УДК 94(470.51) О.Г. Зубкова
ГОРОДСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ ВОТСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД С 1922 ПО 1930 ГОД
Объект исследования - деятельность советских государственных органов власти и управления, направленная на восстановление и развитие коммунального хозяйства РСФСР в период нэпа и перехода к политике индустриализации. Автор опирается на архивные документы Центрального государственного архива УР, Центра документации новейшей истории УР, Архивного отдела Администрации города Ижевска. Изучены и обобщены распорядительные, справочные документы, статистические материалы, переписка исполнительного комитета Вотской автономной области, Ижевского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов, Ижевского городского отдела местного хозяйства. В хронологической последовательности рассмотрены основные подходы к решению проблем внешнего благоустройства города Ижевска, получившего в 1921 г. статус административного центра Вотской автономной области. Особое внимание уделяется вопросам строительства первых мостовых.
Ключевые слова: Вотская автономная область, Главное управление коммунального хозяйства НКВД, городское благоустройство, городской отдел местного хозяйства, Ижевский городской Совет рабочих и красноармейских депутатов, коммуна, коммунальное хозяйство, местное сообщество, мостовая, муниципалитет.
В работе «Основы городского хозяйства» Л. А. Велихов рассмотрел понятие «городское благоустройство» в широком смысле, подчеркнув, что с социальной и экономической точек зрения «городское благоустройство есть раньше всего общая цель муниципальной деятельности и общий результат городского хозяйства». Выбранный подход позволил ученому обнаружить суть данной дефиниции: «Городское благоустройство есть совокупность создаваемых городским хозяйством условий, в которые поставлено удовлетворение коллективных потребностей городского населения» [11. С. 47].
Одним из последствий реализации решения ВЦИК от 2 июня 1921 г. о преобразовании Ижевского заводского поселка в областной центр Вотской автономной области стал рост численности городского населения благодаря миграции [12. С. 57]. Перевод из Глазова в Ижевск областных советских учреждений стимулировал переселение их служащих в новый административный центр области. Миграционный прирост городского населения связан также с притоком иногородних рабочихна расширяющиеся производства Ижевских оружейного и сталеделательного заводов [3. Д. 1. Л. 31; 8. Д. 4. Л. 266]. Наблюдался и естественный прирост городского населения. Так, в 1925 г. в Ижевске были зарегистрированы 1312 рождений (против 646 смертей), 490 браков и 71 развод [5. Д. 222. Л. 22]. В результате положительной динамики естественного прироста и механического движения населения численность городского населения в 1926 г. увеличилась примерно на 11 тыс. человек и составила более 63 тыс. [5. Д. 263а. Л. 15].
Между тем внешний облик бывшего заводского поселка не соответствовал его новому административному статусу. В 1923 г. в Ижевске насчитывалось 6213 домов, «большей частью одноэтажных маленьких», но расположенных на сравнительно больших усадебных участках [3. Д. 1. Л. 31]. Часть жилых домов, в том числе муниципализированных и национализированных, были полуразрушены состоянии. Вернувшийся из Сибири в 1922 г. мастер отдела Ижевских заводов Иван Дмитриевич Зебзчев хлопотал о возвращении ему двухэтажного деревянного дома из двух квартир общей площадью 25 кв. са-жень1. Не найдя справедливости в Ижевске, он попытался защитить свои интересы в Москве. В заявлении председателю ВЦИК М. И. Калинину мастер сообщал, что в 1919 г. его в составе отступающей армии Колчака эвакуировали в Сибирь. За время «сибирской ссылки» дом Зебзчева, нажитый потом и кровью, был национализирован и «приведен в негодное состояние» [7. Д. 111. Л. 302]. Не вдаваясь в подробности трагедии ижевского мастерового, отметим, что для предотвращения дальнейшего разрушения муниципализированных домов органы управления городским коммунальным хозяйством сдавали строения в аренду «на условии их ремонта и восстановления» [7. Д. 155. Л. 109].
Улицы областного города общей протяженностью до 100 км не имели ни правильного профиля, ни водоотвода, из-за чего в распутицу становились непроезжими [5. Д. 156. Л. 63]. Уличное освеще-
1 Сажень - русская единица измерения расстояния, равная 2,1336 м.
ние отсутствовало не только на окраинах, но и в центре города, за исключением Советской и частично Коммунальной2 улиц [7. Д. 153. Л. 146]. Уцелевшие за время гражданской войны деревянные тротуары, протяженностью 13 верст3, были ветхими. Городское население страдало от недостатка зеленых насаждений общественного пользования, необходимых «для оздоровления населенных мест», тогда как по нормам 1920-х гг. с учетом малоэтажной городской застройки они должны были составлять 3-5 % от общей селитебной площади [7. Д. 341а. Л. 57-58]. В целом картина была удручающей. Как отмечали современники, Ижевск «по внешнему своему виду совершенно не похож на город вследствие полного отсутствия каких-либо признаков благоустройства» [3. Д. 1. Л. 31].
Именно в этот период насущной потребностью жителей областного центра становится организация жилищного строительства и городского благоустройства. Непосредственным выразителем интересов местного сообщества в условиях провозглашенного в РСФСР курса на децентрализацию власти и активизацию деятельности Советов был Ижевский городской Совет рабочих и красноармейских депутатов (далее - горсовет) [7. Д. 231. Л. 6].
Формируемые на выборной основе Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов городских и сельских населенных пунктов (наряду с вышестоящими волостными, уездными, областными и губернскими Советами) имели статус руководящих органов относительно автономных в хозяйственном отношении территориальных общностей - коммун [13. С. 18]. Выборы депутатов Ижевского горсовета старались проводить в наиболее удобное для избирателей время года (как правило, в декабре) [7. Д. 319. Л. 153]. В 1920 г. для координации процесса восстановления разрушенного в ходе гражданской войны и иностранной интервенции коммунального хозяйства страны в составе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР было образовано Главное управление коммунального хозяйства (далее - ГУКХ), в ведении которого находились учреждаемые местными Советами коммунальные отделы губерний, областей, уездов, волостей, городов и деревень. Становление полновластия Советов всех уровней в период нэпа происходило «в острой борьбе с главками, наркоматами, совнархозами и комгоссорами (комитеты государственных сооружений)» [10. С. 86-87].
В пределах областного города возникали трудности в распределении функций между областным и городским коммунальными отделами. Если учредителем первого органа был исполнительный комитет Вотской автономной области (далее - обисполком), то второй создавался по решению горсовета [3. Д. 1. Л. 38]. Первоначально оба коммунальных отдела находились в одном здании и не имели раздельного имущества [7. Д. 155. Л. 153]. Такой порядок вещей был обусловлен еще и тем, что до 1925 г. Ижевский горсовет представлял собой «исполнительный орган без бюджетно-хозяйственных и юридических прав» [4. Д. 22. Л. 104].
Согласно постановлению Совета народных комиссаров РСФСР от 29 августа 1922 г. «О местных налогах и сборах» местные Советы были вправе устанавливать «специальный налог с имуществ, получающих особые выгоды от вновь осуществляемых мероприятий длительного назначения» [7. Д. 111. Л. 1]. Налог допускалось устанавливать в тех случаях, «когда коммунотделами производились работы по замощению вновь улиц или капитальному исправлению и усовершенствованию уже существующих мостовых» (Там же). Общая сумма налога не должна была превышать сметные расходы и подлежала распределению «между всеми домовладениями и торгово-промышленными предприятиями, на которые распространяются выгоды от осуществленных мероприятий» (Там же). В зависимости от суммы планируемых или понесенных издержек специальный налог с имуществ следовало взыскивать с налогоплательщиков единовременно или в течение нескольких лет. Несмотря на колоссальную потребность в бюджетных средствах на восстановление коммунального хозяйства обисполком не спешил воспользоваться предоставленным правом, мотивировав отказ от введения специального налога на имущество отсутствием в Вотской автономной области объектов обложения [7. Д. 153. Л. 343].
Бюджетный, или операционный, год по установленным НКВД правилам начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября [3. Д. 23. Л. 6, 39]. В 1922-1923 бюджетном году коммунальный отдел Вотской автономной области (далее - обкоммунотдел) под руководством Тетерина построил два каменных моста в Ижевском и Глазовском уездах общей длинной 112 погонных сажень [7. Д. 192. Л. 99]. К уездным дорогам Ижевского уезда относились три тракта: Ижевск - Агрыз, Ижевск - Вавож,
2 В настоящее время ул. М. Горького.
3 Верста - русская единицы измерения расстояния, равная 1,0668 км.
Ижевск - Мултан - Селты [3. Д. 29. Л. 47]. Непосредственно в Ижевске обкоммунотдел осуществил настил деревянных тротуаров общей протяженностью 4 версты [3. Д. 1. Л. 31], провел ремонт 74 погонных сажен мостовых и, согласно сохранившейся отчетности, замостил вновь 195 сажен [3. Д. 22. Л. 6.; 7. Д. 153. Л. 145].
Для организации гужевого и автомобильного движения в городе, представлявшем «из себя буквально непроезжее болото», оттого что большая часть его находилась в низкой и болотистой местности, необходимо было строить мостовые [7. Д. 153. Л. 7]. По инициативе горсовета, в 1923-1924 бюджетном году «были впервые составлены сметы», а обисполкомом «проведены специальные ассигнования» на благоустройство города [3. Д. 23. Л. 10]. Более того, в соответствии с циркуляром НКВД № 373 горсовет, возглавляемый Большаковым, совместно с обкоммунотделом разработали 5-летний план развития городского хозяйства. Перспективный план внешнего благоустройства предусматривал мощение 15 верст городских улиц и 200 кв. сажень рыночных площадей. Для отвода воды с мостовых планировалось прокопать боковые водоотводные канавы протяженностью 50 верст и 5 из них замостить для предохранения улиц от размыва на крутых уклонах [3. Д. 1. Л. 31]. При этом приоритетным направлением дорожного строительства горсовет выбрал замощение подъездного пути от центра города к железнодорожной станции Ижевск, так как подъездной путь имел важное торгово-экономическое значение для населения и расположенных в городской черте предприятий [3. Д. 23. Л. 10.; 5. Д. 156. Л. 63].
В первой половине 1920-х гг. по территории Вотской автономной области проходили две железнодорожные линии: Пермская и Казанская. От станции Агрыз Казанской железной дороги через Ижевск тянулась железнодорожная ветка до Воткинского завода. От нее отходила «узколинейная железная дорога», обслуживавшая исключительно нужды Ижевского оружейного завода [7. Д. 153. Л. 111].
После того как 15 февраля 1924 г. произошло объединение аппаратов Совета областного народного хозяйства и обкоммунотдела в областной отдел местного хозяйства (далее - обместхоз), вопросы благоустройства областного города стали составлять исключительную компетенцию Ижевского городского отдела местного хозяйства (далее - горместхоз) [7. Д. 155. Л. 141]. Вновь образованный горместхоз был в подчинении президиума горсовета [3. Д. 23. Л. 6.; 8. Д. 22. Л. 104]. Реорганизуемый обкоммунотдел передавал горместхозу «одну машинку, лошадь с упряжью» и, по специальному требованию, «инвентарь и канцелярское имущество» [7. Д. 155. Л. 153]. В ведение горместхоза переходила строительная контора, «как работающая исключительно по городу» [Там же].
Мостить подъездной путь силами горместхоза начали в 1924 г., продвигаясь от железнодорожной станции к строящемуся мосту через реку Иж в заречной части города. На строительство мостовых обисполком ежегодно выделял не более 15 тыс. руб., тогда как месячный оклад секретного разведчика управления уголовного розыска Вотской автономной области в 1923 г. составлял 2 тыс. руб. [7. Д. 119. Л. 217]. Для сравнения: в 1924 г. зарплата городского врача не превышала 65 руб., а месячный оклад члена президиума обисполкома - ответственного политического работника 17 разряда в 1925 г. составлял 120 руб. [7. Д. 153. Л. 304.; Д. 243. Л. 30]. Косвенно охарактеризовать покупательную способность советской валюты позволяют статистические данные Валютного управления Народного комиссариата финансов СССР. В июне 1924 г. фунт стерлингов продавался в Москве на вольном рынке за 8 руб. 35 коп., а доллар США - за 1 руб. 91 коп. [3. Д. 145. Л. 95]. Выделяемые обисполкомом бюджетные средства позволяли горместхозу мостить не более одной версты проезжей части городских улиц. В связи с этим горсовет предполагал довести замощение подъездного пути до центра города только к началу 1926-1927 бюджетного года [3. Д. 23. Л. 10].
К осени 1924 г. из 4 км подъездного пути было замощено не более половины. Между тем улица Коммунальная, одновременно являвшаяся завершающей частью подъездного пути от ст. Ижевск к центру города и «началом областного тракта Ижевск - станция Чепца, имела весьма оживленное движение. Поток грузового транспорта, главным образом гужевого, усиливался осенью в период сдачи крестьянами продналога, заодно они стремились реализовать на рынках Ижевска часть собранного урожая. Проезжая часть главной городской магистрали имела дорожное полотно, «замощенное лишь на % своего протяжения лет 20 тому назад4, ... требующее перемощения, а в остальной части неуст-
4 Предположительно старая мостовая проходила по улице Коммунальной от ул. Советской до Горшечного переулка.
роенное грунтовое» [5. Д. 156. Л. 63]. Дорога в дождливую погоду становилась непреодолимым препятствием для гужевого транспорта, очевидцы сообщали, что «лошади буквально тонут в грязи» [3. Д. 31. Л. 2]. Непроезжие улицы областного города, как и разбитые уездные дороги и областные тракты, причиняли серьезный ущерб крестьянскому хозяйству «порчей упряжи, увечьем лошадей» [7. Д. 192. Л. 100]. Поэтому в распутицу резко увеличивались тарифы на перевозку грузов. Данное изменение, в свою очередь, вызывало неизбежный (в условиях нэпа и сезонных колебаний рыночного спроса и предложения) рост цен на реализуемые в Ижевске сельскохозяйственные товары [3. Д. 31. Л. 2]. Так, по данным экономического бюллетеня один пуд ржаной муки на рынке города Ижевска в марте 1923 г. стоил 13 руб., в мае и августе - 28 и более 106 руб. соответственно [7. Д. 69. Л. 207].
В 1925 г. вступило в силу новое положение о городском совете, закрепившее за городским представительным органом статус «высшего органа власти на территории города и в пределах своей компетенции» [10. С. 89]. Нововведение ознаменовало существенное расширение хозяйственной и финансовой самостоятельности Ижевского горсовета. Становилась обязательной практика составления городских бюджетов в процессе финансового планирования местного бюджета Вотской автономной области и нижестоящих уездных бюджетов. Если доходные источники городского бюджета, как и раньше, определялись областным финансовым отделом и утверждались обисполкомом, то расходные обязательства горсовет стал определять сам, ориентируясь на предписанные центром разделы, параграфы, статьи и литеры сметной номенклатуры по местному бюджету [7. Д. 243. Л. 1, 38-41]. Отныне обисполком имел право рассматривать городской бюджет в части осуществления надзорных функций, а в целях усиления «маломощных нижестоящих бюджетов» проводить отчисления из специально создаваемого фонда внутриобластного регулирования [7. Д. 243. Л. 9; Д. 319. Л. 323-330; 8. Д. 22. Л. 104]. Но, вопреки новым бюджетным правилам, обисполком зачастую изымал часть целевой субсидии, выделенной центром на конкретные нужды горсовета, в пользу 34 укрупненных волостных советов трех уездов области: Ижевского, Глазовского, Можгинского [7. Д. 346. Л. 2.; 8. Д. 22. Л. 104]. Кстати, к типичным нарушениям бюджетной дисциплины обисполкома относились «производство расходов не по прямому назначению» и «перерасходы против утвержденных смет» [5. Д. 262. Л. 109]. Вот почему закрепленная за горсоветом самостоятельность в вопросах определения расходных обязательств не позволяла ему длительное время сдвинуть дело городского благоустройства с мертвой точки. К тому же собственные доходные источники (такие, как коммунальные доходы, взыскания и штрафы за нарушение постановлений на территории города, надбавки к продналогу в городах, налог с промышленных и торговых помещений, налог с транспортных средств, налог с публичных зрелищ и увеселений, налог с плакатов и объявлений и др. специальные налоги и сборы, надбавки к государственным налогам) не обеспечивали в полном объеме финансовые потребности городского бюджета [7. Д. 243. Л. 38-39.; Д. 319. Л. 322-330].
В связи с этим горсовет, осознавая социальную и экономическую значимость организации дорожно-строительных работ в Ижевске, был вынужден обратиться за финансовой поддержкой к вышестоящим государственным органам. Существовавшая в РСФСР система финансовых отношений позволяла местным органам власти возбуждать перед центром разного рода ходатайства. Например, «об отпуске средств из общегосударственного дотационного фонда на покрытие дефицита или усиление оборотных средств по местному бюджету»; о получении «долгосрочной ссуды на нужды коммунального строительства в городах в размере 10 % от суммы, вырученной губкомиссией от продажи облигаций выигрышного займа»; о предоставлении отделом коммунального кредита Госбанка долгосрочных (до 15 лет) ссуд «на устройство, расширение и восстановление имущества, предприятий и сооружений местного хозяйства» или краткосрочных ссуд «на подкрепление оборотных средств по местному бюджету» [7. Д. 111. Л. 4, 8, 29]. В целом помощь из вышестоящей бюджетной системы предоставлялась местным бюджетам как на возвратной основе, так и на безвозмездной - в виде дотаций, целевых пособий и субвенций. Субвенции означали долевое участие государства в финансировании государственных мероприятий, проводимых на местах [7. Д. 243. Л. 12]. Характер межбюджетных отношений, сформировавшихся в период нэпа, отражает стремление советской власти пресечь иждивенческие настроения на местах и побудить местные власти к активной хозяйственной деятельности, ориентированной на повышение рентабельности хозрасчетных предприятий коммунального хозяйства.
В апреле 1925 г. председатель горсовета М. В. Русинов, одновременно выполнявший функции заведующего горместхозом, направил в обисполком письмо с просьбой возбудить ходатайство перед
НКВД о выделении Ижевскому горсовету «безвозвратного пособия» в размере более 82 тыс. руб. на замощение улицы Коммунальной [5. Д. 156. Л. 63об.; 262. Л. 92.; 7. Д. 243. Л. 56.; Д. 319. Л. 85]. Выбранное горсоветом направление деятельности получило одобрение обисполкома и райкома РКП [2]. В мае 1925 г. малый президиум обисполкома в составе Скрипкина, Максимова, Обухова поддержал ходатайство горсовета «об отпуске средств на замощение Вятского тракта, проходящего через Ижевск» [7. Д. 319. Л. 80]. Решение в данной формулировке не имело принципиального расхождения с циркуляром НКВД РСФСР от 21 февраля 1925 г. № 105/23/с, в котором содержалось предписание областным отделам местного хозяйства и исполкомам более не замыкаться на проблемах городского хозяйства и обратить внимание на нужды деревни [8. Д. 14. Л. 23]. В работе малого президиума участвовал заведующий обместхозом П. И. Обухов, персонально ответственный перед вышестоящими органами и населением за исправное состояние проезжей части и дорожных сооружений государственного Сибирского и трех областных трактов: Ижевск - станция Чепца, Ижевск - Гольяны, Можга -станция Сюгинск [7. Д. 153. Л. 145.; Д. 192. Л. 52]. Разбитые дороги порождали недовольство советской властью, прежде всего - в крестьянской среде. Прежнему обкомунотделу зимой 1924 г. пришлось рассматривать исковое заявление крестьянина Колодкина Михаила Парфирьевича о возмещении ему убытка за потерю лошади. Единственная в хозяйстве крестьянина-бедняка лошадь пала, сломав ногу в момент проезда по мосту в с. Якшур-Бодья. Несмотря на то, что происшествие произошло после наступления сумерек, заведующий обкоммунотделом Тетерин вынужден был признать обоснованность иска Колодкина в размере двухсот червонных руб. в связи с плохим состоянием дорожного сооружения областного тракта Ижевск - станция Чепца и отсутствием коровы в хозяйстве истца [7. Д. 203. Л. 43-44].
Реорганизация коммунальных служб, в ходе которой функции городского благоустройства были полностью закреплены за горместхозом, не сразу привела к заметным переменам в городском благоустройстве. В мае 1925 г. заместитель председателя горсовета И. С. Вотяков, исполнявший обязанности заведующего горместхозом в период командировки М. В. Русинова в г. Глазов, ссылаясь на недостаточное финансирование и отсутствие геодезических данных о перепадах высот в черте города, сделал вывод о невозможности решения проблем дорожного строительства: «В настоящее время не представляется возможным принять какие-либо меры к исправлению проезжей части улиц» [3. Д. 23. Л. 11.; 7. Д. 192. Л. 166.; Д. 319. Л. 85]. Поэтому горместхоз рекомендовал не позднее 1926 г. «произвести нивелировки и снятие плана города», а в ближайшей перспективе решить вопрос о замощении нагорной рыночной площади, «привлекая к расходам и торгующие организации» [3. Д. 23. Л. 11]. Для поддержания городских улиц в надлежащем состоянии, по мнению горместхоза, следовало «обязать домовладельцев следить за исправным состоянием канав, тротуаров и дорожного полотна улиц, против своих домовладений, с условием производства ими необходимого текущего ремонта» [3. Д. 23. Л. 12.; 7. Д. 319. Л. 89-91].
Отчетность горместхоза позволяет не только описать проблемы коммунального хозяйства Ижевска 20-х гг. и поиск путей их решения, но и охарактеризовать деловые качества хозяйственников советской эпохи. В этот период НКВД РСФСР стал проводить активную кадровую политику, направленную на изучение кадрового потенциала отделов местного хозяйства республик, краев, областей. Обозначенное направление кадровой работы мотивировалось необходимостью организации «более полного учета ответ[ственных] работников местных органов ведомства НКВД, с целью более правильного и целесообразного их использования, своевременного выдвижения и планомерности работы по перегруппировке работников и усилению наиболее слабых аппаратов местных органов» [8. Д. 14. Л. 50]. Циркуляр НКВД от 20 января 1925 г. № 37/8/с предписывал председателю обисполкома И. А. Наговицыну оценить результаты работы заведующего отделом местного хозяйства Вотской автономной области П. И. Обухова в занимаемой должности, охарактеризовать его политические взгляды и личные качества. Следовало обратить внимание на способность хозяйственника проявлять инициативу, умение подбирать работников и устанавливать деловое сотрудничество; охарактеризовать его отношение к РКП и советской власти; оценить степень дисциплинированности подчиненного: «подчиняется, не скрывая разногласий» или «подчиняется, не решаясь высказать свои мнения» [8. Д. 14. Л. 51, 54]. Очевидно, что опыт организации кадровой работы НКВД перенимался нижестоящими структурами. Но весьма интересен другой исторический факт. В июле 1924 г. П. И. Обухов на совместном совещании ответственных работников обместхоза и Ижевского гормест-хоза выступил против предложения инструктора ГУКХ НКВД Захарова об объединении этих учреждений. П. И. Обухов аргументировал свою принципиальную позицию наличием у каждого ведомства
собственной компетенции [7. Д. 192. Л. 214]. Во второй половине 20-х гг. основные функции обмест-хоза в сфере управления коммунальным хозяйством области включали «инспектирование, надзор и регулирование» [7. Д. 341а. Л. 71].
Штатная численность горместхоза на 1 июля 1925 г. составляла 247 человек. Организационная структура учреждения состояла из семи функциональных подотделов: общего, финансово-счетного, жилищного, земельного, благоустройства, промкомбината и городской пожарной команды [3. Д. 21. Л. 21]. К функциям горместхоза относились разнообразные виды работ: исправление дорожного полотна улиц города и проселочных дорог в черте городских земель; нарезка усадебных участков и выдача разрешений на строительство; техническое наблюдение за муниципализированными зданиями, требующими ремонта; эксплуатация коммунальных домов; эксплуатация торговых и складочных помещений; землеустройство городских земель; охрана и эксплуатация городских лесов; противопожарная охрана города; организация обслуживания городского населения коммунальными предприятиями местного значения [5. Д. 21. Л. 37]. Прямой обязанностью подотдела благоустройства, в штате которого было шесть человек, была заготовка строительных материалов и организация работ по благоустройству города [3. Д. 21. Л. 21].
В течение строительного сезона 1925 г. внешний облик Ижевска, получившего согласно постановлению ВЦИК от 6 июля 1925 г. официальный статус города, постепенно изменялся в лучшую сторону [12. С. 44]. Общая сумма ассигнований на нужды городского благоустройства составила более 24 тыс. руб. [9. Д. 631. Л. 11]. На выделенные средства горместхоз под руководством М. В. Русинова выполнил настил деревянных тротуаров, построил новые и отремонтировал старые мосты, провел работы для исправлению проезжей части дорог в черте города, осуществил прокопку боковых водоотводных канав и замостил ряд улиц города. В июле появилась мостовая на ул. Голубева (Голублева) шириной 3 и длиной 135 погонных сажень, общая площадь которой составила 6088 кв. м [3. Д. 1. Л. 22.; Д. 23. Л. 26.; 11. Д. 631. Л. 11]. В целях осушения заречной части города была замощена Ажи-мова канава [3. Д. 23. Л. 28]. Мостовщики перемостили 860 кв. м мостовой, уложенной еще до революции период на улице Коммунальной между Горшечным пер.5 и ул. Советской [3. Д. 21. Л. 5, 56; Д. 23. Л. 32.; Д. 31. Л. 3-4, 88]. На ул. Карла Маркса на протяжении двух кварталов от железнодорожной станции до Октябрьского пер. рабочие осуществили планировку дорожного полотна грунтовой дороги, прокопали водоотводные канавы. Таким образом, к концу 1925 г. в Ижевске было вновь замощено и перемощено до 3 км улиц, в том числе часть подъездного пути от Казанского вокзала до реки Иж. Причем план благоустройства города в условиях бюджетного дефицита более 14 тыс. руб. был выполнен на 110 % [9. Д. 631. Л. 1].
Осенью 1925 г. президиум обисполкома подтвердил свою готовность поддержать ходатайство горсовета в размере 80 тыс. руб., рекомендовав на средства целевого пособия сначала замостить участок Коммунальной ул. от ул. Советской до Вятского пер.6, и затем - Вятский пер. Кроме того, обис-полком взял на себя обязательство «отпустить полностью» испрашиваемую горсоветом сумму по бюджету 1925-1926 г. для замощения центральной улицы города - Советской и завершения работ на участке подъездного пути от нового моста через реку Иж до перекрестка с ул. Советской [3. Д. 21. Л. 7].
Процесс становления и развития государственного централизованного планирования в СССР придал проблемам внешнего благоустройства городских и сельских коммун народно-хозяйственное значение. В соответствии с решением СНК РСФСР от 22 мая 1925 г. Госплану предстояло на основе изучения запрошенных с мест заявок разработать проект капитального строительства республики на предстоящее десятилетие. Сводка сметных заявок автономных республик, краев и областей была призвана «выявить в окончательном виде формы и размер предстоящего строительства во всей его полноте в связи с реконструкцией хозяйства, и установить как наметившиеся сдвиги в народнохозяйственной жизни республики, так и те, возможно новые, географические точки, вокруг которых будет происходить дальнейшее развитие экономики страны» [3. Д. 23. Л. 46]. Государственное планирование капитального строительства осуществлялось параллельно с разработкой проекта экономического районирования СССР. Госплан рассматривал несколько вариантов отнесения Вотской автономной области к одному из трех экономических районов: Волжско-Камскому, Вятско-Ветлужскому, Уральскому. В период с 25 июня по 14 июля 1925 г. экономическое, финансовое и культурное состояние Вотской автономной области изучала комиссия СНК РСФСР. После тщательного обследова-
5 В настоящее время ул. Бородина.
6 В настоящее время ул. Кирова.
ния члены комиссии пришли к выводу, что «ближайшее будущее области в развитии сельского хозяйства» [7. Д. 346. Л. 45-46].
Против намерения Госплана включить Вотскую автономную область в состав Вятско-Ветлуж-ского края с центром в г. Вятка активно выступал председатель обисполкома И. А. Наговицын, занимавший эту должность до августа 1925 г. Он ходатайствовал перед председателями ЦИК М. И. Калининым и СНК А. И. Рыковым о преобразовании области в республику, о расширении ее границ за счет присоединения «Вотского района, примыкающего к Вотской области с запада, до р. Вятки и г. Сарапула с его районом, включая и Воткинский завод» [8. Д. 14. Л. 28-37, 60].
Признавая сложность стоящего вопроса, СНК РСФСР 17 августа 1925 г. принял постановление о целесообразности рассмотрения возможности вхождения Вотской автономной области в состав Уральской области [7. Д 353. Л. 123]. Данный подход был поддержан новым председателем обисполкома Т. К. Борисовым. В письме к председателю Уральского обисполкома Сулимову он писал: «Наконец, после долгих мытарств и хождений, вопрос о присоединении Вотобласти близится, видимо, к осуществлению» [7. Д. 353. Л. 122]. Однако решение проблемы затягивалось, так как Госплан, соглашаясь с целесообразностью расширения границ Вотской автономной области за счет отдельных волостей левобережной части Малмыжского уезда Вятской губернии, настаивал на варианте районирования, предусматривавшем вхождение автономии в Вятско-Ветлужский край [7. Д. 362. Л. 100, 144, 304].
Плановому комитету Вотской автономной области надлежало самостоятельно разработать сводную заявку и направить ее в центр до 5 декабря 1925 г. Следовательно, для Вотской автономной области открылась возможность обозначить роль и перспективы развития региона в едином народнохозяйственном комплексе страны, для того чтобы более убедительно обосновать направляемые в центр ходатайства как о придании области самостоятельного административно-территориального статуса, так и о предоставлении ежегодной финансовой помощи [7. Д. 353. Л. 227].
Притязания на повышение статуса области до статуса автономной республики в составе РСФСР вынуждали областное руководство обратить внимание на проблемы внешнего благоустройства столицы автономии. Заместитель председателя Вотской областной плановой комиссии Никифоров в письме от 20 октября 1925 г., адресованном Ижевскому горсовету, рекомендовал включить в программу коммунального строительства сооружение водопровода и канализации, замощение городских улиц, устройство площадей и скверов, улучшение городских садов [3. Д. 23. Л. 41, 43]. В соответствии с полученным предписанием горсовет приступил к разработке десятилетнего плана капитального строительства по коммунальному хозяйству г. Ижевска. План работ на 1926-1936 гг. в части строительства мостовых предусматривал «только замощение главнейших проездных улиц, влияющих на экономическое благосостояние города, а также замощение центральной базарной площади» [3. Д. 31. Л. 18, 88]. В предстоящее десятилетие планировалось замостить 18 улиц и проездов (см. табл.).
Согласно смете, включавшей затраты на оплату труда мостовщиков и землекопов, а также заготовку строительных материалов для осуществления работ по замощению около 259 тыс. кв. м городских улиц крупным булыжным камнем на слое песка толщиной 18 см требовалось более 1197 тыс. руб. [3. Д. 23. Л. 38-39]. Эта сумма была явно неподъемна для городского бюджета. В сентябре 1926 г. один пуд ржаной муки стоил 3 руб. 20 коп. [8. Д. 16. Л. 197].
Поэтому горсовет, руководствуясь постановлением СНК РСФСР от 3 сентября 1925 г. № 565/с «О мерах к улучшению хозяйственного и культурного состояния Вотской автономной области», направил в ноябре 1925 г. через ГУКХ НКВД ходатайство в Центральный коммерческий банк об отпуске долгосрочной ссуды на сумму около 600 тыс. руб., предназначенной для замощения городских улиц. К письму горсовета от 27 ноября 1925 г. № 14567 прилагались сметы, проекты, расчеты, график погашения ссуды и процентов по основному долгу, что соответствовало правилам выдачи долгосрочных ссуд на коммунальное хозяйство, опубликованным в бюллетене НКВД № 14 от 8 апреля 1925 г. [7. Д. 431. Л. 53]. К сожалению, данное ходатайство удовлетворено не было, хотя пункт 12 постановления рекомендовал Центральному коммунальному банку в ближайший срок рассмотреть и по возможности удовлетворить заявки на получение кредита «для рабочего строительства и благоустройства городов Вотской автономной области» [7. Д. 362. Л. 304-305].
В связи со сложностью реализации долгосрочного плана коммунального строительства и текущей необходимостью проведения работ по исправлению дорожного полотна тех городских улиц, на которых образующиеся каждую весну и осень «сплошные озера грязи совершенно затрудняют всякое движение», благоустройство города Ижевска в марте 1926 г., было признано одновременно «весьма больным местом городского хозяйства» и первоочередной задачей горсовета [5. Д. 223. Л. 60].
60 О.Г. Зубкова
2015. Т. 25, вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
План работ по замощению улиц и проездов города Ижевска на 1926-1936 гг.
Наименование улиц и проездов Площадь замощения, кв. м Примечание
Труда' ул. 9000
Пуренгов пер. 9000
Милиционная ул. 5000 от въезда до Овчинникова пер.
Коньшин пер. 6000 от ул. Милиционной до Михайловской площади
Горшечный пер. 6000
Коммунальная ул. 47400 от Ижа до Вятского пер. и Вятский пер. по тракту
Советская ул. 17000 от ул. Милиционной до Кладбищенской площади
Красная ул. 16000 от Ижа до Овчинникова пер.
К. Маркса ул. 8000 от Михайловской площади до Пуренгова пер.
Ленина8 ул. 7000
Красноармейская ул. 7000
Свободы ул. 7000
Азина ул. 24000
Ажимов пер. 20000
Телегин пер. 14000
Баранов пер. 14000
Черезов пер. 15000
Центральная базарная площадь 27273
Всего 258673
Сост. по: [3. Д. 31. Л. 38].
Каковы же были социально-демографические и социально-профессиональные характеристики депутатов представительного органа, принявших решение в интересах жителей городской коммуны? В составе Ижевского горсовета 1926-1927 созыва было 230 депутатов и кандидатов в депутаты. Значительный удельный вес имели члены коммунистической партии и комсомольцы - 112 и 14 человек соответственно. По профессиональному признаку преобладали рабочие (113 чел.), по половому -мужчины (161 чел.), по национальному - русские (196 чел.) [8. Д. 22. Л. 103]. Актуальные вопросы местного значения обсуждались депутатами на секциях, пленуме и в президиуме горсовета. Члены президиума утверждали протоколы и решения секций, иногда без дополнительного изучения обсужденных на секциях вопросов. За год на секции городского хозяйства было рассмотрено свыше 360 вопросов при достаточно высокой посещаемости заседаний - до 65 % [8. Д. 22. Л. 39, 110-111].
В целях развития городской инфраструктуры в условиях перманентного дефицита бюджетных средств горсовет стал искать формы сотрудничества с предприятиями, расположенными на территории города. Наладить взаимодействие удалось с управлением «Ижевских заводов» (далее - заводоуправление). План работ подотдела благоустройства на 1925-1926 бюджетный год, разработанный заведующим Каменевым, предусматривал замощение двух подъездных путей на условии софинанси-рования с заводоуправлением. Совместными усилиями планировалось завершить замощение подъездного пути от железнодорожной станции к центру города на участке дороги по ул. Коммунальной от вновь выстроенного моста через р. Иж до Бодалевского пер., а также построить мостовые на всем протяжении пути от центра города до Ложевой мастерской. К числу оперативных задач подотдела благоустройства были отнесены работы по укреплению берега городского пруда вдоль Милиционной ул. [3. Д. 31. Л. 1-4.; 5. Д. 21. Л. 56-57, 27].
Обеспечить выполнение планового задания был призван новый подход к расходованию бюджетных средств, ориентированный на достижение результата посредством экономии. Часть расходов городские власти традиционно стремились переложить на плечи местного населения, привлекая жителей города к прокопке канав и исправлению дорожного полотна грунтовых городских дорог [5. Д. 21.
7 В настоящее время ул. Ленина.
8 В настоящее время ул. В. Сивкова.
Л. 27]. В числе выбранных мер была оптимизация организационной структуры горместхоза, предусматривавшая объединение подотдела благоустройства с земельным подотделом «ввиду общности выполняемых ими работ, а также в целях концентрации сил и экономии средств» [5. Д. 223. Л. 8]. Ожидаемая экономия была достигнута сокращением ставок заведующего земельным подотделом и конторщицы. В результате штатная численность объединенного подотдела составила 19 чел. (Там же).
В целом горместхоз как орган муниципального управления 1926 г. ведал обширным городским хозяйством: восемь промышленных предприятий с основным капиталом более 100 тыс. руб., 324 коммунальных дома, 80 магазинов, 93 складочных помещения, 279 палаток, 97 гектаров земли со всеми видами угодий и лесов [8. Д. 22. Л. 104]. К началу строительного сезона того же года гормест-хоз заготовил бревен для тротуаров и мостов общим количеством 714 штук; досок для тротуаров на Кузьминской лесопилке - 2400; купил «в Кукморе булыжного камня для мостовой 1889,17 куб. м», из них доставил в Ижевск 1573,02 куб. м [5. Д. 222. Л. 6.; Д. 223. Л. 10].
Не всё из запланированного удалось выполнить в течение одного строительного сезона. В силу ряда причин одна из первых мостовых Ижевска, построенная на участке ул. Коммунальной от нового моста через реку Иж до перекрестка с ул. Советской, оказалась непрочной и не отличалась чистотой. Обнаружившиеся в ходе эксплуатации дорожного полотна недостатки объяснялись, с одной стороны, вынужденной необходимостью: «за отсутствием под руками лучшего» строительного материала пришлось мостить улицу непрочным камнем [5. Д. 222. Л. 37; 9. 631. Л. 11]. А с другой - связывались с незавершенностью дорожного строительства: не замостили кюветы, не провели планировку обочин. Из-за этого последние, возвышаясь над полотном дороги, препятствовали стоку вод. Весьма показательно, что горсовет, возглавляемый В. И. Евдокимовым, признал выполненные работы в целом удовлетворительными: «Эти недостатки в условиях Ижевска трудно устранимы, а поэтому они не могут быть поставлены в вину» [5. Д. 222. Л. 37]. По социально-демографическим и социально-профессиональным характеристикам председатель горсовета был русским, моложе 50-летнего возраста, имел образование ниже среднего, являлся служащим и состоял в ВКП(б) [5. Д. 262. Л. 83, 120-121].
Не отрицая объективно имевшее место «разбазаривание» бюджетных средств, следует признать, что определенные достижения в области городского благоустройства все-таки были. Составленный в 1930 г. паспорт г. Ижевска содержит статистическую отчетность, согласно которой общая протяженность городских улиц в 1926 г. составляла 150 км, а мостовых - 10 км [1. Д. 1. Л. 100].
Обобщив предшествующий опыт решения вопросов городского благоустройства, горсовет разработал строительные предложения на 1927 г., соотнеся их с интересами, и материальными возможностями местного сообщества. Собственные средства городского бюджета было решено направить на завершение работ по замощению подъездного пути от моста через реку Иж до ул. Труда. Заводоуправление как заинтересованное лицо подтвердило готовность оплатить 50 % сметной стоимости работ по замощению проезжей части четырех улиц:
• Труда (от ул. Милиционной до ул. Коммунальной);
• Коммунальной (от ул. Труда до ул. Советской);
• Советской (от ул. Милиционной до 7-й улицы9);
• 7-й улицы (от ул. Советской до Ложевой мастерской) [3. Д. 31. Л. 2-3].
Полная сметная стоимость спланированных на 1927 г. строительных работ по замощению улиц города составляла около 139 тыс. руб., в том числе расходы заводоуправления превышали 57 тыс. руб. Только строительство мостовой на ул. Советской от Милиционной до 7-й улицы требовало со-финансирования в размере 46 тыс. руб. [5. Д. 222. Л. 37об].
Характерной чертой советских представительных органов было отчасти декларируемое, но в то же время вполне осознанное стремление депутатов служить интересам народа. Поэтому результативность деятельности депутатского корпуса оценивалась, прежде всего, по количеству выполненных наказов избирателей. Так, за период с 1 марта 1927 г. по 1 марта 1928 г. горсовет из 194 пунктов, обобщенно отразивших все наказы избирателей, выполнил 167 пунктов, то есть реализовал их на 86 %. В отчетный период горсовет приступил к реализации наказа избирателей о строительстве мостовой на центральной улице города - Советской. Мостить улицу начали в год празднования 10-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции [5. Д. 263а. Л. 33, 16]. За два года усилиями горсовета в Ижевске было замощено вновь 37 тыс. кв. м улиц и переулков: Советская, ул. Свободы от
9 В настоящее время ул. Свободы.
Советской до деревоотделочной мастерской, Телегин, Ажимов и Красногеройский переулки [5. Д. 264а. Л. 24]. Строительные работы были завершены полностью к октябрю 1928 г. Тогда Вотская автономная область, утратившая 28 июня 1928 г. самостоятельный административный статус, уже являлась составной частью Нижегородского края [12. С. 55].
Сложно выявить, как повлияло изменение административно-территориального статуса области на деятельность Ижевского горсовета. Насколько опыт управления коммунальным хозяйством краевого центра, уникальные особенности городского образа жизни нижегородцев могли стать примером для ижевчан? Хотя одна тенденция все-таки прослеживается. В 1928-1929 гг. горсовет сосредоточил усилия на разработке проектов обязательных постановлений, направленных на решение проблем благоустройства и санитарной очистки города. В частности, постановление горсовета от 21 декабря 1928 г. № 4 «О порядке содержания в чистоте тротуаров и очистки улиц от снежных заносов в зимнее время» обязывало государственные учреждения, общественные организации, арендаторов муниципализированных домов, домовладельцев «производить тщательную уборку прилегающих к домовладениям улиц и тротуаров» [6. Д. 36. Л. 16]. За отказ от выполнения обязательного постановления предусматривались административные санкции: штраф в размере до 50 руб. или принудительные работы сроком до двух недель. Проект постановления «Об освещении в ночное время номерных знаков домовладений и вывесок торгово-промышленных предприятий» предписывал владельцам домов совместными усилиями освещать в ночное время фасады домов электрическими лампочками, в противном случае налагался штраф в размере до 100 руб. либо виновные привлекались к принудительным работам до одного месяца. Под угрозой применения аналогичных санкций горсовет в мае 1929 г. попытался обязать органы местного хозяйства и домовладельцев «в целях охраны народного здравия, предупреждения заразных заболеваний, а также благоустройства города» производить ежедневную уборку мусора с тротуаров и улиц; сберегать общественные сады «от порчи, вырубки, уничтожения» [6. Д. 36. Л. 22, 37-41]. Стремление сохранить зеленые зоны в растущем по размерам городе нашло отражение в установленных 29 мая 1929 г. Правилах о порядке отвода и застройки земельных участков и получения разрешения на производство строительных работ в г. Ижевске. По решению депутатов горсовета, не допускался «отвод мест под застройку в пределах существующей селитебной площади за счет площадей общественного пользования и зеленых насаждений» [6. Д. 36. Л. 42]. Полномочия наблюдать за выполнением обязательных постановлений горсовета возлагались в первую очередь на городскую милицию.
Несмотря на то, что разрушенное в годы гражданской войны и иностранной интервенции коммунальное хозяйство РСФСР было восстановлено до уровня 1913 г. уже в конце 1927 г., задачи городского благоустройства в отдельно взятом провинциальном городе даже со статусом центра автономной области, решались медленно. Характерной особенностью периода 1927-1933 гг. стала постепенная утрата городскими Советами бюджетной и хозяйственной самостоятельности в связи с провозглашением ВКП(б) курса на централизацию власти и управления в стране [10. С. 90].
В начале 1930-х гг. в г. Ижевске с населением более 71 тыс. человек было замощено приблизительно 12-16 % городских улиц [3. Д. 55. Л. 19]. Вдоль булыжных мостовых тянулись деревянные тротуары, а грунтовые дороги таких сооружений не имели. Отсутствие мостовых сдерживало развитие гужевого, автомобильного транспорта и отрицательно сказывалось на экономике города [1. Д. 1. Л. 100; 5. 323. Л. 207]. В ближайшие планы городских властей входило замощение в 1931 г. центральной базарной площади - площади Свободы10, а перспективное планирование предусматривало реализацию к 1937 г. проекта строительства нового городского транспорта - трамвая, утвержденного СНК РСФСР в 1935 г. [3. Д. 77. Л. 21; 5. Д. 264а. Л. 14].
Вместо вывода, обобщающего результаты деятельности депутатов Ижевского горсовета в области городского благоустройства за период с 1922 по 1930 г., уместно привести суждение - самооценку горсовета XIV созыва: «Внешнее благоустройство города стоит на одном из последних мест по сравнению с другими городами» [5. Д. 320. Л. 83, 96]. Да и в ближайшей исторической перспективе местному сообществу не приходилось надеяться на скорое изменение сложившейся ситуации, так как в начале 1930-х гг. первоочередными задачами в городе, где 54 % населения составляли представители рабочего класса [3. Д. 55. Л. 19], стали совершенно иные ориентиры, направленные на решение проблем индустриального развития страны.
10 В настоящее время Сенная площадь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архивный отдел Администрации города Ижевска. Ф. 25. Ижевский городской отдел статистики Государственного комитета Удмуртской Республики по статистике (1932-1998 гг.). Оп. 1.
2. Ижевская Правда / орган обкома РКП, обисполкома, обпрофсовета и Ижевского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов Вотской автономной области. 1925 г. 17 февраля. № 39.
3. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф. Р-176. Управление коммунального хозяйства исполкома Ижевского городского Совета депутатов трудящихся (1924-1989 гг.). Оп. 1.
4. ЦГА УР. Ф. Р-176. Оп. 6.
5. ЦГА УР. Ф. Р-177. Ижевский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет (1919-1994 гг.). Оп. 1.
6. ЦГА УР. Ф. Р-177. Оп. 4.
7. ЦГА УР. Ф. Р-195. Удмуртский областной исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1921-1934 гг.). Оп. 1.
8. ЦГА УР. Ф. Р-195. Оп. 6.
9. Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики (ЦДНИ УР). Ф. 16. Удмуртский республиканский комитет Коммунистической партии РСФСР (1920-1993 гг.). Оп. 1.
10. Буров А. Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/Д, 2000.
11. Говорёнкова Т. М. Читаем Велихова вместе. М., 1999.
12. Перевощиков А. П. Ижевск: Экономико-географический и социальный очерк. Ижевск, 1995.
13. Управление в городском хозяйстве: учеб. пособие / под ред. Р. Ж. Сираждинова. М., 2009.
Поступила в редакцию 15.06.14
O. G. Zubkova
MUNICIPAL IMPROVEMENTS AS ONE OF THE ACTIVITY DIRECTIONS OF THE IZHEVSK CITY COUNCIL OF WORKERS AND RED ARMY DEPUTIES OF THE VOTSKY AUTONOMOUS REGION IN THE PERIOD FROM 1922 TO 1930
The research object is the activity of soviet governmental authorities in reconstruction and development of communal services of the RSFSR in the period of NEP and gradual turn to the policy of industrialization. The research is based on the archive records of the Central State Archives of the Udmurt Republic, the Centre of Documentation of Contemporary History of the Udmurt Republic, the Archival Department of the Izhevsk City Administration. Instruction and background documents, statistical data, correspondence of the Executive Committee of the Votsky Autonomous Region, the Izhevsk City Council of Workers and Red Army Deputies, the Izhevsk Municipal Department of the Local Communal Services have been studied by the author of the article. The basic approaches in the problem-solving of the appearance improvement of Izhevsk, received the status of the administrative centre of the Votsky Autonomous Region in 1921, have been discussed in the article in chronological sequence. Special attention is given to the questions of the first pavements construction.
Keywords: Votsky Autonomous Region, General Derectorate of communal services of the NKVD, municipal improvements Municipal Department of the Local Communal Services, the Izhevsk City Council of Workers and Red Army Deputies commune, communal services, local community, pavement, municipality.
Зубкова Ольга Геннадьевна кандидат исторических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7 E-mail: gi_ru@mail.ru
Zubkova O.G.,
Candidate of History, Associate Professor
Izhevsk State Technical University 426069, Russia, Izhevsk, Studencheskaya st., 7 E-mail: gi_ru@mail.ru