Научная статья на тему 'О некоторых вопросах интеграции студентов Российской таможенной академии в таможенные органы Российской Федерации'

О некоторых вопросах интеграции студентов Российской таможенной академии в таможенные органы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты РТА / выпускники РТА / трудоустройство / прохождение практики / таможенные органы / students / graduates / employment / internship / customs authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Б. Коровин

Российская таможенная академия уже не один десяток лет готовит специалистов для таможенных органов. При этом имеется ряд проблемных вопросов, препятствующих полноценной интеграции студентов в таможенные органы как во время обучения, так и после выпуска. Описанию таких проблемных вопросов и возможных путей их решения посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.Б. Коровин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Issues of Integrating Students of the Russian Customs Academy into the Customs Services of the Russian Federation

The Russian Customs Academy has been training specialists for customs authorities for decades. At the same time, there are a number of problematic issues that hinder the full integration of students into the customs authorities both during their studies and after graduation. The problems of adaptation of students in the workplace and possible solutions are considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах интеграции студентов Российской таможенной академии в таможенные органы Российской Федерации»

References

1. Customs Code of the Eurasian Economic Union. URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 (accessed: 24.11.2023).

2. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission No. 30 "On measures of non-tariff regulation" dated April 21.04.2015. URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_178556 (accessed: 24.11.2023).

3. Decision of the Board of Eurasian Economic Commission No. 164 "On standard requirements for the equipment and technical equipment of the elements of customs infrastructure located at the point of movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union, the inspection of persons, baggage and carry-on luggage" dated 01.11.2022. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22sr0184 (accessed: 24.11.2023).

4. Official website of the Federal Customs Service. URL: https://customs.gov.ru (accessed: 24.11.2023).

УДК 378

DOI 10.24412/cl-36450-2023-4-52-57 В. Б. КОРОВИН

О некоторых вопросах интеграции студентов Российской таможенной академии в таможенные органы Российской Федерации

Российская таможенная академия уже не один десяток лет готовит специалистов для таможенных органов. При этом имеется ряд проблемных вопросов, препятствующих полноценной интеграции студентов в таможенные органы как во время обучения, так и после выпуска. Описанию таких проблемных вопросов и возможных путей их решения посвящена данная статья.

Ключевые слова: студенты РТА, выпускники РТА, трудоустройство, прохождение практики, таможенные органы.

V. B. KOROVIN

On Some Issues of Integrating Students of the Russian Customs Academy into the Customs Services of the Russian Federation

The Russian Customs Academy has been training specialists for customs authorities for decades. At the same time, there are a number of problematic issues that hinder the full

КОРОВИН Владимир Борисович, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

intégration of students into the customs authorities both during their studies and after graduation. The problems of adaptation of students in the workplace and possible solutions are considered.

Keywords: students, graduates, employment, internship, customs authorities.

Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства [3].

Реализация данной цели невозможна без соответствующей кадровой составляющей. Ведь известно, что человеческий капитал - это основной движущий фактор развития любого предприятия - будь то производственное предприятие или предприятие в сфере услуг. Особенно данный фактор имеет первостепенное значение, когда речь идет об инновационном развитии организации. А именно инновационные цели заложены в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (Стратегия) [3]. Соответственно необходимо обращать особенное внимание на подготовку кадров для решения указанных в Стратегии задач.

Уже на протяжении 30 лет Российская таможенная академия (РТА) и ее филиалы достаточно успешно справляются с задачей подготовки специалистов для таможенных органов, осваиваются передовые подходы ведения учебного процесса, для проведения занятий привлекаются реальные практики с опытом работы в таможенных органах [4].

Хотя есть некоторые моменты, которые себя изжили (например, диктовка лекций под запись при наличии доступа к огромному пласту информации в сети интернет вместо, например, дискуссии со студентами в рамках лекций, объяснения им материала на примерах из практики и т. п.). Другие - требуют совершенствования, к примеру, увеличение количества аудиторий с современной компьютерной техникой для обеспечения возможности студентами на практических занятиях использовать не только офисные программы (например, MS Excel), но и знакомиться со штатными программными средствами таможенных органов, а также искать необходимую информацию, в том числе статистическую и нормативную, с целью решения поставленных задач непосредственно на практическом занятии.

Одновременно необходимо увеличивать часы изучения специальных дисциплин, касающихся деятельности таможенных органов, в том числе использования современных информационных технологий, в соответствии с профилем специальности. На расширенном заседании Президиума Государственного совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации», прошедшем в сентябре 2023 г. в Великом Новгороде, президентом РФ В. В. Путиным указано на необходимость расширения изучения информационных технологий и искусственного интеллекта в рамках учебных программ, развития новых образовательных форматов [5].

Это возможно реализовать, например, за счет сокращения часов или объединения ряда гуманитарных дисциплин (например, политологии и социологии, истории России и истории таможенного дела, безопасности жизнедеятельности,

физической культуры). Причем именно такого мнения придерживаются студенты

*

старших курсов по результатам проведенного автором анкетирования .

Со своей стороны, студенты РТА достаточно мотивированы на дальнейшее прохождение службы в таможенных органах. Причем данная мотивация имела место как при поступлении в РТА, так и в достаточной степени «подогревалась» в ходе проведения занятий профессорско-преподавательским составом.

В ходе проведенного автором опроса студентов 3-го и 4-го курса экономического факультета Владивостокского филиала РТА большинство из опрошенных (82 %) высказались о своем намерении (желании) связать свою дальнейшую трудовую деятельность с таможенной службой. Причем почти все (88 %), кто не планируют трудоустраиваться в таможенные органы, обучаются по специальности «Мировая экономика», так как, возможно, с учетом направленности получаемых знаний не видят себя на службе в таможенных органах**.

Также выявлено и то, что до первой производственной практики (то есть до конца 3-го курса) студенты достаточно плохо осознают, что из себя представляют таможенные органы, какие их особенности, структура и т. д. Особенно это характерно для студентов специальности «Мировая экономика», чьи дисциплины максимально далеки от деятельности таможенных органов. Подавляющее большинство студентов высказали предложение увеличить (а иногда фактически с нуля) количество посещений таможенных органов в ходе учебной практики на втором курсе, опять же - для ознакомления с деятельностью таможенных органов. А если такой возможности нет, то посчитали выделяемое на данную практику количество дней избыточным; как вариант - предложили изменить формат проведения учебной практики (сочетание очного формата с дистанционным)***.

Другая сторона образовательного процесса связана с получением практического опыта студентами в ходе прохождения производственной практики непосредственно в таможенных органах.

Так, далеко не всегда в ходе прохождения производственной практики студентам были предоставлены рабочее места с компьютером (11 % опрошенных), а также возможность принимать непосредственное участие в текущей повседневной работе таможенных органов, в решении поставленных перед ними задач (не считая делопроизводство) (25 % опрошенных). Вместо этого, в лучшем случае, они находились с должностными лицами в одном кабинете и хоть как-то могли наблюдать за рабочим процессом, а случалось (и это был не единичный случай), что студенты направлялись в архив таможенного органа, где находились на протяжении почти всей практики (и весь рабочий день), причем даже при отсутствии каких-либо заданий, пусть даже связанных с делопроизводством.

По сути дела, четвертая часть студентов на практике были предоставлены сами себе, не получали необходимый опыт «живой» работы должностного лица таможенного органа. Такое отношение к студентам, проходящим производственную практику, со стороны должностных лиц таможенных органов недопустимо.

* Результаты анкетирования студентов 3-го и 4-го курсов экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии, проведенного автором в октябре - ноябре 2023 г.

** Там же.

ФФФ т4

*** Там же.

Это является следствием того, что зачастую руководители подразделений таможенных органов воспринимают студентов на практике как балласт, на который у них нет времени, чтобы вовлекать их в рабочий процесс или хотя бы что-то объяснять и рассказывать.

Таким образом, недостаточная работа со стороны руководства таможенных органов с руководителями подразделений при принятии студентов на практику, отсутствие у должностных лиц соответствующей мотивации негативно отражаются на впечатлении студентов от увиденного на практике и в целом влияет на их решение о прохождении службы в таможенных органах. Аналогичную ситуацию также прокомментировал министр труда и социальной защиты А. О. Котяков: «Важный аспект сближения образования и экономики - это производственная практика. Формальное прохождение практики не дает студенту представления о том, чем он будет заниматься» [5].

Для решения данной проблемы необходима совместная работа руководства РТА и руководства таможенных органов, принимающих студентов на практику. Надо объяснять должностным лицам - руководителям практики, для чего нужна практика, ее важность. Невнимательные к студентам руководители на местах до конца не осознают, какой вред своим бездействием, граничащим с безразличием, они наносят потенциалу таможенных органов, фактически лишая таможенные органы части выпускников.

Очень актуально высказывание президента РФ В. В. Путина по данной проблеме: «... наставники вузов, техникумов ... надо напрямую работать с теми, ради кого вы работаете, и, безусловно, налаживать предметное взаимодействие с работодателями с этой целью, причем прямо у себя - в конкретном городе, в регионе» [5].

С другой стороны, студенты, приходящие на практику после окончания третьего курса не всегда имеют на руках конкретное задание на практику. Зачастую такое задание весьма абстрактно, что в дополнение к прохладному отношению со стороны должностных лиц таможенных органов не позволяет самому студенту сформировать цель его прихода на практику (особенно на тот случай, если его не вовлекают в реальный рабочий процесс). Как возможный вариант решения данной проблемы - это распределение тем выпускных квалификационных работ (ВКР) уже в конце третьего курса (для бакалавриата), перед первой производственной практикой. Это бы позволило уже более осмысленно, во-первых, распределять студентов по отделам, во-вторых, уже на этом этапе студенты могли бы погрузиться в проблему своего будущего исследования и начать сбор материала. Решение данного вопроса возможно на уровне Российской таможенной академии, сместив сроки утверждения тем ВКР с августа на апрель-май.

И все-таки основным препятствием для полноценной интеграции студента-выпускника в таможенные органы является процедура трудоустройства. Особенно сложен и длителен этот путь на должности федеральной государственной гражданской службы (ФГГС), так как это предполагает участие в конкурсе и достаточно длительный срок проведения специальной проверки по каждому претенденту на должность. Зачастую наравне с выпускниками РТА в конкурсах участвуют действующие должностные лица таможенных органов с опытом работы, что существенно снижает конкурентоспособность выпускника, в связи с чем даже

зачисление по результатам конкурса в резерв - это уже большое достижение. Но, к сожалению, далеко не всегда такой резерв может быть использован - как по причине отсутствия предложения по трудоустройству от таможенного органа, так и по причине трудоустройства выпускника на иную работу (как правило, в коммерческую структуру).

В качестве альтернативного решения данной проблемы можно считать трудоустройство выпускников на должности сотрудников без конкурса. Этому также поспособствовало увеличение с конца 2020 г. количества таких должностей в таможенных органах, расположенных в пунктах пропуска. С положительной стороны здесь следует отметить работу кадровых подразделений таможенных органов, которые заблаговременно (примерно за полгода до выпуска) разъясняют студентам старших курсов порядок назначения на должности сотрудников.

Но, к сожалению, данный вариант подходит далеко не всем, кто не готов уезжать на отдаленные таможенные посты (например, Краскино, Пограничный, Забайкальск и т. д.), либо кто хотел работать по специальности в функциональных подразделениях таможни или регионального таможенного управления (если говорить о выпускниках экономического факультета и соответствующих должностях категории ФГГС).

К указанным препятствиям также добавляется относительно невысокий уровень заработной платы на первом этапе (в период испытательного срока, в условиях низких надбавок за выслугу лет, отсутствия дополнительных коэффициентов и надбавок и т. д.).

Не зря одной из внутренних угроз, негативно влияющих на развитие таможенной службы Российской Федерации, указанной в Стратегии, является сложность привлечения на службу в таможенные органы высококвалифицированных кадров в связи с недостаточным уровнем экономической мотивации [3].

Вследствие изложенного, несмотря на то, что ежегодно из Владивостокского филиала РТА выпускается порядка 150 студентов, в таможенные органы трудоустраиваются около 50 человек (то есть всего треть), а общее количество выпускников, проходящих службу в таможенных органах Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) почти не меняется на протяжении последних лет, что говорит примерно о таком же количестве увольнений выпускников по разным причинам. Так, на протяжении 2017-2022 гг. количество выпускников РТА в таможенных органах ДВТУ находилась в пределах от 1 053 до 1 165 человек при общей штатной численности должностных лиц около 5 000 единиц*.

Для того чтобы устранить данный разрыв в связке «выпускник РТА - таможенный орган», логично вернуть как минимум возможность трудоустройства выпускников РТА в таможенные органы на должности ФГГС на внеконкурсной основе, внеся соответствующие изменения в законодательство, регулирующее вопросы прохождения государственной гражданской службы. Ведь это законодательство принималось 20 лет назад [1]. С того времени для таможенных органов принято несколько концепций и стратегий развития, реализация которых крайне затруднительна в условиях законодательства о государственной гражданской

* Статистические данные ДВТУ

службе, не отвечающего современным требованиям и реалиям. В этом плане закон о службе в таможенных органах 1997 г. более гибкий и универсальный [2].

Как максимум необходимо вернуть распределение в таможенные органы в соответствии с рейтингом студента (что также является для него дополнительной мотивацией хорошей учебы) и, наконец, ввести обязательное прохождение службы в таможенных органах как минимум в течение трех лет для обучающихся за счет средств бюджета.

В заключение стоит упомянуть опять же крайне актуальные и точные заявления, высказанные по этому поводу на расширенном заседании Президиума Госу -дарственного совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации» в сентябре 2023 г. губернатором Новгородской области А. С. Никитиным: «Максимально важна тесная связка - школа, колледж, университет и предприятие. ... готовить специалистов, которые затем не могут найти работу, тратить на это бюджетные деньги сегодня неприемлемо ни в коем случае». Министр труда и социальной защиты А. О. Котяков, в свою очередь, отметил: «Именно успешное трудоустройство и самореализация нашей молодежи - это наша главная общая цель» [5].

Таким образом, рассмотренные вопросы являются крайне актуальными для успешного развития таможенной службы Российской Федерации, реализации задач, определенных в Стратегии, путем качественного обновления кадрового состава таможенных органов мотивированными, квалифицированными, на высоком уровне владеющими современными информационными технологиями выпускниками РТА.

Список литературы

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_48601 (дата обращения: 21.10.2023).

2. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_15264 (дата обращения: 21.10.2023).

3. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557 (дата обращения: 21.10.2023).

4. Об учреждении Российской таможенной академии: приказ ГТК России от 06.12.1993 № 508. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 16114 (дата обращения: 21.10.2023).

5. Расширенное заседание Президиума Государственного ответа. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72319 (дата обращения: 21.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.