УДК 343
Исакова Т.И.
канд. пед. наук, старший преподаватель юридического факультета Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Россия)
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КОНТРОЛЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные проблемы контроля УИИ за лицами, в отношении которых применена мера уголовно-правового характера в виде условного осуждения. Анализируются нормативно-правовые акты и практика их применения. Особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности работы УИИ и обеспечения соблюдения условий условного осуждения со стороны подучетных лиц.
Ключевые слова: условное осуждение, иная мера, осужденный.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы (далее по тексту - УИС) до 2030 года установлены цели развития пенитенциарной системы, где одной из целей устанавливается совершенствование деятельности УИС, которое возможно при введении более эффективных методов работы с подучетными лицами, отбывающими наказания и иные меры УПХ. Среди них заметное место занимает условное осуждение, являющееся иной мерой уголовно-правового характера. В этой связи едва ли можно согласиться с учеными, которые считают условное осуждение альтернативным наказанием [1, С. 28]. Анализируя статистические данные ФСИН России за 2023 год установлено, что более 50% лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, является категория условно осужденных (201756 подучетных лиц). Такое число лиц условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, говорит о важности рассмотрения
вопроса о специфике исполнения этой иной меры уголовно-правового характера.
Для того, чтобы обеспечить надлежащий контроль за исполнением условно осужденным возложенных обязанностей сотрудники уголовно-исполнительных инспекций осуществляют проверки места жительства (пребывания) условно осужденного в составе филиалов, отделов исполнения наказаний, так и совместно с органами внутренних дел, органов федеральной миграционной службы, а в случае проверки несовершеннолетнего условно осужденного дополнительно могут привлекаться органы социальной защиты населения и органы опеки и попечительства по территориальности.
Также, помимо имеющихся обязательных явок в уголовно-исполнительную инспекцию, сотрудники филиалов могут дополнительно обязывать осужденного явкой в уголовно-исполнительную инспекцию, однако, неявка на такие беседы в отличие от установленных регистраций не несут никакой ответственности для самого условно осужденного, что значительно затрудняет процесс контроля за возложенными обязанностями на условно осужденного. Единственным правовым последствием для осужденного, исходя из анализа действующего законодательства, является его принудительный привод. В конечном счете, подобные пробелы законодательства снижают эффективность исправительно-предупредительного воздействия на осужденных.
Таким образом, для решения данной проблемы, нами предлагается после проведения первоначальной беседы с условно осужденными обращаться с представлением в федеральный суд по территориальности, а в случае, если приговор был вынесен мировым судьей судебного участка, то непосредственно в данный суд для решения вопроса о возложении дополнительной обязанности на условно осужденного «являться в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову сотрудников, с целью дачи устных и письменных объяснений по существу отбывания иной меры уголовно-правового характера».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузнецов, А.И. Актуальные проблемы, возникающие при осуществлении контроля за условно осужденными / А.И. Кузнецов, У.А. Улитина // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2019. - № 1(32). - С. 27-32. - EDN RSKFJF
Isakova T.I.
Kuzbass Institute of Federal Penitentiary Service of Russia (Novokuznetsk, Russia)
ON CERTAIN ISSUES OF CONTROL BY CRIMINAL EXECUTIVE PROBATION INSPECTORATES
Abstract: the article discusses certain problems of UII control over persons in respect of whom a criminal law measure in the form of probation has been applied. Regulatory legal acts and practice of their application are analyzed. Particular attention is paid to improving the efficiency of the IMD and ensuring compliance with the conditions of probation by undercounters.
Keywords: conditional conviction, other measure, convicted.