Научная статья на тему 'О некоторых трансформациях образовательного процесса под воздействием современных технологий'

О некоторых трансформациях образовательного процесса под воздействием современных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-КОНСУЛЬТАНТ / THE INTERNET / DIST ANCE ED UCATION / THE COUNSELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Сергей Михайлович

С развитием дистанционного образования меняется роль преподавателя в образовательном процессе. Появление преподавателя-консультанта обусловлено необходимостью помощи обучаемому правильно ориентироваться в информационно-коммуникативном пространстве образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME TRANSFORMATIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS UNDER THE INFLUENCE OF MODERN TECHNOLOGIES

With development of distance education the role of the teacher in the educational process has changed. The appearance of the counselor is caused by necessity of helping the trainee to look into the information and communication space of the educational process.

Текст научной работы на тему «О некоторых трансформациях образовательного процесса под воздействием современных технологий»

- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных мента-литетов, правил профессиональной этики;

- мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности;

- профессиональные притязания - стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты;

- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.

Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном отношении между собой, что и обусловливает противоречивость профессиональных устремлений специалиста. Для офицера путь к профессии предполагает в качестве основной мотивационной компоненты наличие потребности в добровольном выборе своей судьбы, которая предполагает стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизнелюбие и воля являются первыми нравственными ступенями восхождения военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь.

Обобщив вышесказанное, можно заключить, что мировоззренческие универсалии характеризуются как:

1. Деятельностная: навыки и умения офицера ставить и решать педагогические задачи, активность в их решении, уровень развития педагогической техники, результативность военно-педагогической деятельности.

2. Аксиологическая: принятие и овладение педагогическими ценностями - знаниями, идеями, концепциями, имеющими в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы.

3. Личностная: уровень развития интеллектуальных и нравственных качеств офицера, степень развития его психолого-педагогических качеств, педагогических способностей, авторитет.

Таким образом, педагогическая культура офицера -это сложное образование, проявляющееся в степени овладения офицером военно-педагогическим опытом, степени его совершенства в военно-педагогической деятельности, уровне развития его личности как военного педагога. Между рассмотренными типами универсалий всегда имеется взаимная корреляция, поэтому они возникают, развиваются и функционируют как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими. В своем сочетании и взаимодействии мировоззренческие универсалии составляют основание педагогической культуры офицера.

Список литературы

1. Варваров В.И., Вдовюк В.И., Давыдов В.П. и др. Психология и

педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие/Под ред. А.В.

Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1989.

2. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. -

1994. - № 6.

3. Гуманизация войнской деятельности и реформа Вооруженных Сил:

Материалы международной конференции. - М., 1994.

4. Кердан А. Б. Воспитание чести офицера Вооруженных Сил России //

Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности

и субъектности личности: Сб.науч.ст. - Екатеринбург, 2008.

5. Маркова А.К. Мотивация воинской деятельности: содержание и

проблемы. - М., 1994.

W Т/

тм

С.М. Плотников

Курганский государственный университет

О НЕКОТОРЫХ ТРАНСФОРМАЦИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

С развитием дистанционного образования меняется роль преподавателя в образовательном процессе. Появление преподавателя-консультанта обусловлено необходимостью помощи обучаемому правильно ориентироваться в информационно-коммуникативном пространстве образовательного процесса.

Ключевые слова: интернет, дистанционное образование, преподаватель-консультант.

S.M. Plotnikov Kurgan State University

ABOUT SOME TRANSFORMATIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS UNDER THE INFLUENCE OF MODERN TECHNOLOGIES

Annotation

With development of distance education the role of the teacher in the educational process has changed. The appearance of the counselor is caused by necessity of helping the trainee to look into the information and communication space of the educational process.

Keywords: the Internet, distance education, the counselor.

Глобальное информационно- коммуникационное пространство (далее по тексту - Интернет) за последнее два десятилетия получило развитие и проникло во все сферы общественной жизни. Также не обошло стороной влияние Интернета и такой социальный институт как образование.

Как один из важнейших социальных институтов образование претерпевает трансформацию, диктуемую императивами современного общества. Необходимо отметить, что одним из важнейших аспектов трансформации является развитие дистанционного образования на базе новых технологий.

Дистанционное образование (далее по тексту - ДО) на современной стадии приняло уже достаточно определенные формы, методы, организацию (4). На конференциях различного уровня сегодня отмечаются определен-

46

Вестник КГУ, 2010. № 3

ные сдвиги в изменении реализации дистанционных технологий.

При реализации ДО основными субъектами являются преподаватель и студент На трансформации взаимоотношений таковых мы и остановимся.

В современной литературе очень много уделяется вниманию тому факту, что общество движется к информационному, где главным инструментом труда становится знание. А это подразумевает активность каждого индивида (члена общества) в получении такового.

Проявление активности любого индивида в получении знания в процессе обучения есть уменьшение неопределенности полученных знаний в конкретной области. Как отмечает Абдеев РФ, «любого типа упорядоченность возникает в результате какого-то воздействия окружающей среды на систему, которая, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, накапливает полезную для себя информацию, повышает уровень своей организации»(2).

В образовательном процессе активная деятельность обучающегося основана на «личной мотивации и само-дисциплине»(1). Студент при данном виде обучения занят поиском и обработкой большого объема информации в большей степени, чем он получает через различного рода организованные технологии передачи информации системы ДО. Куда может завести личная мотивация при освоении не представленной в учебном материале информации? Кто научил обучающегося выбирать ту информацию, которая ему действительно необходима, избегая « информационного шума»?

Ответом на данные вопросы является необходимость существования посредника, повсеместно встречающегося в современном обществе.

Использование поисковых систем при работе в сети Интернет - это своего рода использование посредника в поиске необходимой информации.

В образовательном процессе использование данного посредника основано на парадигме, которая подразумевает «обеспечениие ... широким набором информации из различных источников». Однако использование данного вида посредника приводит к возникновению «информационного шума». Здесь также следует отметить, что данная парадигма « позволяет исследовать большие объемы информации и таким образом поддерживает "конструирование" знания, но она является "слабым конструктором", и с точки зрения преподавания, поскольку правильность (адекватность) сконструированного знания не может быть проверена» (1).

Внимание роли посредника уделяет Бобкова Н.Д.: «Сегодня индивиду противостоит не знакомый ему с детства узкий сектор социальной реальности, а целостный сложнейший социальный организм в его многообразии. В этих обстоятельствах возникает объективная потребность в новой социальной функции, необходимость которой уже хорошо осознана во многих странах. Это функция посредника, помогающего молодому человеку правильно ориентироваться в карте социальной реальности и грамотно прокладывать начальный этап жизненного маршрута» (3).

В образовательном процессе также необходим посредник или, если назвать по-другому, преподаватель-консультант: основная задача которого помогать «правильно ориентироваться» в информационно-коммуникативном пространстве образовательного процесса. Это следует отличать от преподавателей-тьюторов, чьи задачи и функции уже хорошо освещены в современной литературе.

Дистанционное образование органично связано с индивидуальным обучением, предполагающим многовариантность в построении образовательной траектории и самостоятельность обучающегося в «конструировании

своих знаний» при посреднической помощи преподавателя-консультанта; возможность целевой индивидуальной проверки уровня знаний обучающегося и достоверность проверямых результатов обучающегося.

Анализ возможностей технологий дистанционного обучения на базе современных информационных телекоммуникационных систем позволяет уверенно прогнозировать существенные трансформации всего института образования.

Список литературы

1. Kinshuk & Patel A. A conceptual framework for Internet based intelligent

tutoring systems. Knowledge transfer (volume II) (ed. A.Behrooz), 1997, pAce, London, pp. 117-124 (ISBN 1-900427-015-X).

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС,

1994. - С.26.

3. Бобкова Н.Д. Кадровое обеспечение государственной молодежной

политики (историко-педагогический аспект). Сибирский педагогический журнал, 2008. -№8. - С. 193-200.

4. Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., и др. Основы открытого

образования//Отв. ред. В.И.Солдаткин. - Т. 1. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - С. 7.

С.М. Попков

Курганский государственный университет

ФЕНОМЕНЫ ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ К КУЛЬТУРЕ В ФИЛОСОФИИ

Аннотация

В статье на материале философских учений киников, Ж.-Ж. Руссо, Ф.Ницше, Л.Н.Толстого, З.Фрейда, постмодернизма рассматривается отношение человека к культуре с позиций доверия и недоверия. Выявляются причины доверительного или критического отношения к культуре.

Ключевые слова: доверие, недоверие, культура, человек, ценность.

S.M. Popkov Kurgan State University

PHENOMENA OF TRUST AND MISTRUST IN CULTURE IN THE FIELD OF PHILOSOPHY

Annotation

The article considers the relation of the human being to culture from the perspective of trust and mistrust on the basis of philosophical doctrines of cynics such as ZH.-ZH.Russo, F.Nietzsche, L.N.Tolstoi, Z.Freud and of postmodernism. It defines the reasons for trust or critical turn toward culture. Keywords: trust, mistrust, culture, a human being, value.

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 6

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.