Л. КОЛЕСНИКОВА, доцент, заведующая кафедрой
На современном этапе перед высшими профессиональными учебными заведениями встает необходимость поиска и реализации таких подходов в организации образовательного процесса, которые обеспечивали бы студенту условия личностного развития, профессионального становления, возможность эффективно реализовать свой потенциал с учетом конъюнктуры рынка труда. Это обусловливает целесообразность введения специального учебного курса, предполагающего изучение конкурентных отношений в сфере занятости. На наш взгляд, вуз должен не только заботиться о трудоустройстве своих выпускников и об их востребованности (что зачастую определяется конъюнктурой рынка труда), но и включать в процесс профессиональной подготовки методологию маркетинга рабочей силы, тренинговые формы обучения, направленные на формирование навыков позиционирования специалиста, навыков само-менеджмента и самомотивации.
На сегодняшний день традиционная система профессиональной подготовки выглядит примерно следующим образом: довузовская подготовка школьников, интенсивное введение в специальность, профессиональнопрактическая направленность обучения, попытка моделирования профессиональной деятельности в рамках аудиторных занятий, реализация программ дополнительного образования, курсовое и дипломное проектирование по заказам предприятий, производственная практика на предприятиях, отслеживание трудоустройства выпускников, социологический мони-
Компетентностный подход на основе маркетинга рынка труда
торинг потребителей образовательных услуг.
В нашем образовательном комплексе «колледж - вуз» в течение нескольких лет успешно применяется компе-тентностно-партисипативный подход с привлечением концепции маркетинга рынка труда [1]. Необходимость использования данного подхода в подготовке студентов обусловлена задачей формирования следующих составляющих профессиональной компетентности: а) умение сформулировать цели и определить задачи; б) способность к принятию решений, касающихся средств и методов выполнения поставленных задач; в) навык и потребность в самоконтроле и, как следствие, готовность принять ответственность
за результат деятельности; г) стремление к сотрудничеству, кооперации, коллективной, командной работе и др.; д) способность проявлять инициативу, обосновывать предложения, аргументировать выводы.
Маркетинг рынка труда можно рассматривать как систему деятельности, позволяющую его субъектам (прежде всего - выпускникам вуза) оценивать состояние рынка труда, тенденции его изменения и принимать обоснованные решения в сфере трудоустройства. Тем самым в задачи маркетинга входит не только проведение соответствующих исследований в рамках НИРС, но и доведение их результатов до студентов, абитуриентов, родителей, работодателей, которые могут на их основе осуществить экономический выбор, скорректировать свое поведение. Исходная посылка маркетинга рынка труда заключается в том, чтобы каждый субъект рыночных отношений (прежде всего -выпускник высшего учебного заведения), с одной стороны, мог максимально приспособиться к рынку, а с другой
- активно воздействовать на него в выгодном для себя направлении. Знание маркетинга рынка труда выпускником образовательного комплекса способствует его последующему приспособлению к рыночной ситуации, мобильности в выборе профессиональной траектории (смена профиля деятельности, повышение квалификации, поиск и обоснование более высокого заработка и т.п.).
В практике работы образовательного комплекса компетентностно-парти-сипативный подход с привлечением концепции маркетинга рынка труда успешно реализуется через следующие направления:
1) маркетинг рынка труда и рынка образовательных услуг (система маркетинговых исследований);
2) система взаимодействия с рабо-
тодателями как заказчиками и потребителями образовательных услуг;
3) система взаимодействия со студентами как заказчиками и потребителями образовательных услуг.
Каждое направление включает два блока: исследовательский, основополагающий для принятия организационно-управленческих решений внутри организационной среды комплекса, и практико-ориентированный, предусматривающий проведение ряда мероприятий, формирующих профессиональные компетентности, востребованные на рынке труда.
Исследовательский блок направления «Маркетинг рынка труда и рынка образовательных услуг» предполагает:
■ мониторинг конъюнктуры рынка труда, мониторинг и прогнозирование востребованности специальностей в долгосрочной перспективе;
■ мониторинг рынка образовательных услуг, выявление степени и причин востребованности специальностей среди абитуриентов;
■ мониторинг требований работодателей к специалистам, определение положительных и отрицательных тенденций в выявленной динамике;
■ сопоставление требований работодателей к специалистам с требованиями ГОС ВПО, ЕТКС, а также с должностными инструкциями для специалистов региональных предприятий;
■ моделирование профессиограмм современного специалиста с учетом требований ГОС ВПО, ЕТКС и рынка труда.
Аналитическая информация по результатам исследований трансформируется в ставшие уже традиционными для образовательного комплекса мероприятия практико-ориентирован-ного блока. Среди них можно отметить следующие:
1. Проведение профориентационной работы со школьниками - будущи-
ми абитуриентами и их родителями на основе данных мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг. При выборе будущей профессии абитуриенты должны иметь ясное представление о специфике будущей деятельности, а также о позиции специальности в рейтинге востребованности на региональном рынке труда в долгосрочной перспективе.
2. Привлечение студентов комплекса к исследованиям рынка труда и рынка образовательных услуг посредством организации научно-исследовательской деятельности. Студент должен овладеть методикой маркетинга рынка труда вне зависимости от избранной специальности. НИРС в данном случае предусматривает выявление потенциальных групп потребителей рабочей силы, оценку их требований к структуре необходимых им специальностей и профессий, исходя из которых должны быть осуществлены мероприятия по подготовке соответствующих категорий работников.
3. Проведение по результатам мониторинга рынка труда ежегодных конференций и круглых столов с работодателями. Кроме работодателей их участниками являются студенты, профессорско-преподавательский состав комплекса, администрация комплекса, представители местного сообщества и самоуправления.
Исследовательский блок данного направления предполагает активное использование аналитической информации маркетинга рынка труда, но в основе его лежит мониторинг удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников комплекса, а также выявление параметров оценки качества подготовки выпускников с точки зрения работодателей.
Практико-ориентированный блок данного направления содержит мероприятия по привлечению работодателей
к участию в образовательном процессе, результатом чего должно стать создание Совета работодателей как одного из органов управления образовательным комплексом. Участие работодателей в организации образовательного процесса предусматривает:
• в области профориентации -привлечение представителей рынка труда к работе с абитуриентами и их родителями;
• в области взаимодействия с вузом - взаимообучение работодателей и профессорско-преподавательского состава, стажировку преподавателей в организациях Челябинска для изучения современных требований рынка труда и внедрение их в образовательный процесс;
• в области корректировки содержания и форм профессионального образования:
- привлечение работодателей к итоговой государственной аттестации, к независимой экспертизе качества подготовки выпускников образовательного комплекса;
- организацию научно-исследовательской работы студентов по проблемам регионального рынка с учетом пожеланий и заказов работодателей с целью формирования информационно-аналитической компетентности специалиста;
- организацию производственной практики с обязательным проведением совместных с работодателями конференций: пропедевтической - до начала практики студентов, и итоговой -с обобщением итогов прохождения практики и обмена опытом;
- реализацию мотивирующей системы по результатам итоговой государственной аттестации и преддипломной практики, проведение ярмарки выпускников, содействие лучшим из них в трудоустройстве;
- внедрение системы факультати-
вов и спецкурсов в форме тренингов, ролевых, деловых и имитационных игр.
Система взаимодействия со студентами как заказчиками и потребителями образовательных услуг согласуется с системой менеджмента качества, реализуемой в образовательном комплексе. Основой исследовательского блока в данном случае является следующее:
• анализ основных мотивов выбора абитуриентами и первокурсниками профессии;
• мониторинг профессиональной мотивации студентов, выявление причин и негативных тенденций ее снижения;
• мониторинг удовлетворенности выпускников образовательными услугами, выявление параметров оценки качества образовательной услуги с точки зрения выпускника;
• мониторинг требований молодых специалистов к работодателям.
Ведущими практико-ориентиро-ванными мероприятиями данного направления можно назвать:
^ привлечение студентов старших курсов к профориентационной работе с абитуриентами, к работе в приемной комиссии в качестве консультантов по специальностям образовательного комплекса;
^ организациюнаучно-исследова-тельской деятельности студентов в рамках маркетинга рынка труда, маркетинга рынка образовательных услуг на основе долгосрочного взаимодействия с работодателями. Приемы и методы НИРС должны обеспечивать выпускникам возможность быть более информированными о конъюнктуре рынка труда, основных тенденциях его изменения, вырабатывать наиболее избирательные и эффективные способы рыночного поведения, рассчитанные на успешность не только в текущей ситуации, но и в перспективе;
^ организацию тренинговых спецкурсов, способствующих формированию профессиональной мобильности и профессиональной компетентности в рамках дополнительного образова-
ния. В частности, среди студентов особой популярностью пользуются тренинги «Моя профессиональная мотивация», «Личная экология современного специалиста», «Молодой специалист на рынке труда, или как искать работу», «Мои права на рынке труда», «Сколько я стою, или маркетинг рынка труда в карьерограмме современного специалиста», «Рекламная стратегия самопозиционирования современного специалиста на рынке труда».
Данные тренинговые спецкурсы также предусматривают НИРС и реализацию компетентностно-партисипа-тивного подхода на основе принципов организационной культуры и формирования мобильных команд для достижения результата.
Имеющийся в образовательном комплексе опыт позволяет констатировать, что реализация системы взаимодействия с работодателями и рынком труда приводит к достижению студентами комплекса высокого уровня профессиональной компетентности. Выпускники комплекса способны конкурировать и выживать на рынке труда в стратегической перспективе, профессионально мобильны и быстро адаптируются к изменениям внешней среды.
Литература
1. См.: Колесникова Л.Г. Общетеоретические аспекты подготовки студентов вуза к осуществлению менеджмента в организации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2006. - № 6.
О. ФРОЛОВА, проректор по развитию
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг любому учреждению профессионального образования приходится задумываться не только над качественным выполнением своих социальных обязательств, но и над способами придания своим образовательным ресурсам и продуктам уникальных потребительских свойств. Этим оправдываются наши усилия по конструированию бренда «Южно-Уральский профессиональный институт» как средства целенаправленного выстраивания ситуации устойчивой конкурентоспособности и успешности вуза на рынке образовательных услуг Челябинской области.
Данная идея была реализована в ходе решения следующих задач: обоснование философии бренда; разработка комплекса элементов бренда
ЮУПИ: анатомия бренда
ЮУПИ; запуск механизма использования бренда для формирования пози-