Научная статья на тему 'О некоторых вопросах начального периода развития городского хозяйства'

О некоторых вопросах начального периода развития городского хозяйства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЯ / ИЖЕВСКИЙ ЗАВОД / ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / CONSTRUCTION / HISTORY / IZHEVSK PLANT / A DISTRICT REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грахов В. П., Жилин С. А., Маринин И. В.

В статье рассматривается жилищно-коммунальное хозяйство региона с исторического ракурса. Для этого приведен обзор начального, дореволюционного периода жилищно-коммунального хозяйства на территории южных уездов Вятской губернии, будущей территории Удмуртии. Доказана необходимость появления службы, отвечающей за коммунальное хозяйство и предпосылки появления этого вида экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Грахов В. П., Жилин С. А., Маринин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME QUESTIONS OF THE INITIAL PERIOD OF CITY DEVELOPMENT

The article discusses the housing and communal services of the region from a historical perspective. For this purpose an overview of the initial, pre-revolutionary period of housing and communal services in the territory of the southern districts of the Vyatka province, the future territory of Udmurtia. The necessity of the appearance of the service responsible for the engineering background and appearance of this kind of economic activity.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах начального периода развития городского хозяйства»

Проблемы экономики и менеджмента

B. П. Грахов

д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Промышленное и гражданское строительство», ФГБОУВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

C. А. Жилин

член Союза писателей России

И.В. Маринин

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Промышленное и гражданское строительство», ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. В статье рассматривается жилищно-коммунальное хозяйство региона с исторического ракурса. Для этого приведен обзор начального, дореволюционного периода жилищнокоммунального хозяйства на территории южных уездов Вятской губернии, будущей территории Удмуртии. Доказана необходимость появления службы, отвечающей за коммунальное хозяйство и предпосылки появления этого вида экономической деятельности.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, история, Ижевский завод, земская реформа.

V.P. Grahov, » Kalashnikov Izhevsk State Technical University S.A. Zhilin, Writers’ Union of Russia

I.V. Marinin, Kalashnikov Izhevsk State Technical University ON SOME QUESTIONS OF THE INITIAL PERIOD OF CITY DEVELOPMENT Abstract. The article discusses the housing and communal services of the region from a historical perspective. For this purpose an overview of the initial, pre-revolutionary period of housing and communal services in the territory of the southern districts of the Vyatka province, the future territory of Udmurtia. The necessity of the appearance of the service responsible for the engineering background and appearance of this kind of economic activity.

Keywords: housing and communal services, construction, history, Izhevsk plant, a district reform.

Жилищно-коммунальное хозяйство - сам термин этот появился, конечно, уже при Советской власти. Но ещё при царе Алексее Михайловиче вопросы обустройства населённых пунктов и надзора за исполнением функций «общественного благочиния» (чинить благо обществу) начинают решаться на государственном уровне. При Петре I эти функции перешли уже к полиции. С тех пор, так или иначе, но чуть ли не каждый правитель обращал свой монарший взор то на вопросы водоснабжения, то на устройство канализации или починки ветхих домов. Вот только приложение усилий власти в большинстве своём всё равно оставалось точечным, о масштабах страны или даже одного города и речи не шло.

Зато уж какие начинались ремонтно-строительные работы, когда предполагался проезд высокого начальства! Так было, к примеру, в 1824 году перед посещением императором Александром I в Вятской губернии Ижевского завода, когда местное на-

№ 9 (49) - 2015

27

Проблемы экономики и менеджмента

чальство получило прямое предписание:

«...Немедленно обще с Г. Заводским Архитектором под наблюдением Г. Помощника моего Артиллерии подполковника Фаустова, заводского управителя и помощника его озаботиться в самоскорейшем времени приведением в лучшую исправность упомянутых в оном предписании улиц, дорог, канав и колодцев, а равно домов.» [1].

Так было и в 1837-м перед приездом Наследника престола, будущего Александра II, когда начальник Камско-Воткинского завода И.П. Чайковский получил губернаторское предписание «привесть в устройство все дороги, мосты, части и переправы по тракту следования Его Высочества» [2, с. 314].

На Иже и Вотке за порядок и благоустройство отвечало заводское начальство, а в уездных городах городничие - люди преимущественно военные, вынужденные в точности исполнять спущенные сверху предписания. Лишь земская реформа, благодаря которой открылись городские Думы, позволила местной власти самой начать решать назревшие хозяйственные проблемы, чётко обозначенные в Городовом положении 1870 года: от содержания в чистоте улиц и дворов до регулярного осмотра и чистки дымовых труб [3, с. 70-71]. Что характерно, по-прежнему именно «полицейские чины обязаны наблюдать за точным исполнением постановлений», принятых городской властью [3, с. 74]. Увы, как и нынче, зависело это обычно напрямую от поступлений в местные бюджеты, чем не каждый город мог похвастать. Особенно же, если это по статусу и не город, как, например, самый многочисленный по количеству жителей в Вятской губернии Ижевский завод. Не случайно практически все приезжие подчёркивали, что он именно только похож на город. Но ведь и в уездных столицах того времени явных городских примет не всегда хватало.

Даже во второй половине ХХ столетия наши города сохраняли ещё деревянные тротуары, и улицы замощены были далеко не все. Что уж тут говорить о веке позапрошлом! Статистическое описание уездного города Глазова в губернской прессе 1858 года сообщает: «Улицы не мощены, а усыпаются галькою и щебнем. Для пешеходов устроены тротуары, которые, как и вообще в уездных городах, вдвое уже тротуаров губернских городов, так что вдвоём едва можно пройти. Город в ночное время не освещается, а фонарей на улицах нет» [4].

Деревянные тротуары являлись обыденной чертой и на улицах прикамского уездного города Сарапула. К примеру, «Вятские губернские ведомости» в 1856 году объявляли от Сарапульского уездного училища о проведении публичных торгов «на постройку при доме сего училища новых тротуар: подряд будет на сумму 163 руб. 69 У коп. План и кондиции сей постройки желающие могут видеть в училище ежедневно» [5].

Судя по всему, казусов при этих подрядных работах возникало немало, ведь при этом жители лишались минимальных удобств, особенно если ремонт затягивался. В 1907 году Ижевско-Заречное волостное правление обратилось по просьбе жителей в Хозяйственный Комитет завода с жалобой на то, что одним из строительных подрядчиков нарушен тротуар в Барановом проулке. И Заводской архитектор внимательно изу-

28

№ 9 (49) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

чает дело, а потом делает заключение:

«При производстве работ по устройству шоссе по Баранову переулку по заявлению подрядчика И. С. Пенькина, выполнявшего работу, им был снят тротуар в одном или двух кварталах, при первоначальном предположении устроить канавы около заборов; затем, после заявлений ближайших жителей об опасности разрушения их заборов и даже домов от близости канав, профиль шоссе был изменён устройством лотков, вследствие чего необходимая полоса по ширине переулка оказалась вполне достаточна и снимать тротуары не было никакой надобности» [6].

Вполне естественно, что Хозяйственный Комитет не был намерен за счёт казны устраивать тротуары, которые и не должны были разбираться. Ну, а если «доски с тротуаров... брались подрядчиком для его надобностей, то Волостному Правлению и следует обратиться по этому вопросу к нему, так как для надобностей постройки шоссе, лесные материалы отпускались подрядчику от казны» [7].

Бог ведает, кто уж поживился на ремонтно-строительных работах, но деревянные тротуары ещё чуть не век были непременной частью ижевского пейзажа. И уж как их только не ругала уездная пресса! Сарапульская газета «Кама» в 1913 году одну из заметок так и назвала «Чудо-тротуары», а посвящена она была самой многолюдной и любимой для гулянья ижевской улице Троицкой, местному «Невскому проспекту» в миниатюре:

«Но тротуары на этом «проспекте» пришли в такую ветхость, что представляют из себя какое-то решето из дыр и торчащих гвоздей.

Нужно быть акробатом и иметь кошачье зрение, чтобы не нарваться ночью на гвоздь или не завязнуть ногой в одной из многочисленных дыр.

Удивительно прямо, что о каком-либо благоустройстве завода у нас никогда и речи не бывает.

Дескать, не в городе ведь, а в заводе. А о заводе чего же много беспокоиться» [8].

Стоит отметить, что в том же соседнем Сарапуле не одно земство и городская Дума были озабочены благоустройством улиц. Вот в газете «Прикамская жизнь» от 17 апреля 1909 года уездный исправник Вернеев объявляет:

«Прошу Г г. домовладельцев г. Сарапула немедленно приступить к устройству и ремонту тротуар, а также и переходов на углах улиц со дня объявления в трёхдневный срок».

Ну, а иначе, сами понимаете, будут приняты репрессивные меры.

Особенно же удручающая ситуация во всех населённых пунктах сложилась с мощением улиц. В 1911 году та же «Прикамская жизнь» сообщала в корреспонденции из Воткинского завода: «Трудно описать состояние заводских улиц в начале апреля. На многих из них грязь была поистине невылазная» [9].

На Иже ситуация была ничуть не лучше. Доктор И.И. Андржеевский в своём труде «Медико-топографическое описание Ижевского завода», изданном в 1880 году в Петербурге, отмечал:

«Мощеных улиц нет. По одной стороне их тянутся дощатые тротуары, которые

№ 9 (49) - 2015

29

Проблемы экономики и менеджмента

дурно содержатся и нередко-таки бывают причиной несчастных случаев. Об освещении улиц нет и помина, и в темную осеннюю ночь пешеход рискует или завязнуть по уши в грязи, или провалиться в канаву под тротуаром, или, наконец, быть ограбленным» [10, с. 42].

Но и в новом ХХ веке ситуация мало изменилась. До сих пор поражает воображение описанный в 1913 году газетой «Камой» случай, когда ижевский ямщик утопил кошёвку и подмочил багаж пассажиров. Случилось это в современном переулке Интернациональном, между улицами Красной и Г орького - чуть ли не в самом центре.

Впрочем, надо заметить, что в заводских селениях именно «с передачей вопросов благоустройства в руки земской управы и Волостных правлений дело это постепенно пришло в упадок. Улицы, которые раньше настилались фашинником, постепенно затянуло грязью. В жаркую погоду она образовывала пышную перину из пыли, а в ненастье превращалась в настоящую топь», - писал краевед О.В. Севрюков [10, с. 42].

А ведь в том же Ижевском заводе ещё в середине 1830-х годов во время ремонта плотины устроили на ней «шоссе» из гравия и щебня, с каменными водостоками [11]. Да и воткинское начальство ещё в 1833 году задумало «от заводской плотины к госпиталю устроить набережную, для чего распорядилось снести некоторые обывательские домы препятствовавшие к устройству набережной» [12].

Да и сами заводские мастеровые Воткинского и Ижевского заводов, несмотря на то, что относились к разным ведомствам, вынуждены были поддерживать чистоту и порядок на улицах селений. Вот, к примеру, лишь несколько пунктов из отчёта доверенных от общества мастеровых и оружейников по благоустройству улиц заводского селения за 1864 год, и то лишь по части тротуаров.

В Береговой улице «от казённого дома № 1 вверх до дома мастерового Пирогова исправлены починкою тротуары», в той же улице «от дома мещанина Новикова до дома купца Чернова вместо старых сделаны новые тротуары, под ними прочищена канава с починкою её обшивки». И на Базарной улице «от дома купца Попова до дома мастерового Шестакова исправлены тротуары на 186 саж. с употреблением новых досок». И там же «от дома вдовы Хлебниковой до дома писаря Александрова длиною на 180 саж. вместо старых сделаны новые тротуары» [13].

И ещё, и ещё... Там новые тротуары, тут мостик, в третьем месте «грязная дорога завожена фашинником и землёю», в четвёртом канаву для стока воды прокопали. В перечне буквально сотни пунктов того, что сделано за один только год. Причём выполнение работ проверено и. д. полицмейстера Степановым и инженером-технологом Галкиным.

Что любопытно, в том же отчёте за 1864 год неоднократно упомянут и не очень эстетический, но тем не менее важнейший для того времени способ благоустройства проезжей части как уборка навоза. А уже в 1913 году газета «Кама» сетовала от имени ижевцев:

«Как только наступает дождливая погода, мы буквально тонем в грязи и навозе. Даже устроенная Базарная улица завалена навозом и грязью. Конечно, это не говорит нисколько о благоустройстве и затрудняет движение экипажей.

Наши Ижевцы принуждены объезжать даже базарную площадь, изрытую ямами,

30

№ 9 (49) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

предпочитая тонуть в глинистой почве других улиц. А пешеходу и еще хуже. Но, что бы ни случилось, наши ижевцы и пальцем не пошевелят.

Хорошо еще, что на днях огромное количество грязи было снято и кучи навоза увезены за селение, а то и совсем не было ни прохода, ни проезда.

Не мешало бы завести порядок и в других местах.

Если общество не в силах сделать мостовую в 60-70 сажен, то не мешало бы раскошелиться местным «крезам», которые имеют здесь собственные доходные дома и разъезжают на собственных лошадях» [14].

Впрочем, ижевские проблемы вполне понятны: имея сельский статус, Ижевск и не имел средств на городские нужды, прежде всего, на благоустройство: мощение улиц, ремонт тротуаров, устройство освещения, водопровода, канализации... Казна же более не вмешивалась в быт заводского поселения. Жизнь сельских обывателей стала, конечно, более свободной, не столь регламентированной, но от завода, тем не менее, явно отставала.

Но ведь и в уездных городах было не всё гладко. В том же Глазове в начале ХХ века из общего протяжения улиц в 19 вёрст вымощено камнем было всего. 150 сажен земского подъездного пути от города к станции железной дороги. В Сарапуле результат был, конечно, чуть получше - вымостили 3 версты и ещё 145 сажен, однако и общая протяжённость улиц в этом городе превышала 53 версты [15, с. 59].

Забот у любого городского хозяйства хватало и в позапрошлом веке. Проведение торгов на выполнение того или иного вида работ не в наше время придумано, и тут решающую роль играли городские управы. Вот лишь одна из проблем 1875 года:

«В присутствии Сарапульской городской управы назначены, 12 сентября сего года, торги, с узаконенною через три дня переторжкою, на отдачу подряда очистки дымовых труб у всех жителей города Сарапула, сроком на один год, ценою за 600 р. сер. в год. Желающие торговаться приглашаются ко дню торга в присутствие городской управы, с узаконенными залогами, где могут видеть и кондиции, до подряда относящиеся» [16].

Казалось бы, возникшие у воды города и заводы не должны были испытывать никаких проблем с водой. Но ещё в середине XIX века медики называли одной из причин эпидемий в Ижевском заводе именно качество воды. «Ключевая вода везде отличного качества, колодези на возвышенных местах или на родниках доставляют также хорошую воду. Зато вода из пруда, Ижа и колодезей в низменных местах не годится для употребления, а между тем такой водой исключительно довольствуются все прибрежные жители и все мастеровые во время работ в зданиях завода» [17, с. 27].

Качеству воды Ижевского пруда уездная «Прикамская жизнь» в 1911 году даже посвятила целую статью под названием «Что мы пьём»:

«Эту воду, покрытую слоем водорослей, пропитанную смолой, прибрежные жители низменной части завода, так называемой Заречной, употребляют для своего домашнего обихода и пользуются ей как питьевой. Неудивительно поэтому, что в этой части завода особенно распространена среди жителей малярия. Некоторые врачи, специально следящие за развитием этой болезни, пришли к убеждению, что заболеваниям малярией и брюшным тифом население обязано всецело прудовой воде» [18].

№ 9 (49) - 2015

31

Проблемы экономики и менеджмента

Колодцы, конечно, также не решали проблему, хотя порой в том же Сарапуль-ском уезде порой целые селения специализировались на этом нелёгком труде - к примеру, у жителей села Мостовое это было одним из важнейших промыслов.

Знаток ижевской истории Е.Ф. Шумилов писал в книге «Вода для Ижевска» (2004), что «начальной точкой водоснабжения как стройной системы коммунального хозяйства следует считать период 1814-1816 годов». Проблем, конечно, было много, но именно в это время заводская власть устраивает первые колодцы «с воротовыми машинами, будками и поземными трубами» [19, с. 28].

Уже позже один из таких колодцев включат в систему Заречного водопровода. «В Заречной волости в 1882 году бывшим арендатором Стандершёльдом на собственные его средства устроен водопровод и передан в дар жителям Заречной волости. Поставлено пять больших и шесть малых бассейнов на расстоянии полуверсты один от другого. Вода получается в водопровод из ключа, вытекающего из горы, в конце селения у Казанской улицы», - писал священник, писатель и краевед Николай Блинов [20, с. 57].

Деревянный водопровод обветшал довольно быстро. Лишь в 1907 году его реконструировали и обновили в основном за счёт заводских средств и снова передали во владение Ижевско-Заречной волости. Была от него проведена ветка и на заводской двор. А на углу Казанской улицы и Ажимова проулка был устроен фонтан, откуда бралась вода всеми окрестными жителями. Уездная газета «Кама» в начале лета 1913 года опубликовала гневную заметку о находящихся по соседству с фонтаном «казёнке» и распивочной, посетители которых разводят грязь, располагаясь тут же на отдых.

Очень долго собирали средства для Нагорного водопровода - лишь в 1911 году начались строительные работы на Бодалёвском мысу, где за полгода выросло здание насосной станции. Но даже в марте 1913-го уездная «Кама» сообщала о ходатайстве Сарапульского уездного земства перед управлением земледелия и землеустройства о выдаче Ижевскому обществу пособия в размере 30 тысяч рублей. С началом германской войны в 1914 году стройка затихла, но ещё перед этим «трубы заводского водопровода успели провести до важнейших казённых зданий Нагорной волости».

Насколько волостная жизнь по-прежнему зависела от завода, говорит множество фактов. К примеру, когда после того, как во время переустройства Заречного водопровода и установки бетонной галереи в починке Ключи засыпали котлован, с откоса сползло несколько деревьев. Волостное правление, не довольствуясь только этим, обратилось в Хозяйственный Комитет с ходатайством о скреплении склона. Обстоятельства дела поручили выяснить коллежскому асессору Ланггаузу, заводскому архитектору и уполномоченному от Заречного волостного правления. Оказалось, что «при производстве работ по устройству водосборной галереи, обрывистый берег, где растут деревья на Ключах, не был отрываем, работа велась ниже, причём обвалов деревьев за это время... не замечено. В настоящее время работа по устройству галереи окончена и земля засыпана обратно, почему указанная причина оказывать влияние на подмыв берега и падение деревьев не может» [6].

32

№ 9 (49) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Было очевидно, что падение деревьев с откоса происходило под влиянием размыва дождевой водой. «Ввиду того, что Волостное Правление ходатайствовало в своё время лишь о переустройстве водопровода, а потому укрепление откоса в смету на устройство водопровода не введено и никаких кредитов в распоряжение Комитета на производство этих работ не имеется».

Известно, что в Глазове первый водопровод появился в 1900 году, но был он производственным, использовался водочным заводом и несколькими ближайшими домами. К водопроводной проблеме Г ородская Дума обратится незадолго до революции.

Особенно активно в начале ХХ столетия стал меняться город Сарапул, претендующий уже на роль столицы задуманной Прикамской губернии, для чего были все предпосылки. Естественно, что деревянный самотечный водопровод, построенный ещё в 1870 году, давно не справлялся с возросшей нагрузкой. Необходимо было новое, более современное водоснабжение. И тут трудно переоценить роль городского головы П. А. Башенина, прожившего всего 42 года. Это при нём появились в Сарапуле водопровод и электричество.

Сделать это было не просто сложно, а ещё и рискованно. Достаточно сказать, что для реализации этих планов были выпущены «облигации 100-рублёвого достоинства на Высочайше разрешённый 14-го декабря 1908 г. заём г. Сарапула на 380000 рублей на устройство водопровода и электрического освещения в г. Сарапуле». Проценты по облигациям следовало уплачивать два раза в год [21].

О водопроводе регулярно писали уездные газеты, причём не всегда в лестном тоне. Известный священник-краевед Н.Н. Блинов выпустил в 1909 году даже книгу под названием «Устройство водопровода и электрического освещения в г. Сарапуле». Как бы то ни было, но уже весной следующего, 1910 года чугунный водопровод, а также насосную станцию, колонки и пожарные гидранты на сарапульских улицах были приняты.

К вопросам водоснабжения особенно была неравнодушна местная пресса. Так, например, 21 августа 1911 года в «Прикамской жизни» некий Нечкинец описал запущенность устроенного на бесплатную земскую ссуду фонтана в родном селе: «Нашему обществу будет непростительно, если оно не исправит фонтан. Земство не пожалело денег и устроило фонтан, а исправлять то мы уже должны сами».

Несмотря на то, что уже в начале ХХ столетия губернские и уездные издания запестрели рекламой сантехники, канализация как таковая даже в городах в большинстве своём просто отсутствовала. Особенно остро вопрос этот встал после устройства в Сарапуле водопровода. В 1909 году «Прикамская жизнь» писала: «Некоторые учреждения, как напр. Земская больница и отделение государственного банка, пожелали устроить спуск отработанной воды не в ямы на своих дворах, а в Сарапулку, как это намеревается сделать банк, или в озеро в логу ниже реального училища, как проектирует сделать земская больница. При этом в том и в другом случаях предполагается устроить биологические станции, при помощи которых грязная отработанная вода, прежде чем поступить в реку или в озеро, будет обеззараживаться. Соответствующие ходатайства в этом смысле поступили на рассмотрение городской управы, у которой не имеется

№ 9 (49) - 2015

33

Проблемы экономики и менеджмента

прочных оснований ни к отказу, ни к разрешению» [22].

Ещё в 1904 году глазовский исправник, предоставляя в Вятку сведения о городе, ответил: «Нечистоты удаляются зимой в ящиках, а летом в бочках, в указанном месте, закрывающихся герметически» [23, с. 133]. Но ведь даже и это надо было организовать, чтобы наши города не утонули в грязи!

Вот обычная для того времени сарапульская реклама: «Обратите внимание!!! Принимаю работы по очистке нечистот ретирадов и помойных ям пневматическим насосом. Бочки герметические, благодаря чему во время работ днём нет никакого запаха. Цены по соглашению. Адрес: г. Сарапул, Богоявленская ул., д. № 13-й. С почтением Степан Васильевич Свешников» [24].

Г ерметические бочки - явное преимущество, ведь вывозили нечистоты в основном в специальных баках летом и в коробах зимой. Амбре при этом распространялось на несколько кварталов. Не обходилось в столь щекотливом деле и без полицейского контроля:

«Покорнейше прошу Гг. домовладельцев и заведующих домами теперь же приступить к очистке и уборке навоза и разных отбросов из помойных ям, дворов и улиц; нечистоты вывозить только на указанные Городской Управой места. С 1-го Апреля мною отдано уже распоряжение, чины городской полиции будут производить санитарные осмотры, и лица, не исполнившие настоящее распоряжение, на основании обязательного постановления Сарапульской Городской Думы от 4 Мая 1881 года за № 6, будут привлекаться к ответственности по 29 и с применением 26 ст. Уст. о Наказ.» [25; 27].

Даже в заводах при малейшем затруднении заводское начальство обращалось к полиции, как, например, механик Воткинского завода к местному приставу:

«Имею честь покорнейше просить Выше Высокородие разрешить сваливать чистый снег, вывозимых из дворов казённых домов и завода на пруд вследствие того, что вывозка его за пределы селения обходится заводу слишком дорого. Кроме того, чистый снег в санитарном отношении опасности не представляет, грязный же снег будет вывозиться за пределы селения» [26; 28].

В Ижевском заводе контору по очистке и уборке создал З.И. Колупаев. Его рабочие не только занимались вывозом нечистот и мусора, но и ремонтировали дороги, засыпали овраги, устраивали дренажные канавы, чинили деревянные тротуары. На старых фотографиях можно увидеть на ижевских улицах специальные ограждения для молодых деревьев, чтобы их не объедали животные - тоже инициатива Захара Ивановича. Да и первую общественную баню на Иже даже после революции продолжали звать «колупаевской».

Уже через несколько лет благоустройством наших городов будет ведать уже специально созданная служба, которую все мы знаем как ЖКХ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Дело о подготовке к встрече царя, послужные списки чиновников заводов, представляемых к наградам. 1824-1826 гг. ЦГА УР, ф. 4, оп. 1, д. 100, л. 4.

2. История Удмуртии. Ижевск, 2004.

34

№ 9 (49) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

3. Городовое положение с разъяснениями и дополнениями по позднейшим узаконениям и распоряжениям правительства и с приложением постановлений о С.Петербургском градоначальстве. СПб., 1873.

4. Вятские губернские ведомости. 1858. № 49 неофиц.

5. Вятские губернские ведомости. 1865. № 21.

6. Предписания и циркуляры Главного артиллерийского управления и переписка с ним, техническими учебными заведениями, издательствами и внутризаводская переписка о разрешении студентам пройти практику на Ижзаводах, благоустройству улиц, сборе пожертвований. 1907-1912 гг. ЦГА УР, ф. 4, оп. 1, д. 4081, л. 366 об.

7. Предписания и циркуляры Главного артиллерийского управления и переписка с ним, техническими учебными заведениями, издательствами и внутризаводская переписка о разрешении студентам пройти практику на Ижзаводах, благоустройству улиц, сборе пожертвований. 1907-1912 гг. ЦГА УР, ф. 4, оп. 1, д. 4081, л. 367 об.

8. Кама. 1913. № 176.

9. Прикамская жизнь. 1911. № 91.

10. Севрюков О.В. Ижевск. Ижевск: Удмуртия, 1969. 271 с.

11. Дело об устройстве шоссе по заводской плотине. 1834-1836 гг. ЦГА УР, ф. 4, оп. 1, д. 218, л. 63-63 об.

12. Дело об устройстве набережной заводского пруда. 30 апреля - 20 июня 1842 г. ЦГА УР, ф. 212, оп. 1, д. 15034, л. 2-2 об.

13. Ижевск: документы и материалы, 1760-2010. Ижевск, 2010. С. 182-186.

14. Кама. 1913. № 97.

15. Памятная книжка Вятской губернии и Календарь на 1905 год. Вятка, 1904.

16. Вятские губернские ведомости. 1875. 13 авг. (№ 65).

17. Ижевск, 1760-1985: документы и материалы. Ижевск, 1984.

18. Прикамская жизнь. 1911. 29 мая (№ 116).

19. Жилин С.А. Личная жизнь города Ижевска // Строительство и городское хозяйство УР. Ижевск, 2003. Лето. С. 28.

20. Блинов Н. Историко-статистическое описание Сарапульского уезда, города Сарапула, Воткинского и Ижевского заводов. Сарапул, 1887.

21. Прикамская жизнь. 1909. 10 окт. (№ 176).

22. Прикамская жизнь. 1909. 13 сент. (№ 155).

23. Сафонова Т.В. История города Глазова: 1678-1917: учебная книга / Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. Глазов, 2002.

24. Прикамская жизнь. 1909. 22 апр. (№ 41).

25. Кама. 1913. № 70.

26. Условия сдачи завода в аренду, переписка с горным начальником округа о пробной плавке, работе мукомольной мельницы, о ремонте площади за прудом и др., 14 января - 21 декабря 1909 г. ЦГА УР, ф. 212, оп. 1, д. 10822, л. 171.

27. Грахов В.П. Строительство и власть / Грахов В.П., Жилин С. А., Репин А. А. Ижевск, 2015.

28. Мохначев С.А. Варианты развития реконструкции промышленной застройки / Мохначев С.А., Грахова Е.В., Пряженникова Л.В. // European student scientific journal. 2014. № 3.

№ 9 (49) - 2015

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.