Научная статья на тему 'Компетентностный подход на основе маркетинга рынка труда'

Компетентностный подход на основе маркетинга рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход на основе маркетинга рынка труда»

Л. КОЛЕСНИКОВА, доцент, заведующая кафедрой

На современном этапе перед высшими профессиональными учебными заведениями встает необходимость поиска и реализации таких подходов в организации образовательного процесса, которые обеспечивали бы студенту условия личностного развития, профессионального становления, возможность эффективно реализовать свой потенциал с учетом конъюнктуры рынка труда. Это обусловливает целесообразность введения специального учебного курса, предполагающего изучение конкурентных отношений в сфере занятости. На наш взгляд, вуз должен не только заботиться о трудоустройстве своих выпускников и об их востребованности (что зачастую определяется конъюнктурой рынка труда), но и включать в процесс профессиональной подготовки методологию маркетинга рабочей силы, тренинговые формы обучения, направленные на формирование навыков позиционирования специалиста, навыков само-менеджмента и самомотивации.

На сегодняшний день традиционная система профессиональной подготовки выглядит примерно следующим образом: довузовская подготовка школьников, интенсивное введение в специальность, профессиональнопрактическая направленность обучения, попытка моделирования профессиональной деятельности в рамках аудиторных занятий, реализация программ дополнительного образования, курсовое и дипломное проектирование по заказам предприятий, производственная практика на предприятиях, отслеживание трудоустройства выпускников, социологический мони-

Компетентностный подход на основе маркетинга рынка труда

торинг потребителей образовательных услуг.

В нашем образовательном комплексе «колледж - вуз» в течение нескольких лет успешно применяется компе-тентностно-партисипативный подход с привлечением концепции маркетинга рынка труда [1]. Необходимость использования данного подхода в подготовке студентов обусловлена задачей формирования следующих составляющих профессиональной компетентности: а) умение сформулировать цели и определить задачи; б) способность к принятию решений, касающихся средств и методов выполнения поставленных задач; в) навык и потребность в самоконтроле и, как следствие, готовность принять ответственность

за результат деятельности; г) стремление к сотрудничеству, кооперации, коллективной, командной работе и др.; д) способность проявлять инициативу, обосновывать предложения, аргументировать выводы.

Маркетинг рынка труда можно рассматривать как систему деятельности, позволяющую его субъектам (прежде всего - выпускникам вуза) оценивать состояние рынка труда, тенденции его изменения и принимать обоснованные решения в сфере трудоустройства. Тем самым в задачи маркетинга входит не только проведение соответствующих исследований в рамках НИРС, но и доведение их результатов до студентов, абитуриентов, родителей, работодателей, которые могут на их основе осуществить экономический выбор, скорректировать свое поведение. Исходная посылка маркетинга рынка труда заключается в том, чтобы каждый субъект рыночных отношений (прежде всего -выпускник высшего учебного заведения), с одной стороны, мог максимально приспособиться к рынку, а с другой

- активно воздействовать на него в выгодном для себя направлении. Знание маркетинга рынка труда выпускником образовательного комплекса способствует его последующему приспособлению к рыночной ситуации, мобильности в выборе профессиональной траектории (смена профиля деятельности, повышение квалификации, поиск и обоснование более высокого заработка и т.п.).

В практике работы образовательного комплекса компетентностно-парти-сипативный подход с привлечением концепции маркетинга рынка труда успешно реализуется через следующие направления:

1) маркетинг рынка труда и рынка образовательных услуг (система маркетинговых исследований);

2) система взаимодействия с рабо-

тодателями как заказчиками и потребителями образовательных услуг;

3) система взаимодействия со студентами как заказчиками и потребителями образовательных услуг.

Каждое направление включает два блока: исследовательский, основополагающий для принятия организационно-управленческих решений внутри организационной среды комплекса, и практико-ориентированный, предусматривающий проведение ряда мероприятий, формирующих профессиональные компетентности, востребованные на рынке труда.

Исследовательский блок направления «Маркетинг рынка труда и рынка образовательных услуг» предполагает:

■ мониторинг конъюнктуры рынка труда, мониторинг и прогнозирование востребованности специальностей в долгосрочной перспективе;

■ мониторинг рынка образовательных услуг, выявление степени и причин востребованности специальностей среди абитуриентов;

■ мониторинг требований работодателей к специалистам, определение положительных и отрицательных тенденций в выявленной динамике;

■ сопоставление требований работодателей к специалистам с требованиями ГОС ВПО, ЕТКС, а также с должностными инструкциями для специалистов региональных предприятий;

■ моделирование профессиограмм современного специалиста с учетом требований ГОС ВПО, ЕТКС и рынка труда.

Аналитическая информация по результатам исследований трансформируется в ставшие уже традиционными для образовательного комплекса мероприятия практико-ориентирован-ного блока. Среди них можно отметить следующие:

1. Проведение профориентационной работы со школьниками - будущи-

ми абитуриентами и их родителями на основе данных мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг. При выборе будущей профессии абитуриенты должны иметь ясное представление о специфике будущей деятельности, а также о позиции специальности в рейтинге востребованности на региональном рынке труда в долгосрочной перспективе.

2. Привлечение студентов комплекса к исследованиям рынка труда и рынка образовательных услуг посредством организации научно-исследовательской деятельности. Студент должен овладеть методикой маркетинга рынка труда вне зависимости от избранной специальности. НИРС в данном случае предусматривает выявление потенциальных групп потребителей рабочей силы, оценку их требований к структуре необходимых им специальностей и профессий, исходя из которых должны быть осуществлены мероприятия по подготовке соответствующих категорий работников.

3. Проведение по результатам мониторинга рынка труда ежегодных конференций и круглых столов с работодателями. Кроме работодателей их участниками являются студенты, профессорско-преподавательский состав комплекса, администрация комплекса, представители местного сообщества и самоуправления.

Исследовательский блок данного направления предполагает активное использование аналитической информации маркетинга рынка труда, но в основе его лежит мониторинг удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников комплекса, а также выявление параметров оценки качества подготовки выпускников с точки зрения работодателей.

Практико-ориентированный блок данного направления содержит мероприятия по привлечению работодателей

к участию в образовательном процессе, результатом чего должно стать создание Совета работодателей как одного из органов управления образовательным комплексом. Участие работодателей в организации образовательного процесса предусматривает:

• в области профориентации -привлечение представителей рынка труда к работе с абитуриентами и их родителями;

• в области взаимодействия с вузом - взаимообучение работодателей и профессорско-преподавательского состава, стажировку преподавателей в организациях Челябинска для изучения современных требований рынка труда и внедрение их в образовательный процесс;

• в области корректировки содержания и форм профессионального образования:

- привлечение работодателей к итоговой государственной аттестации, к независимой экспертизе качества подготовки выпускников образовательного комплекса;

- организацию научно-исследовательской работы студентов по проблемам регионального рынка с учетом пожеланий и заказов работодателей с целью формирования информационно-аналитической компетентности специалиста;

- организацию производственной практики с обязательным проведением совместных с работодателями конференций: пропедевтической - до начала практики студентов, и итоговой -с обобщением итогов прохождения практики и обмена опытом;

- реализацию мотивирующей системы по результатам итоговой государственной аттестации и преддипломной практики, проведение ярмарки выпускников, содействие лучшим из них в трудоустройстве;

- внедрение системы факультати-

вов и спецкурсов в форме тренингов, ролевых, деловых и имитационных игр.

Система взаимодействия со студентами как заказчиками и потребителями образовательных услуг согласуется с системой менеджмента качества, реализуемой в образовательном комплексе. Основой исследовательского блока в данном случае является следующее:

• анализ основных мотивов выбора абитуриентами и первокурсниками профессии;

• мониторинг профессиональной мотивации студентов, выявление причин и негативных тенденций ее снижения;

• мониторинг удовлетворенности выпускников образовательными услугами, выявление параметров оценки качества образовательной услуги с точки зрения выпускника;

• мониторинг требований молодых специалистов к работодателям.

Ведущими практико-ориентиро-ванными мероприятиями данного направления можно назвать:

^ привлечение студентов старших курсов к профориентационной работе с абитуриентами, к работе в приемной комиссии в качестве консультантов по специальностям образовательного комплекса;

^ организациюнаучно-исследова-тельской деятельности студентов в рамках маркетинга рынка труда, маркетинга рынка образовательных услуг на основе долгосрочного взаимодействия с работодателями. Приемы и методы НИРС должны обеспечивать выпускникам возможность быть более информированными о конъюнктуре рынка труда, основных тенденциях его изменения, вырабатывать наиболее избирательные и эффективные способы рыночного поведения, рассчитанные на успешность не только в текущей ситуации, но и в перспективе;

^ организацию тренинговых спецкурсов, способствующих формированию профессиональной мобильности и профессиональной компетентности в рамках дополнительного образова-

ния. В частности, среди студентов особой популярностью пользуются тренинги «Моя профессиональная мотивация», «Личная экология современного специалиста», «Молодой специалист на рынке труда, или как искать работу», «Мои права на рынке труда», «Сколько я стою, или маркетинг рынка труда в карьерограмме современного специалиста», «Рекламная стратегия самопозиционирования современного специалиста на рынке труда».

Данные тренинговые спецкурсы также предусматривают НИРС и реализацию компетентностно-партисипа-тивного подхода на основе принципов организационной культуры и формирования мобильных команд для достижения результата.

Имеющийся в образовательном комплексе опыт позволяет констатировать, что реализация системы взаимодействия с работодателями и рынком труда приводит к достижению студентами комплекса высокого уровня профессиональной компетентности. Выпускники комплекса способны конкурировать и выживать на рынке труда в стратегической перспективе, профессионально мобильны и быстро адаптируются к изменениям внешней среды.

Литература

1. См.: Колесникова Л.Г. Общетеоретические аспекты подготовки студентов вуза к осуществлению менеджмента в организации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2006. - № 6.

О. ФРОЛОВА, проректор по развитию

В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг любому учреждению профессионального образования приходится задумываться не только над качественным выполнением своих социальных обязательств, но и над способами придания своим образовательным ресурсам и продуктам уникальных потребительских свойств. Этим оправдываются наши усилия по конструированию бренда «Южно-Уральский профессиональный институт» как средства целенаправленного выстраивания ситуации устойчивой конкурентоспособности и успешности вуза на рынке образовательных услуг Челябинской области.

Данная идея была реализована в ходе решения следующих задач: обоснование философии бренда; разработка комплекса элементов бренда

ЮУПИ: анатомия бренда

ЮУПИ; запуск механизма использования бренда для формирования пози-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.