АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
УДК 343.98
А. С. ИГУМЕНОВ, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
A. S.IGUMENOV, instructor of the Chair of Operative-Detective Activity of Department of Internal Affairs of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗЫСКА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ И УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ
ABOUT SOME QUESTIONS OF INFORMATION AND ANALYTICAL DETECTION OF MISSING PERSONS AND IDENTIFICATION OF UNIDENTIFIED CORPSES
Аннотация. В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие в ходе розыска лиц, пропавших без вести, установления личности неопознанных трупов, а также пути их решения. Существующие проблемы представлены и рассмотрены автором с учетом его практической деятельности в органах внутренних дел, в том числе и по данной линии работы.
Ключевые слова: розыск, разыскиваемый, без вести пропавший, неопознанный труп, опознание, опознавательная карта, учеты, автоматизированная информационно-поисковая система.
Annotation. The article deals with the topical questions arising during the search of missing persons, identification of unidentified corpses, as well as the ways of their solution. The existing problems are presented and studied by the author with taking into account of his practical activities in the internal affairs bodies, including work on this line.
Keywords: detection, wanted, missing person, unidentified corpse, identification, identification card, surveys, automated information retrieval system.
Щ
<N
a a
о
о Д
В
При установлении местонахождения лиц, пропавших без вести, важное значение имеет информационно-аналитическое обеспечение ОВД. Именно от того, насколько качественно и своевременно осуществлен сбор необходимой информации и ее анализ, зависит в конечном итоге эффективность розыска лиц, пропавших без вести.
Развитие информационных технологий, информатизация самых разнообразных сфер деятельности, создание электронных банков данных государственных предприятий и частных компаний, качественное изменение средств
массовой информации, с одной стороны, совершенствование технологий компьютерной разведки, позволяющей негласно анализировать огромные массивы данных и сведений, представленных в электронном виде, прогресс технологий аналитической разведки, позволяющих из разрозненных фактов синтезировать новые знания, внедрение в оперативную практику мультимедийных технологий, позволяющих извлекать оперативно значимую информацию из аудио- и видеозаписей, решать идентификационные и диагностические задачи, синтезировать аудио-, фото- и ви-
«
а
о
^
о «
¥ а -с
а £
о
^
0 «
1
£
а «
и
деоматериалы, и, наконец, появление Интернета, Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел и локальных компьютерных сетей учреждений, обеспечивших в реальном режиме доступ к практически неограниченным информационным ресурсам, - с другой, настоятельно требуют совершенствования организации и тактики использования информационных технологий в разыскной деятельности.
Вместе с тем проведенные исследования [1, с. 8-15] показали, что в настоящее время существующая система информационно-аналитического обеспечения организации розыска требует современного наполнения, поскольку общая (централизованная) информация о разыскиваемых лицах, пропавших без вести, не в полном объеме доходит до всех сотрудников органов внутренних дел, функциональные обязанности которых предусматривают решение разы-^ скных задач.
^ Такая информация поступает в
;о территориальный орган МВД России в ^ виде ориентировок, разыскных заданий Л и бюллетеней оперативно-разыскной & информации. Разыскные задания и ори-^ ентировки рассматриваются руководись телями органа внутренних дел и отпи-^ сываются на исполнение конкретному § сотруднику подразделения. Другие со-§ трудники информируются о задании
§ только в случае их привлечения к про-и
« ведению оперативно-разыскных меро-
§ приятий (далее - ОРМ) или следствен-
§ ных действий. Чаще всего информиро-
^ вание личного состава территориальных
^ органов МВД России осуществляется
^ выборочно на оперативных совещаниях,
ф без детального ознакомления со сведе-
§ ниями о разыскиваемом лице сотрудни-
^ ков иных подразделений (участковых
^ уполномоченных полиции, сотрудников
* ПДН, ППСП и др.). « С содержанием бюллетеней опе-
§ ративно-разыскной информации озна-
сц камливаются, как правило, только со-
трудники подразделений уголовного розыска, обращая при этом внимание на информацию, имеющую значение для раскрытия преступлений и установления местонахождения лиц, объявленных в розыск или проживающих на территории оперативного обслуживания.
К тому же в большинство изученных оперативных подразделений территориальных органов МВД России бюллетени поступают несвоевременно. Фотографии лиц, пропавших без вести, имеются не во всех бюллетенях (84,6 %). При этом более половины фотографий имеют плохое качество изображения, различить по ним черты разыскиваемых проблематично.
После ознакомления бюллетени подшиваются в дела, а их дальнейшее повседневное использование весьма затруднительно. Сотрудники других служб к оперативно-разыскным бюллетеням обычно обращаются эпизодически.
Также непросто направлять ориентировки с использованием средств коммуникативной связи. Во-первых, они, как правило, направляются в течение первых суток после принятия заявления о безвестном исчезновении, когда еще полностью не уточнены приметы разыскиваемого и до конца не выяснены обстоятельства безвестного отсутствия. Во-вторых, составленный словесный портрет разыскиваемого оформляется оперативными работниками в усредненной форме и оставляет желать лучшего.
Что касается использования электронных средств и компьютерной техники в разыскной деятельности, то основные направления их применения сводятся в большинстве исследованных территориальных разыскных подразде-ленях (86,2 %) к однообразным наборам текстовых файлов по организации (составление планов, постановлений, заданий, ориентировок и т. п.) и фиксации результатов разыскных действий, а также к оптимизации различных служебных функций (подготовка справок, от-
четов и т. п.). Ранее проведенные исследования по использованию научно-технических средств в оперативно-разыскной практике свидетельствуют о бесперспективности подобного их применения [2, с. 88-90, 92; 2, с. 96-97]. Также недостатки в работе с информационными системами можно отметить и при раскрытии преступлений, к примеру имущественной направленности. Вопросы постановки на учет похищенного имущества и последующий доступ к данной информации далеки от совершенства [4, с. 67-72].
С учетом отмеченных факторов в организации информационного обеспечения розыска лиц, пропавших без вести, и установления личности неопознанных трупов, можно выделить наиболее перспективные направления его развития на современном этапе.
В первую очередь речь должна идти об эффективной организации создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования необходимых сведений. От количества и качества исходной информации, ее доступности в конечном итоге зависит эффективность деятельности органов внутренних дел по идентификации пропавших лиц и последующему установлению их местонахождения.
С применением современных информационных систем, одной из которых является автоматизированная дактилоскопическая информационная система (далее - АДИС), установление разыскиваемых лиц стало намного эффективнее. За десятилетие количество фактов установления местонахождения безвестно отсутствующих лиц с помощью АДИС выросло почти в 1,5 раза.
В настоящее время наиболее результативным и беззатратным способом отождествления личности является правильное использование имеющихся в органах внутренних дел автоматизированных информационно-поисковых систем (далее - АИПС) «Опознание»,
«Ксенон-2» (объединенная поисковая федеральная система генетической идентификации), автоматизированной дактилоскопической информационной системы «Папилон» и иных систем.
Рассмотрим их применение более подробно. В нашей стране централизованный учет неопознанных трупов и лиц, пропавших без вести, осуществляется в информационных центрах (далее - ИЦ) субъектов Российской Федерации и ГИАЦ МВД России путем ведения баз данных автоматизированной АИПС «Опознание». Учет формируется на основе формализованных опознавательных карт единого образца, содержащих описание внешних признаков человека, на все учетные категории разыскиваемых.
При постановке на учет неопознанного трупа автоматически осуществляется проверка всех его идентификационных данных по массиву без вести пропавших, т. е. значительно расширяется география поиска. Сведения об ^ объектах, подлежащих постановке на ^ учет, направляются на бланках установ- ¡о ленного образца с приложением фото- ^ снимков и дактилокарт. §
Следует также учесть, что базы | данных АИПС «Опознание» региональ- ^ ного уровня между собой не совмести- сд мы, что исключает возможность с рабо- ^ чего места ИЦ одного субъекта войти в § аналогичные базы данных ИЦ других | субъектов и провести самостоятельный | поиск и отождествление по их учетам. § Рекомендуется тщательно фиксировать § состояние зубов, одежды и других | идентификационных признаков, так как у от их достоверности зависит результат ^ работы АИПС по отождествлению лич- ^ ности. о
Однако имеют место факты, ко- | гда практические работники многие ре- | квизиты опознавательной карты (как неопознанных трупов, так и пропавших ^ без вести) заполняют без участия су- « дебных медиков, по памяти или со слов | родственников, что влечет искажение
щ
<ч а а
и и
£
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
I 3
информации, снижает эффективность поиска либо вообще исключает возможность отождествления обнаруженных неопознанного трупов с лицами, пропавшими без вести, с помощью АИПС. В этой связи эффективность последней в проведении отождествлений напрямую зависит от качества заполнения каждого из обязательных реквизитов опознавательных карт и добросовестного отношения исполнителей к этой работе.
Для качественного заполнения всех реквизитов опознавательной карты руководителям необходимо организовать и добиться присутствия сотрудников в морге при вскрытии каждого неопознанного трупа, совместного с судебно-медицинскими экспертами изучения и отражения в опознавательной карте и иных документах идентификационных признаков (возраст, длина трупа, длина стопы, окружность головы, татуировки, следы операций, пороки развития, сведения о зубочелюстной системе трупа (стоматологический статус). Кроме того, должно проводиться фотографирование, дактилоскопирование, изъятие одежды и т. д.
Перспективным направлением для АИПС в расширении комплекса идентификационных признаков объекта является использование его стоматологического статуса. Сведения о зубоче-люстной системе неопознанного трупа или пропавшего без вести имеют существенное идентификационное значение, поскольку обладают определенной устойчивостью и отображают многие частные признаки (характер протезов, наличие пломб, аномалий развития и т. п.) [5, с. 35-44].
В связи с этим выход из создавшегося положения может быть в объединении усилий заинтересованных ведомств. Для решения этой проблемы
необходима единая универсальная межведомственная информационная система розыска без вести пропавших и идентификации неопознанных трупов, объединяющая унифицированные данные по всем категориям розыска, с обязательным обеспечением прямого оперативного использования для идентификационного поиска результатов регистрации пропавших и экспертных исследований неопознанных.
Реализацию этой системы можно рассмотреть в создании аппаратно-программных средств, объединенных в единый компьютерный комплекс (или локальные ведомственные комплексы), который может быть внедрен в практику разыскных и экспертных служб и использоваться в телекоммуникационных сетях при регистрации и сборе информации о разыскиваемых лицах, а также при повседневной работе с неопознанными останками и гражданами, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе каких-либо сведений [6, с. 44-46].
Современная информационная система должна быть ориентирована на действующие информационные и информационно-поисковые технологии, определять основные направления использования действующих АИС. И неслучайно именно АИС отводится значительный объем деятельности, необходимой для успешного решения задач ОРД ОВД [7, с. 62-67].
Для предотвращения угроз информационной безопасности необходимо также совершенствование комплексного подхода, включающего правовые, организационные, технические, криптографические, программные и иные механизмы, способные обеспечить конфиденциальность данных при работе с ними сотрудников ОВД в соответствии с их полномочиями [8, с. 50-52].
А А А
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЛИТЕРАТУРА
1. Голяндин Н. П., Жирикова А. Н. Информационно-аналитическое обеспечение организации розыска лиц, пропавших без вести // Оперативно-разыскная работа. 2013. № 2.
2. Овчинский А. С. Информация и оперативно-разыскная деятельность: монография / под ред. В. К. Попова. М.: ИНФРА-М., 2002.
3. Агеев В. В. Теоретические и организационно-правовые основы оперативно-разыскного прогнозирования: дис. ... канд. юрид. наук. М/: Московский педагогический государственный университет, 2008.
4. Игуменов А. С. Актуальные проблемы борьбы с кражами, совершаемыми из складов, баз, магазинов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 2.
5. Свистильников А. Б., Нестеров А. А. Отождествление личности неопознанных трупов: проблемы и пути решения // Оперативно-разыскная работа. 2013. № 4.
6. Абрамов С. С. О совершенствовании системы розыска лиц, без вести пропавших, и идентификации личности граждан по неопознанным трупам // Оперативно-разыскная работа. 1999. № 4.
7. Яппаров Р. М., Габзалилов В. Ф. К понятию об оперативно-разыскной информации и информационных системах подразделений органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2011. № 2.
8. Горячева Н. Ю. Перспективы и развитие информационно-коммуникационных технологий в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2009. № 4.
© Игуменов А. С.
С. Ю. КОВТУНОВА, старший преподаватель УДК 338.24 кафедры социально-гуманитарных и экономиче-
ских дисциплин Уфимского юридического инсти- s© тута МВД России, кандидат экономических наук 3
(г. Уфа) s
а и
S. Y. KOVTUNOVA, senior instructor of the Chair ^ of social-humanitarian end Economic Disciplines of fe^ Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Й
Candidate of Economic Sciences (Ufa) e
|
ОЦЕНКА РИСКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ | ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
ECONOMIC SECURITY OF THE ECONOMIC ENTITY
« a
RISKS ASSESSMENT OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS IN ENSURING Ц
«
u
¥ a
Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения экономической безопас- Ц ности хозяйствующего субъекта и определению порядка взаимодействия органов S внутренних дел и хозяйствующего субъекта с проведением анализа их рисков. |
Ключевые слова и словосочетания: экономическая безопасность, органы внутренних дел, хозяйствующий субъект, риск. §
£
Annotation. The article is devoted to ensuring the questions of economic security of i* economic entity and to defining the order of interaction of internal affairs agencies and the | economic entity carrying out the analysis of their risks. Sy
Keywords and phrases: economic security, internal affairs agencies, economic entity, risk. ^