Научная статья на тему 'Профессиональное образование и социальное партнерство'

Профессиональное образование и социальное партнерство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование и социальное партнерство»

Д. КРЮКОВ, профессор, ректор

Южно-Уральский профессиональный институт довольно молодой. В 2009 г. мы будем отмечать его десятилетний юбилей. Рождение вуза пришлось на период бурного развития системы российского высшего профессионального образования: крупные государственные вузы стремительно расширяли сеть своих филиалов, практически каждые три месяца открывался очередной негосударственный институт. Именно в те годы вузовская педагогическая общественность впервые ощутила на себе реальную конкурентную борьбу внутри образовательного пространства за «место под солнцем». Рыночные отношения к тому времени уже в достаточной степени были сформированы, динамичные изменения в технологиях, необходимость анализа рынка, учета мнений потребителей и, наконец, принципиально новая информационная среда заставили бизнес-сообщества сформулировать новые задачи перед высшим профессиональным образованием. Во главу угла были поставлены профессиональная компетентность, мобильность, коммуникативность, владение современными навыками работы на компьютерной технике и практические умения будущих специалистов. Резко возросло значение взаимодействия учебных заведений с работодателями.

В те же годы главными принципами в образовании стали его доступность, многоуровневость, непрерывность, а образование через всю жизнь - главным лозунгом образовательной политики. Естественно, что учредитель, создавая наш институт, стремился учитывать потребности обще-

ЮУПИ: вектор развития

ства, бизнеса, студентов и их родителей. Изначально закладывалась идея о многоуровневом образовании, выстраивании единой системы подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием на базе как среднего полного общего, так и среднего профессионального образования. Этим объясняется создание на основе ЮУПИ образовательного комплекса, в который вошли НОУ «Челябинский юридический колледж» и филиал ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» в г. Челябинске. При реализации непрерывного профессионального образования предполагалась возможность завер-

шения обучения на каждом уровне с получением диплома государственного образца. Подобная схема позволила сделать образовательный процесс интегрированным и управляемым, определить индикативные показатели деятельности. С первых дней работы мы стали выстраивать систему партнерства с работодателями. Практически все программы подготовки специалистов в нашем вузе рецензировались ведущими предприятиями и организациями региона, которые вносили в них конструктивные предложения. Мы не стоим на месте, модернизируем нашу модель образования, однако ориентация на запросы потребителя кадров -работодателя - была и остается одним из основных приоритетов как для института, так и для всех образовательных учреждений, входящих в комплекс.

В беседах с коллегами, ректорами других вузов, мне приходится постоянно отвечать на вопрос, в чем целесообразность и преимущества нашей модели «колледж - вуз». Приведу некоторые факты и соображения.

Если рассматривать факультет среднего профессионального образования в составе вуза, то подходы к учебному процессу здесь будут вузовские. Не скажу, что это плохо, но, на мой взгляд, не совсем правильно с точки зрения организации учебного процесса. Ведь на уровне СПО образовательные учреждения должны дать учащимся не только теоретические знания, но и практическин навыки, поэтому соотношение теории и практики здесь примерно 50:50. При этом подход к организации образовательного процесса несколько отличается от вузовского, хотя бы в силу того, что в колледж поступают студенты на базе как 11-ти, так и 9-ти классов. В высшем профессиональном образовании соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями смещается в

сторону первых — примерно 70:30. У нас студент на каждом этапе получает квалификацию согласно требованиям к практическим навыкам и теоретической подготовке (определенным государственными стандартами), и в результате государство получает хорошего профессионала соответствующего уровня. При этом мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы выпускники Челябинского юридического колледжа продолжили профессиональное образование, желательно в вузах, входящих в наш образовательный комплекс, ведь наши учебные планы наиболее полно интегрированы и оптимизированы на разных уровнях, да и не хочется отдавать лучших в другие вузы. Впрочем, мы не можем настаивать на том, чтобы выпускники колледжа учились только в наших вузах. Если в комплексе что-то не так, то наши студенты узнают об этом гораздо быстрее, чем о проблемах в других вузах. Ежегодно до 60% выпускников колледжа поступают на различные специальности в вузы комплекса. Я считаю, что это неплохой показатель.

Кроме того, создается определенная последовательность в том, чему мы учим на уровне СПО и ВПО. Учитывая, что у каждого уровня свои стандарты и задачи, мы сформировали своего рода интегрированную структуру, где каждый «несет свой чемодан». В двух словах, создана примерно такая схема. Кафедры вузов и предметно-цикловые комиссии колледжа очень плотно взаимодействуют. Наряду с этим существуют и горизонтальные отношения: с одной стороны, преподаватели учитывают междисциплинарные связи в каждом блоке дисциплин, а с другой -понимают, что именно нужно работодателю на каждом этапе. Так, на уровне вузовской подготовки при всей фундаментальности и традиционности подхода учебный процесс насыщен

инновационными разработками, используются новые технологии и оборудование, чтобы выпускники отвечали современным и конкретным требованиям. Для этого в учебных планах присутствуют такие формы и виды работ, как создание и сопровождение действующих проектов для реальных предприятий, стажировки на предприятиях.

Особое внимание мы уделяем постоянному повышению квалификации ППС. Отмечу несколько направлений. Прежде всего, это обучение работе на практически ежегодно обновляемом оборудовании. Далее, у нас регулярно организуются курсы по новым педагогическим технологиям, электронным программным образовательным ресурсам, дистанционному образованию. По этому направлению задействованы возможности всех учреждений комплекса. Так, кафедры информатики и отдел 1Т-технологий постоянно проводят повышение квалификации профессорско-преподавательского состава всех учебных заведений комплекса по использованию нового оборудования и программного обеспечения в учебном процессе; кафедры филиала МПГУ предлагают регулярное повышение квалификации ППС по новым педагогическим технологиям, программам «преподаватель высшей школы » и др.; в учебном центре колледжа открыто обучение по программам пожарно-технического минимума и охране труда, кроме того, центр проводит аттестацию рабочих мест.

Внедрение системы менеджмента качества позволило найти эффективное применение разработанной нашими студентами схеме автоматизации всего учебного процесса - от момента сдачи сертификатов ЕГЭ при поступлении абитуриентов до выпуска студентов. С ее помощью осуществляется компьютерный контроль за расписа-

нием, включая вычитку часов, ведется учет занятости аудиторий, нагрузки преподавателей, облегчаются процессы документооборота и, как следствие, поиск необходимой информации по студенту. В дополнение к существующим процедурам контроля качества знаний с помощью ФЭПО (Интернет-экзамен) институт уже несколько лет внедряет систему независимой оценки качества подготовки студентов с использованием компьютерного оценивания знаний как средства допуска студента к традиционному экзамену.

Управление инновационным вузом предполагает постоянный поиск новых решений. Речь идет прежде всего о технологиях. Наличие же технологий в совокупности с современным оборудованием предоставляет возможности для развития. К примеру, мы практически ежегодно полностью обновляем парк компьютерного оборудования. Все аудитории во всех структурных подразделениях, включая филиалы, оснащены стационарными автоматическими рабочими местами (АРМ) и мультимедийными комплексами. Со всех компьютеров, в том числе расположенных в читальных залах, организован прямой доступ к главным серверам, обеспечивающим все стороны учебного процесса: серверу контроля качества знаний, серверу информационной образовательной среды, видеосерверу.

Инновационные задачи может решать только готовый к их решению профессорско-преподавательский состав. В нашем институте ППС достаточно молодой. Средний возраст составляет примерно 43 года, что, наверное, и позволяет нам ежегодно достигать высоких результатов. Наш коллектив весьма мобилен и активен в достижении целей, поставленных перед нами обществом и государством. Возможно, немаловажную роль в формировании работоспособного коллектива сыграла

наша система оплаты труда, очень похожая на вводимую с декабря нынешнего года НСОТ. Финансовая поддержка реальных результатов и достижений ППС и студентов, на мой взгляд, дала свои результаты.

Для вуза и комплекса в целом значимо выстраивание тесных связей с современным бизнес-сообществом. Например, как минимум два раза в год мы организуем встречи студентов с работодателями. Первая проводится перед направлением студентов на практику, где представители ведущих работодателей ориентируют студентов на требования, которые будут предъявляться к ним как к сотрудникам. У нас выделена отдельная структура, ответственная за адаптацию студентов на производстве. По окончании практики работодателями в тесном взаимодействии с преподавателями кафедр организуется зашита результатов. Кроме того, отзывы работодателей о результатах практик вывешиваются на вузовском портале. Естественно, что они стремятся принять в штат выпускников, которые себя положительно зарекомендовали во время прохождения практики. Что и происходит примерно в 70% случаях.

Постоянное сотрудничество с производством позволяет нашим преподавателям повышать квалификацию не

только на внутренних курсах, но и на действующих предприятиях. Профессора и доценты, выполняя руководство бизнес-проектами студентов для конкретной компании, должны понимать проблемы современного бизнеса, что актуализирует их знания. Например, в рамках подготовки специалиста по финансам выпускник должен уметь на практике осуществлять работу на фондовом и валютном рынках, проводить операции с валютой и работать в реально действующей программе кредитных организаций. По предложениям работодателей мы создали лабораторию, приобрели соответствующее программное обеспечение и оборудование, заключили договоры с ведущими представителями фондового рынка и ввели в учебный процесс соответствующий спецкурс. Теперь у нас свой мини-дилинговый зал. И таких примеров можно приводить много. Таким образом, выпускник оказывается максимально подготовленным к реалиям сегодняшнего бизнеса, а значит, и вполне востребованным.

Мы также понимаем, что будущий специалист характеризуется не только набором знаний и компетенций, но и особыми личностными качествами. Современный профессионал - это динамичная, деятельная, духовно развитая личность, и ее воспитание - в чис-

ле наших приоритетных задач. В стенах учебных заведений комплекса проходит насыщенная студенческая жизнь. Большое внимание мы уделяем формированию патриотизма и гражданской позиции, а также активно развиваем такое направление работы, как студенческое самоуправление, представители которого включены в Ученый совет.

Спорт - предмет нашего особого внимания. Институтская команда по волейболу занимает лидирующие позиции среди команд Уральского федерального округа. Мы поддерживаем и развиваем многие начинания студентов. Например, по предложению студентов было организовано движение киберспорта; команда института, несмотря на молодой возраст (чуть более года), вышла в ESWC (Electronic Sports World Cup). В студенческой среде растет популярность инициативы «За здоровый образ жизни - молодежь против табака», развивается движение КВН.

Что касается наших ближайших перспектив, то мы видим, что они потребуют от нашего научно-педагогического коллектива существенных усилий в плане развития образовательных учреждений, входящих в комплекс. Уже сейчас ведется работа по открытию новых специальностей для современной экономики. Конечно, будет развиваться техническое и технологическое направление, но и существующие творческие и экономические специальности, на наш взгляд, также будут востребованы, поскольку помимо фундаментальной подго-

товки выпускники получат необходимый набор компетенций, требования к которым сформулированы работодателями. Каждое учебное заведение будет ориентировано на своего потребителя кадров и будет вести подготовку исходя из сформированного заказа и запросов своего работодателя. Продолжится выполнение фундаментальных и прикладных исследований. Если сегодня объем средств на единицу ППС у нас составляет более 16 тыс. рублей, то с учетом уже имеющихся договоренностей мы рассчитываем на его рост. Будет продолжаться работа по использованию дистанционных образовательных технологий. При этом мы не считаем необходимым и правильным переходить целиком на дистанционные технологии - к отказу от традиционной формы учебного процесса мы пока не готовы.

Образовательная политика комплекса направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, профессионально мобильных, успешных на рынке труда и в жизни. Мы убеждены, что наши выпускники внесут вклад в развитие и процветание нашей Родины.

А. БАЗАЕВ, доцент, первый проректор

Профессиональное образование и социальное партнерство

Профессиональное образование не может развиваться изолированно от тех структур, для которых оно готовит специалистов. И не случайно в последнее время все чаще говорят о необходимости развития разных форм социального партнерства в этой сфере. Его суть в том, что бизнес и реальное производство должны принимать самое активное участие, в том числе финансовое, в подготовке своих будущих кадров. Вуз может дать своим выпускникам фундаментальное академическое образование, но не всегда располагает квалифицированными педагогическими кадрами в какой-либо конкретной области, а потому не способен сформировать у них практические навыки для того, чтобы они могли сразу и полноценно включиться в работу того или иного предприятия.

Эффективным средством преодоления этого разрыва является система производственной практики, построенная на основе сотрудничества с работодателями, т.е. корпоративного образования за счет средств «заказчика» образовательных услуг, с привлечением его производственной базы и специалистов.

Традиционно практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и проводится с целью как закрепления знаний, полученных в ходе теоретического обучения, так и приобретения и совершенствования практических навыков в сфере профессиональной деятельности.

Для каждой специальности в нашем институте разработаны программы по всем видам (этапам) практики. Рабочая программа готовится соответствующей кафедрой по согласованию с ве-

дущими представителями работодателей. Ответственность за организацию и проведение всех видов (этапов) практики несут отдел практики, заведующий выпускающей кафедрой, декан факультета, руководитель практики и ответственный за практику преподаватель. Руководитель практики от предприятия назначается приказом по предприятию и регистрируется в дневнике студента-практиканта.

Для организации практики в каждой группе проводятся следующие мероприятия:

■ между институтом и предприятием заключается договор. В нем оговариваются сроки проведения практики, обязательства сторон по ее организации и др.условия;

■ по институту издается приказ, в котором указываются сроки проведе-

ния практики, название организаций, в которые направляются студенты, руководитель практики, преподаватель, ответственный за практику (из числа преподавателей выпускающих кафедр);

■ отдел практики совместно с деканом факультета и заведующим выпускающей кафедры и представителями работодателей проводит инструктивно-методическое занятие, на котором работодатели озвучивают свои требования к практикантам, студенты знакомятся с положением о практике, проводится инструктаж по охране труда, выдается направление на практику, программа и дневник практики. До сведения студентов доводится содержание рабочей программы, требования по оформлению и содержанию отчета, а также порядок его защиты.

Студенты Южно-Уральского профессионального института проходят практику в федеральных налоговых службах, органах государственной власти и местного самоуправления, в банках, туристических фирмах, на других предприятиях различных организационно-правовых форм и форм собственности.

В числе требований, предъявляемых к предприятиям, организациям, учреждениям, принимающим студентов для прохождения практики, содержатся следующие пункты.

■ Организация обучения студентов правилам охраны труда с проверкой их знаний в установленном на данном предприятии порядке.

■ Обеспечение безопасных и соответствующих санитарно-гигиеническим нормам условий труда.

■ Ознакомление студентов с правилами трудового распорядка.

■ Предоставление необходимых условий для выполнения студентами рабочей программы по практике, а именно оснащенных рабочих мест в соответствии с требованиями про-

граммы, обеспечение производственными заданиями, ознакомление с нормативной документацией и техническими средствами, необходимыми для выполнения заданий.

■ Назначение квалифицированного руководителя (наставника), который будет курировать работу студентов, выдавать задания для выполнения программы, организовывать работу, оказывать необходимую помощь при выполнении заданий и написании отчетов по практике.

■ Оформление производственной характеристики на студента.

По итогам практики выпускающей кафедрой совместно с отделом практики проводится конференция с участием представителей организаций (предприятий). Руководитель практики делает анализ итогов практики, студенты готовят сообщения о проделанной работе, вносят предложения о повышении качества производственного обучения; на обсуждение выносятся вопросы об адаптации молодых специалистов к практической деятельности, о современных требованиях, предъявляемых работодателями к выпускникам.

Важнной задачей ЮУПИ является создание и развитие системы содействия трудоустройству студентов и выпускников и их адаптации на рынке труда.

Работа по трудоустройству выпускников проводится по трем основным направлениям.

Информационное обеспечение:

■ мониторинг рынка труда (исследование востребованности специалистов);

■ информирование абитуриентов, студентов, выпускников и работодателей о рынке труда и образовательных услугах;

■ разработка программ самопродвижения студентов и выпускников на рынке труда с использованием современных информационных технологий;

■ психологическая подготовка к встрече с работодателем и собеседованию;

■ написание резюме и формирование пакета необходимых для трудоустройства документов.

Социальное партнерство:

■ взаимодействие с органами местного самоуправления, службой занятости, работодателями по направлениям;

■ привлечение работодателей к участию в образовательном процессе (участие в итоговой государственной аттестации, защите выпускных квалификационных работ);

■ использование потенциала предприятий для повышения качества подготовки специалистов;

■ сотрудничество с предприятиями и организациями по вопросам организации студенческой практики, корректировка программ практики в соответствии с требованиями работодателей, рецензирование программ практики специалистами организаций;

■ корректировка учебных планов и программ в соответствии с требованиями работодателей и перспективами развития рынка труда;

■ ежегодное проведение совместных круглых столов, посвященных обсуждению требований, предъявляемых со стороны руководителей к специалистам, проблем адаптации молодых специалистов к практической деятельности и формированию профессиональной карьеры специалиста.

Содействие трудоустройству студентов и выпускников:

■ формирование реестра предприятий и организаций, сотрудничающих с институтом на основе долгосрочных и ежегодных договоров; всего в год заключается около 500 индивидуальных договоров;

■ организация семинаров, конференций, консультаций по вопросам трудоустройства и продвижения выпускников на рынке труда (ярмарки

вакансий, Дни карьеры, презентации специальностей);

■ создание условий и механизмов привлечения студентов в период обучения к трудовой деятельности в фирмах по профилю подготовки будущих специалистов.

Каждый второй выпускник по специальности «Дизайн» и каждый пятый выпускник по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» направляются на работу по соответствующим заявкам. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в Челябинской области практически все выпускники работают по специальности, за исключением выпускников-менеджеров, из которых около 15% работают в финансовой сфере и на конкретных производствах.

На основе долгосрочного соглашения со службой занятости населения студентов регулярно информируют о банке вакансий с указанием востребованной квалификации специалистов на рынке труда.

Создана система изучения мнений работодателей об уровне профессиональных знаний, умений и навыков наших выпускников и студентов, проходящих практику. Руководители организаций регулярно направляют свои отзывы и предложения по совершенствованию отдельных элементов учебного процесса. С этой же целью на электронном портале института создан специальный раздел, где работодатели имеют возможность дать оценку студенту-практиканту, отметить его достоинства, указать на недостатки, сформулировать предложения в адрес кафедры, ректората. С текущего года в ЮУПИ реализуется новый проект «Траектория успеха». Студент, желающий заявить о себе или найти место работы, по итогам собеседования получает доступ для формирования своего портфолио. При этом у него есть возможность вносить новые сведения

о своих учебных, научных и других достижениях. Работодатель, используя этот электронный ресурс, может познакомиться с документами кандидатов и сделать свой выбор совершенно осознанно, не рискуя взять на работу «кота в мешке».

Наиболее эффективная система взаимодействия сложилась у института с УФНС РФ по Челябинской области, инспекциями районов г. Челябинска. На сегодняшний день кадровый состав ИФНС Калининского, Советского, Центрального районов Челябинска на 40-60% (от 40 до 150 чел.) укомплектован выпускниками института.

Благодаря прочным связям с коммерческими банками наши выпускники составляют значительную долю кадров Сбербанка, филиала ООО «Юниаструм банк» (Москва), Внешторгбанка.

Актуальным направлением работы вуза является привлечение работодателей к формированию вузовского компонента образовательного стандарта. С 2005 г. выпускающие кафедры совместно с работодателями разрабатывают модели выпускника, професси-ограммы специалиста с учетом реальных потребностей конкретных производств и организаций. На протяжении трех лет кафедры «Менеджмент и маркетинг», «Бухгалтерский учет и финансы» проводят социологические исследования мнений работодателей о востребованных профессионально важных качествах будущих выпускников. На основе опросов руководителей и специалистов организаций корректируются рабочие учебные планы и программы, прослеживается реальная динамика изменения тематики выпускных квалификационных работ.

Традицией института стало привлечение руководителей государственных органов управления, муниципальных органов власти, директоров крупнейших предприятий и банков к участию в итоговой государственной аттестации

и защите выпускных квалификационных работ. Среди них можно назвать главного бухгалтера ЦБ РФ по Челябинской области, зам. начальника УФНС РФ по Челябинской области, управляющих коммерческими банками, председателей областных организаций творческих союзов.

Отличительной особенностью деятельности ЮУПИ является создание дочерних фирм (организаций) в различных отраслях бизнеса и экономики. Студенты по специальности «Менеджмент организации» имеют возможность трудоустроиться в туристическую фирму «Скайлас», в многопрофильную фирму ООО «Альянс-Проф». Для студентов специальности «Финансы и кредит» организован дилинговый зал, позволяющий участвовать в операциях на фондовом и валютном рынках в реальном режиме. На основе долгосрочного соглашения осуществляется взаимодействие кафедры дизайна с ООО ДСТ «Песчаное озеро» по строительству и ландшафтному дизайну коттеджного поселка в пригороде Челябинска. Преподаватели кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» совместно со студентами оказывают консалтинговую помощь населению по разъяснению нормативно-правовых документов, порядка ведения бухгалтерского учета, уплаты налогов.

Новым направлением работы в подготовке выпускников по техническим специальностям (вычислительные машины и программное обеспечение) стало создание data-центра, разработка и поддержка ^'еЬ-сайтов для малого и среднего бизнеса.

Вузовские инновационно-внедренческие фирмы могут быть выстроены как инновационные триады, включающие в себя образовательный, научно-исследовательский и производственно-внедренческий компоненты. Каждая из сторон-участников этого про-

цесса получает конкретную и вполне ощутимую выгоду.

Вуз имеет гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития экспериментально-учебной базы, повышения уровня и диверсификации предоставляемого образования, увеличения уровня материальной поддержки преподавательского состава и стимулирования его профессионального роста.

Заказчик получает возможность на базе высшего образования готовить высококвалифицированные кадры, по качеству и профилю наиболее отвечающие его запросам, включая цели перспективного развития корпорации, причем выпускники уже с первых дней в состоянии активно включиться в производственный процесс без стадии адаптации и переучивания.

Выпускникам гарантируется трудоустройство по избранной специальности с перспективой карьерного роста.

Главный общий интерес для всех трех сторон - это их участие в единой цепочке «создание - трансферт - внедрение инновационного продукта» с

хорошо отлаженными обратными связями и, следовательно, возможностью быстрой реакции на любые изменения в сфере научных достижений, на рынках новых технологий, в соответствии с колебаниями потребительского спроса и учитывая инновации в образовательном процессе.

Выпускников института отличает высокий уровень теоретической подготовки, сформированные умения работы на компьютерной технике, знания основных программных продуктов, необходимый уровень коммуникабельности. Благодаря этому они уверенно продвигаются по служебной лестнице. Поддерживая прочные связи с институтом, молодые специалисты активно участвуют в традиционных встречах студентов с работодателями, делясь опытом и секретами профессионального мастерства.

Высокая востребованность выпускников института в различных сферах экономики свидетельствует об эффективности интегрированной системы обучения, которая реализуется в ЮУПИ в течение всего периода их студенческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.