ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ПРАВОПОРЯДОК
УДК 343.97 : 343.85 : 343.575.4 ББК 67.51
© 2017 г. В. Г. Дикарев,
начальник кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А. Н. Сергеева ВИПК МВД России. Тел.: 8 (495) 736-91-41.
Ю. Б. Гаврюшкин,
профессор кафедры противодействия незаконному обороту наркотиков Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А. Н. Сергеева ВИПК МВД России кандидат юридических наук. Тел.: 8 (495) 736-91-41.
О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЧИНАХ РОСТА НАРКОМАНИИ В РОССИИ И СПОСОБАХ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Исследования наркоситуации в России показывают наличие устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотических средств и психотропных веществ с одновременным снижением возраста приобщившихся к этому людей. Эпидемия наркомании представляет особую опасность для страны из-за ослабления демографического и социально-экономического потенциала. В статье указаны современные причины активного роста наркомании в России, а также обоснованы возможные способы устранения этих причин.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, государственная антинаркотическая политика, антинаркотическая безопасность, новые синтетические психоактивные вещества.
V. G. Dikarev - Director of the Combating Illegal Drugs Trafficking Department of the International Inter-Agency
Drug Fighting Training Centre named after Militia Lt. General A. N. Sergeev of the All-Russian Advanced Training
Police Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation.
Yu. B. Gavryushkin - Professor of the Department of the Combating Illegal Drugs Circulation Chair of the International Inter-Agency Drug Fighting Training Centre named after Militia Lt. General A. N. Sergeev of the All-Russian
Advanced Training Police Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Phd in Law.
SOME CAUSES OF MODERN DRUG GROWTH IN RUSSIAAND REMEDIES
Study the drug situation in Russia shows the presence of a steady trend in a significant and continuous growth of consumption of narcotic drugs and psychotropic substances, with a simultaneous decrease in the age associated themselves with them people. The epidemic of drug abuse is especially dangerous for the country due to the weakening of the demographic and socio-economic potential. The article stated the reasons for the modern active addiction growth in Russia, and developed possible solutions to these reasons.
Key words: drug trafficking, state anti-drug policy, anti-drug security, new synthetic psychoactive substances.
Тема исследования причин активного роста наркомании в России актуальна сегодня в связи со следующими обстоятельствами. Явление наркомании на территории Российской Федерации затрагивает около 30 млн человек, или практически каждого пятого жителя России. По сведениям Минздрава России, на учете в наркологических учреждениях состоит около 650 тыс. лиц, потребляющих наркотики [9]. В то же время, по экспертным данным, среди потребителей наркотиков в нашей стране насчитывается более 7 млн человек, пре-
имущественно в возрасте от 16 до 35 лет (средняя продолжительность жизни наркомана составляет 15 лет) [9]. На сегодняшний день в России практически нет ни одного города, где не было бы лиц, употребляющих наркотики. Что касается последствий употребления наркотиков для здоровья человека, то средний показатель распространения ВИЧ-инфекции в мире среди лиц, употребляющих наркотики путем инъекций, оценивается на уровне 17,9 % [9]. Это означает, что 2,8 млн человек, которые употребляют наркотики путем инъекций, являются
ВИЧ-инфицированными, а почти каждый пятый из употребляющих наркотики путем инъекций оказывается носителем ВИЧ. Распространенность гепатита С среди лиц, употребляющих наркотики путем инъекций, на глобальном уровне оценивается в 50 % (в диапазоне от 45,2 до 55,3 %) или приблизительно 8 млн человек. Количество случаев со смертельным исходом, вызванных или связанных с употреблением запрещенных наркотиков, согласно оценкам, составляет ежегодно от 104 до 263 тыс., соответственно на один миллион жителей в возрасте от 15 до 64 лет приходится от 23,1 до 58,7 случаев летального исхода, более половины из них -в результате смертельной передозировки. Число заразившихся ВИЧ-инфекцией в России достигло 1 миллиона человек, из которых примерно 53 % связаны с употреблением наркотиков. Такие данные приводит глава Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вадим Покровский [10].
В результате мониторинга Роскомнадзором сети «Интернет» установлено, что пользователями только одного региона ежемесячно запрашивается информация со словами: «наркотик» - 1 0 тыс. раз, «спайс» - 7 тыс., «марихуана» - 1 150, «гашиш» - 1 тыс., «героин» -850. При запросе в поисковых системах фразы «как приготовить амфетамин в домашних условиях» найдено 32 тыс. сайтов, которые в основном содержат информацию о способах изготовления наркотиков в домашних условиях. При запросе в Yandex слова «наркотик» -46 млн сайтов, «марихуана» - 9 млн, «героин» - 8 млн, «спайс» - 6 млн, «курительные смеси» - 1 млн, «дезоморфин» - 578 тыс. [5].
В России наркомания имеет тенденцию к омоложению. По данным Российского НИИ судебной психиатрии, количество наркоманов-подростков за последние 10 лет возросло в 18 раз. По данным исследований, в разных регионах России 44,8 % несовершеннолетних так или иначе знакомы с употреблением наркотиков [2, с. 48]. В России в начале 2015 года насчитывалось примерно 6 млн людей, употребляющих наркотики, из которых 72 % - молодежь от 14 до 30 лет [9]. Большая часть наркозависимых употребляют героин. При этом наряду с героином существенную угрозу обществу представляет захлестнувший Россию поток новых синтетических психоак-
тивных веществ. Так, в 2016 году в России количество изъятых новых синтетических наркотиков (3 т 547 кг) находится на втором месте после марихуаны (13 т 434 кг), обогнав кокаин (144 кг), гашиш (1 т 354 кг) и наркотики опийной группы (1 т 411 кг), включая героин (965 кг) [6].
Сегодня основными потребителями новых синтетических психоактивных веществ становятся учащиеся техникумов и лицеев, молодые специалисты, работающие в государственных и муниципальных структурах, финансовых, коммерческих учреждениях и на производствах, то есть основной кадровый ресурс и производственный потенциал государства. Указанная возрастная категория граждан также является главной репродуктивной частью населения, и употребление ими психоактивных веществ в перспективе может крайне негативно сказаться на демографической ситуации в стране.
Несмотря на кардинальные изменения в законодательстве в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств (с 2009 по 2015 год было принято 40 федеральных законов, издано 44 указа Президента РФ, принято 105 постановлений Правительства РФ, направленных на борьбу с наркоманией и распространением наркотиков) [4], проблема, связанная с противодействием распространению наркомании в России, остается одной из наиболее значимых. Предпринимаемые правоохранительными органами всевозможные меры, к сожалению, не приносят ожидаемого результата, и уровень наркотизации населения страны остается достаточно высоким.
Долгое время было принято считать, что рост организованной преступности и незаконных вооруженных формирований, связанных с незаконным оборотом наркотиков и пропагандой идей терроризма и экстремизма, исключительным образом определяется социально-экономическими либо политическими факторами. Так, говоря о наркоугрозе, Г. Г. Силласте отмечает, что главным детерминирующим фактором наркоманизации нашего государства является длительный социально-экономический кризис и бедность населения [7]. Эти причины относят и к факторам, способствующим распространению идеологии терроризма и экстремизма.
По мнению Е. В. Ждановой, в конце 90-х годов XX века окончательной победе над не-
законным оборотом наркотиков мешало, помимо прочих нерешенных вопросов, отсутствие закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [1, с. 112]. В 2001 году такой федеральный закон вступил в законную силу, однако, еще несколько лет он «не работал» ввиду того, что отдельные предусмотренные им постановления Правительства РФ не были разработаны и приняты своевременно.
В 2003 году была образована Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. В 2016 году Указом Президента РФ эта служба была упразднена, а ее функции, полномочия и штатная численность переданы Министерству внутренних дел РФ. Последовавшее за этим ухудшение показателей, характеризующих наркоситуацию в стране, объясняется причинами, связанными с мероприятиями по реформированию правоохранительных органов, призванных вести борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
В 2010 году неэффективность государственной антинаркотической политики связывалась и с отсутствием государственной системы мониторинга развития наркоситуации, и с отсутствием межведомственной информационной системы учета лиц и транспортных средств, пересекающих государственную границу [9].
Переломить ситуацию на «антинаркотическом фронте» мешало в том числе и несовершенство правовых мер борьбы с новыми видами наркотических средств и психотропных веществ (дизайнерские наркотики, курительные смеси, спайсы, миксы) [1, с. 111].
Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11] было введено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества» - вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасные для его жизни и здоровья, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. Тем не менее в отношении таких веществ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
Данным федеральным законом также закреплено понятие «оборот новых потенциально
опасных психоактивных веществ» - производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение любыми способами).
Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 2341 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» [11], которая предусматривает уголовную ответственность за незаконное производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ. Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 4.1, 6.9, 6.10, 6.13, 20.20, 20.22). К сожалению, указанная норма Уголовного кодекса РФ не отменила понятие и уголовную ответственность за оборот аналогов наркотиков, что в будущем может вызвать споры и противоречия при определении ответственности за оборот НПОПВ и аналогов наркотиков [3, с. 44].
На наш взгляд, говорить об эффективности принятых правовых норм пока преждевременно, так как для успешной реализации их на практике необходим комплексный правоприменительный механизм, создание которого потребует повторного акта нормотворчества, но уже на подзаконном уровне.
Еще одной из особо значимых причин роста наркомании в стране следует назвать стремительный и неуклонный рост преступного «профессионализма» и высокую организованность наркобизнеса. Наркосбытчики хорошо осведомлены о методах работы полиции и, в частности, о тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий, таких как проверочная закупка и контролируемая поставка. Они понимают, какому риску подвергаются, непосредственно (напрямую) общаясь с покупателями наркотиков, поэтому разрабатывают новые схемы наркосбыта, которые существенно затрудняют работу сотрудников антинаркотических структур по выявлению, фиксированию и доказыванию факта прода-
жи. Кроме того, наркосбытчики, стремясь обезличить себя, не только прибегают к услугам посредников, но и используют при сбыте наркотиков современные технические средства и программное обеспечение.
При этом характерным способом сбыта наркотиков является бесконтактный способ с использованием сети «Интернет» и электронных платежных систем. Доставка в регионы осуществляется посылками почтовой службы, розничное распространение производится курьерами методом закладки в тайниках [8, с. 11].
Слабый контроль за миграционными процессами оказывает также негативное влияние на наркоситуацию в России. Так, по словам руководителя Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России А. И. Хра-пова, в преступную деятельность по перевозке и распространению наркотиков на территории Российской Федерации вовлекаются трудовые мигранты, которые отправляются в Россию на заработки. В частности, на Украине налажен процесс массовой вербовки граждан страны, отправляющихся в нашу страну на заработки, их набирают на вполне законные позиции экспедиторов и курьеров, которые должны доставлять из Украины в Россию различные грузы. В итоге все заканчивается перевозкой наркотиков по определенным адресам в России. В настоящее время правоохранительными органами задержано 70 человек, являющихся наркокурьерами [9].
Не менее значимой причиной роста наркомании в стране является недостаточная организация национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков. В соответствии с законодательством контроль за деятельностью реабилитационных центров относится к компетенции субъектов Российской Федерации, однако в настоящее время полностью функ-
ционируют только 4 реабилитационных центра. Кроме того, в стране насчитывается порядка 500 центров немедицинской социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, созданных некоммерческими неправительственными организациями, функционирующих без должного контроля и поддержки со стороны государства [9].
Представляется, что отсутствие положительных результатов на протяжении столь длительного времени свидетельствует о том, что реально применяемые меры и направления борьбы с незаконным оборотом наркотиков неадекватны существующей наркоугрозе.
Сегодня не существует универсального метода решения проблемы наркомании в России, остановить распространение наркотиков среди населения нашей страны можно только принятием комплексных мер, как полицейских, так и социальных, направленных на кардинальное снижение внутреннего спроса на наркотики. В дополнение к полицейским мерам противодействия и пресечения незаконного оборота наркотических средств, мерам по выявлению, предотвращению их распространения, в том числе по изъятию наркотиков, ликвидации наркопроизводства требуется постоянное проведение мониторинга наркоситуации в Российской Федерации с обязательным учетом его результатов для принятия управленческих решений в сфере борьбы с наркотической угрозой. Кроме того, необходимо наладить взаимодействие правоохранительных органов и общественных организаций, совершенствовать систему профилактической, лечебной и реабилитационной работы с лицами, потребляющими наркотики в немедицинских целях. Все эти меры позволят эффективно решить базовую задачу государственной антинаркотической политики -сохранить жизнь и здоровье народа.
Литература
1. Жданова Е. В. Понятие и значение антинаркотической безопасности в Российской Федерации // Науч. портал МВД России. 2015. № 1.
2. Ишимова А. Е. Проблема наркомании в России // Молодой ученый. 2015. № 6.
3. Особенности противодействия распространению новых синтетических наркотических средств и психоактивных веществ: учеб.-
Bibliography
1. Zhdanova E. V. The concept and importance of anti-drug security in the Russian Federation // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 1.
2. Ishimova A. E. The problem of drug addiction in Russia // Young scientist. 2015. № 6.
3. Peculiarities of counteracting the spread of new synthetic narcotic drugs and psychoactive substances: a practical training manual / A. V. Morozov and
практ. пособие / А. В. Морозов и др. ВИПК МВД России, 2016.
4. Иванов В. Выступление на парламентских слушаниях в Государственной Думе. URL: http://www.er-duma.ru/press/65223/
5. Шалагин А. Е., Усманов И. М. Современная наркоситуация в Российской Федерации: тенденции, прогноз, меры противодействия // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2016. № 1 (23).
6. Сведения об основных результатах деятельности правоохранительных органов России по противодействию наркопреступности за январь-декабрь 2016 года: экспресс-информация за янв.-дек. 2016 г. ГИАЦ МВД России, 2017.
7. Силласте Г. Г. Наркомания - угроза национальной безопасности // Обозреватель. 2002. № 9-10.
8. Смуров К. В. Основные направления деятельности подразделений наркоконтроля // Профессионал. 2016. № 6.
9. Храпов А. И. О состоянии наркоситуации в Российской Федерации и тенденции ее развития: доклад на совещании-семинаре руководителей подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, приуроченном к 25-летию создания в системе МВД России подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, 6 дек. 2016 г. ВИПК МВД России, 2016.
10. Покровский В. При правильном лечении человек с ВИЧ живет до старости. URL: https://spid.center/articles/358
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 03.02.2015 № 7-ФЗ (в ред. от 03.07.2016): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 янв. 2015 г.: одобр. Сов. Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 28 янв. 2015 г. URL: ht-tps://rg.ru/2015/02/06/veshestva-dok.html
others. VIPK of the Ministry of the Interior of Russia, 2016.
4. Ivanov V. Speech at parliamentary hearings in the State Duma. URL: http://www.er-duma.ru/press/ 65223/
5. Shalagin A. E., Usmanov I. M. Modern drug situation in the Russian Federation: trends, forecast, countermeasures // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 1 (23).
6. Information on the main results of the activities of the law enforcement agencies of Russia on combating drug trafficking in January-December 2016: express information for January-December 2016. GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017.
7. Sillaste G.G. Drug addiction - a threat to national security // Observer. 2002. № 9-10.
8. Smurov K. V. The main areas of activity of drug control units // Professional. 2016. № 6.
9. Khrapov A. I. On the state of the drug situation in the Russian Federation and its development trends: a report at a meeting-seminar of heads of drug trafficking control units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, timed to the 25 anniversary of the creation of units for struggling with illegal drug trafficking in the system of the Ministry of Internal Affairs December 6, 2016 VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
10. Pokrovsky V. With the right treatment, a person with AIDS lives up to old age. URL: https:// spid.center/articles/358
11. On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation № 7-FZ of 03.02.2015 (as amended on 03.07.2016): adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on January 23, 2015: approved by the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on January 28, 2015. URL: https://rg.ru/2015/ 02/06/veshestva-dok.html