIONAL SYSTEM / QUALITY ASSURANCE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич

В статье проанализированы проблемы, связанные с созданием системы менеджмента качества учебного процесса в вузе. Освещается опыт организации СМК в Южно-Уральском профессиональном институте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education quality management system:problems and experience

The paper describes the results of the quality management system application at the South Urals professional university.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах обеспечения качества подготовки (из опыта вуза)»

144

Высшее образование в России • № 4, 2009

О некоторых вопросах дл. крюков, ректор обеспечения качества

Южно-Уральский подготовки

профессиональный институт од о о

(из опыта вуза)

В статье проанализированы проблемы, связанные с созданием системы менеджмента качества учебного процесса в вузе. Освещается опыт организации СМК в ЮжноУральском профессиональном институте.

Ключевые слова; качествообразования, информационно-образовательнаясреда вуза, центр независимого оценивания качества, трудности внедрения системы качества.

За последнее десятилетие высшее профессиональное образование в России развивалось невиданными темпами. Если сравнивать показатели числа вузов и студентов с данными начала 1990-х гг., то они возросли за столь короткий срок в 3-5 раз. Естественно, это не могло не отразиться на качестве профессионального образования, и этот факт уже достаточно хорошо изучен и проанализирован в различных источниках. Несомненно и другое - качество подготовки выпускников вузов было и остается приоритетной задачей для всех высших учебных заведений России. Качество обучения является интегральной характеристикой образовательной деятельности и ее результатом. Поэтому для предоставления гарантии качества во всех сферах деятельности вуза в соответствии с предъявляемыми требованиями к результатам обучения со стороны потребителей необходимо наличие современных и мобильных систем управления качеством.

Болонская декларация и требования стандартов ISO 9000 предполагают диагностику учебного процесса на основе таких показателей (индикаторов) качества, которые отражали бы достигнутый уровень знаний студентов, параметры использования технологий обучения и контроля.

Информационный поток данных оценки знаний, его множественная структурированность обусловили необходимость разработки нового аппарата педагогических измерений, который обеспечил бы выявление несоответствий, прогнозирование результатов, оптимизацию задач мониторинга, то есть технологию диагностики каче-

ства ВПО с количественной оценкой полученных результатов на каждом этапе.

Ксожалению, эффективное внедрение такой системы затруднено рядом обстоятельств.

Во-первых, нет общепринятой системы объективных норм уровня образовательной деятельности.

Во-вторых, в системе управления качеством лишь штрихами прописаны возможности использования информационно-технических и математических средств.

В-третьих, только квалиметрический подход в состоянии обеспечить объективную оценку качества образования. А здесь есть свои сложности.

На преодоление этих вопросов и направлены усилия преподавателей и сотрудников Южно-Уральского профессионального института.

В качестве базового элемента системы качества подготовки специалистов мы рассматриваем информационную образовательную среду института, которая охватывает все структурные подразделения института и процессы, происходящие в них. Одним из этапов развития программы информационно-образовательной среды института явилась разработка комплексного программного обеспечения и баз данных, которые позволяют автоматизировать практически все процессы и визуализировать их результаты - как промежуточные так и конечные - в графическом варианте. Именно их внедрение дало возможность сертифицировать систему менеджмента качества ЮУПИ и всех наших структурных подразделений.

Редакционная почта

145

Особое внимание было уделено государственным показателям системы качества подготовки студентов, поскольку выполнение аккредитационных показателей представляется нам важнейшим условием для обеспечения гарантий качества, особенно в настоящее время. За базовую модель была взята система лепестковых диаграмм, разработанная Росаккредагентством. Примерно раз в пять лет каждый вуз проходит государственную аккредитацию и получает оценку качества подготовки; можно ежегодно заказывать консалтинг и получать промежуточные результаты. Однако здесь есть ряд проблем. Во-первых, ежегодное заполнение модуля и сопутствующего объема документации для консалтинга занимает достаточно много времени. Во-вторых, ректорату для оперативного принятия решений хотелось иметь более «свежую » информацию практически в любой момент времени.

Учитывая эти обстоятельства, наши специалисты разработали программу автоматизированной оценки деятельности института на предмет соответствия показателей его работы установленным аккредитацион-ным индикаторам. Конечно, она не может заменить консалтинг вуза, так как в нашей базе нет значений показателей других учебных заведений. Однако продемонстрировать состояние дел, соответствие достигнутых результатов аккредитационным показателям по каждомуподразделению совершенно реально.

А это уже принципиальный шаг на пути создания программы автоматизации оценки системы качества. Расширение оценочного диапазона данной программы на мониторинг показателей деятельности кафедр и других структурных подразделений на основе лепестковых диаграмм может стать составной частью оценки деятельности ППС и структурных подразделений, качества подготовки студентов, качества труда и, что весьма актуально, своевременной дифференциации оплаты последнего на основе НСОТ.

Лепестковая диаграмма, построенная для определенных групп агрегированных и индикативных показателей, наглядно демонстрирует степень достижения каждой

кафедрой и вузом в целом ключевых факторов успеха. По сути, можно каждодневно наблюдать оценочный профиль вуза, позволяющий графически оценить достижение наших стратегических целей. Развитие данной учетно-аналитической системы дает возможность построения оптимизационных моделей и прогнозирования необходимых показателей.

Другим направлением нашей деятельности в системе обеспечения качества стало формирование системы независимого оценивания знаний студентов и выпускников. В ее основе лежат процедуры федерального Интернет-экзамена и АСТ-тестирова-ния. Мы участвуем в экспериментах по их апробации практически с самого начала. Оценив результаты, проанализировав имеющиеся недостатки, институт разработал и внедрил в добавление к ФЭПО собственную систему оценивания, которая действует уже три года. На первом этапе было трудно. От ректората потребовалось организовать практически «поголовное» переобучение профессорско-преподавательского состава, инициировать разработку тысяч вариантов разноуровневых тестовых и практических заданий по каждой дисциплине. Закономерным шагом в этом направлении стало создание Центра независимого оценивания знаний студентов и выпускников ЮУПИ.

Именно центр организует обязательную экспертизу всех заданий на уровне внутривузовской системы качества, а также их внешнее рецензирование, прежде всего - у работодателей.

Алгоритм функционирования системы выглядит следующим образом. Практически по каждой дисциплине учебного плана проводится контрольное тестирование с использованием разноуровневых заданий (от обычного теста до решения задач) - по завершении изучения темы (или раздела дисциплины) либо каждое 10-е занятие. По завершении изучения курса назначается тестирование, в котором по каждой дисциплине представлено примерно 500-700 заданий, из которых методом случайной выборки из каждой темы с учетом всех дидактических единиц студенту предлагает-

146

Высшее образование в России • № 4, 2009

ся 40-60 тестов и 2-3 задачи. В случае преодоления порогового значения студент допускается к сдаче экзамена или зачета в традиционной форме.

Новые технологии оценки качества подготовки позволили нам практически решить проблему плагиата - использования студентами информации, расположенной в свободном доступе в сети Интернет, для подготовки контрольных, курсовых и дипломных работ. Всем преподавателям и сотрудникам деканатов были назначены логины и пароли в системе «Антиплагиат». Ученый совет утвердил положение об ответственности за использование заимствованного материалав письменных работах студентов; определены его предельные объемы для каждого вида работ. Перед тем как приступить к проверке содержания, преподаватели сначала «прогоняют» работу студента через систему «Антиплагиат».

Комплексное внедрение перечисленных элементов СМК позволило оценить не только качество подготовки студентов, обучающихся в головном вузе или филиале, но и качество работы профессорско-преподавательского состава. Важным элементом системы является и то, что все конспекты лекций по каждой дисциплине выложены на сайте электронной библиотеки вуза, там же кафедры размещают все методические и учебные пособия, учебники и дополнительную литературу. Вместе с тем преподаватель остается ключевой фигурой в учебном процессе. Хотя технологии обучения существенно меняются, методика преподавания является его прерогативой. Конечно, на лекционных занятиях преподаватель дает под запись ключевые моменты, но гораздо большую часть времени он уделяет разбору практических задач и ситуаций. Активно используется обсуждение текущих проблем действующих предприятий,проводятся ситуацион-

ные практикумы, организуются круглые столы с работодателями.

Работодатели принимают самое активное участие в оценивании качества подготовки выпускников, в частности занимаются рецензированием и ведут постоянную корректировку содержания учебных заданий. Кроме того, на электронном ресурсе, где для работодателей организован специальный доступ, они регулярно «выкладывают» отзывы о студентах, прошедших практику на предприятиях и в организациях. Это позволяет им отслеживать образовательную траекторию студента, динамику его профессионального роста, оценивать личностные качества своего будущего работника.

Созданная в ЮУПИ система независимого оценивания качества уже нашла своего потребителя в регионах УрФО: ряд образовательных учреждений обратились к нам для проведения независимого оценивания качества подготовки выпускников ссузов на предмет их соответствия запросами потребностям работодателей. Совместно с филиалом МПГУ завершается разработка проекта по внедрению системы независимой оценки знаний у учащихся школ (как по завершении каждого уровня подготовки, так и в рамках рубежного контроля знаний, несколько раз в год). По договорам с 10 муниципалитетами мы создаем портал для подготовки к ЕГЭ. С одной стороны, это обеспечит равные возможности для выпускников школ муниципалитета, с другой - с учетом возможностей Центра независимого оценивания качества подготовки позволит получать оперативную и объективную информацию об уровне знаний учащихся.

Направления, о которых идет речь, являются, конечно, лишь отдельными эффективными элементами комплексной системы оценки качества. Но если эффективны элементы, будет эффективна и вся система!

KRYUKOV D.N. HIGHER EDUCATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM: PROBLEMS AND EXPERIENCE

The paper describes the results of the quality management system application at the South Urals professional university.

Keywords: higher education quality, information-educational system., qualityassurance system..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.