ратора Николая Александровича, в Кафедральном соборе была отслужена божественная литургия, а после нее молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому» [16]. В тот же день на военном манеже был устроен бесплатный военный спектакль: «Божье наказание» - драма в трех действиях - и «Вот так выручил из беды» - комедия-шутка в одно действие. Перед началом спектакля оркестр исполнил гимн «Боже, Царя храни!». В дни рождения императорская фамилия получала на свое имя телеграммы и письма с поздравлениями со всей империи. Поздравления отправляли не только чиновники и дворяне, но и простое население. Так, крестьянин Сарапуль-ского уезда Яков Вахрин в ноябре 1885 г. отправил на имя императрицы Марии Федоровны (супруги императора Александра III) соответствующую телеграмму с поздравлениями и выражением верноподданнических чувств [17].
Таким образом, можно сказать, что «царские дни» оказывали существенное влияние на духовную, религиозную, нравственную и культурную жизнь общества Вятской губернии, что выражалось в открытии часовен, церквей, школ и богаделен, благотворительной деятельности, проповедях церковных деятелей. Светская и церковная власти всячески подчеркивали главенство Божьей воли, православия и духовности над мирскими ценностями, что позволяло сохранить их иерархию в стремительно меняющихся условиях общественно-политической жизни Российской империи в целом и Вятской губернии в частности. Желание оправдать в массовом сознании необходимость сохранения существующего политического строя приводило к тому, что власть императора воспринималась в народной среде как данная Богом. Выражение этих чувств получило в историографии название «общественного», или «народного», консерватизма, вобравшего в себя традиционные для XIX столетия идеи об уникальности и самобытности русского народа, православия и абсолютизма, веру в справедливую, сильную власть царя как гаранта стабильности и целостности России. Несмотря на постепенное падение авторитета царской власти в конце XIX в. не только в среде образованного общества, но и в народе, население в своей массе еще крепко веровало в идею самодержавной власти.
Примечания
1. Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900 г. URL: http://dic.academic.ru.
2. «Царские дни» и их влияние на религиозную жизнь Петербурга первой четверти XIX века. URL: http://ricolor.org.
3. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 9.
4. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 154. Л. 1, 4, 4об.
5. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 184. Л. 6-7, 7об.
6. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 158. Л. 2-3.
7. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 133. Л. 3, Зоб., 25, 25об.
8. ГАКО. Ф. 582. Оп. 42. Д. 33-а.
9. ГАКО. Ф. 582. Оп. 41. Д. 111. Л. 1.
10. Вятские губернские ведомости. 1896. № 36. С. 11.
11. ГАКО. Ф. 582. Оп. 41. Д. 111.
12. Вятские губернские ведомости. 1896. № 37. С. 5.
13. Вятские епархиальные ведомости. 1896. № 10, ч. неофиц. С. 515.
14. Вятские губернские ведомости. 1896. № 38. С. 3-4.
15. Вятские губернские ведомости. 1896. № 37. С. 5-6.
16. Вятские губернские ведомости. 1896. № 36. С. 5.
17. ГАКО. Ф. 582. Оп. 33. Д. 170.
УДК 94(470.51)«18»
Т. А. Васина
КАМСКО-ВОТКИНСКИЙ ЗАВОД В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.: ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (ПО МАТЕРИАЛАМ «ВЯТСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ»)
В статье на примере Камско-Воткинского завода показана специфика крупного промышленного центра Вятской губернии в пореформенный период. Страницы периодической печати осветили сложность социальной структуры, занятость и досуг населения, градостроительные традиции, систему учреждений социальной и культурной сферы. Проведенный анализ общественно-культурной среды позволил сопоставить заводские и городские поселения.
The author analyzes the specifics of a large industrial center of the Vyatka province in the postreform period on the example of the Votkinsk plant. The periodical publications make it possible to show the complexity of the social structure, employment and recreation of the population, urban traditions and level of infrastructure development, system of institutions of culture and social sphere. The study of the socio-cultural environment has contributed to comparing the factory and urban settlements.
Ключевые слова: горнозаводской центр, общественно-культурная среда, региональная печать.
Keywords: industrial center, socio-cultural environment, regional press.
«Вятские губернские ведомости» (далее -ВГВ), газета, выходившая в г. Вятке в 18381917 гг., состояла из двух частей: официальной, в которой печатались правительственные постановления, распоряжения местных властей и казенные объявления, и неофициальной, содержащей материалы о внутренней жизни губернии.
© Васина Т. А., 2012
За время существования в неофициальной части ВГВ было опубликовано множество материалов по истории, этнографии, археологии, географии и другим областям знаний, в т. ч. сведения по истории г. Воткинска (Камско-Воткинского завода Сарапульского уезда Вятской губернии). Здесь увидели свет историко-этнографические очерки И. Масловского, В. Феклистова, М. Блинова. Их заметки содержали историю основания градообразующего предприятия, статистические данные, описания местных достопримечательностей, образа жизни и нравов заводских служащих. Освещение текущих событий проводилось в рубриках «Корреспонденции», «Вести из уездов», «Наша почта», «Местный отдел» и «Вятская хроника». ВГВ достаточно полно иллюстрируют развитие заводского поселка в изучаемый период: систему управления, занятость населения, инфраструктуру, учреждения просвещения и культуры, медицину и санитарное состояние, досуг, достопримечательности и события. По всем этим аспектам особую ценность представляет мнение современников, которые нередко выступали с критикой сложившегося положения под псевдонимами «Инкогнито», «Приезжий», «Житель», иногда указывая лишь инициалы.
Во второй половине XIX в. в промышленных центрах страны, включая Камско-Воткинский завод, произошли качественные изменения, катализатором которых во многом послужила отмена крепостного права. Реорганизация металлургической отрасли коснулась разных областей жизни заводского общества: индустрии, сферы управления, численности и структуры населения, видов деятельности, административных и общественных учреждений и т. д. Прежде всего, рабочие получили личную свободу, труд на промышленных предприятиях стал основываться на принципе вольного найма. 8 марта 1861 г. вступило в силу «Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства финансов». Заводские люди освобождались от обязательной службы на производстве, подразделялись на мастеровых и сельских работников, переводились в разряд «сельских обывателей» и наделялись землей [1]. В Кам-ско-Воткинском заводе в 1863 г. было сформировано сельское самоуправление: завод выделен в особую Воткинскую волость, состоящую из четырех обществ (по две в Нагорной и Заречной частях).
Претерпели изменения внешний облик, инфраструктура и благоустройство промышленного селения; по количеству жителей, общественных учреждений Камско-Воткинский завод в изучаемый период почти не уступал официальным городам губернии. В частности, по данным на 1888 г., в поселке при предприятии насчитыва-
лось 20 274 человека, свыше 3 100 обывательских домов, 3 церкви, учреждения социальной сферы (7 училищ, 2 больницы, богадельня) и культуры (музей, библиотека) [2]. Для сравнения: в уездном г. Сарапуле в конце XIX в. (1897 г.) проживали 21 268 человек [3], по стандартам того времени уездный центр относился к средним городам страны (от 20 до 100 тыс. жителей) [4].
Описание Камско-Воткинского завода как фабричного города появилось в ВГВ вскоре после отмены крепостного права. 22 июля 1866 г. в рубрике ВГВ «Вятская хроника» было перепечатано «Сообщение из Воткинского завода», ранее (29 июня) опубликованное в «Русских ведомостях» (г. Москва) и содержавшее характеристику заводского селения и его достопримечательностей: «Воткинский завод считается главным заводом уральского горного округа как по величине своей, так и по обширности производства работ; поэтому и находится в нем отдельный горный начальник, который в сущности есть начальник округа, состоящего из одного завода. Заводской пруд, по обширности и глубине своей, имеет полное право на название большого озера... на двух сторонах его раскинуто 3 тысячи домов, с 16 тысячами жителей, а в середине обширный завод с его фабриками. В длину всей плотины пруда рассажен прямолинейный бульвар, по середине которого стоит памятник в ознаменование посещения Воткинского завода, в 1837 г., Государем-Наследником.» [5]
В начале 1870-х гг. селение Воткинского завода, по определению В. Феклистова, было похоже на прибрежный город при большой судоходной реке: «По постройкам казенных зданий, по числу частных домовладельцев. а также по обыденной и праздничной жизни обывателей завода Воткинский завод не уступает своим видом и оживленностью, так же как и в торговом отношении, любому из уездных городов Вятской губернии» [6].
Промышленный центр отличался сложностью социальной структуры: большая часть домовладений принадлежала мастеровым, остальная -канцелярским чиновникам, купцам, мещанам, крестьянам, отставным солдатам. Разнообразной была этническая и конфессиональная структура населения заводского поселка: здесь проживали русские, удмурты, татары, иностранные специалисты; православные, старообрядцы, мусульмане.
Базой общественного и домашнего быта мастеровых (основной категории местного населения) после отмены крепостного права по-прежнему оставался труд на производстве. «Сообщение из Воткинского завода» 1866 г. отмечает: «.В настоящее время завод действует вольнонаемными мастерами, в которых не чувствуется недостатка, т. к. народ не бросает своего дела, к которому
привык с детства.» [7] Земледелие, огородничество и скотоводство здесь были развиты лишь в той степени, которая позволяла удовлетворить домашнюю потребность. В. Феклистов писал, что в начале 1870-х гг. хлебопашеством занимались только несколько семей мастеровых, арендовавших у завода пашни в размере 300 дес. Подавляющее большинство заводских рабочих все же покупало хлеб на рынке [8]. Свидетельство И. Масловского, что среди мастеровых начинает пробуждаться склонность к земледельческой культуре, относится уже к 1890 г. [9], но и в конце XIX в. хлебопашество для этой социальной категории скорее было исключением из правил.
Кроме металлургического производства в Кам-ско-Воткинском заводе еще в дореформенный период получила развитие кустарная промышленность. В частности, в 1856 г. здесь насчитывалось 517 ремесленников: 15 портных, 3 модистки, 15 сапожников, 70 столяров, 150 кузнецов, 100 слесарей, 30 печников, 2 трубочиста, 25 хлебников, 15 мясников, 16 каретников, 10 извозчиков, 4 коновала, 6 лудильщиков, 10 шапочников, 10 кожевенников, 5 овчинников и 1 часовщик [10]. Большая часть ремесленников занималась кузнечным ремеслом: в 1842 г. имели кузницы 212 мастеровых [11]. Тем не менее из-за дефицита времени и отсутствия сбыта кустарная промышленность среди мастеровых была развита слабо. Деятельность градообразующего предприятия была ориентирована на выполнение государственных заказов (часто для военных нужд), поэтому на местном рынке наблюдался дефицит промышленных товаров народного потребления, что отметили ВГВ в 1866 г.: «За всем тем старания ваши приобрести покупкою какое-нибудь, хотя ничтожное, но местное произведение остались бы совершенно безуспешными: ни в одной лавчонке вы не найдете ничего местного. Вот замечательная черта наших фабричных городов и вообще производительных местностей» [12]. Подобная ситуация сохранилась и к концу XIX в. В 1885 г. ВГВ писали: «В селе Воткинске. уже давно развито, хотя и довольно слабо, производство металлических изделий из железа, стали, чугуна и меди; тамошние жители, главным образом, заняты выделкою тарантасов; приготовление различного рода мелких поделок, как то: ножей, серпов, молотков, топоров и т. п. - совершенно ничтожно» [13]. С 1884 г. воткинские мастера стали выпускать сельскохозяйственные машины: плуги, борону-зигзаг № 14, ручные молотилки по образцу череповецкой мастерской А. Подшива-лова, веялки по образцу вятских и пермских. Первоначально работали всего 2 мастера. Тарантасы в 1885 г. делали около 40 мастеров [14].
Торговля в Камско-Воткинском заводе, по определению В. Феклистова, не уступала уезд-
ному городу. Здесь функционировали 20 лавок с тканями («бумажными», т. е. хлопковыми, шерстяными и шелковыми), 27 галантерейных, 10 кожевенных, 15 мелочных (небольшие торговые точки с розничным товаром), 5 с изделиями кузнечного промысла, 12 продуктовых; в сфере услуг действовали 2 гостиницы, 3 рейнских погреба, 3 харчевни и около 80 питейных заведений
[15]. По пятницам и субботам проходили базары. Но вследствие занятости мастеровых на производстве торговля сосредоточилась в руках иногородних купцов, мещан и крестьян.
Градостроительные решения в Камско-Воткин-ском заводе (как и во всех горнозаводских центрах Уральского региона) разрабатывались с учетом создания ряда функциональных зон - промышленной, жилой, торговой, общественной и административной. Градообразующая роль промышленного предприятия являлась главной особенностью заводских поселений: корпуса металлургического производства составляли т. н. «ядро города» (Н. П. Анциферов) - центральную часть, определяющую индивидуальность поселения в его дальнейшем развитии. Промышленная зона включала в себя комплекс фабричных построек: плотину, заводские фабрики, подсобные хозяйственные помещения. Плотинная система стала градостроительной основой заводских поселений. Производственные здания размещались в строгой зависимости от источника энергии (воды): фабрики возводились перпендикулярно плотине и параллельно водопроводным ларям. Линия плотины дала направление улицам; в заречной части улицы располагались вдоль реки и берега пруда
[16]. Наряду с предприятиями архитектурный ансамбль центральной части Камско-Воткинско-го завода был образован административными зданиями присутственных мест. Жилая зона занимала все основное пространство и состояла из массы обывательских домов с подсобными хозяйственными постройками и огородами. Важным элементом заводской среды являлись зоны общественные - площади, парки, бульвары, купальни, общественные учреждения, памятники и храмы (3 православные церкви, включая освященный в 1828 г. Благовещенский собор, мечеть).
Наиболее известной достопримечательностью Камско-Воткинского завода, о которой неоднократно писали ВГВ, был памятник-якорь: «На одном из лучших мест плотины Воткинского завода, посреди довольно красивого бульвара. величественно возвышается якорь со штоком, увенчанный морскими канатами (цепями) и опирающийся на довольно высокий и красивый пьедестал. Последний окружен очень изящною решеткой, разделенной на 12 частей колоннами, на вершине каждой из них восседает двуглавый орел с распущенными вниз крыльями. Кругом памят-
ника, вне решетки, площадка каждое лето... украшается... клумбами цветов. Как бульвар, так и площадка около памятника служат для жителей завода в летнее время любимым местом для вечерних прогулок и отдыха от дневных трудов.» [17] История создания этого памятника тесно связана с именем императора Александра II, который, будучи еще наследником престола, посетил Воткинск 22 мая 1837 г. и принял участие в ковке якоря в Троицкой якорной фабрике. Якорь стал предметом спора между Воткинским заводом и Черноморским адмиралтейством, по заказу которого он ковался. Спор был разрешен Николаем I в пользу Воткинского завода. По проекту горного инженера Романова создан пьедестал. Через 3 года якорь был поставлен на одну из заводских площадей между фабриками, 16 июня 1840 г. освящен Неофитом, епископом Вятским и Слободским, в 1850 г. перенесен на плотину и вновь освящен. На плотине и вдоль берега пруда был создан липовый бульвар, за памятником-якорем на пруду - Иордан, по обеим сторонам плотины в симметричном порядке установлены фонари на чугунных колоннах и чугунных пьедесталах [18]. Завершала ансамбль часовня в древнерусском стиле, возведенная в конце плотины в память эпохи царствования Александра II [19].
Важным элементом общественного быта Кам-ско-Воткинского завода была развитая инфраструктура. В дореформенный период к составным частям благоустройства относилось мощение улиц, забота о водоснабжении, санитарном состоянии, уличном освещении. Но следует отметить, что уровень культурно-бытовых условий жизни в горнозаводских центрах XIX в., как правило, негативно оценивался современниками. В дореформенный период состояние улиц Камско-Воткинского завода оставляло желать лучшего. «.Уличные мосты в жительстве заводском, а особенно в заречной части, столь худы, что с большею опасностью должно чрез них проезжать, а чрез один и вовсе нельзя проехать.» [20] -писала в 1820 г. Управа благочиния. Недостаточными были и принимаемые в отношении пожарной безопасности меры. К 1825 г. в Воткинском заводе многие пожарные инструменты пришли в негодность, на домах отсутствовали дощечки с указанием по номерам - кто и каким инструментом должен пользоваться, три заливные машины требовали ремонта [21]. Недостаток пожарных инструментов отмечался В. Феклистовым и в 1883 г.
Критике ВГВ подвергались и санитарные условия в Камско-Воткинском заводе конца XIX в.: «Наш завод в санитарном отношении имеет массу вопиющих недостатков, несмотря на то, что здесь когда-то кем-то была основана санитарная
комиссия, которая, говорят, существует и поныне, но этому трудно верится. Продажа мяса производится при самых антисанитарных условиях: стульчаки для рубки мяса находятся постоянно открытыми и все мясные крошки с этих стульчаков тщательно подбираются языками бродячих собак. На заводской пруд (а водою этого пруда пользуется добрая половина всего населения) сваливаются под видом чистого снега всякие отбросы со дворов обывателей. Отхожее место на рынке устроено чрезвычайно близко к мясным рядам и пруду.» [22]
К концу XIX в. особенно остро обозначилась проблема питьевой воды. На страницах ВГВ некто "Incognito" выступил с критикой дилетантского подхода к проведению водопровода в Кам-ско-Воткинском заводе. Работа была начата в 1898 г. старшиной Воткинской волости Сазано-вым в отсутствие специалистов, и к 1900 г. серьезных результатов в этом направлении еще не было достигнуто [23].
Впрочем, в литературе того периода были распространены критические замечания и в отношении благоустройства официальных городов губернии. В частности, современниками в «Обозрении г. Сарапула» отмечалось, что даже в начале XX в. «прикамские города едва выходят из периода полусельской обыденщины» [24].
В дореформенный период в Камско-Воткин-ском горном округе сложилась система образовательных учреждений, обеспечивавшая подготовку кадров для предприятия. В первой половине XIX в. были основаны малая горная (заводская) школа, школа для детей урочных работников в д. Перевозной (с 1855 г. - в с. Июльском), школа для девочек и окружное училище. По данным на 1883 г., здесь функционировали 5 учебных заведений: заводские - окружное училище, два подготовительных класса и женская школа; земские - мужское и женское училища. Школы горного ведомства давали преимущественно начальное образование: в подготовительных классах преподавались Закон Божий, первая часть арифметики, счетоводство, чтение и письмо, в женской школе - Закон Божий, первая часть арифметики и начальные правила второй части, чтение, письмо, краткая география, рукоделие. Воткинское окружное училище, которое было открыто в 1848 г. в качестве второй ступени профессионально-технического образования (между Воткинской малой горной школой и Уральским горным училищем в г. Екатеринбурге), во второй половине XIX в. утратило свою специализацию [25]: исчезли такие предметы, как минералогия, преподавание ремесел, счетоводство, остались Закон Божий, грамматика, география, арифметика, алгебра, геометрия, черчение, рисование, французский и немецкий языки. Изме-
нения произошли вследствие реорганизации горнозаводских школ Урала, которые в 1879 г. были переданы в ведение Министерства народного просвещения. В продолжение этого процесса в 1903 г. Воткинское окружное училище было преобразовано в городское [26].
В 1883 г. в заводских мужских учебных заведениях работали 10 учителей, обучалось 250 учеников, в женской школе - 3 учителя, 70 учениц. В земских училищах насчитывалось: в мужском -3 учителя и 100 учеников, в женском - 3 учителя, 50 учениц [27]. При одной из школ в 1886 г. на частные средства по подписке была открыта детская библиотека в честь св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Фонд охватывал 227 наименований книг в 302 томах. Земство поддерживало библиотеку небольшими пособиями. Заведовала библиотекой одна из учительниц [28].
В числе других культурно-просветительных учреждений Камско-Воткинского завода можно назвать заводской музей с образцами продукции, минералогический кабинет и публичную библиотеку, которая существовала в основном на частные средства. На 1890 г. для библиотеки было выписано 30 периодических изданий, из них половина - техническая литература, 3 - на немецком языке, 1 - на французском языке. Библиотека имела два отдела - общелитературный и технический: в первом могли брать книги на дом за определенную плату два раза в неделю все жители поселка, второй предназначался только для служащих и рабочих завода. Библиотечный фонд к 1 января 1890 г. включал книг 867 наименований в 1258 томах, периодических изданий -1150 томов; техническое отделение - 954 наименования в 1631 томе, 67 периодических изданий в 5162 томах [29].
Театр в Камско-Воткинском заводе появился только во второй половине XIX в.: еще в 1850-х гг. полиция неоднократно докладывала заводской конторе, что «публичных театров, клубов, маскарадов, обществ музыкантов и разных штукмейстеров в Воткинском заводе не имеется» [30]. Исключение составлял т. н. «вокзал» (по терминологии того времени так называлось место общественных увеселений, в данном случае павильон с хорами для оркестра), который располагался в роще «Отрада» в двух верстах от завода и где на досуге и по особым случаям (например, в ходе упоминавшегося визита Александра II) высшее заводское общество (горные чиновники) устраивало танцевальные вечера, концерты и любительские спектакли [31]. Тем не менее уже к 1855 г. место гуляний, по свидетельству М. Блинова, оказалось заброшенным: «.Ныне чаще всего можно встретить там только искателей грибов и земляники или охотника затравить зайца и послушать соловья в хороший осенний вечер» [32]. Но и в конце XIX в. развитие теат-
ральной жизни в промышленном центре шло медленными темпами. Сообщение ВГВ от 24 января 1899 г. об открытии театра после ремонта изобилует критическими отзывами: «Местными любителями сценического искусства был дан первый народный спектакль во вновь реставрированном театре. Поставлена была драма "Майорша" (автор -драматург И. В. Шпажинский (1844- 1917 гг.) [которая. - Т. В.] не может дать ничего народу в воспитательном отношении. Отделка старого помещения театра, очевидно, была поручена лицу совсем незнакомому с этим делом, т. к. сцена переустроена весьма плохо и вышла значительно хуже прежней, имевшей грубые недостатки в акустическом отношении. Зрительный зал довольно удобен, но, к сожалению, кроме этого зала, не имеется в распоряжении публики самого необходимого - это теплого места для вешалок, которые помещены в холодном коридоре. публика должна, в силу этого неудобства, кутаться в сорти-дебаль, шали, платки и надевать калоши и валенки.» [33]
Во второй половине XIX в. в промышленных центрах получила развитие и социальная сфера. В пореформенный период в Камско-Воткинском заводе открылась земская больница, принимавшая людей всех сословий с платой 20 коп./сут. По данным на 1883 г., лечебное учреждение имело 40 коек, здесь трудились доктор, 3 фельдшера и аптекарь. В день больницу посещали до 30 больных [34]. В 1879 г. был создан земский санитарный комитет, заводской поселок разделили на участки во главе с санитарными попечителями. Содержание учреждений здравоохранения и медперсонала обходилось земству в более чем 10 тыс. руб. в год [35]. Но в 1885 г. здание больницы сгорело, и до 1905 г. вместо нее в заводе действовала земская амбулатория. Одновременно продолжал функционировать госпиталь горного ведомства, основанный еще в 1759 г. для лечения различных категорий заводских рабочих и служащих. По данным на 1883 г., госпиталь был рассчитан на 60 мест, в среднем принимал в день 20 человек; здесь работали доктор, лекарь, аптекарь и 6 фельдшеров [36].
Предприятие поддерживало существование и горнозаводской богадельни, в которой призревались отставные одинокие мастеровые (имели право на проживание, питание и одежду). Созданная в дореформенный период, богадельня была рассчитана на 45 мест (25 - для мужчин и 20 - для женщин), но в 1890 г. в ней находилось менее 10 человек, поскольку основная масса нуждавшихся традиционно проживала в собственных семьях, у родственников, получая провиант. Кроме того, в конце XIX в. один из обывателей Кам-ско-Воткинского завода по фамилии Бролгин на собственные средства основал частный дом призрения, занимавший два небольших флигеля [37].
В конце XIX в. развивалась деятельность Вот-кинского благотворительного общества: в 1889 г. в его состав входили 73 человека. Источниками дохода служили членские взносы, ежегодное пособие Сарапульского земства в размере 150 руб. и поступления от любительских спектаклей. В 1889 г. была оказана материальная помощь 110 лицам на сумму 1183 руб. (ежемесячные и единовременные выплаты от 50 коп. до 5 руб.) [38].
Досуг населения Камско-Воткинского завода в изучаемый период по-прежнему был подчинен принципу сословности. ВГВ свидетельствовали: «Время в Воткинском заводе жителями проводится совершенно так же, как и в других местах губернии, т. е. в обыкновенные дни как высший, так равно и все остальные классы жителей завода заняты всякий своими делами, а в праздничные дни время проводят, кто как желает. У высшего класса жителей устроен клуб. Низший класс жителей, мастеровые люди, для развлечения своего по праздникам посещают гостиницы, харчевни и кабаки. большей частью по праздникам пьют так себе, не разбирая ни радости, ни горя, а были бы в кармане только деньги. Средний класс жителей состоит из служащих при управлениях завода (канцелярских служителей). Сословие этого класса людей. в свободное от занятий время и праздничные дни каждый проводит время по своему личному желанию. Те семейства, которые имеют знакомых, ходят в свободное время друг к другу в гости, а иногда. между служащими открывается подписка и на собранные деньги устраиваются семейные общие вечера. Пожилые играют в карты, а молодежь занимается танцами. Купеческое сословие. мало с другим каким-либо классом жителей водит хлеб-соль; оно даже и между собою живет как-то в разлад, т. е. по большей части каждое семейство проводит время в своих стенах, занимаясь по вечерам чтением священных книг и считая вырученные в продолжении дня барыши» [39].
Специфика заводской жизни вносила коррективы в свободное от работ времяпровождение. За исключением воскресных дней, церковных и государственных праздников, мастеровые практически постоянно были задействованы на производстве. По штатному расписанию свободными от работы днями считались 52 воскресенья, 10 царских торжественных дней, три дня Рождества Христова, два дня Масленицы, три дня Страстной недели, Пасхальная неделя, не работали во время 17 православных праздников и в Новый год; 20 дней отпуска предоставлялось на время страды и три дня - для исповеди и причащения (всего 117 праздничных и нерабочих дней в году).
По свидетельству В. Феклистова, «в праздник Рождества Христова устраиваются жителями для препровождения времени балы, вечера и вече-
ринки, а также ходят во время святок друг к другу маскированные. На масляной устраиваются горы, с которых катаются на санках. Затем. бывает маскарад, который отличается некоторой оригинальностью.» [40]. Особенности празднования Масленицы в Камско-Воткинском заводе широко освещены в ВГВ. Здесь строились «снежные города» - так назывались снежные столбы, с шестом и флагом на вершине, устанавливавшиеся на ледяных площадках. Игра проводилась в последний день Масленицы. «Город» защищал «городничий» с прутом или веником в руках, нападало войско Масленицы - «генерал», его «адъютанты», «арабы», «турки», «венгры», представлявшее собой маскарадную группу, которая гуляла по улицам завода и поздравляла хозяев с праздником. Данный обычай поддерживался не только жителями завода, но и горнозаводской администрацией, и первый «город» устанавливался напротив дома горного начальника [41].
«Летние праздники жители Воткинского завода проводят также нескучно; на Пасху устраиваются разных сортов качели, около которых комедианты в своих балаганах забавляют публику своими фокусами. Девицы с Пасхи до Троицы водят хороводы, а праздношатающиеся обыватели, ходя от одного хоровода к другому, "пинают" погоду. На Троицкой неделе, в заговенье, жители Воткинского завода, часов с 12 дня, отправляются из завода в поле, называемое "отрадой". В Троицкое заговенье на "отраде" народ собирается тысячами. Для развлечения привозятся напитки, лакомства; девицы водят свои хороводы.» - писал В. Феклистов [42]. Следовательно, досуг большинства жителей завода находился в тесной зависимости от православного календаря.
Таким образом, материалы региональной периодической печати показывают, что во второй половине XIX в. Камско-Воткинский завод, крупный промышленный центр, приобрел множество городских черт, по численности населения, сложности его структуры, уровню благоустройства, состоянию культурно-просветительных учреждений, а также в экономическом плане фактически конкурируя с официальными городами губернии. В то же время поселение при металлургическом предприятии имело иной, отличный от городского, социальный состав (ядро общества здесь было образовано заводскими мастеровыми и служащими, проживавшие в поселке купцы и мещане относились к различным городам Вятской губернии), в сфере занятости по-прежнему преобладало промышленное производство, нуждам которого были подчинены и культурно-просветительные учреждения, и в целом весь общественный и бытовой уклад, типичный для уральского горнозаводского центра.
Примечания
1. Сборник законов по наделению горнозаводского населения частных и посессионных горных заводов и промыслов на Урале / сост. М. В. Кукаретин. Пермь, 1914.
2. В. Ф. Сарапульский уезд (географические очерки) // ВГВ. 1888. № 75. 17 сент. С. 3.
3. История Удмуртии: Конец XV - начало XX века. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 334.
4. Там же. С. 332.
5. Вятская хроника. Сообщение из Воткинского завода // ВГВ. 1866. № 58. 22 июля. С. 357-358.
6. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 80. 5 окт. С. 4.
7. Вятская хроника ... С. 357-358.
8. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 80. 5 окт. С. 4.
9. Масловский И. Воткинский завод - его прошлое и современное состояние // ВГВ. 1890. № 69. 29 авг. С. 4.
10. ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 6719. Л. 61.
11. ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 5103. Л. 2-7об.
12. Вятская хроника ... С. 357-358.
13. Производство сельскохозяйственных машин и орудий в с. Воткинске (Вятской губернии) // ВГВ. 1885. № 14. 16 февр. С. 4.
14. Там же.
15. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 80. 5 окт. С. 4.
16. Особенности градостроительных традиций «горных городов» или «городов-заводов» широко освещены в следующих трудах: Алферов Н. С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960; Кириллов В. В. Русский город эпохи барокко (культурный и эстетический аспект) // Русский город. Вып. 6. М., 1983. С. 127162; Он же. Русское градостроительство на переходе от средневековья к новому времени // Русский город. Вып. 8. М., 1986. С. 3-30; Ёотарева Р. М. Города-заводы России. XVIII - первая половина XIX в. Екатеринбург, 1993; Шумилов Е. Ф. Культура Удмуртии. Краткий очерк истории пластических искусств до 1945 г. Ижевск, 1991; Он же. Пластические искусства в Воткинске в первой половине XIX в. К вопросу о художественной среде детства П. И. Чайковского // П. И. Чайковский и Урал. Ижевск, 1983. С. 10-15; Он же. Роль архитекторов и художников камских заводов в развитии культуры и искусства Удмуртии // Вопросы искусства Удмуртии. Ижевск, 1976. С. 82-103.
17. К истории Воткинского завода // ВГВ. 1892. № 45. 3 июня. С. 3-4.
18. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 82. 12 окт. С. 3.
19. Масловский И. Воткинский завод - его прошлое и современное состояние // ВГВ. 1890. № 66. 18 авг. С. 5.
20. ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 1995. Л. 1.
21. ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 3211. Л. 1.
22. Воткинский завод (наши санитарные условия) // ВГВ. 1899. № 25. 27 февр. С. 3.
23. Incognito. Воткинский завод // Приложение к ВГВ. 1900. № 60. 20 мая. С. 3.
24. Город Сарапул. Календарь. Обозрение города. Общественная жизнь. Адрес-календарь. Сарапул, 1911. С. 2.
25. История Удмуртии: Конец XV - начало XX века ... С. 460.
26. Там же.
27. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 82. 12 окт. С. 3.
28. Масловский И. Воткинский завод - его прошлое и современное состояние // ВГВ. 1890. № 70. 1 сент. С. 3-4.
29. Масловский И. Воткинский завод - его прошлое и современное состояние // ВГВ. 1890. № 69. 29 авг. С. 4.
30. ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 6531. Л. 4.
31. Бердников В. Ф. Посещение Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем (бывшим в последствии Царем-Освободителем) Воткинского завода в 1837 г. // Известия Сарапульского земского музея. Вып. 2. Сарапул, 1912. С. 1-12.
32. Блинов М. Историко-статистическое известие
0 Камско-Воткинском заводе и тамошних вотяках // Журнал Министерства внутренних дел. 1855. Ч. 11. Отделение III. С. 11.
33. Воткинский завод (народный спектакль) // ВГВ. 1899. № 17. 9 февр. С. 4.
34. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 82. 12 окт. С. 3.
35. Масловский И. Воткинский завод - его прошлое и современное состояние // ВГВ. 1890. № 70.
1 сент. С. 3-4.
36. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 82. 12 окт. С. 3.
37. Масловский И. Воткинский завод - его прошлое и современное состояние // ВГВ. 1890. № 69. 29 авг. С. 4.
38. Масловский И. Воткинский завод - его прошлое и современное состояние // ВГВ. 1890. № 70. 1 сент. С. 3-4.
39. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 83. 15 окт. С. 5-6.
40. Там же.
41. Бл-в М. Масленица в Казани и Воткинском заводе // ВГВ. 1846. № 52. С. 339-341; Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 83. 15 окт. С. 5-6.
42. Феклистов В. Воткинский казенный завод // ВГВ. 1883. № 83. 15 окт. С. 5-6.