Научная статья на тему 'Этноконфессиональная структура населения Камско-Вятского региона в XIX веке'

Этноконфессиональная структура населения Камско-Вятского региона в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
510
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМСКО-ВЯТСКИЙ РЕГИОН / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / УЕЗДНЫЕ ГОРОДА / ЗАВОДСКИЕ ПОСЕЛКИ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В / ПРАВОСЛАВНЫЕ / СТАРООБРЯДЦЫ / МУСУЛЬМАНЕ / ЯЗЫЧНИКИ / KAMA-VYATKA REGION / ETHNO-CONFESSIONAL STRUCTURE OF THE POPULATION / COUNTY TOWN / MINING TOWNS / SECOND HALF OF THE NINETEENTH CENTURY / ORTHODOX / OLD BELIEVERS / MUSLIMS / PAGANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берестова Екатерина Михайловна, Васина Татьяна Анатольевна

В статье анализиру этническая и конфессиональная структура населения Камско-Вятского региона в XIX в. Сопоставлены статистические данные по сельским районам, уездным городам и заводским поселкам. Зафиксировано преобладание русского православного населения в уездных городах (Сарапул, Малмыж, Глазов и Елабуга) и поселениях при частных и государственных заводах. Одновременно отмечено разнообразие этнического и конфессионального состава сельского населения: кроме русских и православных, среди жителей сельских районов было значительное количество удмуртов (православных и язычников) и татар (крещеных и мусульман). На основе результатов анализа были сделаны выводы, что в формировании местного социума при преобладании русской православной традиции участвовали представители различных национальных и религиозных групп. Изучение этноконфессионального состава в динамике показало, что к концу изучаемого периода в городской и промышленной среде (в отличие от сельской местности) увеличилась доля нерусского и неправославного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Берестова Екатерина Михайловна, Васина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CONFESSIONAL STRUCTURE OF THE KAMA-VYATKA REGION POPULATION IN THE NINETEENTH CENTURY

The article represents the analysis of the ethnic and confessional structure of the Kama-Vyatka region population in the nineteenth century. Statistic data for rural areas, county towns and factory towns are compared in the article. On the basis of the obtained data the authors drаw a conclusion that the population of cities Sarapul, Malmyzh, Elabuga, Glazov, as well as of villages of private and public factories in the region was predominantly Orthodox Russians. The ethnic and religious composition of the rural population was much more diverse. In addition to the Russian Orthodox there were significant number of Udmurts (Orthodox and pagans) and Tatars (both Christian and Muslims) among the inhabitants of the rural areas. On the basis of this analysis the authors come to the conclusion that the local society formation with the predominance of the Russian Orthodox tradition was attended by the representatives of various national and religious groups. The study of ethnic and confessional structure in its dynamics showed that by the end of the investigated period the share of non-Russian and non-Orthodox population in urban and industrial environment (unlike rural areas) had significantly increased.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональная структура населения Камско-Вятского региона в XIX веке»

УДК 94:316.3(470.4+470.51)"18"(045) Е.М. Берестова, Т.А. Васина

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ КАМСКО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА В XIX ВЕКЕ*

В статье анализиру этническая и конфессиональная структура населения Камско-Вятского региона в XIX в. Сопоставлены статистические данные по сельским районам, уездным городам и заводским поселкам. Зафиксировано преобладание русского православного населения в уездных городах (Сарапул, Малмыж, Глазов и Ела-буга) и поселениях при частных и государственных заводах. Одновременно отмечено разнообразие этнического и конфессионального состава сельского населения: кроме русских и православных, среди жителей сельских районов было значительное количество удмуртов (православных и язычников) и татар (крещеных и мусульман). На основе результатов анализа были сделаны выводы, что в формировании местного социума - при преобладании русской православной традиции - участвовали представители различных национальных и религиозных групп. Изучение этноконфессионального состава в динамике показало, что к концу изучаемого периода в городской и промышленной среде (в отличие от сельской местности) увеличилась доля нерусского и неправославного населения.

Ключевые слова: Камско-Вятский регион, этноконфессиональная структура населения, уездные города, заводские поселки, вторая половина XIX в., православные, старообрядцы, мусульмане, язычники.

В середине XIX в. этнический и конфессиональный состав населения Камско-Вятского региона был довольно разнообразным. И в сельских районах, так и в уездных городах и заводских поселках проживали представители различных этноконфесиональных групп.

В рассматриваемый период на территории четырех «удмуртских» уездов Вятской губернии располагались следующие города: Сарапул, Глазов, Малмыж и Елабуга, - выполнявшие административные и торгово-промышленные функции. В 1864 г. в этих городах проживало 17125 чел., в том числе в Глазове - 1890, Малмыже - 2197, Елабуге - 5328 и Сарапуле - 6604 чел. [5. С. 109-162]. Соотношение полов было благоприятным: так, в Глазове на 100 мужчин приходилось 94 женщины, в Малмыже - 98, в Елабуге - 102 и в Сарапуле - 93. Распределение по сословиям было следующим образом: дворяне потомственные и личные - 738 чел. (4 %), духовенство православное и мусульманское (7 чел.) - 528 (3 %), почетные граждане и купцы - 1 724 (10 %), мещане и цеховые - 8 545 (50 %), государственные и удельные крестьяне - 2 409 (14 %), военные - 1 914 (11 %) и другие - 176 чел. (1 %). Несмотря на значительное количество крестьян, преобладали в составе населения городские сословия: купцы и мещане. Сословные структуры существенно отличались, в зависимости от функций, которые выполнял тот или иной город. Так, в Сарапуле и Елабуге, городах с развитой мелкой и средней промышленностью и торговлей, доля городских сословий составляла соответственно 78 и 61 %. В Малмыже и Глазове, городах, выполнявших преимущественно административные функции, доля городских сословий составляла соответственно 44 и 46 %.

Этноконфесиональная структура городского населения не отличалась разнообразием, так как преобладали русские и православные. Кроме русских, в уездных городах проживали татары и незначительное число удмуртов, немцев, поляков и евреев. Православные составляли подавляющее большинство городского населения - 93 %, следующими по численности были старообрядцы, проживавшие в Сарапуле, - 2 % и мусульмане - 2 %, представители остальных вероисповеданий (католики, протестанты и иудеи) насчитывали 3 % [5. С. 109-162].

Проведенная в 1897 г. всероссийская перепись населения позволяет нам более детально рассмотреть структуры городских жителей. Всего в городах проживало 37 269 чел., в том числе в Малмыже -3 071, Глазове - 3 347, Елабуге - 9 658, Сарапуле - 21 193 чел. [6. С. 5]. За 30 с небольшим лет городское население увеличилось более, чем в 2 раза, при этом значительно возросло население Сарапула (в 3 раза). Изменения претерпела и сословная структура. Дворяне потомственные и личные насчитывали 1 944 чел. (5 %), духовенство христианское - 844 (2 %), почетные граждане и купцы - 1 348 (4 %), ме-

* Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН и УрО РАН, проект № 15-13-6-6 «Модернизационные стратегии социальных трансформаций российской периферии (XVIII - начало XXI в.)».

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2016. Т. 26, вып. 1

щане и цеховые - 14 952 (39 %), государственные и удельные крестьяне - 18384 (49 %) и другие - 322 чел. (1 %). Удельный вес дворянства и духовенства в городах остался на прежнем уровне, число купцов и мещан сократилось, а крестьян - возросло. Конфессиональный состав населения изменился в меньшей степени: православные по-прежнему составляли большинство - 94 %, несколько возросла численность мусульман - до 4 %, представители остальных конфессий составили 2 %.

Через 15 лет, в 1912 г. в городах проживало уже 48 865 чел., в том числе в Малмыже - 3 645, Глазове - 4 642, Елабуге - 17 391, Сарапуле - 23 187 чел. [3. С. 32-33]. Таким образом, городское население увеличилось вдвое, при этом особенно возросла численность жителей в Елабуге. Как и в предыдущий период, среди городского населения русские составляли большинство - 91 %, увеличилось число татар - до 6 % и удмуртов - до 1 %. Изменилось и размещение населения. Если, по данным 1864 г., удмурты проживали только в Глазове, а татары - в Елабуге и Сарапуле, то в 1912 г. удмурты проживали, помимо Глазова, в Сарапуле и Малмыже, а татары - во всех городах. Немцы, поляки и евреи жили в Сарапуле, Глазове и Елабуге; небольшая группа цыган - в Сарапуле и Елабуге; марийцы - в Малмыже и Сарапуле.

Особый интерес вызывает вопрос о национальной и конфессиональной структуре горнозаводского населения - социального слоя, сложившегося на базе центров металлургической промышленности. В Камско-Вятском регионе горнозаводское население формировалось на протяжении конца ХУШ - XIX в. в следующих административно-территориальных границах. Глазовский и Слободской уезды Вятской губ. образовывали северный экономический район, объединявший несколько частных чугуноплавильных и железоделательных заводов (Омутнинский, Пудемский, Залазнинский, Песков-ский и др.). В Сарапульском уезде функционировали Камские заводы - Камско-Воткинский железоделательный, Ижевские оружейный и железоделательный. В Елабужском уезде сложился комплекс медеплавильных предприятий, довольно рано прекративший существование вследствие кризиса в отрасли; некоторое время оставался рентабельным лишь Бемышевский медеплавильный завод. В Осинском уезде Пермской губ. действовал Камбарский железоделательный завод [9. С. 34-49].

Наиболее крупными, не уступавшими городам по численности жителей и сложности социальной структуры, были государственные Камские заводы. В 1860 г. в поселке при Ижевских заводах насчитывалось уже 21 908 обывателей, при Камско-Воткинском - 15 629, к началу XX в. - соответственно 47,5 тыс. и около 30 тыс. чел. [10. С. 68]. В дореформенный период местное население делилось на две основные категории. К первой, наиболее многочисленной, составлявшей ядро заводского общества, принадлежали люди горного и военного ведомств, непосредственно занятые в промышленном производстве (мастеровые, оружейники, непременные и урочные работники) или получавшие содержание от предприятия (чиновники, нижние чины, воинская команда, полиция, врачи госпиталей, учителя заводских школ). Ко второй группе относились лица, не принадлежавшие ведомству заводов (купцы, мещане, крестьяне, отставные военные и прочие «вольнопроживающие»).

Базовый этнический компонент Камских заводов, как и в целом в крае, составляли русские. Это были прежде всего крестьяне Казанской, Оренбургской и ряда других губерний, мастеровые и рекруты уральских заводов, ставшие источником формирования кадров [12. С. 21]. Удмурты (коренное население региона) были заняты в основном на вспомогательных работах. Так, по 9-й ревизии, в округе Ижевских заводов значилось 11 466 непременных работников, из них 6 138 (53,5 %) удмурты и 5 328 (46,5 %) - русские [1. Ф. 582. Оп. 56. Д. 127. Л. 2]. Основной контингент военнослужащих подвижных инвалидных рот в поселке при Ижевских заводах составляли евреи (270 чел., по данным на 1853 г., причем 132 из них придерживались не иудаизма, а православия [2. Ф. 4. Оп. 1. Д. 939. Л. 2, 3]). Всего к 1859 г. в Ижевске было зафиксировано: русских - 20 554 чел. (95,4 %), удмуртов - 424 (2 %), татар -456 (2,1 %), евреев - 37 (0,2 %), иностранных специалистов - 68 (0,3 % населения) [2. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1261. Л. 137-137об.].

В поселке при Камско-Воткинском заводе, кроме русского большинства, в 1841 г. проживали удмурты (21 чел.), мариец (1 чел.), татары (19 чел.), поляки (7 чел.) [2. Ф. 212. Оп. 1. Д. 4986. Л. 7]. В 1854 г. в Воткинске насчитывалось: русских - 12931 чел. (99,5 %), татар - 55 (0,4 %), удмуртов - 9 (0,1 %) [2. Ф. 212. Оп. 1. Д. 6670. Л. 43]. К концу XIX в., по сведениям доктора медицины И. А. Спасского, Камско-Воткинский завод по-прежнему оставался преимущественно русским населенным пунктом: татары-мусульмане (сельские обыватели и крестьяне) составляли 0,7 % жителей поселка (136 чел.), прочие национальности - единицы (12 немцев, 10 евреев, 10 коми-зырян, 5 поляков, 5 удмуртов, 1 швед) [15. С. 21-22].

По религиозной принадлежности местные обыватели делились на православных, единоверцев, старообрядцев (поповского и беспоповского согласий), мусульман, иудеев, католиков, протестантов, язычников. Наиболее полные данные о конфессиональном составе населения содержат ежегодные отчеты полиции и статистические сведения 1840-1860-х гг. (табл. 1, 2).

Таблица 1

Конфессиональный состав населения Ижевского завода в 1840-1860-е гг. (по материалам заводской полиции)

Вероисповедание 1841 г. 1845 г. 1850 г. 1855 г. 1860 г. 1865 г.

Православие 16790 (94,1 %) 16854 (94,6 %) 18630 (94,7 %) 19219 (95,1 %) 20939 (95,6 %) 21988 (95,4 %)

Единоверие 144 (0,8 %) 119 (0,7 %) 134 (0,7 %) 170 (0,8 %) 208 (0,9 %) 227 (1 %)

Старообрядчество 359 (2 %) 294 (1,7 %) 252 (1,3 %) 187 (0,9 %) 158 (0,7 %) 176 (0,8 %)

Католицизм 61 (0,3 %) 43 (0,2 %) 14 (0,1 %) 19 (0,1 %) 29 (0,1 %) 21 (0,1 %)

Лютеранство 66 (0,4 %) 62 (0,3 %) 48 (0,2 %) 43 (0,2 %) 62 (0,3 %) 62 (0,3 %)

Англиканство 0 0 0 3 (0,01 %) 1 (0,01 %) 0

Мусульманство 423 (2,4 %) 424 (2,4 %) 454 (2,3 %) 430 (2,1 %) 469 (2,1 %) 551 (2,4 %)

Иудаизм 3 (0,02 %) 6 (0,03 %) 146 (0,7 %) 140 (0,7 %) 42 (0,2 %) 25 (0,1 %)

Язычество 0 5 (0,03 %) 4 (0,02 %) 4 (0,02 %) 0 0

Итого* 17846 (100 %) 17807 (100 %) 19682 (100 %) 20215 (99,9 %) 21908 (99,9 %) 23050 (100,1 %)

* Здесь и в следующих таблицах сумма может быть более или менее 100 % вследствие округления данных до десятой доли.

Источники: ЦГА УР. Ф. 4. Оп. 1. Д. 459. Л. 8; Д. 637. Л. Зоб.; Д. 860. Л. 24-24об.; Д. 1049. Л. 27; Д. 1257. Л. 55об.-56; УИИЯЛ УрО РАН. РФ. Оп. 2-Н. Д. 122. Л. 20.

Православие - государственную религию - исповедовало подавляющее большинство. По социальному происхождению среди православных были представлены различные группы заводского общества: духовенство, купцы, мещане, крестьяне, мастеровые и оружейники. Из чиновников, военнослужащих и нижних чинов православных насчитывалось свыше 90 %. Православие исповедовали главном образом русские и удмурты. Старообрядцы принадлежали к горнозаводскому населению («нижним и рабочим чинам»): в их числе были оружейники, мастеровые, непременные и урочные работники, отставные заводские поселяне. По национальной принадлежности представители разных течений раскола были русскими. Среди мусульман (татар) были мастеровые, отставные заводские поселяне, нижние воинские чины, полковые ученики, духовенство. Иудаизм, как отмечалось ранее, исповедовали рядовые подвижных инвалидных рот; западные ветви христианства - европейские специалисты; язычество - незначительное число марийцев.

Небольшие рабочие поселки, сложившиеся при частных металлургических предприятиях Кам-ско-Вятского региона, в этноконфессиональном плане были более однородными. Некоторое исключение составляли Омутнинский и Камбарский заводы, где широкое распространение получил раскол. Например, в Омутнинске в конце XIX в., по сведениям М. К. Селивановского, проживало до 5 тыс. чел. - православных, единоверцев и раскольников, причем число последних трудно поддавалось учету (около половины жителей, 5-6 общин) [14. С. 186-217]. Относительно Камбарки заведующий медико-статистическим бюро Пермского губернского земства В. Ф. Предтеченский отмечал: «В Кам-барском заводе большинство населения - православные, значительное число - единоверцы и раскольники. Вполне точно ведутся метрические записи у первой группы населения, менее тщательно - у еди-

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2016. Т. 26, вып. 1

новерцев и далеко не точна регистрация рождений и смертности среди населения раскольничьего...» [13. С. 28]. В 1898 г. в Камбарской волости насчитывалось православных 2 729 чел., единоверцев -2 446 и старообрядцев - 1 368, из них собственно в заводском поселке проживали 6 062 чел. [13. С. 28].

Таблица 2

Конфессиональный состав населения Камско-Воткинского завода в середине XIX в.

Вероисповедание 1852 г. 1855 г. 1860 г.

Православие 14787 (97,8 %) 12263 (97,4 %) 15262 (97,7 %)

Старообрядчество 130 (0,9 %) 122 (1 %) 105 (0,7 %)

Единоверие 127 (0,8 %) 126 (1 %) 191 (1,2 %)

Мусульманство 43 (0,3 %) 46 (0,4 %) 58 (0,4 %)

Католицизм 3 (0,02 %) 8 (0,1 %) 1 (0,01 %)

Лютеранство 10 (0,1 %) 8 (0,1 %) 12 (0,1 %)

Англиканство 17 (0,1 %) 8 (0,1 %) 0

Реформатство 1 (0,01 %) 1 (0,01 %) 0

Иудаизм 4 (0,03 %) 4 (0,03 %) 0

Субботничество 4 (0,03 %) 0 0

Итого 15126 (100,1 %) 12586 (100,1 %) 15629 (100,1 %)

Источники: ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 6670. Л. 9; Д. 6716. Л. 170об.; Д. 7400. Л. 56об.

На территории прихода Свято-Троицкой церкви Бемышевского завода в 1883 г. зарегистрировано 2 883 русских, 4 085 удмуртов, 212 татар, всего 7 180 чел. Большей частью это были крестьяне Елабужского уезда Вятской губ., а заводские насчитывали 2 092 чел. (29,1 % прихожан). Помимо православных, духовенством были учтены 60 раскольников беспоповского толка (русских) и 4 язычника (удмурты д. Арвазь) [7. С. 4].

При частных предприятиях Глазовского и Слободского уездов Вятской губернии население было преимущественно русским (свыше 90 % жителей). Другие этносы, как свидетельствуют материалы Первой Всеобщей переписи населения Российской империи, представлены здесь незначительно. Так, удмурты (главным образом крестьяне-земледельцы Глазовского уезда) проживали в промышленных поселках временно, поскольку труд на заводе для некоторых из них был вспомогательным сезонным заработком. В 1897 г. в Омутнинском заводе было зарегистрировано до 30 удмуртов (и дополнительно 22 чел. мужского пола на Верховятском курене, 12 - на курене на р. Медвежьей), в Пудемском - всего 6, в Песковском - 20, в Залазнинском - 2 (служили приказчиками в бакалейной лавке). Татары-мусульмане, в основном уроженцы Слободского уезда, вели мануфактурную торговлю и содержали в рабочих поселках лавки: в Залазнинском заводе - 2 семьи (18 чел.), в Песковском -1 (9 чел.), в Пудемском - 1 (9 чел.), в Омутнинском - 2 (14 чел.). Кроме того, татары зафиксированы на Култаевском руднике Омутнинского завода (17 мужчин родом из Мамадышского уезда Казанской губ.). В заводской администрации ведущие должности занимали иностранные, а также польские и украинские специалисты, в их числе - управитель Пудемского завода И. И. Эванс (англичанин, протестант), заведующий лесами Песковского завода Ф. К. Пашковский (поляк, католик), в Залазнинском заводе - управляющий Г. Ф. Корвин-Круковский, лесничий (поляки, католики) и семья горного инженера (украинцы, православные) [2. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1871. Л. 6-321; Д. 1872. Л. 4-309; Д. 1873. Л. 4-276; Д. 1874. Л. 3-267; Д. 1875. Л. 3-276; Д. 1943. Л. 5-386; Д. 1944. Л. 4-163; Д. 1945. Л. 1-189;

Д. 1967. Л. 3-254; Д. 1968. Л. 4-242; Д. 1969. Л. 1-259; Д. 1970. Л. 4-240; Д. 1971. Л. 1-247; Д. 1972. Л. 6-221; Д. 1973. Л. 1-284; Д. 1974. Л. 1-259; Д. 1975. Л. 4-237; Д. 1976. Л. 1-239; Д. 1979. Л. 2об.-304; Д. 1980. Л. 4-229; Д. 1981. Л. 3-247; Д. 1982. Л. 3-249].

При рассмотрении этноконфесиональной структуры населения Камско-Вятского региона в целом, с учетом сельских жителей, картина предстаёт более разнообразной. Так, согласно материалам переписи населения 1897 г., здесь проживали представители 7 конфессиональных общин и более 10 этнических групп [8. С. 101] (табл. 3, 4).

Таблица 3

Этнический состав населения Камско-Вятского края в 1897 г.

Этнос Численность населения

Глазовский уезд Малмыжский уезд Елабужский уезд Сарапульский уезд Всего Всего (%)

Русские 201746 150791 128547 290859 771943 59,56

Удмурты* 153499 66878 52670 97827 370874 28,61

Татары 7883 52220 39200 7226 106529 8,22

Марийцы 6 10419 7427 2378 20234 1,56

Башкиры 1 8 8799 5100 13908 1,07

Тептяри 0 0 4230 3568 7798 0,6

Коми-пермяки 3364 0 2 2 3368 0,25

Евреи 23 0 3 545 571 0,04

Поляки 27 17 22 149 215 0,01

Эстонцы 0 0 0 205 205 0,01

Немцы 5 26 34 114 179 0,01

Коми-зыряне 5 1 9 43 58 0,004

Чуваши 0 6 13 13 32 0,002

Итого 366559 280366 240956 408029 1295914 100

* т—г

При проведении переписи национальность записывалась по родному языку, поэтому бесермян включили в число удмуртов.

Источник: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып. 10. Вятская губерния. СПб., 1904. С. 90-121.

Русские составляли большинство населения - 59,56 %, следующими по численности были удмурты - 28,61 %. Из других национальностей наиболее многочисленны татары - 8,22 %, марийцы -1,56 % и башкиры - 1,07% (табл. 3).

Таблица 4

Конфессиональный состав населения Камско-Вятского края в 1897 г.

Вероисповедание Численность населения

Глазовский уезд Малмыжский уезд Елабужский уезд Сарапульский уезд Всего Всего (%)

Православие 330037 212716 192507 376770 1112030 85,66

Мусульманство 7871 48678 41699 15777 114025 8,78

Старообрядчество 30602 17214 1798 13618 63232 4,87

Язычество 0 1778 4915 950 7653 0,58

Иудаизм 22 0 4 543 569 0,04

Протестантизм 12 19 35 224 290 0,02

Католицизм 35 20 22 172 249 0,01

Итого 368579 280425 240980 408054 1298048 100

Источник: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып. 10. Вятская губерния. СПб., 1904. С. 90-121.

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2016. Т. 26, вып. 1

Православные составляли подавляющее большинство (85,66 %) населения региона (табл. 4). Православная церковь, будучи господствующей конфессией, имела наиболее мощную и разветвленную структуру и пользовалась поддержкой государства. Но ни одна из религиозных общин не была мононациональной. Особенно разнообразен этнический состав православного населения (табл. 5).

Таблица 5

Этнический состав православного населения Камско-Вятского региона в 1897 г.

Этнос Количество православных

Глазовский уезд Елабужский уезд Малмыжский уезд Сарапульский уезд Всего Всего (%)

Русские 171641 126723 133554 277184 709102 63,8

Удмурты 153470 51303 66369 97777 368916 33,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марийцы 0 3859 9136 1477 14472 1,3

Крещеные татары 24 10575 3582 124 14305 1,2

Коми 4869 0 0 0 4869 0,4

Другие 33 47 75 208 363 0

Итого 330037 192507 212716 376770 1112027 99,9

Источник: Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып. 10. Вятская губерния. СПб., 1904. С. 90-121.

Русские составляли подавляющее большинство православного населения; удмурты - вторая по численности этническая группа (табл. 5). В середине XIX в. крещеные удмурты проживали в 30 приходах Глазовского, 28 приходах Малмыжского, 27 приходах Сарапульского и 15 приходах Елабужского уездов, а крещеные марийцы - в 7 приходах Елабужского, 6 приходах Сарапульского и 13 приходах Малмыжского уездов. Крещеные татары проживали в приходах сел Укан, Ежево, Юкаменское Глазовского уезда; Кулыгино, Дерюшево, Мамсинеры, Цыпья Малмыжского уезда; Мушаково Сарапульского уезда; Верхнеигринское, Кураково, Тихогорское, Челны, Пьяный Бор, Грахово, Варзиятчи, Кырынды, Елово, Петропавлово, Бемышево, Космодамианово, Удалово Елабужского уезда. В числе православного населения Удмуртии были и бесермяне. В середине XIX в. они проживали на территории Глазовского уезда (Момский, Ежевский, Пышкетский, Юкаменский, Люкский, Карсовайский, Балезинский и Ягошурский приходы), численностью 4 540 чел. [8. С. 114].

Достаточно многочисленной была старообрядческая община. Будучи преимущественно мононациональной, она, тем не менее, не обладала религиозной однородностью. Среди старообрядческих толков существовали две основные группы: поповцы (принимающие священство) и беспоповцы (отвергающие священство). Каждая группа, в свою очередь, делилась на множество согласий. Поповцы, признававшие официальную церковь и власть, считались терпимой конфессией. Светские и церковные власти стремились соединить поповцев с православной церковью на основе сохранения у них старых обрядов. Так, в 1800 г. появилась компромиссная форма, называемая единоверием. Единоверие - это условное соединение старообрядцев с православной церковью: во имя союза с церковью старообрядцы принимали от нее законное священство, церковь же позволяла им сохранять старые обряды и книги. Церковные и светские власти полагали, что единоверие послужит средством перехода старообрядцев поповского толка в православие. Единоверцы совершали богослужение по неисправленным (дониконовским) книгам и обрядам, но подчинялись православной церкви. В отличие от других старообрядцев, единоверцам разрешалось официально открывать свои храмы, монастыри, печатать книги по неисправленным никоновской реформой образцам. В рассматриваемый период существовало два единоверческих благочиния - в Сарапульском и Глазовском уездах.

Беспоповцы отрицали православную церковную иерархию, в том числе и священников, заменив их выборными наставниками и начетниками. Беспоповское направление в старообрядчестве отличалось огромным разнообразием согласий и толков, нередко враждующих друг с другом. Наиболее вредными согласиями в старообрядчестве считались «бегуны» и молокане, не признававшие не только церковную иерархию, но и любую государственную власть. В Камско-Вятском регионе наибольшее число приверженцев имело «австрийское» согласие (48 %) и даниловский толк беспоповцев (23 %) [11. С. 519].

Помимо православных, в регионе проживали представители и других христианских конфессий (католики, лютеране, англикане). Но, ввиду малочисленности, их влияние на религиозную обстановку было незначительным.

Второй по численности и самой крупной среди нехристианских конфессий Камско-Вятского региона была исламская община. Эта конфессия была представлена в основном татарским и башкирским населением, однако в источниках зафиксированы случаи перехода в ислам также удмуртов и бесермян [1. Ф. 811. Оп. 1. Д. 734. Л. 3-3об.]. Мусульмане, проживавшие в данном регионе, относились к суннитскому направлению в исламе, но встречается упоминание о 12 приверженцах «секты Али» [4. С. 82].

Язычники (марийцы и удмурты), по данным официальной статистики, составляли 0,58 % населения и проживали на территории Сарапульского (Мушаковский, Мазунинский, Ермолаевский, Но-вопоселеный и Кулюшевский приходы), Малмыжского (Дерюшевский, Мамсинерский, Черемисско-Малмыжский, Цыпьинский, Рожкинский, Ново-Бурецкий, Больше-Кильмезский и Зонский приходы) и Елабужского (Кураковский, Алнашский, Крымско-Слудкинский и Бемышевский приходы) уездов. Несмотря на проводимую государством и православной церковью политику христианизации, к началу XX в. в крае по-прежнему проживали язычники, и некоторые из них активно отстаивали право на исповедание религии отцов и дедов. Так, в 1901 г. 164 крестьянина Граховской и Кураковской волостей Елабужского уезда обратились к обер-прокурору Синода с жалобой на действия Сарапульского епископа, вырубившего священную рощу: «В виду того, что действия Преосвященного епископа Са-рапульского не только не гармонируют, а даже явно противоречат указаниям закона (65, 67 и 70 ст. т. XIV Уст. о пред. и пресеч. прест.), трактующего о том, что и язычники повсеместно пользуются свободным отправлением их веры и богослужениям по обрядам оной, что все и каждому запрещено ради различия веры, заводить споры, распри или чинить поношения, и что господствующая в пределах Российской империи Православная кафолическая вера и церковь не позволяют себе принудительных средств при обращении иноверцев к Православию, мы сами лично и по просьбе своих единоверцев, законные права которых попраны незаконными действиями Преосвященного епископа Са-рапульского, о вышеизложенном имеем честь довести до сведения Вашего Высокопревосходительства в тех видах, чтобы Святейший Правительствующий Синод поставил епископу Сарапульскому на вид не тактичность его действий, а нам язычникам, в силу прямого закона, было дозволено и впредь свободно совершать обряды и моления по вере наших предков. О последующих по сему прошениях распоряжениях просим нам объявить» [2. Ф. 245. Оп. 1. Д. 2236. Л. 24-25об.]. Эту жалобу Синод постановил оставить без последствий, но руководство Вятской епархии должно было отчитаться о своих действиях и усилить работу среди язычников.

Таким образом, в формировании этноконфессиональной структуры населения Камско-Вятского региона участвовали представители самых разных этнических и религиозных групп. Состав городского, горнозаводского и сельского населения имел и сходные черты, и отличия. Среди жителей уездных городов не было язычников, и численность мусульман была крайне незначительна, а в сельских районах не встречались католики и лютеране. В формировании горнозаводского населения в крае участвовали главным образом носители русской православной традиции, но многонациональный и поликонфессиональный характер горных округов (коренные народы Урало-Поволжья, иностранные специалисты, распространение раскола) приводил к тому, что на многих предприятиях к работе были привлечены представители других национальностей и вероисповеданий. Длительное время городское и горнозаводское население было довольно однородно в этноконфесиональном плане, но к концу XIX в., в связи с ростом городов и расширением производства на заводах нерусского и неправославного населения в числе жителей становилось больше, тогда как у населения сельских районов края структура практически не изменилась.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Кировской области (ГАКО).

2. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР).

3. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1914 год. Вятка, 1913.

4. Памятная книжка Вятской губернии на 1857 год. Вятка, 1857.

5. Памятная книжка Вятской губернии на 1866 и 1867 годы. Вятка, 1866.

6. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Вып. 10. Вятская губерния. СПб., 1904.

7. Вятские губернские ведомости. 1883. 28 сент.

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2016. Т. 26, вып. 1

8. Берестова Е. М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX - начало XX века): Социально-культурная деятельность: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005.

9. Васина Т. А. Демографические процессы в горнозаводских округах Камско-Вятского региона (конец XVIII -XIX в.): монография. Ижевск, 2014.

10. Васина Т. А. Камские заводы: население, культура, быт (конец XVIII - первая половина XIX в.): Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2006.

11. История Удмуртии: Конец XV - начало XX века. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004.

12. Пислегин Н. В., Чураков В. С. Административно-территориальное деление и этническая структура удмуртского Прикамья до начала XX в. // Удмуртская Республика: историко-этнографические очерки. Ижевск, 2012.

13. Предтеченский В. Ф. Камбарский завод. Санитарно-статистический очерк. Пермь, 1901.

14. Селивановский М. К. Заметки об Омутнинских горных заводах Н.П. Пастухова // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 год. Вятка, 1894.

15. Спасский И. А. Состав населения Воткинского завода по сравнению с другими уральскими горными заводами // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1896 год. Вятка, 1895.

Поступила в редакцию 22.05.15

E.M. Berestova, T.A. Vasina

ETHNO-CONFESSIONAL STRUCTURE OF THE KAMA-VYATKA REGION POPULATION IN THE NINETEENTH CENTURY

The article represents the analysis of the ethnic and confessional structure of the Kama-Vyatka region population in the nineteenth century. Statistic data for rural areas, county towns and factory towns are compared in the article. On the basis of the obtained data the authors draw a conclusion that the population of cities Sarapul, Malmyzh, Elabuga, Glazov, as well as of villages of private and public factories in the region was predominantly Orthodox Russians. The ethnic and religious composition of the rural population was much more diverse. In addition to the Russian Orthodox there were significant number of Udmurts (Orthodox and pagans) and Tatars (both Christian and Muslims) among the inhabitants of the rural areas. On the basis of this analysis the authors come to the conclusion that the local society formation with the predominance of the Russian Orthodox tradition was attended by the representatives of various national and religious groups. The study of ethnic and confessional structure in its dynamics showed that by the end of the investigated period the share of non-Russian and non-Orthodox population in urban and industrial environment (unlike rural areas) had significantly increased.

Keywords: Kama-Vyatka region, ethno-confessional structure of the population, county town, mining towns, second half of the nineteenth century, Orthodox, old believers, Muslims, pagans.

Берестова Екатерина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой культурологии и менеджмента в культуре

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) E-mail: kaberestova@mail.ru

Васина Татьяна Анатольевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: tatjasch@mail.ru

Berestova E.M.,

Candidate of History, Associate Professor, Head of Department of Cultural Studies and Management in Culture

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/2, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: kaberestova@mail.ru

Vasina T.A.,

Candidate of History, Senior Research Associate

Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Lomonosova st., 4, Izhevsk, Russia, 426004 E-mail: tatjasch@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.