ния. В частности, среди студентов особой популярностью пользуются тренинги «Моя профессиональная мотивация», «Личная экология современного специалиста», «Молодой специалист на рынке труда, или как искать работу», «Мои права на рынке труда», «Сколько я стою, или маркетинг рынка труда в карьерограмме современного специалиста», «Рекламная стратегия самопозиционирования современного специалиста на рынке труда».
Данные тренинговые спецкурсы также предусматривают НИРС и реализацию компетентностно-партисипа-тивного подхода на основе принципов организационной культуры и формирования мобильных команд для достижения результата.
Имеющийся в образовательном комплексе опыт позволяет констатировать, что реализация системы взаимодействия с работодателями и рынком труда приводит к достижению студентами комплекса высокого уровня профессиональной компетентности. Выпускники комплекса способны конкурировать и выживать на рынке труда в стратегической перспективе, профессионально мобильны и быстро адаптируются к изменениям внешней среды.
Литература
1. См.: Колесникова Л.Г. Общетеоретические аспекты подготовки студентов вуза к осуществлению менеджмента в организации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2006. - № 6.
О. ФРОЛОВА, проректор по развитию
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг любому учреждению профессионального образования приходится задумываться не только над качественным выполнением своих социальных обязательств, но и над способами придания своим образовательным ресурсам и продуктам уникальных потребительских свойств. Этим оправдываются наши усилия по конструированию бренда «Южно-Уральский профессиональный институт» как средства целенаправленного выстраивания ситуации устойчивой конкурентоспособности и успешности вуза на рынке образовательных услуг Челябинской области.
Данная идея была реализована в ходе решения следующих задач: обоснование философии бренда; разработка комплекса элементов бренда
ЮУПИ: анатомия бренда
ЮУПИ; запуск механизма использования бренда для формирования пози-
тивного образа ЮУПИ как инновационного института. При этом очень важно, что в процесс разработки философии и модели бренда вовлечены и студенты, и преподаватели, и руководители вуза.
На наш взгляд, бренд института -это целостный имидж организации, выражающий собой комплекс экономических, социальных, психологических, символических отношений в социуме по поводу словосочетания «Южно-Уральский профессиональный институт». Таким образом, в нем отражены и известность учреждения на рынке образовательных услуг, и уверенность потребителя в качестве
его «продукции», и многие другие социальные ожидания, в значительной мере определяющие успех ЮУПИ в образовательном пространстве региона.
Анатомию бренда института можно представить следующим образом.
Миссия бренда: создание узнаваемого и запоминающегося образа (ге-штальта) организации, ассоциирующегося с качественными услугами и стабильностью функционирования и развития; вычленение и продвижение ее конкурентных преимуществ и сильных сторон; создание условий защищенности от сильного конкурентного давления; формирование в студенче-
Таблица 1
Элементы бренда ЮУПИ
Элемент бренда Объекты воздействия Прогнозируемые стратегические результаты воздействия бренда
Внутренний имидж Внешний имидж
Название (имя) Студенческая среда, профессорско-преподавательский состав, сотрудники Потенциальные эталонные и периферийные потребители (абитуриенты и их родители); конкурентная среда, рынок труда, рынок образовательных услуг • Достоверность, соответствие носителю -реально существующему юридическому лицу; • понятность - адекватность восприятия миссии ЮУПИ, его предназначения, смысла существования
Логотип
Слоган
Сувенирная продукция Гештальт - создание целостного образа, ассоциирующегося с качественными услугами и стабильностью функционирования и развития
Рекламная кампания Вычленение и продвижение конкурентных преимуществ и сильных сторон организации;
Интернет-портал • Создание информационных условий, позволяющих установить устойчивую коммуникацию «услуга - потребитель»; • создание условий узнаваемости и запоминаемости как гарантии повторных обращений в учреждение, формирование среды постоянных клиентов ("учились", "привели своих друзей, знакомых, детей" и т.д.); • создание условий комфортного, доступного, современного профессионального образования
Профессиональная поддержка Промоушн (продвижение) ЮУПИ, его выдающихся достижений, его компетентности в области профессионального образования
Корпоративные мероприятия Формирование в студенческой среде и среде сотрудников приверженности организации
Организационная культура, социально-психологический климат в коллективе Создание условий получения профессионального образования, соответствующего государственным стандартам и требованиям рынка труда
ской и преподавательской среде чувства приверженности организации, сознательной включенности всех субъектов в образовательный процесс.
Обязательства бренда: обеспечение надежности, партнерства, достоверности, уникальности.
Индивидуальность бренда: отражение динамичной,толерантной, надежной, творческой, открытой образовательной среды.
Ценность бренда: надежность, инновации, забота о потребителях, оптимальное соотношение цены и качества образовательных услуг.
Состав элементов бренда и прогнозируемые стратегические результаты их воздействия на внутренний и внешний имидж представлены в табл. 1.
Кратко охарактеризуем каждый из элементов бренда.
• Название - фирменное имя, состоящее из одного или группы слов.
• Логотип - персонифицированный символ, рисунок, отличительный цвет; обладает правовой защищенностью.
• Слоган - краткая, меткая, легко запоминающаяся фраза, выражающая миссию организации и ее отличие от миссии конкурирующих фирм.
• Сувенирная продукция - подарочные изделия рекламного характера с нанесенной на них символикой вуза (наименование, логотип, адрес, телефон и др.), предназначенные для вручения постоянным клиентам и другим заинтересованным лицам.
• Рекламная кампания - комплекс мероприятий, направленных на пропаганду позитивных потребительских свойств бренда.
• Профессиональная поддержка -формирование устойчивого доверия к бренду через участие в профессиональных сообществах, конкурсах, благотворительной деятельности и др.
• Корпоративные мероприятия -
часть PR-мероприятий, проводимых с целью убеждения широкой общественности и представителей внутренней среды организации в том, что учреждение оказывает услуги в их интересах, стремясь к удовлетворению нужд и потребностей клиентов.
• Организационная культура - система ценностей, разделяемых всеми членами организации. Благоприятный социально-психологический климат ассоциируется с согласованностью действий, создавая базу солидарности, «отождествления» каждого сотрудника с организацией.
Разработка бренда ЮУПИ предполагает непосредственное участие студентов в совершенствовании его элементов. Это позволяет говорить о сформированной педагогической системе подготовки специалистов к осуществлению профессиональной деятельности, одной из составляющих которой является бренд учреждения. Дело в том, что выпускники как носители бренда ЮУПИ, усваивая положительный опыт формирования вузовской организационной культуры, переносят его в область профессиональной деятельности, где воспроизводят траекторию формирования бренда и организационной культуры в условиях функционирования конкретной организации. Конечно, необходимо готовить будущих специалистов с ориентацией на соответствующий спрос, однако мы считаем важным влиять на рынок труда, облагораживая и формируя его потребности, в частности, путем внедрения в образовательную среду принципов брендо-строения и привлечения к этому процессу студентов.
По результатам проведенных маркетинговых исследований было установлено, что все составляющие бренда ЮУПИ воспринимаются потребителями (эталонными, периферийными) как
неделимый образ, гештальт, начиная от названия и дизайна сувенирной продукции и заканчивая рекламной кампанией и выставочной деятельностью. При помощи бренда формируются две принципиально важные имиджевые составляющие:
1) имидж ЮУПИ с точки зрения студентов и сотрудников как носителей организационной культуры и представителей бренда;
2) имидж ЮУПИ во внешней среде: на рынке труда - как учреждения, готовящего успешных, востребованных специалистов, и в конкурентной среде - как известного лидера рынка образовательных услуг.
Сегодня бренд ЮУПИ стал неотъемлемой частью организационной культуры. Он формирует преданность потребителя, которая, в свою очередь, обеспечивает вузу устойчивую конкурентоспособность. Бренд ЮУПИ определяет постоянство спроса на предоставляемые им образовательные услуги и его независимость от многих рыночных факторов, в том числе - от общего уровня цен на рынке. Такие благоприятные обстоятельства дают возможность Южно-Уральскому профессиональному институту постоянно повышать качество образования, финансовую эффективность, улучшать планирование, внедрять инновационные педагогические технологии.