Научная статья на тему 'Электронный вуз: визуализация эффекта присутствия'

Электронный вуз: визуализация эффекта присутствия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СИСТЕМА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL QUALITY SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич

Статья посвящена вопросам создания информационно-образовательной среды как условия эффективности системы качества современного вуза, новым подходам к использованию информационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic university: visualisation of presence effect

The article is devoted to the questions of creation and introduction of the information-educational environment at the institution of higher education. New approaches to use the informational technologies in educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Электронный вуз: визуализация эффекта присутствия»

информационная служба, реализованная в виде информационных табло, справочных терминалов, новостного раздела сайта.

Деятельность научной библиотеки в сфере электронного представления материала полностью регламентирована ФЗ «О библиотечном деле » и рядом подзаконных актов. На сегодняшний день электронный каталог библиотечных фондов университета находится в открытом доступе, ведется активная работа по переводу полнотекстовых версий старой и редкой книги в электронный формат, сформирована и постоянно пополняется медиатека, организован доступ к РГБ, ЦНСХБ и ряду других информационных ресурсов.

С 2006 г. для организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов с использованием дистанционных образовательных технологий, проведения научных исследований в области новыхинформаци-онных технологий в СтГАУ создан Региональный центр по дистанционному образованию (РЦДО). Совместно с Университетом штата Мэриленд (США) реализуется проект «Применение дистанционного образования в обучении: развитие консорциума по региональному дистанционному образованию для специалистов в области высшего образования и агробизнеса на Юге России».

TRUKHACHEVV. E-LEARNING IN AGRARIAN EDUCATION Experience in application of e-Learning technologies at agrarian university is described. Case technology proved to be the most effective combined form in agrarian distant education. Keywords: agrarian education, IT, case-technology, knowledge base.

Д.Н. КРЮКОВ, ректор Южно -Уральский профессиональный институт

Электронный вуз: визуализация эффекта присутствия

Статья посвящена вопросам создания информационно-образовательной среды как условия эффективности системы качества современного вуза, новым подходам к использованию информационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда вуза, система качества подготовки студентов, информационные технологии в образовательном процессе.

Эффективное функционирование учреждений современной системы профессионального образования невозможно без качественного информационного сопровождения, которое определяется целью образовательного процесса, характером будущей профессиональной деятельности студентов, предметом, средствами и результатами обучения. Разработанный в МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт » программный комплекс «Электронный вуз», на наш взгляд, позво-

ляет эффективно решать обозначенную проблему.

Базовым компонентом внутривузовской системы качества подготовки специалистов стала информационная образовательная среда (ИОС) института, которая охватывает все его структурные подразделения и процессы. Одним из этапов развития ИОС явилось создание комплексного программного обеспечения и баз данных, которые позволили автоматизировать все процессы и визуализировать промежуточные и итоговые

Education Online

si

результаты в графическом выражении. Эффективность внедрения ИОС была подтверждена в ходе сертификации по системе «Евро-Регистр» международной системы качества КО 9001:2000. Сертификация, подтверждающая высокое качество образо-вательныхуслуг института и их соответствие международным стандартам, прошла по всем специальностям подготовки в институте, во всех структурных подразделениях.

Данное обстоятельство открыло новые перспективы автоматизации оценки системы качества, в частности мониторинга показателей деятельности кафедр и других структурных подразделений вуза. Лепестковая диаграмма, построенная для определенных групп агрегированныхи индикативных показателей, позволяет наглядно оценить степень достижения каждой кафедрой и вузом в целом ключевых показателей (рис. 1).

Благодаря постоянному мониторингу можно систематически отслеживать оценочный профиль вуза в части достижения стратегических целей. Использование данной учетно-аналитической системы дает возможность построения оптимизационных моделей и прогнозирования необходимых показателей. На основе интегрированной оценки качества деятельности структурных подразделений проводится дифференцированное материальное стимулирование на всех уровнях управления вузом с учетом НОСТ.

Новые технологии оценки качества подготовки позволили институту, в частности, приступить к решению проблемы плагиата - некорректного использования студентами информации, расположенной в свободном доступе в сети Интернет, для подготовки контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. С этой це-

выгодненне учебных планок и програш

ППС прошедший переподготовку в повышение квалификации

участие учебных груш в мероприятиях

Показатель НИР не единицу ППС кафедры

обеспеченность в соотв. с нормат. еюшятсяшн

обеспеченность учебных групп кураторами

комплексное методическое

штатные ППС имеющие степень і звание

штатные преподаватели, внедряющие в уч. процесс мультам. и ннформ-технологии

библиотеки

обеспеченность электр. котр-нзмер. материалами

рост числа студентов, осваивающих ' выполнение издательской

ДПО деятельности

Привлечение работодателей к учебному нроирсеу

—»— норм —■ кафедра

Рис. 1. Лепестковая диаграмма индикативных показателей деятельности кафедры

лью в вузе внедрена система «Антиплагиат». К проверке преподавателем допускаются только те работы, которые соответствуют критериальным значениям допустимого заимствования. Эмпирическим путем были определены допустимые объемы заимствованного материала для каждого вида работ, что нашло отражение в принятом Ученым советом вуза Положении «О применении дисциплинарных взысканий за нарушение академических норм в написании письменных учебных работ в Южно-Уральском профессиональном институте».

Заслуживает внимания и процедура передачи письменных работ студентом в деканат, которая осуществляется с использованием модуля «Контрольная работа» в режиме удаленного доступа. Она позволяет зарегистрировать время и дату передачи письменной работы в деканат, отследить дальнейшие действия по оценке данной конкретной работы студента преподавателем.

Усиление требований к качеству подготовки специалистов обозначило и проблему независимой оценки этого качества. Институт в течение четырех лет участвует в федеральном Интернет-экзамене. Качественный и количественный анализ его результатов позволил выявить недостатки и обусловил необходимость разработки разноуровневых тестовых заданий. Решение этой задачи потребовало организации обучения профессорско-преподавательского состава вуза составлению тестовых заданий, а также выработки единых требований и стандартов, предупреждения формального подхода к выполнению данного вида учебно-методической работы со стороны ППС.

Созданный на базе вуза Центр независимой оценки качества подготовки студентов занимается организацией экспертизы и рецензирования всех заданий как на уровне внутривузовской системы качества, так и на уровне внешнего рецензирования, например, работодателями.

Алгоритм функционирования системы выглядит следующим образом. По каждой

дисциплине учебного плана в соответствии с тематическим планом после изучения раздела дисциплины либо после каждого десятого занятия назначается промежуточное контрольное мероприятие - тестирование с использованием разноуровневых заданий: от обычного теста до решения задач. После изучения целого курса проводится тестирование по всему изученному объему учебного материала. Из 500-700 тестовых заданий студенту предлагается 40-60 заданий четырех уровней сложности и 2-3 задачи методом случайной выборки из каждой темы с учетом всех дидактических единиц. В случае преодоления порогового значения студент допускается к сдаче экзамена или зачета в традиционной форме.

Комплексное внедрение перечисленных элементов системы качества позволило оценить не только уровень подготовки студентов, обучающихся в головном вузе или филиалах, но и качество работы профессорско-преподавательского состава, в частности качество учебно-методических материалов, разработанных на кафедрах вуза. Все конспекты лекций по дисциплинам специальности выложены в электронной библиотеке вуза. Здесь же размещены методические и учебные пособия, учебники и дополнительная литература.

Использование информационных технологий в образовательной деятельности, свободный доступ к учебным материалам существенно меняет методику вузовского преподавания. Предварительное ознакомление студентов с содержанием лекции дает возможность преподавателю акцентировать внимание на ключевых и «трудных» вопросах изучаемой темы. В свою очередь, это высвобождает время на разбор практических задач и ситуаций. На учебных занятиях активно используется “метод погружения” в проблематику действующих предприятий, решаются ситуационные задачи, проводятся круглые столы с заказчиками. Последние несколько лет составы Государственной аттестационной комиссии в инсти-

Education Online

83

туте формируются с участием представителей работодателей, что позволяет оценить уровень как теоретической, таки практической подготовки выпускников.

Этим взаимодействие «вуз - работодатель »не ограничивается. Работодатели принимают активное участие в рецензировании и корректировке содержания профессиональной подготовки будущего специалиста, в оценивании качества подготовки выпускников. Для работодателей организован электронный ресурс, где они регулярно размещают отзывы о студентах, прошедших у них практику. Это позволяет всем заинтересованным сторонам проследить «индивидуальную траекторию » студента, динамику его профессионального роста, а работодателям - оценить профессиональные и личностные качества своего будущего работника перед трудоустройством.

К сожалению, использование программных продуктов и систем менеджмента качества во главу угла ставит цифровые показатели. В них мало внимания уделяется коммуникативной составляющей, профессиональному общению, что в итоге значительно отдаляет преподавателя от студента. Именно поэтому руководством института было принято решение о дополнении информационно-образовательной среды вуза модулем, который позволяет создать визуальный эффект присутствия студента в стенах головного вуза. Данный программный комплекс предоставляет нашим студентам несколько возможностей:

1) виртуального знакомства с институтом, факультетами и кафедрами;

2) создания виртуальной среды общения студентов с ППС и друг с другом;

3) организации видеообщения и других видов и форм интерактивного общения студентов с профессорско-преподавательским составом;

4) удаленного доступа к информации об учебных достижениях студентов вуза в целом.

Использование новых информационных технологий и технических возможно-

стей позволяет создать виртуальную среду общения, в которую включены все субъекты образовательного процесса вуза. Она является, по сути, виртуальным студенческим кампусом, где в режиме on-line или off-line студент может задать вопрос и соответственно получить ответ от сотрудника деканата и ректората, обсудить «острые » темы и пр.

Виртуальное знакомство с институтом (в открытом доступе) дает возможность познакомиться с институтом и его структурными подразделениями поближе, узнать лучше об обеспечении учебного процесса и материально-технической базе специальностей и направлений подготовки.

При виртуальном посещении факультетов и кафедр (для доступа требуется логин и пароль) студент может выбирать аудиторию, в которой в соответствии с электронным расписанием занятий проходит чтение лекций по какой-либо дисциплине, посетить online-занятие или просмотреть данную лекцию в режиме off-line. Например, после выбора аудитории технических средств обучения на экране проецируются образы преподавателей, которые читают данную дисциплину; «кликнув» по образу преподавателя, студент переключается в режим видеообщения с ним. Это дает возможность получить дополнительную информацию, ответ на вопрос, консультацию по сложным аспектам изучаемых дисциплин.

В удаленном доступе для преподавателей, студентов и их законных представителей через использование «Личного электронного кабинета студента» и модулей «Электронная зачетка», «Электронный журнал», «Электронное расписание», «Электронное портфолио студента», учебно-программных комплексов «Виртуальное предприятие» (разработанных по каждой специальности и профилю подготовки) обеспечивается контроль за учебными и другими достижениями студентов.

Все вышеперечисленное, а также множество других элементов компьютерного

и мультимедийного общения и составляет ния, стремящегося использовать техничес-

в целом информационную образователь- кие инновации для достижения фундамен-

ную среду современного учебного заведе- тальных целей образования.

KRUKOVD. ELECTRONIC UNIVERSITY: VISUALISATION OF PRESENCE EFFECT

The article is devoted to the questions of creation and introduction of the information-educational environment at the institution of higher education. New approaches to use the informational technologies in educational process are considered.

Keywords: information-educational environment, educational quality system, information technologies.

Э.Ю. РУБИНА, канд. экон. наук Московская финансовопромышленная академия

ИТ-консалтинг в структуре конкурентного поведения субъектов e-Leaгning

Сегодня, в условиях мирового экономического кризиса становятся все более популярными услуги консалтинговых компаний, особенно услуги ИТ-консалтинга. Одной из сфер, где существует значительный спрос на такие услуги, является e-Learning.

ИТ-консалтинговые компании оказывают услуги тренинговым компаниям и университетам, у которых есть программы и курсы в среде e-Learning. ИТ -консалтинговые компании помогают сделать более эффективным использование уже существующих технологий и внедрять новые технологии. Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности субъектов рынка e-Learning с помощью ИТ -консалтинга.

Ключевые слова: образование, e-Learning, ИТ-консалтинг, конкурентоспособность.

В настоящее время обычным явлением стали постоянные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов. Субъекты рынка, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Однако у фирм и организаций подчас не хватает внутренних ресурсов для своевременной и адекватной разработки плана реагирования на происходящие изменения. В таких условиях может выжить только компания, менеджмент которой настойчиво ищет способы адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Такая весьма непростая ситуация делает целесообразным обращение к помощи квалифицированного консультанта или компании, специализирующейся на предоставлении консалтинговых услуг.

Наиболее быстро изменяющейся сферой бизнеса в настоящее время являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), способствующие инновационному развитию рынков. Это выражается в первую очередь в увеличении спроса на услуги консалтинговых компаний в области информационных технологий, то есть на ИТ-консалтинг. ИТ-консалтингом можно назвать консалтинговые услуги, которые приобретаются ИТ-департаментом компании и ориентированы прежде всего на развитие ИТ-инфраструктуры.

Содержание ИТ-консалтинга составляет подготовка рекомендаций и предложений по позитивным изменениям в области бизнеса, связанным с внедрением или усовершенствованием на основе применения информационных технологий таких сторон деятельности компании, как планирование,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.